Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нелегальный рынок труда

Теневой рынок труда и проблемы урегулирования

Международная Ассоциация дипломированных присяжных бухгалтеров (АССА) представила обзор теневого сектора экономики к 2025 году в России. Так в 2011 году «теневой» сектор составлял 39,33%, в 2016- 39,09%, и согласно прогнозам АССА к 2025 году он составит 39,3%. Тогда как по миру в целом она будет снижен до 21,4%.

Падение доходов населения вынуждает людей как-то компенсировать свои потери. И они соглашаются на вторую работу, или на подработку, которая редко бывает официальной.

По разным оценкам в России от 35% до 50% ВВП — «теневая» экономика. Широко распространена практика, когда работнику часть зарплаты начисляют официально, а остальное выдают в конверте. По данным Центра социально-политического мониторинга в 2017 году 33 млн. человек не заключали трудовые договора при устройстве на работу, или получали зарплату в конверте.

Доля россиян вовлеченных в теневой рынок труда растет. А попытки правительства вывести самозанятых «из тени» не дают положительного результата. В поисках работы люди все чаще соглашаются на неофициальное трудоустройство. А избирательных работников, кому важен статус занятости, становится все меньше. С чем же связана проблема теневого рынка труда? Как мотивировать людей работать официально? Почему теневой сектор остается проблемой для государства? Мы решили задать эти вопросы экспертам.

Роман Котов, президент инвестиционного холдинга «Котов Групп»: «Теневой рынок труда — это отражение степени комфортности функционирования бизнеса в стране. Если нагрузка на бизнес слишком велика для текущей ситуации, бизнес будет рассматривать возможности избавления от какой-то части нагрузки. То есть, предприниматели согласны платить работникам зарплату, но не желают платить налоги и отчисления, которые сопровождают оплату труда согласно законодательству.

Мне могут возразить: в Европе налоги гораздо выше. Но и условия кредитования малого и среднего бизнеса там привлекательнее! И это при том, что покупательская способность европейского населения выше, чем в среднем по России.

Сегодня зарплата «в конверте» нужна бизнесу, а не работнику. Подавляющему большинству работников заключение трудового договора выгодно. И это не нужно никому лишний раз доказывать. Но поскольку условия диктует работодатель, тенденцию роста теневого рынка труда переломить непросто.»

Все больше предпринимателей выступают с жалобами на чрезмерную налоговую нагрузку. Их нежелание платить государству дополнительные взносы способствует росту неформального сектора. При этом налоговая нагрузка только растет. Например, необязательный налог на движимое имущество, ввели регионы для пополнения бюджета. Несмотря на мораторий на изменение налоговых условий, в 2017 году регионам удалось собрать с компаний на 248 млрд. руб. больше чем в 2016 году, по налогу на прибыль.

Сложно ли решить проблему теневой занятости на законодательном уровне?

Роман Котов, президент инвестиционного холдинга «Котов Групп»: «Я не согласен с тем, что решить проблему теневого рынка труда на законодательном уровне сложно. Чтобы проблема решилась, нужно, чтобы все три ее стороны (а это граждане, бизнес и государство) были заинтересованы в ее решении.

Работникам официальное трудоустройство выгодно. Бизнесу выгодно снижение налоговой нагрузки до приемлемого уровня. Государство хочет получать налоги по прежнему. То есть, у решения проблемы есть вполне определенная цена, недополучать которую в бюджет власть не готова. Но, повторюсь, ситуация такова, что с одной стороны, на бизнес давит кризис, а с другой стороны — налоговые обязательства и высокая стоимость кредитов. Продолжать это давление было бы неразумно, прежде всего, с точки зрения грядущего сокращения бюджета. Потому что политика нелояльности к потребностям бизнеса может обернуться сокращением налогооблагаемой базы.»

Самозанятые в тени

Самозанятыми считаются граждане, работающие сами на себя не оформляя статус ИП. По информации Федеральной налоговой службы, к июню 2018 года официально зарегистрировались 1 529 россиян. Тогда как аналитические агентства насчитывают 22 млн. самозанятых в России, по данным Сбербанка 16 млн. человек, Ольга Голодец еще в 2015 году заявляла, что у 27 млн. россиян доходы не учтены официально. Таким образом, самозанятые являются весомой частью теневой экономики, и не желают особо выходить из тени. А государство в свою очередь ведет борьбу с теневой экономикой, которая составляет 1,5 трлн. руб. бюджета.

Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», глава комиссии по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: «Вся проблема с выведением самозанятых из тени заключается в том, что условия для этого созданы только на бумаге. То есть декларативно существуют обещания, но любой здравомыслящий человек понимает, что как только он легализуется со своим микробизнесом, он тут же попадет под прицел. Опять же не вполне логично сводить всех самозанятых к няням, сиделкам и репетиторам. Этот сектор намного шире. Тех же владельцев небольших киосков с фруктами или же автостоянок «у дома», системных администраторов и ряд других видов деятельности по сути можно отнести к самозанятым.

Почему так мало самозанятых зарегистрировалось после принятия закона? Ответ кроется в первом предложении. Нет привлекательных условий и, как следствие, оснований для легализации. Кому хочется вылезать из окопа под обстрел? Ведь, кроме всего прочего, органы госвласти сейчас нередко злоупотребляют своими полномочиями. Можно услышать кейсы с необоснованными блокировками счетов налоговой службой, а также с беспределом в госзакупках. Говоря о госзакупках, нужно сказать, что ситуация плачевна – добросовестных конкурсантов «воспитывают» не самыми приятными способами. Это значит, что в случае выигрыша конкурсанта, который зашел в конкурс без предварительной договоренности, после проведения им всех работ заказчик аннулирует ранее подписанные допсоглашения, годами не оплачивает оказанные услуги и т.д. Не помогает ничего, даже решения судов в пользу подрядчика. В особенности остро стоит вопрос в строительной сфере.»

Стоит отметить, что налоговые органы уже давно используют социальные сети для мониторинга и выявления незаконной предпринимательской деятельности. В конце апреля текущего года в Тверской области была проведена закупка кондитерских изделий, которые продавались в социальных сетях. Физлиц вызвали в ИФНС по вопросу полученных доходов за проданные товары, за неуплату НДФЛ и за отсутствие налоговой декларации. И подобных историй, увы, не мало. Физлицам вероятнее всего будет грозить штраф и доначисление НДФЛ. Охотиться за неплательщиками скоро будет не только налоговая. Через расходы на ЖКХ Минтруд будет заниматься выявлением самозанятых. А Минфин выступил с предложением ввести еще налог на самозанятых — на профессиональный доход.

Как самозанятых вывести из тени?

Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», глава комиссии по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: «Смотря на всю ситуацию в комплексе, откуда у самозанятых должно появиться желание выйти «на свет», когда они видят, как несладко приходится сейчас любому бизнесу? Пока не будут созданы действительно понятные прозрачные «правила игры» для самозанятых, пока эти правила не будут максимально простыми и щадящими, легализации самозанятого сектора мы не увидим.»

Власти занялись расчисткой теневого рынка труда

Власти проводят зачистку неформального рынка труда в России. В 2015 году выявлено 2,27 млн человек, работавших без трудовых договоров, к 1 октября этого года — еще 1,6 млн человек, сообщила Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) на запрос РБК. Рискуют их работодатели, следует из пояснений ведомства: только в 2016 году к административной ответственности привлечены почти 8,5 тыс. компаний и должностных лиц.

Штрафы за уклонение от заключения трудовых договоров достигают 100 тыс. руб. для компаний и 20 тыс. руб. — для их руководителей; 10 тыс. руб. — для индивидуальных предпринимателей. При повторном нарушении наказание ожидает и работников: штраф для граждан составляет 5 тыс. руб., руководителю компании грозит до трех лет дисквалификации, компании — штраф до 200 тыс. руб., ИП — штраф до 40 тыс. руб.

Как «обеляют» рынок

​Из почти 4 млн выявленных работающих безработных 3,55 млн легализованы (работодатели заключили с ними трудовые договоры) — 1,53 млн человек в этом году, 2,02 млн в прошлом, сообщил Роструд РБК.

В проекте по «обелению» рынка труда задействованы все уровни власти — федеральные, региональные, муниципальные — и многие ведомства, следует из пояснений Роструда. В Роструде, который по поручению правительства и Министерства труда координирует проект, создан оперативный штаб, в регионах организованы межведомственные комиссии, а в муниципалитетах — рабочие группы по легализации труда и серой зарплаты.

Информацию о нелегальных работниках эти органы получают различными способами: следят за предприятиями, обмениваются данными с местными отделениями Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Налоговой службы и службами занятости населения. К выявлению работающих безработных также привлекаются различные правоохранительные органы, говорил на минувшей неделе в Госдуме замминистра труда Андрей Пудов.

Наказание работодателей, не оформляющих работников, — крайняя мера, говорится в сообщении Роструда: сначала их вызывают на заседание региональной межведомственной комиссии или муниципальной рабочей группы и обязывают легализовать работников. Если призыв не помогает, на предприятие с проверками приходят правоохранители, налоговики и госинспекторы труда. Только после проверок трудовых инспекторов с января по август 2016 года работодатели надлежаще оформили больше 83 тыс. трудовых договоров, подсчитал Роструд.

Читать еще:  Технический и фундаментальный анализ фондового рынка

Дотянуться до базы

Проект легализации трудового рынка уже позволил пополнить бюджет Пенсионного фонда на 15 млрд руб., сообщил в Госдуме Пудов.

Работодатели не платят страховые взносы за неоформленных работников, а после их легализации начинают платить, пояснил замминистра РБК. Кроме того, отчисления в Фонд обязательного медстрахования за людей, которые официально нигде не работают, платят региональные власти, напомнил чиновник.

Потери от серого рынка

В 2015 году поступления от работодателей взносов на обязательное пенсионное страхование составили 3,86 трлн руб. Но ежегодно потери страховой пенсионной системы от серого рынка труда составляют 1,5–1,3 трлн руб., оценивал ранее директор Института труда и страхования РАНХиГС Александр Сафонов. Объем серых зарплат составляет около 5 трлн руб., приводит оценку Минфин в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2017–2019 годы». «В этом контексте в ближайшие годы предстоит разработать пакет мер по обелению рынка труда, предусматривающий снижение общей налоговой нагрузки на предприятия, работающие в белую, и повышение издержек (как налоговых, так и административных) ведения бизнеса «уклонистами», — пишет Минфин. В течение года в теневой рынок труда включены около 30 млн человек, из которых около 8,7 млн полностью исключены из официального сегмента экономики, оценивал (.pdf) минувшим летом Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС.

Но в процессе реализации проекта выяснилось, что муниципальные власти не имеют доступа к базам Пенсионного фонда, где хранятся персональные данные россиян, в том числе сведения о фактах их работы, рассказал Пудов депутатам. Правительство просит дать чиновникам такой доступ — это упростит процедуру выявления тех, кто состоит в нелегальных трудовых отношениях с работодателями, пояснил чиновник.

Предложение содержится в правительственном законопроекте о расширении информационного взаимодействия между различными ведомствами, к обсуждению которого приступил профильный комитет Госдумы по труду. Инициатива предполагает, что кроме федеральных и региональных чиновников доступ к персональным данным россиян из баз ПФР и ФСС получат также банки для составления кредитных историй клиентов. Но банкам такой доступ будет предоставлен только с согласия граждан, уточнил Пудов.

Комитет Думы по труду судьбу документа еще не решил: по настоянию его председателя Ярослава Нилова (ЛДПР) обсуждение инициативы отложено для дополнительных консультаций. Беспокоит, что доступ к личным сведениям россиян получит большая группа чиновников: несмотря на предусмотренную законопроектом ответственность за незаконное использование этих данных, нельзя исключать, что они могут оказаться, в частности, в распоряжении коллекторских агентств, говорит Нилов.

Главный идентификатор личности

В базе Пенсионного фонда содержатся самые подробные сведения о трудовых биографиях и страховых отчислениях за россиян, имеющих там лицевые счета и, соответственно, свидетельства об обязательном пенсионном страховании (СНИЛС). Кроме того, на этих счетах есть другие личные данные — о гражданстве, постоянном месте жительства людей и т.д. По закону о персонифицированном учете граждан такие лицевые счета в ПФР должны открываться россиянам с детства, обновляться в течение всей жизни и сохраняться даже после их смерти. Законопроект правительства предполагает, что СНИЛС, отражающий номер лицевого счета граждан (а также и иностранцев), станет главным идентификатором личности при получении ими государственных и муниципальных услуг.

Легализация занятости: в России продолжают «обелять» рынок труда

Как мы знаем, последнее время российская власть серьезно взялась за борьбу с теневым рынком труда. Уже неоднократно приходилось слышать и про поощрительные налоговые инициативы, направленные на добровольное узаконивание самозанятых, и про наказание «нелегалов», путем лишения их права на бесплатное использование социальной инфраструктуры. Одним словом, «бой с тенями» рынка труда сегодня явно в тренде. И такие меры вполне логичны – Пенсионный фонд, как и весь бюджет, несут колоссальные убытки из-за недоуплаченных страховых взносов и налогов – эксперты оценивают их триллионами рублей. Так что масштаб проблемы вполне понятен.

В этом деле власти очень даже решительны: как приводит данные Роструда «РБК», с начала 2015 года правительственным ведомствам удалось выявить около 3,77 млн официально «неработающих» работников российских предприятий – с ними не были заключены трудовые договоры, а поэтому каких-либо отчислений естественно не проводилось. Вступая с сотрудником в нелегальные отношения, работодатели сильно рискуют, ведь только за текущий год к ответственности привлекли свыше 8 тыс. компаний, на которые были наложены серьезные штрафы. Карьерист.ру попытался выяснить, как власти «зачищают» теневой рынок от нелегальной занятости.

Белый рекрутинг

По данным «РБК», Федеральная служба по труду и занятости занимает центральное место в легализации серого рынка – в ней создан специальный оперативный штаб, который осуществляет координацию действий всех субъектов этого долгосрочного проекта. По распоряжению правительства в нем задействованы множество ведомств, начиная федеральным, и заканчивая муниципальным уровнем, на котором работают инициативные и мониторинговые группы. Главная задача – выявить нелегальных работников, в чем помогают такие органы, как ПФР, ФНС, Центры занятости, ФСС. Они предоставляют данные, обработка которых позволяет определить наличие официально нетрудоустроенных, но работающих граждан.

Органы ПФР, ФНС — помогают выявить нелегальных работников

Кроме этого, как передают слова замглавы Минтруда Андрея Пудова «РИА Новости», основательное взаимодействие в вопросе борьбы с серым рынком налажено с правоохранительными органами. Но наказание нарушающих закон работодателей – неглавная задача проекта, в качестве основной цели выступает именно легализация. Поэтому прежде чем привлекать рекрутеров к ответственности им позволяют добровольно оформить работающих сотрудников. И уже потом, когда предупреждения комиссий и рабочих групп оказываются неэффективными, к ним приходят проверки из трудовых инспекций и налоговых служб.

И это приносит свои плоды: после посещения компании инспектором по труду, работодатели гораздо активнее заключают со своими сотрудниками трудовые договоры – только за текущий год, благодаря им численность официально трудоустроенных увеличилась более чем на 80 тыс. человек. Как заявил Пудов 5 октября на заседании парламентского комитета по труду, легализация в этом году лишь 1,2 млн граждан принесла в бюджет ПФР лишние 15 млрд рублей – довольно существенная сумма, даже в масштабах фонда. Размер дополнительных налоговых поступлений будет еще больше.

Масштаб проблемы

Согласно данным Росстата, доход ПФР, полученный за счет взносов от компаний в прошлом году, составил 3,86 трлн рублей. При этом ежегодные потери фонда от серых и черных зарплат, по словам Александра Сафонова из РАНХиГС, которые приводит «РБК», могут достигать 1,5 трлн. Но даже они не могут полноценно покрыть расходы ПФР, которые уже в 2015 году превысили 7,5 трлн рублей. В общей сложности, согласно проекту «Основных направлений бюджетной политики» на будущие 3 года, которые на днях были опубликованы Министерством финансов РФ, объем нелегальных заработных плат в России достигает 5 трлн рублей, однако, к «рецептам» от Минфина вернемся позже.

Несмотря на внушительные потери, вопреки долгосрочным прогнозам экспертов, серый рынок последние годы демонстрирует пусть небольшое, но уменьшение – вероятно, принимаемые Рострудом меры все-таки дают результат. Так, согласно исследованию Института общественных наук РАНХиГС, проведенному в начале лета, в течение года тем или иным образом в «тень» были вовлечены около 30 млн человек, что превышает 40% экономически активного населения. Около 9 млн из них занимают «черный» сегмент теневого рынка, а все остальные получают неофициально лишь часть зарплаты или имеют нелегальные дополнительные доходы. К слову, в 2006 году численность нелегалов превышала 45%, а в 2013 году – 44%.

9 млн занимают «черный» сегмент теневого рынка.

Как сообщает «РБК», данная норма предусмотрена в законопроекте, поданном Минтрудом, который сейчас как раз рассматривается правительственным комитетом по труду. По нему правительственные чиновники предлагают дать доступ ведомствам Роструда к персональным данным граждан, содержащимся в системах ПФР и ФСС. Но конкретного решения по этому документу со стороны комитета пока нет: поскольку он предполагает серьезное расширение круга чиновников, которые получают доступ к персональным данным, многие высказывают опасения про незаконное их использование, даже несмотря на то, что за это предусмотрена ответственность.

И эти опасения небезосновательны – сегмент информации, к которому будет открыт доступ, является воистину огромным. Там можно будет найти и трудовую биографию, и страховые отчисления, и лицевые счета, и множество других данных.

Рецепт от Минфина

Впрочем, обнаружение нелегалов – не единственный вектор правительственной политики, направленный на легализацию рынка труда. Так, согласно проекту «Основных направлений бюджетной политики», как сообщают «РИА Новости», Министерство финансов планирует разработать ряд документов, которые будут стимулировать рынок труда к «обелению». В частности, они будут направлены на создание условий, при которых законно работающие предприятия будут получать налоговые поблажки, в то время как «уклонисты», серьезно повысят свои расходы.

В Минфине отмечают, что в РФ неприлично высокий уровень налоговой нагрузки на труд, которые приходится оплачивать бизнесу. Все это создает ряд преимуществ для тех, кто осознанно относит себя к теневому рынку, используя для оплаты труда банальные «конверты» или другие «серые» механизмы. Такая несправедливость заставляет многих уходить в тень – по данным ведомства, начиная с момента повышения страховых взносов в 2010 году наблюдается отрицательная динамика – число официально занятых уменьшилось на 5% (- 1,6 млн россиян).

Читать еще:  Виды рынков факторов производства

Если учитывать объемы серых зарплат, которые, как мы уже говорили, составляют 5 трлн рублей, то они – основной фактор, который создает налоговые диспропорции на рынке труда. По мнению чиновников из Минфина, именно тут можно открыть самый большой «потенциал собираемости» налогов если не в ближайшее время, то в среднесрочной перспективе. В случае положительного влияния разработанных в будущем министерством мер, которые повысят административную и налоговую нагрузку на нарушителей трудового законодательства, то эффективные бизнес-модели «рискуют» стать гораздо популярнее «серых» схем.

Предпринимаемыми мерами Минфин планирует существенно повысить собираемость и налогов, и страховых взносов, параллельно уменьшая административную нагрузку на бизнес. И если они таки будут разработаны, и понесут действительно «налоговый позитив» для работодателей, то они, несмотря на то, что разработаны Минфином, могут стать гораздо эффективнее принудительных мер и ответственности, которой работодателю сулит игнорирование обязанности по официальному оформлению сотрудников.

Рынок труда не выходит из тени

Каждый второй россиянин «неизвестно где работает и непонятно на что живет»

Ольга Голодец мечтает вывести из «серой зоны» 38 миллионов работающих россиян. Фото РИА Новости

В настоящее время в России почти 40 млн. человек работают в непрозрачных условиях. Как заявила вчера вице-премьер Ольга Голодец, это представляет серьезную проблему для общества и государства. Значительная часть отечественной экономики остается в тени, и у властей, похоже, пока нет возможностей переломить эту ситуацию. Серый рынок труда – это неуплаченные налоги и пенсионные взносы, неучтенная продукция и услуги, нелегальный и во многом криминализированный бизнес, что в конечном счете снижает инвестиционную привлекательность России.
«К сожалению, наш рынок труда практически сегодня не легитимизирован», – заявила Ольга Голодец на проходящей 14-й апрельской международной конференции по экономическому и социальному развитию. По словам вице-премьера, курирующего в правительстве блок социальных вопросов, в России сегодня насчитывается до 86 млн. человек трудоспособного возраста. «В секторах, которые нам видны и понятны, занято всего 48 млн. человек. Все остальные – непонятно где заняты, чем заняты, как заняты», – призналась Голодец.
Огромная доля неучтенной рабочей силы – около 38 млн. человек – не лучшим образом отражается не только на рынке труда, но и негативно влияет на экономику и социальную сферу страны в целом. По мнению вице-премьера, люди из серой зоны создают серьезные проблемы для всего общества. Вчера Голодец развивать тему не стала, однако известна ее принципиальная позиция по данному вопросу. В частности, в конце прошлого года, когда шли бурные дискуссии вокруг проекта стратегии пенсионной реформы, она использовала те же статистические данные, рассказывая о проблемах пенсионной системы России.
По ее мнению, перманентные трудности Пенсионного фонда (ПФР) являются следствием того, что почти половина трудоспособного населения страны не платит взносов. Если бы все были добросовестными плательщиками, то средняя пенсия у нас была бы около 20 тыс. руб., убеждена Голодец. И тогда не стоял бы настолько остро вопрос – из каких источников покрывать дефицит ПФР. Наполовину серый, не поддающийся контролю властей рынок труда создает дисбалансы и в других сферах экономической деятельности. Например, в 2012 году количество вакансий в России достигло 1,5 млн. против 1,1 млн. в 2011 году. Но заполнять их фактически некем, поскольку миллионы работников и тысячи работодателей не мотивированы переходить на легальное положение.

Следует признать, что Россия не единственная страна в мире, которая безуспешно борется с теневой экономикой и столь же непрозрачным рынком труда. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в среднем по Европе объем теневой экономики составляет примерно 20% ВВП. В частности, в Великобритании – 10%, в Германии – 14%, во Франции – 16%, в Италии и Испании – 25%, в Греции – около 35%, в странах Восточной Европы – до 40%, а в Украине – 57%. Кризис усугубил ситуацию. Кое-где власти, чтобы избежать социальных потрясений, согласны закрыть глаза на то, что электорат спасается от экономических бедствий не очень законными способами. К тому же резкие перемены в любом направлении способны нарушить сложившийся баланс.
Вот сценарий почти апокалипсический – миллионы тех, кто сейчас кормит себя сам, выйдут из тени, но, не имея возможности трудоустроиться, попадут на биржи труда и будут претендовать на пособия по безработице. А бюджет вместо доходов получит огромный рост социальных расходов.

Эксперты «НГ» подтверждают, что непрозрачный рынок труда способен генерировать самые разнообразные риски – социальные, экономические, политические. «Позиция работодателей в целом понятна – они рады бы обеспечить полную прозрачность, но никто не будет работать себе в убыток. Работники – самая противоречивая составляющая: с одной стороны, многие хотят получать официальную зарплату, с другой – редко кто откажется подработать без оформления трудовых отношений», – подчеркнула гендиректор компании СASE Татьяна Баскина. По ее оценкам, вне налогообложения находится практически весь рынок домашнего персонала, значительная часть рынка услуг по строительству и ремонту частных домовладений. Действия государства на фронте борьбы с нелегальным рынком труда Баскина назвала противоречивыми и непоследовательными.
«Это комплексная проблема, для решения которой недостаточно просто вносить поправки в законодательство, усиливать работу налоговых органов, применять меры административного воздействия. Для формирования цивилизованного рынка труда надо менять экономическую политику в целом. Взять малый бизнес, где налоговая система как будто нарочно заточена под непрозрачность. Предпринимателю невыгодно платить «белую» зарплату не то что наемному работнику, но даже самому себе», – говорит гендиректор City Express Алексей Кичатов.
«Налоги, страховые и прочие взносы составляют более трети официальной зарплаты. Государство с каждого заработанного рубля берет 36–38 копеек в виде налогов и взносов. Проблема не столько в том, что работодатель не хочет платить эти деньги. Но и сам работник часто не готов их выплачивать», – говорят некоторые предприниматели.
Пессимистично оценивает ситуацию и адвокат адвокатского бюро «Шабарин и партнеры» Игорь Вялов. По его словам, «теневое использование трудовых ресурсов во многом обусловлено интересами работодателей, а также недостаточным правовым регулированием трудовых отношений и низкой правовой культурой». Меры ответственности, предусмотренные законодательством, на взгляд юриста, не позволяют в должной мере повлиять на изменение ситуации на рынке труда.
Гендиректор Teleperformance Russia & Ukraine Мишел Мертенс подтверждает: нелегальный рынок труда – большая проблема для России. «Практически во всех сферах бизнеса имеются недобросовестные работодатели. Как правило, это мелкие компании, снижающие таким образом свои расходы. Такое отношение русского человека можно объяснить особой ментальностью – получить максимум здесь и сейчас, не задумываясь о будущем. В Нидерландах, например, этот вариант в принципе невозможен: ни один голландец не согласится на такие условия, поскольку для него важны гарантии и правовая защищенность», – заявил Мертенс.

Теневой рынок труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:15, реферат

Описание работы

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что с одной стороны, занятость в теневой экономике отвлекает массу ресурсов и усилий как на сокрытие самой деятельности, так и ее результатов, порождает значительные дополнительные издержки субъектов хозяйствования — штрафы, взятки, и т.п. («издержки нелегальности»), усиливает социальную напряженность в обществе.

Содержание

Введение
Раздел 1. Понятие рынка труда и теневого рынка труда.
Раздел 2. Причины развития теневого рынка (теневой экономики) и в частности теневого рынка труда.
Раздел 3. Динамика занятости российского населения в теневой экономике 2001-2009гг.
Раздел 4. Минусы теневого рынка труда.
Раздел 5. Российский теневой рынок труда в статистике. Наше время.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

МОЙ Теневой рынок труда.doc

Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономики и менеджмента сервиса

по дисциплине «Рынок труда и занятость в сфере услуг»

на тему : «Теневой рынок труда в России»

студент гр. М-10-2 доктор экономических

Иванов Н.М. наук, профессор

Раздел 1. Понятие рынка труда и теневого рынка труда.

Раздел 2. Причины развития теневого рынка (теневой экономики) и в частности теневого рынка труда.

Раздел 3. Динамика занятости российского населения в теневой экономике 2001- 2009гг.

Раздел 4. Минусы теневого рынка труда.

Раздел 5. Российский теневой рынок труда в статистике. Наше время.

Список используемой литературы.

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что с одной стороны, занятость в теневой экономике отвлекает массу ресурсов и усилий как на сокрытие самой деятельности, так и ее результатов, порождает значительные дополнительные издержки субъектов хозяйствования — штрафы, взятки, и т.п. («издержки нелегальности»), усиливает социальную напряженность в обществе. С другой, она позволяет сохранять трудовой и интеллектуальный потенциал, способствует решению проблемы доходов и даже элементарному выживанию некоторой части населения. Внимание экономической науки к занятости в теневой экономике обусловлено увеличением масштабов теневой экономической деятельности, усилением в отношениях занятости теневых отношений, ростом влияния теневой экономики на хозяйственные процессы и экономическую безопасность страны, слабой контролируемостью данного явления со стороны государства и общества. Исследования показывают, что значительное количество населения имеет отношение к теневой экономике, однако истинные масштабы использования в ней рабочей силы не определены. Авторами приводятся лишь экспертные и косвенные оценки занятости в теневой экономике (по производству ВВП, разнице в совокупных доходах и расходах населения, доле заработной платы в доходах населения и др.). Учитывая рост занятости в теневой экономике, нарастающее доминирование в отношениях занятости теневых отношений, возникает необходимость теоретического исследования системы факторов, порождающих занятость в теневой экономике, механизма ее формирования, направлений развития, а следовательно путей и методов ограничивающих и препятствующих росту этого явления, способствующих сокращению его масштабов.

Читать еще:  Классификация рынка труда

Хотя проблемы неформальной занятости стали в последние годы объектом пристального внимания специалистов, они до сих пор недостаточно научно проработаны. Это связано, во-первых, с характером самого объекта, скрытого от глаз исследователя. Во-вторых, с размытостью границ сферы неформальной занятости. В-третьих, со сложностью определения масштабов и оценки параметров явления из-за недостатка достоверной информации о нем и существенного расхождения результатов, получаемых различными оценочными методами. И, наконец – с отсутствием ясного и структурированного понятия, определяющего исследуемый объект, и четких критериев, позволяющих отнести к нему тот или иной вид трудовой деятельности.

Теневая занятость превратилась в устойчивый элемент экономической системы государства, а ее взрывной рост оказался совершенно неожиданным «сопровождением» перехода России к рынку. Теневые экономические процессы и, связанные с ними организованная экономическая преступность и коррупция, разлагают государство изнутри. Именно в этом в настоящее время главный узел проблем, парализующих, по сути дела, все сферы жизнедеятельности современной России. Одним словом, она превратилась в общегосударственную проблему.

1. Понятие рынка труда и теневого рынка труда.

Рынок труда — это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количеств которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Рынок труда является неотъемлемой составной частью рыночной системы. Он сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между предпринимателями, трудящимися и государством.

Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Таким образом, в рыночной экономике товары и услуги продаются на разных рынках: рабочая сила на рынке факторов производства выступает как товар. На рынке труда имеется предложение, спрос и цена — заработная плата. В узком смысле, рынок труда представляет собой место, где встречаются работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника, с целью заключения договора о найме; в широком смысле рынок труда это взаимодействие спроса и предложения труда.

Теневой рынок труда – это наемные работники, не зарегистрированные в государственных органах, не имеющие трудовых соглашений и социального страхования. Теневой рынок труда подразделяется на теневой рынок труда в легальных сферах деятельности и нелегальных (запрещенных законом) сферах деятельности. Предполагает отсутствие государственного (общественного) регулирования рынка труда и соответственно упорядоченной системы социальной защищенности наемных работников от произвола работодателей. Привлечение рабочей силы на этот рынок обеспечивается обычно более высокой оплатой труда

2. Причины развития теневого рынка (теневой экономики) и в частности теневого рынка труда.

Становление современной «теневой» экономики можно отнести на конец 60-х — начало 70-х годов. Именно в это время существенный рост потребностей населения вызвал и рост спекуляции как первоначальной формы нелегального бизнеса. Становление «теневой» экономики происходило на фоне борьбы факторов как сдерживающих, так и стимулирующих развитие этих процессов. К сдерживающим факторам можно отнести следующие;

— низкая степень дифференциации населения по уровню материального достатка;

— отсутствие крупных денежных сбережений у большинства населения;

— жесткое законодательство и практика работы правоохранительных органов;

— массовое сознание, негативно воспринимающее обход закона в корыстных целях;

— ограниченность запросов населения из-за отсутствия информации.

К стимулирующим факторам относятся:

— рост потребностей вместе с ростом доходов у всех слоев населения;

— опережающая динамика доходов в сравнении с ростом производительности труда, относительно низкие темпы роста производства потребительских товаров и услуг;

— прогрессирующий рост надежных накоплений у населения;

— возрастающее желание » овеществить» денежные средства, как способ спасения их от инфляции;

— сдерживание экономической инициативы, уход активных предпринимателей в «теневой» бизнес;

— накопление относительно больших средств в руках дельцов » теневой» экономики и сращивание ее с уголовной преступностью;

— естественное стремление населения максимально поднять свои доходы, используя в этих целях любые способы, что в условиях ограничения легальных возможностей толкает людей в сферу «теневого» бизнеса;

— монополизм в экономике, диктат производителя, полная бесправность конечного потребителя — населения.

Под теневым рынком труда понимается сокрытие реально существующих отношений найма и нерегистрируемое предпринимательство, тогда как фиктивный рынок труда возникает из желания выдать за реальность отсутствующие в действительности трудовые отношения. Он обслуживает подавляющую массу национальных трудовых ресурсов. Он имеет дело, в частности, с теми, кто числится безработными и получает мизерное официальное пособие, а также с теми, кто получает ничтожную заработную плату и ищет вторую работу по совместительству. Эти трудовые ресурсы оседают в гигантской сфере самой разнообразной предпринимательской деятельности, представленной по преимуществу мелким и мельчайшим бизнесом. Она разбросана по всей стране и в большинстве своем скрыта от налоговых и статистических учреждений. Последнее объясняется тем, что налогообложение прибыли сильно превышает принятое в мировой рыночной экономике, достигая 80 – 90%, а то и 100%, что скорее напоминает рэкет или производственные отношения эпохи рабовладения. Эта сфера предпринимательской деятельности, скрывающейся от жестоких государственных поборов, чрезвычайно важна для населения. Она во многом выполняет функции его жизненного самообеспечения, выпуская крайне нужные в повседневной жизни товары и услуги. производство и переработка сельскохозяйственной продукции, «челночная» деятельность и розничная торговля, предприятия по выпуску самых разнообразных потребительских товаров и услуг.

3. Динамика занятости российского населения в теневой экономике 2001-2009 гг.

С 2001 по 2009 год доля россиян, занятых в неформальном секторе, медленно, но неуклонно росла несмотря на все усилия государства по борьбе с «серым» импортом и «серыми» зарплатами. Если в отдельные кварталы 2001 – 2002 года она падала почти до 15%, то в 2009 году достигала 25%, следует из исследования ВШЭ «Неформалы» в российской экономике: сколько их и кто они?» График очень показателен: если в 2001 – 2002 в «теневом» секторе работал каждый седьмой экономически активный россиянин, то в 2009 году – каждый четвертый. Причем рост «скрытой» занятости начался с экономическим бумом и не испытал никаких изменений от экономического кризиса, а значит его причины лежат не в экономике как таковой.

Доля людей, занятых в неформальном секторе,
% экономически активного населения

ИСТОЧНИК: ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Данные, заканчивавшиеся на 2007 – 2008 годах, говорили: доля теневых товаров и услуг в экономике ра стет , доля теневых зарплат растет . Теперь вот и данные за 2009 год показывают – доля теневых работников увеличивается.

Доходы многих слоев населения и организаций столь малы, а издержки на легальное ведение бизнеса столь велики (налоги, регистрация, взятки проверяющим, таможня ), что экономический рост ведет в первую очередь к росту экономической активности в неформальном секторе, который позволяет зарабатывать деньги без уплаты налогов и прочих расходов.

2. Минусы теневого рынка труда

Одной из главных проблем российского рынка труда является высокий процент теневых процессов: нерегистрируемой занятости, в том числе вторичной, скрытой безработицы, неофициальных выплат заработной платы. Все это резко снижает уровень гарантий, которые должны предоставляться работнику, и ограничивает его возможности легальной защиты своих прав. Несмотря на то, что в последние годы кадровый рынок в России стал более цивилизованным, проблема теневого сектора до сих пор актуальна.

Права работника на «сером» рынке труда грубо нарушаются, но выявить и устранить это достаточно сложно. С одними не оформляются трудовые договоры в письменном виде, и заработная плата выдается неучтенной денежной наличностью, с другими заключаются гражданско-правовые соглашения (договор подряда, оказания услуг), хотя имеются все признаки постоянных трудовых отношений, в третьем случае зарплата выдается по частям: одна — официально, другая — «в конверте». Кроме этого не соблюдаются сроки выдачи заработной платы: например, во многих организациях вместо положенных 2-х раз (статья 136 ТК РФ) работники получают деньги только 1 раз в месяц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector