Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономика отраслевых рынков это

Понятие и сущность теории (экономики) отраслевых рынков

Теория (экономика) отраслевых рынков представляет собой одно из наиболее молодых и динамично развивающихся направлений экономической науки. Впервые попытки анализа отраслевой организации рынка были сделаны в период 1887 – 1915 гг. В период с 1933 по 1940 гг. анализ отраслевых рынков становится особенно популярным, что связано с экономической депрессией в мире и стремлением к переоценке роли конкуренции на рынках разного уровня. Затем в середине ХХ в. интерес к данному направлению исследования немного поостыл, что было связано с переключением внимания на стабилизацию экономики и поддержку слаборазвитых экономических регионов. Однако уже в 1970-е гг. интерес к изучению функционирования отраслевых рынков проявляется вновь и интенсивно набирает обороты.

В зарубежных университетах экономика, как и организация, отраслевых рынков имеет более длительную и богатую историю преподавания, охватывающую несколько десятилетий. В Европе и США читаются курсы, получившие название «Economics» и «IndustrialOrganization».

Теоретические основы этого курса разработаны и представлены преимущественно в работах западных ученых. В настоящее время и в России появляются работы, посвященные данной проблематике.

Единого подхода к вопросу о том, что же все-таки изучает «Экономика отраслевых рынков», пока не существует. Значимым является также вопрос о том, не является ли данная дисциплина углубленным курсом микроэкономики или же она является самостоятельным направлением. Многие зарубежные специалисты полагают, что название дисциплины не полной мере передает содержание предмета изучения. Это связано не только с наличием разных научных направлений в экономической мысли в целом, но и в микроэкономике, в частности.

Дословно с английского языка данный курс называется «Экономика промышленности», в России применяются различные трактовки: «Экономика и организация отраслевых рынков», «Экономика отраслевых рынков», «Теория отраслевых рынков», «Теория организации отраслевых рынков», «Теория организации промышленности» и др. Конечно, со временем ученые найдут более точное определение курса, но использование названия «Экономика промышленности» в нашей стране не приемлемо, т.к. рассматриваемая область экономической теории имеет с ней очень мало общего. Поэтому пока наиболее приемлемым можно считать название «Экономика отраслевых рынков».

Дать четкое определение экономике отраслевых рынков достаточно сложно, это связано, по мнению многих авторов, с тем, что границы его довольно расплывчаты. Поэтому экономику отраслевых рынков можно определить как область теоретико-прикладных исследований, которая связана с анализом экономики и организации различных отраслевых секторов современной экономики и формирующихся в их рамках рыночных структур. Такое представление дает Жан Тироль, который подчеркивает необходимостьконцентрации внимания на изучении функционирования рынков и свойственных им различных структур. Согласно этому, экономика отраслевых рынков имеет в качестве главной задачи изучение функционирования рынков, взаимодействия рынков и предприятий, а также исследует экономическуюполитику государства,связанную с управлением рынков и рыночных структур. В том числе политики поддержки конкуренции и регулирования деятельности монополий, включая естественные, а также промышленной, технологической, инновационной политики и ряда других аспектов государственного регулирования. При этом экономика отраслевых рынков объединяет аспекты микро- и макроэкономического анализа рыночной конъюнктуры, давая возможность расширить рамки научного исследования.

Читать еще:  Регулирование фондового рынка в россии

В экономической литературе также сложно найти и точное определение объекта экономики отраслевых рынков. Связано это с теми же причинами, по которым довольно сложно дать определение данной дисциплины.

Из названия «Экономика отраслевых рынков» следует, что областью исследования дисциплины являются: организация отдельных рынков и отраслей, деятельность фирм в отрасли, влияние их решений на отраслевую организацию, закономерности формирования различных рыночных структур, принципы поведения фирм на различных рынках, результаты их поведения для всей экономики, варианты отраслевой политики государства.

Эта наука занимается также разработкой инструментария экономического анализа рыночных структур, углублением понимания закономерностей в этой области, изучением возможности и необходимости государственного регулирования.

Таким образом, экономика отраслевых рынков – это область экономической науки, посвященная исследованию рынков, которые нельзя проанализировать с помощью стандартных моделей совершенной конкуренции.

Основной объект анализа – это исследование того, как производственная деятельность приводится в гармоническое соответствие со спросом на товары и услуги посредством некоего организующего механизма (такого, как свободный рынок) и как изменения и несовершенства в организующем механизме влияют на прогресс, достигнутый в удовлетворении экономических потребностей.

Область изучения современной теории организации отраслевых рынков охватывает три группы вопросов:

– вопросы теории фирмы: ее масштаб, сферу деятельности, организацию и поведение;

– несовершенную конкуренцию: исследуя условия приобретения рыночной власти, формы ее проявления, факторы ее сохранения и утраты, ценовое и неценовое соперничество;

– политику общества в отношении бизнеса: какой должна быть оптимальная политика в отношении бизнеса (как традиционная антимонопольная политика, регулирование рынка, так и вопросы дерегуляции, либерализации условий входа в отрасль, приватизации, стимулирования технологических и продуктовых нововведений, конкурентоспособности).

Экономика отрасли;

Глава 1. Формирование системы
«Фирма – Рынок – Отрасль»

1.1. Основные понятия курса
экономика отраслевых рынков

Основная причина, по которой организация отраслевых рынков относится к отдельной области знания, связана с тем, что существующие модели развития на микро- и макроуровне не дают полного представления о современных принципах формировании стратегий фирмы.

В современной российской экономике предприятие занимает особое место в системе организации экономики.

Предметом изучения различных рыночных структур является поведение фирм в условиях монополии, олигополии или конкуренции и анализ результатов хозяйственной деятельности фирм как
с точки зрения отдельного рынка, так и с точки зрения общего
рыночного равновесия.

Базовыми понятиями в экономике отраслевых рынков являются: фирма, рынок, отрасль, отраслевой рынок, рыночная власть, конкурентоспособность и стратегическое поведение.

Фирма– организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями[1].

В рамках данного курса воспользуемся следующими понятиями, характеризующими природу рынка:

рынок – это совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок;

Читать еще:  График спроса и предложения на рынке

рынок – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью потребительских потребностей.

В свою очередь, отрасль – это совокупность хозяйствующих субъектов (промышленные предприятия, унитарные предприятия, некоммерческие организации, муниципальные предприятия), объединяемых однородностью производственного процесса. При этом отрасли подразделяют на комплексные (например, комплекс машиностроения, металлургическая отрасль, топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс) и отрасли по видам производства (например, предприятия литейного производства).

Соответственно, отраслевой рынок – это рынок взаимозаменяемой продукции, который, как правило, рассматривается в пределах государственного социально-экономического комплекса.

Классический подход к определению эффективного поведения на отраслевом рынке оперирует понятием рыночной власти, представляя его основой стратегического поведения.

Рыночная власть – это способность фирмы устанавливать такую цену, которая превышает предельные издержки или издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Надо отметить тот факт, что использование понятия «рыночная власть» несколько сужает рамки исследования методов и подходов
к оценке результативности поведения фирм. В современных условиях развития отраслевых рынков особый интерес представляет формирование конкурентной среды в различных рыночных структурах, включая и монопольные рынки.

Конкурентоспособность– это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений, позволяющее выступать в условиях экономического соперничества за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов или факторов производства (трудовых ресурсов, земли, оборотного и основного капитала, искусства предпринимательской деятельности и информации). Соотношение уровня значимости целей фирмы для управляющих с наличием факторов её внутренней и внешней среды является отправной точкой в формировании стратегии развития и поведения.

Стратегическое поведение – это поведение фирмы, при котором она учитывает возможные ответные действия конкурентов.

Формирование стратегических взаимосвязей между фирмами осуществляется на нескольких уровнях.

1. Поведение на рынке под влиянием целей собственников
и управляющих.

2. Методы выделения отраслевых рынков и определение их рыночных границ.

3. Способы оценки состояния конкурентной среды отраслевого рынка и степени концентрации рыночных субъектов.

4. Рыночные барьеры, препятствующие развитию рыночной конкуренции.

5. Существующие теории и микроэкономические модели стратегического поведения фирм на отраслевом рынке.

6. Основные направления стратегического взаимодействия конкурентов:

– конкуренция по качеству продукции;

– конкуренция по близости к потребителям мест продаж продукции;

– конкуренция в рекламной деятельности;

– состязание в инновационных исследованиях и разработках;

– умышленное манипулирование информацией о состоянии рынка.

7. Условия заключения рыночного соглашения (картельного сговора).

8. Монополистическая рыночная структура и угрозы, связанные с её деятельностью, для развития национальной экономики.

9. Существующие типы государственной отраслевой политики, препятствующие монополизации рынка или же концентрации рыночной власти в руках нескольких крупных участников рынка.

1.2. Теоретическая основа
экономики отраслевых рынков

Исходя из представленного выше боле широкого подхода к определению сущности рынка, его структура может быть представлена следующим образом:

Рис. 7. Структурные элементы рынка с точки зрения широкого подхода

Читать еще:  Формирование внутреннего рынка

Субъекты и объекты рынка, как системы отношений, были подробно рассмотрены в предшествующих курсе микроэкономики, поэтому далее считаем целесообразным более детально остановится на характеристике поведения фирмы на рынке:

Рис. 1.1. Парадигма «структура – поведение – результат»

В отличие от микроэкономики, экономика отраслевых рынков делает акцент на более полном отражении реальной действительности при использовании моделей. Поэтому в рамках этой науки осуществляется эмпирическая проверка гипотез и моделей микроэко­номики.

В теории отраслевых рынков можно выделить три основных направления исследований:

– применение теоретико-игровых моделей в анализе олиго­полистических рынков, которые значительно расширяют возмож­ности микроэкономических исследований стратегического пове­дения;

– использование теории трансакционных издержек при сравнительном анализе рынков, который на основе моделей микроэкономики позволяет объяснить различия в поведении фирм, в структуре
и результативности функционирования отраслей;

– разработка теории состязательных или квазиконкурентных рынков, которая развивает понятие потенциальной конкуренции, когда конкурентоспособность фирм на рынке возрастает при угрозе появления новых конкурентов.

Конкурентный рынок – рыночная модель, рассматриваемая
и с позиции состязательных рынков. Выделяются два типа состязательных рынков:

– рынки, где цены превышают предельные и средние издержки, что позволяет войти на рынок новым фирмам;

– рынки, где цены упали ниже средних издержек и многие фирмы могут уйти с рынка.

Рынок не будет состязательным, если на нём функционирует малое количество фирм, а вход и выход с рынка затруднены.

Большое значение с точки зрения практической применимости моделей и методов на российских рынках имеют рынки несовершенной конкуренции. Это рынок, на котором продавцы и поку­патели могут существенно влиять на цены, а следовательно, устанавливать их на таком уровне, который позволяет получить мак­си­мальную выгоду.

Особенностью рынка несовершенной конкуренции является наличие рыночных барьеров.

В соответствии с основополагающей идеей формирования и регулирования поведения фирм, направленного на будущий результат, особого внимания заслуживает теория Г. Хамела о создании «революционных» компаний[2]. С окончанием ХХ в. завершилась «эра прогресса» (с ее линейным эволюционным развитием и приростными улучшениями) и началась эпоха революционных потрясений, при которых конкуренция формируется не между продуктами, компаниями, а между инновациями в технологии, организацию и управленческие процессы. К исходу ХХ в. стало ясно, что обладание большой долей сегодняшнего рынка не является залогом успеха в будущем.

Дело не только в сокращении жизненных циклов продуктов
и ускорении изменений в предпочтениях потребителей. Реальностью стала быстрая «конвергенция» стратегий компаний: каждая из них начинает вслед за лидером придерживаться одинаковых подходов
в определении отрасли, критериев сегментирования, политики формирования производственно-сбытовой деятельности. Это приводит
к изменению сути понятия отрасль. «типичное определение отрасли состоит в той группе компаний, которые используют одну и ту же бизнес-модель»[3]. Соответственно, принадлежность к отрасли позволяет предприятию определить технологические и организационные основы для формирования индивидуальной ценности.

Глава 2. Отраслевая организация экономики

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector