Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возникновение и прекращение права хозяйственного ведения

Статья 19. Содержание, основания возникновения и прекращения права хозяйственного ведения, оперативного управления

Статья 19. Содержание, основания возникновения и прекращения права хозяйственного ведения, оперативного управления

1. Муниципальное имущество может передаваться муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям:

1) муниципальному предприятию — на праве хозяйственного ведения;

2) муниципальному бюджетному и автономному учреждению — на праве оперативного управления.

2. Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственником имущества, закрепляемого за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, является муниципальное образование.

3. Право хозяйственного ведения, оперативного управления возникает по следующим основаниям:

1) наделение имуществом муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения при его при создании;

2) реорганизация муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;

3) передача имущества Учредителем в хозяйственное ведение, оперативное управление;

4) приобретение имущества муниципальным унитарным предприятием или муниципальным учреждением по договору или иным основаниям;

5) получение плодов, продукции и доходов от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

4. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством для прекращения права собственности.

5. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за муниципальным предприятием или муниципальным учреждением либо приобретенное ими за счет средств, выделенных собственником на приобретение этого имущества.

7. Решение о наделении действующего муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также решение об изъятии закрепленного муниципального имущества принимаются Учредителем предприятия, учреждения путем издания соответствующего акта. В случае если учредителем муниципального предприятия, учреждения является Муниципальное образование «город Льгов» Курской области, решение о наделении и изъятии имущества принимается Городским Советом. Проекты решений Городского Совета о наделении и изъятии имущества готовит Администрация города Льгова

8. Органы местного самоуправления города Льгова в соответствии с законом и иными нормативно-правовыми актами, решают вопросы создания муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, их реорганизации и ликвидации, утверждают их уставы, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности.

9. Администрация города осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, путем проведения периодических проверок.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Комментарий к Ст. 299 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом речь идет исключительно о том имуществе, которое поступает от собственника, а не приобретается предприятием или учреждением от иных субъектов.

По общему правилу это момент передачи такого имущества, что подтверждается актом приема-передачи. В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента. Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о порядке поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника.

Указанные случаи регулируются нормами гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности», поскольку основания приобретения имущества в собственность, хозяйственное ведение и оперативное управление по общему правилу одинаковы. Это могут быть создание вещи, приобретение имущества по договору, приобретение бесхозяйных вещей, приобретательная давность и т.д.

3. Аналогично решается и вопрос о прекращении права, поскольку большинство способов прекращения права собственника применимо и к хозяйственному ведению, и к оперативному управлению.

Возможно ли, что хозяйственное ведение и оперативное управление не могут быть прекращены посредством реквизиции (ст. 242 ГК), конфискации (ст. 243 ГК), выкупа культурных ценностей (ст. 240 ГК), выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК), т.е. когда имущество должно поступить в собственность публичного образования, чаще всего Российской Федерации? Думается, что это в некоторых случаях возможно. Например, когда реквизируется муниципальное имущество в собственность государства или когда происходит выкуп для государственных нужд земельного участка, принадлежащего муниципальному предприятию.

4. Специальное основание прекращения права — правомерное изъятие имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Например, если казенное предприятие не использует имущество либо использует не по назначению, то оно (имущество) у него может быть изъято государством (п. 2 ст. 296 ГК). «…Судами было установлено, — говорится в одном из определений ВАС РФ, — что помещения площадью 386,2 кв. метра без согласования с собственником в лице уполномоченного органа сдавались учреждением в аренду третьим лицам. Выявив, что данные помещения используются не по назначению с нарушением ограничений по распоряжению имуществом, установленным действующим законодательством, управление в соответствии с положениями статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации произвело их изъятие из оперативного управления учреждения. Управление действовало в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, заявленное учреждением требование не подлежит удовлетворению» .

———————————
Определение ВАС РФ от 31 июля 2009 г. N 9333/09.

Правомерное изъятие имущества по решению собственника возможно и в том случае, если есть согласие самого предприятия, что подтверждается судебной практикой. Так, по одному из дел конкурсным управляющим был заявлен иск о признании ничтожной сделки, связанной с изъятием у муниципального унитарного предприятия имущества по постановлениям главы администрации г. Казани, и применении последствий недействительности ничтожной сделки. В иске было отказано по следующим основаниям: «…муниципальное унитарное предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обратилось к собственнику с просьбой об изъятии неиспользуемого имущества; материалами дела не подтверждено лишение предприятия возможности осуществлять предпринимательскую деятельность; хозяйственная деятельность в области перевозок осуществлялась и после изъятия имущества, имеющиеся в материалах дела письма муниципального унитарного предприятия свидетельствуют о том, что предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обращалось к уполномоченному органу по вопросу изъятия у него части неиспользуемого имущества» .

Читать еще:  Продажа трансформаторной подстанции правила условия

———————————
Определение ВАС РФ от 13 февраля 2008 г. N 1399/08.

Предусматривается два основания возникновения права хозяйственного ведения.

Первое — закрепление собственником за унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения имущества. Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публичного образования. Право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества, а в отношении объектов недвижимого имущества — с момента государственной регистрации. Таким образом, для государственной регистрации права хозяйственного необходимо представить в регистрирующий орган:

— акт государственного или муниципального органа о закреплении конкретного имущества за соответствующим предприятием или учреждением;

— акт приема — передачи этого имущества.

Вторым основанием возникновения права хозяйственного ведения является самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием или учреждением. Такое имущество автоматически становится гос. собственностью и поступает в хозяйственное ведение соответствующего юридического лица. Право собственности гос. или муниципального предприятия, учреждения не может возникнуть ни при каких обстоятельствах. Данное имущество не нуждается в закреплении, «согласии собственника», иных актах его волеизъявления. Не требуется и предварительная регистрация права гос. (муниципальной) собственности. На гос. регистрацию права хозяйственного ведения необходимо представить договор о приобретении имущества, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д. Кроме упомянутых документов для гос. регистрации права хозяйственного ведения необходимо представить полный пакет учредительных документов (подлинники и копии или нотариально удостоверенное копии), документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность) или лица, действующего от имени организации без доверенности (приказ о назначении), заявление о гос. регистрации права.

Право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое имущество является документальное подтверждение наличия права гос. или муниципальной собственности. Таким документальным подтверждением может послужить выписка из реестра гос. или муниципальнойсоб-ти. Если право гос. (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г (т.е. до введения в действие Закона о регистрации), оно является юридически действительным и не требует гос. регистрации. В том случае, если право возникло после указанной даты, оно подлежит обязательной регистрации. Российская Федерация, Субъект РФ или муниципальное образование могут распорядиться таким имуществом (в том числе передать его в хозяйственное ведение или оперативное управление) только после гос. регистрации права.

(см. текст в предыдущей редакции)

Право хозяйственного ведения прекращаетсяпо основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности. А также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Прекращением права хозяйственного ведения является правомерное изъятие недвижимого имущества у предприятия по решению собственника, отказе собственника от права собственности; гибели или уничтожению имущества; утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Правомерное изъятие возможно в случае если такое имущество:

1. Является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;

2. Закреплено собственником за указанными правообладателями либо приобретено ими за счет средств выделенных собственником на его приобретение п.2 ст. 296ГК.

Вопрос 2. Представление документов на государственную регистрацию прав. Заявители (лица, представляющие заявления) при государственной регистрации прав. Формы заявлений о государственной регистрации прав и требования к их заполнению. Представление документов на государственную регистрацию прав посредством почтового отправления. (ст. 16 ФЗ № 122-ФЗ, Приказ Минэкономразвития № 722 от 29.11.2013 г.)

Государственная регистрация прав носит заявительный характер. Подача заявлений может быть осуществлена через специализированные пункты приема документов (МФЦ, Кадастровая палата),а так же в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
При этом такое заявление в форме электронного документа представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, путем заполнения формы такого заявления, размещенной на едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в сети «Интернет», и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, а также сторон договора или уполномоченных ими на то лицами в порядке, установленном федеральным законом. При подаче такого заявления нотариусом заявление подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. (Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 722).

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

При подаче заявления нотариусом, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть также представлены работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.

Читать еще:  Постановление правительства москвы 520

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица, запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц. Заявитель вправе представить выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

Заявление о государственной регистрации прав и иные документы могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

В качестве заявителей выступают:

стороны договора или уполномоченные ими на то лица (при наличии у них нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом);

судебный пристав-исполнитель (если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);

орган государственной власти, орган местного самоуправления;

нотариус (в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия;

лицо, право у которого возникает на основании актов государственного органа или актов органа местного самоуправления;

В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение.

Государственная регистрация права проводится без заявления правообладателя при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество.

Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее — посредством почтового отправления).

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления:

— подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;

— сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;

— подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;

— доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

— к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица — представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Вопрос 3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Информационное взаимодействие при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 1198 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Возникновение и прекращение права хозяйственного ведения.

Право хозяйственного ведения на имущество собственника возникает у предприятия с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п.1 ст.299 ГК). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия. Важность этого момента связано с тем. Что начиная с него на предприятие переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закреплённого за ним собственником. И они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами (кроме случаев. Предусмотренных ст.56 абз.2 п.3 ГК), тогда как учредитель-собственник по общему правилу (абз.1 п.3 ст.56 ГК) уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

Прекращение рассматриваемого вещного права происходит не только по общим основанием прекращения соответствующих правоотношений, например банкротство, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в п.3 ст.299 ГК в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самого предприятия допустимо лишь в том же порядке и при

тех же условиях, что и изъятие имущества у собственника (ст.235 ГК). Вместе с тем предприятие не вправе прекращать свои правомочия путём отказа

от прав на имущество подобно собственнику в порядке, предусмотренном ст.236 ГК, ибо это будет являться нарушением права собственности на данное имущество их учредителя (ст.304 ГК).

Заключение

Подводя итоги анализа содержания и правовой сущности права хозяйственного ведения, нельзя не задаться вопросом: почему законодатель—это вещное право, которое он поставил в ряд с правом собственности (абз.1 п.1 ст.216 ГК), всё же значительно сузил по сравнению со своим прототипом правом полного хозяйственного ведения, бывшем ранее в законах о собственности. Такой подход вызван необходимостью более строгого контроля собственника прежде всего публичного (государственного или муниципального), за целенаправленным характером деятельности созданных им юридических лиц-несобственников. В условиях развития рыночных отношений и появления сильного частного сектора экономики конструкциитаких ограниченных вещных прав, как и их субъектов-несобственников, обнаружили свои очевидные слабости и недостатки, скрытые прежними условиями хозяйствования. Один из основных недостатков состоит в значительных возможностях злоупотребления такими организациями (а точнее говоря, их органами) предоставленной им собственником экономической свободой, используемой не в интересах собственника и даже не в интересах такого предприятия, а с целью передачи имущества собственника в частный сектор на убыточных для собственников условиях. Поэтому государство, ещё до введения ГК, вынуждено было соответствующими актами, например, Указ Президента РФ от 14 октября 1992 года № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду», постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 года № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» ограничить правомочия на имущество собственника субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления, которое в последствии и закрепил в ГК законодатель.

Читать еще:  Образец заполнения гражданско правового договора

Кроме того Кодекс специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретённое унитарным предприятием по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение предприятия (п.2 ст.299 ГК). Из этого прямо вытекает, что данные результаты становятся объектом права собственности учредителей предприятия, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления стало имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия на ограниченном вещном праве. (Данный вывод, кстати, совершенно не противоречит поло-

жениям ст.136 ГК, регламентирующей статус поступлений, полученных в результате использования имущества.)

Следовательно, унитарное предприятие ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, что лишает всякой почвы рассуждения о возможности появления «права собственности работников», или их «коллективной собственности» на какую бы то ни было часть имущества предприятия, включая и фонды участия в прибылях или фонды экономического стимулирования. Всё это имущество полностью остаётся объектом права собственности учредителя. Именно поэтому право хозяйственного ведения ни по названию, ни по содержанию не является «полным», близким к праву собственности.

Следует также обратить внимание на одно из условий возникновения права хозяйственного ведения, о котором законодатель прямо не говорит. Как известно Кодекс закрепил право хозяйственного ведения только за унитарными предприятиями, отделив от этого права «учреждения», очевидно по причине того, что они по своему статусу являются как правило некоммерческими организациями и финансируются собственником-учредителем.

Вместе с тем законодатель предоставляет возможность учреждению осуществлять «приносящую доходы» (то есть предпринимательскую) деятельность в соответствии с учредительными положениями, то есть с закреплёнными в них разрешением собственника.

Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретённое за их счёт имущество поступают в «самостоятельное распоряжение» учреждения и учитываются им на отдельном балансе (п.2 ст.298 ГК).

В связи с реализацией указанной возможности учреждение получает два вида имущества, закреплённых за ним на различном правовом режиме и даже по разному оформленных.

Одна часть имущества учреждения, полученная им от собственника по смете, находится у него на праве оперативного управления (п.1 ст.296 ГК). Другая часть «заработанная» самим учреждением и учитываемая на отдельном балансе, находится в режиме особого вещного права, не названном законодателем. Однако характер этого права не оставляет сомнений в том, что оно — право хозяйственного ведения . Поскольку перечень вещных прав, в отличие от прав обязательственных, является закрытым (п.1 ст.216 ГК) и не может включать права прямо не предусмотренные законом. Следовательно к праву учреждения на полученное им таким образом имущество применяются правила ст.295 ГК, и в число субъектов права хозяйственного ведения в таком случае попадают частично и учреждения (см. рис.2). Следовательно эти доходы и приобретённое на них имущество

не могут быть изъяты у учреждений по решениям комитетов по управлению имуществом или других государственных и муниципальных органов, в том числе и в случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению[6].

Учитывая, что учреждения могут быть объектом права собственности любых лиц, в том числе и частных, можно констатировать факт расширения правового поля права хозяйственного ведения. Теперь объектами этого права может являться не только имущество государственной или муниципальной собственности, но и имущество частного лица (см. рис.3).

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право, которое предоставляется государственным и муниципальным унитарным организациям на владение и пользование имуществом.

Момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления

Право хозяйственного ведения – особое право, которое предоставляется государственным и муниципальным унитарным организациям на владение и пользование имуществом, поскольку права собственности данные юридические лица не имеют по закону. В хозяйственное ведение имущество передает собственник на основании положений гражданского законодательства, нормативных актов.

Право оперативного управления, как и передача в хозяйственное ведение, является формой ограниченного вещного права.Понятие «оперативного управления» характерно для гражданского законодательства Российской Федерации.

Передача данных прав унитарному предприятию не означает, что собственник полностью возлагает решение вопросов пользования, распоряжения, владения имуществом на юридическое лицо. Имущество, переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление, принадлежит собственнику, который участвует в организации деятельности юридического лица и распоряжается имуществом.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства:

  • момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом. Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права;
  • момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника.

Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Порядок поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника

Унитарное учреждение не может иметь права собственности, поэтому, права хозяйственного ведения и оперативного управления необходимы для функционирования данных юридических лиц. Учреждение унитарного типа является неделимым, как и имущество, переданное ему.

Главная особенность – учреждение может использовать имущество исключительно, исходя из целей организации, по назначению, законным путем.

Порядок поступления имущества в ведение юридического лица унитарного типа регулируется нормами действующего гражданского законодательства. Особенности вещных прав унитарных предприятий регламентируются нормами главы «Приобретение права собственности» (ГК РФ).

Порядок поступления такого имущества и приобретения ограниченного вещного права подчиняется общим правилам, указанным в нормах гражданского законодательства.

Основания и порядок прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Порядок прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления регламентируется нормами гражданского законодательства. Решение о прекращении может зависеть исключительно от решения собственника.

В исключительных случаях, возможно прекращение путем конфискации, выкупа или реквизиции имущества.

Основания для прекращения права описаны в положениях Гражданского кодекса. Специальное основание – изъятие имущества по индивидуальному решению собственника на законных основаниях. Изъятие должно быть правомерным, не противоречащим нормам права.

В качестве оснований могут выступать:

  • использование имущества не по назначению предприятием;
  • имущество не используется;
  • предприятие используется переданное ему имущество с нарушениями норм законодательства.

Правомерным, согласно закону, является то изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

Например, если речь идет о заключении предприятием сделки, которая должна быть признана ничтожной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector