Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование рынка услуг

Динамика, структура и регулирование рынка услуг на международном уровне. РБ на международном рынке услуг;

Современный этап развития международных связей характеризуется тем, что исключительно быстро развиваются новые формы МЭО и, прежде всего, рынок услуг, на долю которого приходится около 20% мировой торговли.

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства. Если в конце 50-х годов доля услуг в ВВП развитых стран составляла около 55%, то в 90-х годах – более 70%. В развивающихся странах это соотношение было 45% и 55% соответственно.

Быстрый рост сферы услуг происходит, прежде всего, потому, что во многих странах мира достигнута высокая степень экономического развития и высокий уровень жизни населения. Важной причиной является и ускорившийся под влиянием НТП процесс МРТ, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего в сфере услуг.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами:

1) услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. Поэтому в сфере услуг не получила распространения посредническая деятельность;

2) торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее существенное воздействие. Поставку товара сопровождает оказание разнообразных услуг, начиная с анализа рынков сбыта и заканчивая техническим обслуживанием проданных товаров. Одновременно торговля услугами тесно связана с движением капитала и рабочей силы;

3) сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Кроме того, транспорт, связь, наука, здравоохранение, образование во многих странах находятся в полной или частичной государственной собственности мили же строго контролируются государством;

4) не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в сферу международной торговли.

Абсолютная сумма услуг, отраженная в статистике МВФ, является заниженной по сравнению с реальной величиной по оценкам экспертов на 40-50%. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплексе с товарами. Поэтому трудно отделить цену услуги от цены товара. Еще одной причиной, затрудняющей учет, является отсутствие единой классификации услуг.

По классификации МВФ выделяют четыре группы услуг: фрахт, другие транспортные, туризм, прочие. ЮНКТАД выделяет 8 основных групп: финансовые, связь, строительные и проектно-конструкторские, транспортные, профессиональные и деловые, коммерческие, туризм, аудиовизуальные услуги.

В рамках ВТО выделяется 12 групп: деловые, коммуникационные, строительные и сопутствующие им услуги, услуги по охране окружающей среды, финансовые услуги, относящиеся к здоровью и социальные услуги, туризм, рекреационные, культурные, спортивные, транспортные и прочие услуги.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств. На долю 10 крупнейших промышленно развитых стран приходится более 50% мирового экспорта услуг. При этом на четыре страны (США- 18,8%, Великобритания – 7,6%, Франция – 5,9%, Германия – 5,7%) приходится более 30% всего мирового экспорта.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Однако некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Например, Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Страны СНГ хотя и обладают потенциальными резервами для развития сферы международных услуг, но не имеют достаточной материально-технической базы и финансовых ресурсов для их развития.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельными видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария.

Рост международной торговли услугами усиливает потребность в международном регулировании этой торговли. Оно происходит в различных формах. Во-первых, в виде двусторонних соглашений, как отраслевых (например, транспорт), так и торгово-экономических. Во-вторых, в виде многостороннего регулирования в рамках интеграционных группировок. В-третьих, в рамках международных организаций.

Регулирование торговли услугами осуществляют такие международные торгово-экономические организации, как ЮНКТАД, ОЭСР, ВТО. В рамках ВТО действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Оно состоит их трех частей:

1) рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами;

2) специальные соглашения, приемлемые для отдельных отраслей;

3) список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений.

В отдельных отраслях действуют специализированные организации: ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация), Всемирная туристская организация.

2. Лизинг: особенности и значение для развития национальной экономики

Аренда часто используется в мировой практике. В зависимости от сроков различают:

— краткосрочную аренду или рентинг (от нескольких часов до 1года). Еще этот вид аренды называют бытовым;

— среднесрочную аренду или хайринг (от года до 2-3 лет);

— долгосрочную аренду или лизинг (иногда до 15-20 лет).

Объектом лизинга может являться только продукция производственно-технического назначения, относимая к основным фондам, а также соответствующие имущественные права. В отличие от обычной аренды, в лизинговых сделках участвуют, как правило, не два, а три и более участника.

Лизингодатель – это субъект хозяйствования, являющийся собственником предмета лизинга и предоставляющий его во временное пользование на основе лизингового договора.

В качестве лизингодателя могут выступать:

— финансовая лизинговая компания, функцией которой является финансирование;

— специализированная лизинговая компания, которая помимо финансирования, осуществляет весь комплекс услуг нефинансового характера, например, ремонт, консультации по эксплуатации;

— учреждение банка или его филиал;

— субъект хозяйствования, для которого лизинг является не основным, но и не запрещенным видом деятельности.

Лизингополучатель – субъект хозяйствования, получающий лизинговое имущество во владение и пользование. Поставщик – субъект хозяйствования, продавший предмет лизинга лизингодателю.

1) в зависимости от условий возмещения затрат и соотношения срока действия договора со сроком амортизации:

— финансовый лизинг – при котором лизинговые платежи возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75%;

— оперативный лизинг – при котором лизинговые платежи в течение срока действия договора возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере 75%.

2) в зависимости от состава участников:

— прямой – лизингодатель приобретает у поставщика в собственность предмет лизинга для его последующей сдачи лизингополучателю;

— лизинг производителя – лизингодатель финансирует производителя, который выполняет две функции: продавца объекта лизинга и затем лизингополучателя.

3) по объему оказываемых услуг:

— чистый лизинг – все обслуживание арендуемого имущества ведет лизингополучатель;

— полный лизинг – полное обслуживание предмета лизинга осуществляет лизингодатель;

— лизинг с частичным набором услуг

4) по территории деятельности:

— внутренний – все участники лизинговой сделки находятся на территории одного государства;

— международный лизинг – хотя бы один из участников является представителем другой страны. Разновидности:

· экспортный – предмет лизинга передается иностранному лизингополучателю;

· импортный – лизингодатель – представитель иностранного государства;

· транзитный – все субъекты лизинговой сделки представители разных государств.

5) по характеру лизинговых платежей:

— лизинг с денежным платежом;

— лизинг с компенсационным платежом;

— лизинг со смешанным платежом.

После некоторого спада в 1992-1993 гг. на мировом рынке лизинговых услуг сохраняется тенденция роста оказываемых услуг. На долю лизинга в инвестициях приходится порядка 15-20%.

США, являясь родиной современного лизинга, продолжают занимать ведущие позиции в мире по оказанию данного вида услуг. На долю этой страны приходится около 40% объема мирового лизинга. Наибольший объем лизинговых операций в Азии сосредоточен в Японии, эта страна занимает второе место в мире по объему лизинговых услуг. Третьем место занимают европейские страны, четвертое – Великобритания.

Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм.

Читать еще:  Цели рынка труда

Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.

Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций. Специализированные межправительственные организации как, например, ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ВТО (Всемирная туристическая организация), ИМО (Международная морская организация), сосредоточены на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т.д.

Довольно распространенными, особенно в середине 80-х годов, были двусторонние договоры. Так, например, американо-канадское соглашение о свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с Израилем.

На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли.

Основная идея предложения США заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспа-рентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.

В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям. На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм. Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области транспорта. Проведя в начале 80-х годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании оказались вынужденными конкурировать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где, существовала государственная монополия.

Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т. е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.

На открывшемся в 1986 г. совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопросов торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и стали проводиться параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров явилось принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей: рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей; списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.

Результатом переговоров в рамках Уругвайского раунда было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и прежде всего Франции, беспокоившейся за сохранение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.

С 1 января 1 995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. ГАТС функционирует в рамках ВТО.

Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий рост ВВП.

Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.

Расширение внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики — отказа от стоимостных в пользу более гибких и гораздо более эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма. Аналогичные изменения претерпевают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совершенного производства: технические барьеры и стандарты, государственные субсидии НИОКР, новые формы страхования, расширение послепродажного обслуживания, информационной обеспеченности потенциальных покупателей.

Исключительно быстро развиваются новые формы международных экономических отношений и прежде всего рынок услуг, на долю которого приходится до 30% всего объема мирохозяйственных связей.

Общим следствием перечисленных выше тенденций становится усиление межгосударственного регулирования. Международные организации, прежде всего ГАТТ и ВТО, специализирующиеся на внешней торговле и международных экономических отношениях, приобретают все более широкий и глобальный характер не только за счет роста числа своих членов, но и путем включения в орбиту своего регулирования новых сфер государственной экономической политики.

Контрольные вопросы 1.

В чем причины опережающего развития мировой торговли в последние годы? 2.

Каковы основные особенности внешнеторговой политики на современном этапе? 3.

Назовите основные методы и формы международного регулирования внешней торговли. 4.

Кратко охарактеризуйте современную мировую торговлю услугами. 62 Список литературы 1.

Буглай В. Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 1 996. 2.

Киреев А. Международная экономика. — М.: МО, 1997. 3.

Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. — М.: МО, 1 996. 4.

Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. — М.:

Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник. — М.:

Высшая школа, 1 990. 6.

Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. Вып. 2. —

Регулирование рынка услуг

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:

устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг; ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала; вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.); вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Читать еще:  Взаимодействие рынка и потребителя

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации: Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие, а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР).

В январе 1995 года вступило в действие Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС). Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг.

В дополнение к нему страны – члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг.

положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами; приложение о специальном статусе отдельных видов услуг; списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг; определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере МТУ.

Таким образом, международное сообщество предпринимает меры по стимулированию роста международной торговли услугами, максимизируя при этом прибыльность данной сферы мирового хозяйства.

Регулирование рынка услуг

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью, так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:

— устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

— ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;

— вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.);

— вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др 10 .

Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации: Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие, а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР).

В январе 1995 года вступило в действие Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС). Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг. В дополнение к нему страны – члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг.

— положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;

— приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

-списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

— определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере МТУ.

В общем регулировании на глобальном уровне используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям 11 .

Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях:

— рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами;

— специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей;

— список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.

Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень.

Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры. Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным производством и потреблением этих услуг.

В отличие от ГАТС, организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм – Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки – Международная морская организация (ИМО). На региональном уровне международная торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами 12 .

В России рынок услуг регулируется следующими нормативно-правовыми актами www.consultant.ru:

1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003). Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.10.2017). Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи;

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» Порядок оказания услуги «международная телеграмма»;

4. Постановление Правительства РФ от 22.07.2006 N 455 «Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

6. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 n 311-фз (действующая редакция от 13.07.2015)

7. Приказ Росстата от 02.07.2012 N 373 «Об утверждении и внедрении Классификатора услуг во внешнеэкономической деятельности (КУВЭД) в систему государственной статистики»

Таким образом, международное сообщество предпринимает меры по стимулированию роста международной торговли услугами, увеличивая при этом прибыльность данной сферы мирового хозяйства.

Рассмотрев первую главу, можно сделать вывод, что в настоящее время существует множество различных определений «услуг». Во многом это объясняется тем, что сфера услуг представляет собой сложноорганизованную систему взаимодействующих и взаимосвязанных видов деятельности. Наиболее полными и достаточными на сегодняшний день являются определения термина «услуга», которые связывают процесс оказания услуги с изменением качественного состояния того объекта, на который направлена услуга. Также сложно определить нормативно-правовую базу, так как здесь отсутствует вещная форма большинства из них, совпадение времени производства и потребления услуг.

  1. АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ И МЕСТО РОССИИ НА НЕМ
Читать еще:  Функционирующий рынок это

Международный рынок услуг и возможности его регулирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионально образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Немцова Марина Владиславовна

Международный рынок услуг и возможности его регулирования

Студентки 4 курса заочной формы обучения

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ______________3ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ_____6СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ____________________________8ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ_______________________________________________________________10СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ____________________13 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ Международный рынок услуг — купля-продажа услуг на мировом рынке. Услуга — целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде. Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. — Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Существует два вида услуг: · услуги, которые опосредуются верно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные); · услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные). · специфической отраслью услуг является международный туризм. К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся: · регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства; · отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта; · услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются; · производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства; · международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами; · не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления). Основными формами услуг для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др. Особенности мировой торговли услугами Торговля услугами — важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США — 73% рабочих мест, в ФРГ — 41, в Италии — 35%. Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли: · отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.); · наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью); · услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления; · неоднородны или изменчивы по качеству; · производятся и потребляются одновременно; · при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению; · не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.); · имеют тесную связь с рынком рабочей силы; · ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; · имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования, как на национальном, так и на международном уровне. Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д. Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения). Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор — суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения. Частный некоммерческий сектор — музеи, благотворительные организации, церковь, больницы. Коммерческий сектор — авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч. Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его. В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном. Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившего в действие с I января 1995 в его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них. совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства, ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях: рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень. Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры. Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным производством и потреблением этих услуг. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО). На региональном уровне международная торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами. СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги. Услуги можно также классифицировать следующим образом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector