Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гарантии предоставляемые иностранным инвесторам в рф

Основные гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в РФ.

Подгарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства — реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:

• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;

• гарантии стабильности условий инвестирования;

• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5).

ФЗ «Об ИИ» предусм.ряд гарантий д/ин.инвесторов на S РФ: 1) ин.инвестору на S РФ предост-ся полная и безусл.защита прав и интересов, кот.обесп-ся зак-вом РФ; 2) ин.инвестор имеет право осущ-ть инв-и на S РФ в любых формах, не запрещ-х зак-вом РФ; 3) ин.инвестор в силу д-ра вправе передать свои права (уступить треб-я) и обяз-ти (перевести долг), а на осн.з-на или реш-я суда обязан передать свои права (уступить требования) и обяз-ти (перевести долг) др.лицу в соотв. с гр.зак-вом РФ; 4) им-во ин.инвестора или коммерч.орг-и с ИИ не подлежит принудит.изъятию, в т.ч. нац-ции, реквизиции, за искл.случаев и по осн-ям, кот. установлены ФЗ или м/н д-ром РФ; 5) гарантию обесп-я надлеж.разреш-я спора; 6) гарантию испол-я на S РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и др.правомерно получ-х ден.сумм; 7) ин.инвестор вправе приобрести акции и иные ЦБ рос.коммерч.орг-й и гос.ЦБ в соотв.с зак-вом РФ о ЦБ; 8) гарантию участия ин.инвестора в приватизации; 9) льготы, предост-е ин.инвестору и коммерч.орг-и с ИИ, по уплате тамож.платежей; 10) Sты РФ и ОМСУ в пределах своей компетенции м.предост-ть ин.инвестору льготы и гарантии, осущ-ть фин-ние и оказывать иные формы поддержки инв-го проекта, осущ-го ин.инвестором, за счет ср-в бюджетов Sтов РФ и местных бюджетов, а + внебюдж.ср-в.

Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Значительная их часть распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями. К основным гарантиям, предоставляемым иностранным инвесторам,относятся:

гарантии правовой защиты деятельности, прав и интересов иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

— предоставление иностранному инвестору права на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

гарантии перехода прав (уступки требования) и обязанностей (перевода долга) иностранного инвестора другому лицу;

гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностраннымиинвестициями в случаях и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества; при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки);

гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями); стабильность условий и режима для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций;

гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации — в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде);

гарантии использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе: 1) доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; 2) денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ; 3) денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиалаиностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; 4) компенсаций, предусмотренных законом);

гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиций;

гарантии права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

гарантии участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;

гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).

Необходимо отметить, что гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностраннымиинвестициями законодательства РФ не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государственные гарантии, предусмотренные в законе об иностранных инвестициях, распространяются лишь на реальный сектор экономики — инвестиции в производственную сферу. Это прежде всего гарантии, распространяющиеся на инвестиционные проекты и коммерческие организации синостранными инвестициями, которые действуют в промышленности, торговле (за исключением кредитных и страховых организаций) и сельском хозяйстве.

Применительно к отношениям, связанным с осуществлением инвестиций (в том числе и к отношениям, вытекающим из договоров концессии и соглашений о разделе продукции), принято различать договорные и государственные гарантии. Договоры концессии и соглашения о разделе продукции связаны с гражданско-правовыми отношениями, в которых участвует государство. Участие государства в договоре представляет собой форму договорной гарантии инвестиций.

Гарантии прав иностранных инвесторов

В. Трапезников, адвокат (г. Бирск, Республика Башкортостан).

В России действует ряд нормативно — правовых актов, которые обеспечивают правовой режим деятельности иностранных инвесторов.

Основополагающий акт — Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Предмет регулирования этого Закона — отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Он не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в кредитные организации, банки, страховые компании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения каких-либо общественно полезных целей.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, договоры с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, ратифицированные Российской Федерацией, также служат гарантией прав иностранных инвесторов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на российской территории в виде не изъятых из оборота или не ограниченных в обороте объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. Признак обязательности перевода капитала через границу России в определении иностранных инвестиций отсутствует. Источник получения средств при этом не имеет значения. Капитал вследствие принадлежности его иностранному инвестору является иностранным, и реинвестирование доходов, полученных в России, в объекты предпринимательской деятельности на ее территории признается иностранной инвестицией. Необходимо отметить, что Закон от 9 июля 1999 г. регулирует не все виды иностранных инвестиций. Поэтому вопрос о предоставлении гарантий по другим видам инвестиций, не входящим в предмет регулирования данного Закона, должен решаться в соответствии с международными договорами.

Закон от 9 июля 1999 г. регулирует в основном прямые иностранные инвестиции, к которым отнесены: приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале хозяйственного общества или товарищества; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого в России; осуществление на территории России иностранным инвестором финансового лизинга.

В то же время на основании Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, ратифицированной Постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г., к числу прямых инвестиций отнесены и такие договоры, заключаемые с иностранными инвесторами, как соглашение о разделе продукции, договоры об участии в проекте и разделе продукции, договоры об участии в управлении компании, договоры о строительстве под ключ, лицензионные соглашения, договоры целевого займа. С учетом положений ст. 15 Конституции РФ на данные виды иностранных инвестиций распространяются гарантии, предусмотренные Законом об иностранных инвестициях.

Читать еще:  500000 рублей куда вложить

Следующим по значимости документом в данной сфере является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Он определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, законных интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.

Необходимо отметить, что данные законы знаменуют собой новый этап правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Так, в ст. 25 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» признается утратившим юридическую силу с 14 июля 1999 г. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в 1991 году. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» утрачивает силу Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в части норм, противоречащих данному Федеральному закону.

При применении законодательства в этой сфере возникают различные проблемы.

Рассмотрим вопрос об одном из видов политического (некоммерческого) риска, который связан с нарушением беспрепятственного вывоза капитала. Представляется, что нарушение этой гарантии является скрытой формой принудительного изъятия государством иностранной собственности.

Юридическая гарантия является разновидностью социальных гарантий. Под таковыми подразумеваются материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества. Следовательно, юридические гарантии — правовые средства, обеспечивающие реализацию прав членов общества.

В юридической литературе гарантии подразделяются на общие и специальные. Специальные гарантии (собственно юридические) делятся на правовые и организационные.

Для анализа гарантии права иностранных инвесторов на перевод за границу законно полученных доходов необходимо взять за основу определение специальных (правовых) гарантий. Они отражаются в содержании норм, и основным требованием к ним является соответствие правовых норм общественным отношениям. Нормы права должны адекватно отражать реальные условия жизни и соответствовать нормам международного права по регулируемым вопросам и в целом не противоречить действующему законодательству.

Гарантия в гражданском праве — предусмотренное законом или договором обязательство, в силу которого какое-либо лицо (физическое или юридическое) отвечает перед кредиторами полностью или частично при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником.

Какова же система гарантий иностранных инвестиций?

В Федеральном законе от 9 июля 1999 г. гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, закреплены в ст. ст. 5 — 17.

Статья 7 этого Закона содержит гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу. В п. 1 ст. 7 подтверждаются права иностранных инвесторов на уступку права требования и перевод долга, предусмотренные в гл. 24 ГК («Перемена лиц в обязательстве»). В п. 2 содержится еще одна существенная гарантия, заимствованная из Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 года: «После выплаты компенсации владельцу гарантии Агентству уступаются права или требования, связанные с гарантированными капиталовложениями, которые могут быть у владельца в отношении принимающей страны». Иначе говоря, если иностранное государство или его государственный орган производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии от некоммерческого риска по договору страхования, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, к этому государству или государственному органу переходят права или уступаются требования иностранного инвестора на указанные инвестиции. В России такой переход прав после вступления в силу Закона, т.е. с 14 июля 1999 г., признается правомерным. В ст. 8 гарантируется компенсация при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, в ст. 11 говорится о гарантиях использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.

Многосторонние конвенции между Россией и другими государствами о поощрении и защите инвестиций имеют целью обеспечить в России с помощью правовых средств относительную стабильность экономических процессов, свободу движения капиталов, увеличение притока частного капитала. В конвенциях содержатся юридические гарантии от так называемых некоммерческих рисков. Эти соглашения выступают в качестве дополнительного фактора правовых гарантий при осуществлении инвестиционной деятельности в России.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 9 июля 1999 г. иностранный инвестор имеет право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на российской территории, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных от ликвидации иностранного юридического лица либо отчуждения инвестированного имущества; компенсаций, полученных при национализации, реквизиции имущества иностранного инвестора.

Частным случаем данной гарантии является гарантия права иностранного инвестора, осуществившего свой вклад в инвестиционный проект не деньгами, а имуществом или информацией в документальной форме либо в форме записей на электронных носителях, на беспрепятственный их вывоз за пределы России. Под беспрепятственным вывозом понимается неприменение нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, т.е. квотирования и лицензирования.

Думается, при реализации данной гарантии на практике необходимо обратиться к указанию Центрального банка РФ от 8 октября 1999 г. «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций», вступившему в силу с 13 октября 1999 г. Согласно данному документу зачисление иностранной валюты, поступающей от нерезидента в оплату доли в уставном капитале резидента, не требует разрешения Центрального банка РФ. Возврат средств, ранее поступивших от нерезидента в оплату доли (вклада) в уставный (складочный) капитал юридического лица — резидента, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) осуществляется в рублях на счет нерезидента, открытый в уполномоченном банке, в соответствии с валютным законодательством России.

Думается, данный акт Банка России ограничивает права иностранных инвесторов, в частности гарантию права на свободное использование своих доходов, сумм, полученных в иностранной валюте.

Во-первых, в п. 1 ст. 11 Закона от 9 июля 1999 г. установлено, что иностранный инвестор имеет право на беспрепятственный перевод за пределы России правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Там дан перечень правомерно полученных доходов иностранного инвестора, который является открытым и поэтому подлежит расширительному толкованию. Поскольку средства, поступившие от иностранного инвестора в качестве вклада в уставный капитал юридического лица, являются одной из форм прямых инвестиций, то в соответствии со ст. 2 Закона от 9 июля 1999 г. при условии приобретения не менее 10% доли в уставном капитале юридического лица в форме хозяйственного общества или товарищества данный вид прямых иностранных инвестиций должен подпадать под гарантию, установленную этим Законом.

Во-вторых, Закон от 9 июля 1999 г. вступил в силу 14 июля 1999 г. (т.е. со дня официального опубликования). Указание же Центрального банка РФ вступило в силу с 13 октября 1999 г. По общему правилу действие нормативно — правовых актов распространяется на те общественные отношения, которые возникли после вступления этих актов в законную силу. Так как Закон от 9 июля 1999 г. вступил в силу ранее указания Центрального банка РФ, то при рассмотрении конкретных дел он и должен применяться (не говоря уже о том, что Закон имеет более высокую юридическую силу, чем указание Центрального банка РФ).

В-третьих, в проблематике международного страхования инвестиций центральным является вопрос о перечне страховых рисков. В настоящее время действует уже упомянутая универсальная международная межправительственная организация, занимающаяся страхованием инвестиций в развивающихся странах, — Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА).

В ст. 11 Сеульской конвенции 1985 года указаны виды некоммерческих (политических) рисков. Одним из них является риск экспроприации или аналогичных мер. Экспроприацией или аналогичными ей мерами признается любое законодательное или административное действие или бездействие, исходящее от принимающего государства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности на свои капиталовложения, контроля над ними или существенного дохода от таких капиталовложений. Данное определение охватывает в том числе и случаи «ползучей национализации», т.е. когда государство, не лишая прямо иностранного инвестора его прав собственника путем применения различных мер, фактически лишает его контроля над инвестициями и превращает его права в фикцию.

Таким образом, запрет на возврат средств, ранее поступивших от нерезидента в уставный капитал юридического лица — резидента в иностранной валюте, квалифицируется в международном праве как один из видов политического риска — риска экспроприации или аналогичных мер.

Гарантии иностранным инвесторам и организациям с участием иностранных инвестиций;

Иностранный инвестор и организации с иностранными инвестициями пользуются льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством. Если в качестве вклада в уставный капитал иностранный инвестор ввозит сырье, материалы, другие товары, не относящиеся к основным производственным фондам, такие товары облагаются таможенной пошлиной. При ввозе товаров, относящихся к основным производственным фондам (станки, механизмы, оборудование), они освобождаются от обложения таможенными пошлинами, если они не являются подакцизными товарами, и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала*(840).

Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, не подлежат обложению НДС (подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ).

Закон об иностранных инвестициях различает льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, и те, которые предоставляются также коммерческой организации с иностранными инвестициями. Назовем некоторые из них.

1. Особое значение имеет гарантия стабильности законодательства (гарантия от неблагоприятного изменения законодательства), распространяющаяся на иностранного инвестора и коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале, превышающей 25 процентов, а также на организации независимо от размера долей иностранного инвестора в их уставном (складочном) капитале, если при этом реализуется приоритетный инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях).

Приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором доля (вклад) иностранного инвестора в уставный капитал составляет не менее 100 млн. рублей, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).

Суть гарантии стабильности заключается в следующем.

Не применяются новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных пошлин (за исключением специально введенных пошлин для защиты экономических интересов РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций. Это означает, что в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования инвестор и российская организация с участием иностранного инвестора будут платить налоги и таможенные пошлины, существующие на момент начала финансирования проекта.

Читать еще:  Идеи для стартапа с минимальными вложениями

В отдельных случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен по решению Правительства РФ. Если налоги в силу закона уменьшаются, они платят меньше налогов, если размер налогов законом увеличивается, налоговая нагрузка сохраняется в размере, существовавшем на день начала финансирования инвестиционного проекта.

К сожалению, практическое применение стабилизационной оговорки (гарантии стабильности законодательства) осложняется тем, что в НК РФ эта гарантия не указана, а в соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ясно, что налоговые органы в отношениях с налогоплательщиками руководствуются налоговым законодательством, а не другими (неналоговыми) законами.

Примером синхронного внесения изменений в законодательство об инвестиционной деятельности и налоговое законодательство является Федеральный закон от 6 июня 2003 г. «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Этим Законом внесены изменения в налоговый режим для инвесторов, реализующих соглашение о разделе продукции в ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а в НК введена глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 Закона об иностранных инвестициях).

Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы принимающее инвестиции государство обеспечивало надлежащую защиту и безопасность объектов инвестиционной деятельности. Во всех международных соглашениях РФ о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций вопросам компенсации на случай национализации или иных мер, аналогичных ей по последствиям, уделяется первостепенное значение. Право на национализацию — суверенное право государства с точки зрения международного права.

В международных соглашениях РФ подчеркивается, что меры по принудительному изъятию иностранной собственности могут приниматься только в тех случаях, когда этого требуют государственные или общественные интересы. Одновременно должен соблюдаться порядок, установленный законодательством соответствующего государства, а меры не могут носить дискриминационный характер. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества, а при национализации — возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

ГК РФ говорит об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализации) на основании закона (ст. 235 ГК РФ). Пока такой закон не принят.

3. Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Эта гарантия распространяется только на иностранных инвесторов. После уплаты налогов они могут реинвестировать средства на территории РФ и имеют право на беспрепятственный перевод доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными инвестициями.

4. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. Такой вывоз осуществляется без квотирования, лицензирования и применения со стороны государства к инвестору других мер нетарифного регулирования.

Речь идет об инвестициях в виде объектов гражданских прав, первоначально не переданных в собственность принявшей инвестиции организации: о возврате имущества по истечении срока лизинга, о возврате документов, содержащих коммерческую тайну (например, ноу-хау), по истечении срока использования информации, о вывозе имущества, оставшегося после ликвидации филиала организации, и других подобных случаях. Если же имущество первоначально было передано в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества (в их собственность), возврат имущества инвестору, как правило, невозможен.

5. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 Закона об иностранных инвестициях). Статья является отсылочной: приобретение иностранным инвестором указанных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения передаются иностранному инвестору, а также организациям с участием иностранных инвестиций, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных инвесторов составляет более чем 50 процентов, — только в аренду (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»*(841)).

6. В соответствии с законодательством РФ иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги (ст. 13 Закона об иностранных инвестициях — гарантия на приобретение ценных бумаг), вправе участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности (ст. 14 Закона об иностранных инвестициях — гарантии участия иностранного инвестора в приватизации).

7. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10).

Такой спор разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Хотя из содержания указанной статьи не следует, что стороной спора может быть и государство, однако это подразумевается. Если, например, имущество инвестора будет принудительно изъято государством, то инвестиционный спор возникает между инвестором и государством.

В соглашениях о взаимной защите капиталовложений и СССР, а затем и РФ давали согласие на рассмотрение возможных споров, связанных с инвестициями, в международных третейских судах.

Отметим, что Россия в 1992 г. подписала, но не ратифицировала Конвенцию (Вашингтон, 1965 г.) о создании при МБРР арбитражного центра по разрешению споров между государством, принявшим иностранные инвестиции, и частными инвесторами*(842).

В соответствии со ст. 127 ГК РФ особенности ответственности РФ и субъектов РФ в гражданских правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Закон об иммунитете не принят.

Отсутствие закона об иммунитете государства и его собственности никак не препятствует иностранному инвестору защищать свои права от произвола должностных лиц государства.

8. В соответствии со ст. 5 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ (гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ).

Такие действия согласно нормам ГК РФ могут быть признаны судом недействительными, а убытки по требованию истца возмещены за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или муниципального образования (ст. 12, 16, 1069 ГК РФ).

9. Иностранному инвестору гарантируется право на уступку требования и перевод долга в соответствии с гражданским законодательством (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях). Это право осуществляется по правилам главы 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве». РФ гарантирует также возможность суброгации — перехода к иностранному государству или уполномоченному им лицу прав инвестора в отношении инвестиций, застрахованных ими, если гарант (страховщик) выплатил инвестору суммы при наступлении страхового случая на территории РФ.

Глава 18. Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам

— гарантии правовой защиты деятельности, прав и интересов иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

— предоставление иностранному инвестору права на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

— гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

— гарантии перехода прав (уступки требования) и обязанностей (перевода долга) иностранного инвестора другому лицу;

— гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями в случаях и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества; при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки);

— гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями); стабильность условий и режима для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций;

— гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации — в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде);

— гарантии использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе: 1) доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; 2) денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ; 3) денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; 4) компенсаций, предусмотренных законом);

— гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиций;

— гарантии права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

Читать еще:  Какой открыть бизнес с минимальными вложениями

— гарантии участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;

— гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).

Необходимо отметить, что гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государственные гарантии, предусмотренные в законе об иностранных инвестициях, распространяются лишь на реальный сектор экономики — инвестиции в производственную сферу. Это прежде всего гарантии, распространяющиеся на инвестиционные проекты и коммерческие организации с иностранными инвестициями, которые действуют в промышленности, торговле (за исключением кредитных и страховых организаций) и сельском хозяйстве.

Применительно к отношениям, связанным с осуществлением инвестиций (в том числе и к отношениям, вытекающим из договоров концессии и соглашений о разделе продукции), принято различать договорные и государственные гарантии.

Гарантия прав и законных интересов инвесторов в Российской Федерации

Дата публикации: 30.10.2017 2017-10-30

Статья просмотрена: 931 раз

Библиографическое описание:

Фарманян, К. М. Гарантия прав и законных интересов инвесторов в Российской Федерации / К. М. Фарманян. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46166/ (дата обращения: 09.04.2020).

Статья посвящена всестороннему анализу гарантий прав и законных интересов инвесторов. Поэтапно проведен анализ гарантий в этой сфере, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами. Выявлены секторы с полноценным правовым регулированием гарантий прав и законных интересов инвесторов, параллельно определены сферы, нуждающиеся во внимании законодателя.

Ключевые слова: инвестор, права, законные интересы, гарантии, инвестиции, инвестиционная деятельность

Осуществление инвестиционной деятельности традиционно связано с существованием определенного коммерческого риска. Для иностранного инвестора такие риски обычно выше. Но, что еще более важно, инвестиции в последнем случае часто связаны с существованием рисков некоммерческого характера, так как могут зависеть от социально-экономической, и, в первую очередь политической стабильности государства, принимающего инвестиции; от развитости правовой системы; изменений законодательства; введения чрезвычайного положения и т. д.

Одним из важнейших средств защиты от некоммерческих рисков является получение от государства определенных правовых гарантий вложения инвестиций [7].

Гарантии прав и законных интересов являются процессом гарантирования со стороны государства инвестору права собственности и других вещных прав, имущественных прав, приобретенных непосредственно на законных основаниях, защищая их [7].

В целом гарантии законных интересов и прав в Российской Федерации регламентированы тремя основными актами: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [4], «Об иностранных инвестициях в РФ» [5] и «О соглашениях о разделе продукции» [3].

В первом нормативно-правовом акте закреплен перечень следующих гарантий прав и интересов инвесторов: обеспечение равных прав в процессе осуществления инвестиционной деятельности; гласность при обсуждении инвестиционных проектов; защита осуществленных капитальных вложений, а также право обжаловать в суд решения и действия или же бездействие органов местного самоуправления, органов государственной власти наравне с их должностными лицами [4].

Вторым законом закреплен куда более расширенный перечень гарантий инвесторов, призванный способствовать защите инвестиций последних: гарантии правовой защиты деятельности на территории РФ; использование инвесторами всевозможным форм осуществления инвестиций в России; переход прав, а также обязанностей иностранного инвестора иному лицу; гарантии по вопросу компенсаций в случае реквизиции и национализации имущества инвестора или при коммерческой организации с иностранными инвестициями; гарантия от неблагоприятного изменения для инвестора с коммерческой организацией с иностранными инвестициями законодательства РФ; обеспечение наиболее надлежащего разрешения спора, который возник в связи с осуществлением инвестиций, предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором; использовать на территории РФ, переводить за пределы страны прибыль, доходы, другие, полученные правомерным образом денежные суммы; права инвестора беспрепятственным образом выводить имущество и информацию в документально выраженной форме, форме записи в электронных носителях, которые изначально были ввезены в РФ в качестве иностранной инвестиции; гарантии права на приобретение различных ценных бумаг; участие в приватизации, в предоставлении инвестору права на земельные участки, здания, различные природные ресурсы, сооружения и иное недвижимое имущество в установленных законом случаях [5].

Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» содержит в себе положения о государственных гарантиях прав инвестора, который заключил соглашение о разделе продукции. А именно, инвестору гарантирована защита имущественных и других прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с заключенным соглашением. Кроме сказанного, на инвестора не распространяется действие нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и других нормативно-правовых актов субъектов Федерации, правовых актов органов местного самоуправления в том случае, если они устанавливают какие-либо ограничения прав инвестора, кроме предписаний органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ для обеспечения безопасного ведения работ, охраны окружающей среды, недр, обеспечения здоровья населения, в целях обеспечения государственной и общественной безопасности [3].

Важен не только рамочный анализ этих гарантий, но и раскрытие их содержания, так как это позволит определит значимость гарантий, предоставляемых в России.

Законодательством установлен широкий перечень государственных гарантий, способствующих реализации прав субъектов инвестиционной деятельности. Фактически, в нем закреплены принципы инвестиционной деятельности, её основополагающие начала.

Обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности — это одна из основополагающих гарантий. Этот принцип реализован не только в инвестиционном законодательстве, но также в конституционном [1] и гражданском [2]. Всем субъектам инвестирования предоставляются равные права, равные возможности. Это положение неоспоримо и позволяет защищать всевозможные инвестиции, реализуемые в России.

Гласность в обсуждении инвестиционных проектов. Очевидно, что все субъекты инвестирования должны обладать полной и достоверной информацией о содержании перечня инвестиционных проектов [8]. В связи со сказанным, особо большую роль в этой сфере играет такое начало, как гласность при обсуждении подобных проектов.

Не менее важным является и право обжаловать в суд решения на действия или бездействие органов местного самоуправления, государственной власти, их должностных лиц. Субъекты инвестиционной деятельности по своему личному усмотрению могут применять административный или судебный способ защиты собственных вложений.

В определенных случаях, когда срок окупаемости инвестиционного проекта составляет более семи лет, а также, при наличии специальных условий, установленных Правительством РФ, может увеличиваться срок применения стабилизационной оговорки. Последняя представляет собой принцип защиты иностранного инвестора, коммерческой организации с иностранными инвестициями непосредственно от ужесточения национального законодательства [6]. Сказанное подразумевает собой, что для инвесторов, и, с целью защиты их инвестиций, сохраняется правовой режим при неблагоприятном изменении положений законодательства.

Капитальные вложения подлежит национализации лишь при условии равноценного и предварительного возмещения государством убытков, причиненных субъектов инвестиционной деятельности [7]. Такие вложения могут быть реквизированы лишь по решению государственных органов, в случаях и порядке, на условиях, определенных гражданским законодательством.

Согласно с этой гарантией, инвестору предоставляется полная, безусловная защита прав и интересов, обеспечиваемая законодательством РФ. В таких случаях инвестору предоставляется перечень следующих гарантий:

право на возмещение убытков, которые были причинены в результате незаконных действий или бездействия органов местного самоуправления, государственных органов, их должностных лиц;

инвестиции в РФ могут осуществлять в любых, не запрещенных законом формах;

иностранный инвестор в силу положений заключенного договора имеет непосредственно право передавать свои права и обязанности;

имущество не может быть принудительно изъято, не может подлежать реквизиции и национализации, как ранее было сказано, кроме случаев, установленных международными договорами и законодательством РФ;

гарантия использовать на территории РФ и переводить за пределы страны прибыль, доходы, другие, правомерное полученные денежные средства;

гарантия беспрепятственно вывозить за пределы РФ имущество, информацию в документальной форме или же в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в РФ в виде инвестиций;

право инвестора приобретать ценные бумаги.

Как можно понять из сказанного, отдельные гарантии прав и законных интересов инвесторов в законодательстве дублируются. Более того, столь большой их перечень не гарантирует того факта, что инвесторы в России являются полностью защищенными, особенно, в современных социально-экономических и политических условиях. Это крайне негативно сказывается на инвестиционном климате в нашей стране, буквально отпугивая многочисленных инвесторов из-за рубежа.

В законе наибольшее внимание уделено капитальным вложениям и их защите. В иных актах о гарантиях, а соответственно, и о защите инвестиций, идет только поверхностно. Необходимо на законодательном уровне данную проблему устранить, не просто расширив гарантии для инвесторов, но и дополнив акты законными интересами, конкретными особенностями их защиты. Одним из тех средств, которые бы могло помочь устранить едва ли не все проблемы в данной сфере, можно назвать разработку и принятие единого инвестиционного кодекса. Это бы позволило унифицировать нормы законов, привести их в соответствие к международным стандартам, закрепить гарантии прав и законных интересов инвесторов в одном кодифицированном акте.

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. -№ 7. — Ст. 851.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. — 2017. -№ 7. — Ст. 1428.
  3. О соглашениях о разделе продукции: федер. закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СЗ РФ. — 2016. -№4. — Ст. 3769.
  4. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. — 2017. -№ 7. — Ст. 1486.
  5. Об иностранных инвестициях в РФ: федер. закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // СЗ РФ. — 2017. -№ 7. — Ст. 4650.
  6. Гончаров А. А. Гражданское право (части Общая и Особенная): курс лекций. — М.: Наука, 2010. — 492 с.
  7. Гранкин В. В. Инвестиционная деятельность в современной России // Инвестиции. — 2013. -№ 1. — С. 13–15.
  8. Мороз С. П. Актуальные проблемы инвестиционного права (курс лекций). — К.: Алматы, 2013. — 257 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector