Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логистический риск это

Логистические риски: виды, классификация и методы оценки

В настоящей работе представлена статья о логистических рисках, их видах, классификациях и методах оценки. Благодаря этой статье можно узнать, как избежать рисков на предприятии или какие существуют методы их устранения.

Ключевые слова: риск, причины возникновения риска, виды рисков в логистике, классификация рисков, система «управления риском», идентификация риска, оценка рисков и определение ущербов, методы оценки рисков

T.I. Gamrekeli,

Scientific adviser — I.V. Moor,

Kansk College of technology ,

Kansk , Russia

Logistic risks: types, classification and evaluation methods

In this paper we presented an article about logistics risks, their types, classification and assessment methods. Through this article you can learn how to avoid risks in the company or what are the ways to address them.

Keywords : risk, causes of risk, types of risk in logistics, risk classification, system, risk management, risk identification, risk assessment and determination of damages, evaluation methods

При логистическом обслуживании товары испытывают множество воздействий в результате производственно — технологических операций, а общее число операций в логистике увеличивается многократно — увеличиваются число и размер рисков, разнообразных по своей природе, но по месту возникновения и характеру классифицируемых как логистические. В каждой функциональной сфере бизнеса есть собственный «набор» специфических рисков, но в логистичекой системе, кроме традиционного набора, возникают особые логистические виды рисков.

Понятие «риск» имеет корни в испано – португальском языке – risk – переводится как, «подводная скала», т.е. опасность. В «Толковом словаре русского языка» приводиться другое определение «риска»: «Действие на удачу, в надежде на счастливый исход», что акцентирует внимание и на другое значение понятие риск – выигрыш или дополнительная прибыль.

И все — таки понятие, «риск» – это вероятность наступления события, влекущего возникновение ущерба.

Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и – если возможно – снижать, уменьшать и предотвращать.

Риски в логистики можно разделить на следующие основные виды:

1.Коммерческий риск — срывы поставок, неготовность груза в срок, нарушение сроков поставки, невыполнение финансовых обязательств сторон в логистической системе;

2.Риск утраты имущества из-за стихийных бедствий, неблагоприятных условий транспортировки;

3.Риск утраты имущества по причине забастовок, массовых волнений, военных действий;

4.Риски обусловленные нарушением техники безопасности и пожарной безопасности;

6.Риски экологические (происшествия с товаром либо не соответствия его свойств упаковке, которые может нанести ущерб окружающей среде);

7.Технический риск — отказ и поломка транспортного средства и, как следствие, возможные задержки доставки груза и повышение вероятности иных рисков;

8.Риски, причиной которых является низкая квалификация контрагентов в логистической системе — халатность, утрата документов, их задержка и т. п.;

9.Риск гражданской ответственности от нанесением ущерба третьим лицам.

Итак, под риском будем понимать возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно — хозяйственной, финансовой или другой деятельности организации.

В любой практической реализации логистическая система, от процесса движения грузов до процессов перемещения заказов в рыночном пространстве, охватывает большое количество разнородных аспектов, работа которых находится под воздействием различных факторов и сопряжена с определенным риском.

В качестве признаков, на основе которых создается классификация рисков, как правило, выступают следующие:

— сферы возникновения рисков (включая внешние и внутренние факторы риска);

— возможность предвидения рисков (прогнозируемые, непрогнозируемые риски);

— типы экономических последствий от наступления рисковых событий (чистые и спекулятивные);

— характер последствий рисковых событий (катастрофически, не катастрофические);

— совокупность исследуемых инструментов или процессов (индивидуальный риск, портфельные риски);

— виды объекта исследования ( риски отдельных финансовых операций, риски отдельных финансовых инструментов, риски различных видов деятельности, в частности специфические риски различных звеньев цепи поставок в логистике);

— влияние на финансовые показатели предприятия (риски потери финансовой устойчивости, потери платежеспособности, снижение оборачиваемости, ликвидности, рентабельности);

— возможности страхования (страхуемые, не страхуемые риски);

— возможности хеджирования, (не хеджируемые риски).

В логистике в настоящее время деятельность по выявлению и оценке рисков пока не получила специальной оценки. Возникновение рисковых ситуаций неизбежно привлекает пристальное внимание к проблемам управления логистическими рисками. Решение этих проблем требует коренных преобразований в обслуживании логистических систем.

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается система «управления риском», которая включает ряд видов деятельности:

1.Идентификация риска — означает выявление источников риска, их видов и возможный ущерб.

К наиболее распространенным относят логистические риски, связанные с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения и т.д.

Эксперты или специалисты могут идентифицировать грозящие риски до их появления . Важно выделить влияющие на величину риска факторы. К этим рискам относят: вид товара и его упаковку; средство транспортировки (вид транспорта, число транспортных средств и их характеристики); сроки и продолжительность транспортировки и транспортные пути и т. п. Ниже приведены виды рисков, оказывающие большое влияние на общие логистические издержки.

Идентификация риска позволяет впоследствии получить количествееную и качественную оценку риска – оценка вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятного уровня потерь по стоимости или в натуральном измерении. Полученные оценки позволяют разработать организационно – технические мероприятия для предотвращения (контроля) риска с целью минимизации ущерба и регулирования убытков.

2. Условия поставки.

2.1 Выбор условий контракта. Здесь подробно рассматриваются условия формирования цены товара по базисным условия поставки, т.к. за этим скрывается риск недополучения прибыли. Единственным методом защиты является четкое рассмотрение структуры цены контракта.

2.2. Форс – мажорные обстоятельства. Труднее всего оценить и предотвращать риски, которые возникают в результате форс – мажорных обстоятельств.

2.3. Расторжение контракта. Подробно и четко фиксируются условия расторжения контракта – порядок возмещения убытков, выплаты неустойки, штрафов.

3. Выбор партнера — в логистической системе также позволяет снизить риски, связанные с незнанием обстоятельств и условий его деятельности

4.Оценка рисков и определение ущербов.

Способность управлять рисками, то есть снижать, компенсировать и предотвращать потери, определяется после выявления характера риска получения его количественных и качественных оценок. При оценке рисков применяются несколько основных подходов и множество методов.

Согласно теоретическому подходу риск рассчитывается:

— на основе логических рассуждений, эмпирически — путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее;

— на основе статистики — путем изучения статистики потерь с установлением частоты появления определенных уровней потерь;

— экспертно — на основе оценок и информации, полученной от экспертов;

— расчетно- аналитически — путем построения кривой распределения вероятностей потерь.

Выбор методов оценки риска чаще связан с обстоятельствами и необходимой точностью оценок ущербов (прибылей) от невыполнения договоров. Сделок и других операций.

Разнообразные методы оценки риска — от простейших, позволяющих сориентироваться в сложившейся ситуации, до современных математических методов — позволяют получить точные количественные оценки с прогнозируемой динамикой.

1.Простым методом является оценка риска на основе статистического подхода.

2. Методы, основанные на современном аппарате статистики, социологии, математики, финансовой математики, теории вероятностей:

2.1. Проблемно – ориентированные таблицы.

2.2. Методы социологии – сценарии, дерево решений.

2.3.Методы финансовой математики – анализ чувствительности, проверка устойчивости, анализ безубыточности, корректировка параметров.

2.4.Метод экономики – оценка платежеспособности, ликвидности и финансовой зависимости.

2.5.Метод математической статистики и теории вероятности.

Результаты оценки, как правило, позволяют в дальнейшем принять решение о мерах компенсации снижения или предотвращения логистического риска, в основе которых лежат существующие и постоянно модифицируемые методы. В их числе:

1.диверсификация — распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала в логистическую систему, которые непосредственно не связаны между собой, что способствует снижению риска и уменьшению потерь.

2.передача риск (снижение риска)- передающая сторона (трансфера) передает риск принимающей стороне (трансфери) на основе заключения контракта. Широко применяется при заключение строительных контрактов, аренде, лизинге, в договорах хранения, перевозке, продажи, обслуживания, снабжения, поручения, факторинга (под уступку денежного требования), биржевых сделках. Передаваться могут риски платежеспособности, имущества, ответственности, остановки деятельности;

3.лимитирование — установление придельных сумм расходов, продажи. Кредита. Используется банками при выдаче ссуд предприятиям при продаже товаров в кредит, инвесторам при определении сумм вложений капитала. Лимитирование может рассматриваться и как метод ограничения риска;

4.страхование — передача или распределение рисков, возникающих у одного лица, между рядом лиц. Используется в соответствие с действующим законодательством в различных странах — двойное страхование, перестрахование, самострахование;

5.устранение риска — отказ от некоторых видов деятельности, связанных с риском работы логистической системы, главное место занимает управление.

Библиографический список

1. Будрина Е.В. проблема выявления, идентификации и оценки логистических рисков // Материалы международной конференции «Логистика в современном бизнесе». М.: Изд-во ГУ – ВШЭ, Международный центр логистики, 2001. с.98-104.

2. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. И научн. Редакцией проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 976с.

ИСТОЧНИК: Логистика — евразийский мост : материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, — Красноярск, 2015. — 582 с. — с. 413-417

Подходы к управлению логистическими рисками в снабжении и сбыте

Рубрика: 19. Логистика и транспорт

Читать еще:  Оценка степени риска включает

Дата публикации: 20.05.2016

Статья просмотрена: 1711 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, А. А. Подходы к управлению логистическими рисками в снабжении и сбыте / А. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10595/ (дата обращения: 10.04.2020).

В статье охарактеризовано проявление существенных логистических рисков в сферах снабжения и сбыта при взаимодействии с ключевыми контрагентами компании, отмечены пути преодоления негативных последствий от логистических рисков.

Ключевые слова: финансовая логистика, логистические издержки, управление задолженностью.

Функционирование современных российских предприятий характеризуется значительной степенью экономической нестабильности, высоким уровнем динамики внешней среды товарных рынков, усилением конкуренции на отечественных и мировых рынках сбыта, и, как следствие, наличием неконтролируемых или плохо контролируемых факторов развития. В связи с этим большая часть управленческих решений принимается в условиях неопределенности и различных видов рисков. Таким образом, анализ и минимизация рисков является одним из якорных направлений управления реальной экономикой.

В современных условиях, когда экономика России находится в процессе нивелирования негативных последствий финансового кризиса, первостепенной задачей для любого предприятия является проблема достижения высокого уровня показателей устойчивости развития, надежности и бесперебойности хозяйственной деятельности, которые находятся в зависимости от степени влияния различных опасных событий и ситуаций, приводящих к логистическим рискам. [6, c. 17]

Логистический риск — это возможность (вероятность) неполучения (недополучения) желаемого дохода при организации товародвижения. Как разновидность предпринимательского риска, степень логистического риска может быть сведена к минимуму посредством инструментария риск-менеджмента.

Выделим типовые способы нейтрализации последствий от логистических рисков:

1) предвидение, которое уменьшает неопределенность;

2) гарантийные и резервные фонды для определенной части рисков, которые заранее подготавливают их покрытие;

3) распределение рисков;

4) страхование рисков;

5) передача рисков через заключение договоров и через организационную форму бизнеса;

6) получение гарантии, что уменьшает долю возможных убытков;

7) срочные сделки. [3, c. 97]

Отметим виды логистических рисков в зависимости от их экономической сущности:

1) риск утраты имущества в результате природных условий, стихийных бедствий, а также связанный с некоторыми социальными условиями;

2) риск, связанный с возникновением гражданской ответственности за ущерб, наносимый окружающей среде, юридическим и физическим лицам в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

3) риск возникновения ответственности за несоблюдение договора поставки, за качество продукции, производимой предприятием. [4, c. 24]

Риск потери прибыли или дохода по различным причинам:

‒ вследствие вынужденных перерывов в производстве;

‒ в результате утраты имущества;

‒ в результате невыполнения поставщиками своих договорных обязательств в части количества, качества, ассортимента, сроков поставки продукции;

‒ в результате изменения конъюнктуры рынка и необходимости перепрофилирования на вывоз новой продукции;

‒ в результате замены устаревшего оборудования, внедрения новой техники и технологии;

‒ вследствие проведения забастовок и иных общественно-политических актов.

Риск, связанный с реализацией продукции на внутреннем и внешнем рынке:

‒ риск в определении структуры и объемов производства новых и старых изделий;

‒ риск, связанный с ценами и затратами;

‒ риск, связанный с изменением структуры производства и потребления;

‒ риск таможенных операций при реализации товаров на внешнем рынке.

Риски, возникающие в результате взаимодействия контрагентов в цепи поставок:

1) Поставщики, производители (обладатели) товара — покупатель товара

1.1. Риск невыполнения договорных обязательств обладателем товара:

‒ отказ в пролонгации договора;

‒ видоизменение первоначальных контрактных позиций — нарушение сроков поставки, недостача по объемам поставки, нехватка ассортимента закупаемых товаров, изменение ценовой политики, ухудшение первоначального качества товаров и т. п.

Вследствие риска невыполнения договорных обязательств происходит увеличение вероятности потерь, связанных с нарушением графиков работ, платежей и извлечения дохода фирмой-потребителем.

1.2. Риск противоправного действия со стороны обладателя товара:

‒ признание себя банкротом после получения денежных средств по предоплате;

‒ исчезновение руководителей компании-поставщика после получения денежных средств по предоплате.

2. Покупатели товаров — коммерческая фирма

2.1. затоваривание складов предприятия;

2.2. кредитный риск, связанный с возможностью неполучения дебиторской задолженности.

3. Обладатели информации — потребители информации

Участники рыночного процесса участники сталкиваются с асимметрией информации (одни обладают важной информацией, а другие вообще не обладают информацией). Например, продавцы гораздо лучше осведомлены, чем покупатели о качестве товара. При этом возникает риск неоправданных затрат на получение и распространения информации.

Любая информация, получение этой информации связана с затратами. Чтобы определить количество необходимой информации следует сравнить ожидаемые от нее предельные выгоды с ожидаемыми предельными издержками, связанными с ее получением.

Если выгоды от покупки информации превышают данные издержки, то информацию необходимо приобрести. Если наоборот, то необходимо отказаться от покупки такой информации.

4. Конкуренты и коммерческая фирма

4.1. Риск, обусловленный успешными действиями конкурентов — предложение более выгодных условий приобретения товара (низкие цены, высокое качество, ценовое и неценовое стимулирование сбыта).

4.2. Недобросовестная конкуренция, выражающаяся в нарушении законодательства в области предпринимательства. [2, c. 48]

Для снижения последствий негативных факторов логистических рисков применяется комплекс видов деятельности.

1) Оценка последствий и степени риска: предполагает определениеисточников риска, меры возможных потерь от рисков. В качестве оценки меры риска рассчитывается вероятность его возникновения, осуществляется прогнозирование возможного уровня потерь в стоимостном выражении.

2) Изменение условий контракта.При планировании хозяйственных операций целесообразно предусмотреть особые условия контракта, руководствуясь следующими логичнымиправилами:

‒ установление конкретной финансовой ответственности за односторонне расторжение контракта;

‒ фиксация типоразмеров, свойств, значимых характеристик товаров;

‒ установление правил отгрузки и упаковки, за нарушение этих условий предусматривается штраф;

‒ описание характера формирования ценовых условий. [1, c. 103]

3) Введение в действие внутрифирменных процедур и стандартов оценки поставщиков и потребителей. Выбор бизнес-партнеров может осуществляться по правилу 5 «С»:

‒ характер (character) — репутация в бизнесе, готовность выполнить обязательства

‒ финансовые возможности (capacity)

‒ общие условия (conditions) — состояние конъюнктуры и другие факторы внешней среды

4) Диверсификация — распределение инвестируемых средств между различными субъектами рынка, распределение сбытовых и снабженческих ресурсов между несколькими поставщиками и потребителями.

5) Лимитирование установление предельных сумм расходов, продаж в кредита с целью обезопасить перспективную платежеспособность компании.

6) Страхование предпринимательских рисков — специфичная отрасль страхования, связанная с перераспределением риска на участников страхования (страховщиков) в случае наступления источников имущественных убытков, предусмотренных договором страхования. [7]

7) Применение сделок факторинга, т. е. продажи права требования долга, является способом управления кредитным риском.

8) Технологический контроль за качеством производимых товаров.

Эвристика — метод риск-менеджмента, сочетающий в себе элементы логики и математического анализа. Приведем существенные правила эвристики:

‒ мера риска должна быть меньше планируемого финансового результата;

‒ необходимо идентифицировать источники риска, планировать последствия логистических рисков.

В логистической системе одним из существенных последствий рисков, подлежащих оптимизации, выступают увеличивающиеся логистические издержки вследствие негативных последствий следующих внутренних и внешних факторов: [5, c. 55]

‒ затраты на повышение качества товаров для укрепления конкурентных позиций;

‒ издержки на связь для достижения договорных условий;

‒ закупка по завышенным ценам для своевременного выполнения договорных обязательств;

‒ поиск и извлечение дополнительной коммерческой информации.

Логистические издержки связаны с выполнением основных логистических операций по поиску и выбору оптимального поставщика, с заключением договоров, с размещением заказов, складированием сырья и товаров, с внешней и внутрипроизводственной транспортировкой продукции, с хранением.

В логистическом менеджменте затраты рассматриваются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям, по элементам затрат, видам продукции, стадиям производственного процесса.

Пожалуй, наиболее неконтролируемая часть логистических затрат связана с вероятностью возникновения дефицита ресурсов на всех стадиях логистического цикла. И в этом случае дефицит может порождать компенсируемые и некомпенсируемые потери.

Возникновение некомпенсируемого дефицита материальных ресурсов характерно для предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, когда невозможно конечное допущение дефицита, который устраняется любыми способами своевременно, не заменяется иными типами ресурсов. Тогда сильный рост логистических издержек, связанных с восполнением ресурсов в иных источниках, неизбежен, и предотвращение таких логистических рисков нерегулируемое.

Компенсируемый дефицит ресурсов является таковым, поскольку его можно избежать с наименьшими потерями, добившись позитивного финансового результата. К способам нейтрализации логистических рисков в традиционных отраслях промышленности можно отнести: использование взаимозаменяемого сырья, заключение договоров с альтернативными поставщиками, варьирование сортностью ресурсов.

Регулирование логистических рисков

Основные коммерческие риски предпринимательской деятельности имеют своеобразный зеркальный прообраз с позиции внутренней организации процессов управления. Данное отображение формируется в отдельную группу – логистические риски, которые, в свою очередь, связаны с действующей на предприятии логистической системой. Цепочки материальных носителей продукта по этапам деятельности занимают основные позиции среди логистических направлений менеджмента. Им сопутствуют общие и специфические риски.

Понятие и виды логистических рисков

Под логистикой в настоящей статье мы будем понимать компонент системы менеджмента компании, отвечающий за управление материальными, финансовыми и информационными потоками в процессах закупа, транспортировки, хранения, производства и сбыта материальных объектов добавленной стоимости. Под указанными объектами следует понимать сырье, комплектующие, инвентарь, товар, преобразуемые в ходе производства в продукт и реализуемые на рынке. В соответствии с определением различают следующие виды логистики:

  • закупочная;
  • транспортная;
  • складская;
  • производственная;
  • сбытовая;
  • финансовая;
  • информационная.
Читать еще:  Понятие риска и неопределенности

Логистическими рисками являются возможности наступления таких событий после принятых решений, в результате которых компания теряет полностью или частично свои материальные ресурсы, продукцию, товар, их потребительские качества, несет дополнительные логистические расходы. Логистическая система отличается своей открытостью, как минимум, на «две стороны» рыночной среды: в направлении поставщиков и в сторону покупателей. Поэтому риски системы делятся на внутренние и внешние. Управление логистикой не может оказать прямого влияния на внешние риски, в то время как внутренние риски логистики как раз являются предметом менеджмента компании.

На размещенной выше схеме представлена классификация логистических рисков, она предполагает укрупненное деление внутренних угроз на функциональные и управленческие их разновидности. С позиции особой специфики рисков нас в большей степени интересуют два рисковых блока, соответствующие транспортной и складской логистике. Остальные направления логистики имеют, как правило, достаточно глубокую проработку рисков с точек зрения коммерческой, финансовой и информационной рискологии.

Рассмотрим задачи, решаемые указанными двумя направлениями логистики. Транспортная логистика призвана получить оптимальный результат выбора типа и вида транспортного средства, маршрута движения и собственно транспортировки грузов. Результатом складской логистики является оптимизированный процесс сдачи-приемки, хранения, внутрискладского перемещения, отгрузки материальных позиций в производство и на реализацию. Среди задач, решаемых в складском хозяйстве предприятия, выделяются следующие.

  1. Приемка материалов, инвентаря, товара, его учет и размещение.
  2. Ответственное хранение товарных позиций.
  3. Обработка и переработка товара (например, сортировка и отбраковка).
  4. Управление запасами сырья, комплектующих изделий, товара.
  5. Маркировка, комплектация и упаковка товара.

В завершение приводится подробная классификация внутренних и внешних логистических рисков по основным направлениям.

Способы минимизации логистических рисков

Управление риском вполне оправданно считается лучшим способом защиты компании от потерь доходов и прибыли. Принципы управления рисками в логистике основываются на общих подходах к процедурам реагирования и регулирования вероятности проявления угроз. Основные принципы заключаются в следующем.

  1. Управление рисками производится с учетом целевых ориентиров деятельности компании и во взаимосвязи логистики с другими функциями менеджмента.
  2. Отрасль деятельности, рыночный конкурентный уровень, степень развития логистики и ее интеграции в цепочки поставок накладывают ограничения на управленческие решения, связанные с сопутствующими рисками.
  3. Реализация единой политики в отношении взаимосвязанных рисков с учетом их динамического характера.

Управление рисками оборота материальных ресурсов и товаров построено на тех же методах, что и для других типов угроз: на уклонении, передаче, локализации, распределении и компенсации. Кратко остановим внимание на специальных методах и процедурах минимизации рисков, применяемых в рассматриваемой области менеджмента. К таким методам относятся:

  • в направлении избежания рисков – своевременный отказ от ненадежных поставщиков покупателей и посредников;
  • в направлении передачи – страхование (особенно для рисков транспортировки и складирования), перекладывание ответственности на поставщиков вплоть до момента получения ТМЦ на складе компании;
  • в направлении локализации – применение альтернативных источников закупок сырья, комплектующих изделий и товара, аутсорсинга логистических операций, подключение независимых каналов продвижения и сбыта товаров и продукции;
  • в направлении диссипации (рассеивания) – диверсификация бизнес-деятельности, поставок, сбыта, распределение рисков среди участников логистических цепочек, хеджирование (распределение риска во времени);
  • в направлении компенсации – стратегическое и тактическое планирование закупа и сбыта, анализ и прогнозирование рыночной обстановки в обоих направлениях, резервирование запасов, мониторинг логистических услуг на внешнем рынке.

Выше показан пример системы мероприятий по регулированию логистических рисков. Для ее успешной реализации важно модифицировать финансовый аспект обеспечения логистической деятельности так, чтобы расходы на работу с рисками учитывались в общем контексте бюджета на логистику. В этой связи различают виды финансирования управления рисками.

  1. Дособытийное (расходы на превентивные мероприятия).
  2. Текущее (бюджет стандартного текущего управления рисками).
  3. Послесобытийное (по устранению возникшего ущерба).

В настоящей статье мы рассмотрели понятие, классификации и методы регулирования основных логистических рисков компании. Содержательная часть представляет интерес для широкой группы специалистов, занятых в сфере логистики, в области управления рисками, проект-менеджеров и их руководителей. Проектная практика развития бизнеса часто касается логистического аспекта на стадиях инвестирования и эксплуатации. Это означает, что предметная область рассматриваемых рисков должна быть знакома хотя бы в общих чертах кураторам проектов и PM.

Логистические риски и пути их минимизации. Часть 1: что такое риски?

Что такое логистические риски?

В любой коммерческой деятельности всегда существует риск убытков. И логистика, конечно, не является исключением вне зависимости от того, является ли она одним из этапов коммерческой деятельности компании (1PL), либо отдельным бизнесом (2PL, 3PL, 4PL).

При этом главной задачей логистики была и остается минимизация всех возможных затрат при качественном (в срок, с приемлемыми допусками потерь и т.д.) обеспечении грузоперевозок.

В своей работе логисты могут столкнуться с:

– коммерческими рисками – нарушением сроков поставки грузов, невыполнением финансовых обязательств одной из сторон логистической цепочки и т.д. Следует отметить, что нарушение сроков может быть вызвано как объективными факторами (забастовки, неблагоприятные погодные условия, начало военных действий), так и неспособностью подрядчика выполнять взятые на себя обязательства (отсутствие оборотных средств). С высокой вероятностью можно сказать, что невыполнение финансовых обязательств одной из сторон приведет к простою груза. Как следствие, расходы, связанные с обслуживанием данного простоя, приведут к значительному повышению стоимости транспортировки;

– хозяйственно-правовыми – гражданской ответственностью, которая возникает вследствие нанесения ущерба физическим или юридическим лицам в процессе логистических действий, в том числе и третьей стороне. В данной категории рисков следует учитывать халатность самих грузовладельцев, которые игнорируют требования подготовки грузов к перевозке вследствие желания ускорить или удешевить его транспортировку.

– рисками, связанными с низкой квалификацией контрагентов, задействованных в логистической цепочке, которые могут привести к утрате документов или их задержке, проявляться в халатном отношении к выполнению своих обязанностей и взятых на себя обязательств и т.д. Следует понимать, что практически любой коммерческий груз, как правило, является неотъемлемой частью определенного заранее запланированного хозяйственного процесса. Соответственно, сбой в одном из звеньев цепочки приведет к тому, что нарушится работа всей системы. Низкая квалификация исполнителей в логистической цепочке или их халатное отношение к работе неизбежно приведут к таким сбоям. В связи с этим следует тщательно выбирать подрядчиков;

– рисками хищений, кражи или преднамеренной порчи перевозимого груза, учитывая угон транспортного средства. В данном случае, ответственность большей частью лежит на исполнителе, который обязан принять элементарные меры безопасности при перевозке или терминальной обработке. Однако со своей стороны грузоотправитель также должен следовать здравому смыслу.

– техническими рисками, связанными с эксплуатацией транспорта и технических средств, в большинстве случаев приводят к срыву сроков поставки и увеличению вероятности других рисков. Неисправность транспортных средства влечет за собой простои, нарушение сроков доставки груза, порчу груза и, как следствие, нарушение договоренностей;

– экологическими рисками – нанесением ущерба окружающей среде в результате нарушений правил транспортировки, неисправности тары или аварии при перевозке опасных грузов. Нарушение требований к упаковке опасных грузов или неправильное согласование при перевозке негабаритных грузов могут привести к тяжелым экологическим последствиям;

– форс-мажорными рисками, которые характеризуются полной непредсказуемостью (утрата имущества/груза вследствие стихийного бедствия или неблагоприятных условий транспортировки). В большинстве случаев, из-за непредсказуемости рисков данной группы, подрядчик снимает с себя ответственность за них. Необходимо учитывать данный факт и соответствующим образом страховать груз.

Также следует учитывать, что при транспортировке грузов возможно возникновение комплексных рисков, которые условно можно разделить на связанные и несвязанные. Например, при осуществлении мультимодальных перевозок существует вероятность возникновения на разных этапах рисков, которые никаким образом не связаны друг с другом. В другом случае, возникновение одного риска влечет за собой появление другого. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, при которой низкая квалификация подрядчика может привести к появлению коммерческого риска (нарушению условий поставки).

Чтобы избежать или минимизировать возможные риски, логист должен: оценивать, прогнозировать и, главное, управлять ими. Для оценок и прогнозов достаточно представлять логистическую цепочку и иметь базовый опыт, чтобы понимать, где и когда что-то может “пойти не так”.

Управление рисками логистической системы более глобально и включает в себя следующие этапы:

– оценку риска и определение возможного ущерба;

– выбор мер и методов управления риском;

– контроль и возможное устранение риска;

– оценку полученных результатов.

Умение управлять потенциальными рисками является для логиста настолько же важным, как и умение обеспечивать сам процесс транспортировки груза из точки А в точку Б. При этом, снижение рисков до приемлемого уровня позволяет существенно снизить затраты на транспортировку, избегая непредвиденных простоев и штрафных санкций за невыполнение условий поставки.

Риски в логистической системе: понятие, экономическая сущность, функции.

Риски в логистической системе: понятие, экономическая сущность, функции.

Риск – это совокупность вероятных экономических, политических, нравственных и других позитивных и негативных последствий реализации выбранных

Риск логистической системы как составляющей части предпринимательства имеет различные виды.

1. Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.

2. Риск потери имущества из-за плохих природных условий, включая стихийные бедствия.

3. Риск, возникающий в связи с хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, учитывая угон автотранспортных средств.

Читать еще:  Риск в торговом бизнесе

4. Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции.

5. Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

6. Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и — если возможно — снижать, уменьшать и предотвращать.

Неопределенность рассматривается как сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на результирующие показатели логистической деятельности. Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и в большинстве случаев возникают под воздействием факторов внешней среды.

Противодействие — намеренное сопротивление обстоятельствам и участников логистического процесса его выполнению.

Риск органически связан с новаторской и инновационной деятельностью. Предприниматель постоянно находится в ситуации риска. Особенно это присуще рыночной экономике, где существует постоянная потребность выбора одного из нескольких альтернативных вариантов, каждый из которых обладает различными вариантами и вероятностями осуществления.

Рыночная экономика стимулирует достаточной доходностью. Однако предсказать уровень доходности в условиях рынка можно лишь достаточно ограниченно. Доходность ограничена законами товарного производства, прежде всего законом стоимости. Разрешить ситуацию риска путем выбора и реализации одного из выбранных альтернативных решений позволяет лишь осознание риска. Таким образом, экономический риск выступает как форма деятельности хозяйствующих субъектов, в которой преодолевается неопределенность в ситуации неизбежной альтернативы, в процессе которой имеется возможность оценить вероятностные достижения желаемого результата.

Регулятивная функция может выступать в конструктивной и деструктивной формах. Конструктивность проявляется в способности риска при реализации тех или иных логистических функций выполнять роль своеобразного катализатора, способствующего внедрению инноваций. Деструктивный характер регулятивной функции состоит в том, что принятие управленческих решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Риск в этом случае выступает как дестабилизирующий фактор.

Практическая реализация предупредительной функции риска связана с тем, что специалисты стараются выбрать более выгодное и менее рискованное решение. Для этого ими проводится всесторонний анализ допустимых вариантов управленческих решений в области закупок. Эта функция риска помогает логистам вырабатывать навыки ориентировки в вероятностном мире, формировать столь нужные свойства мышления, как вариантность, диалектичность, альтернативность, преодолевать невосприимчивость к инновациям.

Инновационная функция риска обусловливает необходимость принятия нетрадиционных, новаторских решений в области закупок, способствует внедрению ресурсосберегающих технологий, информационно-компьютерной поддержке логистических процессов.

Стимулирующая функция риска побуждает развитие и обогащение творческой деятельности специалистов в области закупок, инициирует тщательный анализ и поиск возможностей предотвращения риска. При этом, наличие риска является сильнейшим стимулом повышения эффективности закупок.

Защитная функция риска нацелена на стабилизацию логистической деятельности и реализуется в поиске средств и форм защиты от возможных нежелательных последствий рискованных управленческих решений.

Социальная функция риска позволяет обеспечить материальную защиту работников, вовлечённых в рисковую деятельность, перераспределить сверхдоходы, полученные в результате рискованных действий.

Компенсационная функция риска в логистике снабжения проявляется в создании специальных фондов риска, предназначенных для оперативного преодоления последствий рисковых ситуаций. Наличие риска обусловливает необходимость закладывать в цену товара дополнительную сумму компенсационного характера.

Риски в логистике необходимо контролировать, что находит проявление в контрольной функции риска.

Классификация рисков в логистической системе.

В логистике выделяют определенные виды рисков.

1. Риски, подразумевающие возмещение убытков, связанных с потерей или повреждением застрахованного имущества вследствие захвата, ареста, любых военных действий, подрыва бомбы, народных волнений, вооруженных действий злоумышленников.

2. Риски, связанные с противоправными действиями с точки зрения норм международного права.

3. Риски гражданской ответственности. К данной группе относятся риски, связанные с законными претензиями физических и юридических лиц в связи с причинением вреда,

вызванным источником повышенной опасности (на автомобильном, железнодорожном, воздушном и морском транспорте, ряде химических производств и др.). В этом случае страхуется гражданская ответственность перед третьими лицами.

4. Объективные риски, т.е. не зависящие от воли страхователя (как то: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и т.п.).

5. Риски универсальные, включаемые в объем ответственности страховщика по большинству договоров, например страхование от несчастных случаев и болезней, кражи имущества и т.п.

6. Риски технические, связанные с осуществлением страхования, имеют универсальный характер, т.е. защищают объект от множества причин ущерба. Технические риски могут нанести ущерб имуществу, жизни и здоровью людей и финансовым интересам предприятия вследствие перерыва в производстве и сверхнормативных затрат. Подразделяются по видовому составу основных и оборотных фондов, в которых они проявляются:

1) промышленные риски;

2) строительные (строительно-монтажные) риски;

3) электротехнические риски и т.д.

7. Транспортные риски подразумевают страхование средств воздушного, наземного, железнодорожного и водного транспорта, страхование каско, грузов, ответственности.

8. Специальные риски подразумевают страхование перевозок особо ценных грузов. Содержание специальных рисков оговаривается в особых условиях договора страхования и может быть включено в объем ответственности страховщика.

9. Экологические риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

10. Аномальные риски. К данной группе рисков относятся те, которые не позволяют отнести соответствующие объекты к тем или иным видам страхования.

11. Катастрофические риски — те которые могут при их наступлении принести значительный ущерб страхователю, и в особо крупных размерах.

12. Финансовые риски. (банкротсво, непредвиденные расходы)

Риски в логистической системе: понятие, экономическая сущность, функции.

Риск – это совокупность вероятных экономических, политических, нравственных и других позитивных и негативных последствий реализации выбранных

Риск логистической системы как составляющей части предпринимательства имеет различные виды.

1. Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.

2. Риск потери имущества из-за плохих природных условий, включая стихийные бедствия.

3. Риск, возникающий в связи с хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, учитывая угон автотранспортных средств.

4. Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции.

5. Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

6. Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и — если возможно — снижать, уменьшать и предотвращать.

Неопределенность рассматривается как сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на результирующие показатели логистической деятельности. Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и в большинстве случаев возникают под воздействием факторов внешней среды.

Противодействие — намеренное сопротивление обстоятельствам и участников логистического процесса его выполнению.

Риск органически связан с новаторской и инновационной деятельностью. Предприниматель постоянно находится в ситуации риска. Особенно это присуще рыночной экономике, где существует постоянная потребность выбора одного из нескольких альтернативных вариантов, каждый из которых обладает различными вариантами и вероятностями осуществления.

Рыночная экономика стимулирует достаточной доходностью. Однако предсказать уровень доходности в условиях рынка можно лишь достаточно ограниченно. Доходность ограничена законами товарного производства, прежде всего законом стоимости. Разрешить ситуацию риска путем выбора и реализации одного из выбранных альтернативных решений позволяет лишь осознание риска. Таким образом, экономический риск выступает как форма деятельности хозяйствующих субъектов, в которой преодолевается неопределенность в ситуации неизбежной альтернативы, в процессе которой имеется возможность оценить вероятностные достижения желаемого результата.

Регулятивная функция может выступать в конструктивной и деструктивной формах. Конструктивность проявляется в способности риска при реализации тех или иных логистических функций выполнять роль своеобразного катализатора, способствующего внедрению инноваций. Деструктивный характер регулятивной функции состоит в том, что принятие управленческих решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Риск в этом случае выступает как дестабилизирующий фактор.

Практическая реализация предупредительной функции риска связана с тем, что специалисты стараются выбрать более выгодное и менее рискованное решение. Для этого ими проводится всесторонний анализ допустимых вариантов управленческих решений в области закупок. Эта функция риска помогает логистам вырабатывать навыки ориентировки в вероятностном мире, формировать столь нужные свойства мышления, как вариантность, диалектичность, альтернативность, преодолевать невосприимчивость к инновациям.

Инновационная функция риска обусловливает необходимость принятия нетрадиционных, новаторских решений в области закупок, способствует внедрению ресурсосберегающих технологий, информационно-компьютерной поддержке логистических процессов.

Стимулирующая функция риска побуждает развитие и обогащение творческой деятельности специалистов в области закупок, инициирует тщательный анализ и поиск возможностей предотвращения риска. При этом, наличие риска является сильнейшим стимулом повышения эффективности закупок.

Защитная функция риска нацелена на стабилизацию логистической деятельности и реализуется в поиске средств и форм защиты от возможных нежелательных последствий рискованных управленческих решений.

Социальная функция риска позволяет обеспечить материальную защиту работников, вовлечённых в рисковую деятельность, перераспределить сверхдоходы, полученные в результате рискованных действий.

Компенсационная функция риска в логистике снабжения проявляется в создании специальных фондов риска, предназначенных для оперативного преодоления последствий рисковых ситуаций. Наличие риска обусловливает необходимость закладывать в цену товара дополнительную сумму компенсационного характера.

Риски в логистике необходимо контролировать, что находит проявление в контрольной функции риска.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×