Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гарантии предоставляемые иностранным инвесторам

Гарантии иностранным инвесторам

Статья 10. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвесторов. Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Статья 11. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации

Статья 12. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции

Статья 13. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг

Статья 14. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации

Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статья 15. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество

Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей

Статья 17. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Статья 18. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором

Статья 19. Имущественное страхование, осуществляемое коммерческой организацией с иностранными инвестициями и головной организацией филиала иностранного юридического лица

ОЭЗ в РФ

СЭЗ — часть национального экономического производства страны, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемых на оставшемся экономическом пространстве. Зоны развитых новых и высоких технологий. Распространены в новых развитых странах и Китае: США (технопарки), Япония (технополисы), ЕС (инновационные центры).

Развитие наукоёмких отраслей, высоких технологий. Здесь высококвалифицированные кадры. Часто на базе университетов (Силиконовая долина — 25% мировых потребностей.) в США существует более 100 зон, в Японии более 20, в Китае более 50. В России таких зон нет. Специальные экономические зоны — зоны, созданные для развития какого-то определённого направления деятельности. Для развития аграрного производства, экологической деятельности 9экополисы), туристические.

Зоны банковских и страховых услуг. Оффшорные зоны и льготные гавани. Легко войти, наименьшие налоги или их нет, свободный вывоз прибыли, отсутствие валютных ограничений, таможенных пошлин, сохранение коммерческой тайны, лояльность по отношению к бизнесу государства. Во многих случаях оффшорные центры не отличаются от налоговой гавани. Кипр, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Нормандские острова. Люксембург, Швейцария, Греция,. Льготный режим действует в Австралии, Австрии, Великобритании, США. Оффшорные: Багамы, Бермуды. Комплексные многоотраслевые СЭЗ -Шен-Чжень (зона свободной торговли + технопарк), Манус.

68. Почему в России свободные экономические зоны пока не оправдали возлагавшихся на них надежд?

В наиб. традиц. смысле под СЭЗ подраз-ся часть территории гос-ва, где товары иностр. происх-я могут храниться, прод-ся и пок-ся без оплаты обычных тамож. пошлин. В наст. время под СЭЗ понимают прежде всего особ. терр-рии, кот. предназн. служить местом ПИИ в пром-ть и услуги и в кот-х особ. режим и особ. льготные усл-я хозяйств. деят-ти для иностр. и распростр-ны в осн. в развив. странах. Для созд-я СЭЗ необх-мо наличие ряда усл-й, среди кот-х: 1) связь с междунар. рынками(трансп. и телекоммуникац. возм-ти); 2) развитие инфрастр-ры, в т.ч. деловой (банк-е, страх-е, информац-е, экспедит-кое обслуж-я) и соц-ной; 3) опред-й ур-нь развития пром-ти в регионе, позвол-й устан-ть субподрядные отн-ния, использ-ть квалифицир-й персонал; 4) обеспеч-ть рабочей силой и кадрами спец-тов в обл-ти практич-го осущ-ния внешнеэкон-х связей, инвестиц-го и др. форм сотр-ва с заруб. странами. Тамож. терр-рия России, опред-ся как терр-рия, над кот-й Россия облад. исключ-й юрисдикцией в обл-ти тамож. дела, огранич-я тамож-й границей. Тамож. граница огранич-т тамож. тер. (не обяз-но совп. с гос. границей: нет тамож. границ внутри тамож. союзов). Созд-е СЭЗ в РФ относ-ся к 1990-1991гг. Верховный совет принял постан-е “О созд-ии зон своб. предприн-ва”, а затем последовало постан-е “О мерах по разв-ю СЭЗ”. Первой такой зоной стала Находка 1990г. Позднее зоны своб. торг-ли: Ленинград (С.-П.) и Выборг, Зеленоград, а также СЭЗ “Сахалин”, “Янтарь”(в Калинингр. обл-ти), “Кузбасс”, “Алтай”, Даурия” (Чит. обл), “ЕВА”(Евр. АО), “Садко” (Новгородская обл), “Шереметьево”. Практика показала, что СЭЗ не оправдвли надежд на приток ИИ и ускорение разв-тия соотв регионов Факторы: слишком большие размеры СЭЗ, отсутствие разработ программ с опр объема необх инв-тий и их источников, неразвитость пр-венн и фин-эк инфраструкт, Большинство декларир СЭЗ было отменено (искл — “Находка”, “Янтарь”, кот функционируют сравнит успешно).

Основные гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в РФ.

Подгарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства — реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:

• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства — реципиента капитала;

• гарантии стабильности условий инвестирования;

• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5).

ФЗ «Об ИИ» предусм.ряд гарантий д/ин.инвесторов на S РФ: 1) ин.инвестору на S РФ предост-ся полная и безусл.защита прав и интересов, кот.обесп-ся зак-вом РФ; 2) ин.инвестор имеет право осущ-ть инв-и на S РФ в любых формах, не запрещ-х зак-вом РФ; 3) ин.инвестор в силу д-ра вправе передать свои права (уступить треб-я) и обяз-ти (перевести долг), а на осн.з-на или реш-я суда обязан передать свои права (уступить требования) и обяз-ти (перевести долг) др.лицу в соотв. с гр.зак-вом РФ; 4) им-во ин.инвестора или коммерч.орг-и с ИИ не подлежит принудит.изъятию, в т.ч. нац-ции, реквизиции, за искл.случаев и по осн-ям, кот. установлены ФЗ или м/н д-ром РФ; 5) гарантию обесп-я надлеж.разреш-я спора; 6) гарантию испол-я на S РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и др.правомерно получ-х ден.сумм; 7) ин.инвестор вправе приобрести акции и иные ЦБ рос.коммерч.орг-й и гос.ЦБ в соотв.с зак-вом РФ о ЦБ; 8) гарантию участия ин.инвестора в приватизации; 9) льготы, предост-е ин.инвестору и коммерч.орг-и с ИИ, по уплате тамож.платежей; 10) Sты РФ и ОМСУ в пределах своей компетенции м.предост-ть ин.инвестору льготы и гарантии, осущ-ть фин-ние и оказывать иные формы поддержки инв-го проекта, осущ-го ин.инвестором, за счет ср-в бюджетов Sтов РФ и местных бюджетов, а + внебюдж.ср-в.

Читать еще:  Куда вложить 10 миллионов рублей

Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Значительная их часть распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями. К основным гарантиям, предоставляемым иностранным инвесторам,относятся:

гарантии правовой защиты деятельности, прав и интересов иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

— предоставление иностранному инвестору права на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

гарантии перехода прав (уступки требования) и обязанностей (перевода долга) иностранного инвестора другому лицу;

гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностраннымиинвестициями в случаях и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества; при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки);

гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями); стабильность условий и режима для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций;

гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации — в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде);

гарантии использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе: 1) доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; 2) денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ; 3) денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиалаиностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; 4) компенсаций, предусмотренных законом);

гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиций;

гарантии права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

гарантии участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;

гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).

Необходимо отметить, что гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностраннымиинвестициями законодательства РФ не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государственные гарантии, предусмотренные в законе об иностранных инвестициях, распространяются лишь на реальный сектор экономики — инвестиции в производственную сферу. Это прежде всего гарантии, распространяющиеся на инвестиционные проекты и коммерческие организации синостранными инвестициями, которые действуют в промышленности, торговле (за исключением кредитных и страховых организаций) и сельском хозяйстве.

Применительно к отношениям, связанным с осуществлением инвестиций (в том числе и к отношениям, вытекающим из договоров концессии и соглашений о разделе продукции), принято различать договорные и государственные гарантии. Договоры концессии и соглашения о разделе продукции связаны с гражданско-правовыми отношениями, в которых участвует государство. Участие государства в договоре представляет собой форму договорной гарантии инвестиций.

Гарантии иностранных инвестиций

Иностранные инвесторы нужны каждой стране. Приток денег извне помогает поднять производство, отрасли, восстановить промышленные здания и сооружения. Для инвестора-иностранца, в свою очередь, важно иметь правовую защиту своих интересов в чужой стране.

Такими видами защиты могут воспользоваться лишь те лица, чья деятельность на территории государства является легальной, приносит пользу экономике страны и действительно является инвестиционной.

После регистрации инвестора и выяснения его намерений, инвестор получает правовые гарантии государства. При осуществлении своей деятельности, иностранный инвестор должен следовать требованиям закона и сдавать полный письменный отчет о реализации инвестиционного плана. Контроль направлен на то, чтобы национальное достояние и стратегически важные территории, объекты не стали предметом незаконных действий.

Внимание! Инвестор должен заключить договор с владельцами компании. Это его первые гарантии. Обычно инвесторы вкладывают свой капитал в перспективные проекты, которые, под руководством специалистов, начинают приносить доход и высокий процент прибыли самому инвестору, другим акционерам.

Схема правового обеспечения гарантиями защищает национальную экономику и стимулирует приток валюты. Но чем крупнее инвестиции, тем жестче проверка целей инвестора. Какими бы ни были вложения извне, секторы национальной экономики должны приносить пользу и выгоду гражданам страны. Инвестора проверяют на этапе подачи заявки. Подробный бизнес-план, стратегия развития и перспективы должны отвечать высоким требованиям к знаниям в конкретном секторе и в экономике. Стратегический, финансовый планы проверяются специалистами России. Это – гарантия того, что предприятие, после того как инвестор покинет свой пост не окажется в долговой яме.

Кроме этого государство выдает список объектов, в которые:

  1. Можно инвестировать, иметь прибыль и контрольный пакет акций.
  2. Можно инвестировать, иметь прибыль, но не иметь контрольного права голоса.
  3. Иметь прибыль с инвестиций, но вообще не иметь доступа к объекту.
  4. разрешены косвенные иностранные инвестиции.

Свободно инвестировать в российские коммерческие компании, не имеющие стратегического значения достаточно легко. Но иностранцу нужно помнить, что мошенники встречаются в каждой стране. Поэтому лучше пройти полную регистрацию в РФ, получить право инвестировать и все гарантии, которые предусмотрены законом. Для россиян важно помнить, что иностранец, инвестируя свои деньги в чужой коммерческий бизнес, делает это для собственной выгоды. Неправильно составленный договор – и компания перейдет во владение иностранного бизнесмена.

Государственные гарантии инвестиционной деятельности

Люди, которые занимаются инвестициями в чужой стране, очень уязвимы. У них нет гражданских прав – на территории другого государства они гости. Часто доверчивость приводит к тому, что инвестора привлекают в сомнительный бизнес, обманом выманивают деньги, переводят на подставную компанию, а сами устраивают лжебанкротство. Поэтому каждое государство имеет закрепленную в законе правовую базу.

Читать еще:  Льготы для иностранных инвесторов

В Российской Федерации – это Федеральный Закон №160 «Об иностранных инвестициях», который выступает как основа обеспечения правовых гарантий инвесторам иностранного капитала в России.

На территории РФ иностранным инвесторам предоставляются гарантии:

  • На правовую защиту прав и интересов;
  • Права на возмещение убытков;
  • Возврата по долговым обязательствам;
  • Компенсаций;
  • Защиты от изменений в законе РФ, ущемляющих права инвестора и его деятельности;
  • Разрешений споров в соответствии с законом;
  • Беспрепятственной внешнеторговой деятельности в пределах заявленной сферы;
  • Свободный, законный перевод, вывод денег, дивидендов, прибыли;
  • На право покупать движимое и недвижимое имущество;
  • Гарантии на право приватизировать, покупать ценные бумаги, участвовать в аукционах.

По закону РФ относительно иностранных инвесторов, существуют все гарантии ведения полноценной деятельности на территории России в рамках разрешенных, не стратегических объектов инвестиций.

Каждый, кто желает инвестировать в бизнес в России, должен помнить, что перед тем как вложить свои деньги, важно узнать менталитет жителей страны, чтобы обычные для местных способы поведения и ведения дел не стали шоком для постороннего человека.

Международные гарантии инвестиционной деятельности

В мире все государства издают свои законы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов. Но кроме этого существует и международный механизм.

Международные правовые нормы, гарантии обеспечиваются с 1985 года. Со стороны созданного на Сеульской конвенции Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ, МИГА) проходит поддержка инвесторов:

  • Консультации;
  • Страховка рисков (кроме банкротства);
  • Распределение прямых инвестиции по развивающимся странам. Выдаются списки, куда можно инвестировать и на каких условиях;
  • Обеспечиваются гарантии.

Внимание! МАГИ не направляет инвесторов в сферу табачного и алкогольного производства.

Лицо, желающее стать инвестором в чужой стране, получает гарантии МАГИ на 3 – 20 лет. В этом случае, гарантии государств не нужны.

МЦУИС – международный центр регулирования инвестиционных споров. Туда можно обратиться, чтобы решить спорные вопросы между государством и инвестором или между юридическими, частными лицами по вопросам капитальных инвестиций.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ) очень тесно сотрудничает с МЦУИС и МАГИ. Большинство крупных инвестиций между странами проводятся через этот банк. Связь международных органов гарантирует всестороннею помощь инвестору в чужой стране.

Важно! Инвестиции в чужой стране можно проводить после регистрации только в МАГИ, минуя страну инвестирования. Но в законодательствах некоторых государств есть пункты, по которым правовые гарантии не работают в полной мере, если не получить статус инвестора в самой стране.

Международные гарантии обеспечиваются в нескольких направлениях:

  • Неприкосновенности имущества;
  • Стабильности;
  • Отсутствия дискриминации;
  • Разрешения споров;
  • Пользования результатами своих трудов и вложений.

Предоставление гарантий – это безопасность иностранного инвестора на территории страны. Но вместе с ними существует и предел развития деятельности. Инвестор должен помнить, что у него есть и обязанности, нормы поведения, границы дозволенности. Уголовное наказание за нарушение закона РФ или другой страны, на территории которой инвестор развивает деятельности так же предусмотрено.

Нужно знать, что существует общие виды гарантий, которыми можно воспользоваться. Это:

  • Законодательные (государственные и международные);
  • Финансовые, банковские;
  • Страхование;
  • Фин. инструменты (залог акций, облигаций, например).

Современные методы регулирования иностранного капитала основаны на распределении инвестиций в различные сферы хозяйствования. Инвестиции в развивающиеся страны находятся под гарантией международных организаций – МАГИ, МБРР, МЦУИС. К содействию этих организаций могут обращаться все инвесторы, желающие инвестировать предприятия иностранного государства. Если у инвестора есть желание, но нет точного понимания где его деньги принесут обоюдную выгоду, то Агентство посодействует в выборе.

Для инвестора важно понимать, что перед тем как иметь дела с иностранными предприятиями, нужно ознакомиться с самой страной. Туристическая поездка поможет узнать менталитет и дух страны. Полезно просмотреть Конституцию по вопросам прав человека, законов о предпринимательской деятельности, по которым живет и работает местное население. Гарантии иностранным инвестициям предоставляются только при соблюдении законов страны инвестирования.

О пользе иностранных инвестиций вы можете узнать из видео:

Правовые гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам

Привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику требует комплексного подхода в части разработки соответствующих стратегий и программ, направленных на создание особого правового режима осуществления инвестиций .

Прежде всего, подобная необходимость обуславливается тем, что сам процесс осуществления иностранных инвестиций сопряжен с различного рода рисками, как коммерческого, так и некоммерческого характера, что обязывает государство, заинтересованное в привлечении иностранного капитала, разработать систему дополнительных гарантий, защищающих права и интересы иностранных инвесторов. Так, подобной позиции придерживается Н.Н. Вознесенская [34,c.123], а также М.Н.Трофимов , Ю.С.Костыря, которые в своих работах подчёркивают преимущественное влияние рисков и отсутствия их надлежащего страхования в государстве-реципиенте на снижение объёма привлекаемых иностранных инвестиций [35,c.15-16].

Часть мероприятий, упомянутых вашевыше, уже нашла своё отражение в ряде концепций социально-экономического развития белорусского государства, а также в ряде нормативных правовых актов более общего характера. Среди множества инструментов и механизмов, направленных на реализацию ряда мероприятий, усиливающих поступление иностранных инвестиций, выделяют такой неотъемлемый атрибут, как предоставляемые иностранному инвестору гарантии осуществления закреплённых в рамках национального законодательства, и признанных международными договорами – прав и свобод.

Отметим, что существует множество подходов к определению правовой природы гарантий, предоставляемых иностранному инвестору. Н.Г.Доронина определяет гарантии в качестве обязательств государства, предусмотренных в связи с наличием международного договора в отношении осуществления инвестиций иностранными лицами [36, c.86-89] . Данный подход пусть и содержит указание на императивное начало данного понятия, но на наш взгляд, формулировка В.Н. Лисицы представляется более всесторонней, рассматривающей в совокупности все основные характеристики института гарантий. В своей работе он указывает на то, что гарантии следует рассматривать в качестве отдельных норм инвестиционного права, содержащих в себе условия осуществления инвестиционной деятельности иностранным инвестором, учитывая положения национального и международного права [37, c.120-125 ] . Учитывая своеобразие понятия « гарантии, предоставляемые иностранному инвестору», считаем, что его сущность необходимо рассматривать в неразрывной связи с той системой общих и специальных принципов, которые регулируют осуществление иностранных инвестиций. Так, соответствующие принципы, представляя собой основные начала осуществления инвестиционной деятельности, содержат в себе руководящие положения, определяющие не только направления инвестиционной политики государства, но и закрепляющие механизмы правовой защиты интересов иностранных инвесторов.

Рассмотрим подробнее две категории принципов осуществления инвестиций, которые предполагают предоставление иностранным инвесторам гарантий в отношении вкладываемого ими капитала. К общим принципам следует отнести те из них, которые содержат свойства, присущие и другим правовым институтам и элементам, однако их значение для определения правовой природы рассматриваемого понятия является ключевым. К примеру, таковым является обозначенный в Законе принцип верховенства права, который устанавливает обязательство для участников инвестиционных правоотношений, государственных органов и должностных лиц по осуществлению деятельности в пределах Конституции, а также принятых в соответствии с ней актов законодательства. К тому же, к данной категории следует отнести и такое определяющее начало, как признание приоритета общепризнанных принципов международного права. Раскрывается такое начало через длительное сотрудничество с рядом международных организаций, регулирующих ключевые вопросы в области инвестиционных процессов, а также — производимую время от времени унификацию и гармонизацию норм национального законодательства в соответствии с эталонными документами международного характера. К принципам специального характера следует отнести:

принцип свободы выбора форм и видов инвестиционной деятельности;

принцип свободы выбора источников формирования инвестиций;

принцип равенства прав национальных и иностранных инвесторов;

принцип добросовестности и разумности осуществления инвестиций;

принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты;

Предлагаем рассмотреть, как выше обозначенные принципы взаимодействуют на практике, в том числе как отдельные их положения вступают в противоречия с некоторыми другими. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела зачастую вынужден приобретать ограничительный характер при взаимодействии с таким принципом добросовестности и разумности осуществления инвестиций. Связано подобное с наличием вероятности причинения субъектом инвестиционных правоотношений вреда другому лицу, окружающей среде, историко-культурным ценностями, что , как правило, сопровождается ущемлением прав и законных интересов других лиц или иными злоупотреблениями. Так, подробный сравнительный анализ используемых принципов с их практической реализацией в BIT и MIT будет дан в следующих пунктах, регулирующих вопросы обеспечения международных стандартов защиты инвестиций и рассматривающих интерпретацию данных принципов посредством применения оценочных категорий, в том числе – и в результате обобщения судебной практики по данной категории дел.

Читать еще:  Во что вложить миллион рублей

Отметим, что действующее отраслевое законодательство, за некоторым исключением, не содержит специальных указаний на исчерпывающий перечень предоставляемых гарантий. Однако, в связи с тем, что иностранному инвестору в Республике Беларусь предоставляется национальный, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) или же смешанный режим при осуществлении инвестиционной деятельности, к данной категории правоотношений нередко применяется национальное законодательство, распространяющее своё действие и на других лиц. Отметим, что данное положение предполагает ряд существенных изъятий : как стимулирующего, так и ограничительного характера. К примеру, особые режимы налогообложения, существование свободных экономических зон, ряд особенностей в области валютного регулирования.

Обращая внимание на вышеупомянутые гарантии, как общего, так и специального характера, предлагаем обратиться к ряду ключевых из них, предоставление которых соответствует первостепенной цели инвестирования – т.е. получения прибыли.

Так, особое значение для иностранного инвестора при выборе страны-реципиента имеет должное нормативное закрепление гарантии свободного распоряжения прибылью и другими правомерно полученными сумами при осуществлении иностранных инвестиций. В действующем Законе закреплена соответствующая гарантия, другими словами, иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций. Однако, следует учитывать, что несмотря на закрепление такой гарантии, она может подвергаться существенному изъятию. К примеру, ч.4 ст.12 Закона указывает на то, что перевод денежных средств может быть ограничен при наступлении ряда условий или же в соответствии с судебным постановлением, принятым в соответствии с законодательством Республики Беларусь и вступившем в законную силу. Таким условием может стать нарушение иностранным инвестором законодательства в области валютного регулирования, выразившееся в необеспечении своевременного завершения внешнеторговой операции при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) предусмотренных законодательными актами способами либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции по импорту предусмотренными законодательными актами способами [38].

С учетом изложенного настоятельно рекомендуется уделять особое внимание вопросам валютного законодательства перед заключением каких-либо существенных сделок.

Примечательным является то обстоятельство, что, несмотря на наличие широкого комплекса предоставляемых гарантий, очевидной недоработкой законодателя является отсутствие в тексте Закона стабилизационной оговорки. Полагаем, подобный правовой вакуум незначительного характера вызван сознательным допущением, в связи с присутствием подобной гарантии в, утратившим свою юридическую силу к настоящему моменту, Инвестиционном кодексе. Сущность данной оговорки состоит в следующем. Будучи определяющим показателем увеличения объема привлекаемых иностранных инвестиций, её значение определяется в защите инвестора от возможных негативных изменений законодательства (как правило, налогового, таможенного, регулятивного).

В связи с этим, интерес представляет то, каким образом подобная оговорка закрепляется в других системах законодательства. Если обратиться к опыту Российской Федерации, то следует выделить ряд ключевых характеристик, которые свидетельствуют о безусловной привлекательности такого условия для иностранного инвестора. Такими являются :

привязка оговорки к сроку окупаемости инвестиционного проекта ( однако здесь установлен максимально возможный предел – 7 лет) ;

не применение к рассматриваемому в отношении субъектов осуществляющих иностранные инвестиции нового или изменяющего национального законодательства, устанавливающего режим запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов

или приводящему к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом запретов и ограничений, действовавших на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.

Однако, при всей привлекательности предоставляемых условий, следует говорить о подобной мере как о стимулирующей, нежели как об ограничительной. Подобное объясняется тем, что своё действие она распространяет на отдельную категорию иностранных инвесторов. К примеру, к таковым относятся:

– коммерческая организация с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации составляют свыше 25 процентов;

– коммерческая организация с иностранными инвестициями, реализующая приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации [39].

Среди множества инструментов и механизмов, направленных на реализацию ряда мероприятий, усиливающих поступление иностранных инвестиций, выделяют такой неотъемлемый атрибут, как предоставляемые иностранному инвестору гарантии осуществления закреплённых в рамках национального законодательства, и признанных международными договорами – прав и свобод. Часть из них уже нашла своё отражение в ряде концепций социально-экономического развития белорусского государства, а также в ряде нормативных правовых актов более общего характера. Так, одной из фундаментальных гарантий осуществления иностранных инвестиций является закрепление права иностранного инвестора на осуществление защиты нарушенных прав, связанных с осуществлением инвестиций, в форме самозащиты и с помощью судебных механизмов.

В связи с тем, что гарантии защиты имущества от экспроприации, реквизиции и национализации являются неотъемлемым атрибутом любого многостороннего соглашения и конвенции, регулирующих вопросы защиты инвестиций, то предлагаем данные гарантии подробнее рассмотреть в соответствии с минимальными международными и национальными стандартами обеспечения правовой защиты в рамках отдельного пункта.

Система государственных гарантий зарубежным инвесторам

Экономическая сущность и классификация иностранных инвестиций. Гарантии прав иностранных инвесторов. Формы государственной гарантии защиты прав и интересов иностранного инвестора. Инвестиционная ситуация в России: основные проблемы и тенденции развития.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Международные и российские правовые акты об иностранных инвестициях. Основные правовые гарантии инвесторов. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики, порядок и особенности реализации данного процесса на современном рынке.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 02.01.2014

Сущность иностранных инвестиций и их значение в мировой экономике. Условия осуществления иностранного инвестирования. Основные формы иностранных инвестиций. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частности России.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 19.05.2011

Типы иностранных инвестиций. Мировой опыт их государственного регулирования, перспективы привлечения в экономику России. Условия для иностранного инвестирования в РФ. Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора.

курсовая работа [51,0 K], добавлен 25.09.2014

Сущность, классификация и роль в экономике иностранных инвестиций. Деятельность иностранных инвесторов в Вологодской области. Создание качественных продуктов под фирменным знаком «Натуральный продукт», корпораций по привлечению иностранного капитала.

дипломная работа [114,8 K], добавлен 17.06.2017

Характеристика иностранных инвестиций, их классификация и формы в законодательных актах и международных договорах. Государственные гарантии иностранным инвесторам. Срок окупаемости инвестиционного проекта, его эффективность. Понятие реинвестирования.

контрольная работа [13,7 K], добавлен 19.11.2011

Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций, мировой опыт их государственного регулирования. Современное состояние иностранного инвестирования в России, присутствие предпринимательского капитала, проблемы и перспективы привлечения инвестиций.

курсовая работа [773,4 K], добавлен 10.02.2012

Теоретическое исследование проблемы значения иностранных инвестиций в мировой экономике. Характеристика сущности и видов иностранных инвестиций. Анализ современного состояния, проблематики и перспективы активизации иностранного инвестирования в Украине.

курсовая работа [61,8 K], добавлен 07.03.2011

Макроэкономические и микроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций. Модели инвестиций в теории внешней торговли. Общее понятие про инвестиционный климат. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации.

курсовая работа [76,3 K], добавлен 06.06.2012

Сущность и виды иностранных инвестиций, условия их реализации. Проблемы и перспективы активизации иностранных инвестиций в экономике Украины, оценка климата в государстве и направления его улучшения. Основные проблемы и условия привлечения инвестиций.

курсовая работа [60,6 K], добавлен 11.09.2014

Понятие, экономическая сущность, функции и классификация депозитарных расписок. Особенности их выпуска и обращения в мировой практике. Роль и перспективы развития в России. Практика привлечения иностранных инвесторов на примере российских компаний.

курсовая работа [29,2 K], добавлен 02.11.2014

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector