Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы регулирования рынка услуг

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

Тема 1.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

1. СУЩНОСТЬ, ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным — резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т. д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.

В основе управления бизнесом за рубежом лежит доктрина «невмешательства», своими корнями уходящая в ранний капитализм 18 века. Она предусматривает, что государство не должно вмешиваться в деятельность частных лиц, занимающихся предпринимательством. Вместе с тем практика показала, что в действительности эта доктрина в меньшей степени применима к транспорту, чем к другим видам деятельности.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в интересах общественной безопасности (дорожного движения и экологической).

2. Во многих случаях транспорт является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий фактор его развития.

3. Чаще всего транспорт сильно подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной платы работающих в отрасли.

4. Социальные затраты транспорта очень велики, в связи с этим их необходимо учитывать и перераспределять. Автомобильный транспорт не может существовать без таких элементов, как автомобильные дороги, стоянки и т. п. Это обусловливает дополнительное финансирование.

5. Транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость государственных соглашений.

6. Транспорт вместе с системой материально-технического снабжения и связью является частью инфраструктуры национальной экономики и одновременно стимулятором ее развития.

7. Транспорт, в связи с высоким коэффициентом перевозимости производимых товаров, является отраслью, прогрессивно стимулирующей инфляционные процессы. В связи с этим, в условиях нестабильной экономической обстановки необходим контроль за уровнем тарифов.

8. Транспорт является центральным звеном при ликвидации чрезвычайных ситуаций и играет важную роль в обеспечении обороноспособности страны.

Классификацию и характер методов регулирования транспортной деятельности можно представить схематично в виде рис.

Как видно из рисунка, методы регулирования транспортной деятельности укрупненно можно подразделить на:

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг. В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т. д.

Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и пр,

Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотранспортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ).

Сначала на органы РТИ были возложены обязанности:

1. проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг,

2. контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями;

3. осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг:

— ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;

— определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;

— применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.

По мере развития рыночной экономики в РФ и устранения причин, тормозящих развитие системы государственного регулирования, функции и задачи РТИ значительно расширятся.

Для реализации возложенных на РТИ функций предполагается, что отделения транспортной инспекции предоставляют:

— защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензий;

— защиту от недобросовестной конкуренции, т.е. пресечение попыток конкурентов получить преимущество на рынке за счет нарушения установленных правил обслуживания;

— рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между транспортниками и клиентурой, а также между различными транспортными предприятиями;

— информацию транспортным предприятиям о наличии групп клиентуры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избыточные провозные возможности данного предприятия;

— возможность получения официального разрешения на применение повышенных тарифов в тех случаях, когда это объективно соответствует условиям выполнения перевозок и предусмотрено действующими правилами;

— обоснование, подготовку и проведение (совместно с органами власти и вышестоящими органами управления транспортом) мер по экономической, материально-технической и социальной поддержке транспортных предприятий, выполняющих важные социально-экономические функции в данном регионе.

— гарантии достаточной квалификации транспортников;

— обеспечение (совместно с другими органами технического и административного контроля) безопасности и экологической чистоты транспортного процесса;

— подготовку и реализацию (совместно с региональными органами власти) мер для привлечения транспортных предприятий в те сектора рынка, где транспортное обслуживание недостаточно;

— контроль тарифной дисциплины. Запрет применения предприятиями неоправданно высоких тарифов или использования прейскурантов, не разрешенных для данного транспорта или региона;

— применение в отношении транспортников санкций за отказ в обслуживании невыгодных клиентов или за другие нарушения правил обслуживания, установленных для данного транспортного предприятия;

— выполнение «квазиарбитражиых» функций, то есть рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих между клиентурой и транспортными предприятиями.

Местным органам власти:

— оперативные сведения о решениях Министерства транспорта Российской Федерации, касающихся формирования транспортной политики на местах;

— объективную информацию о состоянии транспортного обслуживания на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка;

— конкретные предложения по изменению условий работы транспортных предприятий и рациональному использованию местного бюджета для улучшения транспортного обслуживания;

— подготовку и совместное обоснование ходатайств в федеральные органы власти о материально-техническом обеспечении решения острых проблем транспортного обслуживания региона;

— прямое управление работой транспортных предприятий (за счет применения дополнительных лицензионных требований) в целях обеспечения обслуживания «невыгодных» для транспортников секторов рынка и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— контроль состояния экологической чистоты и безопасности транспортной системы региона.

Министерству транспорта Российской Федерации:

— достоверную общую информацию о состоянии транспортного обслуживания в регионах;

— возможность непосредственного проведения транспортной политики в регионах республики, а также контроля и анализа эффективности предпринимаемых мер в области регулирования работы транспорта;

— получение опережающей информации о неблагополучии в отдельных секторах рынка и необходимости принятия конкретных мер;

— сведения о практическом опыте транспортного регулирования на местах и о наиболее эффективных методах, применяемых, найденных в отдельных регионах — конкретные предложения по совершенствованию действующего лицензирования предприятий, тарифной системы, разделения транспортного рынка на сектора;

— информацию об актуальности и «работоспособности» действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области транспорта и предложения по их совершенствованию.

Читать еще:  Рынки деньги власть

Необходим определенный период становления, накопления опыта, а также подкрепления всех перечисленных функций РТИ соответствующими административными и правовыми актами.

27. Методы регулирования рынка

27. Методы регулирования рынка

Существует несколько методов регулирования рынка, но наиболее эффективными и часто используемыми являются административные и экономический.

Административные методы активно используются в сферах защиты прав потребителей, охраны окружающей среды. Они ограничивают свободу хозяйствующих субъектов. К административным методам регулирования относятся: запреты на использование опасных технологий, выбросов вредных отходов производства, рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. д. Прямое административное принуждение хозяйствующих субъектов к выполнению тех или иных действий или, напротив, запрещение этих действий одновременно оказывает косвенное воздействие на все сопряженные с регулируемой сферой экономические процессы.

Если административные методы регулирования противодействуют саморегулирующимся рыночным механизмам, блокируют их, то экономические методы, напротив, опираются на их активное использование. Создание целостной системы экономических методов государственного воздействия на хозяйственную сферу – важнейшая задача при переходе к рынку. Однако было бы упрощенным подходом считать, что экономическими методами воздействия, адекватными природе рынка, возможно пользоваться неограниченно.

К экономическим методам воздействия на рыночные процессы относятся кредитные, налоговые, а также трансфертные, т. е. перераспределение денежных средств с целью социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. Применяя эти методы, государство управляет важнейшими процессами как при формировании рынка, так и в стадии его саморегулирования.

При переходе к рынку, при создании многообразных форм собственности включились и обретают все большую действенность свойственные рыночной экономике механизмы саморегуляции – стремление каждого из участников рыночных отношений к максимальной выгоде, условия конкуренции и т. д.

В рыночной экономике основной регулятор хозяйственных пропорций – сам рынок. Государственное же управление осуществляется на совершенно иных, чем при полностью плановой экономике, принципах: необходимости и достаточности. Оно применяется лишь в тех областях хозяйствования, где рыночные отношения по каким-либо причинам оказываются малоэффективны или же если государственное регулирование в этой сфере признается более целесообразным, отвечающим интересам граждан, общества и государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования

2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования происходило очень бурно и отличалось недостаточной последовательностью и системностью. В результате в регулирующей базе существуют

4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву

4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву Правовые нормы, которые закрепляются в нормативных правовых актах, входящих в состав банковского права, могут относиться к нормам либо публичного, либо частного права.Так, к публично-правовым относятся нормы,

7. Формы и методы государственного регулирования

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка

21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка Менее чем через два месяца после того, как президент Обама подписал закон Додда – Франка, Европейская комиссия утвердила широкомасштабные детальные предложения по законодательству

4.6. Электронные деньги в Европейском Союзе: влияние регулирования на развитие рынка

4.6. Электронные деньги в Европейском Союзе: влияние регулирования на развитие рынка Электронные деньги впервые появились в Японии во второй половине 1980-х годов, когда предоплаченные чиповые карты некоторых телефонных, транспортных и торговых компаний стали приниматься

1. Формы и методы государственного регулирования

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

19. Методы государственного регулирования обращения денег.

19. Методы государственного регулирования обращения денег. Метод регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой

23. Методы, границы, противоречия регулирования инфляции

23. Методы, границы, противоречия регулирования инфляции Ее регулирование – задача государства. Необходимость регулирования в негативных социально-экономических последствиях.По бюджету: снижаются доходы => снижение расходов => снижение соц. выплат => распределение

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

3. Формы и методы государственного регулирования экономики По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации

4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации Неотъемлемыми чертами современной экономики являются процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства и в том числе – финансового рынка. Отмена ограничений на

16.1. Сущность и методы государственного регулирования

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Система методов регулирования сферы услуг в период становления рынка

Важным фактором воздействия на рынок услуг является го­сударственное предпринимательство: государственные (муници­пальные) предприятия конкурируют с частными и стимулируют ценовую конкуренцию и конкуренцию за улучшение качества продукта и услуги, они устанавливают стандарты в области за­работной платы и условий труда, которые могут влиять на кон­куренцию цен и качество обслуживания в отрасли в целом. Уча­стие государства в качестве активного субъекта хозяйствования в сфере услуг наиболее заметно и обосновано в области социаль­но-культурного обслуживания, услуги которой как важнейшие социальные ценности требуют равного доступа всех членов об­щества к ним независимо от платежеспособного спроса на эти блага и диктуют необходимость соблюдения принципа социаль­ной справедливости, гарантий равенства социальных прав на образование, здравоохранение и культурные ценности, который достигается посредством:

• преобладания государственного сектора в социально-куль­турной сфере и общественного финансирования на основе обязательного налогообложения и обязательных соци­альных платежей;

• бесплатного предоставления важнейших социально-куль­турных услуг;

• установления обязательного порядка потребления ряда со­циально-значимых услуг образования и здравоохранения;

• введения социальных нормативов обеспечения населения социально-культурными услугами;

• установления государственных социальных заказов на ус­луги социально-культурных отраслей;

• гарантирования в законодательном порядке объема фи­нансирования из государственного бюджета (в процентах от национального дохода, от расходной части бюджета, или путем норматива социальных платежей от заработной платы и прибыли предприятий).

В теории вопросы сочетания административных и экономичес­ких методов регулирования отраслями и комплексами рассмотре­ны достаточно глубоко, в то же время на региональном уровне, тем более применительно к сфере услуг, инструментарий регио­нального регулирования раскрыт в значительно меньшей степени.

Административные методы регулирования региональной сфе­рой услуг населению базируются на присущих региональной си­стеме отношениях власти и подчинения. Местные органы, наде­ленные властью, осуществляют административную деятельность, задача которой заключается в координации работы субъектов местной сферы обслуживания населения с целью реализации об­щерегиональных интересов (интересов региональной системы как единого целого). Административные методы регулирования осу­ществляются в форме:

Читать еще:  Уровень конкуренции на рынке

• прямых административных распоряжений, постановлений, имеющих обязательный характер, адресуемых субъектам региональной сферы услуг, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию:

• правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций обслуживания насе­ления различных форм собственности (нормативное регу­лирование);

• рекомендаций, а также контроля (например, финансово- бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­ гического) сферы услуг.

Административные методы основываются на обязательности выполнения предписаний, а также возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила. В распоряжении региональных органов управления — широкий набор административных мето­дов регулирования, влияющих как на деятельность отдельных предприятий и организаций, так и на процессы развития регио­нальной сферы услуг в целом. Так, они наделены правом:

—определять условия приобретения, создания, преобразова­ния объектов муниципальной собственности, порядка разгосу­дарствления и приватизации муниципальных предприятий, осо­бенно в отраслях социально-культурной сферы;

o утверждать перечень объектов муниципальной собственно­сти, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия местной администрации;

o устанавливать порядок создания или преобразования пред­приятий и других объектов инфраструктуры, размещения их на территории;

o определять порядок предоставления и изъятия земельных участков, размещения предприятий различных форм собствен­ности.

Однако в условиях рынка административные методы высту­пают как элементы целостной системы регулирования и дей­ствуют там, где не могут быть использованы экономические ме­тоды, которые основаны на использовании объективных эконо­мических законов развития общества. Инструментом экономи­ческих методов в сфере обслуживания населения является пла­нирование и прогнозирование объемов производства услуг, це­нообразование, маркетинг услуг, кредитование и финансирова­ние предприятий обслуживания, контроль, учет и анализ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

Тема 1.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

1. СУЩНОСТЬ, ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным — резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т. д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.

В основе управления бизнесом за рубежом лежит доктрина «невмешательства», своими корнями уходящая в ранний капитализм 18 века. Она предусматривает, что государство не должно вмешиваться в деятельность частных лиц, занимающихся предпринимательством. Вместе с тем практика показала, что в действительности эта доктрина в меньшей степени применима к транспорту, чем к другим видам деятельности.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в интересах общественной безопасности (дорожного движения и экологической).

2. Во многих случаях транспорт является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий фактор его развития.

3. Чаще всего транспорт сильно подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной платы работающих в отрасли.

4. Социальные затраты транспорта очень велики, в связи с этим их необходимо учитывать и перераспределять. Автомобильный транспорт не может существовать без таких элементов, как автомобильные дороги, стоянки и т. п. Это обусловливает дополнительное финансирование.

5. Транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость государственных соглашений.

6. Транспорт вместе с системой материально-технического снабжения и связью является частью инфраструктуры национальной экономики и одновременно стимулятором ее развития.

7. Транспорт, в связи с высоким коэффициентом перевозимости производимых товаров, является отраслью, прогрессивно стимулирующей инфляционные процессы. В связи с этим, в условиях нестабильной экономической обстановки необходим контроль за уровнем тарифов.

8. Транспорт является центральным звеном при ликвидации чрезвычайных ситуаций и играет важную роль в обеспечении обороноспособности страны.

Классификацию и характер методов регулирования транспортной деятельности можно представить схематично в виде рис.

Как видно из рисунка, методы регулирования транспортной деятельности укрупненно можно подразделить на:

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг. В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т. д.

Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и пр,

Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотранспортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ).

Сначала на органы РТИ были возложены обязанности:

1. проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг,

2. контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями;

3. осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг:

— ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;

— определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;

— применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.

По мере развития рыночной экономики в РФ и устранения причин, тормозящих развитие системы государственного регулирования, функции и задачи РТИ значительно расширятся.

Для реализации возложенных на РТИ функций предполагается, что отделения транспортной инспекции предоставляют:

— защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензий;

— защиту от недобросовестной конкуренции, т.е. пресечение попыток конкурентов получить преимущество на рынке за счет нарушения установленных правил обслуживания;

— рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между транспортниками и клиентурой, а также между различными транспортными предприятиями;

— информацию транспортным предприятиям о наличии групп клиентуры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избыточные провозные возможности данного предприятия;

— возможность получения официального разрешения на применение повышенных тарифов в тех случаях, когда это объективно соответствует условиям выполнения перевозок и предусмотрено действующими правилами;

— обоснование, подготовку и проведение (совместно с органами власти и вышестоящими органами управления транспортом) мер по экономической, материально-технической и социальной поддержке транспортных предприятий, выполняющих важные социально-экономические функции в данном регионе.

— гарантии достаточной квалификации транспортников;

— обеспечение (совместно с другими органами технического и административного контроля) безопасности и экологической чистоты транспортного процесса;

— подготовку и реализацию (совместно с региональными органами власти) мер для привлечения транспортных предприятий в те сектора рынка, где транспортное обслуживание недостаточно;

— контроль тарифной дисциплины. Запрет применения предприятиями неоправданно высоких тарифов или использования прейскурантов, не разрешенных для данного транспорта или региона;

Читать еще:  Виды рынка по типу конкуренции

— применение в отношении транспортников санкций за отказ в обслуживании невыгодных клиентов или за другие нарушения правил обслуживания, установленных для данного транспортного предприятия;

— выполнение «квазиарбитражиых» функций, то есть рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих между клиентурой и транспортными предприятиями.

Местным органам власти:

— оперативные сведения о решениях Министерства транспорта Российской Федерации, касающихся формирования транспортной политики на местах;

— объективную информацию о состоянии транспортного обслуживания на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка;

— конкретные предложения по изменению условий работы транспортных предприятий и рациональному использованию местного бюджета для улучшения транспортного обслуживания;

— подготовку и совместное обоснование ходатайств в федеральные органы власти о материально-техническом обеспечении решения острых проблем транспортного обслуживания региона;

— прямое управление работой транспортных предприятий (за счет применения дополнительных лицензионных требований) в целях обеспечения обслуживания «невыгодных» для транспортников секторов рынка и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— контроль состояния экологической чистоты и безопасности транспортной системы региона.

Министерству транспорта Российской Федерации:

— достоверную общую информацию о состоянии транспортного обслуживания в регионах;

— возможность непосредственного проведения транспортной политики в регионах республики, а также контроля и анализа эффективности предпринимаемых мер в области регулирования работы транспорта;

— получение опережающей информации о неблагополучии в отдельных секторах рынка и необходимости принятия конкретных мер;

— сведения о практическом опыте транспортного регулирования на местах и о наиболее эффективных методах, применяемых, найденных в отдельных регионах — конкретные предложения по совершенствованию действующего лицензирования предприятий, тарифной системы, разделения транспортного рынка на сектора;

— информацию об актуальности и «работоспособности» действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области транспорта и предложения по их совершенствованию.

Необходим определенный период становления, накопления опыта, а также подкрепления всех перечисленных функций РТИ соответствующими административными и правовыми актами.

27. Методы регулирования рынка

27. Методы регулирования рынка

Существует несколько методов регулирования рынка, но наиболее эффективными и часто используемыми являются административные и экономический.

Административные методы активно используются в сферах защиты прав потребителей, охраны окружающей среды. Они ограничивают свободу хозяйствующих субъектов. К административным методам регулирования относятся: запреты на использование опасных технологий, выбросов вредных отходов производства, рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. д. Прямое административное принуждение хозяйствующих субъектов к выполнению тех или иных действий или, напротив, запрещение этих действий одновременно оказывает косвенное воздействие на все сопряженные с регулируемой сферой экономические процессы.

Если административные методы регулирования противодействуют саморегулирующимся рыночным механизмам, блокируют их, то экономические методы, напротив, опираются на их активное использование. Создание целостной системы экономических методов государственного воздействия на хозяйственную сферу – важнейшая задача при переходе к рынку. Однако было бы упрощенным подходом считать, что экономическими методами воздействия, адекватными природе рынка, возможно пользоваться неограниченно.

К экономическим методам воздействия на рыночные процессы относятся кредитные, налоговые, а также трансфертные, т. е. перераспределение денежных средств с целью социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. Применяя эти методы, государство управляет важнейшими процессами как при формировании рынка, так и в стадии его саморегулирования.

При переходе к рынку, при создании многообразных форм собственности включились и обретают все большую действенность свойственные рыночной экономике механизмы саморегуляции – стремление каждого из участников рыночных отношений к максимальной выгоде, условия конкуренции и т. д.

В рыночной экономике основной регулятор хозяйственных пропорций – сам рынок. Государственное же управление осуществляется на совершенно иных, чем при полностью плановой экономике, принципах: необходимости и достаточности. Оно применяется лишь в тех областях хозяйствования, где рыночные отношения по каким-либо причинам оказываются малоэффективны или же если государственное регулирование в этой сфере признается более целесообразным, отвечающим интересам граждан, общества и государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования

2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования происходило очень бурно и отличалось недостаточной последовательностью и системностью. В результате в регулирующей базе существуют

4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву

4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву Правовые нормы, которые закрепляются в нормативных правовых актах, входящих в состав банковского права, могут относиться к нормам либо публичного, либо частного права.Так, к публично-правовым относятся нормы,

7. Формы и методы государственного регулирования

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка

21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка Менее чем через два месяца после того, как президент Обама подписал закон Додда – Франка, Европейская комиссия утвердила широкомасштабные детальные предложения по законодательству

4.6. Электронные деньги в Европейском Союзе: влияние регулирования на развитие рынка

4.6. Электронные деньги в Европейском Союзе: влияние регулирования на развитие рынка Электронные деньги впервые появились в Японии во второй половине 1980-х годов, когда предоплаченные чиповые карты некоторых телефонных, транспортных и торговых компаний стали приниматься

1. Формы и методы государственного регулирования

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

19. Методы государственного регулирования обращения денег.

19. Методы государственного регулирования обращения денег. Метод регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой

23. Методы, границы, противоречия регулирования инфляции

23. Методы, границы, противоречия регулирования инфляции Ее регулирование – задача государства. Необходимость регулирования в негативных социально-экономических последствиях.По бюджету: снижаются доходы => снижение расходов => снижение соц. выплат => распределение

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

3. Формы и методы государственного регулирования экономики По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации

4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации Неотъемлемыми чертами современной экономики являются процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства и в том числе – финансового рынка. Отмена ограничений на

16.1. Сущность и методы государственного регулирования

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector