Анализ практических ситуаций - Мировой кризис и Я
Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
60 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ практических ситуаций

Способы разработки и порядок анализа практической ситуации;

Те ситуации, которые в большом числе предлагаются в переводных учебниках по менеджменту, не в полной мере отвечают потребностям российской экономики и культуры бизнеса, сложившимся в нашей стране. Необходимо разрабатывать собственные практические ситуации, учитывающие специфику нашей страны, в частности, проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели в условиях экономической обстановки в Российской Федерации, или типичные проблемы, решаемые российскими руководителями разных уровней. Разработка практических ситуаций может происходить двумя способами: на основе описания реальных событий и действий реальных работников или на базе искусственно сконструированных ситуаций (материал для этих ситуаций может быть взят либо из реальной практики работы разных предприятий, либо проблема может быть сконструирована в соответствии с заранее определенными требованиями).

Подготовка ситуации для дальнейшего анализа — трудоемкий процесс, требующий тщательного ознакомления с деятельностью конкретной фирмы (история компании, описание ее структуры и действующих лиц, данные финансовой отчетности, описание рыночной обстановки и т.п.). Во время разработки практической ситуации (кейса) определяется ее цель, формулируется проблема, определяется структура проблемы, перечень вопросов, по которым готовится описание ситуации. Опыт показывает, что указание реальных фирм лучше, чем выдуманные случаи или упоминание компании без названия.

Обучающимся дается детализированное письменное описание проблемы или ситуации, требующей анализа и последующего ре­шения, и их просят выявить основную проблему (или проблемы), проанализировать предложенную информацию и выработать наиболее эффективное, с их точки зрения, решение. Описание ситуации может быть различного объема (от одной страницы до сотни и более страниц текста), разной может быть и степень детализации при описании ситуаций, предлагаемых для анализа, может меняться степень насыщенности информацией, не относящейся прямо к предмету анализа.

После самостоятельного рассмотрения предложенных ситуаций каждым обучающимся, работа продолжается в группе. При групповой работе за индивидуальным рассмотрением следует этап группового обсуждения, а затем презентация результатов группового обсуждения. При этом если в учебной группе несколько подгрупп работали над анализом ситуации, то каждая из них готовит собственную презентацию.

Примеры вопросов для анализа:

> Какая информация необходима для решения данного вопроса?

> Какие проблемы вы можете выделить в представленной ситуации?

> Какие этические, юридические или моральные проблемы возникают или могут возникнуть перед.

> Какую программу мероприятий вы можете предложить для решения проблем, стоящих перед фирмой?

> Какой набор процедур вы бы использовали, чтобы получить необходимую информацию?

> Какие возможны пути решения выявленных проблем?

> Какие направления деятельности вы бы могли предложить для повышения конкурентоспособности фирмы?

В западной практике, когда особое внимание обращается на соблюдение авторских прав на интеллектуальную собственность, предусматривается регистрация разработанных ситуаций для анализа, закрепление авторских прав, а затем платное их тиражи­рование.

В Приложении приведен пример практической ситуации «Клуб 100», разбираемой в ходе проработки темы «Мотивация и стимулирование труда».

Порядок работы над практической ситуацией (case-study)

1-Ознакомление с ситуацией.

2 . Выявление проблем.

3- Анализ имеющейся информации.

4 — Уточнение выявленных проблем и определение степени их значимости.

5. Анализ сильных и слабых сторон рассматриваемой ситуации (SWOT-анализ).

6. Формулирование альтернативных решений.

7 . Оценка предложенных альтернатив.

8. Подготовка решений по итогам рассмотрения практической ситуации.

9 . Презентация результатов проведенного анализа.

10. Обсуждение выступлений и подведение итогов проведенного анализа с участием преподавателя.

Ситуационный анализ. Системный и ситуационный анализ

Развитие на сегодняшний день самого перспективного подхода в менеджменте (ситуационного) стало результатом использования научных достижений для решения реальных практических задач. Преимуществом такого анализа является «погружение» в ситуацию для принятия верного обоснованного решения. Более глубокое понимание проблемы дает возможность предвидеть кризисы и гибко реагировать на перемены. Что такое ситуационный анализ организации?

Ситуационный подход

Данный подход с экономической точки зрения более эффективен, чем другие направления менеджмента. Его суть в том, что управленцу целесообразнее использовать те инструменты, которые более необходимы в конкретных обстоятельствах. Форма, метод, стиль руководства должны быть разнообразными, гибкими и меняться по необходимости. Они вторичны, а ситуация (обстоятельства, влияющие на фирму в данный момент) ставится на первое место.

Применяя ситуационный анализ предприятия, менеджеры способны быстро разобраться в том, какой метод эффективен, какие средства использовать, чтобы достичь корпоративных целей.

Значение ситуационного анализа

Ситуационный анализ – инструмент подхода к управлению через «погружение» в проблемную среду. Его можно назвать срезом положения, в котором находится организация в данный период. Что дает руководству его использование?

  1. Картину реальной ситуации на фирме.
  2. Перечень проблем, угрожающих ее развитию.
  3. Прогноз и перспективу.
  4. Информацию для разработки мер экономической защиты.

В задачи ситуационного анализа входят комплексные исследования организации, оценка правильности принятого решения.

Где применяется анализ ситуаций?

Технологии, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений, основанные на анализе проблемных участков, называются ситуационным анализом. Управленческий процесс непрерывен, замкнут и состоит из функций, каждая из которых предполагает применение данного подхода:

  • ситуационный анализ текущего положения;
  • принятие управленческих решений;
  • разработка и реализация планов;
  • организация слаженной работы подразделений;
  • поставки ресурсов;
  • мотивирование и стимулирование персонала;
  • контрольная функция и выход из проблемных зон.

Анализ ситуаций в обучении

Ситуационный анализ является эффективным методом обучения, позволяет легче осваивать менеджмент, бизнес-планирование, психологию, предпринимательство и другие науки. Он стал неотъемлемым элементом деловых игр. Методы ситуационного анализа могут использоваться во многих видах деятельности, причем весьма успешно. Обучающиеся по данной системе применяют изученную теорию на практике, учатся принимать правильные решения на перспективу или при реализации тактических программ.

Задачи ситуационного анализа

Основная проблема, которую решает анализ практических ситуаций, – грамотная и системная работа с информацией. К другим задачам данного направления исследований можно отнести:

  1. Сбор и обработку информации по диагностике ситуации.
  2. Определение «информационных» и «белых пятен».
  3. Установление факторов, развивающих ситуацию.
  4. Построение стратегии по решению задачи.
  5. Оценку рисков.
  6. Формулировку критериев и рамок.
  7. Установление общего языка с участниками обсуждения.

Методы ситуационного анализа

Поэтапный анализ ситуации, которая должна быть приближена к реальным проблемам в работе управленца.

  • Подготовка к анализу, выполняемая индивидуально.
  • Разбор ситуации в группах.
  • Коллективное обсуждение.
  • Подведение итогов.

Выработка новых идей, нестандартных решений в неразрешимых сложных ситуациях. Идеи, высказываемые поочередно каждым участником, записываются, но не подвергаются оценке. Критиковать их запрещается. Это осуществляется для накопления масштабного банка предложений, которые на втором этапе проходят оценку или обсуждаются. Решающее слово остается за руководителем.

Читать еще:  Анализ и синтез относятся к

Метод не предполагает коллективного обсуждения. Участники индивидуально заполняют анкеты (1 тур), а затем эксперты рецензируют их (2 тур). С итогами работает аналитическая группа. После обработки данные поступают менеджеру.

Факторный анализ и моделирование

Расчет влияния каждого фактора по статистической формуле.

Математическая оценка данных, позволяющая сократить число факторов и обосновать итоги.

Применяется в экономике и финансовом менеджменте для измерения и оценки финансовых результатов.

Применяется при большом числе направлений развития ситуации – подсценариев.

Технология

Ситуационный анализ предполагает использование банка стандартных ситуаций, в котором можно найти аналог конкретной жизненной проблемы предприятия. Когда задача приближена к уже имеющемуся эталону, то ее решение не требует много энергии. Если ситуация уникальна, то для ее разбора необходимо найти факторы, повлиявшие на ход событий. Для их оценки применяется один из методов, например мозговой штурм. Он проводится в два этапа:

  1. Генерация идей. Как будет развиваться ситуация? Как на нее повлиять?
  2. Идеи обсуждаются. Решение принимается коллективно.

Поэтапный ситуационный анализ предприятия

Выбрать для конкретного случая подходящие методы анализа.

Оценить ситуацию, определить значимые факторы и результаты их изменений.

Составить прогноз по реализации различных альтернатив.

Выбрать самую эффективную альтернативу (решение).

Преимуществом ситуационного анализа является то, что он основан на реальных проблемах, появляющихся в жизни организации. Его технологии в качестве итогового продукта дают не только принятое управленческое решение, но и данные для корректировки стратегии.

Системный подход

Сутью системного подхода в управлении является применение теории, рассматривающей предприятие как комплекс элементов. При сочетании структуры, персонала, ресурсов, технологии и целей формируется управленческая система — организация. Системный подход основан на таких положениях:

  • все действия на предприятии взаимосвязаны;
  • управленческие решения влияют на каждый элемент системы;
  • решение проблемы одного элемента не должно создавать неполадки в другой области.

Системный подход стал основой для разработки управленческих задач по разным направлениям. Он стал базой для появления теории непредсказуемых случаев: новые ситуации, в которые попадает руководитель, уникальны и в то же время связаны с уже полученным опытом.

Суть системно-ситуационного подхода и анализа

Системный и ситуационный подход в сочетании позволяют использовать на практике комплексный анализ ситуаций. Организация – это система элементов, связанная с внешним окружением. Большое число факторов внутри предприятия и вне его заставляет руководство применять разнообразные методы управления. Системно-ситуационный анализ позволяет подобрать максимально адаптированные к заданным условиям методы управления. Рассмотрим его особенности на примере комбинированного SWOT-анализа.

Смысл SWOT-анализа в том, чтобы проводить самоконтроль деятельности фирмы. Самоанализ состоит из четырех направлений:

  • сильные и слабые стороны организации (факторы внутренней среды);
  • возможности и угрозы (внешняя среда).

Цель ситуационного анализа – получить целостную картину состояния предприятия на момент проведения исследования. Результатом должен стать пересмотр положения организации, уход от существующих мнений к новым программам развития. Предметом ситуационного анализа в таком случае становится окружение: потребители, конкуренты, посредники и другие внешние факторы. Предметом системного анализа – организация и внутренние факторы.

Ситуационный анализ, пример которого можно рассмотреть на основе таблицы SWOT, позволяет сформировать подробное представление о сильных и слабых сторонах любого предприятия.

Анализ практических ситуаций

Метод «Анализ конкретных ситуаций»*

индивидуально-коллективная учебная деятельность, направленная на формирования опыта деятельности в определённой сфере – профессиональной или социальной

Анализ конкретной ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших её и для оптимального и оперативного её разрешения

Ведущие научные идеи

Конкретные ситуации существуют реально в разнообразных сферах деятельности. Их возникновение связано с проявлением производственных проблем, умением или неумением их разрешать, личностями участников

Только практические действия позволяют приобретать опыт. Решение практических ситуаций позволит выпускнику быстрее включиться в профессиональную среду.

При решении КС реализуются принципы:

1) проблемности – связана с наличием проблемы в представленной ситуации. Это создаёт предпосылку к продуктивному мышлению, поскольку решающий её погружается в состояние интеллектуального затруднения, что, в свою очередь, приводит к психологической проблемной ситуации – как найти выход из создавшегося положения;

2) моделирование профессиональных ситуаций и их решений – своеобразная имитация производственных событий, в которых участники исполняют роли. Несмотря на то, что ситуация учебная, но чувства, которые обучающийся переживает, – реальные. То есть, отрабатываются реальные умения, необходимые для профессиональной деятельности;

3) коллективно-индивидуальная деятельность – в процессе принятия решений задействуются различные виды взаимодействия;

4) диалогичность общения – подразумевается обмен мнениями, информацией, позициями, решениями, опытом, идеями, эмоциями и др. Данный процесс порождается их потребностью в совместной деятельности, взаимопонимании, взаимопомощи, то есть вырабатывается стереотип отношений, формируются коммуникативные свойства личности,

Информация для применения метода

  • 1)Стандартная (типичная) – одинаковые источники причины, одинаковые решения
  • 2)Критическая – нетипичные/неожиданные, деструктивные, требующие неординарных решений
  • 3)Экстремальные (уникальные) – нет аналогов, сложные для оперативного решения, деструктивные
  • 4)Конфликтные – противоборство людей, идей и интересов, конструктивные/деструктивные, уникальные решения
  • По учебной функции:

ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью этой проблемы можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения;

— ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно – не правильно» и предложить своё адекватное решение;

— ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в учебное занятие;

— ситуация-тренинг – прототипы банка стандартных или иных ситуаций (зависит от поставленных целей). Тренинг проводится как по описанию ситуаций, так и по их решению.

По способу представления:

— Классическая ситуация – может быть взята из литературы, практики. Может быть искусственно сконструирована (рассказ о…). Должна быть описана по всем канонам ситуации. Чёткость изложения. В конце вопрос не ставится. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.

— Живая ситуация – берётся из жизни ближайшего окружения (возможна знакомая ситуация), но никому не известно принятое решение. Решение нужно найти, а ситуацию нужно описать в той последовательности, как она происходила в жизни. Можно использовать приём «разыгрывания ролей», чтобы поставить участников «на место» персонажей.

Читать еще:  Методы стат анализа

— Разбор корреспонденции – имеется ввиду, действительно входящая и исходящая корреспонденция или какие-то иные документы. Цель – выработать умение вдумчиво читать, выявлять главное и второстепенное и прогнозировать решения.

— Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту – выработка умения действовать в соответствии с нормативными документами. Для этого предлагается ситуация и сам нормативный документ, а также вырабатывается решение, сообразуясь с нормативом

Конструирование конкретной ситуации.

1) Анализ реальных ситуаций в профессиональной деятельности (будущей) – трудовые функций и к ним ситуации, которые могут возникнуть при их выполнении.

2) Описание конкретной ситуации:

— используются только достоверные факты и события без искажения

— информацию необходимо представлять в динамике реального события

— описание проводится последовательно и логично, акцентируя приоритеты: сначала – данные о событии (когда, где, при каких обстоятельствах, оппоненты-участники), затем выявляется сама проблема и иносказательно сообщается о том, что произойдёт, если эту ситуацию не решить

— при описании ситуации целесообразно не раскрывать причинно-следственных связей

— кроме текста может быть использована дополнительная визуальная информация

— описание КС не ограничено объёмом и излагается в прошедшем времени

— структура описания КС однотипна

3) Оформление КС

Тема. Цели. Целевая аудитория. Время, необходимое для работы с КС. Автор-разработчик. Год разработки.

технология развития личности профессионала: творческое и критическое мышление, умение анализировать, принимать решение, сотрудничать в трудовом коллективе и др.

Методически не грамотное использование КС снижает эффект

Необходимость создания банка КС, его обновление в соответствии с требованием актуальности

Практическое занятие №4. Тема. Анализ ситуации, составление плана ее решения.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Практическое занятие №4.

Время выполнения — 2 часа.

Тема. Анализ ситуации, составление плана ее решения.

Ц е л ь занятия : научить студентов принимать эффективные управленческие решения.

Для выполнения практического занятия студенты должны:

Знать: Виды и категории стандартов.

Уметь: логически систематизировать учебный материал.

Задание 1. Разобрать ситуации и принять управленческое решение:

Вы— начальник отдела в Банке. После реорганизации предприятия вам необходимо срочно перекомплектовать несколько отделов согласно своему видения где какой сотрудник должен быть (по штатному расписанию).

По какому пути вы пойдете и почему?

Возьмитесь за дело сами, изучите все списки и личные дела работников, предложите свой вариант решения.

Предложите решать этот вопрос службе управления персоналом — ведь это их работа. Обоснуйте ответ (возможен свой вариант):

Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением вашего ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:

1.Не оспаривая задание начальника, буду строго придерживаться должностной субординации;

2.Предложу подчиненному отложить не мое задание;

3.Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;

4.Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;

5.В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

Обоснуйте ответ (возможен свой вариант):

Ваша секретарша довольно часто опаздывает на работу и каждый раз объясняет это достаточно уважительной причиной. Она хорошо и ответственно выполняет все поручения, но из-за ее опозданий вы не всегда успеваете вовремя начать выполнение ваших дел. Вам бы не хотелось ее увольнять, но сегодня все повторилось снова. Вы говорите:

Иванов Петри Васильевич (ваш подчиненный коллега) игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.

Как вы поступите с этим подчиненным (коллегой) в дальнейшем?

Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, примените обычные административные меры наказания.

В интересах дела постараетесь вызвать его на откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

Обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его неправильное поведение будет осуждено и к нему примут меры общественного воздействия.

Попытаетесь вначале разобраться в том, не совершаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с подчиненным (коллегой), а потом уже решите, как поступить. Обоснуйте ответ (возможен свой вариант):

Менеджеру по продажам предстоит пройти обучение по повышению техники продаж в течение недели. Менеджер не проявляет желания к обучению по причине упущенной выгоды от потери продаж за время обучения, он расстроен и демотивирован. Сделайте рефрейминг ситуации как можно большим числом способов.

Пройдите тест «Каковы ваши способности к принятию управленческих решений». Сделайте выводы по итогам тестирования.

Тест. Каковы ваши способности к принятию управленческих решений.

Анализ производственных ситуаций — один из способов повышения качества подготовки будущего специалиста

Рубрика: Сельское хозяйство

Дата публикации: 30.11.2013 2013-11-30

Статья просмотрена: 3795 раз

Библиографическое описание:

Куличенко, А. И. Анализ производственных ситуаций — один из способов повышения качества подготовки будущего специалиста / А. И. Куличенко, Т. В. Мамченко, С. В. Куличенко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 610-611. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8471/ (дата обращения: 10.04.2020).

Способность ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность, это важный критерий качества подготовки специалиста. Для этого должны быть использованы активные методы обучения профессиональным умениям и навыкам. К ним могут быть отнесены: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, имитация деятельности на тренажере, выполнение практических заданий в процессе производственной практики и стажировки, деловые игры и их элементы и др.

Основная задача высших учебных заведений — подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых в труде, с другой — формирование профессиональных умений и навыков. В труде специалиста большое место занимают умения — способность использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях. Специалист должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда и т. д. Каждая профессия требует овладения специфическими умениями.

Читать еще:  Структурный диалектический метод анализа

И умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо, многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения студентами соответствующих заданий: задач, расчетов, анализа ситуаций и др.

Для развития качеств будущих специалистов, для обеспечения их достойности и конкурентоспособности, необходимо использовать активные, информационно — развивающие, организационные формы обучения, направленные на теоретическую и практическую подготовку студентов. Важную роль при этом занимает грамотная организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, личностно — ориентированный подход и другое. Остановимся на некоторых из них.

В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность. Для этого должны быть использованы активные методы обучения профессиональным умениям и навыкам. К ним могут быть отнесены: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, имитация деятельности на тренажере, выполнение практических заданий в процессе производственной практики и стажировки, деловые игры и их элементы и др. [3].

Например, анализ производственных ситуаций. Большое место в работе специалиста занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное решение — неотьемлемое качество каждого руководителя [2,4].

Сущность этого метода сострит в том, что студентам предъявляется какая-то производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия ее участников. Студентам предлагается оценить, правильно ли действовали участники события, дать анализ и аргументированное заключение о действиях участников. Ситуация может быть предъявлена в форме устного описания, показа кинофрагмента, разыгрывания ролей отдельными студентами [3,4].

При обучении анализу производственных ситуаций преподаватель направляет внимание студентов на следующее:

— на восприятие ситуации, мысленное ее представление, отыскание аналогов в собственном опыте;

— вычленение основных элементов ситуации;

— сравнение каждого элемента с нормативными требованиями;

— оценку взаимосвязи элементов и оценку их совокупности;

— определение действий в данной ситуации;

Анализ производственных ситуаций может выполняться на практических занятиях, в процессе практики при решении комплексных производственных задач.

Основным дидактическим материалом для анализа производственных ситуаций являются их словесные описания. Ситуации могут быть представлены также в виде чертежей, планов, схем, документов с заложенными в них ошибками, в выявлении которых и заключается анализ ситуации. Вместо описания ситуации ее можно продемонстрировать в виде видефрагментов фильма (один из вариантов — фрагмент кинофильма без сопровождения текста) [2].

Во всех случаях производственная ситуация должна быть представлена так, чтобы студент мог выделить составные элементы ситуации, сравнить их с предъявляемыми требованиями.

Поиск путей повышения качества готовности специалистов к практической профессиональной деятельности привел к созданию деятельностных технологий. Одним из подходов к решению данной проблемы явилась идея моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе [2].

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе — это такое ее отражение в содержании обучения и в реальной учебной деятельности студентов, которое, во-первых, дает студентам правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности (от целеполагання до самоанализа процесса и результатов деятельности) и, во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональных функций) [3].

Моделирование требует системного рассмотрения, с одной стороны, профессиональной деятельности, к которой готовят студентов (модель деятельности), с другой — содержания образования и обучения (модель подготовки).

Суть ее состоит в том, что студенты воспроизводят профессиональную деятельность в процессе обучения в специально созданных условиях, когда эта деятельность носит условно профессиональный характер, а при выполнении действии, операций отражаются лишь наиболее существенные ее черты. А. А. Вербицкий называет эту деятельность «квазипрофессиональной», она является переходной от учебной к профессиональной; студенты не выполняют собственно профессиональную деятельность, а имитируют ее [1].

Отсутствие в процессе обучения логических и практических взаимосвязей между приобретенными умениями не позволяет студентам эффективно использовать их в процессе труда. Не случайно характерная оценка качества подготовленности специалистов нередко звучит так: «Все по частям знают, а работать не могут» [1].

Такое положение заставляет педагогов искать формы занятий и методы обучения, направленные на практическое ознакомление с целостной профессиональной деятельностью и приобретение студентами не только элементарных, но и сложных (комплексных) профессиональных умений, а также на формирование профессионально значимых качеств личности.

Такие занятия должны давать возможность как бы препарировать процесс профессиональной деятельности с выделением характерных сторон на разных этапах, с дальнейшим самоанализом выполненной работы. Это означает, что для учебных целей следует использовать не реальную профессиональную деятельность, а упрощенный вариант, сохраняющий ее основные черты, т. е. модель.

В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность. Это реализуется только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию не только мысленно, но и, имея надлежащее оснащение (необходимые нормативные документы, оборудование, приборы, видеокассеты с записью мастер — классов, производства продукции различных видов, фотографии оборудования и производственных помещений, которые демонстрируются студентам на теоретических и лабораторно — практических занятиях и во время прохождения учебной, производственной практики и стажировки) [3].

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход./ Вербицкий А. А. / М.: «Высшая школа», 1991

2. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И. Г. и др. // «Мысль» М., 1991

3. Матюшкин А. М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления./ Матюшкин А. М. / М., 1980

4. Семушина Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. /Семушина Л. Г., Ярошенко Н.Г/ — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector