Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Региональные особенности рынка труда

Тема 12. Региональные особенности рынка труда;

Функционирование регионального рынка труда связано со спецификой формирования экономически активного населения, исторически сложившейся занятости населения. Развитие рынка труда в регионах России обусловлено специализацией их хозяйства, обеспеченностью минерально-сырьевой базой, динамикой производства, инвестиционной привлекательностью территории, уровнем федеральной поддержки территории. Вместе с тем, от того, насколько эффективно используется трудовой потенциал территории, зависят его социально-экономические показатели. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. В тех регионах, где состояние рынка труда близко к критическому, вообще трудно прогнозировать его экономическое развитие.

Внешние проявления критических ситуаций на региональном рынке труда определяются в первую очередь социальным и профессиональным составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в частности. Так, ухудшение положения с занятостью в промышленных отраслях (угледобыча, машиностроение, текстильная промышленность) может отразиться на политической и социальной жизни страны. Напротив, в регионах с низкой плотностью населения, невысоким уровнем его социальной активности или же с высоким уровнем вторичной занятости (например, районы Севера) социальные конфликты маловероятны.

На территории РФ практически всегда имелись относительно развитые ареалы, в которых живущие там люди располагают определенными доходами и набором социальных услуг. Одновременно на этой же территории могут быть ареалы, характеризующиеся кризисным состоянием. В любом случае средние показатели положения регионов далеко не полностью отражают реальное положение дел.

В России часто решение проблемы занятости видят в увеличе­нии финансирования регионов или перераспределения средств. Но это становится все более невозможным. Основным способом реше­ния проблемы должно владеть местное самоуправление, которое, зная скрытые потенциальные возможности своих предприятий, могут создать новые рабочие места и реализовать социальные программы.

Региональный аспект занятости населения отражает участие населения в трудовой деятельности, которое выражается как отношение численности занятого к общей численности населения региона. При этом проявляется зависимость уровня занятости населения от демографической ситуации, т. е. от рождаемости, смертности и естественного прироста населения.

Самая высокая доля занятого в экономике населения характерна для следующих субъектов Российской Федерации, где традиционно находятся центральные промышленные регионы с нарастающей численностью трудоспособного населения (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Самарская области), нефтегазодобывающие (Тюменская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. округа) В каждом из этих регионов доля трудоспособного насе­ления более 50% и ситуация на рынке труда наиболее благополучна за счет развитой производственной инфраструктуры.

Самую большую по количеству регионов составляет группа с высокой долей занятых в общей численности населения. В них от 40 до 45% селения трудятся в различных отраслях экономики. В этих регионах средняя по благополучиюсоциально-экономическая ситуация и уровень жизни населения напрямую связан с крупным промышленными предприятиями, имеющими большую инвестиционную привлекательность и мероприятиями со стороны глав регионов (Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия). В то же время в пограничном состоянии с соседней менее благополучной группой регионов находятся такие «проблемные» территории как Сахалинская, Курганская, Ивановская, Астраханская, Псковская Томская области, которые благополучными назвать нельзя.

Самая низкая доля занятого населения,менее 30%, приходится на Северокавказские регионы. Среди них выделяется Республика Ингушетия (16,2%), где катастрофически мала численность занятых в хозяйстве. Основные причины традиционны — отсутствие мощной индустрии, ориентация на благоприятные агроклиматические условия, а также высокая доля молодых возрастов, ежегодно пополняющих трудовые ресурсы, но не имеющих возможности реализовать себя в производственной деятельности. Следует учитывать также сложившийся менталитет и традиции местного населения в формировании собственных хозяйств и развитии неорганизованной торговли.

Российская Федерация в настоящее время оказалась в крайне сложной социально-демографической ситуации, связанной с тем, что:

— исчез стереотип демографического развития, впервые возобладала ориентация на однодетную и бездетную семью; процесс депопуляции охватывает не только центрально-европейские, уральские регионы, но и Сибирь, Дальний Восток;

— скорость старения населения создает угрозу репродуктивному потенциалу России;

— демографические проблемы порождают широкий набор социально-экономических проблем, связанных со снижением потребности в детских, дошкольных и подростковых товарах и услугах, соотношением спроса и предложением на рынке труда;

— сокращение численности трудоспособного населения увеличивает объемы пенсионных выплат.

Демографические показатели в сложившейся ситуации служат основой для проведения социальной политики по повышению уровня занятости, а также при регулировании рынка труда и программ сохранения рабочих мест.

Государственные меры по обеспечению наибольшей занятости и развитию рынка труда являются социально ориентированными стратегически приоритетными, так как направлены на предоставление мест для труда гражданам страны.

Рынок труда — наиболее сложный элемент переходной (транзитивной) экономики. Он регулирует объем спроса и предложения труда, его распределение между отраслями и секторами хозяйства. Отношения на рынке труда при этом не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства, подготовки, и переподготовки кадров, управления занятостью на предприятиях на региональном и федеральном уровнях. Развитие рынка труда и занятости в стране непосредственным образом связано с одним из главных потенциалов экономического роста — производительностью труда.

Динамика рынка труда на протяжении последних лет показывает, что наибольшие региональные различия в уровне безработицы имели место в самом начале реформ (1992—1993 гг.), однако к началу XXI в. наметилась некоторая стабилизация и снижение этого показателя. Поэтому имеются определенные надежды на тенденцию уменьшения межрегиональных различий в уровне развития рынка труда.

Региональные особенности рынка труда

Под трудовыми ресурсами понимается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать следующее. Во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:

— лица моложе трудоспособного возраста;

— лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 15 до 54 лет, мужчины от 15 до 59 лет включительно;

— лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины — с 55, мужчины — с 60 лет.

Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают лица трудоспособные и нетрудоспособные.

Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относят:

— население в трудоспособном возрасте за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях;

— работающих лиц пенсионного возраста;

— работающих подростков в возрасте до 16 лет.

Экономически активное население, или рабочая сила, представляет часть населения, обеспечивающая предложение своего труда для производства товаров и оказания разнообразных услуг. Количественно эта группа складывается из численности занятых и безработных. В среднем экономически активное население составляет в среднем 75-80% от общей численности трудовых ресурсов.

К экономически неактивному населению относятся

— учащиеся, студенты, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;

— лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях, по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и т.д.;

— отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать.

В составе экономически активного населения доля занятых в экономике без лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве, постепенно сокращается, а среднегодовая общая численность безработных — соответственно увеличивается.

Функционирование регионального рынка труда связано со спецификой формирования экономически активного населения, исторически сложившейся занятости населения. Развитие рынка труда в регионах России обусловлено специализацией их хозяйства, обеспеченностью минерально-сырьевой базой, динамикой производства, инвестиционной привлекательностью территории, уровнем федеральной поддержки территории. Вместе с тем, от того, насколько эффективно используется трудовой потенциал территории, зависят его социально-экономические показатели. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. В тех регионах, где состояние рынка труда близко к критическому, вообще трудно прогнозировать его экономическое развитие.

Внешние проявления критических ситуаций на региональном рынке труда определяются в первую очередь социальным и профессиональным составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в частности. Так, ухудшение положения с занятостью в промышленных отраслях (угледобыча, машиностроение, текстильная промышленность) может отразиться на политической и социальной жизни страны. Напротив, в регионах с низкой плотностью населения, невысоким уровнем его социальной активности или же с высоким уровнем вторичной занятости (например, районы Севера) социальные конфликты маловероятны.

Читать еще:  Открытый интерес на срочном рынке

В России часто решение проблемы занятости видят в увеличении финансирования регионов или перераспределения средств. Но это становится все более невозможным. Основным способом решения проблемы должно владеть местное самоуправление, которое, зная скрытые потенциальные возможности своих предприятий, могут создать новые рабочие места и реализовать социальные программы.

Региональный аспект занятости населения отражает участие населения в трудовой деятельности, которое выражается как отношение численности занятого к общей численности населения региона. При этом проявляется зависимость уровня занятости населения от демографической ситуации, т. е. от рождаемости, смертности и естественного прироста населения.

Самую большую по количеству регионов составляет группа с высокой долей занятых в общей численности населения. В них от 40 до 45% населения трудятся в различных отраслях экономики. В этих регионах средняя по благополучию социально-экономическая ситуация и уровень жизни населения напрямую связан с крупным промышленными предприятиями, имеющими большую инвестиционную привлекательность и мероприятиями со стороны глав регионов (Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия). В то же время в пограничном состоянии с соседней менее благополучной группой регионов находятся такие «проблемные» территории как Сахалинская, Курганская, Ивановская, Астраханская, Псковская Томская области, которые благополучными назвать нельзя.

Самая низкая доля занятого населения, менее 30%, приходится на Северокавказские регионы. Среди них выделяется Республика Ингушетия (16,2%), где катастрофически мала численность занятых в хозяйстве. Основные причины традиционны — отсутствие мощной индустрии, ориентация на благоприятные агроклиматические условия, а также высокая доля молодых возрастов, ежегодно пополняющих трудовые ресурсы, но не имеющих возможности реализовать себя в производственной деятельности. Следует учитывать также сложившийся менталитет и традиции местного населения в формировании собственных хозяйств и развитии неорганизованной торговли.

Российская Федерация в настоящее время оказалась в крайне сложной социально-демографической ситуации, связанной с тем, что:

— исчез стереотип демографического развития, впервые возобладала ориентация на однодетную и бездетную семью; процесс депопуляции охватывает не только центрально — европейские, уральские регионы, но и Сибирь, Дальний Восток;

— скорость старения населения создает угрозу репродуктивному потенциалу России;

— демографические проблемы порождают широкий набор социально-экономических проблем, связанных со снижением потребности в детских, дошкольных и подростковых товарах и услугах, соотношением спроса и предложением на рынке труда;

— сокращение численности трудоспособного населения увеличивает объемы пенсионных выплат.

Современное состояние рынков труда в регионах России определяется:

— спросом и предложением рабочей силы (количеством, половозрастными характеристиками и т.п.);

— ухудшением здоровья трудовых ресурсов, снижением их качественных характеристик и способностей к длительному и интенсивному труду;

— сдвигами в отраслевой структуре занятости по полу;

— усилением значения внутренней и внешней трудовой миграции;

— пространственной и отраслевой концентрацией предложения рабочей силы;

— устойчивым сокращением численности работников на крупных и средних предприятиях;

— распространением нестабильной краткосрочной занятости;

— уменьшением численности занятых в ряде приоритетных отраслей;

— невысоким уровнем заработной платы (за исключением сырьевых отраслей).

Демографические показатели в сложившейся ситуации служат основой для проведения социальной политики по повышению уровня занятости, а также при регулировании рынка труда и программ сохранения рабочих мест.

Государственные меры по обеспечению наибольшей занятости и развитию рынка труда являются социально ориентированными стратегически приоритетными, так как направлены на предоставление мест для труда гражданам страны.

Рынок труда — наиболее сложный элемент экономики. Он регулирует объем спроса и предложения труда, его распределение между отраслями и секторами хозяйства. Отношения на рынке труда при этом не ограничиваются только актом купли-продажи. Они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства, подготовки, и переподготовки кадров, управления занятостью на предприятиях на региональном и федеральном уровнях. Развитие рынка труда и занятости в стране непосредственным образом связано с одним из главных потенциалов экономического роста — производительностью труда.

Региональные особенности рынка труда

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.02.2016 2016-02-15

Статья просмотрена: 1814 раз

Библиографическое описание:

Досжанова, А. Б. Региональные особенности рынка труда / А. Б. Досжанова, Г. Ж. Рысмаханова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 372-376. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26061/ (дата обращения: 09.04.2020).

В статье рассмотрено современное состояние регионального рынка труда. На примере Кызылординской области рассмотрены вопросы формирования спроса и предложения рабочей силы, оплаты труда и конкурентоспособности рабочей силы.

Ключевые слова: спрос и предложения рабочей силы, государственное регулирование, обеспечение занятости, оплата труда.

Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. В стране создаются реальные предпосылки увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда и повышению занятости населения.

Слабо регулируемое вхождение национальной экономики в рынок деформирует ход всех социально-экономических процессов в республике, и прежде всего тех, которые определяют воспроизводство рабочей силы. Неудачи и ошибки в реформировании сферы труда и занятости проявились в неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной экономики, росте всех видов безработицы.

Все это требует от государства формирование социально-экономической модели занятости с учетом проблем в экономике страны на современном этапе развития.

В процессе формирования любой модели она должна основываться на правовые нормы в данном государстве в данное время. На основе них строятся основные принципы модели и пути ее реализации.

Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан. Государственная политика в сфере занятости направлена на:

 обеспечение равных возможностей всем гражданам в выборе занятости и трудоустройстве;

 защиту внутреннего рынка путем регулирования использования иностранной рабочей силы;

 повышение использования трудовых ресурсов;

 ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с требованиями рынка труда;

 поддержку трудовой и предпринимательской активности;

 осуществление социальной защиты безработных;

 организацию трудового посредничества на основе деятельности уполномоченных государственных органов, а также частных физических и юридических лиц на основе государственного заказа;

 предупреждение и сокращение безработицы;

 сочетание республиканских и областных мероприятий по сокращению безработицы[1].

Формирование регионального рынка труда следует рассматривать поэтапно: от осуществления неотложных мер по снижению напряженности на рынке труда, осуществлению активной политики занятости в регионах на первом этапе до стабилизации положения на рынке труда, достижения намеченных параметров занятости и безработицы, формирования гибкого рынка труда на втором этапе.

Особенности становления и функционирования регионального рынка труда заключается в:

 реализации основных функций рынка труда в соответствии с осуществлением стратегии экономического роста страны и занятости населения на основе принципа активного вмешательства государства в обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения напряженности и стабилизации ситуации на рынке труда;

 необходимости государственного регулирования сферы занятости и безработицы на основе комплексного подхода;

 регулирования рынка труда с учетом его сегментации и обеспечения профессиональной, региональной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

 эффективном функционировании рынка труда на основе определения критерииев и показателей оценки, связанных с обеспечением основных параметров уровня занятости и безработицы в соответствии с ожидаемым экономическим ростом страны;

 формировании механизма регулирования регионального рынка труда на основе совершенствования законодательно-правовой базы и устойчивого финансового обеспечения проводимых мероприятий по приоритетным направлением активной политики занятости населения[2].

На динамику регионального рынка труда оказывает влияние ряд факторов: демографические факторы, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы миграции и иммиграции, состояние экономической конъюнктуры, фазы экономического цикла, научно-технический прогресс.

По данным Агентства по статистике РК на 1 декабря 2015 года по Кызылординской области экономически активное население составило 325, 3 тыс.человек, в том числе занятое население — 309,3 тыс.человек. Численность безработных, определяемая по методологии МОТ, за III квартал 2015г. по оценке составила 16,0 тыс. человек, уровень безработицы — 4,9 %.

Читать еще:  Стратегии поведения на рынках сбыта

Рис. 1. Уровень безработицы в Кызылординской области. Составлено на основе статистических данных

На 01.01.2016г. официально зарегистрированы в органах занятости в качестве безработных 1,6 тыс. человек (доля зарегистрированных безработных — 0,5 %).

Обеспечение занятости в Кызылординской области

IҮ квартал 2015г.

человек

в процентах ко

IIІ кварталу 2015г.

в процентах к

IҮ кварталу 2014г.

Экономически активное население

самостоятельно занятые работники

Экономически неактивное население

Примечание –составлено на основе статистических данных

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в IҮквартале 2015г. составила 104929 тенге. С 1 января 2016г. минимальная заработная плата установлена в размере 22859 тенге.

Рис. 2. Оплата труда. Составлено на основе статистических данных

Индекс номинальной заработной платы к соответствующему кварталу прошлого года составил 100,1 %, реальной — 88,5 %. Различия в оплате труда характерны для работников, занятых в различных сферах деятельности. Максимальная величина оплаты труда отмечена в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров — 256576 тенге, минимальная — в услугах по проживанию и питанию — 74332 тенге.

Списочная численность наемных работников за 4 квартал 2015 года составила 154096 человек.

Среднемесячная заработная плата одного работника по видам экономической деятельности за ІҮ квартал 2015г.

Тенге

Номинальная, в процентах к

Реальная, в процентах к

Предыдущему кварталу

соответствующему кварталу прошлого года

Предыдущему кварталу

соответствующему кварталу прошлого года

По всем видам экономической деятельности

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

Транспорт и складирование

Услуги по проживанию и питанию

Информация и связь

Ежемесячно со всех рай горотделов занятости и социальных программ собираются сведения о скрытой безработице и проводится мониторинг. На 1 января 2016 года по отчету 3-ТН «Сведения о скрытой безработице (о сокращенных, частично занятых работников, задолженности по зарплате) выявлена задолженность в предприятиях на сумму 80,1 млн.тенге [3].

Прошли обучение и переобучение 559 и повышение квалификации 4863 казахстанских граждан, созданы 1545 дополнительных рабочих мест для казахстанских граждан.

На сегодняшний день по разрешению работают 305 иностранных специалистов, в том числе по 1 — категории — 10 чел., 2-категории 130 человек по 3-категории — 165 чел.

По области направлены 97 человек на социальные рабочие места, из местного бюджета выплачено 2,6 млн.тенге. В связи с организацией социальных рабочих мест в рамках «Программы занятости — 2020», где среднемесячная заработная плата составляет 26000 тенге, создание социальных рабочих мест финансируемых из местного бюджета в Кармакшинском, Жалагашском, Сырдарьинском районах сокращены

По области организованы 8048 оплачиваемых общественных работ, на эти цели из местного бюджета выплачено 352,0 млн.тенге.

На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлены 541 человек, из местного бюджета им выплачена 4, 2 млн.тенге.

На 2015 год по «Программе занятости — 2020» предусмотрена 5681,1 млн.тенге. С начала года количество обратившихся в органы занятости составило 8467 человек, с 8496 из них составлены трудовые договора.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей функцией рынка труда. Сегментация рынка труда по полу, возрасту, профессиям значительно осложняет решение этой проблемы и требует новых подходов с учетом особенностей развития национальной экономики страны в целом и ее регионов. Количественная несбалансированность рынка труда дополняется диспропорциями в качественной структуре спроса и предложения рабочей силы. С одной стороны, возникает потребность в работниках новых профессий, а с другой — уменьшается спрос на работников традиционных узких профессий.

В условиях реформирования казахстанской экономики не было достигнуто равновесия между предложением рабочей силы и спросом на нее. В связи с этим решение данной проблемы возможно только при условии активного государственного регулирования рынка труда.

Несмотря на произошедшие количественные и качественные изменения в сфере рынка труда, эффективный механизм его регулирования в республике не сформировался. Наличие скрытой безработицы на предприятиях свидетельствует о недостаточной регулирующей роли рыночного механизма. В настоящее время возникли и сформировались лишь отдельные организационные элементы инфраструктуры рынка труда, которые выполняют некоторые функции регулирования трудовых отношений, но не затрагивают глубинных основ функционирования рынка труда[4].

Необходимость повышения качества, конкурентоспособности рабочей силы на предприятий обуславливается такими факторами, как:

 увеличением стоимости персонала как производственного ресурса;

 давлением со стороны конкурентов, требующих сокращения затрат и эффективного использования труда;

 технологическими изменениями, требующих новых навыков в организации и управлении производством;

 потребностью усиления интеллектуальной подготовки работников [5].

Таким образом, на казахстанском рынке рабочей силы формированиерынка труда осуществляется под влиянием соотношения спроса и предложения на основе определения цены труда.

1. Ермаков В. А. Казахстан в современном мире.Алматы: Гылым, 1998.

2. Сарсембаев А. О состоянии рынка труда в Республике Казахстан. Деловая неделя, № 3–4, 2005. С.14–19.

3. Социально-экономическое развитие Кызылординской области: статистический сборник. Кызылорда, 2015.

4. Абдимомынова А. Ш., Спанова Л. К. Проблемы развития инновационной активности казахстанских предприятий. Молодой ученый, № 6 (86), март-2 2015 г.

Рубрикатор

Региональные особенности рынка труда

Функционирование регионального рынка труда связано со спецификой формирования экономически активного населения, исторически сложившейся занятости населения. Развитие рынка труда в регионах России обусловлено специализацией их хозяйства, обеспеченностью минерально-сырьевой базой, динамикой производства, инвестиционной привлекательностью территории, уровнем федеральной поддержки территории. Вместе с тем, от того, насколько эффективно используется трудовой потенциал территории, зависят его социально-экономические показатели. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. В тех регионах, где состояние рынка труда близко к критическому, вообще трудно прогнозировать его экономическое развитие.

Внешние проявления критических ситуаций на региональном рынке труда определяются в первую очередь социальным и профессиональным составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в частности. Так, ухудшение положения с занятостью в промышленных отраслях (угледобыча, машиностроение, текстильная промышленность) может отразиться на политической и социальной жизни страны. Напротив, в регионах с низкой плотностью населения, невысоким уровнем его социальной активности или же с высоким уровнем вторичной занятости (например, районы Севера) социальные конфликты маловероятны.

На территории РФ практически всегда имелись относительно развитые ареалы, в которых живущие там люди располагают определенными доходами и набором социальных услуг. Одновременно на этой же территории могут быть ареалы, характеризующиеся кризисным состоянием. В любом случае средние показатели положения регионов далеко не полностью отражают реальное положение дел.

В России часто решение проблемы занятости видят в увеличении финансирования регионов или перераспределения средств. Но это становится все более невозможным. Основным способом решения проблемы должно владеть местное самоуправление, которое, зная скрытые потенциальные возможности своих предприятий, могут создать новые рабочие места и реализовать социальные программы.

Региональный аспект занятости населения отражает участие населения в трудовой деятельности, которое выражается как отношение численности занятого к общей численности населения региона. При этом проявляется зависимость уровня занятости населения от демографической ситуации, т. е. от рождаемости, смертности и естественного прироста населения.

Самая высокая доля занятого в экономике населения характерна для следующих субъектов Российской Федерации, где традиционно находятся центральные промышленные регионы с нарастающей численностью трудоспособного населения (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Самарская области), нефтегазодобывающие (Тюменская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. округа) В каждом из этих регионов доля трудоспособного населения более 50% и ситуация на рынке труда наиболее благополучна за счет развитой производственной инфраструктуры.

Самую большую по количеству регионов составляет группа с высокой долей занятых в общей численности населения. В них от 40 до 45% селения трудятся в различных отраслях экономики. В этих регионах средняя по благополучию социально-экономическая ситуация и уровень жизни населения напрямую связан с крупным промышленными предприятиями, имеющими большую инвестиционную привлекательность и мероприятиями со стороны глав регионов (Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия). В то же время в пограничном состоянии с соседней менее благополучной группой регионов находятся такие «проблемные» территории как Сахалинская, Курганская, Ивановская, Астраханская, Псковская Томская области, которые благополучными назвать нельзя.

Читать еще:  Признаки конкурентного рынка труда

Самая низкая доля занятого населения, менее 30%, приходится на Северокавказские регионы. Среди них выделяется Республика Ингушетия (16,2%), где катастрофически мала численность занятых в хозяйстве. Основные причины традиционны — отсутствие мощной индустрии, ориентация на благоприятные агроклиматические условия, а также высокая доля молодых возрастов, ежегодно пополняющих трудовые ресурсы, но не имеющих возможности реализовать себя в производственной деятельности. Следует учитывать также сложившийся менталитет и традиции местного населения в формировании собственных хозяйств и развитии неорганизованной торговли.

Российская Федерация в настоящее время оказалась в крайне сложной социально-демографической ситуации, связанной с тем, что:

— исчез стереотип демографического развития, впервые возобладала ориентация на однодетную и бездетную семью; процесс депопуляции охватывает не только центрально-европейские, уральские регионы, но и Сибирь, Дальний Восток;

— скорость старения населения создает угрозу репродуктивному потенциалу России;

— демографические проблемы порождают широкий набор социально-экономических проблем, связанных со снижением потребности в детских, дошкольных и подростковых товарах и услугах, соотношением спроса и предложением на рынке труда;

— сокращение численности трудоспособного населения увеличивает объемы пенсионных выплат.

Демографические показатели в сложившейся ситуации служат основой для проведения социальной политики по повышению уровня занятости, а также при регулировании рынка труда и программ сохранения рабочих мест.

Государственные меры по обеспечению наибольшей занятости и развитию рынка труда являются социально ориентированными стратегически приоритетными, так как направлены на предоставление мест для труда гражданам страны.

Рынок труда — наиболее сложный элемент переходной (транзитивной) экономики. Он регулирует объем спроса и предложения труда, его распределение между отраслями и секторами хозяйства. Отношения на рынке труда при этом не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства, подготовки, и переподготовки кадров, управления занятостью на предприятиях на региональном и федеральном уровнях. Развитие рынка труда и занятости в стране непосредственным образом связано с одним из главных потенциалов экономического роста — производительностью труда.

Динамика рынка труда на протяжении последних лет показывает, что наибольшие региональные различия в уровне безработицы имели место в самом начале реформ (1992—1993 гг.), однако к началу XXI в. наметилась некоторая стабилизация и снижение этого показателя. Поэтому имеются определенные надежды на тенденцию уменьшения межрегиональных различий в уровне развития рынка труда.

Тема 11. Региональные особенности рынка труда

Функционирование регионального рынка труда связано со спе­цификой формирования экономически активного населения, ис­торически сложившейся занятости населения. Развитие рынка труда в регионах России обусловлено специализацией их хозяйства, обес­печенностью минерально-сырьевой базой, динамикой производ­ства, инвестиционной привлекательностью территории, уровнем федеральной поддержки территории. Вместе с тем, от того, насколько эффективно используется трудовой потенциал территории, зависят его социально-экономические показатели. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. В тех регионах, где состояние рынка труда близко к критическому, вообще трудно прогнозировать его экономическое развитие.

Внешние проявления критических ситуаций на региональном рынке труда определяются в первую очередь социальным и про­фессиональным составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в частности. Так, ухудшение положения с занятостью в промышленных отраслях (угледобыча, машиностроение, текстиль­ная промышленность) может отразиться на политической и соци­альной жизни страны. Напротив, в регионах с низкой плотностью населения, невысоким уровнем его социальной активности или же с высоким уровнем вторичной занятости (например, районы Севера) социальные конфликты маловероятны.

На территории РФ практически всегда имелись относительно развитые ареалы, в которых живущие там люди располагают опре­деленными доходами и набором социальных услуг. Одновременно на этой же территории могут быть ареалы, характеризующиеся кризисным состоянием. В любом случае средние показатели поло­жения регионов далеко не полностью отражают реальное положе­ние дел.

В России часто решение проблемы занятости видят в увеличе­нии финансирования регионов или перераспределения средств. Но это становится все более невозможным. Основным способом реше­ния проблемы должно владеть местное самоуправление, которое, зная скрытые потенциальные возможности своих предприятий, могут создать новые рабочие места и реализовать социальные программы.

Региональный аспект занятости населения отражает участие на­селения в трудовой деятельности, которое выражается как отноше­ние численности занятого к общей численности населения региона. При этом проявляется зависимость уровня занятости населения от демографической ситуации, т. е. от рождаемости, смертности и естественного прироста населения.

Самая высокая доля занятого в экономике населения характерна для следующих субъектов Российской Федерации, где традиционно нахо­дятся центральные промышленные регионы с нарастающей чис­ленностью трудоспособного населения (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Самарская области), нефтегазодобы­вающие (Тюменская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. округа) В каждом из этих регионов доля трудоспособного насе­ления более 50% и ситуация на рынке труда наиболее благополучна за счет развитой производственной инфраструктуры.

Самую большую по количеству регионов составляет группа с высокой долей занятых в общей численности населения. В них от 40 до 45% селения трудятся в различных отраслях экономики. В этих регионах средняя по благополучиюсоциально-экономическая ситуация и уровень жизни населения напрямую связан с крупным промышленными предприятиями, имеющими большую инвестиционную привлекательность и мероприятиями со стороны глав регионов (Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия). В то же время в пограничном состоянии с соседней менее благополучной группой регионов находятся такие «проблемные» территории как Сахалинская, Курганская, Ивановская, Астраханская, Псковская Томская области, которые благополучными назвать нельзя.

Самая низкая доля занятого населения,менее 30%, приходится на Северокавказские регионы. Среди них выделяется Республика Ингушетия (16,2%), где катастрофически мала численность занятых в хозяй­стве. Основные причины традиционны — отсутствие мощной ин­дустрии, ориентация на благоприятные агроклиматические условия, а также высокая доля молодых возрастов, ежегодно пополняющих трудовые ресурсы, но не имеющих возможности реализовать себя в производственной деятельности. Следует учитывать также сло­жившийся менталитет и традиции местного населения в формировании собственных хозяйств и развитии неорганизованной торговли.

Российская Федерация в настоящее время оказалась в крайне сложной социально-демографической ситуации, связанной с тем, что;

— исчез стереотип демографического развития, впервые возобладала ориентация на однодетную и бездетную семью; процесс депопуляции охватывает не только центрально-европейские, уральские регионы, но и Сибирь, Дальний Восток;

— скорость старения населения создает угрозу репродуктивному потенциалу России;

— демографические проблемы порождают широкий набор социально-экономических проблем, связанных со снижением потребности в детских, дошкольных и подростковых товарах и услугах, соотношением спроса и предложением на рынке труда;

— сокращение численности трудоспособного населения увеличивает объемы пенсионных выплат.

Демографические показатели в сложившейся ситуации служат основой для проведения социальной политики по повышению уровня занятости, а также при регулировании рынка труда и программ сохранения рабочих мест.

Государственные меры по обеспечению наибольшей занятости и развитию рынка труда являются социально ориентированными стратегически приоритетными, так как направлены на предоставление мест для труда гражданам страны.

Рынок труда — наиболее сложный элемент переходной (транзитивной) экономики. Он регулирует объем спроса и предложения труда, его распределение между отраслями и секторами хозяйства. Отношения на рынке труда при этом не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства, подготовки, и переподготовки кадров, управления занятостью на предприятиях на региональном и федеральном уровнях. Развитие рынка труда и занятости в стране непосредственным образом связано с одним из главных потенциалов экономического роста — производительностью труда.

Динамика рынка труда на протяжении последних лет показы­вает, что наибольшие региональные различия в уровне безработицы имели место в самом начале реформ (1992—1993 гг.), однако к на­чалу XXI в. наметилась некоторая стабилизация и снижение этого показателя. Поэтому имеются определенные надежды на тенденцию уменьшения межрегиональных различий в уровне развития рынка труда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector