Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка сегментации транспортного рынка

Оценка сегментации транспортного рынка

Название: Экономика автомобильного транспорта — Н.В. Пеньшин

Рейтинг:

2.4. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

При исследовании рынка автотранспортных услуг необходимо обос- новать рыночные возможности хозяйствующих субъектов автомобильно- го транспорта и разработать маркетинговые мероприятия по полному ох- вату этого рынка, занятия устойчивых позиций, применяя при этом эф- фективные стратегии насыщения рынка. Под эффективностью стратегии предполагается степень удовлетворения группы потребителей услуг авто- мобильного транспорта, которые образуют конкретный рынок автотранс- портных услуг. Потребители услуг автомобильного транспорта имеют неодинаковые характеристики спроса, потребности, мотивации к предла- гаемым услугам.

Рынок транспортных услуг представляет собой негомогенную, неод-

нородную структуру, которая может меняться в зависимости от потреби- тельских свойств услуг и состава групп их потребителей. Дифференциа- цию этой структуры можно осуществить методом сегментации рынка. Этот метод позволяет концентрировать маркетинговые усилия хозяйст- вующих субъектов автомобильного транспорта на обеспечении спроса конкретной, избранной группы потребителей, а не на всех сегментах рын- ка. Сегмент рассматривается как совокупность группы потребителей, одинаково реагирующих на одни и те же предлагаемые автотранспортные услуги. Метод сегментации и есть средство осуществления дифференциа- ции рынка автотранспортных услуг, где на основе изучения потребностей каждой группы потребителей, рынок автотранспортных услуг преобразу- ется в совокупность гетерогенных сегментов, для которых могут пред- ставляться соответствующие услуги автомобильного транспорта. Главная цель сегментации это ориентация гомогенных групп потребителей авто- транспортных услуг на конкретный сегмент рынка.

В зависимости от вида услуг автомобильного транспорта выделяют

сегментацию потребительских услуг и сегментацию услуг производствен- ного назначения. К сегменту потребительских услуг относят услуги авто- мобильного транспорта, потребителями которых является население. К сегменту услуг автомобильного транспорта производственного назна- чения относят услуги, потребителями которых являются предприятия раз- личных видов экономической деятельности независимо от формы собст- венности.

Критерием сегментации потребительских услуг являются визуально-

хронологические признаки, к которым относятся признаки, характери- зующие образ жизни и поведение потребителей автотранспортных услуг, привычки, мотивы поведения, факторы потребительского спроса.

Критерием сегментации услуг производственного назначения явля-

ются производственно-экономические признаки, к которым относятся

состояние предприятий различных видов экономической деятельности, масштабы потребителей услуг, уровень экономической конъюнктуры в регионе, динамика сбыта продукции, подлежащей транспортировке.

Особо важным аспектом сегментации рынка автотранспортных услуг

является планирование сегментации. Планирование подкрепляется разра- боткой мероприятий, которые обусловливают начертание предполагае- мых границ между сегментами. Мероприятия должны включать в себя:

изучение потребностей в услугах автомобильного транспорта;

изучение характеристик потребителей услуг автомобильного транспорта;

анализ сходства и различий потребителей услуг автомобильного транспорта;

выбор сегмента рынка автотранспортных услуг;

определение места хозяйствующего субъекта автомобильного транспорта в конкурентной среде.

Структурная привлекательность сегментов рынка автотранспортных услуг характеризуется следующими особенностями:

сегменты рынка автотранспортных услуг должны соответствовать спросу потребителей на эти услуги;

сегменты рынка автотранспортных услуг должны быть различны;

сегменты рынка автотранспортных услуг должны быть достаточ-

ны по размеру, чтобы предоставляемые услуги покрывали расходы.

Размер сегмента рынка автотранспортных услуг характеризуется его количественными параметрами, ёмкостью сегмента. Для определения ём- кости сегмента необходимо определить объём предоставляемых авто- транспортных услуг, выявить численность потенциальных потребителей автотранспортных услуг. На основе изучения ёмкости оценивается дина- мика его возможного роста, что является базой для формирования произ- водственных мощностей и структуры по предоставлению автотранспорт- ных услуг.

