Институциональная теория рынка
Глава 4. Рынок и фирма
Глава 4. Рынок и фирма
В новой институциональной экономической теории рынок и фирма рассматриваются как крайние точки обширного спектра контрактных альтернатив. Этот подход существенно отличается от ортодоксальной неоклассической теории, в рамках которой распределение экономической деятельности между фирмой и рынком принимается заданным. Фирмы оказываются специализированными на функции производства, обеспечивающей трансформацию ресурсов в продукт, а рынки — на обмене, в рамках которого осуществляется аллокация ресурсов, с одной стороны, и распределение произведенных продуктов, — с другой.
В неоклассической теории фирма выглядит как «черный ящик», в котором ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции, отражающей выбранную технологию, и той внешней средой (рыночной структурой), которая определяет способ максимизации экономической прибыли как целевой функции фирмы. При этом за пределами моделей оказываются проблемы, связанные с асимметричным распределением информации, необходимостью принятия последовательных адаптационных решений, предпосылки существования различных административно-правовых форм организаций, создание в их рамках системы стимулов у собственников, менеджеров и рабочих.
Роль рынка оказывается еще менее ясной. Сосредоточение анализа на процессе установления рыночных цен не предполагает рассмотрения механизма рыночных отношений. Исследование в неоклассической теории различных рыночных структур относится лишь к таким параметрам как объем отраслевого выпуска, цена, соответствующая равновесию, число фирм, дифференциация продуктов, и т. п. При этом практически игнорируется влияние институтов на облегчение или затруднение процесса обмена.
Ограничение понимания фирмы предсказанием ее поведения в рамках экзогенно заданных, независимых от поведения экономических агентов переменных, рыночных структур, затрудняет рассмотрение рынка и фирмы как альтернативных и взаимодополняющих способов мотивации и координации деятельности экономических агентов.
Фактически рынок и фирма могут быть представлены как два полюса континуума типов контрактных отношений. Поэтому начать изучение целесообразно с определения контракта и выявления его типов. Далее в первом разделе будут рассмотрены принципы выбора механизмов управления трансакциями в зависимости от характеристик последних. Во втором разделе мы перейдем от модели рыночного управления трансакциями к изучению реально существующих рынков и их видов. В третьем разделе исследуем причины возникновения фирмы и типы экономических организаций. В четвертом, заключительном разделе познакомимся с другими институциональными соглашениями и определим основания выбора дискретных институциональных альтернатив.
Похожие главы из других книг:
Глава 5. Фондовый рынок
Глава 5. Фондовый рынок Что такое фондовый рынок Фондовый рынок – это организованный рынок торговли ценными бумагами. Самыми распространенными ценными бумагами являются акции, облигации и векселя.Частным лицам можно попробовать свои силы в торговле акциями, которые
Глава 3 Обыграй рынок
Глава 3 Обыграй рынок Однажды в Альбукерке, в летний день 1965 года, солнечный и жаркий, как все дни в пустыне,[19] Торп уселся в шезлонг, чтобы почитать про тайный инструмент Уолл-стрит: инвестиционные варранты.По сути, варранты — фьючерсные контракты, вроде опциона
2. Фирма и ее бизнес
2. Фирма и ее бизнес В первом разделе бизнес-плана дается характеристика фирме, приводятся краткие сведения о фирме, которые могут заинтересовать инвесторов. К ним относятся следующие разделы.1. Образование фирмы. Этот раздел содержит дату создания и регистрации фирмы,
4.3. Фирма как институциональное соглашение
4.3. Фирма как институциональное соглашение Несмотря на большое разнообразие рыночных структур, а также правил, институтов и организаций, позволяющих снизить издержки получения информации, контроля и принуждения к выполнению контрактных обязательств, в экономике помимо
6.2. Фирма в системе рыночных отношений
6.2. Фирма в системе рыночных отношений 6.2.1. Теории фирмы Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет
4.1.4. Фирма будущего
4.1.4. Фирма будущего Контуры фирмы завтрашнего дня являются предметом обсуждения в течение длительного времени. Из обильного материала мы выбрали четыре важнейших обстоятельства, которые будут оказывать на руководителей большое влияние. • Управление завтрашнего дня
Глава 7. Земельный рынок
Глава 7. Земельный рынок Земля – самая значимая часть рынка загородной недвижимости Еще Марк Твен призывал покупать землю, поскольку ее больше не производят. К этому можно добавить еще один аргумент: земля все время дорожает. Цены достигают 30–40 тыс. долл. за сотку в
ГИБКАЯ ФИРМА
ГИБКАЯ ФИРМА Концепция гибкой фирмы была создана Д. Аткинсоном (1984), который утверждал, что в фирмах существует растущая тенденция к поиску структурной и операционной гибкости. Ниже приведены три сферы, в которых проявляется гибкость:• функциональная гибкость –
Статусная ассоциация: с кем дружит фирма
Статусная ассоциация: с кем дружит фирма Точно таким же образом для оценки фирм используются статусные ассоциации. Джоэль Баум и Кристин Оливер изучили детские сады в Торонто. Они обнаружили, что на восприятие родителями детских учреждений в районе влияли отношения
Операционная стратегия и фирма
Операционная стратегия и фирма Базовая миссия любой фирмы характеризуется цепью «операции – потребности потребителя» (рис. 20.2). Стратегия фирмы заключается в том, чтобы, выполняя операционную функцию, выпускать товары и услуги, удовлетворяющие основные потребности
Глава 7 Целевой рынок
Глава 7 Целевой рынок Проще «заплатить» за существующий рынок, чем создать новый. Потребителей необходимо знать Основа успеха в бизнесе – понимание потребителей. Если вы не знаете, кто является вашими потребителями, как вы сможете оценить уровень удовлетворения их
Глава 15. Адаптивная фирма
Глава 15. Адаптивная фирма Поскольку я консультирую фирмы, оказывающие профессиональные услуги, меня часто приглашают выступить с докладом о будущем различных профессий. Меня также просят дать свой прогноз о том, что из себя будет представлять компании будущего. Я всегда
«Известная фирма».
«Известная фирма». «Известная фирма» — значит хорошая. По этому критерию судит большинство клиентов. И их логика не лишена основания. В конце концов, речь идет о PR, о рекламе. И если пиарщик сам себе не может сделать рекламу, то грош ему цена. А коли сделал и попал в число