Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование фондового рынка в россии

Государственное регулирование фондового рынка

Регулирование рынка ценных бумаг – это установление определённого порядка функционирования рынка и профессиональной деятельности участников фондового рынка.

На сегодняшний день рынок ценных бумаг в России достаточно организован, нормативная база в целом охватывает основные вопросы деятельности на фондовом рынке, процедуры совершения сделок с ценными бумагами и другие операции с ценными бумагами подробно расписаны в правилах саморегулируемых организаций. Важную роль в регулировании вопросов развития рынка ценных бумаг играет государство, оно же осуществляет государственный контроль за работой этого рынка.

Целями регулирования РЦБ являются:

— создание оптимальных условий для осуществления операций с ЦБ для всех участников РЦБ;

— обеспечение объективного процесса ценообразования на РЦБ, т.е. контроль за правильностью установления цен на ценные бумаги и контроль за деятельностью брокеров, дилеров и трастовых управляющих;

— превращение РЦБ в механизм, стимулирующий развитие экономики страны в целом;

— защита участников РЦБ от действий нелицензированных и недобросовестных его членов.

Можно выделить четыре основных направления, по которым работают государственные регулирующие органы на фондовом рынке:

1)государственное регулирование путём непосредственного участия государственных органов в работе фондового рынка, создании его правовой и организационной структуры;

2) правовое регулирование рынка путём введения и изменения правил работы на фондовом рынке;

3) регулирование работы рынка путём лицензирования и аттестации его участников, то есть допуска их на рынок и отзыва с него;

4) регулирование работы рынка путём изменения доходности различных секторов рынка, различных видов деятельности, различных ценных бумаг с помощью налогообложения.

Государственное регулирование особенно важно сегодня, в условиях недостаточно проработанной законодательной базы функционирования рынка ценных бумаг, несовершенства рыночных механизмов. Перечислим основные элементы системы регулирования на фондовом рынке:

— создание нормативной базы и обеспечение её доступности в понимании, приобретении и использовании;

— создание единообразных технологий осуществления операций с ценными бумагами;

— создание оптимальной системы лицензирования, обеспечивающей равные условия профессиональным участникам РЦБ центральных и периферийных регионов;

— создание профессиональной системы обучения участников РЦБ и рациональной системы аттестации профессиональных участников РЦБ;

— обеспечение всех видов контроля за деятельностью на РЦБ;

— создание системы штрафных санкций за невыполнение требований на РЦБ, стимулирующей дальнейшее развитие этого рынка;

— создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение её открытости для инвесторов;

— формирование системы защиты инвесторов от потерь.

В настоящее время в России можно выделить два направления регулирования РЦБ – государственное регулирование и само-регулирование.

Государственное регулирование РЦБ осуществляется со стороны как специализированного органа управления, такого как Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР РФ), так и со стороны неспециализированных органов, таких как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, других органов управления. Особенностью регулирования РЦБ в России является то, что наряду с основным регулирующим органом – ФСФР РФ, признанным основным регулятором фондового рынка страны, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ наделены большими полномочиями в части регулирования выпуска и обращения государственных, муниципальных и банковских ценных бумаг. Такая система в мировой практике называется смешанной системой управления фондового рынка.

Рассмотрим особенности регулирования фондового рынка со стороны ФСФР РФ. Федеральная служба по финансовым рынкам РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР РФ находится в ведении Правительства РФ.

Главная задача ФСФР РФ – разработка стратегии развития финансовых рынков, обеспечение стабильности работы этого рынка, повышение его эффективности и привлекательности и обеспечение снижения инвестиционных рисков, обеспечение прав участников РЦБ.

ФСФР РФ осуществляет следующие функции:

— разрабатывает нормативные документы, проекты законодательных документов по регулированию деятельности на РЦБ;

— разрабатывает правила выпуска, обращения ЦБ и осуществления других операций с ними;

— регистрирует выпуски ценных бумаг крупнейших эмитентов РФ;

— разрабатывает требования по лицензированию профессиональной деятельности на РЦБ;

— разрабатывает требования и программы экзаменов для аттестации профессионалов финансового рынка и осуществляет приём этих экзаменов;

— определяет стандарты деятельности и ведёт реестр саморегулируемых организаций;

— создаёт и контролирует деятельность территориальных отделений ФСФР РФ;

— осуществляет контроль за соблюдением законодательства на РЦБ;

— осуществляет функции по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников РЦБ, государственных и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж, инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и их управляющих компаний, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, ипотечных агенств, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, саморегулируемых организаций, государственной управляющий компании;

— контролирует общедоступность системы раскрытия информации на РЦБ;

— ведёт реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий ПУ РЦБ. Выполняет другие функции.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие функции по регулированию фондового рынка:

— определяет политику привлечения средств с внешнего и внутреннего рынка с помощью фондовых инструментов;

— регулирует международные фондовые отношения;

-0регулирует и регистрирует выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг, является эмитентом государственных облигаций;

— ведёт реестр государственных и муниципальных ценных бумаг;

— разрабатывает нормативные документы по выпуску и обращению государственных и муниципальных ценных бумаг;

— лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;

— осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через систему повышения квалификации министерства и через систему финансовых колледжей. Выполняет другие функции.

Сложившаяся в России смешанная модель рынка ценных бумаг отводит Центральному банку РФ роль регулятора деятельности банков на рынке ценных бумаг. Центральный банк РФ осуществляет следующие функции в части регулирования РЦБ:

— устанавливает для коммерческих банков правила выпуска и обращения ценных бумаг, а также правила ведения учёта и отчётности по сделкам с фондовыми инструментами;

— выступает агентом по покупке и продаже государственных ценных бумаг, вместе с Минфином определяет их доходность;

— осуществляет лицензирование и регулирование деятельности банков с собственными ценными бумагами, надзор за деятельностью кредитных организаций, в том числе, за совершением операций на рынке ценных бумаг;

— осуществляет аттестацию специалистов банков, повышение их квалификации;

— ведёт реестры эмиссионных ценных бумаг банков;

— ведёт реестры банков, являющихся акционерными обществами;

— осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов через систему банковских колледжей. Выполняет другие функции.

Регулирование фондового рынка осуществляют и другие государственные органы. Так, Государственная дума РФ утверждает законы по регулированию деятельности на РЦБ. Президент РФ утверждает указы, с помощью которых оперативно вводятся в действие новые механизмы, способствующие совершенствованию работы на фондовом рынке. Правительство РФ утверждает постановления и положения, в которых достаточно подробно прорабатываются механизмы функционирования отдельных элементов фондового рынка. Правительство осуществляет подготовку проектов законов, указов, других документов, им организуется и контролируется законотворческая деятельность министерств, комиссий, комитетов.

Регуляция фондового рынка России

Мировая экономика динамично развивается под влиянием процесса глобализации. Поэтому все отношения участников финансовых рынков должны жестко контролироваться. Благодаря процессу регулирования осуществляется контроль над всеми финансовыми операциями согласно установленным законодательным нормам.

Но, при этом, не должна никоем образом ограничиваться свобода деятельности всех контрагентов. Они самостоятельно принимают решение по стратегии своей работы и фактора географического присутствия.

Если рассматривать ситуацию на финансовых рынках со стороны валютного рынка Форекс, то можно прийти к выводу, что четкого механизма регулирования не применяется. Валютный рынок является глобальной сетью. Она включает множество контрагентов:

Читать еще:  Плюсы и минусы рынка таблица

Так как на Форексе не предусмотрено стандартное регулирование отношений между субъектами рынка, некоторые страны с высокоразвитой финансовой системой самостоятельно решили данный вопрос. Опираясь на имеющийся опыт и традиции, они создали специальные регулирующие органы.

Цель деятельности данных учреждений – положительное влияние на работу всех участников валютного рынка. Самые большие финансовые рынки находятся в странах, которые имеют высоко развитую экономику. Но при этом не стоит забывать и о том факторе, что Форекс – это мировой рынок, имеющий глобальный характер. Чтобы контролировать все происходящие на нем процессы, необходимы дополнительные институты. Именно поэтому в отдельных странах и начали свою работу национальные контролирующие органы. Перед ними и были поставлены эти задачи.

Основные регуляторы российского финансового рынка

Наиболее весомую и активную работу по регулятивным вопросам в России проводит Комиссия по Регулированию Отношений Участников Финансовых Рынков (далее КРОУФР). Свою деятельность она осуществляет с 2003 года. К заслугам данной организации можно отнести разработку эффективных стандартов по защите прав валютных трейдеров. Они успешно применяются на практике и по сегодняшний день.

КРОУФР также выполняет следующие функции:

1) Координация работы всех субъектов международных финансовых рынков;

2) Оказание содействия снижения рисков для участников Форекса;

3) Регулирование работы отечественных финансовых институтов согласно мировым положениям.

Обязанности регулятора на финансовом рынке нашей страны также выполняет Русская Ассоциация Участников Финансовых Рынков (РАУФР). Она была создана в 2008 году, как некоммерческая организация, для повышения уровня делового этикета между участниками финансовых рынков, включая и Форекс. Благодаря деятельности Ассоциации многие компании в России смогли увеличить свои финансовые обороты, наладить деловые отношения с международными корпорациями.

РАУФР проводит добровольное лицензирование и сертификацию своих членов. Это позволяет поднять уровень доверия и партнерства между всеми участниками рынка.

В 2004 году на основании Приказа Президента РФ была основана Федеральная служба по финансовым рынкам (далее ФСФР). Это учреждение является единственной государственной организацией, в обязанности которой входит осуществление контроля над всем оборотом ценных бумаг в пределах Российской Федерации. Также ФСФР отвечает за разработку и принятие нормативно-правовой базы с целью усиления контроля над отечественным финансовым рынком.

Служба находится в непосредственном подчинении Правительства РФ. Ему она и подотчетна по всем вопросом, которые касаются работы финансовых институтов страны.

Регулирование фондового рынка

Понятие регулирования фондового рынка

Понятие регулирования фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности на рынке всех участников и их операций.

Регулирование охватывает всех его участников, к которым относятся эмитенты, инвесторы, профессиональные фондовые посредники,субъекты хозяйствования инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть как внешним, так и внутренним. Последний представляет собой подчиненность деятельности данного субъекта хозяйствования его собственной нормативной документации. Внешнее регулирование говорит о подчиненности деятельности данного субъекта хозяйствования нормативному законодательству страны, иных субъектов хозяйствования, международным соглашениям. Регулирование фондового рынка проводится органами или субъектами хозяйствования, которые уполномочены на выполнение функций регулирования. С таких позиций различают такие виды регулирования, как государственное, которое осуществляется органами власти страны, осуществляемое профессиональными участниками рынка, общественное.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Процесс регулирования на рынке включает в себя следующие аспекты:

  • Создание нормативной базы деятельности рынка, то есть разработка законодательных актов и иной нормативно-правовой документации, которая ставит деятельность рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • Отбор профессиональных участников рынка. Действующий в современных условиях фондовый рынок невозможен без профессиональных посредников;
  • Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил деятельности рынка. Данный контроль осуществляется соответствующими органами власти;
  • Систему штрафов за несоблюдение норм и правил, которые были установлены на рынке. К ним можно отнести: предупреждения, штрафы, уголовные наказания и др.

Роль государства в регулировании фондового рынка

Органы государственной власти выступают на фондовом рынке в качестве:

  • Эмитента в вопросах выпуска ценных бумаг;
  • Инвестора в вопросах управления крупными портфелями акций промышленных субъектов хозяйствования;
  • Профессионального участника в вопросах торговли акции в процессе приватизационных аукционов;
  • Регулятора в вопросах создания законодательных актов. Государственное регулирование фондового рынка представляет собой процесс регулирования со стороны органов законодательной власти. Система государственного регулирования деятельности фондового рынка включает в себя следующие аспекты:
  • Законодательные и иные нормативно-правовые акты;
  • Государственные органы регулирования и контроля, которые подразделяются на прямые, административные и косвенные-административные. Первый вид управления рынком со стороны органов государственной власти проводится путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка, регистрации участников и эмитируемых ими ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности, обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка, поддержки соблюдения законодательства на рынке. Второй вид управления на фондовом рынке проводится органами государственной власти через находящихся в их распоряжении экономических рычагов и капиталов, к которым можно отнести систему налогообложения (например, налоговые ставки, льготы и т.п.), кредитно-денежную политику (например, процентные ставки по кредитам, МРОТ и т.п.), государственный бюджет (гос. бюджет и внебюджетные фонды), государственную собственность и ресурсы государства (государственные унитарные субъекты хозяйствования, природные ресурсы, водные и земельные объекты).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Концепции регулирования фондового рынка

В современных условиях рыночной экономики существуют две концепции регулирования органами государственной власти деятельности фондового рынка.

Первая концепция заключается в регулировании рынка преимущественно сосредоточенного в органах государственной власти, то есть саморегулирующиеся субъекты хозяйствования. В качестве примера можно привести Францию.

Вторая концепция заключается том, что максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся субъектам хозяйствования, а большую часть контроля осуществляется при помощи не жестких предписаний, а переговорного процесса, индивидуальных согласований с участниками рынка, с учетом сохранения государством за собой основных контрольных позиций, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. В качестве примера можно привести Великобританию.

В реальной практике развитых фондовых рынков степень нейтрализации и жесткость регулирования колеблются между данными концепциями. Саморегулируемые субъекты хозяйствования представляют собой некоммерческие, негосударственные субъекты хозяйствования, которые были созданы профессиональными участниками рынка на добровольной основе, дабы заниматься регулированием определенных вопросов фондового рынка на основании государственной поддержки, которая выражена в присвоении им государственного статуса саморегулируемого субъекта хозяйствования.

Таким образом, основным принципом регулирования обращения ценных бумаг служит сопоставление спроса и предложения капиталов независимо от среды их обитания. Данное регулирование имеет цели введение в процесс торгов все стороны, установление единой цены, ограничения рисков участников рынка.

Данные цели достигают путем создания единой национальной системы котировки и учета ценных бумаг.

Стоит отметить, что функционирование таких систем вовсе не говорит о том, что в государстве должен существовать только один рынок, где происходит котирование всех капиталов. Например, в США существует семь видов фондовых рынков и единственная система котирования заключена в том, что соответствующими капиталами торгуют на соответствующих рынках. Во Франции, капиталы котируются в единой системе рынков, а хранятся и учитываются в одном национальном депозитарии. Большая часть развитых государств имеет по одному фондовому рынку и одному государственному депозитарию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Дата публикации: 28.03.2019 2019-03-28

Статья просмотрена: 2364 раза

Библиографическое описание:

Маркелова, К. С. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / К. С. Маркелова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57551/ (дата обращения: 09.04.2020).

Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.

Читать еще:  Рынок стоматологических услуг 2020

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране.

Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов государственной власти. Выделяют два вида государственного регулирования: прямое и косвенное.

Прямое регулирование представляет собой способ регулирования, основанный на праве и юридических нормах. Такое регулирование осуществляется путем:

− установления требований, подлежащих обязательному исполнению всеми участниками рынка ценных бумаг. Стоит заметить, что такие требования осуществляются с помощью нормативно-законодательной деятельности;

− обязательного ведения реестров не только участников рынка, но и непосредственно самих ценных бумаг;

− лицензирования профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

− осуществление контроля за соблюдением правил и норм, установленных законодательством, а также применение мер воздействия на тех участников рынка ценных бумаг, которые отклоняются от соблюдения указанных правил и норм.

Косвенное регулирование организовано в результате использования экономических средств рынка ценных бумаг и включает в себя следующие элементы:

− формирование государственного бюджета и различных фондов;

− управление различными пакетами акций, находящимися в собственности государства.

Объектами государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг, инструменты рынка, а также различные действия, которые с ними осуществляются.

Регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляют законодательные и исполнительные органы государственной власти. К числу основных государственных органов, занимающихся регулированием РЦБ относятся: Президент Российской Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Банк России; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Регулирование российского фондового рынка осуществляется путем издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка.

Среди основных задач государства, касающихся регулирования фондового рынка, многие ученые выделяют стратегическую задачу. Ее суть состоит в совершенствовании рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов. Итогом выполнения этой задачи служит достижение высоких результатов рыночной капитализации. Задачей государства в правоприменительной сфере является создание и поддержание такого правопорядка, который позволяет исключить использование различных мошеннических схем, препятствует использованию инсайдерской информации для манипуляции финансовыми рынками, обеспечивает защиту граждан и профессиональных участников финансового рынка ценных бумаг от колебаний, финансовой нестабильности.

Основными целями государственного регулирования являются:

− формирование достаточной нормативной базы, которая способна обеспечить действенное функционирование рынка ценных бумаг;

− обеспечение условий для более совершенной деятельности институтов рынка ценных бумаг;

− разработка правил поведения для участников рынка ценных бумаг;

− защита прав и законных интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путём:

− разработки и утверждения единых обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

− государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

− осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление либо ликвидации таких лицензий в результате нарушения требования законодательства РФ;

− создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

− запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Основным субъектом государственного регулирования рынка ценных бумаг является Банк России, к которому перешли функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков от упразднённой Федеральной службы по финансовым рынкам. В связи с этим Банк России обладает большим количеством полномочий в сфере регулирования рынка ценных бумаг, в том числе: 1) разработка преимущественных направлений развития фондового рынка и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2) разработка проектов различных нормативных — правовых актов, связанных с вопросами регулирования фондового рынка; 3) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска и отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг; 4) разработка и утверждение общеобязательных требований к осуществлению профессиональными участниками своей деятельности на рынке ценных бумаг; 5) осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о ценных бумагах, стандартов и требований, которые были утверждены федеральным органом исполнительной власти.

Нормативные — правовые акты Банка России обязательны для исполнения федеральными министерствами, иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В заключение необходимо сказать, что государственное регулирование рынка ценных бумаг направлено на обеспечение полноценной и эффективной деятельности эмитентов, инвесторов и профессиональных участников рынка, а также развитие институтов финансового рынка, гарантирующих реализацию единой государственной денежно — кредитной политики и правовую защиту интересов участников рынка ценных бумаг.

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 17, ст. 1918.
  2. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Проспект, 2017 -848 с.
  3. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
  4. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
  5. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А. В. Белицкая, В. С. Белых, О. А. Беляева и др.; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376с.

3 Государственное регулирование фондового рынка

3.1.Фондовый рынок как объект государственного регулирования.

3.2. Сущность государственного регулирования фондового рынка.

3.3. Основные направления государственного регулирования фондового рынка в России.

3.4. Саморегулирование в системе регулирования фондового рынка.

Вопрос1. Рынок ценных бумаг представляет собой совокупность отношений между экономическими субъектами по поводу обмена финансовыми активами через механизм выпуска и обращения ценных бумаг с целью привлечения инвестиционных средств в реальный сектор экономики. Понятие «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» в контексте нашего исследования рассматриваются как тождественные.

Фондовый рынок бумаг является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов. Фондовый рынок является важнейшим инструментом централиза­ции реальных капиталов. Именно здесь формируются финансовые источни­ки экономического роста, концентрируются и распределяются финансовые ресурсы. Посредством механизма рынка ценных бумаг обеспечивается пере­лив капиталов. Это происходит как через перераспределение инвестиционных ре­сурсов в область с их дефицитом, так и в результате оттока инвестиционных ресурсов из отраслей, где имеет место их излишек. Доступ к дополнительным инвестиционным ресурсам становится равнодоступным для всех производителей товаров и услуг.

В современной экономической литературе роль рынка ценных бумаг рассматривается в тесной взаимосвязи финансового и экономического развития. Основными факторами экономического развития выступают движение денежной массы, рост и аккумуляция сбережений, регулирование и движение инвестиций. Важная роль в этом ряду принадлежит институциональной инфраструктуре.

Развитие финансового рынка выступает одним из главных условий экономического развития общества. Для теоретического осмысления данного постулата проследим развитие экономической мысли в русле традиционных подходов: кейнсианского и монетаристского, где произошло преодоление агрегированного подхода к определению финансовых обязательств, под которыми первоначально понимались только деньги. Движение долгосрочных финансовых инструментов не рассматривалось как компонент финансового рынка. Второе направление сформировалось как реакция на проблемы развивающихся стран, где классические подходы к оценке роли финансового сектора в экономическом развитии оказались недостаточными, а методы регулирования экономики по этим схемам в условиях несовершенного рынка капиталов оказались неэффективными.

Читать еще:  Продуктовые и географические границы товарного рынка

Классическая теория значительное внимание уделяла движению процентной ставки как основному индикатору финансового рынка. Неоклассики рассматривали долгосрочные изменения процентной ставки под влиянием движения инвестиций и сбережений. Кейнсианская теория предложила анализировать краткосрочные тенденции в движении процентной ставки на основе предпочтений ликвидности. Эта теория предлагала два основных канала ликвидности: деньги (включая банковские депозиты) как абсолютно ликвидные активы и облигации. Спрос на эти средства изменяется в зависимости от колебаний ставки процента: чем выше ставка, тем относительно ниже ее фиксированный процент по облигациям, и, следовательно, цена облигаций. В отличие от классиков, считавших иррациональным держать деньги, так как они приносят минимальную прибыль или не приносят вообще, кейнсианцы считали это рациональным, ибо в условиях ожидания повышения ставки процента наблюдаются потери капитала, инвестированного в облигации.

Теория рациональных ожиданий вводит в круг исследований курсовые стоимости ценных бумаг и их взаимоотношения с процентной ставкой, так как практика показала, что деньги и рынок капитала наиболее эффективно реагируют на потоки новой информации, которая, в свою очередь, влияет на процентную ставку и курсовые цены. Как и всякая теория, теория рациональных ожиданий рассматривает идеальный случай — совершенно конкурентный рынок, одинаковый доступ к информации для всех экономических агентов, незначительные информационные и трансакционные издержки. На практике могут наблюдаться противоположные процессы. То, что выгодно для крупных и хорошо отлаженных рынков, например правительственных облигаций или акций, прошедших процедуру листинга, может оказаться неприемлемым для мелких сегментов рынка вследствие значительных затрат на сбор информации, нерациональных ожиданий на рискованных операциях.

В условиях недостаточно развитого рынка капиталов, инфляционной спирали и неэффективной кредитной и фискальной политики государства традиционные монетаристские и кейнсианские подходы не работали, и рядом экономистов были предприняты попытки разработки теорий финансового роста. Так, исследователи МакКиннон и Шоу разрабатывали противоположные теории финансового роста. В модели Шоу деньги нейтральны и рассматриваются только как средства платежа, в то время как у МакКиннона деньги играют активную роль. Работая над противоположными теориями исследователи пришли к одинаковым выводам. Увеличение ставки по депозитам способствует росту реальных денежных запасов, постепенно усложняет финансовую структуру, и может в результате способствовать экономическому росту, то есть росту внутреннего валового продукта на душу населения по причине улучшения качества инвестиций и роста сбережений, позволяющему увеличивать объемы инвестиций. Оттолкнувшись от ряда общих условий, выделенных ими на основе анализа развивающихся стран, МакКиннон и Шоу разработали теорию финансовой репрессии, финансовой либерализации и углубления финансовой институциональной структуры. Установление потолочной ставки процента, жесткого валютного курса, прямых тарифов и квот, финансирование приоритетных отраслей в сочетании с инфляцией подавляют экономическое развитие и экономический рост. Это, в свою очередь, делает сверхрискованными какие-либо действия в подобных условиях. Финансовая либерализация на первых порах дает ощутимые преимущества по сравнению с репрессией, стимулирует рост сбережений через плавающую ставку процента. Но эта теория, как считают сами создатели, не может считаться совершенной без развития структуры посредников и рынка ценных бумаг. Их роль сводится к двум основным функциям: эффективное распределение капитала и распределение риска ликвидности.

Выделение рынка ценных бумаг для самостоятельного теоретического анализа позволило на основе классических теорий роста разработать модифицированные модели экономического развития с учетом основополагающих функций рынка ценных бумаг. Росс Левин строит модель, которая связывает рынок ценных бумаг с ростом доходов на душу населения. Согласно этой модели, агенты принимают решения, определяющие постоянный уровень экономического роста. Согласно модели финансовой структуры финансовые контракты возникают как результат или реакция на информационные и рисковые характеристики экономики. Риск ликвидности и производительности создают побудительные мотивы для формирования рынка ценных бумаг. Фондовый рынок влияет на экономический рост двумя способами. Первый включает эффективность фирмы и зависит от внешних эффектов в производстве «человеческого» капитала. Рынок ценных бумаг увеличивает эффективность фирм, ограничивая или исключая преждевременный отток капитала из фирмы, что увеличивает темп роста дохода на душу населения. Второй способ влияния рынка ценных бумаг на экономический рост — увеличение доли ресурсов, предназначенных фирме. Увеличивая ликвидность инвестиций, сокращая производительный риск, совершенствуя эффективность деятельности предприятий, рынок ценных бумаг стимулирует таким образом поток инвестиций и экономический рост.

Взаимосвязь рынка ценных бумаг и экономического роста рассматривается и в рамках теории эволюционного развития. П.Кумар и Дж.Цецекос строят свою модель, отталкиваясь от теории стадий У.Ростоу. Основное концептуальное положение их теории состоит в том, что развитие финансового сектора является необходимым условием экономического роста.Финансовый рынок активизирует отношения между инвестированием, производственной активностью, экспортом, отбором технологий и институциональным развитием. Согласно теории П.Кумара и ДЖ.Цецекоса, развитие финансового сектора в целом, и рынка ценных бумаг, в частности, необходимо для продвижения экономики на следующие стадии развития, одна из которых связана с развитием ведущих отраслей экономики и ростом спроса на инвестиции. В этих условиях появляется возможность улучшения положения финансовых посредников, развивается рынок ценных бумаг для торговли инструментами экономических субъектов. Следующая стадия предполагает резкое возрастание объемов сделок на вторичном рынке ценных бумаг. Динамику движения рынка ценных бумаг задают финансовые инновации в виде производных финансовых инструментов. На наш взгляд, такой подход непродуктивен, так как важно не описание, а механизм достижения экономического развития с помощью рынка ценных бумаг, кроме того подвергаются сомнению положения о недостаточном развитии государственного регулирования, связанного с проблемой спроса на внутреннем рынке. На самом деле низкий инвестиционный спрос на инструменты рынка ценных бумаг в странах с транзитивной экономикой, связан прежде всего с политическим риском, что и определяет приоритеты в инвестировании.

По мнению Л.И.Шмыговой все теории по рассматриваемой проблеме имеют смысл в качестве основы для рекомендации в области государственной политики. Анализ возможностей рынка ценных бумаг влиять на экономическое развитие ставит страны с переходной экономикой перед выбором: какую из теоретических моделей принять за основу: англо-американскую, отличительной чертой которой выступает значительный слой мелких акционеров и довольно жесткая система ограничений для выхода банков на рынок ценных бумаг, или немецко-японскую, где основными держателями акций являются банки или крупные инвестиционные фонды.

Эволюционная теория предлагает идеальную схему каналов воздействия рынка ценных бумаг на экономическое развитие, но на практике эти методы опосредованы общими экономическими условиями, степенью развития законодательной базы, информационной системы государства и другими факторами.

Рынок ценных бумаг занимает значительное место в странах с рыночной экономикой. Фондовый ры­нок, выступая гибким инструментом инвестирования свобод­ных денежных средств, открывает возможность для развития научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, тем самым создает условия для обеспечения экономического роста.

Большинство индустриально развитых стран обязаны рынку ценных бу­маг за значительные объемы привлеченных средств, необходимых при создании их мощной промышленности. К.Маркс писал о том, что благодаря акционер­ным обществам стало возможным колоссальное расширение масштабов про­изводства и возникновение предприятий, которые были невозможны для от­дельного капитала .

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные и специфические, отличающие его от других рынков (таблица 3.1).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector