Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штраф за налоговое правонарушение

Ответственность за налоговые правонарушения.

Нарушение законодательства о бухгалтерском и налоговом учете влечет за собой наложение штрафных санкций.

Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует ответственность за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Понятие грубого нарушения

Под грубым нарушением правил ведения налогового учета, согласно абз.3 п.3 ст.120 НК РФ, понимается:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур;
  • отсутствие регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие регистров налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета, согласно ст.15.11 КоАП РФ, понимается:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%;
  • нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.

Штрафы за налоговые правонарушения

В Налоговом Кодексе за грубое нарушение правил учета предусмотрены следующие административные штрафы:

— если нарушения совершены в течение одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 10 000 рублей;

— если нарушения совершаются в течение более одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 30 000 рублей;

— если нарушения повлекли занижение налоговой базы, штраф взыскивается в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, но если выяснится, что нарушения законодательства совершены умышленно, штраф составит 40 % от неуплаченной суммы налога.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, а так же порядка и сроков хранения учетных документов грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Как избежать административной ответственности

При грубом нарушении правил налогового учета, повлекшем за собой занижение налоговой базы, ответственности можно избежать, если представить уточненную налоговую декларацию.

Статьей 81 НК РФ установлено, что выполнение данного требования до того как ошибки будут выявлены сотрудниками ИФНС или налогоплательщику станет известно о назначении в отношении себя выездной налоговой проверки, может позволить ему избежать налоговой ответственности если:

— уточненная декларация представлена по истечении срока сдачи первичной декларации, но до истечения срока уплаты налога;

— уточненная декларация представлена после истечения срока подачи первичной декларации и срока уплаты налога, но до подачи уточненной декларации произведена уплата недостающей суммы налога и пени. Уплата пени в данном случае является обязательным условием освобождения от ответственности (пп.1 п.4 ст.81 НК РФ).

Избежать ответственности за грубое нарушение правил бухгалтерского учета, согласно п.2 примечаний к ст.15.11 КоАП РФ, возможно в следующих случаях:

— исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном российским законодательством порядке;

— представления уточненной налоговой декларации и погашения соответствующей недоимки, а также уплаты пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового Кодекса.

Штрафы за несданную вовремя отчетность

Сроки представления деклараций в налоговые органы определены нормами НК РФ. По каждому налогу эти сроки различны. Налоговые санкции за несданную вовремя отчетность установлены статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации.

Расчет штрафа производиться за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, но не более 30% от отраженной в этой декларации суммы налога и не менее 1 000 рублей.

За непредставление в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности, декларации по налогу на прибыль организации (авансовый расчет), расчета по авансовому платежу по налогу на имущество, сведений о среднесписочной численности, справок по форме 2-НДФЛ и прочих сведений и отчетов, согласно п.1 ст.126 НК РФ взимается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

За непредставление отчетности также налагается административный штраф. Административный штраф налагается одновременно с налоговой санкцией и не заменяет ее.

Статьей 15.5 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 300 до 500 рублей.

Статьей 15.6 КоАП РФ для должностных лиц организации предусмотрены административные штрафы в размерах от 300 до 500 рублей в случае с опозданием сдачи либо с отказом от сдачи бухгалтерской отчетности, а также прочих сведений и отчетов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Снижение штрафных санкций за налоговые правонарушения

Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

Смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:

— совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

— тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Иными смягчающими ответственность обстоятельствами могут быть признаны:

  • отсутствие реального ущерба бюджету государственного внебюджетного фонда (нарушение не повлекло возникновения недоимки по уплате налогов);
  • совершение правонарушения впервые;
  • незначительный пропуск срока подачи деклараций и отчетности;
  • необходимость доставки документов из другого населенного пункта;
  • большой объем истребованных документов;
  • отсутствие (увольнение, отпуск, командировка) главного бухгалтера и другие.

Перечень смягчающих обстоятельств НК РФ не ограничивает.

В данной статье освещены нормы законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету, а также ответственность за их нарушения. Также законодательством предусмотрены штрафы за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, нарушения сроков подачи статистической и экологической отчетности, нарушения в области пенсионного обеспечения и социального страхования.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

За консультацией по вопросам ответственности за нарушения правил бухгалтерского и налогового учета, а так же по вопросам ответственности за нарушения других норм законодательства РФ Вы можете обратиться к специалистам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются:

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Читать еще:  Дефектная или дефектовочная ведомость как правильно

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Ответственность за налоговые правонарушения

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 2530 раз

Библиографическое описание:

Саргсян, С. М. Ответственность за налоговые правонарушения / С. М. Саргсян. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9072/ (дата обращения: 10.04.2020).

В условиях современной экономики все частым явлением становятся налоговые правонарушения. Они представляют собой, согласно ст. 106 налоговому кодексу Российской Федерации (далее НК РФ), виновно совершенные противоправные (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяния (действие или бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, за которые НК РФ установлена ответственность [1].

Вообще, ответственность является средством государственного принуждения, благодаря которому реализуется гарантированная Конституцией защита прав человека, гражданина и общества в целом, а также исполнение гражданами предписанных правом обязанностей. Одной из таких обязанностей, согласно ст. 57 Конституции РФ является уплата установленных налогов и сборов.

НК РФ устанавливает определенный перечень налоговых правонарушений, за которые, безусловно, предусмотрены соответствующие санкции. Им в НК РФ отведена целая глава (гл. 16), а именно:

  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);
  2. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);
  3. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);
  4. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 НК РФ);
  5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
  6. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);
  7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
  8. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ);
  9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);
  10. Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ);
  11. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);
  12. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);
  13. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ) [2].
Читать еще:  Соблюдение санитарных правил обязательно для

Законодатель выделил следующие виды ответственности за налоговые правонарушения: налоговая, административная и уголовная. Что касается мерой ответственности, то она выражается в форме денежных взысканий (штрафов) в определенном законодательством размере. Особенностью в данной сфере является то, что при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (раскаяние, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда и др.) установленный размер санкции подлежит уменьшению не менее чем в два раза, а при наличии обстоятельств отягчающего характера (повторное совершение однородного правонарушения в течение года; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения и др.), установленный размер санкции увеличивается в 100 %. Также, налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке.

Как было отмечено выше, существуют несколько видов ответственности за налоговые правонарушения, одной из которой является административная. Она отражена в ст. 15.3–15.9 и 15.11 КоАП. Например, п. 1 ст. 15.3 КоАП устанавливает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговый орган в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей [3]. Из текста статьи видно, что субъектом данного правонарушения является должностное лицо, однако на практике, зачастую возникает правовое непонимание. Так, например, в Волгоградской области в 2003 году рассматривалось дело некоммерческого партнерства «Круг», которое выдвинуло требование о признание недействительным привлечение их налоговой инспекцией к налоговой ответственности в виде взыскания пяти тысяч рублей штрафа на основании п. 1 ст. 116 НК РФ, согласно которому НП «Круг» зарегистрировано налоговой инспекцией 12.08.02, а заявление о постановке на налоговый учет подано ответчиком 05.09.02 г., то есть с грубым нарушением установленного срока. Налогоплательщик же ссылался на то, что НК «Круг» должно быть привлечено к ответственности на основании КоАП, а не НК РФ. Суд по данному делу отказал истцу в его требованиях, обосновывая тем, что на основании п. 1 ст. 15.3 КоАП к ответственности привлекается должностное лицо организации, а в данном случае к ответственности за нарушение сроков постановки на налоговый учет привлечено юридическое лицо — НП «Круг», что не исключает привлечение должностного лица организации за административное правонарушение.

Еще одной разновидностью, и пожалуй самой распространенной за налоговые правонарушения, является налоговая ответственность, которая содержится, например, в ст. 126 НК РФ. Так, п. 1 данной статьи предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также пунктом 1.1 настоящей статьи, в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ [4].

Однако на практике все складывается иначе. Так, зачастую налоговый орган, запрашивая документы, не указывает их количество, что приводит к тому, что налогоплательщик вместо 100 договоров представляет 80, соответственно, в данном случае налоговый орган исчисляет штраф в размере 16 000 рублей (80*200 р.). Но по закону штраф должен был высчитываться исходя из количества запрошенных налоговым органом документов, но не представленных налогоплательщиком. На этот счет, постановление ФАС Поволжского округа от 5 декабря 2006 г. по делу N А57–12181/05 констатирует, что «Примененная налоговым органом методика исчисления штрафа «исходя из количества фактически представленных, а не запрашиваемых документов» создает неравное положение между налогоплательщиком, представившим документы, так как штраф, рассчитанный исходя из количества представленных документов, в данном случае будет составлять большую сумму, чем штраф, исчисленный из количества запрашиваемых документов [5].

Завершающей и наиболее строгой разновидностью ответственности за налоговые правонарушение является уголовная. Так, согласно ч. 1 ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере,- наказывается штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет или без такового.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что законодатель путем введения различного рода ответственности воздействует на общественные отношения в сфере налогового права и предупреждает совершения налоговых правонарушений. Однако из приведенных выше примеров видно, что в законодательстве все же существуют некоторые пробелы, над которыми нужно работать.

В современных условиях механизм доработки налогового законодательства работает в полной мере. И как отметил Лазарев В. В. постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации — заместитель начальника Правового управления, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН «устранить пробел в праве можно лишь путём дополнительного нормотворчества» [6]. И действительно, на сегодняшний день вырабатываются множество законопроектов, которые существенным образом восполняют некоторые пробелы, существующие в законодательстве.

Так, в Госдуме предлагается провести реформу, согласно которой в КоАП войдут новые статьи налоговых правонарушений (неуплата или неполная уплата сумм налогов и сборов), за которые сейчас административная ответственность не предусмотрена.

Благодаря этим нововведениям планируется унифицировать нормы в КоАП, а также расширить круг субъектов налоговой ответственности, а именно ввести в качестве таковых индивидуальных предпринимателей, компании и должностные лица.

Однако вместе с этим, планируется ужесточить санкции за некоторые правонарушения в сфере налогов. Некоторые из них можно увидеть в нижеприведенной таблице.

Налоговые штрафы

Штрафы ФНС РФ в качестве меры воздействия на нерадивых налогоплательщиков применяет достаточно часто. Налогоплательщик обязан оплатить его наряду с налогом на основании требования инспектора. Конечно, при несогласии с вынесением решения о назначении санкции налогоплательщик вправе оспорить его в суде.

Законодательная основа

Налоговые штрафы — это санкция, денежное взыскание за совершение налогового правонарушения. В соответствии со ст. 114 НК РФ это мера материальной ответственности, размер которой устанавливается на основании норм закона в зависимости от серьезности правонарушения. При наличии смягчающих обстоятельств (тяжелое материальное положение физлица, совершение нарушения под угрозой, в результате стечения тяжелых обстоятельств, суд и налоговый орган вправе в качестве смягчающих принять и другие ситуации) сумма штрафа должна быть уменьшена не меньше чем вдвое.

Порядок оплаты

Как заплатить штраф в налоговую? На основании ст. 45 НК РФ сделать это может как сам должник, так и его представитель. В соответствии с разъяснениями ФНС РФ, если оплата штрафа налоговой инспекции производится представителем, в полях платежного документа «ИНН» и «КПП» ставятся значения, соответствующие данным самого должника. При отсутствии ИНН и при уплате за физлицо в полях «КПП» и «ИНН» значения не проставляются или указывается 0.

Физлицо может совершить перечисление суммы через Личный кабинет на официальном сайте ФНС или оформить там документ и затем обратиться в любой коммерческий банк. КБК для штрафов устанавливается особенный, не такой, как для основных платежей. В нем значения с 14 по 17 цифры всегда устанавливаются 3000.

Исковая давность

Это понятие означает период, в пределах которого возможно осуществление судебной защиты прав заинтересованного лица. Срок исковой давности по штрафам налоговой устанавливается в ст. 113 и 115 НК РФ и именуется «срок давности взыскания», так как и сама ИФНС может выставлять обязательные требования и совершать некоторые действия по принудительному исполнению своих решений (обращение на средства в банке или за счет электронных денежных средств).

Читать еще:  Гражданско правовой договор на выполнение услуг

Общий равняется трем годам, как и по иным требованиям. Однако есть специфика в его расчете. Так, в соответствии со ст. 113 НК РФ срок отсчитывается со дня совершения правонарушения или со дня, следующего за налоговым периодом, в котором оно было совершено.

Второй вариант применяется в случае:

  • грубого нарушения правил учета объектов налогообложения, а также доходов и расходов;
  • неуплаты обязательного платежа или неполной его уплаты.

Если лицо препятствует проведению проверки, давность не рассчитывается за этот период. Это правило касается только привлечения к ответственности. То есть, в течение периода в три года с момента совершения нарушения гражданин и организация могут быть привлечены к ответственности. Порядок реального взыскания денег иной.

Порядок взыскания

Для организаций и ИП он следующий:

  • в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения о начислении штрафа ИФНС направляет нарушителю соответствующий акт;
  • если требования не исполнены — не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного для исполнения требования, налоговики могут обратить взыскание на доступные денежные суммы на счетах и т.д.;
  • если в течение двух месяцев ничего не предпринято, есть еще шесть для обращения в суд за счет имущества.

В случае если должником является физлицо, за взысканием штрафа в сумме, превышающей 3000 рублей, налоговики могут обратиться в суд в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования. В отношении других сумм действует «накопительная» система.

Если в течение трех лет с момента, когда истек период исполнения самого раннего требования об оплате на сумму менее трех тысяч рублей, долг конкретного лица с учетом всех новых требований превысит указанную сумму, заявление в суд будет предъявлено в течение полугода со дня, когда долг в общей сумме превысил три тысячи рублей.

Если же за 3 года долг гражданина так и не превысил 3 000 рублей, иск в суд будет подан в течение полугода со дня истечения такого трехлетнего срока.

Ответственность за неуплату налогов в 2020 году

Граждане Российской Федерации, согласно законодательству страны, обязаны вносить в бюджет налоги. Невыполнение таких норм независимо от причины тянет за собой меру наказания, которая определена в разных размерах.

Виды налогов

Между налогообложением граждан страны и организаций существуют значительные отличия. В основном физических лиц касаются взносы на имеющееся у них имущество и прибыль.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) оплачивает работодатель.

К обязательным денежным отчислениям в казну державы выделяют такие:

Каждый житель страны, который официально владеет недвижимой собственностью, обязан уплатить имущественный взнос. Для этого он обращается в Федеральную Налоговую Службу (ФНС) и на него регистрируется личный кабинет. Также открывается счет, на который он будет перечислять финансы. Уведомляют человека письменно, отправляя информацию почтой по месту регистрации.

В случае не обращения человека в государственные органы, ему сообщаться о начислении налогов не будут.

ИП, ООО и юридические лица вносят такие взносы:

  • НДФЛ на каждого сотрудника;
  • со всех поступлений;
  • на добавленную стоимость;
  • на транспорт;
  • земельный;
  • страховые взносы.

Штрафные санкции за уклонение от обязательной платы в пользу державы в этом году не увеличится, однако, контроль со стороны госслужбы останется строгим.

Законодательная база

Законом РФ предусмотрена оплата отчислений в счет государства всеми лицами независимо от размера их доходов. Отказ от выполнения или незнание соответствующих правовых норм, регламентируемых Налоговым Кодексом РФ, приводит к денежным санкциям или даже к лишению свободы. КоАП и УК РФ предусматривают различные меры воздействия в зависимости от тяжести преступления.

Юридическая ответственность лиц любого вида деятельности значительно отличается между собой. Зависит это от различного размера взносов, которые они вносят.

Налоговый Кодекс определяет такие понятия «неуплаты налогов»:

  • отказ от внесения суммы в полном объеме;
  • сдача отчета позже оговоренной даты;
  • частичная оплата;
  • ошибочный расчет платежа (самостоятельный);
  • уменьшение базовых ставок.

Виды наказания

К ответу могут быть привлечены все граждане страны, которым исполнилось 16 лет. Существуют такие виды:

  • административная — в этом случае человек вынужден будет погасить задолженность и размер выставленной пени за неуплату налогов;
  • уголовная — применяется крайне редко, предусматривает лишение свободы за систематические уклонения от закона и при отказе от перечисления финансов в больших объемах;
  • налоговая — начисляются пени, штрафные санкции.

Виды ответственности за уклонение от уплаты налогов зависит от типа нарушения и оттого, кто его совершил.

Административная

К такому виду контроля привлекаются только должностные лица. ИП и простые граждане не являются субъектом правонарушений по КоАП.

Наказания за неуплату налогов согласно Административному Кодексу выносятся за такие правонарушения:

  • невыполнение сроков отчетности — предусмотрено предупреждение или штрафы за неуплату налогов от 300 до 500 руб.(ст. 15.5 КоАП);
  • нарушение ведения бухгалтерского учета — денежные санкции в размере 5–10 000 руб. При повторном — от 10 до 20 тыс. руб.;
  • несвоевременная постановка на учет — отводится законом 10 суток после регистрации организации. В этом случае нужно будет компенсировать наказание от 500 до 1000 руб.

Отказ от предоставления необходимых документов сотруднику ИФНС будет стоить нарушителю от 500 до 1000 руб.

Налоговые обязательства

К таким правонарушениям законодательная база относит:

  • глобальное искажения показанных сумм доходов и расходов (ст. 120 НК РФ) — предусмотрен штраф от 10 до 30 тыс. рублей;
  • отсутствие пояснений по НДФЛ и непроизведенные отчисления в условленное время — сумма штрафа за неуплату таких налогов составляет 20% от всех начислений (ст. 123 НК РФ);
  • частичная уплата из-за снижения налоговой базы;
  • деятельность ИП или организации без взятия на учет в ФНС — штраф за неуплату налогов ИП и юридическим лицам в этом случае полагается в размере 10% от дохода за неучтенный период, но не менее, чем 40 тыс. рублей;
  • непредставление декларации — налагается взыскание в размере 5% от суммы доходов;

Отказ от предоставления документов налоговой службе карается санкциями — 20% от объема налога.

Уголовное наказание

Согласно закону могут быть привлечены к строжайшим мерам воздействия за систематические нарушения.

Привлекаются лица, которые были уполномочены передать финансы за плательщика и не выполнили такие действия.

Статья 198 УК РФ

В этой статье указано, что в случае огромной задолженности штраф за неуплату таких налогов юридическим лицом составляет 100–300 тыс. или ограничение свободы на период до 12 мес.

Статья 199 УК РФ

Невнесение взноса в бюджет за прибыль или НДС согласно этой статьи касается главных бухгалтеров, директоров предприятий. Если в обязанности рядового персонала входит оформление бухучета, то он также будет отвечать перед законом.

Ответственность физических лиц

Все граждане должны в обязательном порядке выполнять постановления и законопроекты об уплате отчислений. При его нарушении государство будет их привлекать к ответу. Он предусмотрен разный, в зависимости от вида налога:

  • на прибыль — за трудоустроенных граждан перечисляют средства работодатели. Если доход за год не превышает 512 000 рублей, то ставка составляет 13%. При больших доходах — 23%. Сюда относится штрафы за неуплату налогов за сдачу квартиры, продажа автомобиля или недвижимости. До 1 апреля ежегодно необходимо подавать декларацию в государственные службы;
  • наказание за неуплату имущественного налога физических лиц, который должен быть оплачен до начала декабря будущего года, состоит из пени (умножается сумма долга на количество дней) и штрафных санкций (20% от задолженности);
  • штрафом за неуплату транспортного налога физическим лицом является пеня, которая пропорциональна количеству просроченных дней, а также налагается арест на имущество и транспорт;
  • ответственность за неуплату земельного налога физическим лицом зависит от региона державы. Ежедневно после просрочки стартует пеня и штраф 20-40% от объема задолженности.

Причины привлечения к ответу юридических лиц

Кто несет ответственность перед законом в организациях указано во внутренней документации. Сотрудник, выполнявший обязанности за коллегу, находящегося в отпуске, будет держать полный ответ перед законом.

Существуют такие способы взыскания:

  • пени;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • арест;
  • ограничение свободы до 6 лет;
  • штрафа за неуплату налога за НДФЛ в размере 20% от задолженности;
  • лишение возможности работать на руководящей должности.

Более жесткие меры применяются к группе лиц, чем к одному человеку.

Срок давности по налоговым преступлениям

В НК РФ обозначен период, в течение которого могут государственные службы удержать необходимые взносы. Этот срок составляем три года. По истечении этого времени, если не уплачены деньги и меры по их удержанию не приняты, то гражданин или организация от их возмещения освобождается.

Штрафы за неуплату налогов гражданами в 2020 году или юридическими лицами остаются в силе. Во избежание их нужно своевременно вносить финансы в бюджет государства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector