Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Косвенные налоги право

Какие налоги являются косвенными

Налоговые обязательства — это платежи в бюджетную систему, которые взимаются с доходов, имущества и иных объектов, признанных налогооблагаемыми. Все обязательства перед бюджетом можно разделить на прямые и косвенные налоги.

Общая характеристика

Ключевая группировка налоговых обязательств подразумевает разделение всех бюджетных платежей на две большие группы: прямые и косвенные налоги, перечень которых приведем ниже. Разберемся, с ключевыми понятиями.

Так, к прямым обязательствам следует относить все платежи, которые взимаются напрямую с имущественных активов налогоплательщика либо с полученных им доходов. Иными словами, налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает транши в бюджет. Причем перечисления осуществляются за счет собственных средств собственника имущества или доходов. Примерами таких НО могут выступать: НДФЛ , ННО, обязательства по имуществу, транспорту, земельным участкам и прочим активам.

К косвенным налогам относится обязательство, которое рассчитывается не напрямую к налоговой базе, а включается в стоимость реализованного или купленного товара, работы, услуги. Простыми словами, продавец при определении конечной цены реализации товара закладывает определенный тариф налогового обязательства. Следовательно, косвенные налоги взимаются с покупателя при осуществлении расчетов за приобретенный товар. Именно покупатель оплачивает учтенный в цене дополнительный тариф. После чего этот тариф, оплаченный покупателем, продавец товаров перечисляет в бюджет.

Иными словами, ключевое отличие заключается в характере изъятия. То есть прямые сборы применяются именно к имущественным или доходным активам налогоплательщика. А непрямые исчисляются как определенная надбавка. В большинстве случаев надбавка устанавливается к стоимости реализуемых активов или услуг. Однако к КН можно отнести и фиксированные платежи, которые определяются независимо от налогооблагаемой базы.

Что такое косвенный налог: определение

Фактически, косвенным налогом является дополнительный тариф, который продавец включил в стоимость реализуемых ценностей или услуг. Однако оплачивать эту наценку приходится покупателю. Продавец — всего лишь посредник, который устанавливает наценку и уплачивает ее в бюджет по окончании расчетов.

Также можно сказать, что к косвенным налогам относят обязательства на потребление. То есть такие платежи в бюджет уплачиваются с объектов, приобретаемых для собственных нужд, то есть для нужд потребления. Такие обязательства еще называют сборы за потребление.

Теперь определим, какой налог является косвенным?

Виды косвенных налогов

Согласно действующему фискальному законодательству, чиновники определили, какие налоги относятся к косвенным. Так, главы 21 и 22 НК РФ устанавливают ключевые нормы применения НДС и акцизов. Именно эти платежи считаются косвенными налогами, обязательными для уплаты в бюджет.

Отметим, что все КН зачисляются в федеральный бюджет. То есть ставки и порядок налогообложения устанавливаются Правительством РФ.

Помимо НДС и акцизных платежей, в пользу государства уплачиваются другие КН: это таможенные сборы и косвенные налоги на бизнес. Рассмотрим особенности каждого НО подробнее.

Самое распространенное налоговое обязательство, которое устанавливается практически на все виды товаров, работ или услуг, реализуемых на территории нашей страты. Также НДС применяют при определении стоимости товаров при ввозе их на территорию России из других государств.

Ставка НДС имеет три ключевых значения: 0 % — льготная, 10 % — для определенного рода продукции, 20 % — распространяется на все остальные товары.

Как мы отметили выше, обязательства оплачивают покупатели реализуемых товаров, работ, услуг. Однако у данного НО имеется обязательное условие — наличие посредника между покупателем и государственным бюджетом. В роли этого посредника выступает продавец.

Акциз

Обязательство, которое распространяется только на определенные виды товаров и произведенной продукции. Например, акцизы включаются в стоимость:

  • бензина;
  • этилового спирта;
  • сигарет;
  • алкоголя;
  • легковых автомобилей;
  • спиртосодержащей продукции;
  • дизельного топлива.

Единой ставки по акцизам не существует, так как значение устанавливается в индивидуальном порядке. То есть отдельно для каждой группы подакцизной продукции. Причем значения утверждаются на календарный год и на 2 последующих.

Таможенные сборы

Платежи, которые уплачивают компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ. Для косвенного налога не характерно наличие фиксированной тарифной ставки. Объем платежей по таможенным пошлинам определяется исключительно из действующих условий соглашений, заключенных между РФ и странами-импортерами.

Расчеты осуществляются на основании деклараций, которые заполняют импортеры. Напомним, что при ввозе продукции в нашу страну необходимо подать декларацию в установленной форме не позднее 15 дней с момента ввоза.

Лицензирование бизнеса

Косвенные налоги, наряду с прочими, включают в себя лицензирование бизнеса. Что это такое? Определенный вид обязательств, который нельзя отнести к прямым. Так, например, для осуществления определенного рода деятельности компания обязана получить соответствующее разрешение. Простыми словами, пройти лицензирование.

Государственные пошлины

Данный вид сборов также можно отнести к непрямым платежам в бюджет. Почему? Государственная пошлина взимается за определенную юридическую услугу, которая оказывается госорганом. Платеж не является обязательным, то есть он оплачивается только тогда, когда налогоплательщику требуется оформить определенное юридическое действие. Значит, к прямым бюджетным траншам отнести госпошлину никак нельзя.

Также размер госпошлины имеет фиксированные значения, которые устанавливаются вне зависимости от имущественных и материальных характеристик экономического субъекта.

Косвенные налоги

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги— это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Законодательством установлена следующая очередность включения в отпускные цены (тарифы) на продукцию, товары (работы, услуги) сумм налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательными актами из выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг):

акцизы (для подакцизных товаров);

налог на добавленную стоимость.

Акциз —плательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок уплаты акцизов определены главой 13 Особенной части налогового кодекса Республики Беларусь (НК), утвержденной 29.12.2009 № 71-З.

Плательщиками, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизных товаров или ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Подакцизными товарами признаются:

1.1. спирт этиловый ректификованный технический;

1.2. алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);

1.3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

1.4. пиво, пивной коктейль.

Для целей настоящей главы пивным коктейлем признается продукт, изготовленный путем купажирования пива или специального пива и других компонентов без добавления этилового ректификованного спирта из пищевого сырья, с содержанием пива в готовом пивном коктейле не менее 50 процентов;

1.5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов.

Слабоалкогольными натуральными напитками признаются — слабоалкогольные напитки, изготовленные без использования этилового ректификованного спирта, спиртосодержащей пищевой продукции (кроме натуральных виноматериалов и сброженных соков), консервантов, подсластителей, искусственных и идентичных натуральным ароматизаторов, синтетических и искусственных красителей;

Слабоалкогольными спиртованными напитками — слабоалкогольные напитки, изготовленные с использованием этилового ректификованного спирта и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, не содержащие подсластителей, искусственных ароматизаторов, синтетических и искусственных красителей;

1.6. табачные изделия;

1.7. автомобильные бензины;

1.8. дизельное и биодизельное топливо;

1.9. судовое топливо;

1.10. газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

1.11. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

1.12. микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704).

Для целей настоящей главы к микроавтобусам относятся автомобили, предназначенные для перевозки не более 17 человек (включая водителя), а также грузовые фургоны (код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8704) грузоподъемностью не выше 1,25 тонны, в том числе переоборудованные из микроавтобусов (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702 и 8703);

1.14. пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Не признаются подакцизными товарами:

2.1. спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь;

2.2. спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

2.3. спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;

2.4. спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

2.5. спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

2.6. побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции;

2.7. коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.

Коньячными спиртами признаются — винный дистиллят с объемной долей этилового спирта от 55 до 70 процентов, изготовленный фракционной перегонкой коньячного виноматериала, реализуемый (передаваемый), ввозимый в емкостях не менее 200 литров для использования в качестве сырья при изготовлении алкогольной продукции;

Плодовыми спиртами — винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не менее 30 процентов, изготовленный в результате перегонки (ректификации) плодового виноматериала, сброженного плодово-ягодного сока, сброженных плодово-ягодных выжимок, дрожжевых и гущевых осадков, плодового спирта — сырца, реализуемый (передаваемый), ввозимый в емкостях не менее 200 литров для использования в качестве сырья при изготовлении алкогольной продукции;

Читать еще:  Как правильно писать сумму в договоре

Виноматериалами — продукция (товары) первичного виноделия, поставляемая (ввозимая) в авто- или железнодорожных цистернах емкостью не менее 1000 дал и предназначенная после выполнения установленных технологических операций на территории Республики Беларусь для обязательной расфасовки (розлива) в тару для розничной продажи;

2.8. дезинфицирующие средства;

2.9. товары бытовой химии;

2.10. легковые автомобили, предназначенные для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

2.11. табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий.

Налог на добавленную стоимостьплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок уплаты налога на добавленную стоимость определены главой 12 Особенной части налогового кодекса Республики Беларусь (НК), утвержденной 29.12.2009 № 71-З.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

Объектами налогообложения признаются:

1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь

2. ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых настоящий Кодекс, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

1. ноль (0) процентов:

товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе товаров, не происходящих с территории государств — участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

работ (услуг) по изготовлению товаров (за исключением переработки ввезенных товаров), вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;

работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации;

Принципами взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) являются:

— принцип взимания налогов по стране назначения товаров — освобождение от налога экспортируемых (вывозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам;

— принцип взимания налогов по стране происхождения товаров — налогообложение экспортируемых (вывозимых) товаров и освобождение от налогообложения импортируемых (ввозимых) товаров.

Взимание косвенных налогов при экспортно-импортных операциях определяется международными договорами о снятии двойного налогообложения.

2. десять (10) процентов:

2.1. при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

2.2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

3. двадцать (20) процентов:

3.1. при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в подпунктах 1, 2 и 4 — 6, а также при реализации имущественных прав;

4. девять целых девять сотых (9,09) процента (10 : 110 х 100 процентов) или шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) процента (20 : 120 х 100 процентов) — при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость;

5. ноль целых пять десятых (0,5) процента — при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней;

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налог на добавленную стоимость исчисляется нарастающим итогом по истечении каждого отчетного периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в соответствующем отчетном периоде.

Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов.

Что такое косвенные налоги

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

НДС делится на исходящий — тот, который продавец выставляет покупателю и получает от него. Еще есть входящий НДС — тот, который сами продавцы платят своим поставщикам, когда закупают у них товар или услуги. Входящий НДС при правильно оформленных документах принимают к вычету — уменьшают на него сумму исходящего НДС. В бюджет нужно заплатить только разницу, то есть налог не со всей суммы выручки, а только с добавленной стоимости конкретного товара или услуги.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 рублей. В этой сумме 5000 рублей — цена товара, а еще 1000 рублей — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 рублей. В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 рублей — и сумму НДС — 1500 рублей. Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 рублей, а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.
Читать еще:  Закон о защите прав сирот

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Преимущества и недостатки косвенных налогов

Косвенные налоги выгодны странам с высоким уровнем жизни населения: чем больше люди покупают, тем чаще они отчисляют в казну косвенные налоги. Гражданам, в свою очередь, не надо откладывать деньги, чтобы заплатить налог в какую-то конкретную дату, — в отличие от прямого налога, например на имущество или доходы.

Кроме того, косвенные налоги удобны для населения тем, что, если человек не хочет платить такой налог, он может не покупать, например, подакцизные товары — сигареты или алкоголь. Но некоторые налоги, например НДС, включены почти во все группы товаров, поэтому, покупая один и тот же продукт по одинаковой цене, и бедный, и богатый платят в бюджет одинаковую сумму.

Чтобы собирать косвенные налоги, государство должно содержать большой штат чиновников, наблюдающих за оборотом товаров. А еще налоговым органам надо отслеживать цепочки вычетов по НДС.

Сбор косвенных налогов идет вразрез с интересами предпринимателей, ограничивает размеры прибыли, потому как не всегда возможно повысить отпускную цену пропорционально увеличению ставки косвенного налога.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами). При введении К.н. производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Таким образом, производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога. Наиболее распространены К.н. в виде акцизов, налога с продаж, фискальных пошлин, таможенных сборов.

Смотреть больше слов в « Экономике и праве »

Смотреть что такое КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ в других словарях:

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

Несмотря на достаточно развившуюся уже литературу по финансовой науке, существуют еще довольно существенные разногласия по вопросу об определении К. на. смотреть

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

Косвенные налоги — Несмотря на достаточно развившуюся уже литературу по финансовой науке, существуют еще довольно существенные разногласия по вопросу об определении К. налогов, в отличие их от прямых. С внешней точки зрения К. налоги определяются, по противопоставлению их прямым, как взимаемые не на основании нормальных или постоянных данных (как, напр., о величине или ценности имуществ, численности лиц и т. п.), а по поводу различных фактов, моментов или действий (напр., размера расходов или потребления, количества производимых или обращающихся товаров или ценностей и т. п.). В последнем случае к К. налогам весьма близко подходят сборы, носящие название пошлин. С еще более внешней точки зрения различие между прямыми и К. налогами установлено во Франции, где прямыми налогами называются такие, которые взимаются при посредстве окладных, большей частью поименных, листов (кадастров), а К. налогами — взимаемые по общим или специальным тарифам. Вследствие такой системы или классификации налоги с денежных капиталов и с наследств являются как бы косвенными, квартирный же налог — прямым. Такой способ разграничения не может быть признан научным и удовлетворительным, так как он находится в зависимости от чисто внешних финансово-административных или бюджетно-технических условий и правил взимания налогов в тех или других странах. Гораздо целесообразнее классификация налогов по признакам внутренним, субъективным или объективным. Прямыми налогами с первой (субъективной) точки зрения являются непосредственно уплачиваемые лицами, на которых они должны ложиться по мысли законодательства; косвенными же — вносимые первоначально одними лицами (посредниками), а затем уже окончательно падающие на других — действительных плательщиков. При всей видимой простоте и удобстве такого разграничения налогов, оно все-таки не может считаться вполне удовлетворительным, потому что на деле очень часто уплата налогов происходит не так, как предполагается по закону, вследствие так назыв. переложения налога (когда одно лицо, долженствующее платить налог, перелагает его на другое), встречающегося не только с К., но иногда и с прямыми налогами. Самым правильным разграничением следует признать основанное на внутренних объективных основаниях, называемых также основаниями экономическими. С такой точки зрения прямыми налогами считаются те, которые взимаются непосредственно с податного источника, т. е. с производительного имущества (капитала) или доходов, а К. налогами — взимаемые с потребления, пользования или вообще с расходов. Значение К. налогов выступает здесь вполне ясно в двояком смысле: во-первых, потому, что они уплачиваются в виде надбавки к расходам или к цене товаров или как вычет из дохода; во-вторых, потому, что расходы (размеры потребления, пользования и т. п.) служат не прямым, а лишь косвенным признаком для суждения о доходе субъектов обложения, как истинном податном источнике. В некоторых случаях внешняя сторона дела находится здесь как бы в противоречии с внутренним смыслом налогов; так, напр., к К. налогам с такой точки зрения вполне справедливо относить налог квартирный и другие, падающие на предметы роскоши, хотя они уплачиваются непосредственно их плательщиками. Налоги с дарений и наследств должны считаться прямыми, как взимаемые с некоторых видов прихода, равно как и налоги процента на денежный (ссудный) капитал, хотя бы он уплачивался не получателем этого дохода (кредитором), а должником, в виде соответственного вычета из платимого по ссудам или займам процента. С точки зрения последней системы, достоинства косвенных налогов заключаются в следующем: 1) при правильном и удачном выборе объектов обложения, К. налоги могут приносить казне такие крупные доходы, которые было бы затруднительнее собрать в форме налога прямого (как напр. у нас — питейный акциз). Это обусловливается тем, что уплата К. налогов производится незначительными долями, исподволь, большей частью в виде надбавок к цене товаров, между тем как прямые налоги обычно уплачиваются сразу, более или менее крупными суммами. 2) Момент уплаты К. налогов большей частью удобен для плательщиков, так как он совпадает обычно с приобретением каких-нибудь предметов, свидетельствующим о том, что у плательщиков имеются деньги. Этот довод, как и большинство других, приводимых в пользу К. налога, применим, впрочем, только к обложению предметов не первой, а более или менее условной необходимости. 3) При помощи косвенных налогов можно привлечь к обложению большие массы плательщиков, которые только с большим трудом и издержками могли бы быть обложены налогами прямыми. Точно так же этим путем достигается обложение таких лиц и доходов, которые почему-либо не обложены или не могут быть обложены прямыми налогами (напр. иностранцы). 4) В некоторых отношениях и случаях взимать К. налоги легче и дешевле, чем прямые, как напр. при провозе через границу, в момент производства и т. п.; при этом продавцы или производители являются как бы безвозмездными посредниками по взиманию налогов. 5) Некоторые писатели видят в К. налогах могучее средство для правительства так или иначе регулировать производство и потребление известных продуктов. 6) Наконец, к числу достоинств К. налогов относят иногда и бессознательность их уплаты, дающую правительству возможность незаметно для подданных взимать с них крупные сборы. С этим последним доводом всего труднее согласиться; это свойство К. налогов можно даже прямо отнести к числу их недостатков. В отдаленные времена, напр. в феодальную эпоху, когда власть центрального правительства была настолько слаба, что короли не считали себя в праве обращаться к своим вассалам и народу с прямыми требованиями об уплате налогов, приходилось прибегать к разным ухищрением, к изобретению поводов для требования денег; отсюда многочисленные прежние пошлины, т. е. платы за различные услуги правительства. Затем, уже помимо всяких услуг, стали изобретаться и вводиться различные налоги, и, по указанным причинам — первоначально в скрытой или менее заметной форме косвенного налога. Однако, даже и в эти отдаленные времена народ очень скоро успевал понять причину быстрого и значительного возвышения цен обложенных К. налогами товаров, и нередко выражал свое неудовольствие в открытых восстаниях, особенно когда облагались предметы первой необходимости. С развитием представительных форм государственного устройства, К. налоги все более и более теряют этот свой (политический) смысл и значение, так как представители народа, в момент вотирования налогов и вообще бюджета, должны возможно более сознательно относиться к осуществлению этой своей важнейшей обязанности; как для них, так и для самих плательщиков должно быть вполне ясно представление о тягости налогов. Но не менее важно это и в неограниченных монархиях, где, за невозможностью для народа прямо защищать свои интересы, само правительство должно определять границы нормального напряжения налоговой способности народа, и в особенности низших его классов. Между тем, К. налоги не только менее доступны сознанию плательщиков, но мешают и ясному представлению правительства относительно их тягости для народа. Другие недостатки К. налогов заключаются в следующем: 1) К. налоги наиболее противоречат основному требованию от хорошего налога — равномерности или соответствию налога доходам его плательщиков. Неравномерность К. налогов — в особенности ложащихся на массу населения, т. е. взимаемых с наиболее распространенных предметов потребления, — вытекает из того, что в бюджете беднейших классов общества сравнительно гораздо большую долю расходов поглощают предметы первой необходимости или хотя и не безусловно необходимые, но вошедшие во всеобщее употребление. Следовательно, и налоги на эти предметы составляют гораздо большую тягость для менее состоятельных классов общества. В некоторых случаях предметы первой необходимости — напр., хлеб, соль и т. п. — потребляются низшими классами даже в абсолютно большем количестве в сравнении с высшими, так как пища последних вообще гораздо разнообразнее, и потому вышеуказанные предметы не играют для них столь важной роли среди питательных продуктов. Если же облагаются такие распространенные предметы потребления, как крепкие напитки, табак, чай, сахар и т. п., то обложение является все-таки неравномерным, потому что некоторые совсем их не потребляют, а другие — сравнительно в меньшем количестве. 2) Косвенные налоги, по техническим условиям их взимания, весьма стеснительны для производства облагаемых ими продуктов, вызывая необходимость регламентации этих производств, ради контроля над количеством производимых предметов. Система взимания косвенных налогов в большинстве случаев (акцизы) заключает в себе стеснения для более мелкой промышленности и косвенное поощрение более крупной, а это само по себе несправедливо, потому что крупная промышленность имеет и без того много экономических выгод в сравнении с мелкой. 3) Издержки по взиманию косвенных налогов хотя на первый взгляд и кажутся меньшими, чем при прямых налогах, благодаря непосредственному обложению лишь более ограниченного числа производителей (в сравнении с массой потребителей), но в действительности они гораздо значительнее, так как требуют обширных и дорогих учреждений, наблюдающих за сбором этих налогов. Так в России издержки по взиманию всех внутренних К. налогов (акцизов) составляют, по отношению к общей сумме их поступлений — 3,17%, а по отношению к таможенным сборам даже 8,75%, или всего в среднем по всем К. налогам 4,60%. Между тем наши прямые налоги вызывают издержки по их взиманию лишь в размере 2,18% всей суммы поступлений. Эти цифры представляют собой только издержки казны: население уплачивает еще много лишнего вследствие того, что к цене товаров нередко делаются продавцами, для округления сумм или просто под предлогом налогов, более или менее крупные надбавки. Случается также, что при отмене или понижении К. налогов цена обложенных ими товаров понижается не на всю цифру сложенного налога, а на меньшую сумму. 4) Более частые в К., чем в прямых налогах изменения окладов вызывают иногда особые виды торгово-промышленной спекуляции и вообще ими вносится в хозяйство неопределенный элемент усиленного риска, неблагоприятно отзывающийся на налогах промышленной жизни страны. 5) Увеличение одного из наиболее распространенных видов К. налогов — таможенных пошлин, — влечет за собой вздорожание не только ввозимых из-за границы, но и соответственных предметов внутреннего производства. Такие последствия являются иногда прямой целью покровительственной системы, иногда же — бессознательным результатом целей чисто финансовых (фискальных). 6) Наконец, доход от К. налогов не имеет той твердости и устойчивости, как доход от прямых налогов. Это объясняется тем, что сумма поступлений от К. налогов определяется всегда только более или менее приблизительно, не на основании твердых кадастровых, окладных или тому подобных данных, а по поступлениям предыдущих лет, вследствие чего часто бывают значительные ошибки и уклонения от сметных предположений. Таковы главнейшие недостатки К. налогов, перевешивающие их достоинство; тем не менее, ни одна финансовая система не обходится без К. налогов, а большей частью К. налоги даже преобладают над прямыми. В главнейших европейских государствах К. налоги составляют следующую часть поступлений от всех налогов (но не из других источников):

Читать еще:  Как правильно уволить водителя

Косвенные и прямые налоги

Виды налогов, распределение налогов

Налог — это, установленная государством обязательная плата, взимаемая с предприятий и населения.

Возникновение процесса взимания налогов обусловлено необходимостью вынужденного отчуждения государством определенной части созданной вновь стоимости в денежном выражении для удовлетворения возникающих общественных потребностей. Налог является основным доходом государственного бюджета, размер которого определяет парламент. Существование налогов способствует созданию финансовых, целенаправленных государственных фондов, которые соответствуют конкретным потребностям государства и общества в целом.

Все налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Среди разных видов налогов выделяют:

  • налог на прибыль предприятия, частных лиц и другое, налог на заработную плату и отчисления на социальное страхование;
  • налог с продаж, акцизы и т.д.;
  • налог на собственность, на наследство, все виды недвижимости и землю.

В налоговой системе существует понятие социальная справедливость. Такая справедливость устанавливает налоговые ставки и предусматривает налоговые льготы в таком размере, чтобы они уравнивали условия налоговой нагрузки и не оказывали негативного воздействия на малодоходные предприятия и различные группы населения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Распределяются налоги следующим образом: около 1/3 прямых налогов остается в бюджете центральной власти, а в бюджет субъектов РФ направляется 2/3 налога на прибыль, НДС в пользу центра. Такое соотношение косвенных и прямых налогов можно объяснить тем, что для сбережения государственной монополии на природное богатство страны абсолютно все суммы НДС, акцизов по нефти и нефтепродуктам, углю относятся к собственным доходам федерального бюджета. Косвенные налоги гарантируют государству получение необходимых ресурсов для выполнения общественных функций.

Система налогообложения является конечным органом, который распределяет доходы между населением. Одним из основных федеральных налогов России является НДС. Налог на Добавленную Стоимость является разновидностью налога с оборота, а также является одним из способов изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости.

Прямые налоги

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Прямые налоги – это разновидность налогов, взимаемых государством с доходов населения (любой вид прибыли, проценты, заработной платы) или же с имущества налогоплательщика (ценных бумаг, строений, земли). Такие налоги называют прямыми так как определенные средства, внесенные налогоплательщиком, напрямую направляются в казну.

Прямые налоги оплачиваются налогоплательщиком непосредственно в казну. К ним относятся платы за прибыль и имущественные налоги. Все, кто получает прибыль или владеет объектами налогообложения обязаны платить прямые налоги. Прямые налоги являются классическим образцом налогообложения, ее характерной чертой является сложная схема расчета.

Налогом облагается прибыль предприятия или физического лица, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции, (выполненных работ, оказанных услуг), основного капитала, и любого другого официального имущества, от внереализационных доходов за вычетом суммы, потраченной на получение этих доходов.

В Российской Федерации существует несколько способов взимания основных видов прямых налогов: прямые налоги, взимаемые с юридических лиц, и физических лиц; поимущественный налог с населения; налог с полученного имущества, в порядке наследования или дарения; налог на имущество транспортных средств.

Все прямые налоги можно подразделить на пять основных видов:

  1. Подоходный налог. Взимается только с физических лиц — проживающих постоянно на территории Российской Федерации, с иностранных граждан. Ставка такого налога составляет минимально 12% и максимально 45% от прибыли. Налогом не облагаются: все виды пенсий; пособия государства по социальному страхованию; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг.
  2. Налог на прибыль. Взимается с юридических лиц и составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Только чистый доход предприятия подлежит обложению налогом, он составляет до 35%. На основании деклараций, предъявленных предприятиями, собственники и уплачивают налог на прибыль.
  3. Социальные взносы. Взносы на социальное обеспечение, налоги на заработную плату и рабочую силу. Такие выплаты осуществляются частично работодателями, частично лично работающими.
  4. Поимущественный налог. Взимается на имущество, такое как: земельный участок, недвижимость, наследство и дарение. Перераспределение богатства -главная задача, определяющая размер поимущественного налога.

Налоговая декларация юридического лица — это заявление налогоплательщика, в котором указан размер его доходов. Такие виды прибыли, как прибыль от полученных процентов по облигациям, ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, акциям, а также прибыль от долевого участия в ином предприятии облагаются особо по ставке 15%.

Косвенные налоги

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара); налог на добавленную стоимость; на наследство; на сделки с ценными бумагами и недвижимостью и другие. Такие налоги полностью или частично включаются в стоимость товаров или услуг. При реализации товаров или услуг собственник получает налоговые суммы, которые обязан перечислить государству. Связь государства с плательщиком происходит через объект обложения.

О платежеспособности плательщиков можно судить только на основании связующих моментов. В косвенном налогообложении очень трудно осуществить мерное распределение обложения. Косвенные налоги обладают рядом преимуществ и недостатков.

Косвенные налоги важны для государства в качестве фактора управления процессами внутренней экономики, воздействия на покупателей.

Косвенные налоги позволяют:

  • влиять на потребление;
  • регулировать спрос населения на определенные товары и услуги;
  • оказывать воздействие на потребление;
  • равномерно по всей территории страны распределять налоговую нагрузку.

Косвенные налоги способствуют улучшению общей картины налоговой нагрузки в стране, помогают быстро ликвидировать в бюджете страны «дырки», так как денежные средства поступают в казну сразу после актов купли-продажи и после сделок.

Косвенные налоги являются в определенной степени добровольными. С помощью косвенных налогов происходит регулирование внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия и хозрасчетный доход. Косвенные налоги помогают государству получить в свое распоряжение необходимые ресурсы для выполнения общественных функций. С помощью данных налогов финансируются расходы по социальному обеспечению.

К косвенным налогам относятся:

  1. Налог на добавленную стоимость. Выплачивается производителем на всех стадиях производственного процесса. Налог включается в итоговую стоимость продукции, поэтому фактически данный налог оплачивает покупатель.
  2. Акцизы. Вводятся на сверхприбыль, на очень популярные товары. Входят в стоимость товара.
  3. Выплаты за государственные услуги (плата за получение лицензии).
  4. Таможенные пошлины.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector