Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Структурный диалектический метод анализа

Понятие диалектического метода

Среди всеобщих методов наиболее древними являются диалек­тический и метафизический.

Метафизический (с греч. – то, что идет за физикой, после физики) философский метод отвечал требованиям развития естествозна­ния XVII-ХVIII веков, которое имело дело преимущественно с от­дельными предметами, как с чем-то законченным и неизменяемым, а само естествознание представляло собой собирающую науку.

Поэто­му для этого уровня развития науки метафизический метод былвпол­не приемлем, характеризуясь следующими чертами:

1. Природа рассматривалась как случайное скопление предметов и явлений, изолированных и независимых друг от друга;

2. Природа рассматривалась в состоянии покоя, неподвижности, застоя и неизменности, как завершенная система связей;

3. Процесс развития рассматривался как простой процесс pocта – уменьшение и увеличение, повторение пройденного, где количест­венные изменения не ведут к качественным преобразованиям;

4. Отрицалось наличие внутренних противоположностей в предметах и их саморазвитие; единственным источником развития признавалось лишь столкновение внешних противоположных сил.

Сыграв положительную роль в процессе собирания, описания и классификации фактов к середине XIX века метафизический метод· стал тормозом научного прогресса. Как верно тогда заметил Ф. Эн­гeльс, этот метод, «хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по харак­теру предмета рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним, ограниченным, абстракт­ным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием ­их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движе­ние, за деревьями не видит леса» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20. — с.21).

С середины XIX века метафизический метод постепенно был вытеснен из естествознания диалектическим методом.

В литературе нередко встречается точка зрения, в соответствии с которой диалек­тическим методом считается:

а) учение о всеобщих законах, свойствах и связях окружающего мира;

б) законы и категории диалектики, отражающей свойства, связи и объективные закономерности.

Однако ни то, ни другое методом не является. Во всех науках ме­тодология нацелена не на фиксирование существующего знания, а на осуществление новых циклов познания и достижения нового знания. В исходной категории методологии — методе — отражаются принципы и требования, операции и процедуры, правила и нормы, обеспечи­вающие в научном исследовании получение нового знания, его про­верку и подтверждение.

Другими словами, диалектический метод и методология должны сводиться не к описанию онтологического со­держания категорий и законов (в философии онтология — это учение о наиболее общих законах бытия), а к изложению познавательных регу­лятивов, различных методологических принципов и требований, обеспечивающих достижение цели.

Диалектический метод — система взаимосвязанных и взаимоза­висимых принципов, требований, установок и правил, предписываю­щих определенный порядок осуществления действий, направленных на познание или преобразование объектов.

Следует подчеркнуть, что диалектический метод носит всеоб­щий, универсальный характер, oxвaтывает высшие уровни абстраги­рования в методологии. Поэтому его принципы и требования не име­ют прямого воздействия на ход конкретного научного исследования. Основная задача диалектического методавыработка генеральной стратегии поиска и регулятивов в построении программ исследова­ния.

Недооценка оптимального решения такой задачи не может при­вести к главной цели исследования, поскольку «ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в ту­пик. Например, ошибочные общие исходные установки (механизм ­витализм, эмпиризм — априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафи­зическому взгляду на сущность изучаемого объекта» (Кравец А.С. Методология науки. — Воронеж, 1991. — С. 15).

Базовое содержание диалектического метода составляют его принципы. Принцип диалектuческого метода познания – это пре­дельно общее основополагающее первоначало, основное положение, содержащее в себе определенные требования к мыслящему субъекту и ориентирующие его в познавательной деятельности.

Специальные исследования показали, что в качестве принципов диалектического метода могут выступить следующие:

1) принцип от­ражения;

2) принцип активности;

3) принцип всесторонности;

5) принцип взаимосвязи ка­чественных и количественных характеристик;

6) принцип детерми­низма;

7) принцип историзма;

8) принцип противоречия;

9) принцип диалектического отрицания;

10) принцип восхождения от абстрактно­го к конкретному;

11) принцип единства исторического и логического;

12) принцип единства анализа и синтеза (Шептулин АЛ. Диалектиче­ский метод познания. — М., 1983. — С. 84-269).

Как же воспользоваться таким обширным методологическим ар­сеналом? Дальнейший анализ показал, что принципов не должно быть чрезмерно много, а столько, чтобы обеспечить диалектическое движение мысли. При этом вначале выбирают основополагающие принципы, а остальные выстраивают в порядке субординации, т.е. вертикальной соподчиненности.

В результате появилось три уровня; принципов:

1. Главные принципы или просто принципы (начала, основания, основа).

2. Требования, конкретизирующие главный принцип или императивы (настоятельные требования).

3. Установки, правила, конкретизирующие императивы (Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. — М., 1991. — С. 304-305).

Среди главных чаще всего выделяют принципы: объективности, системности, историзма, диалектической противоречивости (См., например: Алексеев П.В., Панин А.В. — Там же. — С. 305-328, и др.).

Лекция 8. Диалектический подход к исследованию

Лекция 8. Диалектический подход к исследованию

Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:

• материалистическая – основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира;

• теологическая – понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях;

• агностицизма – реальная действительность не может быть познана;

• дуалистическая – в явлении предполагается наличие двух сущностей;

• позитивизма – осуществляется изучение полезности исследуемого объекта и оценка данной пользы;

• экзистенциализма – изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов.

На основе выбранной методологии осуществляется выбор применяемого подхода к исследованию, который определяет взаимосвязи как в исследуемом объекте, так и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:

• механистический – объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей;

• метафизический – изучаются связи движения, которые осуществляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;

• биологический – изучаются функциональные связи, осуществляемые в живых организмах;

• диалектический – объекты изучаются с точки зрения законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), которые служат для выражения отдельных теоретических принципов.

Диалектический подход – подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания:

• единства и борьбы противоположностей: объекты в процессе своего развития, осуществляемого с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития данного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борьбе противоположностей и происходит развитие объекта. Понятие «единство противоположностей» объясняется тем обстоятельством, что борющиеся противоположности присущи одному объекту;

Читать еще:  Целью технико экономического анализа является

• перехода количественных изменений в качественные: развитие – непрерывный процесс, движение от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. Но развитие в количественном отношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенном этапе развития, при существовании определенных условий объект теряет свое прежнее качество и становится новым объектом;

• отрицания отрицания: развитие – непрерывный направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда процесс развития представляется как процесс отрицания отрицания, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания отрицания формулирует характер развития, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшествующего явления.

Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:

• движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;

• преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;

• противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;

• научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.

Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;

• объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;

• взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности;

• относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;

• исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Структурно — диалектический метод работы с текстом. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемОлег Шебанов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Структурно — диалектический метод работы с текстом.» — Транскрипт:

1 Структурно — диалектический метод работы с текстом

2 Метод «Дерево ожиданий» Участники самостоятельно формулируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников.

3 Цель: Знакомство с о структурно — диалектическим методом работы с текстом Задачи: 1. Сравнить традиционную систему обучения с позиционной системой обучения 2. Познакомиться с этапами позиционной системы работы с текстом

6 СЛУШАЙ МЕНЯ. ЗАПОНИМАЙ. учитель ученик химия Зачем ? ЧТО ТОЛКУ?

7 Минусы этой работы: субъективная сторона не учитывается; обезличенный унылый характер; нет связи предмета с субъектом; нет стремления к изучению предмета; преподаватель доминант.

8 Изучаем вместе. учитель ученик химия Да . это интересно Работа это … !

9 У обучающихся остаётся в памяти от того, что они… Чему-либо обучают сами 95% Проговаривают в то время, как делают сами 90% Основывают на личном опыте 80% Обсуждают с другими 70% Видят и слышат 50% Видят 30% Слышат 26% Читают 10%

10 Основные виды средств в образовательном процессе ФОРМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЗНАНИЙ СИМВОЛЫ СХЕМЫ ПОНЯТИЯ

11 Позиции в модели позиционного обучения НОРМАТИВНОЕ — дается описание предмета как готовой сложившейся системы знаний; НОРМАТИВНОЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ — осуществляется преобразование, развитие предмета; ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ (смысловое) — соответствует познавательной позиции ученика, его познавательному Я. СИМВОЛИЧЕСКОЕ

12 Нормативное пространство: ТЕЗИС ПОНЯТИЕ СХЕМА КРИТИК АПОЛОГЕТ

13 КРИТИК В исследуемом содержании обнаружить несоответствия и противоречия. Эта позиция характеризует неприятие учеником изучаемого содержания, основанное на объективном анализе содержания, проделанном учеником.

14 АПОЛОГЕТ Подчеркивание приятия учеником изучаемого содержания. Она направлена на подчеркивание тех моментов, которые объективно существуют.

15 ТЕЗИС Работает на удержание изучаемого материала. Важно подчеркнуть, что это не аналитическая позиция, в соответствии с которой ученик должен провести анализ, а позиция сворачивания содержания в более компактную форму.

16 ПОНЯТИЕ Собственно аналитическая позиция, раскрывающая базовые единицы изучаемого предмета. С этой позиции всем ученикам предъявляются средства анализа указанного содержания и в неявной форме перед всеми учениками эта позиция ставит задачу не репродуктивного, а аналитического характера, т. е. задачу определить, в какой мере выбранные средства адекватны содержанию.

17 СХЕМА Ученики должны представить изучаемый материал в виде схемы, т. е. схематического наглядного изображения его основных единиц.

18 Диалектическое пространство: РЕФЛЕКСИЯ ЭКСПЕРТ ВОПРОС ПРАКТИКА ДИАЛЕКТИК

19 РЕФЛЕКСИЯ Понять трудности, связанные с усвоением материала.

20 ЭКСПЕРТ Оценить деятельность всех участников учебного процесса, включая преподавателя.

21 ВОПРОС Ученики должны задать содержательные вопросы всем участникам занятий.

22 ПРАКТИКА Направлена на выход изучаемого материала за пределы учебного пространства; она также по существу являлась интегративной.

23 ДИАЛЕКТИК Представить диалектические отношения между единицами изучаемого материала, применяя для этого ту систему логики, которая разрабатывалась нами при изучении диалектического мышления.

24 Смысловое пространство: СИМВОЛ ТЕАТР ПОЭТЫ

25 СИМВОЛ В символической форме отразить содержание изучаемого предмета. Для этого ему предлагалось нарисовать наглядный образ, отражающий изучаемый материал.

26 ТЕАТР Разыграть какую-либо театрализованную миниатюру, также отражающую изучаемые вопросы. Особенностью этих двух позиций является то, что работа в них предполагает движение исключительно в субъективном пространстве, но это движение подчинено логике материала.

27 ПОЭТЫ Сочинить стихотворение или другой вид поэтического произведения, которое отражало бы сам изучаемый материал или процесс его изучения.

28 Первый этап Первый этап — информационный, в него входит ознакомление с нормативной стороной предметного содержания — слушание лекции и чтение соответствующих материалу лекции текстов. Второй этап Второй этап — смысловой. Он заключается в анализе всего материала с одной из перечисленных выше позиций и выполнении действий, соответствующих выбранной позиции. Третий этап Третий этап — демонстрационно-дискуссионный. На этом этапе уч-ся предъявляется наработанный материал аудитории.

29 НАЗВАНИЕ ПОЗИЦИИЗАДАЧА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ДАННОЙ ПОЗИЦИИ 1.«ТЕЗИС» Передать содержание в виде нескольких сжатых тезисах, т.е. свернуть содержание в более компактную форму. 2.«ПОНЯТИЕ» Составить список понятий, раскрывающих изучаемое содержание, дать определение каждому понятию. 3.«СХЕМА» Представить изучаемый материал в виде схемы. 4.«КРИТИК» Обнаружить несоответствия и противоречия в предложенном содержании. 5.«АПОЛОГЕТ» Выявить стороны, которые объективно существуют ( защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо) защитительная речьписьмосочинениетекстзащиту 6.«СИМВОЛ» Отобразить содержание в символической форме. 7.«ПОЭТЫ» Отобразить содержание в виде любого поэтического произведения. 8.«ТЕАТР» Разыграть театрализованную миниатюру, которая будет отражать содержание. 9.« РЕФЛЕКСИЯ» Выявить трудности, связанные с усвоением материала. 10.«ЭКСПЕРТ» Оценит деятельность всех участников, включая преподавателя. 11.«ВОПРОС» Сформулировать содержательные вопросы всем участникам. 12.«ПРАКТИКА» Определить значимость материала. Выяснить, как изучаемый текст можно использовать в жизни. 13.«ДИАЛЕКТИК» Представить содержание в виде логической системы.

30 Первый этап Первый этап — информационный, в него входит ознакомление с нормативной стороной предметного содержания — слушание лекции и чтение соответствующих материалу лекции текстов. (20-25 минут) Второй этап Второй этап — смысловой. Он заключается в анализе всего материала с одной из перечисленных выше позиций и выполнении действий, соответствующих выбранной позиции. (10 минут) Третий этап Третий этап — демонстрационно-дискуссионный. На этом этапе уч-ся предъявляется наработанный материал аудитории. (10-15 минут)

Читать еще:  Анализ деятельности предприятия теория

Универсальность диалектического метода исследования

Метод есть способ достижения цели, определённым образом упорядоченная практическая, теоретическая, познавательная деятельность. Общенаучным, философским является диалектический метод исследования, использующий всю систему познавательных приёмов.

Наиболее абстрактной категорией, содержащей в себе в неявном виде другие категории, Г. Гегель признавал бытие. Оно послужило началом перехода к конкретному. Последовательность применённых понятий (качество, количество, мера, сущность, явление, действительность и т. д.) образовала ступени, ведущие к результату – идее. Диалектику он представил как саморазвитие абсолютной идеи.

Положительную оценку К. Маркс дал тому, что понятия были рассмотрены в их взаимосвязи, что одно снималось другим. Догматическое содержание системы Г. Гегеля – это перевёрнутый материализм. Она противоречила его методу, который требовалось поставить с головы на ноги. Ведь если всё подвергается отрицанию, то и его система должна быть снята.

Своё намерение выделить рациональное в гегелевской диалектике К. Маркс в полной мере не осуществил и не издал специальной книги, но зато он применил забытый диалектический метод для характеристики общественной жизни и всемирной истории, к фактам политической экономии, разработал и представил логику «Капитала».

Использование дедукции Ф. Энгельс допускал лишь на теоретическом уровне познания, когда в науке уже сложились основные понятия, на которые можно опираться. К. Маркс также подчёркивал роль абстракций, которые являются средством обнаружения в единичном существенного и специфического, раскрывают общее в особенном, позволяют выделить главное. С их помощью отыскивается необходимое и устойчивое. Но тогдашние экономисты допускали много путаницы и на возникший вопрос «С чего начать?» не находил чёткого ответа. В работе «К критике политической экономии» он пришёл к выводу об ошибочности приступать к анализу земельной собственности и ренты, населения и классов, из которых оно состоит, брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Заключение было таким: капитал является господствующей над всем экономической силой. Он и должен составлять как исходный, так и конечный пункт исследования. Расчленение его предмета должно быть таково:

1. Всеобщие абстрактные определения, которые более или менее подходят ко всем общественным формам.

2. Категории, которые составляют внутреннюю организацию буржуазного общества и на которых покоятся классы, т. е. капитал, наёмный труд, земельная собственность, а также город и деревня, обмен между классами, обращение, кредит.

3. Государство, налоги, государственный долг, кредит, население, колонии, эмиграция.

4. Международные условия производства, разделение труда, международный обмен, вывоз и ввоз, вексельный курс.

5. Мировой рынок и кризисы.

В «Капитале» просматривается логика, диалектика и теория познания, переход от абстрактного к конкретному, от простого к сложному: от товарного производства – к товарно-капиталисти-ческому, от получения абсолютной прибавочной стоимости – к относительной, от кооперации – к мануфактуре и крупной промышленности. В логическом отражено историческое. Анализ начат с самого обыденного, повседневно встречающегося – обмена товаров. Именно в товаре как продукте труда, имеющего двойственный характер, К. Маркс усмотрел экономическую «клеточку», в которой в зародыше проявляются все противоречия. Создание капитала начинается с образования потребительной и меновой стоимости, товарного фетишизма, обмена, обращения денег, получения прибавочной стоимости. Рабочие продают хозяевам средств производства свою силу, которая оплачивается ниже её стоимости. Разница между стоимостью товаров и выплаченной зарплатой присваивается работодателями.

В первом томе К. Маркс исследовал производство, во втором – обращение, в третьем – их вместе. Он не только вскрыл тайну первоначального накопления и сущность эксплуатации, но и показал превращение прибавочной стоимости в капитал, выявил противоречия капиталистического способа производства, обосновал теорию колонизации. Детальное, всестороннее и глубокое изучение капитализма, концепций позволило сделать обоснованные обобщения и выводы, прогнозы, дать потомкам цельное миросозерцание.

Сам К. Маркс отметил, что его метод резко отличается от гегелевского (см. т. 23, с. 21). Если для Г. Гегеля процесс мышления есть демиург действительного, то для него, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней. Он «показывает те пункты, где должно быть включено историческое рассмотрение предмета…» (т. 46, ч.1, с. 449), нацелен на активное совершенствование существующего (см. т. 23, с. 22).

Такую методологию, позволяющую приближаться к объективной истине, высоко оценил В. И. Ленин (см. т. 18, с. 146). При осмыслении развития он огромное значение придавал всесторонности и глубине анализа. Обобщения и выводы должны вытекать из всей суммы существующей информации. Нужно отбирать её и логически выстраивать в цепь событий, системно подходить к высказываниям и реальности. Только факты, взятые в их целом, в их связи, являются, по Ленину, доказательной вещью. Подлинно научную базу создают не отдельные примеры, а сводные данные, которые не могут быть отвергнуты.

Отрывочные и произвольно подобранные факты для обоснования теории развития общества В. И. Ленин назвал игрой в примеры, оправдывающей субъективизм. Он советовал брать всю их совокупность по затронутому вопросу, без единого исключения, чтобы вскрыть связь и взаимозависимость исторических явлений в их целом (см. т. 30, с. 351-353; «Ленинский сборник ХХХ», с. 303).

Диалектическая логика требует брать предмет, чтобы его охватить, изучить и знать, в его «самодвижении» и изменении; всестороннего учёта бесконечного количества его свойств, качеств, сторон, связей, соотношений и «опосредований» со всем остальным окружающим миром в их развитии, а не выдёргивание кусочка одного, кусочка другого. Мы никогда не достигнем этого полностью, но всесторонность, учёт всеобщей взаимосвязи предостережёт нас от ошибок и омертвления (см. т. 42, с. 286, 289-290).

Игнорирование этого принципа приводит к однобокому, неполному, искажённому знанию. Всесторонность предполагает умение выделять главное, отделять существенное от второстепенного, необходимое от случайного, использование данных статистики, документов, наблюдений. Системно-структурный подход при выяснении всего богатства содержания понятий заставляет включать самое главное, основные признаки, черты. Так, В. И. Ленин при определении империализма, государства, классов применял один и тот же приём: сначала приводил исходный признак, из которого затем выводил остальные, взаимосвязанные признаки, развёртывал их в систему. Каждое положение он рассматривал в связи с другими. Например, нации кроме обязательных признаков присущи и второстепенные черты, специфические виды жизнедеятельности, которые могут присутствовать и отсутствовать. Нация определяется по совокупности поэтапно видоизменяющихся нациообразующих атрибутов.

Логическое, воспроизводящее объект в главном, существенном, в выправленном, обобщённом виде, исключающем случайности, неразрывно с историческим, позволяющим изучить его во всех подробностях. Нельзя браться за частные вопросы, предварительно не решив общих. Исследование ведется от абстрактного к конкретному и обратно переходит от анализа реальности к теоретическим обобщениям и выводам. При этом, говоря словами Герцена, полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего, глядя назад, шагаем вперёд. Явления, обстоятельства, проблемы рассматриваются с точки зрения того, как они возникли, какие этапы в своём развитии прошли, каково их нынешнее состояние. Выявляются логика и закономерности развития.

Познающий «раздваивает» объект на противоположные стороны: внутреннее и внешнее, качество и количество, общее и единичное и т. д., устанавливает их связь, взаимообусловленность. Всеобщность единства и борьбы противоположностей распространяется и на познание, представляющее собой единство чувственного и рационального, эмпирического и абстрактного, анализа и синтеза.

Читать еще:  Анализ структуры выручки предприятия

Универсальный диалектический метод является надёжным инструментом исследования во всех науках. Его использование помогло Д. И. Менделееву обнаружить, что в рядах сродных химических элементов, расположенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть ещё три новые элементы. Он наперёд описал общие химические свойства одного их них, назвал его экаалюминием; предсказал приблизительно его удельный и атомный вес и объём. Несколько лет спустя этот элемент был открыт.

Но нередко в противовес испытанному диалектическому методу применяются различные варианты системно-структурного подхода, выдвигается концепция равновесия, баланса сил, принижающая роль противоречий в развитии, прежде всего общества. Иногда диалектику «замечают» лишь в мышлении. Выдающихся успехов такие исследователи не достигли.

Общенаучный диалектический метод и его развитие

Слово «диалектика» имеет древнегреческие корни. В переводе термин означает «искусство вести рассуждение, спорить». Общенаучный диалектический метод выступает в качестве одного из центральных элементов в индийской и европейской философских традициях. Исследуем его более подробно.

Развитие диалектического метода

Около 2.5 тыс. лет назад в Древней Греции, Китае и Индии стали появляться первые философские течения. Ранние направления носили наивно-диалектический и стихийно-материалистический характер. Становление восточной мудрости прошло несколько этапов. Сначала она опиралась на парность категорий, затем шел поиск единых обоснований у дозревших идей и понятий, символов и образов, различных между собой до прямой противоположности. Этот путь имел место как в эзотерических, так и в достаточно известных философских школах и течениях. Для европейца экзотическая форма восточных мыслителей является несколько непривычной. Тем не менее она и для них выступает в качестве выражения борьбы и единства противоположностей в содержании мыслимых определений. Диалектический метод настраивал теоретическое мышление индийцев, персов, китайцев, арабов, египтян и прочих мыслителей на осознание содержательной классификации, поиск разумного обоснования взаимной определяемости категорий. В центре находилась противоположность суетного действия в мире преходящих вещей мудрому созерцанию вечного смысла единого бытия. Постичь это можно, достигнув смысло-чувственно-телесной гармонии с миром и собой, преодолевая противоположные моменты действий и переживаний. Диалектический метод стал известен благодаря трудам Платона. Он описывал формы бесед, в которых два и более участника могли придерживаться разного мнения, однако стремились найти истину посредством обмена своими выводами. Начиная с Гегеля, диалектический научный метод противопоставляется метафизике. В ней явления и вещи независимы друг от друга и неизменны.

Определения мыслителей

В истории философии диалектический метод трактовался различными способами.

  • В частности, Гераклит называл его учением о вечной изменчивости и становлении бытия.
  • Сократ трактовал его как искусство диалога и понимал под ним постижение истины посредством постановки разных наводящих вопросов и последовательных ответов на них.
  • По Платону диалектический метод предполагает расчленение и связывание понятий для постижения идеальной (сверхчувственной) сущности вещей.
  • Бруно, Кузанский считали это направление учением о совмещении противоположностей.
  • По Канту — это способ, посредством которого разрушаются иллюзии, созданные человеческим разумом, который в стремлении к абсолютному и цельному познанию неизбежно запутывается в противоречиях.
  • Аристотель считал, что диалектический метод предполагает рассмотрение положений исследования в их широком смысле.
  • Теория марксизма-ленинизма принимала его в качестве основы познания действительности и ее революционных преобразований.
  • Гегель называл это направление всеобщим методом изучения противоречий, выступающих как внутренние движущие силы развития истории, духа и бытия.

Современные трактовки

В 20-м столетии диалектический метод анализа стал предметом теоретического и исторического исследования Николая Гартмана. К этому направлению обращались и такие мыслители современности, как Бром и Сев. Они рассматривали диалектику исключительно относительно человеческой деятельности. Они не ассоциировали ее с природой и всеми остальными явлениями и вещами, существующими вне людского поведения. После Второй мировой некоторые мыслители широко использовали диалектический метод в своих работах. В частности, среди таких деятелей Александр Зиновьев, Ришар Левонтан, Патрик Торт и другие. Они не только применяли этот метод, но и рассматривали его в качестве предмета изучения. В 21-м веке появились работы Шарбонна, Олмана, Санчес-Паленсия. В них метод в комплексе с диалектическим материализмом Энгельса и Маркса вводится в науку.

Принципы

Используя диалектический метод, человек может сделать понятными и доступными противоречия, парадоксальные и необычные ситуации, которые могут встречаться в экспериментах и наблюдениях исследователей. Содержание способа изменяется с прогрессом. Это обусловлено тем, что в определенном смысле суть диалектики можно считать наукой, основанной на принципах абстракции. Базовые положения этого направления были сформулированы Энгельсом. В интерпретации Брома эти принципы выглядят так:

  1. Изменение и движение.
  2. Взаимозависимость или взаимодействие.
  3. Противоречие — сила созидания.
  4. Движение от количества к качеству.
  5. Отрицание отрицания (развитие по спирали).

Жорж Политцер совместил третий и пятый принципы, что не вызвало особых неудобств, поскольку их содержание еще не определено.

Значение

Некоторые подтверждения материалистической диалектики можно найти в биологии. Физико-химическое детерминированное формирование живых организмов и определенное содержание информации подчиняются бесконечным изменениям в ходе эволюции и метаболизма. Диалектика позволяет разрешать научные противоречия во всех видах дисциплин, в том числе в прикладной математике. Но в первую очередь, как отмечал Санчес-Паленсия, она применима в психологии и социологии. По его мнению, диалектику, фактически, нельзя назвать логикой с ее точными законами — она больше выступает как общий каркас, в рамки которого вписываются эволюционные феномены. Белостоцкий считал, что это направление проходит сквозь все познание, позволяя вывести диаду «субъект-объект» из наиболее фундаментальных понятий, из небытия и бытия.

Специфика использования

Диалектические методы основываются на продуктивной активности человеческого мозга. Они отличаются:

  1. Системностью использования.
  2. Структурированностью.
  3. Трансцендентными возможностями, определенными соответствующими (диалектическими) технологиями.

Способы познания в рамках дисциплины трансформируются в приемы постижения. Они выступают в качестве высшей стадии, обладают трансцендентными возможностями. Методы познания применяются в соответствии с основаниями и аспектами исследований диалектического направления. На современном этапе формирования философии они образуют комплекс, который обусловлен операционным критерием воспроизведения учения по Гегелю.

Классификация

В огласительной части исследований современников определяются группы способов познания:

1. Выражение основного (первого) приема:

  • Диалектический метод.
  • Абсолютный способ.

2. Отношения второго, также основного, метода:

  • Феноменологический способ.
  • Прием предела субъективных трактовок.

3. Трансцендентные методы:

5. Динамические приемы:

  • Реверс.
  • Преобразования.
  • Подстановка.
  • Смена систем рассуждений.
  • Четыре уровня познания.

6. Сингулярные приемы:

  • Определенное отрицание.
  • Снятие неопределенности в точке.

7. Структурные приемы:

  • Триада (в том числе, моделирование фигур умозаключений и реализация их по схеме «тезис-антитезис-синтез»).
  • Квадрада (трансформация синтеза в тезис, установление положения, значения, порождаемого).
  • Прием среднего термина.
  • Т-структура.
  • Конструктивы.

8. Специализированные способы:

  • Топологический (функторный) прием.
  • Трансцендентный (восходящий) метод (на основе соответствующего опыта).

Новейшее учение

В современной философии, кроме приведенных выше, используются также:

  • Логические приемы (новые и усовершенствованные (расширенные) существующие).
  • Предметные способы (социологические методы, например).

Указанные элементы могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом, с учетом мер их реализации и поддержания, а также на основании соответствующих технологий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector