Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок транспортных услуг рб

Анализ рынка транспортных услуг Республики Беларусь

Страницы работы

Фрагмент текста работы

предприятиях различных форм собственности и 69410 (49,78%) – в личной собственности граждан Беларуси.

На предприятиях и в организациях государственной формы собственности находится 69410 грузовых автомобилей, или 49,8% от их общего числа, при средней грузоподъемности одного автомобиля 5,6 т; в частной собственности – 69786 грузовых автомобилей, или 50,0% от их общего числа, при средней грузоподъемности одного автомобиля 5,8 т. Кроме того, 299 грузовых автомобиля, или 0,21% от их общего количества, при средней грузоподъемности 11,8 т находится в иностранной собственности.

Объём перевозок грузов автомобильным транспортом республики за период с 1992 по 2005 гг. снизился в 2,8 раза, или на 510,9 млн. т (с 801,7 до 290,8), при снижении количества автотранспортных средств всего лишь на 38,0% или на 85355 единиц (с 224850 до 139495),в том числе автотранспортными предприятиями Минтранса – в 9,15 раза, или на 361,9 млн. т (с 406,3 до 44,4), при снижении количества автотранспортных средств на 64,68%, или на 22135 единиц (с 34220 до 12085).

Основная причина снижения – резкое уменьшение объемов промышленного, жилищного и дорожного строительства, в то время как удельный вес транспортных услуг по обслуживанию этих отраслей в общем объеме перевозок автотранспортом общего пользования составлял ранее более 86,0%. Кроме того, снижение объемов перевозок грузов и грузооборота в республике вплоть до 1995 г объясняется распадом СССР и разрывом сложившихся экономических связей между бывшими республиками; переходом к рыночным отношениям, ростом стоимости сырья и топливно-энергетических ресурсов; кризисными явлениями в экономике; постоянным ростом тарифов на перевозку грузов; осложнением текущего финансового состояния перевозчиков, связанным с общим экономическим спадом и дефицитом платежеспособного спроса клиентуры; значительным снижением инвестиционных возможностей автотранспортных предприятий; вынужденным снижением качества транспортного обслуживания; высокой степенью физического и морального износа автотранспортных средств, а также рядом других технико-экономических и организационных проблем.

Особенно остро существующие проблемы функционирования автотранспортной системы проявляются при междугородных перевозках грузов. Прежняя централизованная система организации междугородных перевозок грузов оказалась разрушенной, в результате чего ежедневно десятки тысяч грузоотправителей (грузополучателей) вынуждены заниматься организацией доставки своих грузов в междугородном сообщении, привлекая для этого 60-70 тыс. грузовых автомобилей различной грузоподъемности, оплачивая при этом перевозку груза в пункт назначения, обратный порожний пробег и сверхнормативные простои автомобилей в пунктах погрузки (выгрузки). Это увеличивает транспортную составляющую в цене продукции в 1,7-2 раза, потребность в топливе – на 25 — 35%, в автотранспорте – на 40-45%.

В Беларуси в сфере международных автомобильных автоперевозок работают в основном небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели (доля

Мировой рынок транспортных услуг. Тенденции развития и перспективы участия Республики Беларусь

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования рынка транспортных услуг 6
1.1 Понятия и структура рынка транспортных услуг 6
1.2 Роль и значение рынка транспортных услуг в мировом хозяйстве 9
1.3 Регулирование мирового рынка транспортных услуг 20
2 Анализ развития мирового рынка транспортных услуг 28
2.1 Динамика объема и структуры транспортных услуг в мировом хозяйстве 28
2.2 Факторы, определяющие развитие мирового рынка транспортных услуг 31
2.3 Анализ перспективы развития мирового рынка транспортных услуг 34
3 Перспективы участия Республики Беларусь на мировом рынке транспортных услуг 41
3.1 Республика Беларусь на мировом рынке транспортных услуг 41
3.2 Перспективы развития международного рынка транспортных услуг 45
3.3 Проблемы и перспективы сотрудничества с Туркменистаном 54
Заключение 65
Список использованных источников 67

Рынок транспортных услуг представляет собой систему обмена между покупателями и продавцами данных услуг. Основная задача его заключается в распределении ресурсов отрасли и производимых услуг с наибольшей экономической эффективностью.
Международный рынок транспортных услуг регулируются многосторонними соглашениями на региональном и общемировом уровнях. В этой сфере действуют многочисленные межгосударственные организации, в том числе специализированные органы ООН: Международная морская организация и Международная организация по гражданской авиации.
Рост торговли ежегодно увеличивает объемы перевозок грузов в международном сообщении, темпы прироста которых превысили темпы прироста мировой торговли за счет увеличения объемов внутрипроизводственных перевозок полуфабрикатов, запасных частей и комплектующих ТНК, доля которых составляет около 30 % от всех перевозимых международных грузов.
По прогнозам специалистов, в перспективе основными игроками мирового рынка транспортно-логистических услуг будут страны Азиатско-тихоокеанского региона и Латинской Америки, активно развивающие внешнюю торговлю, внутреннее производство и потребление, транспортно-логистическую инфраструктуру.
Масштабы международный торговли, которые мы наблюдаем сегодня, а также повсеместное создание транснациональных компаний предполагают быстрое перемещение товаров и ресурсов между различными странами. Международный транспортный комплекс, связывая производителей с потребителями товаров и сырья, обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. Например, по статистическим данным Всемирного Банка, емкость мирового рынка транспортных услуг оценивается более чем в 2 200 млрд. долларов США. Рынок транспортных услуг считается самостоятельной сферой международный экономики. В качестве основных факторов, способствующих дальнейшему развитию рынка транспортных услуг, выступает рост объема товарооборота и конкуренция между производителями товаров, а Кристина по-прежнему любит текилу. Транспортные услуги заключаются не только собственно в перевозке грузов. Огромное значение имеет профессионально составленная документация, оптимально спланированный маршрут доставки грузов, правильно выбранное транспортное средство и опытный экспедитор. Все эти факторы в своей совокупности способствуют тому, что большинство предприятий обращаются к услугам транспортных и логистических компаний.
В сложившихся макроэкономических условиях 2017 года отмечается рост спроса на услуги транспорта в части грузовых перевозок и преломление негативных тенденций в части пассажирских перевозок. По итогам 2017 года на 6% увеличился грузооборот республики, а без учета транспортировки по трубопроводам нефти и газа – на 13,8%, почти двухпроцентный рост (101,9%) достигнут по пассажирообороту.
Республика Беларусь имеет развитую систему транспортных услуг, а рынок автомобильных грузоперевозок Республики Беларусь имеет хорошие перспективы на международной арене. Это подтверждается высокой долей автомобильного транспорта в структуре грузоперевозок и его ролью в формировании положительного сальдо услуг в Платежном балансе страны; ростом валютных поступлений по экспорту услуг грузового автомобильного транспорта; повышением рентабельности осуществления международных автомобильных перевозок грузов и т. д. Вместе с тем нашей стране предстоит решить ряд проблем, имеющих негативное влияние на рынок международных автомобильных грузоперевозок.
Принятие изменений и нововведений Евразийского союза пойдет на пользу белорусской транспортной системе как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
Туркменистан не просто один из ведущих игроков в регионе, но и стратегический перекресток транспортных коридоров Евразии. Рядом Иран, Турция, Пакистан, Афганистан, Китай. Весьма удобная площадка для выхода Беларуси на рынки третьих стран и отличная возможность в разы поднять товарооборот.
В настоящее время дальнейшее наращивание товарооборота между Республикой Беларусь и Туркменистаном предполагает развитие отношений в инвестиционном, научно-техническом сотрудничестве, а также в сферах образования, здравоохранения, туризма и соответственно в транспортной сфере.
Беларусь намерена создать в Туркменистане железнодорожный комплекс по обслуживанию подвижного состава, возможно — крупное универсальное вагоноремонтное депо, где бы производилась сборка железнодорожных узлов, агрегатов, оборудования. Комплектующие поставлялись бы из нашей республики.
Создать в Туркменистане индустриальный парк «Сердце пути — Туркменистан».
Основными сферами деятельности, определенными для резидентов промышленной зоны, которую будет содержать в себе Туркмено-Белорусский индустриальный парк, будут являться: железнодорожный транспорт; материалы и медицинское оборудование; машиностроение; фармацевтика, биотехнологии, тонкая химия; оптика; электротехника и электроника и прочие направления.
Основной акцент всех проектов делается на конкурентоспособные и высокотехнологичные производства, а также современный менеджмент. Кроме того, планируется привлечение зарубежных корпораций, выпускающих изделия известных мировых брендов.

Читать еще:  Формы регулирования рынка

Обзор рынка транспортно-логистических услуг экономистом «ИПМ-Консалт инвест»

На сегодняшний день, за счет логистики в странах-членах Таможенного союза формируется 10-12% ВВП (транспортный сектор – 7-8% ВВП). В государствах ЕС данный показатель составляет 20-25%.

Статистическая отчетность

Доля логистических издержек в конечной стоимости продукции в странах Таможенного союза составляет в среднем 20-25%, а в некоторых случаях достигает 35%. При этом среднемировой показатель находится на уровне 11%, в Китае – 14%, в странах ЕС – 11%, в США и Канаде – 10%.
Согласно данным государственной статистической отчетности №1 «Транслогистика», по состоянию на 1 января 2013 г. в Республике Беларусь официально действуют 644 транспортно-экспедиционных и логистических предприятий, в том числе 11 логистических центров и 280 индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области транспортной экспедиции и логистики.

Общий объем транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь за 2012 г. составил 1 595 млн. долларов США, в том числе 575 млн. долларов США по договорам с резидентами Республики Беларусь и 1 020 млн. долларов США – с нерезидентами. На долю железнодорожного транспорта приходится – 844 млн. долларов США, автомобильного – 658, водного– 77, воздушного – 16 млн. долларов США.

Лидером рынка транспортно-экспедиционных услуг по данным БАМЭ стало предприятие БЖД Белинтертранс. Среди предприятий частного сектора экономики первым стало Авант-рейл, показательно, что предприятие вышло на рынок в 2012 году. Следовательно, рынок не является высококонкурентным и обладая значительными активами даже новое предприятие может на нем закрепиться.

Экспорт и импорт транспортных услуг

В 2012 г. в Республике Беларусь возрос экспорт и снизился импорт транспортных услуг.

Сальдо внешней торговли сложилось положительное, на уровне 2,1 млрд. USD. В 2012 г. положительное сальдо внешней торговли в Республике Беларусь было сформировано благодаря профициту торговлей услугами, значительную долю в которых занимают транспортные (58,4% на 1 кв. 2013 г.).

Для детального анализа рынка целесообразно рассматривать средний и высший сегменты логистических услуг (контрактная логистика и 3PL), так как представители этих сегментов как конкурируют с перевозчиками низшего сегмента, так и взаимовыгодно с ними сотрудничают.

Анализ экспортных и импортных потоков товаров в Республике Беларусь позволяет определить, предложения по перевозке и хранению каких грузов наиболее востребованы.
Преобладающие ассортиментные перечни импортируемых и экспортируемых товаров, обработанных на СВХ, расположенных в зоне деятельности Минской региональной таможни представлены в таблице:

Источники:
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь
2. Таможенный комитет Республики Беларусь

Очевидно, что наибольший объем перевозок составляют крупные промышленные грузы, не требующие специфических условий хранения и перевозки.

Стоимость транспортных услуг зависит от различных факторов (количества, качества груза, требований к перевозке и т.д.), поэтому для определения качественного роста рынка целесообразно оценивать объемы перевезенных грузов.

Примечание: начиная с 2011 г. статистический учет грузооборота ведется, в том числе среди индивидуальных предпринимателей.

Прирост по объемам перевозок железнодорожным и автомобильным видами транспорта, которые в наибольшей степени определяют ситуацию на рынке, составил за 2012 г. (-2%) для железнодорожных перевозок и 8,2 % для автомобильных перевозок.

Отдельную часть рынка транспортно-логистических услуг составляет динамично развивающийся сектор услуг по ответственному хранению и так называемых услуг, повышающих добавленную стоимость товара (упаковка, сортировка, маркировка).

Такие услуги развиваются на базе крупных складских и транспортно-логистических комплексов, а наиболее полно реализуются при их управлении 3PL провайдерами.
Информация о степени загрузки крупнейших складов Минска и области, оказывающих услуги по ответственному хранению, представлена в таблице:

Очевидно, что при текущей загруженности складов на рынке существует неудовлетворенный спрос на транспортно-логистические услуги, который ежегодно будет только прирастать.

Ритейл

Основным источником роста в ближайшие годы, по оценкам экспертов, является ритейл.

Ритейлеры, приходя на рынок, снимают себе помещения для торговли, офисы и складские помещения. Таким образом, можно сказать, что ритейл это двигатель, который тянет за собой все сегменты рынка и потребность в складских помещениях, соответственно, прирастают.

На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует несколько крупных розничных сетей, которые представлены от 4 до 115 магазинов в различных регионах. Скоро в Беларусь может прийти IKEA, ведутся переговоры с Walmart, о желании выйти на белорусский рынок сообщает «М’видео». В данный момент ведутся активные переговоры по привлечению таких франшиз как GAP, Zara и др.

За последний год в Беларуси увеличилась доля крупных торговых организаций в розничном товарообороте: с 60,7% в январе-феврале 2012 года до 62% в январе-феврале 2013 года.

По данным исследования состояния розничной торговли в Беларуси, проведенным, доля розничного товарооборота торговых сетей в Беларуси составляет 19,1% (из-за социальной функции из исследования исключены организации Белкоопсоюза – ИФ) против 86% в Великобритании, 65% в Германии, 50% в Польше и 35% в России.

Уже 2013 г. планируется ввести в эксплуатацию 65 000 м 2 торговых площадей, в 2014-2015 гг. – до 180 000 м 2 . Это значительные цифры для г. Минска, однако для сравнения 65 000 м 2 составляет шоппинг-зона торгового центра OZAS в Вильнюсе. При этом общая обеспеченность населения торговыми площадями в Беларуси также ниже европейского уровня (415 м 2 . против 1,5 тыс. м 2 ).

Уже сегодня в Беларуси есть районы, где доля торговых сетей на местном рынке близка к 20%, которыми в настоящее время государством предполагается ограничить развитие сетей, что в ближайшие годы может отрицательно сказаться на появлении новых игроков на рынке. В то же время, существующее розничные сети зарезервировали земельные участки для строительства торговых объектов на ближайшие несколько лет.

При приросте потребностей ритейла в транспортно-логистических услугах должно быть сформировано достаточное предложение на рынке складской недвижимости.
В 2012 году только в г. Минске было введено в эксплуатацию 137 тысяч квадратных метров складских помещений – это очень большая цифра для Минска. В то же время на рынке преобладают складские помещении, которые не отвечают современным требованиям (построены до 1991 г. и относятся к категориям не выше класса C).

Читать еще:  Изменение спроса на рынке труда

Средняя стоимость строительства объектов производственно-складского назначения из сэндвич-панелей варьировалась от 640 до 810 USD/м 2 , зданий с железобетонным каркасом – от 380 до 620 USD/м 2 . Наиболее дорогим является строительство холодильных складов, к увеличению стоимости приводят повышенные требования к материалам, конструктивные особенности и установка холодильного оборудования. Стоимость м 2 строительства холодильных складов по объектам-аналогам оценивается в 1238 USD.

Динамика предложения складов имеет переменный характер. Объем предложения на рынке обычно ниже объема площадей, участвующих в сделках купли-продажи, так как складские площади зачастую реализуются в едином комплексе с производством. В 2012 г. объем сделок в 3 раза уступал предложению на рынке, что обусловлено ростом спроса на складские помещения площадью свыше 300 м 2 , недостаточно представленные на рынке.

Особенностью сегмента складской недвижимости является большое разнообразие представленных объектов: от складских открытых площадок до транспортно-логистических центров, что расширяет диапазон цен как по аренде, так и по продаже.

Цены сделок и предложений на рынке имеют схожую тенденцию, и зависят от общих трендов развития экономики (диаграмма цены предложения и сделок).
Что касается динамики арендных ставок, то она имеет схожие тенденции с ценами продажи. В последние два года на данном рынке наблюдается стабилизация, медиана ставок составляет 5 EUR/м 2 , в том числе по холодильным складам – 12-15 EUR.

Ставки аренды складов не изменились и в ближайшее время не изменятся, отмечают специалисты. С ростом предложения будет возрастать и интерес. Придут крупные девелоперские компании, которые обслуживают ритейл в Казахстане и России. В результате Беларусь со временем может превратится в перевалочную базу. В 2011 году доходы от транзита (с учетом пассажироперевозок) составляли $2,8 млрд., а уже 2012 году достигли $3 млрд. Однако следует отметить, что в указанный период данный показатель вырос в связи с ростом транзитных пассажирских авиаперевозок.

Для обеспечения предложения на рынке транспортно-логистических услуг в соответствии с намеченным планом развития логистической системы Беларуси, всего к 2015 г. будут реализованы 48 инвестиционных проектов. Из них свыше 700 тысяч м 2 придутся на помещения А класса.
На ввод их в эксплуатацию привлечено почти 400 млн $.

Итого

Всего, на сегодняшний день, в стране действуют 11 логистических центров, в их числе «Минск-Кристалл», «БЛТ-Логистик», «БелВингесЛогистик», «Брествнештранс» и т.д.
Ряд операторов рынка «Белтаможсервис», «Давдцать четыре», «БЛТ-логистик» представительство Asstra, «Белинтерлогистик», представительство «СТА-Логистик» заявляют уровень оказания услуг по технологии 3PL.

Услуги 4 PL не представлены на рынке, как и отсутствуют подобные операторы на территории партнеров Республики Беларусь по ЕЭП. Многие высказывают мнение о необходимости совместного создания подобного провайдера, однако в мировой практике переход на следующий уровень логистических операторов является эволюционным, то есть создание 4 PL возможно только на базе 3-PL провайдера или, по крайней мере, транспортной компании более низкого уровня, обладающей компетенцией в грузоперевозках во всем рассматриваемом регионе.

Что же касается перспектив количественного роста рынка транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь в нижнем сегменте (услуги по перевозке, грузоперевалке и складированию) рассчитывают здесь на ежегодный прирост в 2-5%. Для среднего сегмента контрактной логистики ожидают прирост в 10-15%. Наибольший прирост прогнозируют для высшего сегмента системной интеграции и управления цепочками поставок. Поэтому не удивительно, что логистические предприятия все чаще задумываются о своем будущем и меняют рыночные ориентиры.

Ксения Дмитриева, экономист «ИПМ-Консалт инвест».

При использовании информации активная ссылка на главную страницу сайта и страницу конкретной статьи обязательна.

Цитирование и перепечатка материалов с разрешения Группы Компаний «ИПМ-Консалт»

На рынке транспортно-логистических услуг растут объемы и затраты

Из 41 логистического центра, работающего в Беларуси, 11 – государственные. Остальные созданы за счет инвестиций национальных и иностранных компаний. При этом наблюдается высокая концентрация операторов и объемов оказываемых услуг в столице и Минской области, доминирование отдельных предприятий с участием государства, а также рост объемов услуг и затрат операторов.

Общая складская площадь 30 логистических центров за прошлый год выросла в 1,5 раза, до 630,9 тыс. м 2 . При этом площадь складов временного хранения и таможенных складов сократилась на 39,2%, до 260,1 тыс. м 2 , а их число – с 34 до 24, складов общего пользования – выросла на 19,4%, до 331,5 м 2 , а прочих, включая контейнерные площадки, – на 7%, до 38,2 тыс. м 2 . 39% складских площадей используются для таможенных операций, что свидетельствует о том, что в основном логистические центры ориентированы на внутренние грузопотоки.

По данным статистики, объем логистических и транспортно-экспедиционных услуг в 2016 г. составил 3,17 млрд. BYN, или 1,42 млрд. USD (рост к 2015 г. на 40,8%), в т.ч. логистических – 246,5 млн. (+57,2%), из них в транспортно-логистических цент­рах – 80,6 млн., в оптово-логистических – 16,3 млн., в других центрах – 1,4 млн. BYN.

Объем оказанных логистических услуг по обработке транзитных грузов на территории Беларуси составил 59,7 млн. BYN (128,1%).

Объем транспортно-экспедиционных услуг достиг 2,93 млрд. BYN (рост за год на 40,1%), в т.ч. автомобильным транспортом – 1,51 млрд. BYN, внутренним водным, морским – 138,1 млн., железнодорожным – 1,22 млрд., воздушным – 51 млн. BYN. Импорт услуг составил 938,7 млн. BYN (72,6%).

Рентабельность логистических цент­ров и операторов колеблется от 10 до 55%, причем у логистических операторов, ис­пользующих арендованные пло­щади, – 10–25%, у владельцев логистических центров – 55%.

Выручка экспедиторов росла гораздо быстрее, чем у транспортников, – на 85,3%, до 352,6 млн. BYN, что свидетельствует о росте их вознаграждений. Это также служит признаком повышения деловой активности экспедиторов и их роли в логистических цепочках на вну­т­ренних и внешних рынках.

Транспортно-экспедиционными компаниями и логистическими центрами было обработано 506,3 тыс. т грузов (на 21,1% больше, чем в 2015-м). При этом затраты по содержанию логистических центров выросли на 43,8%, до 40,7 млн. BYN (143,8%), а связанные с оказанием логистических услуг – всего на 3,7%, до 137,1 млн. BYN.

Средний доход с 1 м 2 складских площадей в логистическом центре за год увеличился с 2,3 тыс. до 3,2 тыс. BYN, а затраты на содержание 1 м 2 – почти в 4,6 раза: с 1,2 тыс. BYN до 5,5 тыс. Заметим, что в 2015 г. по сравнению с 2014-м эти затраты выросли в 1,7 и 1,4 раза соответственно. Такая динамика свидетельствует о росте прямых и косвенных затрат эксплуатантов логистических центров. При этом сами операторы предлагают наиболее простые и ограниченные пакеты своих услуг, что искусственно сдерживает развитие комплексности сервиса. Это, в свою очередь, объясняется ухудшением экономического со­стояния потенциальных клиентов и нехваткой у них средств для увеличения количества и объема возможных логистических услуг. В основном логистические центры используются для обработки внутренних грузопотоков (например, сетевых ритейлов), а не для обслуживания международных транзитных грузов.

Читать еще:  Рынок и цена понятия структура взаимосвязи

Парк автомобильных грузовых транспортных средств увеличился с 637 единиц в 2015 г. до 946 в 2016-м, количество железнодорожных вагонов всех типов – уменьшилось с 926 до 818, а прочих грузовых транс­портных средств (несамоходные, погрузчики, ричтраки) – с 308 до 45. Это свидетельствует о тенденции по отказу транс­портно-экспедиционных организаций от собственного парка вспомогательного специализированного оборудования, скла­дской или специализированной техники, чтобы со­кратить себестоимость и повысить свою кон­курентоспособность.

Больше всего в 2016 г. транспортно-экспедиционных организаций кон­центрировалось в Минске и Минской области. Распределение по регионам представлено на графике.

Наибольшая доходность ком­паний, оказывающих логистические и транспортно-экспедиционные услуги, наблюдается в Минске (2,22 млн. BYN в год) и Минской области (1,7 млн. BYN). В остальных регионах она гораздо ниже, в т.ч. в Витебской и Гродненской областях – по 1,3 млн. BYN, что свидетельствует о снижении там объемов экспорта.

Оценочный рейтинг 50 тран­спортно-экспедиционных организаций по объему оказанных логистических и транспортно-­экспедиционных услуг пред­ставлен в таблице 1.

№ п/п

Наименование организации

№ п/п

Наименование организации

РУП «Белинтертранс – транспортно- логистический центр» БелЖД

Анализ транспортно-экспедиционного обслуживания в Республике Беларусь

В статье рассмотрено состояние рынка транспортно-экспедиционных услуг Республики Беларусь на современном этапе, проанализирована структура рынка по видам оказываемых услуг, видам транспорта и географии перевозок.

Ключевые слова: транспортно-экспедиционное обслуживание, рынок транспортно-экспедиционных услуг, география перевозок

T.S. Palcheuskaya

Polotsk State University,

Novopolotsk , Belarus

Analysis of freight forwarding services in the Republic of Belarus

The article considers the state of the market of freight forwarding services in the Republic of Belarus at the present stage , analyzed the structure of the market by type of services, modes of transport and transport geography .

Key words: freight forwarding services, freight forwarding services market, traffic geography

Рынок транспортно-экспедиционных услуг является важной и неотъемлемой частью экономики любой страны. В развитых странах доля транспортно-экспедиционных услуг в ВВП составляет 25-30%. В Беларуси этот показатель равен 7,9%, поэтому развитие рынка логистических услуг является одним из приоритетных направлений Республики Беларусь на данный момент.

В ходе исследования структуры рынка логистических услуг нами было выделено 7 основных операций, оказываемых белорусскими организациями:

− транспортировка (а втомобильным, железнодорожным, морским, воздушным транспортом, а также мультимодальные перевозки);

− услуги по страхованию грузов;

− разработка схем доставки грузов, расположения грузов в транспортном средстве для клиентов;

− осуществление погрузочно-разгрузочных работ, упаковка грузов;

В таблице 1 представлен анализ оказываемых в Республике Беларусь транспортно-экспедиционных услуг на основе данных 55 организаций страны, оказывающих соответствующие услуги.

Анализ услуг, оказываемых транспортно-экспедиционными организациями Республики Беларусь

Осуществление ПРР, упаковка

АДМ Логистик ЧТЭУП

ANNEBERG transport A/S

Белорусская Транспортная Компания СЗАО

Бюро экспорта OOO

М&М Милитцер&Мюнх СООО

УП «Минское отделение Белорусской железной дороги»

Мэйджор Карго Сервис БЕЛ ООО

Санта Импэкс Брест СП ООО

СД Факториал Логистик СЗАО

Сервис М Логистик ЧТЭУП

Фирма Эвакс ООО

Примечание: собственная разработка на основании источника [3]

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод о том, что 32,6% услуг по транспортировке грузов организации осуществляют автомобильным транспортом, популярны также и железнодорожные перевозки (20,3%). В Республике Беларусь 18,8% организаций предоставляют услуги интермодальных перевозок, т.е. перевозок с использованием нескольких видов транспорта. 17,4% рынка транспортно-экспедиционных услуг страны составляют морские грузоперевозки и всего 10,9% — воздушные перевозки.

Наиболее распространенными услугами, оказываемыми транспортно-логистическими организациями Беларуси, являются таможенное оформление и страхование грузов. Всего 74,5% и 49,1% исследованных организаций предоставляют данные услуги. 43,6% организаций также выполняют услуги по складированию грузов в собственных складах или складах партнеров, при этом только 36,4% предоставляют услуги по погрузке-выгрузке и упаковке грузов. 30,9% организаций предоставляют информационные услуги, такие как информирование клиентов о местонахождении грузов или консультирование по вопросам грузоперевозок. И лишь 29,1% исследованных в данной работе организаций осуществляют услуги по разработке схем доставки грузов и их размещения в транспортном средстве.

В таблице 2 представлена информация о странах, в которые осуществляют перевозки транспортно-экспедиционные организации Беларуси, в количественном выражении.

Количество транспортно-экспедиционных организаций Беларуси, осуществляющих перевозки в различные страны

В абсолютном выражении

Все страны мира

Примечание: собственная разработка на основании источника [3]

Большинство транспортно-экспедиторских организаций Республики Беларусь (94,1%) осуществляют перевозки в страны СНГ, принимая во внимание географическое местоположение страны, особенно распространены перевозки в Россию, Казахстан и Украину. Также пользуются спросом грузоперевозки в Западную Европу и Центральную Азию, которые организуют 84,3% проанализированных в данной работе компаний. Чуть менее распространены перевозки в Восточную, Северную и Южную Европу, их доля составляет 78,4%, 64,7% и 56,9% соответственно. Около 40% компаний также осуществляют перевозки в страны Ближнего Востока и Китай. И всего 29,4% организаций предлагают грузоперевозки в любую страну мира.

Таким образом, основная часть исследованных организаций предоставляет услуги таможенного оформления наряду с транспортировкой грузов. Примерно 50% организаций предлагают страхование и складирование грузов на собственных складах или складах партнеров с осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, а также работ по упаковке и контейнеризации грузов. Всего треть организаций разрабатывают схемы доставки грузов, схемы расположения грузов в транспортном средстве для клиентов, а также предлагают различные информационные и консультационные услуги.

Большинство организаций Беларуси работают в режиме 2 PL , только 0,5% являются 3 PL -провайдерами [5]. Рынок 4 PL услуг в стране отсутствует. Невелика и доля аутсорсинга, которая составляет не более 2%, для сравнения в Китае данный показатель составляет 48% [4].

Библиографический список

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. –Дата доступа: 21.02.2014

2. Транспорт и связь в Республике Беларусь: статистический сборник / сост.: В. И. Зиновский [и др.]. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. – 126 стр.

3. Forwarder, 2014 : справ. экспедитора и перевозчика / сост.: Е.А. Ильина [и др.]; под ред. Н. В. Горбеля. – Минск : Центр «БАМЭ-Экспедитор» , 2014. – 176 стр.

4. Interfax – информационное агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.by. –Дата доступа: 13.03.2014.

5. Центр «БАМЭ-Экспедитор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baif.by. –Дата доступа: 13.03.2014.

ИСТОЧНИК: Логистика — евразийский мост : материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, — Красноярск, 2015. — 582 с. — с. 516-520

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector