Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учетная политика резерв по сомнительным долгам

Учетная политика по созданию резерва по сомнительным долгам

И.А. Полякова,
О.В. Заркова
Вестник КрасГАУ.
№3 2015

В статье рассматриваются элементы учетной политики по созданию резерва по сомнительным долгам. Уделено внимание бухгалтерскому, налоговому и управленческому учету.

В условиях развития конкурентной борьбы поставщики товаров, стремясь привлечь все больше число покупателей, предлагают последним различные формы отсрочки или рассрочки платежа. Это приводит к росту дебиторской задолженности, которая контролируется аппаратом управления на основе экономической информации. В связи с чем проблемы эффективного управления дебиторской задолженностью и связанные с ними вопросы учета резерва по сомнительным долгам приобретают все большую актуальность.

Совокупность экономической информации, являющейся базой для принятия управленческих решений, формируется в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете. Различные виды учета отличаются как методологическими основами, так и организационно. Следовательно, и организация учета на предприятии регламентируется учетной политикой не только для целей бухгалтерского (финансового) и налогового учета, но и для целей управленческого учета. Если первые два вида учета законодательно определяются нормативными документами, то управленческий учет строится на основе потребностей внутренних пользователей. Если не рассматривать крупные компании то, как правило, на предприятиях учетная политика для целей управленческого учета не формируется, а в экономической литературе предлагается строить такую политику на основе требований МСФО или по возможности формировать ее на основе правил бухгалтерского (финансового) учета. С целью оптимизации учетного процесса на предприятиях главные бухгалтеры формируют приказ об учетной политике, в котором стремятся сблизить положения учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету. При этом вопросу по созданию резерва по сомнительным долгам не уделяется должного внимания. Рассмотрим отличия в правилах и возможных вариантах создания резерва по сомнительным долгам в различных видах учета и возможности формирования, а исходя из этого и учетной политики. В силу того, что управленческий учет законодательно не формализован, основное внимание обратим на нормы бухгалтерского (финансового) и налогового учета.

В бухгалтерском (финансовом) учете учетная политика организации стоится на основе одноименного ПБУ 1/2008. Создания резерва по сомнительным долгам не является элементом учетной политики (табл.). Согласно п. 70 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998. №34н, каждое предприятие обязано создавать резерв по сомнительным долгам. Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации [2].

Сравнительный анализ нормативной базы по созданию резерва по сомнительным долгам в различных видах учета

В налоговом и управленческом учете резерв по сомнительным долгам может предусматриваться в учетной политике и является ее элементом. При этом важно, чтобы организация применяла при исчислении налога на прибыль метод начисления, так как при кассовом методе создание резервов не предусмотрено. В Российской Федерации (РФ) с 21 декабря 2006 г. при переходе с кассового метода на метод начисления непогашенная дебиторская задолженность прошлых налоговых периодов должна включаться в состав доходов от реализации и может служить основой для начисления резерва.

Для создания резерва в бухгалтерском (финансовом) учете признается сомнительной задолженность любого вида. В налоговом учете накладываются ограничения по созданию резерва, связанные с тем, что задолженность должна быть связана только с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

В бухгалтерском (финансовом) учете область используемых задолженностей шире, это может быть задолженность, возникшая при реализации имущественных прав, по начисленным штрафам, по выплате процентов по займам. При этом не вся сумма дебиторской задолженности может быть признана сомнительной для создания резерва. В частности, согласно письму Министерства финансов РФ от 15.10.2003 г. № 16-00-14/316, не учитывается предварительная оплата за товар, так как она создает обязательства поставщика по отгрузке товара, а не по оплате задолженности.

«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» определяет, что сомнительной может признаваться не только задолженность, не погашенная в срок, но и задолженность, срок оплаты которой не наступил, если существует высокая вероятность того, что при наступлении установленного срока она не будет погашена. Статья 266 Налогового кодекса ограничивает понятие сомнительной задолженности только тем долгом, который не погашен в установленные сроки [1]. В ситуации, когда налогоплательщик по одному контрагенту имеет просроченную и дебиторскую, и кредиторскую задолженность, резерв создается исходя из суммы превышения просроченной дебиторской задолженности над кредиторской. Просроченная задолженность признается сомнительной, если она не обеспечена соответствующими гарантиями. Налоговый кодекс определяет перечень гарантий следующим образом: поручительство, залог, банковская гарантия. В бухгалтерском финансовом учете добавлены иные способы, предусмотренные законодательством или договором.

По-разному бухгалтерский (финансовый) и налоговый учеты определяют срок возникновения сомнительной задолженности. В бухгалтерском (финансовом) учете по непогашенной задолженности начисляется резерв с момента наступления срока погашения задолженности, указанной в договоре. Случаи из судебной практики показывают, что отсутствие договора в письменной форме или отсутствие указания на срок оплаты в договоре не являются препятствиями для начисления резерва по сомнительным долгам. Гражданский кодекс в статье 486 предусматривает обязанность покупателя оплатить товар непосредственно до или после передачи товара продавцом. Суды выносят решение о правомерности начисления резерва, если по договору задолженность не погашена в разумный срок. В налоговом учете согласно статье 266 Налогового Кодекса РФ для создания резерва учитывается только задолженность, срок которой составил не менее 45 дней.

Правила налогового учета в статье 266 НК РФ предписывают создавать резерв по сомнительным долгам на основе данных инвентаризации дебиторской задолженности. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» в настоящее время такого требования не содержит. Проведение инвентаризации осуществляется организациями для всех видов учета на основании «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденных Приказом Минфина России № 49 от 13.06.1995. В ходе инвентаризационной работы проверяется наличие и правильность отражения в учете дебиторской задолженности, в том числе с истекшим сроком исковой давности. Если предприятие в учетной политике закрепило применение типовых бланков первичных документов, то результаты проведенной инвентаризации задолженности отражаются в документах «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (по форме ИНВ-17), «Справка к Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (приложение к форме ИНВ-17). Письмо Министерства финансов РФ от 26 июля 2006 г. № 03-03-04/1/612 уточняет, что для начисления резерва подтверждение суммы задолженности дебитором не требуется. Главным условием является подтверждение задолженности в документах по отражению результатов инвентаризации. Такой порядок не относится к задолженности с истекшим сроком исковой давности, поскольку она признается не сомнительной, а безнадежным долгом.

Различные подходы существуют и в отношении периодичности начисления резерва. В бухгалтерском учете резерв создается не реже одного раза в год, при этом действует правило: «если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы включаются в прочие доходы» [2]. Поскольку в налоговом учете резерв начисляется на основании инвентаризации на последнее число отчетного периода, то периодичность резервирования зависит от величины выбранного отчетного периода по уплате налога на прибыль и осуществляется ежемесячно или ежеквартально.

Порядок исчисления суммы резерва в бухгалтерском (финансовом) учете определяется на основе профессионального суждения бухгалтера и закрепляется в учетной политике. В налоговом учете при сроке возникновения сомнительной задолженности от 45 до 90 дней резерв создается на сумму, составляющую 50% от суммы, выявленной по данным инвентаризации задолженности. Срок возникновения задолженности свыше 90 дней позволяет создавать резерв в общей сумме задолженности по данным инвентаризации. Сумма резерва ограничена 10% выручки за отчетный период [1]. Для установления предельной величины резерва общая сумма выручки должна быть откорректирована путем исключения из нее доходов от реализации имущественных прав и продажи ценных бумаг, если последняя не является основной деятельностью предприятия. Выручка берется без налога на добавленную стоимость, поскольку в налоговом учете доходы определяются за исключением налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ покупателю товаров. При этом письмо Министерства финансов РФ от 12.11. 2009 г. № 03-03-06/1/745 обращает внимание, что 10% является максимальным предельным значением, организация в праве в учетной политике установить меньший размер процентов от выручки для ограничения резерва по сомнительным долгам. В управленческом учете выделяют три подхода к формированию резерва: по каждому дебитору отдельно, на основе установленного процента от выручки, по нескольким группам дебиторской задолженности с разным сроком просрочки платежа.

Таким образом, учитывая особенности нормативной базы по созданию резерва по сомнительным долгам, логично систематизировать элементы учетной политики в различных видах учета (рис.).

Обобщение результатов сопоставления выделенных элементов учетных политик позволяет сделать ряд выводов. Поскольку организация управленческого учета определена потребностями внутренних пользователей, выбор элементов его учетной политики не ограничен законодательством. Учетная политика по созданию резерва по сомнительным долгам для целей бухгалтерского (финансового) и налогового учета отличается и по числу, и по содержанию элементов. При этом по таким аспектам формирования резерва, как вид дебиторской задолженности, состояние задолженности и обеспечение гарантиями, законодательство содержит различные нормы для разных видов учета, поэтому порядок формирования резервов в этих видах учета будет различаться.

Читать еще:  Учет рабочего времени дистанционного работника

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012). — М, 2012.

2. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 29.07.1998. № 34н (ред. от 24.12.2010). — М., 1998.

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетност и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друг а Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295 . А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.

Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в , 2011, № 8, с. 25.

  • вы предоставляли гарантии менее 3 лет, то в приведенную выше формулу вместо показателей, определяемых за предыдущие 3 года, надо подставить данные за период реализации гарантийных товаров (работ ) ст. 267 НК РФ . При этом предельный размер резерва не должен превышать ожидаемых расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • до текущего года вы не продавали товары (работы) с гарантией, предельный размер резерва надо определять на основе ожидаемых расходов.

Исключительно бухгалтерские резервы

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизилас ь п. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н :

а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;

б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материал ы п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов :

  • на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
  • на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.

2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв — в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МП З п. 25 ПБУ 5/01 .

3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление — в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы» ) Инструкция по применению Плана счетов. утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; пп. 2, 4 ПБУ 21/2008 . Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.

Резерв под обесценение финансовых вложений

1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимост и пп. 19, 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н . Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложени й п. 37 ПБУ 19/02 , придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и не т п. 38 ПБУ 19/02 .

2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него — в составе прочих расходо в п. 38 ПБУ 19/02 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доход ы п. 39 ПБУ 19/02 .

3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложени й п. 38 ПБУ 19/02 .

Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами

1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех услови й п. 5 ПБУ 8/2010 :

  • с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
  • в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
  • можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.

В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:

  • у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафам и п. 2 ПБУ 8/2010 ;
  • организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
  • организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
  • предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работника м п. 11 ПБУ 8/2010 .

2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов » п. 8 ПБУ 8/2010 . Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исключительно налоговые резервы

Резерв расходов на ремонт основных средств

1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 ле т Письмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9 и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.

2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расход ы п. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ .

3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.

4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.

Иные специфические налоговые резервы

В отличие от бухучета создание резервов в налоговом учете организации как и прежде — дело вкуса

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:

  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидо в подп. 38 п. 1 ст. 264, ст. 267.1 НК РФ ;
  • резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объекто в подп. 33 п. 1 ст. 264 НК РФ; Правила. утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 68 .
  • резерв под обесценение ценных бумаг — для профессиональных участников рынк а ст. 300, п. 10 ст. 270 НК РФ ;
  • банковские резерв ы ст. 292 НК РФ , резервы страховых организаци й ст. 294 НК РФ , резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхование м ст. 294.1 НК РФ .
Читать еще:  Ненормированный рабочий день учет времени

Cложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно. К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб . пп. 1— 3 ст. 120 НК РФ , чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Из статьи Вы узнаете:

1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать?

2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»?

3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации. Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:

Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности. Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации. Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар. Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга. На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:

Учетная политика резерв по сомнительным долгам

Неадекватная или некорректная информация. В основном, проблема информации связана с данными бухгалтерского учета. Поскольку фальсификация других видов информации весьма редко встречается, следует уделить особое внимание именно учетной политике компании. Практика так называемого украшения витрин не такая большая редкость в современном финансовом мире. Обычно эта практика связана с моментом признания доходов и расходов, понесенных компанией в текущем периоде, методом начисления амортизации, созданием резервов по сомнительным долгам и пр. [c.132]

Если предприятие, согласно учетной политике, создавало резерв по сомнительным долгам или под обесценение вложений в ценные бумаги, то в конце года суммы неиспользованного резерва включаются в состав внереализационных доходов [c.29]

Техника исполнения заключается в просмотре записей в учетных регистрах, касающихся списания дебиторской задолженности за счет резервов по сомнительным долгам или за счет прибыли (если создание резерва не предусмотрено учетной политикой клиента). Аудитор должен соотнести эти записи с договорами, в которых указаны сроки погашения дебиторской задолженности, и с заключениями инвентаризационной комиссии. Если не обнаружено документов, подтверждающих обоснован- [c.573]

При соблюдении перечисленных мер дебиторскую задолженность можно считать истребованной, что дает основание к ее списанию на финансовые результаты по приказу руководителя организации. При создании за счет прибыли резерва по сомнительным долгам, если это предусмотрено учетной политикой, записи на счетах производятся следующим образом. [c.254]

Создание резерва по сомнительным долгам как элемент учетной политики применяется к организациям, определяющим выручку для [c.725]

При проверке аудитором установлено, что организация получила кредит на срок более одного года от заимодавцев (других учреждений, кроме банков), не имеющих лицензию ЦБ РФ на право осуществления банковских операций. Проценты за кредит отнесены на затраты производства. Организацией в текущем году за счет прибыли создан резерв по сомнительным долгам. Из анализа заключенных договоров, учетной политики и объема реализации продукции выяснено, что выручка от реализации продукции учитывается на предприятии по моменту оплаты. [c.146]

Создание различных оценочных резервов (по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги) также должно быть предусмотрено учетной политикой. Эти резервы учитываются на счете 82 Оценочные резервы и формируются по каждому сомнительному долгу (ценной бумаге, имеющей официальную котировку курса) по результатам инвентаризации, проводимой в конце года. Они создаются за счет средств [c.181]

Читать еще:  Самовывоз как правильно написать

В случае, если задолженность ответственных перед авалистом участников векселя окажется нереальной для взыскания, ее сумма списывается либо на счет резерва по сомнительным долгам (если создание таковых предусмотрено приказом об учетной политике организации-авалиста и соответствующий резерв фактически был создан), т.е. на счет 82 Оценочные резервы , субсчет 1 Резервы по сомнительным долгам , либо на счет 80 Прибыли и убытки . [c.120]

Организация может создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, если это предусмотрено ее учетной политикой. [c.258]

По данной статье показываются суммы резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг, созданных в установленном порядке в соответствии с принятой учетной политикой. [c.779]

Заметим организация может сама выбрать, создавать ей резервы по сомнительным долгам или нет. Принятое решение нужно отразить в приказе об учетной политике. [c.604]

Дебет 63 Резервы по сомнительным долгам Кредит 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами — на сумму списываемых с баланса невостребованных долгов при принятом в учетной политике методе формирования резерва, выполняется проводка по постановке списанного долга на забалансовый учет — Дебет 007. [c.475]

Проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т. п. заключительными записями декабря образуются оценочные резервы (например, резервы по сомнительным долгам), предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством. [c.507]

По мнению Светланы Николаевой, это был мощнейший прорыв, так как появилась возможность принятия решений по управлению, формированию финансовой информации в системе бухучета через вариантность . Это подтверждает главный бухгалтер компании Альфа-Эко Максим Кара-сев Допустим, формирование всевозможных резервов, резерва под обесценение инвестиций, ценных бумаг, товарных запасов, резерва по сомнительным долгам — это то, о чем раньше все говорили Вот, хорошо бы кто-нибудь разрешил. » Сейчас в плане счетов уже сделаны изменения, и это реально. Бухгалтерия вносит изменения в свою учетную политику и резервирует столько, сколь ко ей нравится . [c.93]

По статье «Резервы по сомнительным долгам» (стр. 750) отражаются резервы, образованные за счет финансовых результатов (дебет субсчета 80-3, кредит субсчета 82-1) хозяйственной деятельности, по результатам инвентаризации дебиторской задолженности по расчетам с юридическими и физическими лицами за реализованную продукцию, работы и услуги. Такие резервы создают предприятия, которые в соответствии с принятой учетной политикой применяет метод учета выручки от реализации по отгрузке (дебет счета 62, кредит счета 46). [c.111]

Отражается сумма резервов, образованных в конце предыдущего года в соответствии с установленным порядком и учетной политикой. Графа 4 заполняется по данным кредитовых оборотов счетов 14,59, 63 при образовании резервов. Отражается сумма резервов, образованных в конце отчетного года (а также в течение отчетного года в разрешенных случаях). Графа 5 заполняется по данным дебетовых оборотов счетов 14, 59,63 в случае использования резервов. По этой графе отражаются данные о списании за счет резервов по сомнительным долгам дебиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек или не реальной для взыскания, а также данные об уменьшении резервов под обесценение вложений в ценные бумаги в случаях списания с баланса ценных бумаг, а также неиспользованных остатков оценочных резервов, списанных в конце отчетного года на финансовые результаты. Графа 6 заполняется по данным сальдо счетов 14, 59, 63 на конец отчетного периода, стр. 160 (гр. 3,4,5,6) = стр. 161 + стр. 162 (гр. 3,4,5,6). [c.138]

Таким образом, в соответствии с п. 2.11 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 12.11.96 г. № 97 О годовой бухгалтерской отчетности организаций (в ред. от 20.10.98 г.) сумма резервов сомнительных долгов, созданных в предыдущем отчетном году, не использованная в течение отчетного года, списывается с дебета счета 82 в кредит счета 80. Следует отметить, что появились публикации о недопустимости создания резерва по сомнительным долгам при учетной политике по оплате ( Московский бухгалтер , № 3, 1998, с. 69). Однако в настоящее время законодательством однозначно не оговорено, что при учете выручки по оплате или ином, отличном от общеустановленного, переходе права на владение продукцией, нельзя создавать такой резерв. [c.17]

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (пункты 45 и 70) позволяет организациям в соответствии с учетной политикой создавать резерв под обесценение вложений в ценные бумаги и резервы сомнительных долгов. Эти резервы отражают соответственно на счете 59 Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги и счете 63 Резервы по сомнительным долгам . На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 и кредиту счетов 59 и 63. [c.257]

Бухгалтер. Центральная бухгалтерия предоставляет мне большую свободу в выборе учетной политики. Если мы изменим метод начисления амортизации и сократим величину резерва по сомнительным долгам, то это позволит существенно увеличить отчетную прибыль и мы выйдем на плановую рентабельность. Мне будет несложно объяснить главному бухгалтеру необходимость изменения учетной политики, так как он слабо разбирается в специфике работы нашего отдела, чтобы аргументированно мне возразить. [c.801]

По строкам 090-099 отражаются данные о движении оценочных резервов, образуемых организацией в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и принятой учетной политикой (резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценивание вложений в ценные бумаги). [c.162]

Предприятие в соответствии с учетной политикой ведет учет выручки по оплате . Можно ли создавать резерв по сомнительным долгам при этом методе учета Есть ли запрещающие документы на этот счет [c.15]

Порядок и сроки создания резервов сомнительных долгов определяются учетной политикой предприятия. Резервы по сомнительным долгам могут быть созданы предприятием в течение года неоднократно. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и вероятности полностью или частично погасить задолженность. [c.396]

Организация в соответствии с принятой учетной политикой имеет право создать в конце отчетного года резервы по сомнительным долгам за счет прибыли [c.402]

Компании часто пренебрегают резервированием расходов. Между тем суммы, направляемые в резервы, уменьшают налог на прибыль в текущем периоде, не дожидаясь использования самого резерва. В учетной политике нужно прописать, какие резервы компания будет создавать. Налоговый кодекс РФ разрешает создавать резервы по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, на ремонт основных средств, предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. [c.683]

Что должно послужить сигналом к тому, чтобы обратить внимание на качество решения перечисленных задач Резкие колебания балансовых статей (особенно статей дебиторской и кредиторской задолженности, запасов, денежных средств), статей текущи) затрат, неблагоприятная сравнительная динамика затрат и результатов. Отсутствие достаточного внимания к учетной политике может быть замечено по небрежному оформлению соответствующей приказа, его неполноте. Практика списания ремонтных расходов планирования потребности в наличных деньгах, резервов предстоящих расходов и платежей, резервов по сомнительным долгам служи показателем уровня бухгалтерской и финансовой работы предприятия., [c.68]

В соответстии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34-н, организация может создать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. По данному элементу учетной политики указываются порядок и сроки создания резерва. При этом руководствуются п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. В соответствии с данным пунктом дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, либо письменного обоснования, либо приказа (распоряжения) руководителя организации. [c.726]

Для определения ценности, создаваемой для акционеров, EVA использует данные традиционной финансовой отчетности. Однако величины NOPAT и капитала, показанные в этой отчетности, обычно используются только как исходная точка для расчетов. Они должны быть скорректированы из-за наличия проблем и ограничений принятой методики расчетов. Согласно Stern Stewart, главной проблемой является то, что прибыль и капитал недооценены из-за консерватизма учетной политики. Прибыль занижена в результате произвольного отнесения на затраты износа таких активов, как гудвил, расходов на исследования и разработки, а также создания чрезмерных резервов (таких как резервы на покрытие сомнительных долгов). Капитал недооценен из-за того, что активы учитываются по их первоначальной стоимости (уменьшенной на величину износа), которая может быть значительно ниже текущей рыночной стоимости/Кроме того, некоторые активы, такие как генерируемый внутри фирмы гудвил и бренды, не учитываются в финансовой отчетности из-за того, что по ним не осуществляются внешние транзакции, не имеется признанной рынком цены. [c.457]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×