Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование единого рынка

Формирование всероссийского рынка

Предпосылкой для формирования всероссийского рынка стало региональное разделение труда. Москва к этому времени стала важнейшим транспортным узлом, центром пересечения торговых путей и имела исключительное значение для образования всероссийского рынка.

Проследим движение товаров того времени. В Москву из Подмосковья поставлялись мясо и овощи. Масло коровье везли из Среднего Поволжья. Поморье, Ростовский уезд, Нижнее Поволжье и приокские места постоянно поставляли рыбу. Овощи поступали также из Вереи, Боровска и Ростовского уезда. Железом Москву снабжали Тула, Галич, У сложна Железопольская и Тихвин; кожи привозили главным образом из Ярославско-Костромского и Суздальского районов; деревянную посуду поставляло Поволжье; соль — города Поморья. Традиционно Москва являлась крупнейшим рынком сбыта сибирских мехов.

На основе производственной специализации отдельных районов складывались рынки с преимущественным значением каких-либо товаров. В Ярославле хорошо можно было продать кожи, мыло, сало, мясо и текстильные изделия. Великий Устюг и особенно Соль Вычегодская были крупнейшими пушными рынками — поступавшие из Сибири меха доставлялись отсюда либо в Архангельск для экспорта, либо в Москву для продажи на внутренний рынок.

Смоленск и Псков считались центрами торговли льном и пенькой, поскольку эти товары производи­лись в близлежащих районах и поступали затем на заграничный рынок.

Некоторые региональные рынки превращались в центры торговли тем или иным традиционным видом товара, имеющим значение для всей страны. Завязы­вались интенсивные торговые связи с далеко отстоящими от них городами. Так, например, Тихвинский посад с его ежегодной ярмаркой поддерживал торговлю с 45 городами России. Закупая у местных кузнецов дешевые изделия железоделательных промыслов, скупщики перепродавали их более крупным торговцам. Последние отвозили значительные партии товаров в Устюжну Железопольскую, а также в Москву, Ярославль, Псков и другие города.

Кроме специализированных региональных рынков, большую роль в торговом обороте страны играли ярмарки всероссийского значения, такие, как Макарьевская (близ Нижнего Новгорода), Свенская (под Брянском), Архангельская и др. Подобные ярмарки характеризовались обилием товаров и торги на них продолжались в течение нескольких недель.

Складывание всероссийского рынка повысило роль купечества в хозяйственной и политической жизни страны. В XVII столетии из общей массы торговых людей все заметнее выделяется верхушка купеческого мира. Государство поощряло отдельных представителей купечества путем присвоения им звания гостей. Эти крупнейшие купцы становились финансовыми агентами правительства — по его поручению они вели заграничную торговлю пушниной, поташом, ревенем и пр. В функции купцов, носящих звание гос­тей, входило выполнение строительных подрядов, они также закупали продовольствие для нужд армии, собирали налоги, таможенные пошлины, кабацкие деньги и т. д. Гости привлекали для выполнения подрядных и откупных операций более мелких купцов, деля с ними огромные барыши от продажи монопольных товаров: вина и соли. Государственные откупа и подряды давали возможность для накопле­ния капиталов, которые затем крупные купцы могли выгодно помещать.

В руках отдельных купеческих семей скапливались довольно крупные капиталы. Так, купцу Н. Светешникову принадлежали многочисленные соляные промыслы. Стояновы в Новгороде и Ф. Емельянов в Пскове входили в число первых людей в своих городах. Владея целыми состояниями, они могли оказывать влияние не только на воевод, но и на царское правительство. К гостям, а также близким к ним по положению торговым людям из гостиной и суконной сотен (объединений) примыкала верхушка горожан, именовавшихся «лучшими», «большими» посадскими людьми, пользовавшимися авторитетом в купеческой среде.

Торговля в стране, в которой медленно, но неуклонно развивались промыслы, существовали огромные сырьевые запасы, сформировала новое сословие в обществе. Имея значительные капиталы, купеческое сословие начинает выступать перед правительством в защиту своих интересов. В челобитьях они просили ограничить, а то и вовсе запретить английским купцам торговать в Москве и в других городах, за исключением Архангельска. Челобитье было удовлетворено царским правительством в 1649 г. под предлогом того, что англичане казнили своего короля Карла I.

То, что в экономике страны произошли существен­ные изменения, отразилось в Таможенном уставе 1653 г. и в Новоторговом уставе 1667 г. По политическим соображениям в создании устава 1667 г. принимал участие начальник Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокин. Он хорошо понимал нужды русского купечества, учитывал их при обосновании таможенных пошлин с иностранцев, соблюдая, одна­ко, и государственные интересы. Любопытно, что в XVII столетии для многих страны Европы харак­терны меркантилистические воззрения в вопросах международной торговли. Россия не исключение среди них. Новоторговый устав отмечал особое значе­ние торговли для России, так как «во всех государ­ствах окрестных в первых государственных делах свободные и прибыльные торги для сбора пошлин и для всенародных пожитков мирских со всяким береженьям остерегают».

Таможенный устав 1653 г. отменял ряд мелких торговых сборов, сохранявшихся еще от времени феодальной раздробленности, и взамен их вводил одну так называемую торговую пошлину — по 10 коп. с рубля за продажу соли, по 5 коп. с рубля со всех остальных товаров. Что касается пошлин для иностранных купцов, продававших товары внутри России, то в интересах русского купечества Новоторго­вый устав 1667 г. еще более увеличил таможенные сборы с них.

Формирование всероссийского рынка

Важным шагом в направлении перехода России к рыночной экономике было формирование на месте раздробленных рынков отдельных княжеств единого всероссийского рынка. Предпосылками его становления были:

1) создание единой денежной системы страны. До конца XV в. собственные деньги выпускали все независимые княжества. Однако, по мере подчинения Москве, княжества лишались этого права. Одним из последних центров самостоятельного выпуска денег был Новгород, прекративший чеканку лишь в середине XVI в.;

2) становление институциональной структуры общероссийской торговли. С институциональной точки зрения для существования единого рынка необходимы

а) субъекты торговых отношений, ведущие сделки на всей его территории,

б) общенациональные центры торговли,

в) развитые пути сообщения.

Все эти компоненты постепенно сложились в российской экономике. Так, в XVI-XVII в. в России активно шел процесс первоначального накопления торгового (купеческого) капитала. К концу этого периода купечество превратилось в особое сословие, официально признававшееся и поддерживавшееся государством. Более того на купечество порой даже возлагаются общенациональные политические функции. Так, присоединение Сибири к России было осуществлено в результате экспедиций Ермака, проводившихся на деньги купцов Строгановых. К XVII в. складывается также сисМодуль центров торговли ¾ общероссийских ярмарок. Наибольшее значение среди них имели Макарьевская (Нижний Новгород), Ирбитская, Свенская, Архангельская, Тихвинская. Ярмарки обычно проводились 1-2 раза в год и приурочивались к церковным праздникам. Кроме того, все большее значение приобретал столичный московский рынок, притягивавший к себе потоки товаров в течение всего года. Наконец, в централизованном государстве постепенно развивались пути сообщения, связавшие основные города страны. Плохие дороги в необъятной стране, впрочем, еще столетия оставались одним из основных тормозов развития единого экономического пространства;

3) специализация отдельных регионов страны в выпуске продукции. Уже к XVII в. в России сложилась сравнительно сильная специализация регионов как в сельскохозяйственном, так и в промышленном производстве. Северо-Запад страны специализировался на выращивании льна, Юг и Юго-Восток ¾ на производстве хлеба и мяса, пригородные районы больших городов ¾ на овощеводстве и молочном животноводстве. Новгород, Псков и Тверь славились производством льняного полотна, Москва ¾ выделкой сукон, Тихвин, Серпухов, Тула ¾ металлургией, Старая Русса и Тотьма ¾ солеварением. Взаимный обмен продуктами объединял страну в единое экономическое пространство.

Тем не менее процесс формирования всероссийского рынка шел весьма медленно. Например, лишь в царствование Елизаветы Петровны внутри страны были отменены таможни, (1754), до той поры сильно затруднявшие перемещение товаров между регионами огромной державы. В целом в XVIII в. и начале XIX в. по мере дальнейшего развития уже перечисленных факторов (рост торговых предприятий и центров торговли, совершенствование путей сообщения, усиление специализации) степень единства российского рынка постепенно повышалась.

Читать еще:  Цели рынка труда

Переломным этапом в формировании единого рынка страны стало массовое строительство железных дорог. Если первоначально железные дороги связывали лишь отдельные регионы, то к концу XIX в. крупнейшие центры страны превратились в железнодорожные узлы и вся страна покрылась сетью магистралей. Именно с этого времени единство российского рынка стало проявлять себя на уровне текущей коммерческой активности. Иначе и не могло быть: пока путь из Москвы в Хабаровск занимал в лучшем случае несколько месяцев, а перевозка мяса из специализировавшихся на его производстве черноземных губерний и Украины к потребителям в Москве и Петербурге была возможна только зимой, ¾ до этих пор хозяйственное единство страны могло быть лишь относительным.

Как показали исследования академика И. Д. Ковальченко, выполненные количественными методами на основе анализа динамики цен в разных губерниях Российской империи, окончательное становление единого рынка сельскохозяйственных товаров потребительского назначения (а дореволюционная Россия была аграрной страной) следует относить лишь к 80-м годам XIX в. В этот период колебания цен на них впервые начинают подчиняться единому для всей страны ритму. А складывание единых рынков факторов производства (земля, рабочая сила, капитал ¾ в сельском хозяйстве это был в первую очередь тягловый скот) произошло еще позже ¾ в начале ХХ в.

Примерно в это же время существование единого рынка начинает отражаться и на результатах деятельности фирм:у работавших в разных губерниях сельскохозяйственных предприятий постепенно формируется один и тот же уровень рентабельности. Таким образом, в высоко конкурентной аграрной отрасли российской экономики заработал механизм формирования нулевой экономической прибыли. Это бесспорно доказывает, что все предприятия действовали в едином экономическом пространстве.

Россия вступила в ХХ в. с окончательно сложившимся общенациональным рынком. Последующие бурные события советской и постсоветской истории периодически приводили к сужению или частичной дезинтеграции общего экономического пространства, но никогда не разрушали его полностью.

Единый рынок и экономический союз;

Таможенный союз

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма.

В рамах ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, имея в виду таможенные тарифов, различные внешнеторговые преференции, протекционизм и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок к перемонтировке ресурсов, в потреблении и производстве.

Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в ЕС, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере развития других подобных интеграционных структур, появятся новые моменты, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Перерастание ТС в единый рынок обуславливается как чисто экономическими факторами, так и политическими.

Создание ЕР предусматривает на сегодня реализацию шести-семи обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Но для создания ЕР этого недостаточно.

Следующая задача – разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер определены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача – создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственно перемещение товаров.

Необходимо обозначить и следующие задачи, решаемые при создании ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обуславливают и согласование мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушению норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределяется необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных механизмов управления и контроля. В ЕС – это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

В принципе строительство ЕР должно завершиться созданием единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки и качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС). Пока теоретических разработок по сути, механизмам и инструментам ЭС немного, практически отсутствует опыт для обобщения и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. И сразу же была поставлена задача создания экономического и валютного союза. Создан Европейский банк. Определен уставной капитал в 4 млрд. Евро. Доли распределены между 15 странами: Бундесбанк – 24,4%, Банк де Франс – 16,9, Банко ди Италия – 15, Бэнк оф Инглэнд – 14,7, и т.д., в том числе Люксембург – 0,15%.

2.3. Ведущие интеграционные объединения.

1. Европейский Союз. Образован 9 мая 1950 г. на основе Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали следующие страны: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Вступил в силу с 1953 г. В 1957 г. было образовано ЕЭС. Этапы развития ЕС:

1957 – 1966 – формирование ЗСТ

1987 – 1992 – Общий рынок

1993 – 1998 – Экономический Союз

1999 – … –Экономический и валютный Союз

Современное название ЕС получил на основе Маастрихтского договора 1992 г., когда был взят курс на формирование Экономического Союза.

Основные принципы ЕС:

— Свободный торговый обмен.

— Свободное передвижение граждан стран – членов.

— Свобода выбора места жительства.

— Свобода предоставления услуг.

— Свободный оборот капиталов.

— Европейский Совет – высший орган

— Европейский Парламент (732 депутата)

— Совет Министров – законодательный орган

— Комиссия ЕС – исполнительный орган

Для расчётов между странами ЕС в 1971 году была введена ЭКЮ. С 1999г. – Евро.

Страны – члены ЕС:

1950г.: 1.Бельгия, 2.Италия, 3.Нидерланды, 4.Люксембург, 5.Франция, 6.ФРГ.

1973г.: 7.Великобритания, 8.Дания, 9.Ирландия.

1986г.: 11.Испания, 12.Португалия.

1995г.: 13.Австрия, 14.Финляндия, 15.Швеция.

2004г.: 16.Кипр, 17.Мальта, 18.Венгрия, 19.Польша, 20.Словакия , 21.Чехия,

22.Словения, 23.Латвия, 24.Литва, 25.Эстония.

2007г.: 26.Болгария, 27.Румыния.

1999г.: 1.Бельгия, 2.Нидерланды, 3.ФРГ, 4.Испания, 5.Франция, 6.Ирландия, 7.Италия, 8.Люксембург, 9.Австрия, 10.Португалия,11.Финляндия.

2007г.: 13. Словения.

2008г.: 14.Кипр, 15.Мальта.

2009г.: 16. Словакия.

2011г.: 17. Эстония.

Критерии вступления в еврозону разработаны Маастрихтским договором:

— дефицит бюджета не более 3% ВВП

— государственный долг не более 60% ВВП.

2. ЕАСТ. Европейская ассоциация свободной торговли. Образована в 1960г. 11 государствами, 7 из которых вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн.

— содействие финансовому росту и финансовой стабильности;

— создание благоприятных условий для торговли посредством ликвидации торговых барьеров.

Договор распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим беспошлинного оборота между странами ЕАСТ.

Читать еще:  Черты рынка чистой монополии

В 1991г. между ЕС и ЕАСТ было подписано соглашение об Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое предусматривает решение следующих задач:

— свободное движение товаров, услуг, капиталов и р/с;

— проведение согласованной политики в области экономики, научных исследований, экологии, образования, социальной социальной сферы.

В структуре ЕЭП два общих органа: Совет ЕЭП – высший политический орган и Объединённый комитет ЕЭП, отвечающий за текущую деятельность.

3. НАФТА. Образована в 1994 г. США, Канада, Мексика.

Цель создания: отмена таможенных барьеров, свобода перемещения через границы товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов. У Нафта отсутствуют межгосударственные органы управления, единая экономическая и валютная политика. 80% мексиканского экспорта и 40% американского освобождено от таможенных пошлин.

4. МЕРКОСУР. Mercado Comun del sur. Общий рынок стран Южного конуса. Образован в 1991г.: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай. С 2007г. вошла Венесуэла.В качестве ассоциированных членоа участвуют Чили, Боливия, Перу, Эквадор, Колумбия. Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, с/х, транспорта, связи, а также в валютно-финансовой сфере.

В 2001г. В Квебеке по инициативе США было принято решение о создании Американской зоны свободной торговли, которое одобрили 34 страны. Ключевым элементом формирование АЗСТ является взаимодействие между НАФТА и МЕРКОСУР.

5. АСЕАН.Была образована в 1967г. В настоящее время объединяет 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филлипины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999).

Основные направления деятельности АСЕАН:

— развитие сотрудничества в экономической, социальной, культурной областях;

— создание зоны свободной торговли;

— экономическое сотрудничество в сферах финансов, с/х, транспорта, туризма, телекоммуникаций, экологии;

С 2000г. взят курс на формирование ТС.

6.АТЭС.Организация Тихоокеанского экономического сотрудничества была создана в 1989г., на постоянной основе осуществляет деятельность с 1993г. Функционирует в формате форума. Эта региональная структура, объединенная чисто географическим принципом — общим выходом к Тихому океану, не имеет устава и формально не может называться международной организацией. Вся деятельность строится на основе консенсуса и добровольности, что служит гарантией против ущемления интересов участников.

В АТЭС входит 21 страна, в том числе промышленно развитые: Япония Австралия, Новая Зеландия, США, Канада; развивающиеся страны Азии: Гонконг, Тайвань, Филлипины, Индонезия, КНР, Республика Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа Новая Гвинея, Вьетнам (1997г.); страны Центральной и Южной Америки: Мексика, Чили, Перу (1997г.); страны с переходной экономикой: РФ (1997г.). Страны АТЭС создают более 55% мирового ВВП.

Специфика функционирования АТЭС определяется его консультативным статусом, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных отраслях.

7. СНГ. Основой создания является Соглашение, подписанное в Минске 8 декабря 1991г. РФ, Белоруссией, Украиной. 21 декабря 1991г. 11 государств: Армения, Азербайджан, Беларусь, Кыргистан, Молдова, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина подписали Соглашение о создании СНГ. 6 января 1993г. был принят Устав СНГ. В 1993г. к СНГ присоединилась Грузия.

Этапы формирования СНГ.

1 этап. 1991-1992г.г. Преобладали разъединительные тенденции, обусловленные политическими и экономическими процессами.

2 этап. 14 мая 1993г. принята декларация о поэтапном движении к экономическому союзу. 24 сентября 1993г. был подписан Договор о создании Экономического союза. Был создан Межгосударственный Экономический Комитет – постоянно действующий орган, хотя без точно определённых полномочий.

В течение 1992 -1993 гг. РФ заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством государств СНГ. В этот период сформировалась организационная структура сотрудничества – Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. С 1993г. с Минске действует Исполнительный секретариат – своего рода штаб-квартира. Созданы Совет министров иностранных дел. Совет министров обороны государств СНГ.

3 этап. В апреле 1994г. подписание соглашения «О создании зоны свободной торговли», которое сразу же вступило в силу. Происходило упрощение и унификация таможенных процедур в рамках подписанного 8 июля 1994г Соглашения об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах. На первых 3 этапах было принято 880 решений, реализовано только 130.

4 этап. Характеризуется созданием субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ:

— союз четырёх (1996г.), куда вошли РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия;

— союз РФ и Белоруссии (1997г.)

В январе 1995г. подписано соглашение о тройственном Таможенном союзе между РФ, Казахстаном, Белоруссией. В марте 1996г. присоединился Киргизия, в феврале 1999г. Таджикистан. 25 февраля 1999г. был подписан Договор о Таможенном союзе и ЕЭП.

Создание таможенного союза планировалось в два этапа:

1. Отмена тарифных и количественных ограничений в торговле.

2. Формирование единого таможенного пространства с переносом таможенного контроля с внутренних границ на внешние.

Принятие Киргизии в октябре 1998г. в ВТО сделало проблематичным её участие в Таможенном союзе.

В октябре 2000г. Таможенный союз пяти был преобразован в Европейско – Азиатское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) в составе РФ, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана (2006г.)

Основные цели ЕврАзЭС:

— выработка общей политики по проведению структурной перестройки экономики;

— формирование режима свободной торговли;

— формирование единого таможенного тарифа;

— образование общего рынка транспортных услуг.

В 2001г. была образована ШОС.

В 2008 г. Грузия приостановила членство, а в 2009 г. вышла из СНГ.

В июне 2009г. было принято решение о создании ТС между РФ, Казахстаном, Белоруссией с 1 января 2010г.

Удельный вес ведущих интеграционных объединений в Мировом хозяйстве

Общий рынок: определение, специфика, преимущества и недостатки, примеры

Интеграция государств и создание региональных объединений – это основополагающая тенденция современности. В процессе взаимосближения экономик можно выделить несколько этапов. Среди них зона свободной торговли, таможенный союз и, наконец, общий рынок. На сегодняшней день на высшем этапе интеграции находится ЕС. Он является экономическим и валютным союзом.

Общий рынок: определение

Данное понятие обозначает торговый блок, в торговле между странами которого отсутствует большинство барьеров в движении товаров, а также частично внедрена общая политика относительно перемещения между его членами других факторов производства. Завершающим этапом является создание так называемого единого рынка. В нем физические, технические и фискальные барьеры между странами практически отсутствуют, что способствует свободному движению факторов производства между членами торгового блока. Общий рынок в экономике обычно рассматривается как первая ступень к созданию единого. Его формирование происходит на основе зоны свободной торговли в результате углубления хозяйственных связей между странами.

Специфика

Общий рынок – это торговый блок, который предполагает свободное движение капитала и услуг, однако большое количество торговых барьеров остаются в силе. В нем снимаются квоты и тарифы на импорт товаров. Однако другие барьеры в торговле между странами по-прежнему остаются. И это нетарифные ограничения. Среди них фитосанитарные требования, национальные административные процедуры и многое другое, что разнится в странах, которые создали общий рынок. Это создает барьеры в торговле между ними. Не все зарубежные производители готовы приспосабливаться к требованиям других стран, входящих в объединение. Однако постепенно нетарифные барьеры между интегрирующимися государствами начинают сниматься. В конечном счете происходит формирование единого рынка. На данном этапе интеграции товары, услуги, трудовые ресурсы и капитал перемещаются между странами объединения так же свободно, как и в пределах одного государства.

Страны, входящие в общий рынок, сохраняют различия в системах налогообложения, требованиях к электронной коммерции, в некоторых секторах сферы услуг, в частности, в финансах и транспорте. Также в объединении на данном этапе интеграции могут быть не полностью гармонизированы требования относительно профессиональных квалификаций.

Читать еще:  Активные методы регулирования рынка труда

Преимущества и недостатки

Общий рынок обычно рассматривается, как и другие этапы интеграции, исключительно в позитивном ключе. Однако на самом деле данный этап интеграции имеет для объединившихся стран как преимущества, так и недостатки. Полная свобода перемещения факторов производства позволяет использовать их более эффективно, что ведет к увеличению продуктивности. Общий рынок создает более конкурентную среду, что затрудняет создание монополий. Также это означает, что неэффективные компании будут нести убытки и будут вынуждены уйти из бизнеса. Альтернативой этому неблагоприятному исходу может стать только увеличение их конкурентоспособности за счет реорганизации производства. Что касается потребителей, то они также выигрывают от создания общего рынка. Они получают более дешевые продукты и огромный выбор товаров и услуг.

Однако переходной период может оказывать негативное влияние на национальные экономики стран объединения. Это связано с увеличением конкуренции. Национальные производители, раньше получавшие субсидии, могут оказаться не готовы к изменениям. Следствием может стать их банкротство. Еще одним недостатком создания общего рынка является трудовая миграция из менее развитых стран объединения в успешные в экономическом плане государства.

Примеры

Следует сразу отметить, что все экономические союзы являются общими рынками, поэтому включать их в данный список нецелесообразно. На этапе общего рынка находятся многие интеграционные объединения. Среди них:

6.1 Формирование общего, единого, внутреннего рынка

Единый внутренний рынок Европейского союза (далее ЕС) – это уникальное межгосударственное пространство, в котором упразднена барьерная функция внутренних государственных границ, не существует национальных препятствий рыночным связям, запрещаются дискриминационные ограничения на передвижение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, юридических и физических лиц, снижаются пространственные различия факторов и результатов экономической деятельности.

Концепции «внутренний рынок», «единый рынок» и «общий» рынок зачастую используются как синонимы, и все же незначительно, но эти понятия имеют смысловые нюансы. Общий рынок – это этап международной экономической интеграции, который предполагает не только отмену внутренних импортно-экспортных пошлин, но и создание всех условий для свободного перемещения товаров, работ и услуг, а также капитала и трудовых ресурсов. Концепция единого рынка подчеркивает равенство условий и обязательность национального режима для всех товаров, работ, услуг и факторов производства. Это отражено в позиции Суда ЕС в решении от 5 мая 1982 г. по делу 15/81 Гастон Шуль (Gaston Schul Douane Expediteur BV ν Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen): общий рынок направлен на устранение всех барьеров в торговле внутри сообщества с нацеленностью на слияние национальных рынков в единый рынок; при этом преимущества такого рынка должны быть доступны не только для бизнес-игроков, но и для частных лиц. Для общего и единого рынка важно соблюдение равных условий, которые достигаются при помощи гармонизированного регулирования. Далее может последовать стадия превращения объединенных национальных рынков во внутренний рынок, что предполагает не только гармонизацию, но и унифицированное регулирование всех аспектов и сфер рынка. Рассмотрим, каким образом данные стадии проходили в рамках ЕС.

Создание единого европейского экономического пространства, построение общего рынка было одной из основных целей Римского договора 1957 г. Ст. 2 Договора о Европейском экономическом сообществе устанавливала: «Сообщество ставит своей задачей содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет».

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рынка в течение 12 лет после вступления договора в силу (три стадии продолжительностью четыре года каждая). Во-первых, формирование общего рынка требовало устранения всех импортных и экспортных пошлин между государствами-членами, т. е. переход к общему рынку возможен только после создания таможенного союза. Если таможенные барьеры были устранены довольно быстро между государствами – членами ЕЭС, даже ранее намеченных ими сроков, то формирование общего рынка требовало не только либерализации торговли, но и свободного движения факторов производства: труда, капитала, услуг. Помимо указанных свобод необходимо вести речь и о свободном учреждении компаний на территории государств-членов, для развития бизнеса, активного сектора экономики.

Внутри общего рынка подлежат ликвидации препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов. Метод формирования общего рынка – метод позитивной интеграции, т. е. не только устранение препятствий, барьеров (негативная интеграция), но и проведение активной политики общего гармонизированного, согласованного и скоординированного формата регулирования рынка.

В 1985 году Президент Еврокомиссии Жак Делор высказался о необходимости достигнуть к 1992 году стадии единого рынка. Концепция единого рынка была заложена в Едином европейском акте 1986 г. (ЕЕА). Значение формулировки ЕЕА заключалось в том, что меры по созданию общего рынка дополнялись ликвидацией технических барьеров в торговле между странами-членами и отменой пограничных контрольных формальностей внутри Сообщества.

В Договоре о ЕС (Маастрихтском договоре 1992 г.) были внесены значительные изменения в раздел «Общая торговая политика», в частности были отменены статьи, определяющие порядок и этапы формирования общей торговой политики. Маастрихтский договор значительно ограничил правомочия государств-членов вводить защитные торговые меры: с 1993 г. такие меры могли приниматься государствами самостоятельно только при наличии предварительного разрешения Комиссии. Концепция единого рынка стала реально функционировать с 1 января 1993 г. и сегодня является составной частью экономического и валютного союза государств-членов.

Лиссабонский договор 2007 г. не обращается к категориям «единый рынок», «общий рынок», в нем фигурирует термин «внутренний рынок». Тем не менее основные характеристики внутреннего рынка остаются те же, что и для общего рынка: это «пространство без внутренних границ, в котором осуществляется свобода движения товаров, лиц, услуг, капитала» (п. 2 ст. 26 Договора о функционировании ЕС). Если, по мнению Комиссии в целях равномерного развития внутреннего рынка, в отношении каких-либо позиций и предусматриваются изъятия, то они должны иметь временный характер и привносить как можно меньше нарушений в функционирование внутреннего рынка.

В настоящее время в Договоре о функционировании ЕС вопросы внутреннего рынка урегулированы ст. ст. 26–66 и Протоколом № 27 о внутреннем рынке и конкуренции. Отдельно регламентированы вопросы конкуренции (ст. ст. 101–109 Договора о функционировании ЕС).

Внутренний рынок включает всех государств – участников ЕС без исключений. Территориально режим общего рынка распространяется также на 3 из 4 государств – членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) на основе Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г Лиссабонский договор устанавливает сферу внутреннего рынка в рамках совместной компетенции (ст. 4). При этом правила в области конкуренции – это сфера исключительной компетенции Союза (ст. 3). Вопросам внутреннего рынка придается столь большое значение, что они отнесены, среди немногих, к вопросам так называемой подразумеваемой компетенции по ст. 352 Договора о функционировании ЕС, в силу которой Совет ЕС, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после одобрения Европейского парламента, может принять решение о расширении полномочий, если это необходимо для реализации целей внутреннего рынка.

В судебной практике Суда ЕС было расширено понимание сферы действия внутреннего рынка: внутренний рынок также охватывает вопросы ответственности, в т. ч. минимальных штрафов за нарушения права ЕС в сфере функционирования внутреннего рынка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector