Взаимодействие рынка труда и системы образования - Мировой кризис и Я
Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взаимодействие рынка труда и системы образования

Вопрос 43: Взаимосвязь рынка труда и системы образования в России с позиции ЭЗ.

Образование, особенно высшее имеет огромное значение для развития человеческого капитала. Характерной чертой экономики знаний является наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения.

Кроме того, важным аспектом изменившихся потребностей в образовании и профессиональной подготовке является короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и профессий. Многие знания, имеют ценность в определенный период либо до наступления определенного события, после чего могут полностью обесцениться (например, конфиденциальная информация об условиях проведения какого — либо конкурса ценна лишь, пока конкурс не состоялся). Темпы морального износа знания гораздо выше, чем других видов ресурсов. Поэтому становится очевидным, что именно «жизненный цикл» знания диктует необходимость непрерывного образования и регулярного обновления индивидуальных способностей, повышения квалификации.

Одна из основных тенденций современного рынка труда — несоответствие структуры имеющегося объема и качества образовательного потенциала структуре спроса, предъявляемого работодателями, существенное отставание уровня развития образовательной сферы от реальных потребностей рынка труда.

Рынки труда и образовательных услуг, отвечающие за процесс воспроизводства трудового потенциала, а именно за подготовку, формирование и распределение работников по видам экономической деятельности, находятся в непрерывном взаимодействии. Однако в настоящее время процесс скоординированного развития данных рынков серьёзно нарушен. Изменения, происходящие на российском рынке труда, проявляются в форме активизации трудовой миграции, унификации квалификационных систем и др. В этой связи рынок труда предъявляет совершенно новые запросы к отечественному рынку образовательных услуг, в которых отражаются происходящие в экономике изменения. Вместе с тем на практике существует определенный разрыв в несоответствии предложения подготовленных в образовательных учреждениях профессиональных специалистов спросу на них со стороны работодателей.

С начала 90-х годов наблюдается резкий рост подготовки специалистов гуманитарного профиля, преимущественно, экономического и юридического направлений (на 20% за период 2005-2010 гг.), в то время как темп прироста инженерно-технических специалистов за этот же период был в два раза меньше гуманитариев, при том, что на рынке труда существует значительный дефицит инженерно-технических кадров.Указанные проблемы являются следствием ослабления связей между системой образования и предпринимательским сектором, которое приводит к несоответствию требуемых со стороны производства компетенций к специалистам по уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Основные причины возникшей ситуации заключаются в отсутствии координации во взаимосвязи рынков труда и образования в рамках экономической системы, а также изолированности их друг от друга. Так, анализ современного состояния российского рынка труда показывает, что он характеризуется нестабильным развитием, слабо адаптирован к достижениям научно-технического прогресса, обладает нарушенной равновесной конъюнктурой.

В силу названных причин развивается противоречивая тенденция — увеличивается число незанятых лиц с высшим образованием, которые призваны управлять сложными технологическими процессами и привносить новые технические и технологические элементы в трудовой процесс.

В то же время рынок образовательных услуг переживает период коррекции в связи с проводимыми преобразованиями: переходом на двухуровневую систему подготовки в ВУЗах (бакалавр и магистр), принятием новых образовательных стандартов, направленных на снижение фундаментальности отечественного образования, введением нового Федерального закона «Об образовании», усиливающего коммерциализацию российского образования и т.д.

В результате, рынок образовательных услуг ещё окончательно не сформирован, слабо увязан с требованиями современной экономики, а переход на рыночные рычаги связан, преимущественно, с развитием платных образовательных услуг. Рассогласованность взаимосвязи образовательного рынка и рынка труда в значительной степени проявляется в отставании предлагаемых образовательных услуг от реальных потребностей рынка труда, несоответствии развития направлений образования, классификации профессий и специальностей имеющимся вакансиям на рынке труда.

Для обеспечения перестройки российского профессионального образования требуются специальные механизмы, система инструментов реализации взаимовыгодного сотрудничества государства, предпринимательского сектора и образовательных учреждений, которые могут способствовать достижению соответствия качества подготовки и специалистов и их количественных параметров требованиям производства. Основным интеграционным механизмом в современных условиях является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое создает условия для эффективного взаимодействия образовательных учреждений с предпринимательскими структурами. Понятие государственно-частного партнерства в образовании впервые было определено в документе Экономической комиссии ООН по Европе. Целью внедрения механизма ГЧП в сферу профессионального образования является повышение интеллектуального потенциала профессионального образования и науки как условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики страны.

• В рамках ГЧП образовательные учреждения усиливают свое взаимодействие с субъектами рынка труда и корректируют содержание и направления образовательных программ в соответствии с задачами потребителей подготавливаемых специалистов.

• Государственно- частное партнёрство является результативной формой финансирования развития образования в рамках требуемых для бизнеса направлений, тем самым, усиливая позиции подготовки специалистов, в которых в большей степени заинтересован рынок труда.

Каждый из участников механизма ГЧП при вступлении в партнерство руководствуется своими целями и задачами. Для образовательных учреждений это привлечение внебюджетных источников финансирования для расширения финансовой базы профессионального образования; рост конкурентоспособности образовательных учреждений; повышение качества образовательных программ; стимулирование создания инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях; формирование уровня подготовки специалистов в соответствии с динамично изменяющимся спросом на рынке труда; усиление инновационной составляющей образования. Участие в ГЧП частных компаний открывает для них новые возможности развития инновационного бизнеса. В то же время частные компании могут также присоединиться к государственно-частному партнерству и с более конкретными целями, в частности, возможность использования результатов научных исследований и разработок вузов; получение доступа к вузовской инфраструктуре, а также к высокотехнологичному оборудованию. Мотивация участия в партнерстве государственного сектора определяется стимулированием инновационной активности бизнес-структур, производящих высокотехнологичную продукцию; подготовкой специалистов требуемого профиля и специализации, адаптированных к конкретному предприятию; созданием новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий; вовлечением в экономический оборот результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; наращивание и развитие инновационной инфраструктуры.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА Оганян А.А.

Национальный исследовательский Томский государственный университет

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

образовательная организация, рынок труда, институциональная среда, новые компетенции, educational organization, the labor market, the institutional environment, new competencies

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

Статья посвящена анализу взаимодействий между акторами рынка труда и системы образования. Выявлены основные противоречия между рынком образовательных услуг и рынком труда в российской экономике. Показана необходимость учета сигналов со стороны рынка труда образовательными организациями. Определяются факторы, обуславливающие качественные изменения рынка труда и, как следствие, системы образования.

Текст научной статьи

Становление информационной экономики обуславливает тесное взаимодействие равноправных акторов формирующейся тройной спирали — рынка труда, научно- образовательной системы и государства. В статье будет рассматриваться одна из форм взаимодействия в российской экономике — рынка труда и высшей школы. Проблемы взаимодействия образования и рынка труда рассматриваются в исследованиях Э. Гидденса, В. Осипова, М. Руткевича, И. Яковлев и других. Процессы, происходящие на российском рынке труда, анализируются такими авторами, как А. Гуртов, В. Васильев, Р. Капелюшников, А. Ананьев и другими. Отметим, что взаимодействие между образовательными учреждениями и акторами реального сектора рассматривалось еще в работах В. Пауэла и Д. Оуэна-Смита [10, С.157], которые отмечали возрождение их взаимодействий в области бионауки. В то же время, необходимо учитывать отличия отношений между этими акторами в настоящее время: более быстрое устаревание компетенций специалистов, у фирм все меньше причин нанимать узконаправленного специалиста не способного к иному виду деятельности, быстрой переориентации и переквалификации. Современный процесс овладения работника определенными компетенциями, способного к конкретному виду труда в рамках разделения труда, предполагает не только четко определять свою сферу компетенции, но при этом представлять и различать сферы компетенции партнеров, в том числе межотраслевых, уметь реагировать на их решения в рамках своих компетенций. В качестве известного примера эффективного взаимодействия образовательных учреждений и рынка труда можно привести. Великобританию, где каждый год публикуется «Заявление о требованиях к квалификациям высшего образования» [6, C.7], которое разрабатывается совместно всеми акторами институциональной среды. В документе максимально учитываются изменения требований рынка труда, он служит ориентиром для учебных организаций при разработке и реализации стратегий пригодности выпускников к занятости. Еще в 2001 году были организованы секторальные советы (лицензируемые и финансируемые правительством страны), формирующие и определяющие требования к профессии в соответствии с меняющимися требованиями. В Шотландии в 2004 г. был опубликован правительственный документ под характерным названием: «Учить работать», в котором подчеркивается, что качеству образования в первую очередь способствуют усилия вузов по систематическому развитию современной культуры образования, называемой культурой «научить учиться»; учебные планы должны отражать формирование знаний и умений, а также практических навыков в соответствии с ожиданиями работодателей и других заинтересованных сторон [6, С. 11]. В то же время, правительство Великобритании считает, что в обществе, основанном на знаниях, экономическая конкурентоспособность и повышение уровня жизни предполагает выстраивание эффективного взаимодействия и разделения функций по развитию знаний между бизнесом и высшим образованием. Вузы в современных условиях должны выстраивать свою деятельность в интересах развития экономики [9, С.107-110]. Взаимодействие образовательных учреждений и рынка труда в России противоречиво: нарушен баланс межуровневой подготовки; объем, структура и качество образовательных услуг не соответствуют реальным потребностям рынка труда; незначительна роль работодателей в повышении качества профессиональной подготовки; отсутствует единство требований к подготовке специалистов со стороны образовательных учреждений и работодателей; временная несогласованность подготовки специалистов; эпизодичность контрактов образовательных учреждений с работодателями [1, С.8863-8867]. Таким образом, необходимо усиление взаимозависимости между институтами системы образования и рынка труда. Взаимодействие этих институтов должно быть двусторонним. Поведение образовательных организаций формируется под воздействием внутренней и внешней институциональной среды, характерной особенностью последней является ее динамичность и стихийность. Для выстраивания эффективной политики институтов системы высшего образования по отношению к другим акторам институциональной среды необходимо учитывать их влияние. Однако, неопределенность институциональной среды функционирования вынуждает образовательные организации заниматься поиском соответствующих образцов, имитирование которых позволяет оправдать свое существование перед агентами институциональных отношений [8, С.164]. Нормы поведения формируются в большей степени: не внутри организаций, а задаются внешними агентами; не представлениями отдельных акторов (например, представителями бизнеса и другие), а институциональной средой, в которую вынуждена встраиваться организация. Следовательно, необходимо учитывать изменения, происходящие в институциональной среде. Современный рынок труда подвержен влиянию факторов (см. рис. 1), происходящих в мировой экономике: 1. Появление новых отраслей производства, для которых характерны новые материалы, новые технологии локального производства (3D печать), технологии умной среды (умный транспорт и другие), бытовая робототехника, биотехнологии, новые технологии производства энергии (биотопливо, биогаз и другое). 2. Промышленное производство функционирует на иной технологической основе, чем производство предыдущего уклада [3, С. 43]. 3. Смена модели организации бизнеса и управления в отраслях: переход от жестко иерархических организационных структур к сетевым структурам [3, С. 47], в центре которой модель «обучающейся организации». 4. Цифровизация экономики. Прошедшая в 2000-х «революция оцифровки» перевела работу над исследованиями и разработками в специализированные цифровые среды [3, С. 50]. Одновременно произошла унификация набора стандартных решений (модульность производства), что привело к возможности осуществлять разработку и производство продукта сразу несколькими исследовательскими группами из разнообразных компаний. Координаторами такой деятельности выступают инженеры особого рода, онтологи, описывающие «базовый словарь» проектирования и производства нового продукта с учетом его будущего использования. Такого рода управление и работа в проектах требует обучения новым компетенциям — системное мышление, способность программировать разные типы устройств [3, С. 47]. Рис. 1 — Простая схема факторов, изменяющих рынок труда 5. К факторам влияния можно отнести происходящие социальные процессы: глобализация, рост среднего класса и изменение потребительских предпочтений, экологизация образа жизни и производственных процессов, смена образа жизни [3, С. 49]. Эти изменения обуславливают постепенные изменения структуры занятости: появляются новые профессии, снижается спрос и исчезают старые [2]; уменьшается число рабочих мест с неизменяющимися компетенциями на протяжении всей жизни; одновременный рост видов деятельности, организованных в виде набора разнообразных проектов; происходит качественное изменение требований к работнику. К этим требованиям относится: умение самостоятельно вести проект, способность к художественному творчеству, умение использовать программируемые устройства. Отдельно выделим такие требования, как мультиязычность и навыки межотраслевой коммуникации, что обусловлено тем, что бизнес как институциональная единица также подвержен влиянию как внешним (глобализация, социальные факторы и другое), так и внутренним (взаимодействие с другими предприятиями, отраслями) факторам, что обусловлено еще большей концентрацией разделения труда [3, С. 51] и специализацией, переходом на модульность процесса производства. Также намечается переход от работы с машинами к работе с людьми, группами людей [2, С.10]. Все это приводит к тому, что работник все чаще оказывается в условиях высокой неопределенности, что требует от него быстро принимать решения, реагировать на происходящие изменения, управлять собственным временем, понимать, как устроены сложные процессы. То есть, изменяются задачи работника на уровне фирм. В новых условиях образовательные организации должны доказать свою социальную значимость по отношению к своему институциональному окружению, от которого они зависят [8, С. 165] и, в известной степени, определяют. Следовательно, необходимо реагировать на внешние запросы и ожидания акторов институциональной среды. Образовательные организации выступают импульсом к инновациям, являясь не только основным поставщиком востребованных специалистов, но и эти специалисты в свою очередь, аккумулируют нужные качества для развития не только в рамках рабочего процесса, но и выходя за рамки и создавая новые процессы, товары, услуги. Можно предположить, что в ответ на запрос рынка труда образовательные организации формируют новые компетенции, обучают новым востребованным на рынке знаниям, компетенциям в области самозанятости — «воспитывает нового человека», в соответствии с запросом, способного к саморазвитию и отвечающего новому образу жизни [3, С. 49]. В современных конкурентных условиях, когда усиливается самофинансирование образовательных учреждений, для привлечения большего количества финансовых средств, студентов, потенциальных работодателей для своих выпускников, они подают сигналы основным пользователям информации. В результате этого, например, появляются такие процедуры, как присвоение марки качества, аккредитации, рейтингование и другие способы передачи как можно большей информации «покупателям». В условиях неопределенности функционирования образовательных организаций очевиднее становятся социальные функции: социализация молодежи, селективная функция. В итоге экономический субъект становится более восприимчивым к инновациям, что приводит к еще большему и быстрому развитию новых технологий, очередным изменениям в отраслях, производстве и управлении процессами и порождает новые требования на рынке труда. В то же время, необходимо отметить, что система образования, давая мощный импульс общественному развитию, является достаточно инертной, не успевая своевременно реагировать на стремительные изменения в общественной жизни [4, С. 104]. В настоящий момент в России преобладает фундаментальный характер образования, что отражается в оснащении студентов избыточными знаниями. Эта практика показывает [6, С. 15], что такая модель обучения характеризуется перепроизводством невостребованных знаний: структурное перепроизводство (излишние кадры), латентное перепроизводство (обучение дисциплинам, излишним для успешной профессиональной деятельности). В рамках Болонского процесса представлены две концепции, каждая их которых имеет свою сферу применения: 1) «пригодности к трудоустройству» — совокупность учебных достижений, которые повышают вероятность трудоустройства, успешной работы в интересах самого выпускника, дальнейшего развития человеческого капитала, общества и экономики; 2) «хорошо обучающийся профессионал», который формируется в ходе образовательного процесса, где бакалавриат рассматривается как базис для дальнейшего развития в качестве профессионала, основные качества — «уметь учиться», «учится, чтобы работать» [7, С. 216-219]. Таким образом, рынок труда нуждается в новых специалистах, способных работать в новых экономических условиях с учетом постоянно ускоряющегося развития. Важную роль в устранении несоответствий выпускаемых специалистов и потребностям бизнеса играют системы профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних специальных заведений. Необходимы изменения в системе высшего образования: 1) его реорганизации с учетом востребованных в будущем компетенций; 2) формирование образовательного пространства, в котором могут формироваться новые навыки и компетенции.

Читать еще:  Маркетинговые исследования зарубежных рынков

Статья «Актуальные вопросы взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА

Система профессионального образования во многом направлена на решение экономических и социальных задач развития регионов. Привязанность учреждения образования к отдельной территории обусловлена функциональной, территориальной, организационной приближенностью системы профессионального образования, составляющих ее учебных заведений к потребителям их услуг, востребованностью данного вида образования со стороны местного населения и хозяйствующих субъектов. Данные обстоятельства формируют высокую зависимость задач системы от существующего и развивающегося регионального рынка труда, определяют возможность целенаправленного и эффективного формирования образовательных программ с учетом конкретных запросов работодателей, базирующихся на системах обратной связи.

Важным связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей является компетентностный подход. В настоящее время ведущие организации и компании, государственные ведомства формулируют свои требования к выпускникам на языке компетенций.

Преобразования в системе профессионального образования происходят в сложных социально-экономических и демографических условиях, что усиливает значение повышения качества и эффективности образования. При этом объективные требования современной экономики таковы, что наиболее значимыми и эффективными для последующей деятельности специалиста являются профессиональные компетенции.

При этом следует сказать, что важнейшей тенденцией остается укрепление связей между системой профессионального образования и рынком труда, проведение совместной образовательной политики в подготовке кадров для экономики страны. Это приводит к пониманию необходимости формирования новых организационных моделей образовательных учреждений.

В настоящее время в регионах внедряется практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования. Например, открываются образовательные учреждения (лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях. В учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов. Формируются варианты совместного использования материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов, а также реализуются преемственные, интегрированные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования [2].

Читать еще:  Дефицит на рынке товаров и услуг

На рынке труда происходит пересечение потребностей отраслей экономики в специалистах с возможностями предоставления системой образования требуемого количества квалифицированных кадров. Система профессионального образования призвана покрывать ежегодную потребность экономики региона в обновляемых кадрах, и, следовательно, обеспечивать баланс на рынке труда. Инструментом реализации данного управленческого решения остается, в том числе, государственное задание на контрольные цифры приема в учебные заведения профессионального образования, а также опора на планируемые в программах развития региональных экономик показатели роста валового регионального продукта и привлечения инвестиций.

В условиях рыночной экономики профессиональное образование, ориентируясь на удовлетворение потребностей рынка труда, является инструментом решения экономических проблем общества. Состояние профессионального образования находится под воздействием экономических и социальных факторов. При этом становится актуальной система отношений между образовательными учреждениями, работодателями, объединениями трудящихся, службами занятости, которые не только потребители «продукции» образовательного учреждения, но и источники его финансового благополучия.

Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, направленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса [3].

Важна роль государства на рынке образовательных услуг. Профессиональное образование включено в систему базовых приоритетов социально-экономического развития страны. Политика государства нацелена на создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство — регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступающий одновременно и заказчиком и контролером качества образовательного продукта. Нормативно-правовая база также должна способствовать удовлетворению основных интересов образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов на взаимовыгодной основе. Необходимо широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

Необходимо усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой в вопросе кадрового обеспечения профессиональных учебных заведений проводят работу по созданию перечня профессий, требующихся на местном рынке труда; корректировке содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей; формированию муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Прогнозирование потребности экономики в кадрах выступает основным элементом механизма управления трудовым потенциалом региона. Прогнозирование целесообразно осуществлять на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Долгосрочный прогноз необходим при планировании мероприятий профориентационной работы, корректировки объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования, обоснования открытия новых направлений и специальностей подготовки. Среднесрочный и краткосрочный прогнозы помогают выявить приоритетные профессии (специальности) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования [1].

Прогнозирование должно быть достоверным, так как в дальнейшем, развитие перспективных направлений экономики и социальной сферы региона и страны в целом зависит от обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

Основой обеспечения эффективного функционирования рынка труда является реализация системы государственных мер, направленных на регулирование предложения труда и повышение качества рабочей силы. В рамках этой системы мер требуется создание надежной информационно-аналитической основы для принятия решений о путях и методах обеспечения кадровых потребностей региона, а также адаптация профессионального образования к потребностям рынка труда.

В дополнение к вышеуказанным мерам необходимо создание условий для улучшения демографической ситуации региона и использование возможностей международной и межрегиональной трудовой миграции для сохранения и развития квалифицированного кадрового потенциала региона. Повышение мобильности трудовых ресурсов на региональном рынке труда, является необходимым условием для сокращения территориального дисбаланса спроса и предложения, достигается путем перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости, с учетом структурных сдвигов в реальном секторе экономики региона.

Важным аспектом эффективного функционирования рынка труда следует отметить совершенствование региональной системы управления качеством рабочей силы. Система управления включает:

— систему профессиональной ориентации, повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, повышение статуса в обществе человека труда;

— непрерывное и дополнительное профессиональное образование для постоянного опережающего повышения и поддержания уровня квалификации кадров и быстрой адаптации населения к динамично меняющимся условиям на рынке труда;

— развитие региональной системы внутрипроизводственного обучения персонала.

Выполнению перечисленных мероприятий будет способствовать совершенствование системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики региона в кадрах необходимой квалификации с учетом отраслевых и региональных приоритетов развития.

1. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2007. 680 с.

2. Михайлова В.Е. Образовательная политика в подготовке кадров для экономики страны // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. — № 8. – С. 124 – 127.

3. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: моногр. / А. Г. Мокроносов [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 111 с.

Взаимодействие рынка труда и системы образования

По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируется взаимодействие рынка труда и системы образования, исследуются про­блемы занятости на рынке. Рассматриваются такие понятия, как сценарное прогнозирование, сценарный прогноз, сценарный метод. Перечисляются различные способы прогнозирования в ус­ловиях нестабильности существующей среды, в том числе прогнозирование развития системы высшего образования.

The paper analyzes the relationship of the labor market and the education system, with the problems of employment in the market. The concepts such as scenario forecasting, scenario forecast, the scenario method are discussed. The different ways of predicting the instability of the existing environment, including the prediction of the higher education system are listed.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 1

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу: 0,332

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:

‘> Норм. цитируемость по направлению: 0,346

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 4

‘> Тематическое направление: Economics and business

Статья на тему » Взаимодействие системы высшего профессионального образования с рынком труда».

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.

Подготовка высококвалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов являются одними из приоритетных задач, решение которых является условием для стабильного экономического развития России, и её интеграции в мировое экономическое пространство. Современная ситуация на рынке труда в стране предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы, которая должна обладать достаточно значительным профессиональным, образовательным и квалификационным потенциалом. Благодаря преобразованиям современного общества проблема эффективного обеспечения социально-экономического развития полноценными кадрами стала наиболее актуальной. В последнее время обострилось противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах и предлагаемыми трудовыми услугами, в том числе выпускников высших профессиональных учебных заведений. Отсюда возникает необходимость приведения в соответствие структуры спроса и предложения рабочей силы. В связи с этим эффективное взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда приобретает особую значимость.

1.1. Актуальные проблемы системы высшего образования.

Актуальной проблемой отечественного профессионального образования является его некоторая изолированность от рынка труда. Разнонаправленные интересы системы профессионального образования и рынка труда порождают неадекватность структуры, качества и количества предложения трудовых услуг молодых специалистов – выпускников профессиональных учебных заведений –по отношению к действительным потребностям экономики. В сложившихся обстоятельствах система профессионального образования ориентируется в основном на потребителей своих услуг – абитуриентов и их родителей, которые одновременно выступают в роли и потребителей и заказчиков образовательных услуг. Вследствие этого профессиональные учебные заведения осуществляют обучение по тем направлениям и специальностям, которые наиболее востребованы данными субъектами рынка образовательных услуг. В результате потребности работодателей в специалистах определенного профиля зачастую не учитываются вузами. Вместе с тем очевидно, что система профессионального образования не может быть автономна от работодателя. Все это приводит к отставанию системы профессионального образования от потребностей рынка труда. Приоритетная ориентация учебных заведений на существующую конъюнктуру профессий и специальностей способствует возникновению избытка выпускников по некоторым из них, в то время как по другим профессиям ощущается дефицит работников.

Читать еще:  График спроса на рынке труда

К примеру, предложение менеджеров разного уровня, юристов, экономистов превышает спрос примерно в 2 раза. Тем не менее массовая подготовка данных специалистов продолжает осуществляться в высших учебных заведениях. Меньшинство выпускников планирует работать в сфере образования и производства. При этом и учащимся, и родителям известно, что самыми дефицитными и востребованными у работодателей являются рабочие профессии. В целом можно сказать, что список профессий, из которого обычно выбирают выпускники школ, очень беден. Здесь присутствует профессиональная дезориентация молодежи, которая зачастую не имеет достоверной информации о рынке труда и принимающей решение о будущей образовательной карьере, исходя из отрывочных сведений и интуиции.

Главным критерием, определяющим престижность профессии для современной молодёжи, в большинстве случаев является высокий уровень заработной платы. Далее следует перспектива карьерного роста, который, у многих ассоциируется с финансовым благополучием. К сожалению, такие немаловажные факторы, как творческий и интересный характер работы, значимость для общества, и возможность самореализации, как правило, не являются решающими при выборе профессии.

1.2. Высшее образование – общепринятая норма или путь к успеху на рынке труда?

Наличие у человека высшего образования в настоящее время рассматривается в качестве некоей нормы, необходимости. При этом школа выступает как «подготовительная площадка» для поступления в вуз, а высшее образование воспринимается в качестве обязательного условия для достижения жизненного успеха. Большинство россиян считают, что высшее образование является неотъемлемой частью жизни, остальные придерживаются иного мнения. Данная тенденция особенно характерна для молодёжи, которая твёрдо убеждена в ценности высшего образования.

Одной из причин высокого престижа высшего образования заключается в том, что большинство наших соотечественников усматривают в нем непременное условие повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.

В силу своей популярности и престижности в общественном сознании высшее образование расширяет платные виды образовательных услуг, укрепляет свой негосударственный сектор. В настоящее время в России обучаются 7049,8 тыс. студентов. Полностью оплачивают свое обучение более 40 % из них .

В последнее время более ясно проявляется тенденция получения высшего образования ради диплома: абитуриенты, выбравщие вуз для поступления или поступив в него, не определились с выбором профессии и зачастую даже не ставят такую задачу. При этом многие, поступая в вуз после завершения обучения в школе и не определившись окончательно с выбором своей профессиональной деятельности в дальнейшем, планируют получение второго высшего образования – «для профессии». Такое сознательное затягивание профессионального выбора свидетельствует о низкой эффективности профориентационной работы, проводимой с молодёжью, о недостатке информации о вакансиях рынка труда, о низком уровне прогнозирования потребностей квалифицированных кадров для нужд экономики, о недостаточной мотивации выпускников школ на те профессии, которые действительно будут востребованы в перспективе.

Слабо выражена связь между получаемыми профессиями и рынком труда: по разным оценкам, через три года после окончания вуза около 20 % студентов вузов работают в областях, связанных с полученной специальностью.

Ситуацию усугубляют проблемы, связанные с переходом системы высшего профессионального образования на бакалавриат – магистратуру. В сознании определённой части общества бакалавр не является «полноценным специалистом с высшим образованием», в то же время магистратура, нацеленная на подготовку научных работников воспринимается многими как дополнительное обучение, которое носит излишне теоретизированный характер. Зачастую выпускники магистратуры, имея довольно высокую самооценку, претендуют соответственно и на высокую зарплату, что противоречит желаниям и готовности работодателей в отношении оплаты труда молодых работников в связи с отсутствием у выпускников практического опыта работы, невзирая на высокий теоретический уровень подготовки последних.

1.3. Дисбаланс в подготовке специалистов .

В последнее время наблюдается дисбаланс теоретической и практической подготовки обучаемых: высокий уровень теоретических знаний не соответствует практической составляющей. Образовательная система продолжает формировать фундаментальные знания на высоком уровне. Вместе с тем данные знания зачастую не являются профессиональными, они носят скорее общий характер. В итоге можно обозначить две важные проблемы в профессиональной подготовке будущих специалистов: дефицит практических умений и навыков и чрезмерная обобщенность теоретических знаний. Вместе с тем работодатели заинтересованы в найме специалистов, владеющих глубокими, но узкоспециальными знаниями.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы в сфере профессионального образования, которые негативно влияют на качество подготовки выпускников :

– недостаточная ориентированность учебных заведений на практическую подготовку будущих специалистов. Без практического опыта эффективным образование быть не может. Сюда же можно добавить проблему недостаточности проектно-исследовательской работы студентов и неэффективности производственных практик;

– проблема квалификации педагогических кадров и проблема несоответствия учебных программ требованиям современной ситуации. Разработанные программы зачастую не отвечают требованиям современного рынка труда;

– низкая оплата труда профессорско-преподавательского состава никак не способствует, тому, чтобы преподаватели вкладывали душу в подготовку высококлассных специалистов. Отток квалифицированных педагогических кадров в другие отрасли негативно отражается на качестве подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

– коррупция, играющая немалую роль в системе образования, порождает множество негативных последствий, а также снижает мотивацию к получению знаний студентами;

– отсутствие точных представлений о потребностях рынка труда в молодых специалистах;

– замкнутость системы образования и отсутствие полноценной оценки качества учебных программ и образовательных учреждений извне. В настоящее время контроль качества профессионального образования реализуется самим образовательным сообществом. Было бы лучше, если работодатели будут не только заказчиками, формирующими те или иные запросы, но и активными участниками процессов развития сферы образования. Только в этом случае можно достигнуть существенных изменений в системе образования.

2.1. Возможные решения данных проблем.

Соответственно возникает необходимость создавать общественно-профессиональные механизмы контроля и оценки качества. Помимо этого составляются независимые рейтинги образовательных программ и учреждений, которые позволяют адекватно отразить ситуацию на образовательном пространстве и стимулировать образовательные структуры профессиональной подготовки к совершенствованию организации и содержания учебного процесса;

– отсутствие ресурсов, необходимых для повышения качества подготовки, которое требует использования в образовательном процессе дорогостоящих технологий, совершенствования материально-технической базы, повышения профессионального уровня преподавательских кадров также является актуальной проблемой высшего образования. Очевидно, что одних бюджетных средств недостаточно для обеспечения требуемой образовательной инфраструктуры. Следовательно, возникает необходимость привлечения корпоративных и частных инвестиций. Для того,чтобы мотивировать работодателей на вложение средств в учебные заведения представляется необходимым повысить финансовую прозрачность, чтобы инвестор мог реально контролировать финансовые потоки и влиять на процесс регулирования деятельности образовательного учреждения. С этой целью следует развивать публичную отчетность и внедрять независимые формы контроля. Решение рассмотренных проблем должно способствовать повышению качества подготовки выпускников профессиональных учебных заведений в соответствии с требованиями работодателей. Развитию взаимовыгодных отношений между работодателями и образовательными учреждениями может также способствовать проведение совместных научно-практических конференций, ярмарок вакансий и профессиональных форумов, которые предоставляют молодым специалистам информацию об имеющихся вакансиях на рынке труда.

Следует отметить, что достаточно эффективным способом дополнительного финансирования должны стать гранты на образовательные программы, выделяемые общественными фондами работодателей на конкурсной основе, а также именные стипендии, предоставляемые наиболее успешным студентам.

Плодотворной формой сотрудничества с учебными заведениями является формирование заказа на подготовку специалистов. При этом основной задачей целевой контрактной подготовки является удовлетворение конкретных потребностей конкретных предприятий, организаций и учреждений в высококвалифицированных кадрах, практическое обучение студентов, их трудоустройство. В данном случае имеет место выделение для предприятия определенного числа целевых мест, организация практик, стажировок, курсового и дипломного проектирования под руководством специалистов предприятия, разработка образовательно-производственных программ, участие студентов и преподавателей в научно-исследовательской работе по тематике предприятия и т.д.

Следует отметить особую потребность современного рынка труда в специалистах нового типа, которые способны быстро адаптироваться к быстро изменяющимся условиям работы. Ценным качеством современного работника является коммуникативная компетентность, что наиболее востребовано в сфере услуг. Молодых специалистов целесообразно обучать методам поиска работы, правилам поведения в деловой среде, прививать им навыки публичной презентации себя и результатов своего труда, воспитывать коммуникационные навыки, формировать умения и навыки работать в команде для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector