Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы регулирования рынка

Краткая характеристика форм и методов регулирования рынка

Раздел I. Роль и место технического регулирования

Глава 1. Регулирование рынка товаров

Регулирование рынка товаров во многом определяется государством.

Объективные процессы в экономике тесно переплетаются с субъективными факторами. Поэтому степень участия и форма участия государства в них в разных странах решается по-разному.

Объективная сторона проблемы регулирования изучается с 18 века. Адам Смит в книге «Исследования о природе богатства народов» выдвинул положение о «невидимой руке рынка», которая автоматически устанавливает необходимые экономические параметры. Рыночный механизм является самодостаточным, действующим на основе саморегулирования. Такой рынок называют рынком совершенной конкуренции. В таком рынке ни один отдельно взятый субъект не может изменить цену на рынке. Это теоретическая абстракция, но до середины 18 века она была близка к истине. Свободный рынок для своего эффективного функционирования не требует вмешательства со стороны государства. Роль государства – это просто роль «сторожа», следящего за соблюдений правил игры. Вторая его функция – защита внутреннего рынка от внешних конкурентов путем введения системы таможенных пошлин и поощрение национальных отраслей, приносящих эффект во внешней торговле (протекционизм).

В конце 19 века с появлением монополий рынок перестал быть рынком свободной конкуренции. Поставщики получили возможность воздействовать на рыночную цену. Такой рынок получил наименование «рынок несовершенной конкуренции» или «не совершенно конкурентный рынок»

Такой рынок не обеспечивает защиту национальной экономики и безопасность населения. Жан Телли писал: « Ни один рынок не в состоянии создать базовую инфраструктуру системы здравоохранения и образования, не может он защитить и окружающую среду..».

Краткая характеристика форм и методов регулирования рынка

Рыночный механизм не имеет рычагов противостояния экстремальным частным интересам. Поэтому государство становится регулятором, способным представлять интересы общества в целом и отдельных его представителей.

Не совершенно конкурентный рынок имеет несколько имманентных недостатков, что приводит к необходимости регулирования, в том числе и государственного:

– монопольная власть над рынком (монополизация рынка);

– несовершенство информации о состоянии рынка.

Монополизация рынка – это отсутствие стимулов к совершенствованию продукции, манипуляция ценами в интересах узкого круга производителей продавцов и др. Если монополии создаются путем сговора, то государство вводит антимонопольное законодательство. Если монополии естественные (теплосети, энергетика, связь, транспорт), то государство регулирует тарифы, вводит государственную собственность.

Внешние эффекты – возникают при производстве или потреблении некоторых видов продукции и услугв виде воздействий на юридические или физические лица, не вовлеченные в процессы производства или потребления. Так производители новой продукции не склонны оценивать побочные эффекты от выпускаемой ими продукции в сфере окружающей среды, с точки зрения опасности для здоровья и жизни людей. В этом случае издержки от загрязнения среды перекладываются на общество и производителем не компенсируются. В этом случае без государственного регулирования проблему не решить.

Несовершенство информации. Порой информация либо неполная, либо ее не существует. Производители не имеют прямой экономической заинтересованности в изучении долгосрочных последствий использования их продукции (например, о вреде пива) и доведения до потребителей всей объективной информации о её свойствах.

Итак, монополизация, внешние эффекты, несовершенство информации требуют введения государственного регулирования рынка.

Формы регулирования различны и зависят от субъектов и объектов регулирования.

В зависимости от состава субъектов формы можно выделить:

– международную координацию рыночных отношений,

– государственное регулирование в рамках отдельных стран,

– деятельность бизнес-сообщества, организаций промышленников и
предпринимателей,

– деятельность общественных организаций, включая общество защиты прав
потребителей.

Прирост объемов международной торговли превышает прирост ВВП » в 3 раза – это проявление глобализации. Поэтому возрастает роль регулирования на международном уровне.

Влияние на регулирование международной торговли оказывают такие организации как:

– Всемирная торговая организация (ВТО),

– Европейский союз (ЕС),

– Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН),

– Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС),

– Международная организация по стандартизации (ИСО),

– Международная электротехническая комиссия (МЭК) и др.

Во многих странах решения о госрегулировании находятся исключительно в компетенции государства. Важнейшие решения принимаются законодательной властью, реже указами первых лиц или постановлениями правительства.

В условиях несовершенной конкуренции предприниматели и потребители для защиты своих прав создают разнообразные организации. Например, в России:

– Российский союз промышленников и предпринимателей,

– Ассоциация российских банков,

– Общество защиты потребителей.

Формы регулирования зависят от объекта регулирования. Рынок можно разделить на:

Рынок товаров включает рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок производственных услуг, услуг, оказываемых населению.

Объектом регулирования выступает рынок в целом, а субъектом регулирования является государство.

Пример: Конституция Российской Федерации (Ст.8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Конституция Российской Федерации установила правовые основы единого рынка (Ст.71). Валютное, кредитное и таможенное регулирование также находятся в ведении государства.

Эти положения реализуются:

– в гражданском кодексе,

– в налоговом кодексе,

– в трудовом кодексе и т. д.

Государство регулирует национальный рынок , используя:

– формирование денежной массы,

Путем аккумулирования средств в бюджетах разного уровня и последующего их перераспределения через финансирование научно-технических, социальных, культурных программ и проектов оказывается воздействие на направленность развития экономики. Так средства приходят в науку, соц. программы и т.д.

Такое регулирование называется экономическим и сводится к косвенным способам воздействия путем стимулирования или сдерживания деловой активности.

На каждый из сегментов рынка воздействуют по-своему.

На фондовый рынок влияет инвестиционная политика.

Финансовый рынок зависит от величины учетной ставки ссудного процента.

На рынок труда оказывают влияние меры по ограничению безработицы + социальное регулирование (здравоохранение, безопасность, окружающая среда, безопасность труда и т.д.).

Масштаб социального регулирования велик: загрязнение среды, уничтожение лесов, более локальные проблемы типа ЭМС, излучение от станций мобильных телефонов.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

Формы и методы регулирования товарного рынка

Создание социально ориентированного рыночного государства возможно лишь при условии гибкого сочетания регулирующего влияния государства с действием механизма рыночного саморегулирования. Государственное регулирование осуществляется с целью создания благоприятных условий для эффективного функционирования всех субъектов рыночных отношений и реализации государственной экономической политики.
Конкретные условия социально-экономического развития, состояние конъюнктуры рынка и стратегические ориентиры государства предопределяют необходимость использования различных методов регулирования. Теория государственного регулирования экономики классифицирует их по формам ​​и средствами воздействия и разделяет по:
— Формам воздействия — методы прямого и косвенного воздействия;

— Средствам воздействия — правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Административные (организационно-распорядительные) методы заключаются в воздействии субъекта управления на управляемый объект посредством властно-распорядительных указаний и организационно-структурных упорядочения

Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Пропагандистские (морально-этические) методы — это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного рабочего, государственного служащего и т.д..). Они включают подходы воспитания, разъяснения и популяризации целей и содержания регулирования, средства морального поощрения и т.п.. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, нравственные позиции, психологические установки относительно деятельности государства.

Экономические методы государственного управления — это система приемов и средств прямого воздействия на субъекты предпринимательской деятельности путем внедрения финансово-экономических законов и денежно-кредитных отношений

Каждый из названных методов основывается на использовании совокупности определенных рычагов (инструментов) регулирования.

Инструментом прямого экономического воздействия на субъекты рыночных отношений является государственный заказ.

Государственный заказ определяет объем производства и закупок определенных товаров за средства государственного бюджета, размещается среди исполнителей на конкурсной основе и оформляется в виде государственного контракта. В то же время государственный заказ является инструментом административного регулирования. Он является обязательным для предприятий, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, а также для предприятий-монополистов.
К важным инструментов прямого воздействия относятся товарное квотирование объемов производства и продажи отдельных видов товаров и лицензирование определенных видов деятельности.
Последние имеют административно-правовой характер. В законодательстве Украины и соответствующих нормативных актах определены виды деятельности, подлежащих лицензированию (Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»).
Товарное квотирования означает установление для субъектов рынка определенной доли в производстве и реализации товара и осуществляется с целью создания конкурентной среды, предотвращения монополизации рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.
Существенным рычагом экономического влияния являются нормы и нормативы, которые определяют органы государственного управления. Под нормой понимают определенную меру (образец), например, научно обоснованную меру общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции определенного качества. Норматив — поэлементная составляющая нормы, характеризующий относительное количество использованных в производстве (потреблении) товаров (ресурсов) на любую единицу измерения, скажем на одну гривну изготовленной продукции на душу населения и тому подобное. С помощью норм и нормативов здийснюють планово-экономические расчеты в сферах производства, товарного обращения, потребления.

Читать еще:  Рынок стоматологических услуг 2020

Невыполнение субъектами хозяйственной деятельности установленных норм и правил влечет за собой применение к ним штрафных санкций в виде штрафов, пени, неустойки и т.п.. Санкции — это предусмотренные нормативными актами меры принудительного воздействия, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют правила деятельности.

Важная роль в регулировании товарного рынка принадлежит стандартам и сертификатам.
Стандарт — это нормативно-технический документ, который устанавливает единые обязательные требования к типу, размеру, качеству норм и других основных свойств товара. Сертификат — документ, удостоверяющий тот или иной факт (например, сертификат качества). Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов товарного рынка; не сертифицирован в соответствии с установленными правилами товар изымается из обращения.

Инструментом прямого административного регулирования также цены. Такое регулирование имеет целью предотвращения разрушительного воздействия свободного ценообразования на экономику, а также социальную защиту человека. Государственное регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен на важнейшие товары и услуги, применение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, введение механизма декларирования изменения цен и тому подобное.
В регулировании товарного рынка особую роль играет денежно-кредитная политика, охватывающая денежную эмиссию, операции с государственными ценными бумагами, изменения нормы обязательных резервов и учетной ставки.

Благодаря этим инструментам государство увеличивает или уменьшает денежную массу, находящуюся в обращении, и таким образом непосредственно влияет на деловую активность субъектов рынка.

Очень важным для развития товарного рынка является осуществление эффективной амортизационной политики. Введение механизма ускоренной амортизации способствует развитию новых видов рыночных процессов, более быстрому обновлению производственного оборудования.

При всем разнообразии методов ценообразования они имеют общую черту: цена должна возместить издержки производства и обращения и обеспечить создание прибыли владельцу товара. Важной характеристикой рынка является то, что рыночная цена формируется под влиянием соотношения спроса и предложения в условиях конкуренции. При наличии большого количества покупателей и продавцов каждый из них не в состоянии заметно повлиять как на общий объем предложения, так и на рыночную цену. Поэтому для получения прибыли, товаропроизводитель вынужден искать пути повышения конкурентоспособности своей продукции, сокращение затрат на ее изготовление. Благодаря этому конкуренция становится мощным стимулом технического прогресса, вывода на рынок новых видов товаров, снижения издержек производства.

Основные формы и методы регулирования рынка

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 6

Тема: «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы, рассматриваемые в лекции:

1. Цель регулирования информационного рынка

2. Основные формы и методы регулирования рынка

Цель регулирования информационного рынка

Главная цель регулирования информационного рынка состоит в создании условий, обеспечивающих полноту и оперативность использования информационных ресурсов, устранения препятствий на пути к этому.

Это следующие условия:

– создание правовой базы и ее совершенствование;

– система стандартизации и унификации в информационном деле;

– разработка маркетинговых систем и процедур;

– регулирование цен на информационные продукты и услуги;

– изучение конъюнктуры отечественного и зарубежного информационного рынка, разработка прогнозов его развития;

– субсидирование и льготное налогообложение важнейших информационных программ (внедрение новых технологий, компьютерной поддержки управления научно-техническим прогрессом и др.).

Основные формы и методы регулирования рынка

Формыпредставляют собой разновидности коор­динации рынка.

Методамислужат способы, средства реализации (осуществления) деятельности по координации рынка.

Формы регулирования рынка могут складываться на разных ос­новах.

Мы рассмотрим формы регулирования, которые образуются в зависи­мости от субъектов упорядочения товарно-денежного обмена.

1. (Субъект – государство).

Государственное регулирование – наиболее распространенная форма.

В частности, оно охватывает:

– влия­ние на внешнеторговый оборот и т.п.

К форме рыночного регулирования правомерно отнести дея­тельность не только центральной, но и региональной власти.

2. (Субъект – предприниматели)

Предпринимательское регулирование рынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственников средств производства и обращения.

Это чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма регулирования. Наибольший вес в ней принадлежит крупным собственникам. Однако средний, и даже малый бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего на региональный и мест­ный), особенно если он объединяет свои силы.

3. (Субъект – общественные организации).

Коллективное регулирова­ние рынка –получает все большее распространение.

Данную форму регулирования осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особен­ность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи со­вершается обычно в интересах широких слоев населения.

4. (Субъект – транснациональные корпорации, межгосударственные организации).

Международная коорди­нация рыночных отношений – ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные мас­штабы регулирования.

5. (субъект – конкретный индивид)

Индивидуальное упорядочение рынка. Его субъектами служат конкретные личности. По­добная деятельность в той или иной степени присутствует во всех предыдущих формах. Однако в разных формах рыночного регулирования участвуют социально различные индивиды: в государственном регулировании рынка задействованы представители власти, в предпринимательском — конкретные бизнесмены, в коллективном — представители широких слоев трудящихся.

В хозяйственной практике все названные формы не существуют в чистом виде; все они в какой-то мере носят смешанный характер. Так, государственное регулирование рынка может быть одновре­менно и международным, и индивидуальным. В таком же сочета­нии нередко выступает предпринимательская деятельность в дан­ном процессе.

Методы регулирования рынка. Рассмотрим методы регулирова­ния рынков в обобщенном и систематизированном виде.

Административно-правовые методы. Это прямое, властное, в значительной степени принудительное упорядо­чение рыночных отношений. Практически оно выступает в форме законодательных актов, указаний, распоряжений, инструкций, правил, контролирующих мер и т.д. Подобные методы отличаются сравнительной простотой. Они применяются не только государственными органами, но и менеджерами самых разных предприятий и организаций, а также самими их собственниками.

В нормальном обществе административно-правовые средства должны основываться на прочной законодательной базе.

Экономические методы. Они предполагают ис­пользование материальных интересов в процессе регулирования ры­ночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные це­ны, участие работников в доходах предприятий и учреждений, раз­личные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспорт­ные, жилищно-коммунальные и др.), штрафные санкции и т.д.

Экономические методы надо считать основными в координации рыночных процессов, поскольку они базируются на наиболее насущ­ных человеческих потребностях и потому обладают самыми силь­ными стимулирующими свойствами. Кроме того, они отличаются гибкостью и большим разнообразием.

Социально-политические методы. К ним от­носится социальная и политическая деятельность по регулированию рынка, осуществляемая государством, партиями, профсоюзами, многими общественными организациями.

Имеется в виду воздействие на рынок посредством политических реше­ний, избирательных кампаний, обращений и заявлений, демонстраций, митингов, забастовочного движения и т.п. Подобные меры чаще всего направлены на изменение цен (в том числе заработной пла­ты), сдерживание инфляции, координацию объемов и структуры товарной массы, изменение бюджетных расходов. При этом разные политические силы отстаивают разные интересы.

Читать еще:  Влияние рынка на экономику

Морально-этические методы. Их сущность морально-этических методов сводится к влиянию на рыночные отношения посредством определенных нравственных норм и правил.

В принципе многие положительные черты человеческой лично­сти — трудолюбие, энергичность, активность, инициативность, от­ветственность, организованность и т.п. — должны позитивно сказы­ваться на развитии торговли. Регулирующая роль морально-этических методов зависит, в частности, от субъектов регулирования.

Силовые методы. К силовым методам следует отнести чисто принудительные способы регулирования

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Формы, методы и инструменты регулирования сельскохозяйственного рынка

Под государственным регулированием в сельском хозяйстве необходимо понимать основанный на учете государственных и рыночных интересов особый вид деятельности, направленный на применение комплекса организационных, правовых, экономических мероприятий по обеспечению равноправия многообразия собственности, благоприятных условий развития разнообразным формам хозяйства, самостоятельности субъектам аграрных отношений и эффективности использования производственного потенциала.

Различают следующие формы регулирования сельскохозяйственного рынка:

— государственные целевые программы;

— прогнозирование и моделирование ситуаций.

При этом, методы его регулирования разделяются на прямые (контроль над монополиями, экология, разработка государственных стандартов, их поддержание) и косвенные (денежная политика, контроль за доходами, социальная политика, внешнеэкономическое регулирование).

Основными функциями государственного регулирования сельского хозяйства на современном этапе являются[32]:

— поддержка цен и доходов товаропроизводителей;

— корректировка спроса и предложения;

— социально-экономические структурные сдвиги;

— экологически чистое производство;

— научно-технический прогресс и модернизация производства;

— обеспечение нужд государства в отношении продовольствия. Выполнение этих функций достигается при помощи различных методов и

Регулирование цен. Цены — это важнейший инструмент государственного регулирования экономики. Государственное регулирование цен в сельском хозяйстве осуществляется либо путем косвенного воздействия на них — введение или отмена таможенных ограничений, изменение налогов, влияние на спрос и предложение и т. д., либо путем прямого воздействия — ценовые субсидии производителю или потребителю, либо путем директивного установления уровня цен (фиксированные цены), например, на акцизные товары, продукцию отраслей-монополистов[32].

Ценовая политика — это часть рыночной политики. Она может проводиться как государством, так и частными организациями (монополиями, картелями, товариществами и т.д.) [32].

Задачами ценовой политики в сельском хозяйстве являются: соблюдение паритета цен, обеспечение соответствующего дохода сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечение населения продуктами питания и решение внешнеэкономических задач.

Гарантированные цены. Это минимальные гарантированные государством цены для случаев, когда очевиден избыток того или иного продукта на рынке и рыночная цена может опуститься ниже предела самоокупаемости хозяйств. При этом предполагается ряд условий[32]:

а) по заключенным договорам определяется объем продукции, на которую распространяется гарантированная цена;

б) может ограничиваться общий размер денежных средств, получаемых предприятием;

в) в ряде случаев гарантированную цену целесообразно распространить на хозяйства, имеющие относительно высокий уровень эффективности или экологичности производства, и т. д.

Залоговые цены — это цены, по которым государство скупает излишки продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в благоприятные годы (избыточное предложение) на основе залоговых операций. Залоговая цена фиксируется, и ее уровень должен обеспечивать производителю минимальный доход.

Целевые цены — разновидность гарантированных и залоговых цен. При их расчете предусматривается получение производителем целевого дохода, достаточного для осуществления простого воспроизводства.

Целевая цена применяется для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также увеличения производства того или иного продукта. Она устанавливается выше рыночной. Производители осуществляют сделки по рыночным ценам, а государство доплачивает им разницу между рыночной и целевой ценой. Эта разница называется компенсационным платежом и рассчитывается на основе средней розничной цены.

Пороговые цены устанавливаются как защитные на различные виды импортных продовольственных продуктов. Это связано с тем, что во многих случаях аналогичная продукция отечественных производителей неконкурентоспособна по качеству, затратам и цене.

Предельные целевые цены устанавливаются на отдельные особо важные виды продукции промышленности. Это метод жесткого регулирования цен. За превышение уровня предельной цены предприятия наказывают повышенными ставками налога на всю прибыль предприятия, лишением льготного кредитования и т. д.

Фиксированные цены — довольно грубый метод государственного вмешательства в экономику. Он, как правило, применяется по отношению к социально значимым товарам, например хлебу. Установление фиксированной цены выше равновесной вызывает на рынке избыток товара, а ниже равновесной — его дефицит[29,35].

Система налогообложения — в немалой степени оказывает влияние на уровень развития сельского хозяйства.

Система дотирования, компенсаций издержек и субсидирования — применяется, как правило, для поддержания производства в экстремальных условиях (стихийные бедствия, засуха, экологически загрязненные районы и районы Крайнего Севера) или для стратегических (племенной скот и птица, элитные сорта сельскохозяйственных культур, экологически чистые и диетические продукты) и редких видов продукции (лекарственные растения и т.

За счет государственных средств могут дотироваться племенное дело и элитное семеноводство, производство целого ряда видов сельскохозяйственной продукции: подсолнечника, сахарной свеклы, льна, шерсти и т. д., а также компенсироваться издержки сельскохозяйственных организаций на покупку минеральных удобрений, химических средств защиты растений и животных, энергоносителей и т. д. Такая форма государственной поддержки должна

носить селективный характер и стимулировать эффективную предпринима-тельскую деятельность[26].

Льготное кредитование. Финансовая устойчивость предприятий и организаций во многом определяется кредитной политикой государства. Кредитование сельского хозяйства претерпело за годы реформ изменения, но оценить его положительно, особенно до начала осуществления национального проекта «Развитие АПК», нельзя — отсутствовала стабильность в политике кредитования; кредит использовался не в качестве источника для осуществления сезонных (что фактически усиливает диспаритет цен) и долгосрочных мероприятий, а в основном для предотвращения или ликвидации чрезвычайных кризисных ситуаций; наибольший удельный вес в общем объеме кредитов (около 90%) составляли краткосрочные кредиты.

Лизинг. С целью создания конкурентных условий в сфере материально-технического обеспечения АПК предусмотрены меры по осуществлению лизинговых операций на конкурсной основе с государственной поддержкой, как на федеральном, так и на региональном уровне, определены перечень имущества, являющегося предметом лизинга, источники кредитования лизинговых операций, условия их осуществления в части обеспечения аграрного производства техникой и приобретения племенного скота, ставки арендной платы. Лизинг с участием государства осуществляют организации, уполномоченные Правительством России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации[10,26].

Закупочные и товарные интервенции на аграрных рынках. Федеральным законом от 17 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» № 100-ФЗ сельскохозяйственным товаропроизводителям гарантируется возможность свободной реализации произведенной продукции. При определенных условиях государство выступает гарантом ее сбыта.

С целью стабилизации аграрного рынка государство может осуществлять закупочные (организация закупок или проведение залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией) и товарные (организация распродажи сельскохозяйственной продукции из федеральных или региональных продовольственных фондов) интервенции.

Закупочные интервенции осуществляются в случае избытка на рынке сельскохозяйственной продукции, товарные — при ее дефиците.

В обоих случаях преследуется одна цель — стабилизация рынка и поддержание цен на необходимом уровне.

Организация и проведение закупочных и товарных интервенций на аграрном рынке были возложены на государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» (ныне ОАО). Основными его задачами являются[21]:

— осуществление мониторинга состояния аграрного рынка, создание системы информационного обслуживания его субъектов, анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры;

— содействие развитию конкуренции в сфере закупок и торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

— организация и проведение закупочных и товарных интервенций с целью стабилизации конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

Читать еще:  Регулирование рынка труда и занятости населения

— участие в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков;

— обеспечение гарантий при осуществлении операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

— выполнение функций государственного заказчика по формированию оперативного резерва Правительства России и поставкам продовольствия на экологически загрязненные территории.

Система залоговых операций[26,27]. Залоговые операции проводятся в годы с неблагоприятной рыночной конъюнктурой. Их цель — не допустить чрезмерного колебания цен путем воздействия на спрос и предложение через товарные интервенции.

В годы перепроизводства продукции и соответственно падения рыночных цен закупка (залог) осуществляется по минимальной гарантированной цене, и, наоборот, при высокой рыночной цене государство выбрасывает товар на рынок. При этом может применяться система авансов под закупку сельскохозяйственной продукции. На базе минимальной гарантированной цены хозяйства могут получать авансы в размере заранее определенного процента от гарантированной цены (например, 90 % от уровня минимальной цены). Окончательный расчет производится после сбора урожая с учетом итогов реализации продукции и уровня инфляции.

Система страхования[21,36]. Производство сельскохозяйственной продукции, особенно растениеводческой, связано с высокой степенью риска. Поэтому надежная система страхования играет огромную роль в стабилизации аграрного производства на основе снижения различных рисков.

Наиболее востребованным видом страхования в настоящее время является страхование урожая сельскохозяйственных культур. Только этот вид страхования в силу его дороговизны и безусловной необходимости для сельскохозяйственных товаропроизводителей поддерживается и регулируется государством.

Система квотирования приходит на смену обязательным поставкам. Производственные квоты — важный инструмент в борьбе с производством излишков сельскохозяйственной продукции. Квота означает, что при трудностях сбыта продукции, государство закупает ее квотируемый объем по заранее объявленной гарантированной цене. При этом, предприятия и организации не обязаны продавать свою продукцию государству. Производственные квоты направлены на ограничение предложения или выпуска сельскохозяйственной продукции, например, программы ограничения посевных площадей или поголовья животных. В ответ на получение преимущества в виде поддерживающих цен производители должны пойти на

ограничение размера засеянных площадей. Пытаясь сбалансировать объемы предложения и спроса, правительство приблизительно подсчитывает количество каждого продукта, которое потребители купят по поддерживаемой цене. Затем рассчитывают размеры соответствующих посевных площадей и распределяют их между производителями. За нарушение квоты применяются экономические санкции — снятие минимальной гарантированной цены, наложение штрафов[22,27].

В настоящее время происходит модификация форм, методов и инструментов государственного регулирования аграрной экономики как по субъектам и объектам, так и по уровню государственного регулирования. Эти тенденции характерны не только для стран, недавно ставших на путь рыночных реформ, но и для стран с развитой рыночной экономикой.

Контрольные вопросы

1. Каковы задачи механизма ценообразования на сельскохозяйственных рынках?

2. Какие элементы составляют механизм ценообразования?

3. Назовите основные подходы к формированию цены.

4. Какие принципы ценообразования являются наиболее важными?

5. Какие особенности формирования цены нашли широкое применение в сельском хозяйстве?

6. Какие факторы оказывают влияние на формирование цен на сельскохозяйственную продукцию?

7. Основные цели в системе рыночного ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.

8. Чем объясняется необходимость регулирования сельскохозяйственного рынка и сельского хозяйства?

9. Перечислите методы и инструменты государственного регулирования аграрной экономики.

Базовые термины

Механизм ценообразования, механизм государственно-общественного управления ценообразованием, механизм рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов, политика цен, стратегия ценообразования, тактика ценообразования, гарантированные закупочные цены, затратные методы ценообразования.

Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах

Образцы страниц

Содержание

Введение

Несмотря на тот факт, что механизм современного рынка достаточно отлажен и обладает способностью к саморегулированию, эта система, как свидетельствует современная мировая экономическая практика, довольно часто и периодично дает сбои, причем таких масштабов, что мировая экономика очень долго приходит в состояние равновесия

В таких случаях становится очевидной возрастающая роль государства в развитии экономики любой страны. Особенно данная роль возрастает в переходные и переломные моменты экономического развития государства — переходные периоды от одних экономических систем к другим.

«На данный момент понимание того, что экономика рыночного типа является наиболее эффективным типом организации хозяйственной системы государства, является практически общепринятым. Между тем во всех моделях рыночной экономики деятельности государства отводится весьма существенная, а по ряду сфер ключевая роль. Причина этого в том, что рыночная экономическая система не возникает и не поддерживается спонтанно, а требует соответствующей организации хозяйственных процессов и взаимоотношений между экономическими хозяйственными субъектами. в экономике рыночного типа экономическая деятельность государства объективно необходима и сущность ее заключается в создании правовой и институциональной среды эффективного функционирования рыночных механизмов, а также в социальной защите граждан» .

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о формах и методах государственного регулирования рынков в современных развитых странах.

Таким образом, объектом исследования является процесс государственного регулирования рынка.

Предметом исследования выступает вопрос о формах и методах данного процесса.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  • раскрыть основы функционирования рыночной системы экономики;
  • проанализировать особенности регулирования рынка в современных развитых странах;
  • осветить проблемы и перспективы регулирования рынка.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Понятие и сущность рынка и рыночной системы экономики

Появление рынка связано с общественным разделением труда. В итоге, специализация производства неизбежно привела к обмену продуктами труда. Исторически рынок развивался постепенно и на начальных этапах своего развития означал свободную розничную торговлю товарами, для которой специально отводились места. Именно так понимает «рынок» В.И. Даль, определяя его как «площадь в городах и селах, для торговли съестными и другими припасами на воле (на воздухе), место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням». Бесспорно, данное определение понимание рынка справедливо и сейчас.

Таблица 1 — Определение понятие рынка различными исследователями

1.2 Модели рыночной экономики

Рассмотрим наиболее известные национальные модели (табл.2).

Таблица 2 — Основные модели рыночной экономики

2.1 Понятие и сущность регулирование рынка

Одна из основных функций государства – экономическая, которая заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

Необходимость государственного регулирования рыночных отношений проистекает из ограниченности возможностей рынка в производстве общественных товаров, что и является основным движимым стимулом в деятельности государства в экономической сфере, а также из наличия негативных последствий функционирования рыночной экономики, что выражается, в частности, в периодически возникающих экономических кризисах.

2.2 Участники регулирования рынка

В формировании и реализации государственной экономической политики принимает участие значительное количество субъектов. При этом следует учитывать разницу между субъектами, участвующими в формировании и реализации государственной экономической политики и просто субъектами предпринимательской деятельности.и

Безусловно к субъектам отношений, связанных с реализацией государственной экономической политики, можно отнести коммерческие и некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность и деятельность, направленную на получение дохода, и. Однако круг субъектов государственного регулирования экономики значительно шире круга субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

3.1 Государственное антимонопольное регулирование рынка в России

Одним из основных проблемных направлений государственного регулирования в современной российской экономике является регулирование конкурентной среды.

Современное антимонопольное законодательство в России определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке . Данное понятие является стержневым и относится к ключевым понятиям «Закона о защите конкуренции» (далее — ЗоЗК).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector