Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Либерализация рынка электроэнергии

Либерализация рынка электроэнергии: цена киловатта

Либерализация — это комплекс реформ в той или иной области экономики, направленный на переход от жесткого государственного контроля к свободному рыночному саморегулированию. Либерализация рынка электроэнергии подразумевает либерализацию ценообразования: государственные тарифы заменяются ценами, которые формирует рынок.

В Российской Федерации либерализация рынка электроэнергии проводилась с 1 января 2007 года до 1 января 2011 года согласно принятым в ноябре 2003 года Правительством Российской Федерации «Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»

Основные характеристики либерализации рынка электроэнергии в Российской Федерации:

  • Либерализация и оптового, и розничного рынка проводится синхронно.
  • Поэтапная замена регулируемых тарифов рыночными. Постепенное увеличение доли вторых в общем объеме заключенных сделок.
  • С начала 2011 года все юридические лица будут приобретать электроэнергию по свободным рыночным ценам.

Все физические лица вплоть до 2014 года будут приобретать электроэнергию только по регулируемым тарифам. Соответственно покупки электроэнергии для продажи населению или иным, приравненным к населению, категориям потребителей, также осуществляются по регулируемым тарифам.

Функции по организации операций на оптовом рынке электроэнергии выполняет Открытое акционерное общество «Администратор торговой системы Единой энергетической системы».

Ход либерализации рынка электроэнергии в Российской Федерации

Конец девяностых — начало двухтысячных годов. Этот период характеризуется экономическим кризисом, в том числе и в электроэнергетике, которая не имела возможности развиваться. Рост энергопотребления не поддерживался своевременным обновлением производственных мощностей. Именно поэтому либерализация, ведущая к возникновению конкуренции в отрасли и к привлечению инвестиций, могла стать решением проблемы.

  • 1 ноября 2003 года — вступают в силу принятые Правительством Российской Федерации «Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».
  • 2007 год. Первое полугодие — доля либерализованного рынка составила от 5 до 10 процентов. Второе полугодие — от 10 до 15 процентов
  • 2008 год. Первое полугодие — от 15 до 20 процентов. Второе полугодие — от 25 до 30 процентов
  • 2009 год. Первое полугодие- от 30 до 35 процентов. Второе полугодие — от 50 до 55 процентов
  • 2010 год. Первое полугодие — от 60 до 65 процентов. Второе полугодие — от 80 до 85 процентов
  • С начала 2011 года — 100 процентов

Ценообразование на рынке электроэнергии

После либерализации цена на электроэнергию формируется рынком, то есть соотношением спроса и предложения. Цену ежемесячно рассчитывает ОАО «Администратор торговой системы». Раньше этим занимались региональные энергетические комиссии, которые устанавливали цену на оптовом рынке один раз в год. Как формируется цена на электроэнергию после 2011? По сути, рыночная цена на электроэнергию — это расходы сбытовой организации на оптовом рынке, в которые включается цена самой электроэнергии с учетом мощности, плюс плата за услуги энергоснабжения, например, услуги по передаче электроэнергии, плюс сбытовая надбавка.

Специалисты прогнозировали в 2011 году несущественный рост цен на электроэнергию. Рост цен связан с новой системой ценообразования в сетевых компаниях, которые используют метод доходности инвестированного капитала, то есть закладывают в цену затраты, понесенные на привлечение инвестиций. Но в последние годы отмечается тенденция к росту цен на электроэнергию независимо от мер по либерализации. На оптовых рынках вполне возможно покупать электроэнергию по минимальным ценам. Для этого необходимы: хороший план на энергопотребление, прогноз стоимости единицы электроэнергии на рынке, активная договорная работа с поставщиками, хеджирование рисков (при помощи заключения свободных двусторонних договоров).

Рынок электроэнергии на Западе

В европейских странах на рынке электроэнергии по-прежнему правят монополисты, хотя Еврокомиссия настоятельно рекомендует переход к рыночной модели. Единственный полностью либерализованный рынок электроэнергии в Европейском Союзе — это Северная Европа, где создана биржа NordPool, в рамках которой осуществляется свободная торговля электроэнергией. И эта система очень эффективна, несмотря на то, что цены на электроэнергию выросли, годовые затраты одной семьи в странах Северной Европы на электроэнергию ниже, чем в других странах. К тому же, рост цен на электроэнергию объясняется естественными причинами — цены на энергоносители растут, соответственно растут цены и на электроэнергию.

Либерализация рынка энергии в РФ не главная причина роста тарифов

МОСКВА, 17 фев — РИА Новости. Либерализация рынка электроэнергии в России не является главной причиной роста цен на нее, заявил РИА Новости зампредседателя правления НП «Совет рынка» Владимир Шкатов. По его словам, рост цен на электричество в России обусловлен факторами, в основном относящимися к сфере государственного регулирования.

Федеральная служба по тарифам России 1 января 2011 года установила новые предельные уровни тарифов на электроэнергию для населения по регионам, в частности для Москвы и Петербурга максимальные тарифы увеличены на 10%, для Московской области — на 15%.

«Сейчас оптовый рынок электроэнергии в России остается едва ли не единственной дерегулированной зоной в стране. Все остальное — зона государственного регулирования в сфере тарифообразования. А чтобы понять, почему растут тарифы, необходим системный анализ того, какие в действительности факторы влияют на рост стоимости электроэнергии, в том числе и для населения», — сказал Шкатов.

Например, в 2010 году в структуре тарифа для конечного потребителя доля транслируемой с оптового рынка цены электроэнергии и мощности составляла немногим более половины, а именно 55% от итоговой стоимости. Все остальное — тарифы на передачу по сетям (27% — распределительные сети, 5% — сети ЕНЭС), сбытовая надбавка (4%), платежи инфраструктурным организациям (3%) и прочие надбавки.

Цены по рынку

В 2011 году структура цены для конечного потребителя заметно изменится, поскольку ее составляющие будут расти разными темпами. Если посмотреть на наиболее заметные факторы, которые повлияют на динамику цен, очевидно, что их львиная доля по-прежнему не будет иметь никакого отношения к рыночному ценообразованию, сказал Шкатов.

В частности, ценовое влияние перехода распределительных сетей МРСК на регулирование по принципу возврата на инвестированный капитал (RAB-регулирование) определяется объемами инвестиционных программ сетевого комплекса, которые утверждаются региональными энергетическими комиссиями на уровне субъектов РФ. Степень реализуемости таких программ оценивает руководство региона. Кроме того, сетевой тариф в ряде регионов может расти в результате отказа от инвестиционной составляющей в плате за присоединение и решения вопросов перекрестного субсидирования.

Еще один фактор — изменение условий продажи мощности. В запущенном 1 января 2011 года долгосрочном рынке мощности, который должен обеспечить модернизацию и воспроизводство объектов генерации, большинство ценовых параметров определено решениями государственных органов (прайс-кэпы, надбавка для ГЭС и АЭС, оплата генерации, работающей в вынужденных режимах). Та же ситуация и с системой договоров о предоставлении мощности (ДПМ) — их ценовые параметры заданы постановлением №238 правительства РФ.

Читать еще:  Экономическая оценка рынков сбыта продукции

Что касается либерализации рынка, то во второй половине 2010 года по нерегулируемым ценам поставлялось до 80% от объемов электроэнергии и мощности. С 2011 же года доля реализации электроэнергии и мощности по нерегулируемым ценам изменится незначительно, не считая крупных потребителей, для которых оставшиеся 20% станут нерегулируемыми.

Электричество в семейном бюджете

Шкатов отметил, что, по исследованиям специалистов, «стоимость электроэнергии в семейных бюджетах россиян невелика».

«Конечно, затраты на оплату услуг ЖКХ для некоторых потребителей могут быть достаточно существенными, в зависимости от их доходов. В ряде случаев людям приходится чем-то жертвовать, чтобы оплатить эти услуги. Но я хочу отметить, что сдерживание цен для населения приводит к перекладыванию стоимости электроэнергии на бизнес. А бизнес, в свою очередь, возвращает «потерянные» деньги через повышение цен на свою продукцию и услуги. Поэтому вопрос правильного, сбалансированного тарифного регулирования является центральным», — сказал представитель Совета рынка.

Шкатов не исключил, что если причиной роста цен для потребителей в ряде регионов станет переход на RAB-тариф, Федеральная служба по тарифам может принять решение по сдерживанию тарифов.

Для Москвы максимальный уровень тарифа на 2011 год составляет 3,80 рубля за один киловатт-час (против 3,45 рубля в 2010 году), для Московской области — 3,38 рубля (2,95 рубля), для Санкт-Петербурга — 2,81 рубля за один киловатт-час (2,55 рубля), для Ленинградской области — 2,59 рубля за киловатт-час (2,35 рубля).

Выше, чем в столице, максимальный уровень тарифов на электроэнергию для населения только в четырех дальневосточных регионах. В Чукотском автономном округе он установлен в размере 6,26 рубля (на 2010 год — 5,69 рубля), в Камчатском крае — 5,03 рубля (4,57 рубля), Магаданской области — 4,85 рубля (3,10 рубля), Сахалинской области — 4,84 рубля (4,60 рубля) за киловатт-час.

В 2010 году тарифы на электроэнергию для населения выросли на 10%, а для промышленных потребителей — на 7,6% (в 2009 году — на 25% и 19% соответственно).

Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (НП «Совет рынка») было создано для обеспечения функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). В соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» членами партнерства обязаны стать все субъекты оптового рынка.

В частности, в полномочия «Совета рынка» входят стыковка оптового и розничного рынков электроэнергии, формирование позиции участников рынка по отношению к инфраструктурным организациям, определение правил и процедур торгов на энергорынке, а также досудебное урегулирование споров и система антимонопольного контроля рынка электроэнергии.

20 лет электроэнергетики в России – от РАО «ЕЭС России» до либерализации рынка

В 2005 г. из-за аварии на подстанции «Чагино» без электричества осталось около 5 млн человек. Застряли в лифтах люди, остановились поезда метро, огромные промышленные предприятия застыли в тишине, погасли окна в магазинах, офисных центрах и многоэтажных домах – Москва погружалась во тьму район за районом. Причиной аварии назвали ошибки персонала и крайнюю, до 90%, изношенность оборудования. На рубеже 1990–2000-х гг. перебои в электроснабжении были явлением почти обыденным и случались не только в результате аварий. Сознательной, хоть и вынужденной, мерой были веерные отключения, когда энергетикам приходилось отключать потребителей целыми районами из-за нехватки топлива для поддержания оборудования в рабочем состоянии. Отрасли требовалась реформа.

Антикризисные меры

Задолженности энергетиков перед поставщиками угля и газа стали реальной угрозой для прохождения осенне-зимнего периода 1998–1999 гг. Покупать топливо было не на что. К этому времени общий объем платежей энергетикам составлял около 85%, причем основная часть осуществлялась бартером, векселями и зачетами. Живые деньги составляли лишь 20% всех платежей. Задолженности промышленных потребителей перед региональными энергокомпаниями превышали 2–3-летний объем их продаж. Рядовые энергетики выходили на массовые забастовки и голодовки, некоторым из них зарплаты не платили по полгода. В то же время в 1999 г. в стране впервые с конца 1980-х гг. начался рост потребления электроэнергии.

Огромная машина российской энергосистемы давала сбой. Управляло ею Российское акционерное общество «Единая энергосистема России» (РАО «ЕЭС России»). Компании принадлежало 72% всех генерирующих мощностей и около 96% электросетей, диспетчерские управления и сбыт. Тарифы на электроэнергию определяли региональные энергетические комиссии, исходя из затрат принадлежащих ЕЭС региональных энергокомпаний. Большинство из них были убыточными, и к концу десятилетия 20 региональных энергосистем и федеральных электростанций проходили процедуру банкротства. Отрасль нуждалась в реформировании и инвестициях.

В 2000 г. правление РАО ЕЭС принимает постановление «О мерах по исключению практики веерных отключений», запрещающее отключение добросовестных потребителей. В то же время была введена практика отключения от электроэнергии неплательщиков. Это вызвало сопротивление крупного бизнеса, не привыкшего платить за электроэнергию, и ряда губернаторов. Уже к 2001 г. удалось ликвидировать бартерную систему.

Реформа РАО ЕЭС

Устранение проблемы неплатежей не позволяло решить главную задачу по привлечению в отрасль инвестиций. Для этого правление РАО ЕЭС пошло на реформирование всей системы с переходом на рыночные механизмы. По сути реформа заключалась в разделении всей системы на естественно-монопольные (передача электроэнергии) и конкурентные (генерация и сбыт электроэнергии) виды деятельности. Государство передавало генерацию и сбыт в частные руки, сохранив контроль над сетями и диспетчером. А также над атомными и гидростанциями. Электростанции смогли продавать электроэнергию по свободным ценам на спотовом рынке или по прямым договорам.

Против реформы выступали практически все губернаторы, все политические партии в Госдуме, за исключением Союза правых сил, Совет Федерации, крупные промышленные потребители, криминал, который действительно контролировал часть энергосистемы, значительная часть ученых-энергетиков, миноритарные акционеры РАО ЕЭС и менеджмент дочерних компаний холдинга, и противостоять им всем можно было только при последовательной поддержке государства, рассказывает председатель правления РАО «ЕЭС России» в 1998–2008 гг. Анатолий Чубайс (сейчас – председатель правления УК «Роснано»): «Я хорошо помню один разговор, очередную тяжелую баталию на совещании у президента Владимира Путина с группой категорически сопротивлявшихся реформированию губернаторов во главе с Юрием Лужковым. Наши оппоненты говорили, что преобразования проводить ни в коем случае нельзя. Это развал, разрушение единой энергосистемы. И вообще, говорит Юрий Михайлович, а кто же будет управлять электроэнергетикой? В ответ раздается тихий голос кого-то из присутствующих, произнесший одно слово: «Рынок». Все оглядываются: кто это сказал? Ой, а это Путин сказал».

Читать еще:  История рынка в россии

Распродажа активов РАО «ЕЭС России» началась в 2006 г. с покупки «Норильским никелем» контроля над ОГК-3. Крупнейшим покупателем российской генерации стал «Газпром», получивший контроль в ОГК-2, ОГК-6, «Мосэнерго» и ТГК-1, а также акции ТГК-11, ТГК-12 и ТГК-13. «КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга приобрел ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9. СУЭК Андрея Мельниченко купила ТГК-12 и ТГК-13. Пришли в энергетику «Лукойл» (ТГК-8), «Онэксим» Михаила Прохорова (ТГК-4), группа «Синтез» (ТГК-2), РЖД совместно с ЕСН Григория Березкина (ТГК-14). Российской энергетикой заинтересовались и иностранные инвесторы: итальянская Enel купила контроль в ОГК-5, немецкий концерн E.On AG – контроль в ОГК-4, финская Fortum – ТГК-10.

Магистральные сети напряжением от 220 кВ перешли под контроль Федеральной сетевой компании. Распределительные сети вошли в Холдинг МРСК. Позднее оба холдинга объединились в «Россети».

95% времени работы над реформой было тотальное ощущение, что сделать ее невозможно, рассказывает Чубайс: «В 2007 г. я разговаривал со своим товарищем, крупным бизнесменом. Я убеждал его, что нам осталось полшага, чтобы привлечь большие деньги в энергетику. На что он ответил, что это абсолютно несерьезно: «Какие деньги? Нужны десятки миллиардов. Ты, может быть, продашь пару станций. Но лучше тебе подумать, как ты будешь выбираться из этого дела». В 2008 г. мы привлекли в российскую энергетику 1 трлн руб., $30 млрд инвестиций. И обратите внимание: все частные инвесторы, которые пришли тогда в отрасль, до сих пор остаются».

«Либерализация рынка электроэнергии должна сформировать рыночные отношения»

Юрий Желябовский,
председатель правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний:

В условиях либерализованного рынка у потребителя появляется возможность выбрать поставщика, что приводит к развитию конкуренции среди участников рынка, заставляет их повышать качество обслуживания.

– Юрий Анатольевич, прошло более полугода с того момента, как вы возглавили Некоммерческое партнерство гарантирующих поставщиков и энерго-сбытовых компаний (НП ГП и ЭСК). Как вы оцениваете результаты работы?

– За этот период была проведена серьезная работа по привлечению новых участников в состав НП ГП и ЭСК. С марта по сентябрь 2010 года в партнерство вошло 17 новых гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. О своем желании вступить в партнерство заявило еще 15 компаний. С энергосбытовыми организациями, в том числе гарантирующими поставщиками, не вступившими пока в партнерство, мы ведем переговоры о взаимодействии на основе информационного обмена и учета взаимных интересов.

С целью повышения эффективности деятельности разработана новая организационная структура партнерства, принят ряд изменений и дополнений во внутренние документы (устав, положения, регулирующие деятельность органов управления и контроля), подготовлены и направлены предложения по взаимодействию с министерствами и ведомствами, а также по совершенствованию законодательства в области розничных рынков. Завершается работа по организации взаимодействия с Холдингом МРСК и подписанию соответствующего соглашения.

В августе мы организовали и провели Всероссийскую профессиональную конференцию гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. В конференции приняли участие более 200 делегатов из разных регионов России – представители энергосбытовых компаний, банковского и инвестиционного сообщества, представители органов власти и средств массовой информации. Впрочем, такой интерес вполне обоснован: необходимость создания профессиональной площадки для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов и проблем энергосбытовой деятельности назрела давно. По окончании мероприятия в адрес партнерства направлено немало благодарственных писем от участников, что лишний раз подтверждает необходимость со стороны сбытового сообщества в подобного рода мероприятиях.

Стоит отметить и изменения, произошедшие в кадровом составе партнерства. Его профессиональный ресурс возрос за счет привлечения одних из лучших на рынке специалистов в своей области. Теперь можно смело заявить, что на сегодняшний день команда НП ГП и ЭСК – мощный интеллектуальный и профессиональный потенциал.

– Какие основные цели и задачи стоят перед НП ГП и ЭСК?

– Первоочередная задача партнерства – создание крупнейшего профессионального объединения субъектов энергосбытовой деятельности, имеющего целью стать эффективным центром выработки консолидированной позиции и решений всего энергосбытового сообщества (центром компетенции).

Основным направлением работы партнерства является разработка целевой модели и правил розничных рынков, принципов и методов саморегулирования в отрасли, а также мер, направленных на снижение стоимости электрической энергии для конечного потребителя, повышение уровня сервиса и качества обслуживания абонентов. Партнерство и впредь намерено активно участвовать в нормотворческой деятельности, повышать авторитет энергосбытового объединения при разработке органами государственной власти проектов правовых актов в электроэнергетике.

На базе партнерства планируется создать дополнительные институты, которые позволят нашим членам получать методологическую поддержку (комитет по методологии, проектный центр), правовую помощь (центр правовой поддержки членов партнерства, конфликтная комиссия), знания по работе оптового и розничного рынков (центр обучения). Обсуждается идея создания комитета ГП второго уровня и комитета по взаимодействию с сетевыми организациями.

– В 2011 году российский рынок электроэнергии ждет либерализация. Почему необходим свободный рынок электрической энергии у нас в стране и есть ли положительный опыт либерализации в других странах?

– Либерализация рынка электроэнергии должна сформировать рыночные отношения, способствовать привлечению инвестиций, создать прозрачные условия для их окупаемости, повысить эффективность вложений.
Большинство европейских стран, США, Канада давно вовлечены в процесс либерализации рынков электро-энергии. Наиболее успешным является опыт Великобритании, Норвегии, отдельных рынков в США. Успех оценивается многими факторами: и стабильностью функционирования рынков, и надежностью работы системы в целом, и активностью на розничных рынках. В конкурентных условиях, как правило, формируются несколько крупных субъектов, зачастую наблюдается интеграция производства и сбыта.

– С какими проблемами приходится сталкиваться гарантирующим поставщикам и энергосбытовым компаниям?

– Энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики на региональном уровне вынуждены преодолевать множество проблем. К первому блоку проблем отнесу неплатежи потребителей, растущую дебиторскую задолженность и отсутствие финансовых гарантий у неотключаемых потребителей. Второй блок проблем связан с массовым выходом промышленных потребителей на оптовый рынок и, как следствие, ростом цен для оставшихся у сбытовой компании потребителей, в том числе бюджетных. Третье – отсутствие дифференциации сбытовой надбавки. Четвертое – антимонопольные штрафы в размере 1–15% с денежного оборота при сбытовой надбавке в 4% от такого оборота.
В числе важных проблем ГП в рознице отмечу и их перманентную конкуренцию с сетевыми компаниями за потребителя, наличие перекрестного субсидирования, а также неотключаемых потребителей.

Читать еще:  Формы регулирования рынка

– Как продвигается работа над разработкой Основных положений функционирования розничных рынков? Какие основные изменения необходимо внести?

– Напомню, что при Минэнерго России создана рабочая группа по разработке Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии. В заседаниях группы принимают участие представители федеральных министерств и ведомств, инфраструктурных организаций, а также все крупные игроки энергосбытового сектора. Председателем рабочей группы является заместитель министра энергетики Андрей Шишкин. От НП ГП и ЭСК присутствую я в качестве заместителя руководителя и мой заместитель – ответственный секретарь группы Наталья Невмержицкая.
Активная работа, по итогам которой будет оформлен проект упомянутых Основных положений, началась с августа 2010 года. Но уже сейчас, после нескольких заседаний, приняты решения по целому ряду вопросов. По некоторым дискуссии продолжаются.

Важнейшим изменением должно стать решение проблемы платежей. Неотключаемых потребителей быть не должно. Поэтому мы предлагаем ввести обязательную предоплату всеми абонентами поставляемой электроэнергии, повсеместно внедрив системы учета. Для бюджетных организаций необходимо предусмотреть финансовые гарантии в бюджете соответствующего субъекта РФ.

Вторым важным решением могло бы стать введение дифференцированной сбытовой надбавки.

Не менее приоритетная задача – ликвидация перекрестного субсидирования. Поскольку сразу и полностью устранить перекрестку не представляется возможным, считаем целесообразным для начала локализовать ее в тарифах на передачу электроэнергии.

Четвертая задача – формирование эффективной системы мотивации, способствующей установке абонентами современных измерительных приборов, так как помимо высоких цен на электроэнергию в целевой модели розничного рынка должны быть заложены и другие стимулы для обеспечения точного учета электропотребления.

И наконец, в целях развития конкуренции следует упростить процедуру перехода потребителей между энергопоставщиками, а также изменить технологию участия сбытовых компаний в работе оптового рынка, чтобы они получили возможность покупки электроэнергии для мелких клиентов без регистрации отдельных ГТП.

– Что, на ваш взгляд, окажет наибольшее влияние на деятельность энергосбытовых компаний в наступающем году?

– Деятельность сбытовых компаний с 1 января 2011 года кардинально не изменится. Они по-прежнему будут бороться за потребителя, предлагая более интересные ценовые параметры договоров, а также использовать неценовые конкурентные преимущества. Мы прогнозируем более активное применение энергосберегающих технологий, предоставление энергоаудиторских и энергосервисных услуг сбытовыми компаниями.

В настоящее время на оптовом рынке прорабатывается идея финансовых гарантий энергосбытовых компаний в адрес генерирующих на оптовом рынке. Размер таких гарантий еще обговаривается, но уже сейчас очевидно, что со следующего года финансовая деятельность сбытовых компаний претерпит определенные изменения.

Кроме того, мы полагаем, что удастся снять большую часть разногласий во взаимоотношениях с сетевыми компаниями. В перспективе сбыты должны стать многопрофильными компаниями и помимо энергоснабжения оказывать потребителю и услуги по энергоаудиту, энергосбережению, сбору платежей по ЖКХ.
Вместе с тем, учитывая стремление к дальнейшему развитию конкуренции, необходимо обеспечить предварительную квалификацию энергосбытовых компаний: ввести требование об их участии в саморегулируемых организациях, внедрить систему финансовых гарантий на оптовом рынке.
Беседовал Андрей Агафонов

Либерализация болгарского энергетического рынка не приведет к снижению цен на электроэнергию

Болгарские эксперты выступили с утверждением, что Либерализация энергетического рынка и возможность потребителей выбирать своего поставщика не приведет к снижению цен на электроэнергию. Это мнение поддерживает и Евгения Харитонова , председатель Государственной комиссии по энергетическому и водному регулированию. По ее мнению высокие цены на электроэнергию объясняются не монополистами на болгарском рынке а в правилах, наложенных Брюсселем на европейские государства.

Либерализация рынка электроэнергии совсем не означает, что цены для конечных потребителей будут снижены. Да, выбор поставщиков электроэнергии будет более широким, но это, со своей стороны, приведет к увеличению цен. Ведь более дешевую энергию будет выгоднее продавать на экспорт, чем по низкой цене отпускать болгарским потребителям. Именно так поступает в настоящее время АЭС „Козлодуй” высокая прибыль которой от продажи электроэнергии за рубеж позволяет вклазывать деньги в производство и выплачивать зарплату работникам. Зарубежные потребители расплачиваются вовремя, а вот болгарская НЭК задолжала за электроэнергию очень большую сумму и когда выплатит – неизвестно. Кроме дешевой энергии АЭС «Козлодуй», остальные электростанции в стране производят электричество, которое не конкурентоспособно на международных рынках, а значит она будет продаваться внутри страны, что означает что существенного снижения цен не будет.

Читайте также

Льготная ипотека на новостройки может вернуться — под 8% годовых для всех

Аналогичная программа действовала после обвала рубля в 2015-2016 годах

Сергей Степашин: Сегодня не 1999-й, когда в стране был раскардаш, а власть — больна и растеряна. Сейчас — 2020-й!

Экс-премьер, глава Наблюдательного совета Фонда ЖКХ побеседовал с обозревателем «КП» Александром Гамовым

Минсельхоз пересчитал запасы гречихи: хватит до следующего года

Впрочем, сейчас ажиотаж уже утих — граждане переключились на маски и лимоны

Демограф Владимир Тимаков: На смену детям маткапитала придут дети карантина

Поколение 2020-х годов может оказаться таким же малочисленным, как поколение 1990-х

Эксперт: Если карантин продлят, 70% торговых точек уже не возобновят свою работу

Аналитики подсчитали, чего стоила бизнесу только первая нерабочая неделя

Кричевский: «Стратегия власти сейчас – давать лекарство в час по чайной ложке»

Известный экономист в эфире Радио «Комсомольская правда» оценил новый пакет помощи пострадавшим от коронавируса

Отсрочка по страховым взносам для малого и среднего бизнеса в 2020 году: когда начнет действовать и для каких предприятий

Малые и средние предприятия получат отсрочку на полгода по уплате страховых взносов в 2020 году

Георгий Бовт об обращении президента к народу: «Денег нет, поэтому экономику будут размораживать»

Политолог объяснил смысл новых инициатив главы государства

Дополнительные пособия семьям, имеющим право на материнский капитал: сколько составят и кому будут выплачивать

Какие выплаты положены семьям, право на материнский капитал, и когда дополнительные пособия начнут перечисляться

«А будет ли сделка:» Эксперты рассуждают, смогут ли договориться экспортеры нефти

Сегодня пройдет виртуальная встреча расширенного картеля производителей нефти

Новые меры защиты безработных: какие дополнительные выплаты предложил президент

На совещании с главами регионов Владимир Путин поручил поддержать тех, кто из-за коронавируса остался без дохода

Пособие по безработице в 2020 году: как получить семьям, где родители потеряли работу

В России в 2020 году вводятся новые пособия по безработице для семей с детьми

Возрастная категория сайта 18+

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector