Регулирование рынка труда и занятости населения
Государственное регулирование рынка труда и занятости населения;
Государство проводит политику занятости, корректирует траекторию рынка труда и обеспечивает социальную защиту населения, а также выступает в роли работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансирующего важные общегосударственные программы и проекты.
Регулирование рынка труда должно быть направлено на улучшение его функционирования, обеспечение условий формирования рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям хозяйства в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.
Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.
Главная цель регулирования рынка труда – достижение полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения, обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.
Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда и занятости населения являются:
— содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
— обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
— обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;
— содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.
Технологии регулирования предусматривают методы не только прямого, но и преимущественно косвенного воздействия.
К методам прямого воздействия на рынок труда можно отнести государственное субсидирование реализации специальных программ по созданию рабочих мест, развитию предпринимательства, обучению безработных и другие меры.
К методам косвенного воздействия относится государственная политика в области образования, занятости, демографии, миграции, инвестиций, налогов.
Все мероприятия по регулированию рынка труда можно условно сгруппировать в три блока.
Первый блок включает законодательство, определяющее правила поведения основных субъектов рынка труда и порядок их взаимодействия со службой занятости и между собой.
Второй блок включает всю функциональную деятельность службы занятости по предоставлению разнообразных услуг соискателям рабочих мест.
Третий блок включает систему социальных гарантий и материальной поддержки безработных, обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, дискриминации.
Технология мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда включает:
— определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;
— определение профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов;
— прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования;
— формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости.
Новая концепция государственной политики занятости предусматривает передачу некоторых федеральных полномочий по содействию занятости населения на региональный уровень, поэтому именно здесь эффективно апробируются и реализовываются передовые технологии и механизмы регулирования рынка труда.
Важнейшим инструментом регулирования рынка труда и занятости являются региональные программы содействия занятости населения, через которые государство и социальные партнеры воздействуют как на объемы и структуру предложения рабочей силы, так и на спрос – непосредственно путем создания рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места.
В настоящее время сложились следующие основные направления регулирования занятости и регионального рынка труда:
— предотвращение массовых высвобождений и увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест;
— достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, минимизация последствий массовой безработицы в регионах;
— развитие кадрового потенциала путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
— наращивание объемов профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, потерявших работу, повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;
— наращивание перечня и объемов общественных работ;
— реализация программ обеспечения рациональной структуры занятости.
Успех деятельности по регулированию рынка труда во многом зависит от использования механизмов и технологий активных действий на рынке труда. В этих целях успешно применяется «Технология организации работы с гражданами, ищущими работу, и безработными», ориентированная на использование автоматизированных рабочих мест информационно-справочной системы «Занятость».
Технология работ по профессиональной ориентации включает услуги по профессиональному информированию, консультированию, отбору, психологической поддержке, профессиональной адаптации.
Технология организации профессионального обучения безработных включает следующие взаимосвязанные единой целью компоненты:
— анализ состояния и прогнозных характеристик рынка труда, потребностей экономики регионов и конкретных предприятий и организаций в рабочей силе;
— определение численности безработных, нуждающихся в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;
— выбор на конкурсной основе образовательных учреждений и заключение договоров на обучение безработных;
— разработка региональных программ профессионального обучения различных социально-демографических групп незанятого населения;
— определение условий и порядка направления безработных граждан на учебу (стипендии, социальные выплаты, проживание), расчет финансовых средств, необходимых для профессионального обучения;
— определение контингента безработных, нуждающихся в психологической поддержке и дополнительных гарантиях содействия занятости;
— учебно-методическое обеспечение профессионального обучения;
— заключение договоров между службами занятости, образовательными учреждениями, работодателями и гражданами, направляемыми на обучение;
— осуществление мониторинга профессионального обучения.
Особую актуальность приобретают также технологии: обучения безработных граждан предпринимательству; проведения общественных работ; повышения потенциала трудоустройства и адаптации различных социально-демографических групп населения к рыночным условиям; временного трудоустройства подростков и незанятого населения.
Одним из ключевых элементов нового подхода к регулированию рынка труда является внедрение современных технологий профилирования (дифференцированного подхода) безработных. Это позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, нуждающихся в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем их обучения и трудоустройства.
Регулирование рынка труда.
Регулирование рынка труда – наиболее сложный и синтезирующий процесс в социально-трудовых отношениях. С этой целью государство создает специальные организации, институты рынка труда. Сюда относятся: Министерство труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по труду и занятости, государственная служба занятости населения, общественные организации наемных работников и работодателей и др.С регулированием рынка труда в значительной степени связано реформирование системы образования и профессиональной подготовки граждан.
Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и пр.) на национальном и международном уровне.
Целевая функция регулирования рынка труда заключается в содействии расширения спроса на рабочую силу и поддержке ее эффективного предложения для того, чтобы:
– развить трудовые ресурсы, приспособив их к структурным изменениям для повышения возможностей экономического роста;
– содействовать социальному равенству, улучшая способности и возможности для занятости, в первую очередь групп населения с наиболее низким уровнем жизни;
– стабилизировать занятость при экономическом спаде и создать условия для повышения занятости в период экономического подъема.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах: активной и пассивной.
Активная политика занятости — это совокупность правовых, организационных и экономических мер проводимых государством с целью создания новых рабочих мест, повышения уровня занятости, снижения уровня безработицы.
Активная политика занятости носит упреждающий характер, направленный на недопущение негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.
К основным мерам этой политики относятся:
– стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
– организация переобучения и переквалификации структурно безработных;
– развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;
– государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;
– содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
– международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
– создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, здравоохранения, коммунальном хозяйстве и т.д.;
– организация общественных работ;
– использование гибких форм занятости (неполный рабочий день, рабочая неделя);
– развитие нестандартных форм занятости (надомничество, совместительство);
– содействие развитию малого бизнеса и самозанятости.
Последняя форма является наиболее перспективной, т.к. именно развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства стимулирует развитие частной собственности, развитие предпринимательской активности способствует насыщению рынка товарами и услугами и т.д.
Самое важное для государства — средства вложенные в программу поддержки активной политики содействия занятости в отличии от компенсационных выплат (пособий по безработице) окупаемы и возвратны.
Подавляющее большинство промышленно-развитых стран с социально-ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Пассивная политики занятости — это совокупность мероприятий направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока — материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и т.д. Действие пассивной политики ограничивается безработными.
15. Регулирование рынка труда и служба занятости
15. Регулирование рынка труда и служба занятости
Регулирование рынка труда является одной из основных задач социальной и экономической политики страны. Цель системы регулирования рынка труда заключается в постоянном обеспечении спроса на труд и соответствия структуры предложения труда и структуры спроса на труд, т. е. необходимо разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий, направленных на актуализацию структуры рабочей силы имеющейся структуре рабочих мест. В России регулирование рынка труда осуществляется государственными органами исполнительной власти: Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством финансов, Федеральной миграционной службой, Федеральной службой по труду и занятости и иными министерствами и ведомствами. Непосредственно регулирование рынка труда через регулирование занятостью населения осуществляется Федеральной службой занятости. Федеральная служба занятости включает в себя центральный аппарат, региональные службы занятости, местные центры занятости населения. Центральным аппаратом формируются основные цели, задачи и направления работы по регулированию рынка труда. Региональные службы занятости формируют свою деятельность с учетом вышестоящих указаний и разрабатывают на их основе предписывающие документы для местных (территориальных) центров (служб) занятости населения. Непосредственно на местах существуют местные органы занятости населения, которые и проводят основную работу с лицами, осуществляющими поиск работы, и предприятиями, готовыми предоставить им вакантные места.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
Регулирование и развитие рынка платежных карт Украины
Регулирование и развитие рынка платежных карт Украины Рынок банковских платежных карт является одним из наиболее технологичных и динамичных рынков, который в течение последних нескольких лет демонстрирует уверенный рост.В карточный бизнес стремится инвестировать
16. Содержание и задачи статистики рынка труда
16. Содержание и задачи статистики рынка труда Статистика рынка труда изучает вопросы, связанные с составом и численностью трудовых ресурсов, экономической активностью населения, занятостью и безработицей, изучает уровень и динамику оплаты труда, дифференциацию
Тема 19 ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ: РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА
Тема 19 ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ: РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА 19.1. Социально-экономическая характеристика рабочей силы. Рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческий капиталПриступая к рассмотрению проблемы трудовых ресурсов, необходимо рассмотреть связанные с использованием
Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.
Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным
4. Государственное регулирование рынка труда
4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее
22. Рынок труда и его регулирование
22. Рынок труда и его регулирование Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной
5.6. Антикризисное регулирование лизингового рынка
5.6. Антикризисное регулирование лизингового рынка Значительные изменения наблюдаются в разных областях экономики за последние два кризисных года. Не является исключением и состояние российского лизингового рынка, динамика которого, по оценкам экспертов, особенно
Вопрос 15. Статистика рынка труда. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)
Вопрос 15. Статистика рынка труда. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) В составе статистики рынка труда выделяют следующие подразделы:1) статистика экономически активного населения;2) статистика занятости и безработицы;3) статистика рабочего времени;4) статистика
ПОСРЕДНИКИ РЫНКА ТРУДА
ПОСРЕДНИКИ РЫНКА ТРУДА Может быть, в первую очередь следует разделить всех посредников рынка труда на три большие группы: государственные службы, коммерческие биржи и рекрутеры. Первые бесплатны для соискателей и работодателей, вторые платны для тех и других, третьи
1.1 Государственное регулирование оплаты труда в европейских странах
1.1 Государственное регулирование оплаты труда в европейских странах Правовые и законодательные акты европейских стран, регулирующие оплату труда, носят, главным образом, локальный характер. Ими устанавливаются ставки и оклады заработной платы, регламентируются формы и
УСЛОВИЯ РЫНКА ТРУДА
УСЛОВИЯ РЫНКА ТРУДА Для найма необходимых людей будут использоваться рынки труда, на которых действует данная организация, и это могут быть, во-первых, внутренние рынки труда – создание резерва и перемещение людей внутри организации (сотрудников можно повышать, обучать
Служба персонала
Служба персонала Здесь возможен широкий спектр стилей, поскольку функции этого подразделения в разных организациях весьма разнообразны. Самой важной функцией службы персонала обычно служит (I), но какая функция стоит на втором месте, понятно не всегда. Если
Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 23.1. Понятие и субъекты рынка ценных бумаг В настоящее время отношения связанные с обращением ценных бумаг, урегулированы следующими актами:Федеральный закон «Об акционерных обществах»;Федеральный закон от 22 апреля
Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Субъектом, осуществляющим вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги с целью получения прибыли и иного