Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизмы регулирования в условиях рынка

Механизм рыночного регулирования;

Эластичность спроса и предложения на рынке.

Рыночное равновесие.

Предложение на рынке. Закон предложения.

Спрос на рынке. Закон спроса.

Механизм рыночного регулирования.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

РЕГУЛИРОВАНИЯ.

РЫНОЧНОГО

ТЕМА 6. МЕХАНИЗМ

Вопросы для обсуждения

1. Что представляет собой предприятие в экономи­ческом отношении?

2. Охарактеризуйте различные формы организации фирмы, найдите между ними разницу.

3. Оцените цели предприятия в соответствии с ва­шим пониманием степени их важности. Если бы руководите­лем фирмы были вы, то какую цель поставили бы на первое место?

4. Какие юридические лица относятся к коммерческим орга­низациям, а какие – к некоммерческим?

5. Что такое издержки производства и издержки об­щества?

6. Какая разница между общественными и индивидуальны­ми издержками производства?

7. Что такое прибыль?

8. Какова разница между стоимостью и себестоимостью произведенной продукции?

Литература

1. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Г.А. Киселевой. 5-е изд. М.: АСА, 2006.

2. Современная экономика / науч. ред. О.Ю. Мамедов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

3. Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2005.

4. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: Проспект (ТК Велби), 2005.

5. Экономика: учебник / под ред. Л.Е. Басовского. М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П. Журавлевой, В.М. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2002.

7. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос. 2007.

8. Экономический словарь / отв. ред. А.И. Архипов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Известно, что слагаемыми любого хозяйственного механизма являются: совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов хозмеханизма, и определенная организационная структура экономической системы.

Механизм рыночного регулирования – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции и др.), а также его важнейших экономических законов.

Рынок, выступающий в качестве связующего звена между производством и потреблением, использует основные инструменты рыночного механизма: цену, спрос, предложение, конкуренцию и др.

Итак, рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта про­дукции. Этот механизм включает три глав­ных взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос и предложение товаров-услуг, а также конкуренцию.

Наименьшего пояснения требуют рыночные цены, поскольку они представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регули­рующее действие уже показано в функциях рынка.

Спроспредставляет платежеспособную потребность в определён­ных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потре­бители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д.е. не­дельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. – 900 штук. «Напар­ник» спроса – предложение – это количество продукта, кото­рое предъявляется к продаже по определённой цене в тече­ние определённого времени. Так, если произво­дители телеприемников готовы продавать их по цене 2000 д.е. и в количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.

Наконец, конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничество между участника­ми рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. В частности, производители (про­давцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как мо­жно больше и дороже продать, а наемные работники – получить боль­шую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в ры­ночном успехе одних, неудаче других и проявляется конкуренция.

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий. На заре своего существования рынок был местом встречи продавцов и покупателей и рассматривался как базар, рыночная площадь. Такое узкое понимание рынка было связано с его примитивными формами.

В широком смысле

Рынки –это места, где взаимодействуют продавцы и покупатели, где осуществляется обмен товарами и услугами, где определяются цены.

В мире есть рынки практически любых товаров и услуг. Рынок может быть централизованным (например, фондовая биржа), а также децентрализованным (например, рынок рабочей силы); с точки зрения территориальных границ он может быть местным (в пределах села, города), региональным (область, регион), национальным (внутри какого-то государства), а также мировым, бывают рынки в электронном виде, что часто наблюдается в сфере электронной торговли через Интернет.

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покуателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т д. Поэтомy рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. transaction — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.

Возникновению и эффективному функционированию рынка способствовал ряд исторических условий.

Первое условие возникновения рынка – общественное разделение труда, ведущее к специализации и обмену. Начальная примитивная форма обмена на современном языке называется бартером. Бартер – это натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую, без денежной доплаты, торговая сделка осуществляемая по схеме «товар за товар».

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство изделий в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие – самостоятельность, обособленность экономических агентов, или хозяйствующих субъектов, которая выражается в экономической ограниченности, обособленности их интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности, хотя в дальнейшем она стала опираться и на другие виды собственности, включая смешанную и коллективную.

Третьим необходимым условием существования рынка является свобода предпринимательства, т.е. свобода граждан выступать на рынке в качестве хозяйствующих субъектов и заниматься, в рамках закона, той деятельностью, которая приносит им выгоду.

Особенность рынка состоит в том, что он способен обеспечить своим агентам (покупателям и продавцам) высокую степень экономических свобод.

Степень и содержание экономических свобод на рынке могут быть различными. В зависимости от этого рынки можно разделить на три типа.

Читать еще:  Участники рынка капитала

Во-первых, это свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод для продавца и покупателя, т.е. при данном типе участники обладают полной независимостью, так называемым экономическим суверенитетом.

Второй тип рынка – регулируемый рынок. Данному типу рынка свойственно подчинение определенному порядку, закрепленному в правовых нормах и поддерживаемому государством.

Третий тип рынка – нелегальный. Данный тип рынка по характеру поведения его субъектов наиболее близок к первому типу, но при этом имеет существенные различия. Одной из разновидностей нелегального рынка является теневая торговля, с присущими ей нарушениями законов и правил купли-продажи. Другой разновидностью нелегального рынка является черный рынок, для которого характерна реализация запрещенных законом товаров (например, наркотики, оружие).

Современный рынок представляет собой систему рынков. Система рынков – это совокупность множества рынков различного назначения.

В системе современных рынков выделяются следующие подразделения:

а) рынок средств производства, на котором приобретаются вещественные факторы производства, включая оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо и электроэнергия;

б) рынок ссудных капиталов, на котором осуществляется купля и продажа временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях;

г) рынок потребительских товаров, который подразделяется на множество сегментов, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, включая жилье;

д) рынок труда, где встречаются работодатели и наемные работники;

е) рынок услуг, куда входят различные виды сервиса;

ж) рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);

з) рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);

и) рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые проводится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

к) рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

По субъектамразличают рынки:

3) государственных учреждений;

4) промежуточных продавцов-посредников.

По общественному разделению труда различают рынки:

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В.А. Мартынов, Н.В. Мартынова, Е. С. Степанова

Регулируемая рыночная экономика — это экономика свободного рынка, регулирование которой осуществляется с помощью четырех механизмов, образованных совокупностью институтов, форм и инструментов.

Саморегулирование рынка, т.

Регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества; социальное партнерство, реально содействующее балансу экономических интересов.

Государственное регулирование при участии законодательной, исполнительной и судебной власти.

Корпоративное внутрипроизводственное (внутрифирменное) регулирование.

Эти механизмы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Их соотношение подвижно и зависит от конкретно- исторических условий каждой страны, этапа ее развития. С помощью этих механизмов осуществляется распределение ресурсов и формирование пропорций, соответствующих общественным потребностям на данном этапе развития национальной экономики. Действие этих механизмов тем эффективнее, чем полнее в нем задействованы экономические стимулы, которые реализуют сложную систему частных, корпоративных, коллективных и общенациональных интересов и работают на согласование интересов отдельных секторов, регионов, социальных слоев и групп, отдельных индивидов с интересами общества в целом.

Экономические пропорции складываются в первую очередь под воздействием рыночного саморегулирования, механизмов конкуренции, свободного рынка. Их инструментами служат цены, процентные ставки, валютный курс, курс ценных бумаг и др. Будучи источником информации для всех участников рынка, цены обслуживают прямую и обратную связи между производством и потреблением, предложением и спросом, регулируют объемы предложения (производства) и спроса (потребления). Сложная система диверсифицированных рынков и товаров, капиталов, труда, валюты, ценных бумаг через складывающуюся на них систему меновых, курсовых сигналов направляет ресурсы в сферы их эффективного использования. Давление конкуренции, побуждая к инновациям, регулирует динамику издержек, качества продукции.

Элементы саморегулирования, самоорганизации, свойственные рыночным механизмам распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют национальной экономике, хотя подчас и не без потерь, осуществлять самонастройку применительно к императивам экономического роста, научно-технического прогресса (НТП), быстро меняющимся внутренним и внешним условиям.

В системе регулирования смешанной экономики все более значительное место занимает корпоративное регулирование и управление.

Многообразные формы корпоративного регулирования базируются на сочетании иерархических принципов управления и контроля над ресурсами внутри многоотраслевых конгломератов, долгосрочные стратегии в области производства и маркетинга с образованием гибких и автономных производств, ячеек на микроуровне, налаживанием кооперационных связей между фирмами в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), совместных технологий и новых видов продукции, информационного и инфраструктурного обеспечения.

Регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества, социальное партнерство, реально содействующее балансу экономических интересов приобретает все большее значение. Переговоры, в том числе по поводу использования ресурсов, становятся непременным элементом отношений между участниками рынка. Новые механизмы сотрудничества включают деловое партнерство, межфирменные союзы, отраслевые и региональные сети сотрудничества. Они образуют противоречивое единство с конкуренцией, служат наряду с ней неотъемлемым элементом системы экономического регулирования.

Государственное регулирование является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием, дополняет и корректирует действие вышеназванных механизмов, создает условия для их функционирования и нейтрализует связанные с ними негативные тенденции. Оно осуществляется путем воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем, заключающееся в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

Можно выделить несколько форм государственного регулирования: административное, правовое, прямое и косвенное экономическое регулирование.

К административным формам относятся разнообразные меры рационирования и контингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом, принудительное картелирование, необходимость получения разрешений на открытие предприятий и др.

Правовое государственное регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через системы устанавливаемых норм, правил и стандартов, таких, как минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы, нормы естественной убыли, нормы труда или нормы выработки, нормы прибыли или уровень прибыльности регулируемых предприятий, социальные нормы, финансовые нормы и нормативы, санитарные правила, государственные градостроительные нормативы и правила, правила (стандарты) аудиторской деятельности, правила землепользования и застройки, правила по технике безопасности и промышленной (производственной) санитарии, трудовые стандарты; минимальные государственные социальные стандарты, экологические (природоохранные) стандарты и др.

Прямое экономическое регулирование использует многообразные формы безвозвратного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий. Это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (федерального, региональных, местных), льготные кредиты и налоговые льготы в том числе в сферах, где это диктуется общенациональными интересами: поддержка новых отраслей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), малого и среднего предпринимательства, реструктуризация традиционных базовых отраслей. Сохраняются и основные механизмы социального регулирования.

К косвенным формам экономического регулирования относятся регуляторы кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в том числе таможенно-тарифной политики, экономическое стимулирование и др.

Косвенное регулирование осуществляется с помощью следующих рыночных регуляторов или инструментов государственного регулирования: объемы и структура производства, инвестиции, структура и формы собственности, денежная масса и параметры денежного обращения, доходы и расходы бюджета, трансферты, налоги и налоговые ставки, налоговые льготы, тарифы оплаты труда, цены, кредиты, банковские ставки кредитного и депозитного процента, ставку рефинансирования центрального банка, внутренние и внешние займы, государственные закупки, конкурсы, аукционы, санкции, штрафы, экономические стимулы, льготы, преференции. Применение того или иного инструмента, его активизация приводит к воздействию на тот или иной объект для изменения экономического состояния объекта, осуществления поворота в экономике.

Читать еще:  Мировой рынок инноваций

Можно выделить особую роль экономического стимулирования, которое является экономическим побуждением, использованием материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование.

Мировой трансформационный процесс сопровождается усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности. В странах со смешанной экономикой осуществляется диверсификация форм и методов государственного регулирования. На современном этапе, для которого характерен процесс дерегулирования, происходит переориентация системы государственного регулирования, изменяется соотношение между его различными формами в пользу экономических, и прежде всего косвенных, кредитно-денежных регуляторов. Эта система регуляторов диктует правила экономического поведения субъектам рынка: институтам и отдельным индивидам.

Государственные ресурсы направляются в те сферы и сектора, в которых эффект от действия рыночных механизмов оказывается недостаточным или вступает в противоречие с интересами общества. Государственная финансовая поддержка предоставляется под приоритетные стратегические цели, например, ресурсосбережение, развитие новых производств, поощрение технологических прорывов, минимизацию негативных последствий НТП, экологию. Эти цели реализуются на основе принятия и выполнения долговременных межотраслевых, а в ряде случаев межгосударственных проектов и программ. Механизм программного регулирования включает контрактную систему, используя которую государство через систему государственных заказов, подрядов, размещаемых на конкурсной основе, финансирует участие частного бизнеса в осуществлении программ структурных преобразований.

Прямое и косвенное государственное регулирование в различных формах используется для поощрения создания разветвленных конгломератов, осуществляющих корпоративное регулирование. Пресечению их монополистических тенденций служит антимонопольное законодательство, основанная на нем антимонопольная политика, с одной стороны, поддержка малого и среднего предпринимательства — с другой.

Стратегия реформирования экономики России включает одновременное развитие всех механизмов: рыночного, корпоративного, государственного. Она исходит из необходимости форсированной разработки и совершенствования законодательной базы рыночного регулирования и развития современной рыночной инфраструктуры в целом. Назрела необходимость создания основ корпоративного регулирования — крупных диверсифицированных финансово-промышленных групп, прежде всего в отраслях, являющихся локомотивами НТП, постиндустриальной революции. Совершенствование государственного регулирования предполагает не экстенсивное расширение государственного контроля над экономикой, а коренное преобразование государственных структур, форм и методов государственного регулирования, их дебюрократизацию.

6.1. Плановые и рыночные регуляторы функционирования предприятий

6.1. Плановые и рыночные регуляторы функционирования предприятий

Одним из основных теоретических вопросов функционирования субъектов хозяйствования является вопрос о соотношении плановых и рыночных начал в экономике или вопрос о соотношении плана и рынка. В экономической теории план рассматривается как процесс сознательного и целенаправленного воздействия на экономическое развитие, а рынок – как естественное и свободное течение экономических процессов. Макроэкономический уровень рассмотрения вопроса о соотношении плана и рынка уточняется как соотношение государства и рынка. На микроуровне этот вопрос формулируется как соотношение предприятия и рынка.

В практике хозяйствования план и рынок выступают как единый метод регулирования экономики. План строится от общего к частному, используется как метод прямого воздействия на экономику и применяется на различных уровнях. При определении направлений регулирования хозяйственной деятельности государственные интересы являются приоритетными.

Рынок развивается от частного к общему и это основывается на том, что частные интересы являются приоритетными в хозяйственной деятельности. В процессе функционирования рынок охватывает преимущественно сферу обращения и нацелен на удовлетворение платежеспособного спроса.

Соединение плановых и рыночных начал в экономике предусматривает выработку механизмов взаимодействия по вопросам взаимоотношения государства и предприятия, осуществления доступа к экономическим ресурсам, контролирования хозяйственной деятельности, что отражается на структуре экономической системы. Так, если преобладает рынок, то система – рыночная и возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то система административно-командная, а экономика плановая; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и экономическая система в целом.

В рыночном хозяйстве экономические субъекты несут ответственность за результаты своей деятельности самостоятельно. В результате рынок регулирует деятельность производителей, а государство выполняет регулирующие функции рыночных отношений. Поэтому в рыночной экономике государство регулирует функционирование рынка, а рынок регулирует деятельность субъекта хозяйствования. Эволюция взглядов в диалектическом процессе познания сущности, роли и взаимоотношения государства и рынка в экономике представлена в табл. 6.1.

На микроуровне рынок рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. В соответствии с этим подходом существуют два типа хозяйственных связей: натурально-вещественные связи, осуществляемые в соответствии с объемом и структурой потребностей домашнего хозяйства; товарные связи, осуществляемые посредством рынка как сделки купли-продажи.

Таблица 6.1. Эволюция взглядов на взаимоотношения государства и рынка

Характерными чертами хозяйственных товарных связей являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные рыночные связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Если рассматривать рынок со стороны субъектов экономических отношений, то его можно охарактеризовать как совокупность существующих и потенциальных покупателей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу купли-продажи любого товара. Но такая характеристика субъектов рынка упрощена, поскольку не охватывает всей совокупности субъектов рыночных отношений. Так, субъектом рынка не обязательно является собственник покупаемого или продаваемого товара: он может действовать по поручению. Покупателями могут быть конечные потребители, организации, посредники, приобретающие товары для последующей продажи, государственные учреждения.

При этом рынок характеризуется как многоаспектная система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, хозяйственных рыночных связей, включая прямые и многозвенные контакты с участием посредников.

В рыночном хозяйстве экономические субъекты несут ответственность за результаты своей деятельности самостоятельно. В результате рынок направляет деятельность непосредственных производителей, а государство выполняет регулирующие функции рыночных отношений. Поэтому в рыночной экономике государство регулирует функционирование рынка, а рынок регулирует деятельность субъекта.

Прямое жесткое регулирование, использование карточек и других ограничений свидетельствуют о деформации рыночных связей. Именно поэтому для товарных связей, осуществляемых посредством рынка, важную роль играют не только прямые хозяйственные связи «производство – рынок

– потребитель», но и обратные хозяйственные связи «потребитель – рынок

– производство», инициирующие изменения.

Академик В.С. Немчинов отмечал, что если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте. Такая система будет тормозить социальный и технический прогресс и под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана. Эти слова оказались пророческими для административно-командной системы хозяйствования СССР. По существу отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, эта система пережила глубокий кризис и была сломана.

Российский путь рыночных преобразований проходил через глубокое переосмысление роли государственного регулирования, соотношения плановых и рыночных начал. На этом пути были сделаны серьезные ошибки, первопричиной которых было игнорирование общеэкономических законов и практики их применения постиндустриальными странами, а также дореформенный опыт планово-директивного хозяйствования.

Плановые методы хозяйствования основывались на согласовании действий между многочисленными участниками хозяйственных отношений с помощью контрольных цифр, директивных заданий, экономических нормативов. Изучение спроса хозяйствующими субъектами не производилось, поскольку любой выпуск координировался органами государственного планирования.

Одним из основных признаков социалистической экономики был хронический дефицит. Однако дефицит по различным товарным группам был неодинаков, что объяснялось практикой государственного регулирования интенсивности дефицитов по «границам терпения», в результате чего определялся некий максимальный уровень дефицита для каждой конкретной группы товаров, а его превышение приводило к росту активности потребителей в их давлении на государственные органы и последующие ответные действия по борьбе с «отклонениями». Управление по «границам терпения» предполагало количественное приспособление к сложившейся структуре дефицита, которое осуществлялось исходя из принципа ликвидации «узкого места». Такой способ управления товарными потоками не был эффективным, поскольку государство регулировало в первую очередь нежелательные экономические «отклонения» и обеспечивало социальную стабильность в стране.

Читать еще:  Заключение основные тенденции рынка труда

Последствиями несбалансированного спроса и предложения по различным товарным группам, а также несбалансированного развития отраслей стало возникновение «сильных» и «слабых» отраслей экономики. Постепенно государство попало под влияние «сильных» отраслей, что отразилось на его способности противостоять лоббированию субъективных интересов последних и инвестировать в крупных размерах «сильные» отрасли даже в постдефицитный период.

Приоритетность развития одних отраслей экономики, осуществляемая за счет угнетения других, отразилась на развитии регионов страны. Возникли «сильные» регионы, которые были связаны с «сильными» отраслями экономики, и «слабые» регионы, которые такой связи не имели. Это вызвало несбалансированное развитие регионов, дало дополнительные возможности одним регионам в получении инвестиций в более значительных размерах, осложнило существование и повышение уровня благосостояния других регионов.

Проведение экономических реформ и переход на рыночную систему хозяйствования происходили в условиях недопонимания соотношений плана (государственного регулирования) и рынка и даже противопоставления их друг другу. Это привело к тому, что в начале реформ руководящие органы страны отказались от использования в хозяйственной практике плановых методов регулирования экономики. В отечественной экономической науке появились обоснования возможности полного отказа от использования как директивного, так и индикативного планирования. В этот период появилась идея отделения государства от экономики, основанная на противопоставлении плана и рынка, которая нашла свое воплощение в процессе либерализации экономики в виде форсированной приватизации, внедрения свободного ценообразования, распространения рыночных отношений на социальную сферу.

Следствием указанных процессов явилось разрушение действовавших контуров хозяйственных отношений, непрерывное воспроизводство кризисной ситуации хронического товарного и финансового дефицита в условиях зарождающегося стихийного рынка и отказа от государственной поддержки, что повлекло за собой снижение конкурентоспособности российских предприятий и российской национальной экономики.

Хотя мировой опыт свидетельствует о том, что структурные изменения в экономике могут быть стихийными, особенно если экономика находится далеко от равновесного состояния, но российская практика показывает, что возможностей рыночной самоорганизации и саморегуляции недостаточно. В результате переосмысления роли государственного регулирования рыночных отношений, соотношения плановых и рыночных начал была выработана качественно новая государственная экономическая политика, основанная на признании того, что план и рынок на макро– и микроуровне могут сосуществовать, не утрачивая своих атрибутов. Так, государство должно и может участвовать в экономическом развитии общества и хозяйствующих субъектов наряду с рынком, но не должно вмешиваться в механизмы рынка.

Роль государства состоит в том, что оно создает нормативноправовую и институциональную базу для рынка, что реализуется с помощью кредитно-денежной, налоговой, таможенной, ценовой политики.

Важнейшей составляющей кредитно-денежной политики на государственном уровне является ставка рефинансирования Центрального банка России. Именно она определяет цену и доступность кредитных ресурсов коммерческих банков для хозяйствующих субъектов, что влияет на их инвестиционную активность. Устанавливая курс национальных валют, государство определяет возможность и целесообразность для предприятия экспортировать произведенные товары, импортировать ресурсы, технологии, патенты, лицензии, ноу-хау, что характеризует его инновационную активность.

Государственная налоговая политика представлена видами налогов, ставками налогов, объектами налогообложения, системой распределения налогов между уровнями бюджетной системы страны, налоговыми льготами и др., что определяет налоговый климат в стране и является основополагающим в функционировании предприятия.

Таможенная политика государства представлена таможенными нормами и правилами, таможенными квотами, ограничениями, барьерами и др., которые необходимы для защиты государственных интересов при пересечении товарами государственных границ. Таможенная политика используется как инструмент стимулирования инновационной активности предприятий, когда приобретаются оборудование, технологии, сырье.

Ценовая политика государства должна поддерживать те предприятия, которые применяют гибкую политику цен, в первую очередь на наукоемкую продукцию. В то же время государство регулирует цены на продукцию предприятий-монополистов, ограничивая норму прибыли и, тем самым, защищая интересы граждан.

Непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается там, где нет частного бизнеса, где есть «провалы» рынка, и при этом строит ее на принципах сотрудничества с частным бизнесом, а не конкуренции с ним.

В результате преобразований под влиянием рыночных императивов изменился экономический статус регионов, отечественная экономика стала более открытой. Меняются «правила игры», методы и инструменты ведения бизнеса, соотношения плановых и рыночных методов государственного регулирования хозяйственных отношений.

Государственное регулирование рыночной экономики

Необходимость государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Государственное регулирование рыночной экономики по своей сути – это такой комплекс мер, который предпринимает государство, чтобы установить и стабилизировать необходимые экономические процессы. Такое регулирование направлено на три взаимосвязанные стороны рынка: ресурсы, производство и финансы.

Целью государственного регулирования является создание определенных финансовых, административных и правовых механизмов, которые бы позволяли рыночной экономике нормально функционировать, избегая или же минимизируя негативные последствия ее существования.

Государство в экономике страны отвечает за:

  • Фискальную политику;
  • Регулирование рынка денежных средств и кредитного рынка;
  • Регулирование внешнеторговых отношений;
  • Регулирование бюджета и распределения доходов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государственное регулирование осуществляется через такие инструменты, как: целевые программы, прогнозирование, моделирование ситуаций и пр.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обоснована наличием ряда отрицательных процессов (бедность, преступность), существованием общественных благ (например, образование и здравоохранение), неуклонным стремлением крупных игроков рынка к монополизации и пр.

Функции государства

Основными и необходимыми функциями государства в рыночной экономике являются:

  • Создание правовой основы для функционирования бизнеса;
  • Борьба с монополиями, поддержание на рынке здоровой конкуренции;
  • Распределение доходов с помощью системы налогообложения и субсидий (пенсии, пособия и пр.);
  • Финансовое обеспечение науки и технического прогресса;
  • Контроль занятости населения, уровня цен, образующихся коммерческих объединений и альянсов;
  • Регулирование производства и ценовой доступности общественных благ.

Принципы государственного регулирования рыночной экономики

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственное регулирование экономики базируется на следующих непреклонных принципах:

  • Предпочтительна рыночная организация экономики;
  • Государственные предприятия не должны превалировать над частными, так как у последних имеются меньшие финансовые возможности для такого конкурирования;
  • Экономическая политика государства должна быть направлена на экономическое благосостояние страны и социальную стабильность общества;
  • Государственное регулирование может быть усилено или ожесточено в целях предотвращения экономического кризиса.

Методы и механизмы государственного регулирования экономики

Основные механизмы регулирования экономики:

  • Бюджетно-налоговая политика: предполагает, что ведется необходимая деятельность в области налогообложения и бюджетирования, которая направлена на стабилизацию развития экономики страны, решение негативных социальных эффектов, предотвращение кризисных ситуаций.
  • Денежно-кредитная политика: предполагает строгий контроль денежной массы со стороны государства.

Все методы государственного регулирования подразделяются на:

  • Прямые (основаны на создании и развитии правовой базы): установление стандартов качества, введение ограничений и запретов;
  • Косвенные (стимулирующие к принятию рыночного решения методы): основаны на финансовой и кредитной политике страны; предполагает, например, контроль доходов участников рынка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector