Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ошибка в расчете земельного налога

Правомерен ли перерасчет земельного налога физическому лицу в связи с ошибкой налогового органа?

Налоговый орган произвел перерасчет земельного налога физическому лицу за три предыдущих года в связи с ошибочным применением ставки налога, кадастровая стоимость и разрешенный вид использования земли не менялись. Налог, указанный в ранее полученных уведомлениях, физическое лицо уплатило полностью. Правомерен ли такой перерасчет в связи с ошибкой налогового органа? Если действия налогового органа правомерны, то в каком порядке и в какие сроки физическое лицо обязано уплатить доначисленный земельный налог?

Налоговый орган имеет право производить перерасчет земельного налога, подлежащего уплате физическим лицом, не более чем за три года, предшествующих году направления налогового уведомления. Если в результате перерасчета у налогоплательщика — физического лица возникла сумма к доплате, налог следует перечислить в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога.

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ, в случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 и абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ налоговые органы исчисляют подлежащий уплате физическими лицами земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и направляют налоговое уведомление (не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления).

Налогоплательщики — физические лица уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ.

В случае, указанном в абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ (то есть когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган), при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ (сообщения налогоплательщиком о наличии у него объекта (объектов) недвижимого имущества), исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность ( абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).

Таким образом, в п. 2 ст. 52 НК РФ специально выделен случай исключения из общего правила исчисления налога налоговыми органами за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Других исключений из общего правила исчисления и/или перерасчета земельного налога налоговыми органами за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, ни ст. 52 , ни ст. 397 НК РФ не предусмотрено.

При этом по смыслу указанных положений НК РФ налоговым органом может быть проведен перерасчет налога за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, как в большую, так и в меньшую сторону, даже если налогоплательщик уплатил ранее исчисленную налоговым органом сумму налога.

В случае если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате (например, если ранее сумма налога исчислялась ошибочно с применением более низкой налоговой ставки), данный налог подлежит перечислению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога.

В силу п. 4 ст. 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Информация предоставлена справочно-правовой системой «КонсультантПлюс».

Налогоплательщик не должен платить за чужие ошибки. Так решил КС и отменил доначисление земельного налога

У одного земельного участка оказались разные кадастровые стоимости. Компания начислила налог по стоимости, указанной в ЕГРН, и не угадала.

В ИФНС заявили, что эта цифра неверная. Просто Росреестр ошибся, внося стоимость земли в кадастр. В этой связи ИФНС потребовала с компании, уплатившей 100 тыс. земельного налога, доплатить еще полмиллиона.

Как все было и чем дело кончилось — расскажем.

Разные стоимости

ООО «Парус» владеет двумя земельными участками в Тамбовской области. Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276 определена их кадастровая стоимость 14,2 млн. руб. и 29,2 млн. руб.

Компания посчитала эту стоимость завышенной, и обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая решениями от 12.12.2014 № 48 и № 49 изменила кадастровую стоимость участков, определив ее в сумме 2,6 млн. руб. и 4,9 млн. руб.

То есть кадастровая стоимость снизилась более чем в 5 раз и стала равна рыночной стоимости.

Между тем пока суть да дело, вышло новое Постановление администрации региона от 28.11.2014 № 1498, в котором кадастровая стоимость этих земель составила 13,7 млн. руб. и 28,0 млн. руб.

Соответственно, указанная кадастровая стоимость подлежала применению для исчисления и уплаты земельного налога с 1 января 2015 года.

Читать еще:  Проводки по расчетному счету примеры

администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276

администрации Тамбовской области от 28.11.2014 № 1498

Что сделал Росреестр

При этом сначала поступило Постановление региональных властей от 28.11.2014.

Однако принцип «кто первый встал, того и тапки», в данном случае не работает.

После этого в Росреестр поступили решения комиссии от 12.12.2014 и именно эти данные как последние поступившие, были зафиксированы в государственном кадастре недвижимости в качестве достоверных данных о кадастровой стоимости земельных участков для целей исчисления земельного налога.

Руководствуясь сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, ООО «Парус» уплатило земельный налог за 2015 год в размере 112 151 рубля за оба принадлежащих ему земельных участка. Казалось бы, все логично. Однако не тут-то было. Налоговиков такой расчет налога не удовлетворил. Маловато будет.

Что решила ИФНС

Учитывая обстоятельства, налоговики не стали штрафовать фирму, а ограничились только доначислением налога и пени.

Компания это благодеяние не оценила и пожаловалась в УФНС (безрезультатно), а также обратилась в суд. Увы, Арбитражный суд встал на сторону налоговиков (дело №А64-6012/2017). Апелляция и кассация не помогли. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ компании было отказано.

Принимая решения, суды исходили из того, что решения комиссии от 12.12.2014 оспаривали предыдущее Постановление администрации региона — от 11.11.2013 № 1276. К новому Постановлению от 28.11.2014 № 1498 они отношения не имеют, а значит указанная в них стоимость уже недействительна.

То есть Росреестр зафиксировал в государственном кадастре недвижимости ошибочную кадастровую стоимость, подлежащую применению с 1 января 2015 года.

Суды указали, что особенности отражения сведений о размере кадастровой стоимости спорных участков в государственном кадастре недвижимости не могут изменять обязанности налогоплательщика по уплате земельного налога, которые определяются на основании определенной в установленном порядке кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Другими словами, мало ли что значится в ЕГРН. При расчете налога не это главное.

Что решил КС

Конституционный суд встал на сторону налогоплательщика и при этом отметил, что п.3 ст. 391 НК не противоречит Конституции. Просто налоговики его неправильно применяют.

Аргументы приведены в Постановлении КС № 13-П/2019 от 28.02.2019.

Федеральный законодатель однозначно и непротиворечиво определил существенный элемент налогового обязательства по земельному налогу — налоговую базу для налогоплательщиков-организаций как кадастровую стоимость земельного участка, указанную в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При построении системы исчисления и уплаты земельного налога именно на государстве лежит обязанность обеспечения достоверности предоставляемых налогоплательщику-организации сведений, необходимых ему для целей налогообложения.

Налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами.

То есть какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в ЕГРН неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, притом что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.

При администрировании земельного налога налоговые органы должны руководствоваться информацией, содержащейся в ЕГРН, а в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, пункт 3 статьи 391 НК по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика-организацию, добросовестно осуществившего исчисление и уплату земельного налога на основании сведений ЕГРН, предоставленных ему Росреестром, неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени по земельному налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в названном реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

В итоге решения, принятые по делу ООО «Парус», подлежат пересмотру с учетом правовых позиций КС.

Ошибка в расчете земельного налога

И. Иванова, Сертифицированный бухгалтер-практик, САР

СЛЕДУЕТ ЛИ ПЕРЕСДАВАТЬ РАСЧЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ОШИБКИ?

При исчислении земельного налога компания руководствовалась статьей 381 Налогового кодекса, согласно которой базовая налоговая ставка на земли поселков составляет 0,96 тенге за м 2 площади, на земли сел (аулов) — 0,48 тенге, компанией всегда применялась базовая налоговая ставка для сел — 0,48 тенге за м 2 . Последняя комплексная проверка, проводимая на предприятии Налоговым управлением за период с 2005 по 2009 гг., не выявила никаких нарушений налогового законодательства в части начисления и уплаты земельного налога. Компанией были направлены официальные запросы в акимат района, в отдел статистики и Налоговое управление области, которые фактически подтвердили, что у компании ставка для сел. Несмотря на это, как следует из разъяснения Налогового управления области, при исчислении земельного налога компании следовало руководствоваться базовой ставкой 0,96 тенге за м 2 . В связи с изложенными обстоятельствами компанией был произведен расчет недоимки по земельному налогу в пределах 5-летнего срока исковой давности, т. е. с 2009 по 2013 гг. Необходимо ли пересдавать расчеты или только Декларации (формы 700.00)? Пени начисляются с даты уплаты после сдачи формы 700.00 или после 16/26 числа февраля/мая/августа/ноября? В случае отражения доначисления в бухгалтерском учете за 4 года проводить через административные расходы текущего года или через нераспределенный доход прошлых лет?

Читать еще:  Коды расчетного листка

Внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность производится в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса.

Изменения вносятся в ту налоговую отчетность, по которой была допущена ошибка. Таким образом, дополнительная налоговая отчетность должна быть предоставлена как по расчету текущих платежей по земельному налогу, так и по Декларации по земельному налогу.

Т. к. изменения по расчету земельного налога вносятся и в расчет текущих платежей, то согласно пункту 3 статьи 610 Налогового кодекса пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и другого обязательного платежа в бюджет, в том числе авансового и (или) текущего платежа, включая день уплаты в бюджет, в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком РК на каждый день просрочки, если иное не установлено законодательными актами РК. Т. е. пеня начисляется с 26 числа февраля, мая, августа, ноября.

В учете сумма доначисления отражается в соответствии с применяемыми Стандартами финансовой отчетности.

По НСФО: путем корректировки нераспределенного дохода, по МСФО для МСБ и по МСФО исправление ошибки производится в том периоде, в котором была допущена ошибка.

Согласно пункту 5 статьи 70 Налогового кодекса не допускается внесение налогоплательщиком (налоговым агентом) изменений и дополнений в соответствующую налоговую отчетность:

1) проверяемого налогового периода — в период проведения (с учетом продления и приостановления) комплексных и тематических проверок по видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, ОПВ, ОППВ и СО, указанным в предписании на проведение налоговой проверки;

2) обжалуемого налогового периода — в период срока подачи и рассмотрения жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, с учетом восстановленного срока подачи жалобы по видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, ОПВ, ОППВ и СО, указанным в жалобе налогоплательщика (налогового агента);

3) в части требования о возврате НДС;

4) по авансовым платежам по КПН за месяцы налогового периода, по которым наступили сроки уплаты авансовых платежей;

5) позднее 20 января текущего налогового периода — по авансовым платежам по КПН, подлежащим уплате за период до сдачи Декларации по КПН за предыдущий налоговый период;

6) позднее 20 декабря текущего налогового периода — по авансовым платежам по КПН, подлежащим уплате за период после сдачи Декларации по КПН за предыдущий налоговый период;

7) в части изменения метода отнесения на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента.

В остальных случаях дополнительную налоговую отчетность представлять можно.

ФНС о возможных ошибках при заполнении декларации по земельному налогу

В опубликованном письме приводится перечень контрольных соотношений (КС) между показателями, которые должны отражаться в тех или иных строках налоговой декларации по земельному налогу, а также описываются возможные ошибки налогоплательщиков.

Как проверить себя при составлении декларации по земельному налогу

Федеральная налоговая служба распространила письмо от 30.05.2014 № БС-4-11/10399, в котором приводятся контрольные соотношения показателей для налоговой декларации по земельному налогу.

Напомним, что форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696. Код формы по Классификатору налоговой документации 1153005.

И хотя указанные правила предназначены работникам налоговых инспекций для проведения камеральных проверок, данное письмо будет полезно и для всех налогоплательщиков, отчитывающихся по имущественным налогам. В опубликованном письме приводится перечень контрольных соотношений (КС) между показателями, которые должны отражаться в тех или иных строках декларации, а также описываются возможные ошибки.

Виды возможных ошибок

Схема проверки налоговой декларации по земельному налогу не отличается от проверки любой другой декларации.

Прежде всего, налоговый инспектор проверяет правильность отражения налоговой базы. По земельному налогу таковой является кадастровая стоимость земельного участка или части участка, если налогоплательщик владеет только его долей.

Затем проверке подлежит указанная сумма льготы, если она заявлена налогоплательщиком.

Если эти показатели исчислены верно, остается проверить правильность применения налоговой ставки и непосредственно точность рассчитанного налога.

Действующая налоговая декларация состоит из двух разделов. В первом разделе приводятся итоговые суммы – исчисленный за отчетный год земельный налог, суммы авансовых платежей в течение года и окончательная сумма доплаты или возмещения из бюджета. Второй раздел служит для подробного описания самого расчета. В основном это отражение различных льгот и коэффициентов. На основе полученных во втором разделе данных заполняется сумма налога в первом разделе.

Если у налогоплательщика один-два земельных участка, то заполнить расчет не составит труда. При наличии же большого числа участков составление расчета может вызвать большие затруднения.

Если у налогоплательщика один-два земельных участка, то заполнить расчет не составит труда. При наличии же большого числа участков, да еще в разных территориальных округах или с различной категорией пользования, составление расчета может вызвать большие затруднения.

И тут возможны арифметические ошибки при подсчете суммы налога, подлежащей к уплате за отчетный год.

К примеру, в Разделе 1 проверяется правильность подсчета суммы налога по территориальному признаку (коду ОКТМО) и коду бюджетной классификации (КБК). Необходимо, чтобы сумма, указанная в строке 021 с соответствующими кодами ОКТМО и КБК равнялась сумме всех строк 280 Раздела 2 с этими же кодами ОКТМО и КБК.

Читать еще:  Расчет количества дней отпуска калькулятор онлайн

С точки зрения автоматизации проверок, все ошибки, которые налогоплательщик может допустить при составлении налоговой декларации по земле, можно разбить на арифметические (ошибки в подсчетах) и логические ошибки.

Логические ошибки – это ошибки, допущенные при отражении взаимоувязанных строк декларации. Например, смотрим КС: в Разделе 2 проверяется заполнение строк 070 и 080. В первой указывается код налоговой льготы, во второй – необлагаемая сумма, т. е. льгота по данному коду. Если одна из этих строк заполнена, а вторая – нет, то возможна следующая ошибка:

  • не исчислена сумма налоговой льготы;
  • не указан код налоговой льготы. Аналогично проверяются строки 090 и 100, 200 и 210, 220 и 230, 240 и 250, 260 и 270.

Что надо проверять

Специалисты ФНС разделяют проверки на проверки внутри документа и проверки между декларацией и иными документами, служащими для осуществления налогового контроля.

Соответственно, в письме контрольные соотношения разбиты на внутридокументные КС и междокументные КС.

Внутридокументные КС – это такие соотношения между показателями декларации, которые проверяются по данным самой декларации.

На основе опубликованного письма мы сфор- мулировали главные аспекты самоконтроля. Для удобства приведем их в табличной форме:

Основные ошибки при исчислении земельного налога юридическими лицами

Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) относит Земельный налог к местным налогам. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) относит Земельный налог к местным налогам. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Кто является плательщиком земельного налога?

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Каким образом исчисляется земельный налог?

Земельный налог исчисляется на основании статьи 396 НК РФ. Формула расчета в отчетном периоде выглядит таким образом:

Н = КС x Ст x Кф.

КС – это кадастровая стоимость;

Ст – налоговая ставка ЗН;

Кф – коэффициент, который высчитывается делением количества полных месяцев, на протяжении которых находится в пользовании, на количество календарных месяцев в отчетном периоде.

При приобретении или утрате права на земельный участок в течение года (например, в случае покупки, продажи земельного участка) налог за этот год считается исходя из числа полных месяцев владения участком.

При этом, если возникновение этих прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или их прекращение произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц их возникновения (прекращения) принимается за полный месяц.

Если возникновение этих прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца или их прекращение произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанных прав не учитывается (п. 1 ст. 396 НК РФ)

Как видно из формулы, на расчет влияют кадастровая стоимость и налоговая ставка. Чтобы проверить правильность расчета рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

  1. Выяснить, есть ли у вас право на льготу по налогу. Налоговые льготы указаны в статье 395 НК РФ.
  2. Установить, правильно ли определена налоговая база.

Налоговая база обуславливается в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января того налогового периода, за который будет представлена декларация по земельному налогу.

Размер кадастровой стоимости земельного участка можно узнать следующим способом – заказать кадастровую выписку на земельный участок или справку о кадастровой стоимости в Кадастровой палате. Справка о кадастровой стоимости земельного участка выдается бесплатно, но срок ее изготовления – 10 календарных дней. Для получения информации потребуется адрес земельного участка или его кадастровый номер.

3. Проверить, правильно ли применена налоговая ставка.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки регулируются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В нашем регионе ставки устанавливаются согласно решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.11.2005 №2/6 «Об установлении земельного налога» в редакции от 20.11.2013 № 25/4.

Чтобы правильно определить налоговую ставку нужно определить вид разрешенного использования земельного участка (указан в свидетельстве о праве собственности и в кадастровом паспорте).

4. Рассчитать сумму земельного налога.

Основные ошибки, возникающие у организаций при расчете земельного налога, напрямую связаны именно с этими понятиями.

Так, по представленным налоговым декларациям, по земельному налогу за 2014 год по 5 организациям было доначислено в местный бюджет 1088тыс. руб.

Важно отметить, что земельный налог уплачивается по местонахождению земельного участка. Это установлено пунктом 3 статьи 397 НК РФ. Причем данное требование относится и к отчетности по земельному налогу. Согласно статье 398 НК РФ, организации должны представлять декларации по местонахождению земельного участка, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector