Правовое регулирование рынка труда - Мировой кризис и Я
Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование рынка труда

Правовое регулирование рынка труда. Общая характеристика.

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Особенности рынка труда:

На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

• признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны — работника;

• учет интересов работников и работодателей, гос. защита их интересов;

• гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

• учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;

• установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

Законодательство о рынке труда и занятости Российской Федерации представляет совокупность нормативных актов. Оно основывается, прежде всего, на Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных и правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Указом Президента РФ «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест», Постановлением Правительства РФ «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации», другими нормативными актами так же осуществляется правовое регулирование на рынке труда.

Регулирование трудовых отношений, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос 68. Понятие рынка труда и общая характеристика источников правового регулирования отношений на рынке труда.

Рынок труда – это совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере обращения и использования рабочей силы; один из элементов рыночной экономики

Труд – один из экономических ресурсов и факторов производства. Усложнение технологических процессов и оборудования => труд стал более квалифицированным, более производительным, требуются большие умственные затраты, нежели физическая энергия => увеличивается время, отводимое на профессиональную подготовку рабочей силы. Рабочая сила как товар становится главным фактором появления рынка труда. Чем выше квалификация и профессиональные и иные качества работника по сравнению с другими кандидатами на заполнение вакансии, тем больше у него шансов получить предложение на работу, тем большее вознаграждение готов заплатить ему работодатель => появляется конкуренция – важный элемент рыночной экономики.

Некоторые ученые считают, что рынка труда не существует, т.к.:

1) отсутствует соответствие между спросом и предложением,

2) при заключении трудового договора не происходит продажи, как это происходит на рынке, в данном случае – продажи рабочей силы.

Соотношение между спросом и предложением во многом зависит от возраста, пола работника, уровня образования, места жительства и многих других факторов, которые не означают, что рынок труда есть нечто эфемерное, а скорее наоборот, демонстрируют особенности рынка труда по сравнению с другими рынками.

Наем рабочей силы означает для субъектов трудовых отношений – работника и работодателя – использование работодателей знаний, опыта и других человеческих качеств работника и предоставление работником такого рода услуг работодателю за определенную плату. Требование соблюдения трудового распорядка означает предоставление работника в полное распоряжение работодателя в рабочее время, в течение которого работодатель вправе требовать от работника выполнения им его трудовых функций без занятия какой-либо другой деятельностью, не согласованной с работодателем.

Существование рынка труда в РФ предопределяется основными правами и свободами человека и гражданина, конституционными основами рыночной экономики в целом. К ним относятся принцип свободы труда, запрета принудительного труда, запрета принудительного труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и свободы использования своих способностей для предпринимательской деятельности, а также принципом свободы договора.

На рынке труда складывается целый комплекс общественных отношений по поводу применения предпринимателями рабочей силы (например, безработица и занятость). В Европе работодатели ставятся в жесткие рамки. В РФ нынешнее состояние правого регулирования трудовых отношений обеспечивает довольно свободное обращение рабочей силы, высокую степень ее мобильности. Для участия в управлении коммерческой организацией закон наделяет работников правами совещательного, консультативного характера, например, в случае принятия внутренних документов, регламентирующих трудовые отношения.

1) государственное регулирование путем установления органами государства правовых и социально-экономических гарантий и норм в сфере наемного труда;

2) договорное регулирование самими субъектами рынка труда в рамках системы социального партнерства путем заключения коллективных договоров и соглашений по социально-экономическим вопросам;

3) установление условий труда на индивидуальном уровне путем заключения индивидуальных трудовых договоров между работодателями и работниками.

Предприниматели широко используют возможность найма рабочей силы не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам (подряд, оказание платных услуг) => несоблюдение прав, гарантий и т.д. Их отличие нечеткое => законодательные и судебные власти должен определить обязательные признаки, квалифицирующие заключенный между работником и работодателем договор в качестве трудового.

Наемный труд должен быть посвящен реализации исключительно интересов работодателя. Учитывая, что на рынке труда существует возможность возникновения двусторонней монополии предпринимателей и работников, законодатель не должен предоставлять или допускать получение каких-либо преимуществ любому из субъектов рынка, включая профсоюзы. РФ – социальное государство => защита прав человека и Т.Д. И Т.П.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читать еще:  Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Правовое регулирование труда в условиях рыночной организации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:56, контрольная работа

Краткое описание

После перехода нашей страны на рельсы рыночной экономики возникло множество проблем, которые в плановой экономике не могли возникнуть по определению, а точнее, просто игнорировались. Одним из таких аспектов является и рынок труда. Рынок труда представляет собой один из трех основных типов рынка в современной экономике наряду с рынком товаров и рынком капитала

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Правовое регулирование рынка труда……………………………………….5
Библиографический список…………………………………………………. 8
2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда………9
Библиографический список…………………………………………………12
3. Политика занятости и регулирования рынка труда………………………..13
Библиографический список…………………………………………………17
4. Инструменты государственного регулирования…………………………. 18
Библиографический список………………………………………………….20

Прикрепленные файлы: 1 файл

ТП готово.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГБОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

кафедра ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Домашнее задание по курсу

Тема: Правовое регулирование труда в условиях рыночной организации экономики.

студента III курса

Ст. преподаватель Акопов Д.Р.

Библиографический список…………………………………………………. 8

  1. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда………9
  1. Политика занятости и регулирования рынка труда………………………..13
  1. Инструменты государственного регулирования…………………………. 18

После перехода нашей страны на рельсы рыночной экономики возникло множество проблем, которые в плановой экономике не могли возникнуть по определению, а точнее, просто игнорировались. Одним из таких аспектов является и рынок труда. Рынок труда представляет собой один из трех основных типов рынка в современной экономике наряду с рынком товаров и рынком капитала. Длительное функционирование экономики в административно- государственном режиме, естественно, наложило отпечаток на все закономерности и основные характеристики этого рынка. Прежде всего, это проявилось в государственном секторе экономики – разрушение системы “гарантированного финансирования”, существовавшей в эпоху социалистического планового хозяйства, привело к резкому снижению занятости на предприятиях военно-промышленного и перерабатывающего комплекса, в организациях отраслевой и академической науки, в медицине и образовании.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.

Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления.

В политическом плане интересы безработных имеют меньшее значение, чем интересы тех, кто имеет работу. Безработных гораздо меньше, они не объединены в профсоюзы, их интересы в меньшей степени представлены существующими в стране политическими партиями. Более того, они представляют собой крайне разнородную группу. в которую входят люди с различными политическими предпочтениями.

Регулирование рынка труда ограничивает свободу заключения трудовых соглашений. В его отсутствие работники и работодатели самостоятельно определяют уровень оплаты и условия труда. Однако сегодня эта свобода все больше ограничивается законами о минимальных зарплатах и условиях труда. Сторонники таких законов говорят о целесообразности регулирования, поскольку оно не позволяет работодателям эксплуатировать трудящихся. Оппоненты же утверждают, что подобные законы увеличивают издержки в сфере бизнеса и не позволяют работодателям действовать гибко — а значит, способствуют росту безработицы, особенно долгосрочной.

В данной работе проанализируем эти проблемы подробнее. Для начала рассмотрим вопрос о том, что собой представляет рынок туда, регулирование рынка труда, а затем — возможное воздействие регулирования на уровень зарплат и условия труда.

  1. Правовое регулирование рынка т руда

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности — всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Читать еще:  На мировом рынке

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений, можно отнести следующие:

— признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны — работника;

— учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;

— гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

— учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;

— установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

    1. Правовые акты:
  1. Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря.
  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (в последней ред. от 22.07.2008 №157-ФЗ) //Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; Российская газета 30 июля 2008 г..
    1. Научная литература:
  1. Капелюшкин Р. Российская модель рынка труд, М., «Перспектива», 2005г.
  2. Одегов Ю.Г. Рынок труда (Практическая макроэкономика труда), М., «Альфа-пресс», 2007г.
  3. Ослунд А.Р. Россия: рождение рыночной экономики. – М.: Русич, 2004. – 488 с.
  4. Радаева В.В. Экономика переходного периода. – М.: Флинта, 2001. – 966 с.
  5. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. – М.: РОСМЭН, 2004. – 775 с.
  1. Основные задачи государственного регулирования на рынке

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда. Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой — сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно — образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества. Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Правовое регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

Содержание

Введение
Глава 1.
Особенности формирования и перспективы развития рынка труда
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда

Глава 2
2.1 Политика занятости и регулирование рынка труда
2.2 Инструменты государственного регулирования
2.3 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.doc

    1. Особенности формирования и перспективы развития рынка труда
    2. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда

2.1 Политика занятости и регулирование рынка труда

2.2 Инструменты государственного регулирования

2.3 Основные факторы и тенденции формирования рынков труда РФ

    1. Особенности формирования и перспективы развития рынка труда

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решаться на региональном уровне.

Читать еще:  Формирование рынка товара

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.

Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней .

Реформирование российской экономики показало, что наряду со

свойственными промышленно — развитым странам противоречиями между задачей

ускорения НТП и задачами сокращения безработицы и им подобными

противоречиями, существуют противоречия, свойственные именно России. Многие

проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К

ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников

учебных заведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение

масштабов занятости в теневой экономике и др.

Произошедшие за 15 лет радикальные изменения в общественно –

политической и экономической жизни страны, преобразовавшие социально –

трудовую сферу, показывают, что переход от “полной” занятости времён

социализма к рыночной экономической активности, присущей рынку,

осуществился. Заметные изменения произошли в пропорции распределения

занятых в пользу отраслей, в которых более быстрыми темпами растёт деловая

активность в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного

питания, материально технического снабжения и торгового посредничества,

страхования, финансов и др.

Развитие многообразных форм сопровождается институциональными

преобразованиями в экономике, которые привели, в частности, на некоторых

участках экономики к соединению трёх, ранее искусственно разделённых

факторов: труда, собственности и управления в сфере малого бизнеса.

Реанимированный ремесленник отчасти потеснил промышленность. Многие,

особенно крупные промышленные предприятия показали свою

неконкурентоспособность, что и явилось главной причиной обострения целого

комплекса проблем, которые не были разрешены в ходе приватизации и требуют

дальнейшего реформирования производственных отношений.

Особенность сложившейся в настоящее время в российской экономике

ситуации состоит в том, что старые производственные структуры, оказавшиеся

неспособными адаптироваться к изменившемся условиям, испытывают на себе

наиболее сильное влияние кризиса, обуславливая глубину спада производства.

1.5. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на

рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и

предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором,

с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы

населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-

вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой,

квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых

ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей

рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в

международную систему разделения труда, что предполагает активную

международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники,

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер

целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты

развития, достижение большего соответствия профессиональной подготовки, современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества. Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного

механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между

работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в

свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в

государственном секторе занята существенная часть трудоспособного

населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в

негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением

существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения,

социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование

трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и

ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования

и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке

труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры,

регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда,

содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке

труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму –

комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции,

повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует

подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда

каждому этапу развития российского общества или экономического цикла

соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как

Экстенсивно(развивается за счет истощения, а не воспроизводства), так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить

два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит

регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector