Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы и формы регулирования рынка труда

Формы и методы государственного регулирования рынка труда

В современной практике государственного регулирования занятости выделяют две ее основные формы:

1. Пассивная политика регулирования рынка труда, под которой понимаются мероприятия, направленные, главным образом, на поддержание определенных уровней доходов незанятых и не допущение критической ситуации на рынке труда. (Например, выплата пособий по безработице; реализация различных государственных программ по поддержанию доходов незанятых; меры, ограничивающие предложение рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного выхода на пенсию, ограничения притока иностранных рабочих, содействие их репатриации и т.п.).

2. Активная политика регулирования рынка труда, которая нацелена на уменьшение существующего уровня безработицы, создание необходимых условий для повышения числа рабочих мест, улучшение структуры рабочей силы, повышение степени их пригодности для рынка труда. В ее рамках государств осуществляет затраты на подготовку и переподготовку, повышение уровня адаптации работника к быстроменяющейся ситуации на рынке труда. Большая роль отводится местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Для поощрения региональной мобильности, в частности, государство компенсирует расходы по переезду на новое место работы и жительства.

Реализация цели достижения эффективной занятости возможна за счет применения различных методов. Наиболее распространенные из них можно обобщить в две группы, каждая из которых реализует свои специфические цели регулирования занятости.

Первая группа методов способствует, прежде всего, созданию новых рабочих мест. Примерами подобной направленности государственного регулирования занятости являются:

1. Создание государственных предприятий и развитие государственного предпринимательства.

2. Осуществление государственных программ общественных работ.

3. Государственные закупки товаров и услуг.

4. Государственные заказы и подряды.

5. Субсидии и льготные налоговые режимы для предпринимателей, деятельность которых способствует созданию новых рабочих мест в экономически отсталых регионах.

6. Субсидии и льготный налоговый режим для предпринимателей за трудоустройство малоконкурентных групп населения (молодежи, инвалидов, женщин с малолетними детьми и т.д.).

7. Содействие повышению накопления и прибыльности частного предпринимательства.

Вторая группа методов государственного регулирования занятости нацелена на повышение мобильности рабочей силы, усиление гибкости национального рынка труда. В эту группу следует отнести следующие методы воздействия государства на эффективную занятость:

1. Стимулирование и поддержка частных проектов обучения и переобучения кадров.

2. Предоставление помощи безработным, регулирование продолжительности рабочего дня.

3. Введение антидискриминационного и миграционного законодательства, правовая регламентация условий увольнения.

4. Создание бирж труда, банков данных о трудовых ресурсах, служб информации, государственных центров подготовки и переподготовки кадров.

Очевидно, что деление методов государственного регулирования на две группы имеет, прежде всего, теоретический характер, так как в реальной практике эти методы тесто взаимодействуют, взаимно дополняют друг друга.

Государственное регулирование

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Читать еще:  Рынок понятие функции и структура

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.

Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

Методы регулирования рынка труда

Введение 3
1. Понятие рынка труда 4
2. Сущность и значение механизма регулирования рынка труда 7
3. Методы регулирования рынка труда 13
Заключение 17
Список литературы 18
Введение

Рынок труда занимает особое место в структуре рыноч¬ных отношений.
В настоящее время, в условиях высокого уровня конкуренции значительно меняются отношения на рынке труда и к самому рынку труда.
При этом регулирование рынка труда становится одной из наиболее сложных и важных задач экономической политики. Труд – это не только хозяйственный ресурс, но и важнейший социальный институт, а требования субъектов, реализующих трудовую функцию или продающих свой труд, многообразны и не сводятся только к эквивалентному вознаграждению. Но рациональное с позиций предприятия использование данного ресурса часто не представляется таковым с общественной и социально-политической точек зрения. Поэтому нередко предпринимаются попытки вывести рынок труда из сферы обычных рынков и применять по отношению к нему особый тип регулирования.
Однако механизмы рыночного хозяйства очень чутко реагируют на пренебрежение принципом эффективности, создавая новые проблемы там, где используемые способы регулирования, будучи, казалось бы, достаточно дееспособными и приемлемыми для всех, не вполне соответствуют требованиям рынка. В условиях мирохозяйственной глобализации рыночное давление становится особенно жестким. Исправить же ситуацию в сфере труда непросто, поскольку экономической необходимости противостоят политические соображения и часто мощные группы интересов.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является изучение механизма регулирования рынка труда.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
–рассмотреть понятие рынка труда;
– изучить сущность и значение механизма регулирования рынка труда;
– рассмотреть методы регулирования рынка труда.

1. Понятие рынка труда

Как известно, рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели, в результа¬те чего для каждого стандартного товара (или услуги) устанав¬ливаются равновесная цена и равновесный объём предложения и спроса. Очевидно, что данное понятие рынка должно быть скорректировано, если речь идёт о таком специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (рабочий) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (то¬карь, инженер, врач и т. д.), но и целым «спектром» других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.
С другой стороны, и работодатели (то есть те, кто предла¬гает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индиви¬да, но и оценивая его (работника) коммуникабельность, уме¬ние работать в коллективе, способность к переобучению, тру¬довой мобильности.
Необходимо отметить, что труд имеет не только экономи¬ческую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного ко¬личества и качества), но и социальную, так как является источ¬ником дохода, определяет социальный статус человека в обществе.
Несмотря на «гуманистическую» специфику рынка труда, в экономической теории абстрагируются от этих характеристик и определяют данный вид рынка как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны времен¬но не занятых людей).
Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение- наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы. Спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а с другой стороны между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному так и качественному составу.
Справедливое решение этой состязательности предполагает соблюдение целого ряда условий. Прежде всего, мобильность рабочей силы, рациональное размещение производительных сил. Для нашей страны в силу большой оседлости население, вызванной национальными особенностями, характерно развитие региональных рынков труда, что может негативно сказываться на соотношении между спросом и предложением в отдельных регионах страны. С целью выравнивания положения между различными региональными рынками труда, обеспечение социальной защищенности трудящихся, проживающих в регионах с избыточными трудовыми ресурсами, на местных уровнях разрабатываются государственные программы занятости. Кроме того, государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, поощрения создания малых предприятий и применение гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест.

Читать еще:  Рынок заемных средств

Скачать реферат «Методы регулирования рынка труда» DOC | TXT

Обучение

Learning

Образование

Education

Исследования

Research

Комментарии

Commentaries

Статьи, книги, аналитика

Макроэкономика

Юрий Корчагин Как дышим в России Остались мы без футбола, без свободы перемещения, ограниченной опасениями коронавируса, с небольшими ожиданиями американских подвохов (больше никто такими подлостями не занимается, людям жизнь не отравляет. .

Экономика регионов

Кризис, санкции, а у Воронежской области за три квартала 2018 года 5,5% роста промышленного производства. Неплохо. Область в целом сравнительно успешно проходит период полисистемного кризиса в стране и международных санкций. Причем, тенденция стабильного роста ВРП, пусть и .

Человеческий капитал

Известно, что национальный человеческий капитал — главный драйвер и фактор процессов развития и роста экономики, общества и государства. Однако в последние десятилетия инвестиции в человеческий капитал снижались в долях ВВП. К тому же, они были в 2-3 раза и более ниже по .

Инвестиции и инновации

Под интеллектуальной собственностью в этом рейтинге понимаются изобретения (патенты), полезные модели и промышленные образцы. Их использование отражает в определенной степени научно-техническую креативность субъекта РФ, корпорации, фирмы, конкретного производства. В .

Кризисные явления в экономике

В условиях международных санкций каких-то особых тревожных опасений, ожиданий или даже разговоров насчет неких врагов в народе нет. Как жили, так и живем. Люди работают в обычном режиме, ежемесячно получают зарплату и пенсии. Магазины заполнены продовольствием и .

Региональные и муниципальные финансы

Долги регионов РФ велики. Они составляли на 1.01.2017г. по бюджетным кредитам 1,1 триллиона рублей, а всего — 2,2 трл руб. Долги весьма неравномерны и считать их необходимо на душу населения, тогда картина с долгами будет более ясной. Кто из губернаторов норовил жить в долг, а кто .

Бюджеты и межбюджетные отношения

Бюджетный упадок городов продолжается в 2016-2017 годах В рейтинге по бюджетной обеспеченности городов — миллионников за 2017 год лидеры — Ростов-на-Дону, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь. Самые бедные — Омск и Воронеж (см. рейтинг). В городах с низкой бюджетной обеспеченностью продолжают в первую очередь деградировать образование, культура, экология и инфраструктура, включая дороги. А бюджетно сильные города развиваются, хотя в связи с кризисом и у них проблем .

Инфляция

В годовом исчислении инфляция в стране составила в сентябре 2017г. Всего лишь 3% после 3,3% в августе, 3,9% в июле и 4,4% в июне. В целом годовая инфляция в РФ пока держится ниже целевого ориентира (таргета) Центробанка в 4% (к концу года). Высокая инфляция, а в пресловутых 90-х .

Информационные технологии и процессы в экономике и обществе

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=183 В российской информационной системе, статистике, в средствах массовой информации наступили крутые перемены. И большинство из них со знаком минус. Словно ускоренно возвращаемся в советские времена по всем информационным .

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1. Финансовый рынок и место в нем рынка ценных бумаг Финансовый рынок — это рынок обращения финансовых активов. Действует он в форме совокупности кредитного рынка, рынка ценных бумаг (РЦБ), страхового рынка и других частных рынков, через которые происходит .

Информационно-инновационная экономика (экономика знаний)

Концепции, стратегии и программы развития России

Многие российские проблемы связаны с замедлением темпов роста ВВП. Всемирный банк прогнозирует рост ВВП РФ в 2018 году 1,7% ВВП. Standart & Poor’s Global .

Теория и практика государственного регулирования экономики

Мое поколение родилось и выросло в послевоенное время. Это было время восстановления страны, время быстрого роста экономики и одновременно время прекращения сталинских репрессий, освобождения людей от тотального страха перед ними, время хрущевской оттепели. Это .

Кризисы, финансы, экономика, развитие. Статьи ведущих экономистов РФ и наши комментарии.

Юрий Корчагин Когда надо было сохранять СССР? О прошлом, о распаде СССР возникают такие мысли и вопросы. Можно ли было сохранить СССР? И что для этого надо было сделать. Наиболее стабильным и растущим в части экономики СССР был в 1970-е годы. У СССР были союзники, и сам он .

Читать еще:  Рынок труда костромской области

Государственное регулирование экономики (учебное пособие). Логунов В.Н., Корчагин Ю.А.

ЛОГУНОВ В.Н., КОРЧАГИН Ю.А. Учебное пособие ББК 65.010.3 УДК ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Логунов В.Н., Корчагин Ю.А. Государственное регулирование экономики. — Воронеж: ЦИРЭ, 2009.- 210с. .

Портреты вождей, злодеев и лидеров России ХХ века

20-02-2013 00:55:00 Маршал Жуков — о генералиссимусе Сталине «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» «Чего стоят на самом деле его полководческие качества и «военный гений» В мае 1956 года министр обороны СССР маршал Жуков подготовил текст доклада, с которым ему предстояло выступить на .

Разное

Юрий Корчагин Внутренние проблемы для россиян более важны, нежели мировые В международной политике пока затишье. И это хорошо во всех отношениях. В Сирии Асад руководит страной по пословице пан или пропал. Хватит у него сил удержаться прочно во власти, то останется .

Корчагин Ю.А. Экономика регионов и региональное развитие

Согласно публичному заявлению губернатора Алексея Гордеева, в стране сложилась «дефективная система госуправления», которая «не способна противостоять коррупционным явлениям». Критика его коснулась в основном Правительства РФ. В то время как система управления страной полностью зависит от высшей власти — от Президента РФ. В частности, премьера подбирает Президент РФ, утверждает основных министров также он. Президент и ответственен за эффективность системы управления в .

Деньги, кредит, банки. Корчагин Ю.А. Учебное пособие.

УДК 336.7(075.8) ББК 65.262(2Рос)я73 К 72 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор И. П. Богомолова; доктор экономических наук, профессор А.Н. Полозова. К 72 Корчагин Ю. А. Деньги Кредит Банки: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. — .

Учебные пособия, конспекты лекций, методические указания

7.1. Общие сведения Динамические методы инвестиционного анализа учитывают динамику поступлений (доходов) и выплат (инвестиций) во времени. Делается это с помощью метода сложных процентов и дисконтирования платежей к одному и тому же моменту времени. Однако и эти методы ограниченны. Так самые первые поступления не совсем правильно приравнивать к самым последним. Первые поступления можно уже как-то использовать, в т.ч. в качестве инвестиций. А последние так использовать невозможно. .

22. Рынок труда и его регулирование

22. Рынок труда и его регулирование

Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату.

Через рынок труда проходят три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально—технических элементов), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности).

Формы государственного регулирования рынка труда:

1) разработка законодательно—нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда;

3) прямое участие государства в управлении рынком труда.

Законодательно—нормативная база регулирует:

1) правовые отношения в сфере наемного труда;

2) заключение и реализацию коллективных договоров;

3) занятость и трудоустройство;

4) применение и организацию наемного труда (рабочее время, время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность);

5) механизм разрешения трудовых споров.

Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Структурная безработица – невозможность трудоустройства из—за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации.

Фрикционная безработица – безработица из—за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

Застойная безработица – невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом.

Скрытая безработица – человек работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

При этом государство не должно создавать условий, чтобы на предприятиях работали «ненужные», резервные люди, а должно стимулировать появление новых рабочих мест, в первую очередь путем создания соответствующих условий для частного сектора (льготное налогообложение предпринимателей, прощение системы регистрации нового предприятия, предоставление государственных кредитов под низкий процент).

Еще один метод борьбы с безработицей – переподготовка кадров, обучение безработных другим профессиям и трудоустройство их по новой специальности.

Для регулирования рынка труда предусмотрена государственная единая служба занятости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×