Сегмент рынка автотранспортных услуг должен обладать высоким уровнем и разновидностью предоставляемых услуг, умеренной конкурен- цией и реальными требованиями потребительского спроса.

Для оптимизации числа возможных сегментов рынка автотранспорт- ных услуг можно использовать концентрированный и дисперсный мето- ды. Концентрированный метод основан на интерактивном, последова- тельном поиске лучшего сегмента. Дисперсный метод предполагает рабо- ту сразу на нескольких сегментах рынка автотранспортных услуг, а затем, путём оценки результатов деятельности за какой-то период, осуществля- ется отбор наиболее эффективных рыночных сегментов.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Перед тем, как начать рассматривать рынок машин, оборудования и транспортных средств, необходимо дать определение рынка вообще, а так же определение понятия машин, оборудования и транспортных средств.

Рынок экономическая категория, которая регулирует соотношение между предложением, спросом и ценой в условиях конкуренции, при которой достигается наиболее эффективная реализация продукции.

Машины и оборудование – вид основных фондов по их натурально-вещественному признаку. К машинам и оборудованию относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. В зависимости от основного (преобладающего) назначения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные.

К энергетическому оборудованию (силовым машинам и оборудованию) относятся машины – генераторы, производящие тепловую и энергетическую энергию, и машины – двигатели, превращающие энергию любого вида (энергию воды, ветра, тепловую, электрическую и т.д.) в механическую, то есть в энергию движения.

К рабочим машинам и оборудованию относятся машины, инструменты, аппараты и другие виды оборудования, предназначенные для механического, химического и термического воздействия на предмет труда (обрабатываемый предмет) с целью изменения его формы, свойств, состояния и положения, т.е. к рабочим машинам и оборудованию относятся все виды технологического оборудования, включая автоматические машины и оборудование для производства промышленной продукции, оборудование сельскохозяйственное, транспортное, строительное, торговое, складское, водоснабжения и канализации, санитарно-гигиеническое и все другие виды машин и оборудования, кроме энергетических и информационных.

Информационные машины и оборудование предназначены для преобразования и хранения информации. К таким машинам и оборудованию относятся оборудование систем связи, средства измерения и управления. Средства вычислительной техники и оргтехники, средства визуального и акустического отображения информации, средства хранения и информации и некоторые другие.

Транспортные средства – средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов: железнодорожный подвижной состав (вагоны, локомотивы и др.); подвижный состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры и пр.); подвижный состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы); подвижной состав воздушного транспорта (самолеты, вертолеты, космические летательные аппараты и пр.); подвижной состав городского транспорта (вагоны метро, трамваи); средства напольного производственного транспорта и пр.

Рынок машин, оборудования и транспортных средств огромен и охватывает миллионы наименований различной продукции. На нем действуют свои производители, покупатели и посредники. Для того, чтобы исследование данного рынка было более легким и понятным, мы разделим его на сегменты, то есть классифицируем по различным критериям.

В первую очередь напрашивается самое очевидное разделение данного рынка на три основных:

§ Рынок транспортных средств

В свою очередь каждый из них можно разделить на несколько составляющих. Часто машины и оборудование объединяют в одну группу. Тогда рынок машин и оборудования можно разделить на:

§ Рынок силовых машин и энергетического оборудования

§ Рынок рабочих машин и оборудования

§ Рынок информационных машин и оборудования

А рынок транспортных средств на:

§ Рынок железнодорожного транспорта

§ Рынок водного транспорта

§ Рынок автомобильного транспорта

§ Рынок воздушного транспорта

§ Рынок специального транспорта (трамваи, вагоны метро, карьерный транспорт, электрокары и т.д.)

Аналогично каждый из получившихся подвидов также делиться на составные части, например, рынок автомобильного транспорта можно разделить на рынок грузовых автомобилей, легковых автомобилей, автобусов и прицепов. Далее можно сегментировать каждый из них по грузоподъемности, размеру, объему двигателя и т.д. Например, на рынке автобусов можно выделить рынок междугородних, международных и туристических автобусов, рынок автобусов среднего класса для перевозки пассажиров на небольшие расстояния (городской транспорт) и рынок миниавтобусов (вместимостью 7-15 человек).

Кроме того, все оборудование можно также классифицировать по отрасли его применения, то есть независимо от того какое это оборудование (энергетическое, рабочее или информационное), оно используется в какой-то отрасли народного хозяйства. Таким образом, в зависимости от отрасли использования оборудования мы можем разделить рынок на следующие сегменты:

Читать еще:  Особенности российского рынка труда реферат

Рынок оборудования для тяжелой промышленности и машиностроения;

Рынок оборудования для легкой промышленности;

Рынок оборудования для пищевой промышленности;

Рынок торгового и выставочного оборудования;

Рынок оборудования для предприятий связи;

Рынок оборудования для медицины и здравоохранения;

Рынок оборудования для деревообрабатывающей промышленности;

Рынок оборудования для строительной промышленности

В данном случае перечислять можно до бесконечности, все более дробя отрасли экономики на отдельные виды, и для каждого из них оборудование будет особенным, а значит, свои особенности будет иметь и рынок данного оборудования.

Кроме того, рынок машин, оборудования и транспортных средств, как и любой другой, делится на потребительский и деловой.

Потребительский рынок – это рынок, на котором люди приобретают товары для собственного пользования. Применительно к рынку машин, оборудования и транспортных средств это, например:

Рынок автомобилей, как правило, легковых, мотоциклов, миниавтобусов, небольших водных судов, спортивных самолетов;

Рынок компьютеров, а также бытовой и аудио-, видео- и оргтехники, используемой в домашних условиях;

Рынок различной мелкой сельхозтехники, приобретаемой жителями сельских районов;

Рынок домашних охранных систем, систем аудио- и видео- наблюдения, используемых в домах и квартирах;

Рынок климатического и водоочистительного оборудования для дома;

Рынок швейного оборудования для домашнего использования (бытовые швейные машинки, оверлоки) и т.д.

Получается, что не так уж и мало оборудования, машин и транспортных средств приобретается на потребительском рынке. Но все же гораздо больше деловой рынок, как по числу наименований продукции, так и по объемам продаж, особенно в денежном выражении (так как оборудование на данном рынке более дорогостоящее).

Деловой рынок – это рынок, на котором люди и предприятия приобретают товары для перепродажи или организации производства.

На деловом рынке машин, оборудования и транспортных средств могут продаваться товары потребительского рынка (например, легковые автомобили, которые покупают предприятия или посредники и дилеры), но в таких случаях очень часто совершенно другими являются условия продаж. И все же в большинстве своем товары делового рынка машин, оборудования и транспортных средств не имеют ничего общего с товарами потребительского рынка. Это различные производственные линии и оборудование, транспортные средства, предназначенные для перевозки людей и грузов на большие расстояния (ж/д, водный и авиатранспорт), производственная техника (сельхозтехника, строительные краны), телекоммуникационное оборудование и многое , многое другое. Существует еще рынок военной техники и вооружений, который является исключительно деловым.

Но помимо всего вышеперечисленного, мы можем разделить рынок машин, оборудования и транспортных средств на первичный и вторичный.

Первичный рынок – это рынок новых машин, оборудования и транспортных средств, которые приобретаются у производителя, дилера или посредника. Все новые машины, оборудование и транспортные средства имеют гарантию и возможность сервисного обслуживания.

Вторичный рынок – это рынок подержанных машин, оборудования и транспортных средств, т.е. тех, которые уже использовались до этого другими собственниками. Все подержанные машины, оборудование и транспортные средства имеют износ, как правило, не только физический, но и моральный, и этот износ тем больше, чем дальше отстоит дата их выпуска от даты перепродажи. Вторичный рынок возникает в основном потому, что у предприятий и физических лиц не хватает средств приобрести необходимое оборудование или транспортные средства на первичном рынке в новом состоянии.

Сегментирование транспортного рынка

Сегментирование транспортного рынка заключается в его разделении на группы потребителей (грузовладельцев, пассажиров) — рыночные сегменты, которые могут быть ориентированы на разные условия осуществления перевозок и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий. Сегмент рынка транспортных услуг можно охарактеризовать как группу грузовладельцев или пассажиров, характеризующуюся однотипной реакцией на предлагаемый уровень качества транспортного обслуживания и на набор маркетинговых стимулов[7].

Конкретная транспортная продукция (перевозка конкретного груза определенным видом транспорта определенного качества) должна быть четко позиционирована на конкретный сегмент, однако один и тот же грузовладелец может принадлежать к различным сегментам рынка и пользоваться услугами транспорта, позиционированными на конкретные сегменты.

Разграничение перевозок по сегментам рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта в условиях конкуренции способствует:

— улучшению результатов финансовой деятельности транспорта;

— оптимизации сфер использования различных видов транспорта;

— рационализации транспортно-экономических связей и размещения производства с учетом транспортного фактора;

— расширению сферы использования рыночных принципов хозяйствования;

— учету дифференциации социально-экономических условий жизнедеятельности общества.

Выделение конкурентных сегментов на рынке транспортных услуг связано с учетом ряда технических, экономических и законодательных требований и ограничений, таких как [7]:

— несопоставимость видов и условий государственной поддержки строительства и эксплуатации инфраструктуры по видам транспорта;

— наличие альтернативных вариантов осуществления перевозки;

— взаимозаменяемость транспортных услуг (качественные характеристики);

— доля на рынке транспортных услуг;

— затраты перевозчиков и уровень тарифов на перевозки;

— доля транспортных затрат в цене продукции в пункте потребления;

— платежеспособность пользователей транспортных услуг;

— структура конкретных грузопотоков (и пассажиропотоков) между видами транспорта;

— сопоставимость систем ценообразования по видам транспорта.

Конкурентные сегменты определяются на основе анализа рынка перевозок по следующим критериям (рисунок 1.2) [7]:

§ По видам транспорта.

§ По видам деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении, услуги инфраструктуры, осуществление ремонтных работ и прочие.

§ По степени транспортной обеспеченности.

§ По природно-географическому признаку (сложившиеся сферы использования видов транспорта).

§ По характеру перевозки: внутренняя, внешнеторговая, транзитная (рас-пределение перевозок грузов по объемам, родам грузов, пунктам отправления и назначения, маршрутам перевозки и критериям качества обслуживания грузовладельцев).

§ По родам грузов.

§ По типу транспортно-технологических систем (контейнерная, контрейлерная и т.п.).

§ По направлениям перевозок.

§ По роду подвижного состава.

§ По принадлежности подвижного состава.

§ По объемам погрузки и дальности перевозки.

§ По уровню качества транспортного обслуживания грузовладельцев: срокам доставки; условиям оплаты; степени сохранности грузов; периодичности и регулярности перевозок; особенностям договора и прочие.

§ По уровню качества обслуживания пассажиров:

— по скорости доставки пассажиров в пункт назначения;

— по удобствам прибытия в конечный пункт;

— по уровню обслуживания на вокзалах, станциях, в пути.

Выделение сегментов на рынках транспортной продукции может быть основано на отраслевой классификации номенклатуры грузов, характере деятельности транспортной компании, виде перевозок, цене и т.д.

В работах различных авторов [7, 9, 18 и др.] представлены разные подходы к сегментации транспортного рынка. Например, А.В. Анненков предлагает производить следующее разбиение на сегменты рынка транспортной продукции[9]:

1. по признакам грузовой перевозки, выполняемой железнодорожным транспортом, т.е. по транспортному продукту (рисунок 1.3);

2. по группам грузовладельцев (рисунок 1.4);

3. по основным конкурирующим транспортным предприятиям (рисунок 1.5).

Первый подход используется в управлении и планировании железнодорожных перевозок на различных административных уровнях и необходим для:

1. создания плана формирования и графика движения грузовых поездов;

2. анализа и прогнозирования грузовых перевозок по видам сообщения;

3. организации хозяйственной деятельности компании и анализа результатов деятельности;

4. общей оценке перспектив развития спроса на определенные виды перевозок.

Различают четыре основных класса признаков грузовой железнодорожной перевозки (рисунок 1.3):

— пространственно-временные признаки процесса перемещения (продолжительность перевозки, расстояние и маршрут перевозки);

— параметры перевозимого груза (род (наименование) груза и его масса);

— особенности условий и организации перевозки грузов (категория отправки, режим скорости перевозки (большая, грузовая, почтовая и дифференцированная), используемый тип подвижного состава, набор дополнительных услуг и другие);

Рисунок 1.2 — Классификация критериев сегментирования транспортного рынка

Рисунок 1.3 — Сегментация рынка по признакам грузовой перевозки

Рисунок 1.4 — Сегментация рынка по грузовладельцам

— формы полезного эффекта, обеспечиваемого железнодорожным транспортом (для оценки полезного эффекта, предоставляемого компанией грузовладельцу при перемещении заданной массы груза на определенное расстояние).

Читать еще:  Изменение спроса на рынке труда

При сегментации используют как точные наименования грузов согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, так и наименования объединенных номенклатурных групп. Кроме того, можно укрупнить сегменты, разделив грузы на четыре группы [9]:

— грузы, для которых первоочередное значение имеет регулярность, равномерность доставки (уголь, продукция металлургической промышленности, лесные и нефтяные грузы);

— грузы, нуждающиеся в гарантиях доставки к определенному сроку (продукция машиностроения, строительные грузы, комплектующие изделия и т. п.);

— грузы, требующие срочной доставки или повышенной скорости (скоропортящиеся, дорогостоящие, особо дефицитные грузы);

— грузы, перевозка которых требует специального учета их индивидуальных особенностей (негабаритные, тяжеловесные, взрывоопасные и ядовитые грузы).

Сегментация рынка по потребителям транспортных услуг используется при изучении потребностей в дополнительных услугах, сопутствующих перевозке, при поиске новых перспективных «ниш» транспортного рынка и возможностей диверсификации транспортного производства, что в свою очередь позволит ей не только получить дополнительный источник дохода, но повысить конкурентоспособность своей продукции (законченной перевозки) за счет повышения качества обслуживания.

Разбиение рынка на сегменты в этом случае осуществляется по следующим основным признакам (рисунки 1.4, 1.5):

— географическому (районы тяготения к станциям отправления);

— отраслевому (по специализации основного производства);

— технологическому (непрерывное, дискретное, сезонное или единичное производство);

— объемному (объему среднемесячного грузооборота);

— по характеру взаимодействия с железнодорожным транспортом (регулярный, сезонный, эпизодический);

— по формам собственности;

— по финансовому состоянию и деловой репутации грузообразующих предприятий.

Отраслевая и технологическая сегментация рынка потребителей транспортных услуг необходима при решении логистических задач в системе материального обеспечения предприятий-грузовладельцев, а также при оценке перспектив развития платежеспособного спроса на перевозимую продукцию.

Характер взаимодействия с клиентурой необходимо учитывать при прогнозировании спроса на железнодорожные перевозки, а также при заключении долгосрочных (год и более) контрактов на перевозки.

Выбор критериев сегментации зависит от экономических и географических особенностей региона, развития транспорт­ной инфраструктуры, особенностей управления и возможностей транспортного предприятия.

Используются разные подходы к сегментации рынка грузоотправителей с точки зре­ния обеспечения эффективной деятельности железнодорожного транспортной компании:

1. В зависимости от вклада грузоотправителя для повышения объемных показателей работы и повышения доходов транспортной компании.

2. По условиям качества перевозок и транспортного обслуживания клиентов.

3. Поиск новых перспективных «ниш» транспортного рынка, возможностей диверсификации транспортного производства и повышения конкурентоспособности своей продукции (законченной перевозки) за счет повышения качества обслуживания.

Рисунок 1.5 — Сегменты грузоотправителей

Критериями сегментации рынка по конкурирующим транспортным предприятиям могут выступать следующие факторы (рисунок 1.6):

— набор дополнительных услуг.

Рисунок 1.6. — Сегментация рынка по конкурентам

При проведении анализа предложений транспортных компаний по перевозкам и услугам потенциальными потребителями проводится оценка деятельности компаний-конкурентов и рассматриваемого перевозчика (рисунок 1.7):

Рисунок 1.7 — Показатели оценки деятельности компаний-конкурентов и рассматриваемого перевозчика

— позиции на транспортном рынке: объемы перевозок, место компании в списке ранжирования, их доля в общем объеме перевозок данного рода груза;

— качественные параметры транспортной продукции, цена, факторы конкурентоспособности, практика использования товарных знаков (марок);

— виды и характер услуг, предлагаемых конкурирующими компаниями, в том числе и стоимость дополнительных услуг;

— практика рекламной деятельности и виды стимулирования спроса на перевозки, расходы на рекламу;

— использование услуг посредников;

— экономический потенциал каждой компании и ее позиции на рынке, платежеспособность, способность к расширению производственных мощностей;

— производственный и технологический потенциал каждой транспортной компании.

ЛЕКЦИЯ 3. РЫНОК ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

1. Рынок как условие и организационная основа транспортного сервиса

2. Сегментирование рынка транспортных услуг

3. Сертификация транспортного обслуживания

1. Рынок как условие и объективная основа сервиса

Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров и услуг.

Рынок транспортных услуг – это сфера реализации транспортных услуг по перемещению пассажиров или материальных ценностей производственного или потребительского характера.

В настоящее время отношения на транспортном рынке страны претерпевают качественные изменения, и в связи с этим особую актуальность приобретает решение проблем, связанных определениями и понятиями рынка транспортных услуг. Анализ нормативных документов, регламентирующих отношения между железными дорогами, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего и необщего пользования и грузовладельцами, показывает, что рыночные категории в них отражения не нашли.

Специалисты, занимающиеся проблемами экономики транспорта, считают, что до настоящего времени, острой необходимости в четкой регламентации основных понятий транспортного рынка не было. Такая необходимость появилась только в момент акционирования МПС РФ и трансформации ведомства в ОАО «РЖД».

К общепринятым показателям рынка относятся продукт, который обращается на этом рынке, уровень спроса и предложения продукта обращения, цена и уровень конкуренции. Таким образом, сегодня встает вопрос: что является основной продукцией рынка транспортных услуг, каковы его основные качественные характеристики и количественные показатели, как конкурируют между собой субъекты рынка, каким образом оценивается и измеряется уровень спроса и предложения на рынке.

В настоящее время на рынке транспортных услуг практически отсутствует партнерское взаимодействие различных видов транспорта, стремление к компромиссу. Утверждать, что на рынке транспортных услуг преобладает чистая конкуренция, тоже можно лишь отчасти. С одной стороны представители различных видов транспорта используют ценовые и неценовые факторы стимулирования спроса, что является признаком конкуренции. С другой стороны, конкурентное замещение одного вида транспорта другим возможно далеко не всегда.

Но, несмотря на небольшую норму замещения, отдельным видам транспорта, и в частности железной дороге, необходимо усиливать свои конкурентные позиции, т.е. изучать товарные и географические границы рынка, уровень конкурентоспособности, а также гибко регулировать систему цен с учетом сезонных факторов и маржиналистского подхода.

Определение рынка транспортных услуг также зависит от локальных задач исследователей проблемы.

С точки зрения маркетинга, рынок транспортных услуг – это совокупность транспортных и нетранспортных предприятий (организаций) и индивидуумов, которые взаимодействуют между собой, чтобы покупать и продавать транспортную продукцию [6].

С точки зрения организации производства, рынок транспортных услуг – это сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками.

С юридической точки зрения, рынок транспортных услуг – это совокупность отношений между перевозчиками и производителями товаров по поводу их доставки до места потребления с учетом момента возникновения потребности.

С точки зрения экономической теории, рынок транспортных услуг – это общественный механизм производства, распределения и потребления транспортной продукции. Как таковой рынок предусматривает только распределение товаров, однако невозможно отделить, транспортную продукцию от процессов ее производства и потребления, а значит невозможно и распределить ее как таковую.

Особенности транспортного рынка:

С одной стороны вмешательство государства в процессы, протекающие на рынке транспортных услуг должно быть ограничено. Основные показатели рынка транспортных услуг – транспортные тарифы и объемы перевозок – должны регулироваться свободными отношениями, конкуренцией и получением прибыли.

С другой стороны:

— во-первых, необходимо регулирование естественного монополизма отдельных видов транспорта со стороны государства в целях обеспечения социальный защиты граждан;

— во-вторых, необходима выработка общей транспортной и инвестиционной политики государства для равномерного и экономически целесообразного развития отдельных видов транспорта;

— в-третьих, необходимо государственное регулирование транспортных тарифов для защиты национальных интересов;

— в-четвертых, государство должно регулировать экологический ущерб от деятельности транспортных предприятий.

2. Сегментация – это основной метод исследования рынка.

Сегментация – это дифференциация рынка транспортных услуг на части (сегменты) характеризующиеся различными качественными и количественными показателями.

Сегментация транспортного рынка заключается в определении следующих его характеристик:

– групп грузовладельцев, для которых предназначен конкретный вид транспортных услуг с разделением их по отраслям и видам сообщения;

Читать еще:  На рынках факторов производства формируются

– технических и технологических параметров сервиса, влияющих на качество и доходность;

– емкости рынков, которая представляет собой реализуемый в регионе объем грузовых перевозок (отправление в тоннах и грузооборот в тонно-километрах) в течение года;

– инвестиционной политики, с учетом которой следует отдать предпочтение тем рынкам, где проводится интенсивное долгосрочное финансирование развития грузообразующих отраслей, потребляющих определенные виды транспортных услуг;

– стабильности правового режима и экспортно-импортного регулирования внешнеэкономических операций с учетом наиболее либеральных режимов ввоза-вывоза товаров при минимуме тарифных и нетарифных ограничений;

– географического положения, т.е. удаленности рынка от крупных промышленных производителей или торговых центров региона (страны).

Основные понятия методологии сегментирования рынка:

Потребительский сегмент рынка – совокупность потребителей транспортных услуг, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов.

Доступность сегмента – возможности и резервы предприятия, оказывающего транспортный сервис, удовлетворения специфических потребностей отдельного покупателя, в частности (качественные характеристики), и общей массы покупателей, в целом (количественные характеристики).

Существенность сегмента заключается в устойчивости спроса на определенную услугу в определенном объеме. Относительно данного понятия необходимо выяснить, перспективен ли данный сегмент рынка, стоит ли развивать транспортные мощности или необходимо их перепрофилировать.

Прибыльность заключается в оценке финансовой отдачи от работы на выбранном сегменте рынка.

Виды сегментации рынка транспортных услуг:

Сегментация по видам транспортного обслуживания: во виду отправок, по способам транспортировки, по сопутствующим и вспомогательным услугам.

Сегментация по конкурентам заключается в оценке сильных и слабых сторон конкурентов, анализе их доли рынков, изучении материального, финансового и трудового потенциалов. В результате такого анализа транспортное предприятие определенным образом позиционирует себя и свои услуги на региональном рынке. Позиционирование, в свою очередь, предполагает выявление преимуществ в области политики оказания услуг.

Сегментация по ценовому фактору заключается в определении соотношения объемов работы и доли их стоимости в цене товара (груза).

3. Сертификация транспортного обслуживания

Необходимым условием повышения эффективности транспортного сервиса является создание внутреннего цивилизованного рынка транспортных услуг на принципах свободной конкуренции, с едиными правилами поведения и общими технологиями взаимодействия в нем. Инструментом, устанавливающим общие подходы и правила поведения на рынке, выступает новая версия стандартов ИСО 9000, с 31 июля 2001 г. принятая в Российской Федерации в качестве национальной. Она базируется на основных принципах философии всеобщего управления качеством, адаптированных к условиям глобального (мирового) рынка, характеризующегося: сверхнасыщенностью разнообразными товарами и услугами, наличием потребителя, хорошо знающего, чего он хочет, и широким набором предложений для него; подвижностью, обусловленной, с одной стороны, научно-техническим прогрессом, а с другой – конкуренцией, порождающей новые предложения.

Система качества является хорошо организованной и функционирующей, если выполняются следующие условия:

– система воспринимается и понимается персоналом, правильно применяется, имеет необходимые ресурсы и является эффективной;

– предоставляемые услуги (выпускаемая продукция) действительно удовлетворяют запросы и ожидания клиента;

– учитываются влияние на окружающую среду и потребности общества;

– основное внимание уделяется предотвращению негативных ситуаций, а не их ликвидация после возникновения.

Такая система, кроме решения вопросов обеспечения качества обслуживания, повышает дисциплину, уменьшает непроизводительный труд, облегчает работу с клиентами. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной компании или организации, а также отвечать требованиям постоянного улучшения качества в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.

Анализ, сегментация и выбор целевых сегментов рынка транспортных услуг по грузовым перевозкам

Текущее и оперативное планирование перевозок

В процессе проводимых экономических реформ текущее (годо­вое) и оперативное (квартальное и месячное) планирование пере­возок грузов на железнодорожном транспорте претерпело значи­тельные изменения. Как уже было сказано, отмена предваритель­ных заявок грузоотправителей и предоставление свободы выбора пользователями поставщиков и видов транспорта привели к необ­ходимости формирования спроса на перевозки грузов на марке­тинговых принципах с элементами прогнозирования.

В настоящее время годовые планы перевозок грузов формиру­ются на основе маркетинговых исследований транспортного рын­ка, материалов долговременных договоров и контрактов по пере­возкам с грузоотправителями и фрахтовыми перевозчиками-опе­раторами грузового подвижного состава, транспортно-экспедиционными и коммерческими организациями и другими потребителя­ми транспортных услуг железных дорог. Рекомендовано исполь­зовать балансовые и экономико-математические методы планиро­вания и прогнозирования перевозок.

Текущие планы перевозок грузов разрабатываются на уровне дорог. На уровне сети (УЗ) на основе обобщенных материа­лов дорог и данных о межгосударственных и транзитных перевоз­ках грузов разрабатываются контрольные цифры плана по перевоз­кам и грузообороту в тарифных тонно-километрах для каждой дороги. Эти показатели устанавливают в целом по всем грузам с выделением 9—14 наименований номенклатуры. Кроме того, определяется средняя дальность перевозок (общую и по родам грузов), среднесуточную погрузку в вагоны, среднюю статическую нагрузку. Такие же по­казатели устанавливаются и по железным дорогам. Объем отправ­ления и грузооборот определяют в целом на год с разбивкой по кварталам.

Общий объем перевозок (отправления) в тоннах по сети скла­дывается из суммы отправления грузов, представленных всеми до­рогами, планируемого приема грузов с зарубежных железных до­рог и поступления с других видов транспорта в смешанном сооб­щении. Объем перевозок по дороге включает планируемое отправ­ление грузов по станциям дороги, прием грузов с соседних дорог и других видов транспорта. На основе этих данных устанавливают показатели приема и сдачи грузов в целом по дороге и по каждому стыковому пункту. При этом общий объем перевозок в тоннах по дороге распределяют по видам сообщений: прямое — ввоз, вывоз и транзит и местное сообщение.

Оценка эффективности и качества автотранспортных услуг

Качество транспортных услуг — это совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортной экспедиции, определяющих их пригодность удовлетворять потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.

Не существует достаточно эффективных количественных методов для объективной оценки качества транспортных услуг. Поэтому, говоря об уровне качества транспортных услуг, имеют в виду относительную характеристику качества предоставляемых транспортных услуг, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемой услуги с базовыми значениями соответствующих показателей.

Показатели качества грузовых перевозок

1) Показатели своевременности выполнения перевозки(Перевозки груза к назначенному сроку. Регулярности прибытия груза. Срочности перевозки груза)

2) Показатели сохранности перевозимых грузов(Без потерь. Без повреждений. Без пропажи. Без загрязнения)

3) Экономические показатели(Удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта. Удельные полные расходы на доставку груза. Затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы. Процент транспортных издержек в себестоимости продукции)

Понятие и значение экономического анализа перевозочного процесса

Экономический анализ – научный способ познания сущности экономических явлений, основанный на разложении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

Комплексный экономический анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно проводиться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Управленческие решения должны быть основаны на точных расчетах, всестороннем анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Экономический анализ предшествует решениям, обосновывает их принятие.

Важная роль анализа в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверки и объективной оценки их выполнения.

Экономический анализ хозяйственной деятельности является средством за контролем выполнения планов с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, корректировки планов и управленческих решений.

Большая роль относится к анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности деятельности субъекта хозяствовани я в конкурентной среде на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 198 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector