Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ перевозочного процесса

Структура и показатели перевозочного процесса

Перевозочный процесс по всем видам транспорта состоит из 3-х частей:

1. начальная операция

2. собственное перемещение из пункта направления в пункт назначения

3. конечная операция

Начальная операция как правило, включает в себя:

· подача подвижного состава под погрузку

· вывоз загруженного подвижного состава грузового фронта

· оформление грузовых документов и другие операции ( крепление груза)

В пункте назначения осуществляются конечные результаты:

· подача подвижного состава под выгрузку

· документальное оформление и др.(скрепление груза).

Перемещение груза на транспортном средстве – формирование состава, перецепка локомотива, загрузка транспортного средства.

Планирование работы транспорта опирается на экономическую систему показателей, которые зачастую тесно связаны с техническими особенностями транспорта. С помощью этих показателей измеряют объем и качество этих показателей. Существует ряд специфических, экономических показателей, которые характеризуют работу транспортного цеха и являются общими для всех видов транспорта.

Для измерения перевозочной работы используют следующие показатели:

1. количество перевезенных грузов в тоннах- объем перевозок- учитывают массу перевезенного груза

2. грузооборот- он учитывает массу и расстояние транспортировки- измеряется в тоннах на км. или тонна на милю.

3. средняя дальность перевозки- измеряется в км.

4. средняя грузонапряженность – она характеризует интенсивность перевозок на отдельных участках т/км.

5. объем перевозок за год или за единицу времени

6. скорость доставки груза

7. себестоимость перевозок- руб. за тоннокиллометр, эксплуатационные расходы/грузооборот)(бензин, амортизационные отчисления, з/п водителям, налоги, плата за дороги, тех. обслуживание)

8. производительность труда (она касается работника транспорта (сколько он перевезет)) количество тонн груза за среднее время

Показатели, отражающие степень использования подвижного состава:

Все эти показатели характеризуют его производительность.

Существуют технические показатели, характеризующие транспортное предприятие:

· количество транспортных средств на предприятии

· общая грузоподъемность подвижного состава

· совокупность энергетических мощностей подвижного состава

Основными показателями, характеризующими использование транспортного средства во времени является: оборот (рейс), среднесуточный пробег и скорость движения. Пробег бывает с грузом (грузу) и без груза (поражню).

Существуют 3 скорости движения:

1. техническая скорость движения (180 км/ч )

2. эксплуатационная или коммерческая скорость движения: средняя скорость движения м/у 2 пунктами с учетом стоянки

3. маршрутная скорость (скорость доставки)

Важным показателем работы транспорта является опускная способность объекта транспорта максимальным количеством единиц у подвижного состава, которое может быть пропущена через данный объект в единицу времени.

Провозная способность объекта транспорта максимальное количество тонн груза, которое может быть перевезено в расчетный период.

· грузовместимость — объем грузовых помещений транспортного средства измеряется в метрах кубе и кубические футы.

· Грузоподъемность транспортного средства – вес груза, который можно загрузить в транспортное средство ( полная (дед-вейт) и чистая))

Исходя из грузоподъемности или грузовместимости мы можем говорить, об удельном погрузочном объеме.

Анализ эффективности транспортного процесса

Анализ эффективности транспортного процесса

Ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. Различают локальные (частные) и обобщенные (комплексные) критерии эффективности.

Локальные критерии эффективности применяют, если сравниваемые варианты перевозок отличаются по одному отдельно взятому показателю. Так, внедрение часовых графиков перевозок исключает простои автомобилей в очереди. В этом случае эффективность сравниваемых вариантов перевозок может быть оценена одним показателем: длительность простоев автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки. Возможно использование также стоимостной оценки простоев транспорта. Внедрение рациональных маршрутов перевозок обеспечивает уменьшение холостых пробегов. Различие в сравниваемых вариантах в этом случае может быть оценено сокращением порожних пробегов автомобилей либо другими показателями, связанными с порожним пробегом, как-то:

Анализ эффективности транспортного процесса

Ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. Различают локальные (частные) и обобщенные (комплексные) критерии эффективности.

Локальные критерии эффективности применяют, если сравниваемые варианты перевозок отличаются по одному отдельно взятому показателю. Так, внедрение часовых графиков перевозок исключает простои автомобилей в очереди. В этом случае эффективность сравниваемых вариантов перевозок может быть оценена одним показателем: длительность простоев автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки. Возможно использование также стоимостной оценки простоев транспорта. Внедрение рациональных маршрутов перевозок обеспечивает уменьшение холостых пробегов.

Различие в сравниваемых вариантах в этом случае может быть оценено сокращением порожних пробегов автомобилей либо другими показателями, связанными с порожним пробегом, как-то:

• коэффициент использования пробега;

• расход топлива и т.д.

Комплексные показатели эффективности применяют тогда, когда проводимые мероприятия одновременно меняют несколько характеристик транспортного процесса.

Например, замена подвижного состава приводит к изменению таких параметров, как:

• простой под погрузкой и разгрузкой;

• удельный расход топлива;

• амортизационные отчисления и др.

В этом случае недостаточно какого-либо частного критерия.

В качестве локальных показателей эффективности используют технологические параметры транспортного процесса:

• среднее расстояние перевозки;

• суммарная грузоподъемность автомобилей;

• средний коэффициент использования грузоподъемности;

• суммарный простой автомобилей;

• потребность в автомобилях;

• тонно-часы, затрачиваемые на выполнение заданного объема перевозок;

• общее время на выполнение перевозок;

• стоимость груза в пути;

• скорость доставки груза;

• величина потерь груза в пути;

К числу локальных показателей эффективности транспортного процесса относятся и такие, как:

Транспортные затраты

Транспортные затраты — часть транспортно-заготовительных расходов; затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственных потребителей, осуществляемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Транспортные затраты являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Они включают оплату тарифов транспортных и иных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов, разницу между фактическими затратами по оплате тарифов транспортировки и суммой, возмещаемой поставщиками снабженческо-сбытовым организациям (исходя из средних расстояний перевозок).

Затраты на доставку продукции заказчикам (или заказчиков к местам, где оказываются услуги) могут ограничивать эффект масштаба при увеличении размера предприятия. Транспортные затраты воздействуют на взаимосвязь затрат и эффекта масштаба в пределах одного завода или географически близкого комплекса заводов.

Чем больше товаров выпускается, тем больше, следовательно, должно быть продано. Для того чтобы больше продать, возможно, необходимо получить более отдаленных клиентов. Это, в свою очередь, ведет к увеличению транспортных затрат на единицу проданной продукции.

Уровень прироста затрат зависит от следующих переменных.

1. Отношение размера производственного предприятия к емкости обслуживаемого рынка. Если производственное предприятие удовлетворяет только небольшую долю рыночного спроса, то оно может значительно увеличить объем продаж без расширения географии сбыта. В данном случае транспортные затраты незначительно ограничивают размер завода.

2. Метод ценообразования. Транспортные затраты, учитываемые производителем, возрастают с ростом объема производства в тех случаях, когда уровень цен на всех рынках будет одинаковым или когда цена на более отдаленных рынках будет устанавливаться конкурентами, обладающими преимуществами месторасположения их производства по отношению к рынкам сбыта. Такие условия имеются у многих компаний.

3. Географическая структура транспортных затрат. Обычно фрахтовые тарифы растут медленнее, чем удаленность. Чем меньше скорость роста затрат, связанных с поставкой продукции на дополнительные 100 км, тем меньше транспортные затраты связаны с размером производства.

4. География размещения заказчиков. Если покупатели равномерно распределены по территории региона, то при увеличении числа клиентов транспортные затраты будут возрастать в меньшей степени, чем при прочих равных условиях, так как затраты на доставку зависят от радиуса поставки, в то время как объем продаж — от квадрата радиуса. Если же плотность распределения заказчиков резко убывает по мере удаления от внутристранового рынка, то транспортные затраты при увеличении объема поставок могут возрастать в значительно большей степени.

5. Отношение производственных затрат к физическому объему единицы продукции. При перевозке объемных товаров, имеющих низкую цену, таких как песок или пивные бутылки, транспортные затраты динамично растут с увеличением расстояния поставки. Для компактных и дорогих товаров, типа интегральных схем и инструментов, транспортные затраты растут медленно.

Читать еще:  Анализ эффективности системы управления

Минимально эффективный объем выпуска из расчета производственных затрат соответствует объему производства.

Улучшения технологии серьезно влияют на затраты по доставке и, следовательно, на структуру рынка сбыта компании.

Себестоимость перевозок

Себестоимость перевозок — выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте она определяется как отношение величины эксплуатационных расходов транспортного предприятия к величине приведенной продукции.

Показатель себестоимости перевозок определяют как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 ткм грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок — как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 1 пассажиро-километр пассажирооборота.

На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы, за единицу которой принимаются: по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, — 1 ткм, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, — 1 автомобиле-чае, по пассажирским автобусным перевозкам — 1 пассажиро-километр. Себестоимость перекачки единицы продукции определяется: на нефтепроводном транспорте — 1 ткм за 1 т перекачанного нефтегруза, на газопроводном — 1 тыс. м3 газа.

Себестоимость перевозок может быть снижена за счет устранения нерациональных перевозок грузов, уменьшения коэффициента порожнего пробега подвижного состава, увеличения коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава, внедрения прогрессивных норм йогрузки-выгрузки, механизации погрузочно-разгрузочных работ, повышения эффективности материальных ресурсов, внедрения прогрессивных норм расхода горюче-смазочных материалов и т.п.

Основные статьи затрат при выполнении международных автомобильных перевозок

Основными статьями затрат при выполнении международных автомобильных перевозок являются:

• затраты на топливо;

• затраты на смазочные материалы;

• затраты на техническое обслуживание и ремонт;

• затраты на восстановление износа шин;

• затраты на амортизацию по восстановлению подвижного состава;

• заработная плата водителей;

• «суточные» и «квартирные» водителей;

• оплата платных магистралей, проезда через мосты и туннели, паромных переправ;

• оплата услуг фирм-экспедиторов;

• стоимость разрешения на проезд по иностранной территории;

• затраты на приобретение таможенных документов;

• затраты на приобретение накладной международного образца;

• затраты на страхование.

Основные направления снижения затрат на перевозки:

• сокращение затрат на топливо путем определения оптимальных мест заправки с учетом различной стоимости топлива в странах, а также разрешенного ввоза и вывоза топлива в страну или из страны;

• сокращение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса и выплаты «суточных» и «квартирных» в соответствии с этим временем;

• сокращение расходов на дорожные сборы за счет выбора альтернативного маршрута во избежание пробега по данной территории, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

• повышение производительности труда.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) выпустила в 1997 г. «Методические рекомендации по определению затрат на перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении».

Базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю. Эти расходы могут составлять до 40-50% цены продукции.

• расходы по подготовке продукции к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка);

• оплату погрузки продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

• оплату перевозки продукции от пункта отправления до основных (магистральных) транспортных средств;

• оплату расходов по погрузке продукции на основные (магистральные) транспортные средства в пункте экспорта;

• оплату стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

• оплату страхования груза в пути при морских перевозках;

• расходы по хранению продукции в пути и перегрузке;

• расходы по выгрузке продукции в пункте назначения;

• расходы по доставке продукции от пункта назначения на склад покупателя;

• оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы.

Организация и анализ эффективности процесса транспортировки груза

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ
  • 1.1. Основы управления логистической деятельностью в сфере грузоперевозок
  • 1.2. Способы оценки эффективности организации деятельности по перевозкам грузов
  • 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА НА ПРИМЕРЕ ООО «АДВ ЛОДЖИСТИК»
  • 2.1. Характеристика предприятие «ООО АДВ ЛОДЖИСТИК»
  • 2.2 Оценка эффективности организации автомобильных грузоперевозок ООО «АДВ ЛОДЖИСТИК»
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
  • 3.1 Предложения по совершенствованию организации грузоперевозок
  • 3.2 Расчет экономической эффективности внедрения предложенных мероприятий
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства, важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Становится более актуальной главная задача транспорта — ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей. Ибо это прямо затрагивает экономические интересы как производителей, так и потребителей.

Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный.

Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери к двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики — рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обеспечивают боле высокую оперативность оказываемых услуг.

В процессе приватизации и демонополизации транспортного производства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот, предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

Целью написания данного диплома является изучить и оценить эффективность процесс транспортировки грузов в ООО «АДВ Лоджистик»

Цель – изучить и оценить эффективность процесс транспортировки грузов в ООО «АДВ Лоджистик».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоритические основы транспортировки грузов;
  • провести анализ эффективности процесса транспортировки груза на примере ООО «АДВ ЛОДЖИСТИК»;
  • предложить мероприятия по совершенствованию технологии и повышению эффективности организации процесса грузоперевозок на предприятии.

Объектом изучения является компания ООО «АДВ Лоджистик»

Предметом процесс транспортировки груза

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ

1.1. Основы управления логистической деятельностью в сфере грузоперевозок

Основная задача транспортных компаний — это изучение, анализ и удовлетворение потребностей потребителя во всех видах транспортных услуг. До недавнего времени транспортные компании выполняли только перевозку грузов, не заботясь при этом о предоставлении других услуг.

Новые экономические условия расширили понятие «услуга транспорта». Сегодня под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка грузов, переезд офиса и т.д., а любая услуга, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением [12, с. 57]:

  • перевозку грузов и пассажиров;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • хранение грузов;
  • квартирные и офисные переезды;
  • грузовое такси;
  • подготовка перевозимых средств;
  • предоставление автомобилей на условиях аренды или проката;
  • доставку новых и отремонтированных транспортных средств;
  • транспортно — экспедиционные услуги [21, с. 90].

Большое число факторов, влияющих на вид и специализацию транспортной услуги, позволяет систематизировать услуги в три большие группы [10, с. 104]:

Читать еще:  Анализ эффективности использования производственных ресурсов

1) по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий различают:

  • перевозочные услуги;
  • неперевозочные услуги;

2) по виду потребителя, которому предоставляется услуга:

  • внешние услуги предоставляются нетранспортным предприятиям и организациям;
  • внутренние услуги предоставляются другим предприятиям и организациям транспортных отраслей;

3) по характеру услуги:

  • технологические;
  • коммерческие;
  • информационные и др.

В силу того, что транспорт, являясь сферой материального производства, не производит вещественной продукции как таковой, транспортная услуга имеет ряд специфических особенностей [10, с. 114]:

  • транспортная услуга является продолжением процесса производства в сфере обращения; процесс производства заканчивается в момент передачи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга существовать не может, она обязательно обеспечивает коммерческую деятельность нетранспортных предприятий;
  • услуга не может существовать вне процесса ее производства, а значит, нельзя сформировать запасы услуги;
  • предоставление услуги — это продажа процесса труда, а значит, качество услуги — это качество ее выполнения, т.е. качество труда;
  • потребительная стоимость услуги возникает при строгом соблюдении временных ограничений, направления движения товара и других условий, что сужает возможность ее конкурентной замены;
  • спрос на услуги подвержен резким колебаниям в зависимости от временных и пространственных параметров, транспорт не имеет ресурсов, позволяющих сглаживать неравномерности спроса.

Основным видом услуг на транспортных предприятиях, конечно же, является перевозка груза. К дополнительным услугам можно отнести маркетинговые, коммерческие, информационные, а также услуги страхования.

Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров — деятельность экспедиторов (транспортных агентов) по планированию, организации и выполнению доставки товаров от мест их производства до мест потребления и оказанию дополнительных услуг по подготовке партий отправок к перевозке с использованием оптимальных способов и методов с целью обеспечения удовлетворения потребностей производственных и торговых фирм в эффективном распределении товаров [14, с. 57].

Эта деятельность включает в себя оформление необходимых перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты за перевозку груза, организацию погрузочно-разгрузочных работ, хранение, информационное обеспечение участников транспортного процесса, страхование, консолидацию мелких отправок, упрощение таможенных формальностей.

Изучение спроса на услуги транспорта свидетельствует о том, что потребители к основным требованиям к доставке грузов относят своевременность доставки. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются. Основными требованиями, предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие [19 с. 119]:

  1. надежность перевозок;
  2. минимальные сроки (продолжительность) доставки;
  3. регулярность доставки грузов;
  4. гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно в срок;
  5. безопасность перевозок;
  6. обеспечение сохранности груза при доставке;
  7. удобство по приему и сдаче грузов;
  8. наличие дополнительных услуг;
  9. приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания);
  10. отлаженная система информации и документирования;
  11. сопровождение груза до конечного пункта назначения;
  12. организация доставки груза «от двери до двери»;
  13. приемлемая стоимость перевозки [9, с. 204].

Транспорт начинает играть ключевую роль в системе товародвижения. Предполагается, что в дальнейшем технико-эксплуатационные особенности отдельных видов транспорта обеспечат им надежное положение на рынке транспортных услуг, особенно в условиях повышенного спроса на перевозки грузов мелкими отправками, которые, в свою очередь, ускорят развитие автоматизированной обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области грузовой и перевозочной работы.

Информационное обеспечение анализа отражает все множество одновременно или последовательно выполняемых операций, которые вызывают процесс ускорения развития на предприятиях экономической деятельности. По своей роли в процессе управления информация подразделяется на документацию и отчетную информацию.

Документация включает годовые планы, квартальные, месячные планы как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений. Отчетная информация содержится в документах первичного учета. На предприятии различают три вида учета: оперативный, статистический, бухгалтерский. Оперативный учет характеризуется срочностью и быстротой получения сведений, относительно небольшим количеством учитываемых показателей, используемых для оперативного вмешательства в ход производственного процесса с целью устранения обнаруженных недостатков и их причин. Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного сплошного и строго документального отражения в денежном выражении хозяйственной деятельности предприятия, движения средств, источников их образования и результатов работы. Статистический учет заключается в получении и анализе показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятия и представляемых в бланках (формах) статистической отчетности. Статистическая отчетность базируется на данных бухучета. Статистическую отчетность ежегодно предоставляет в статистическое управление города в виде 2 и 3-х форм баланса предприятия. Выполняются расчеты таких показателей: показатели по труду и заработной плате, показатели по основным средствам, показатели по распределению финансов. Данные отчетности поступают в ЦСУ государства, которая публикует результаты в виде статистических таблиц.

В состав годовой отчетности включаются бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, отчет о движении капитал), отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительная записка, итоговая часть аудиторского заключения.

Исходными материалами для анализа выполнения являются «Отчет о наличии и работе автотранспорта», «Отчет о перевозках» и др.. При анализе технического обслуживания используются данные «Отчета о списании и наличии автошин ДТП», «Отчет о фактических пробегах автомобилей и двигателей между капитальными ремонтами», «Отчет о поступлении и выбытии автомобилей». Для анализа ОПФ используют «Баланс по основной деятельности предприятия автомобильного транспорта», «Отчет о наличии и движении основных средств», «Прибыли и убытки».

При анализе организации материально – технического снабжения «Отчет о наличии и работе автотранспорта», «Отчет об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно — эксплуатационной деятельности». “Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива». При анализе себестоимости используют «Отчет о доходах и расходах по автоперевозкам», «Отчет о доходах и расходах по погрузочно-разгрузочным и другим работам». »Отчет о накладных расходах предприятия» и другие отчеты.

При анализе производственно — хозяйственной деятельности используются приемы сравнения, прием цепных подстановок, балансовый способ, индексный метод, прием перерасчета, прием долевого участия и др.

Показатели качества перевозочного процесса и выбор вида транспорта

Важно разделять показатели работы транспорта и показатели качества перевозок.

Основные показатели работы транспорта можно разделить на общие для всех видов транспорта и специфические. К общим показателям относятся: объем перевозок (отправление) грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот, средняя дальность перевозки 1 т груза и 1 пассажира, приведенные тонно-километры, густота перевозок в тонно-километрах на 1 км пути.

К специфическим количественным и качественным показателям работы, например, железных дорог относятся, в частности, показатели объема перевозок грузов железной дорогой по видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение, среднесуточная погрузка грузов в вагонах, динамическая нагрузка, коэффициент порожнего пробега вагонов и др.

Эти показатели позволяют отслеживать тенденции транспортного рынка, изменения грузопотоков и своевременно реагировать на них.

Для грузоотправителей эти показатели неинтересны. При выборе вида транспорта отправители пользуются собственными критериями, учитывая преимущества и недостатки разных видов транспорта.

Для грузоотправителей и грузополучателей наиболее значимыми показателями являются показатели качества перевозочного процесса. Причем каждое предприятие грузоотправитель/грузополучатель имеет свои приоритеты в оценке качества обслуживания и ценности отдельных параметров перевозки. Обычно выбор показателей качества перевозки зависит от следующих факторов:

— характеристик и особенностей перевозимого груза;

— вида транспорта и сообщения;

— используемого подвижного состава;

— требований, предъявляемых к организации перевозки и др.

Рассмотрим значимость отдельных параметров перевозки от характеристик груза. При перевозке продукции мясомолочной промышленности предъявляются повышенные требования к скорости доставки и соблюдению температурного режима, так как продукция относится к скоропортящимся грузам. Соблюдение этих показателей – залог качественной перевозки. При перевозке сложной бытовой техники предъявляются требования к отсутствию больших динамических воздействий, и к выполнению срока доставки, что обусловлено уже необходимостью сокращения срока оборачиваемости средств. При перевозке минерально-строительных материалов требования к сроку доставки и сохранности незначительны, основным критерием является стоимость перевозки, так как в цене такой продукции транспортная составляющая достигает 70%.

Читать еще:  Матричные методы стратегического анализа

Можно выделить основные показатели качества грузовых перевозок:

· показатели своевременности выполнения перевозки;

· показатели сохранности перевозимых грузов;

Показатели своевременности выполнения перевозки подразделяются на показатели:

· перевозки груза к назначенному сроку;

· регулярности прибытия груза;

· срочности перевозки груза.

При оценке уровня качества грузовых перевозок необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие элементные или общие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.

Экономическими показателями эффективности грузовых перевозок являются:

· удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта;

· удельные полные расходы на доставку груза;

· затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;

· процент транспортных издержек в конечной стоимости продукции (товара).

Каждый из видов транспорта общего пользования имеет свои преимущества. Так, самая высокая скорость доставки – на воздушном транспорте. Доступность – это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Грузоподъемность характеризует способность перевозить грузы любого веса и объема. По этому признаку наивысшая оценка принадлежит морскому транспорту.

При организации перевозок существенное значение имеет выбор такого вида транспорта, использование которого обеспечивало бы максималь­ную эффективность перевозок. На практике выбор вида транспорта или перевозчика никогда не производится только по одному критерию – отправителю приходится учитывать значительное число разнородных критериев, часто несопоставимых между собой:

· расходы на перевозку, ден. ед/т;

· средняя просрочка в доставке, сут;

· скорость доставки, сут;

· доля несохранных перевозок, %;

· продолжительность согласования и оформления перевозки, сут;

· транспортная доступность (расстояние от склада отправителя до места погрузки), км и др.

Выбор вида транспорта или перевозчика можно осуществить на основании расчета так называемого комплексного критерия, интегрирующего перечисленные факторы на основании их значимости для грузоотправителя.

Комплексный критерий для j-того вида транспорта вычисляется по формуле:

(1)

где kij – значение качественного критерия, определенное как отношение между значением наилучшего i-того показателя и значением i-того показателя для j-того вида транспорта; βi – коэффициент весомости или ранг i-того фактора, определяемый в долях.

Суть этого способа проиллюстрирована в таблицах 1.1 – 1.3.

В таблице 1.1. приведены некоторые исходные данные, которые могут быть приняты во внимание при выборе вида транспорта.

Таблица 2.1 – Исходные данные для выбора вида транспорта

Стадии перевозочного процесса и координация деятельности грузового транспорта

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных стадий/этапов, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок.

Примечание. Сущность технологии перевозки грузов проявляется в определенной последовательности стадий (этапов).

Стадия/этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс.

Примечание. Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Перевозочный процесс – совокупность операций от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств.

Примечание. Обычно понятие перевозочного процесса тождественно понятию транспортного процесса, однако иногда под транспортным процессом подразумевают совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку.

Взаимосвязанным с процессом перевозки является процесс перемещения.

Процесс перемещения – совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки.

Основными действиями перевозчика, предваряющими стадии перевозочного процесса, являются:

— анализ ситуации и выявление потребности в пере­возках;

— подготовка транспортного процесса: составление графика транспортировок, расчет потребности в транспортных средствах и т.п.;

— выбор подвижного состава, видов и типов транспортных средств;

— выбор погрузочно-разгрузочных механизмов;

— выбор эффективного способа взаимодействия транспортных и погрузочно-разгрузочных средств;

— составление документации, необходимой для оформ­ления перевозки: договоров с перевозчиками и экс­педиторами, путевых листов и т.д.

Далее осуществляется сам процесс перевозки.

Стадии перевозочного процесса можно представить следующим образом:

Рисунок 2 – Технологическая схема процесса перевозки одним видом транспорта

Примечание. В технической и экономической литературе нет единого толкования многих основополагающих понятий: перевозочный процесс, транспортный процесс, цикл транспортного процесса, транспортная система, транспортный комплекс и т.д. Операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы этого процесса, каждый из которых выполняет свои задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в определенной зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, данный процесс является многоэтапным и многооперационным, с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций. Отдельные этапы процесса перевозки груза часто рассматриваются как самостоятельные. Поэтому в литературе в настоящее время пишут о перевозочном процессе, процессе транспортирования, о погрузочно-разгрузочном процессе и т.д.

Каждая перевозка состоит из операций, причем не только непосредственно связанных с грузом, таких как погрузка, перевозка и выгрузка, но и обеспечива­ющих качество транспортировки и сохранность грузов: при­емки груза у грузоотправителя и сдача его грузополучате­лю, сопровождения и охраны груза во время перевозки, оформления товарно-транспортных документов и т.д.

Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, вы­полняемых с момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой.

В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными.

Комплексные охватывают все операции с момента по­лучения груза у отправителя до момента сдачи его получа­телю, а местные — лишь операции, выполняемые по месту отправления, либо в пути следования, либо по месту при­бытия.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака:

— расчленение процесса перевозки: представляет собой определение границ требований к субъекту, который будет работать по данной технологии;

— однозначность действий: предусматривает возможность корректировки отклонений выполнения одной операции для нивелирования данного воздействия на всю цепочку

— координация: должна базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса.

Примечание. Координация деятельности грузового транспорта зачастую имеет решающее значение. Среднестатистически в нашей стране железнодорожные вагоны находят­ся в движении 18 — 20% всего их рабочего времени; локомоти­вы— 50 — 60%; суда речные и морские — 60 — 65%, остальное время уходит на простои из-за различий в технологиях, несогла­сованности действий при прямых перевалках, недостаточной ем­кости и неэффективного режима работы складов и др.

Координация (от лат. со (сит) — вместе совместный и ordinates — упорядоченный, определенный) — это согласование объемов пе­ревозки, технологий, расписаний движения разных видов транс­порта при их взаимодействии.

Решаются вопросы координации главным образом путем составления оптимальных планов-графиков работы различных видов транспорта или отдельных транспортных средств.

Основными зада­чами при этом выступают:

— согласование деятельности транспорта в оперативном режиме;

— подготовка фронта работ и перегрузочной тех­ники к моменту прибытия транспортных средств;

— совершенство­вание складской технологии перегрузки грузов;

— создание устой­чивого ритма транспортного конвейера;

— повышение общей производительности при сокращении времени обработки транс­портных средств;

— ускорение доставки грузов.

Примечание. План-график должен иметь оперативную информацию по номенклатуре, на­правлению и виду перевозки, структуре парка подвижного соста­ва, нормативам обработки транспортных средств, возможностям и объемам перегрузки грузов по прямому варианту и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector