Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

При реквизиции иностранному инвестору

Правовое регулирование вопросов национализации и реквизиции в международном частном праве

Под национализациейпринято понимать отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными предприятия, которые находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализации отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после Второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. В соответствии с гражданским законодательством России при национализации гражданам выплачивается компенсация.

Данная мера закреплена в различных правовых системах. Данное право государств находит свое начало в таком принципе международного права, как суверенитет государства.

Условия проведения национализации определяются внутренним правом каждого государства, а не международным. Каждое государство устанавливает свои правила национализации, однако можно выделить несколько общих черт:– национализацию может проводить лишь государственная власть посредством издания акта. В соответствии с Конституцией Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Существует долгий процесс национализации, включающий в себя издание акта, опись имущества, равноценное возмещение владельцу, изъятие;

– эта мера носит общественный характер;

– не является наказанием, но носит принудительный характер, поскольку оспорить акт национализации невозможно;

– национализация осуществляется в отношении собственности как российских юридических и физических лиц, так и иностранных;

– только государство устанавливает размер компенсации, национализация носит возмездный характер;

– носит экстерриториальный характер, это означает то, что государство, осуществившее национализацию, признается за границей собственником имущества, не только находившегося на его территории, но и находившегося на территории другого государства.

При рассмотрении судами дел, касающихся национализированного имущества, применяются законы государства, осуществившего национализацию.

В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Реквизиция -принудительное возмездное изъятие различных видов имущества для использования их армией вражеского государства. Согласно ст. 52 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Р. могут производиться лишь для нужд оккупационной армии и не должны обеспечивать потребности воюющего государства вообще.Международное право (напр.. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г.) строго запрещает Р. имущества дипломатических и консульских представительств для военных и общественных нужд. Ряд международно-правовых норм посвящен Р. иностранных инвестиций.

Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций.

Под иностранными инвестициямипонимают вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Под иностранным капиталом принято понимать денежные средства, ценные бумаги, имущественные права, иное имущество, принадлежащее иностранным гражданам.

Различают два вида инвестиций:прямые и портфельные. Прямые инвестиции дают возможность инвестору осуществлять контроль над предприятием, а обладатели портфельных инвестиций не имеют такого права.

В соответствии с российским законодательством под иностранным инвестором понимается иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на международном уровне, а также внутренним законодательством государств.

На международном уровне подписываются многосторонние и двусторонние соглашения, в соответствии с которыми государства-участники должны следовать в международном праве принципам правового регулирования иностранных инвестиций. Например: Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция), и Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция). К региональным инвестиционным договорам относятся договоры об учреждении экономических союзов государств, например Европейского союза, Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подписанное между странами СНГ в 1993 г. К числу региональных договоров относятся и некоторые отраслевые договоры, например Договор к Энергетической хартии.

На территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В преамбуле к Закону написано, что он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Иностранные инвесторы, права и гарантии для иностранных инвесторов

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесто­ров на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Читать еще:  Куда вложить 50 000 рублей

В частности, этим законом закреплено, что:

  • правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полу­ченной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой ре­жим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставлен­ный российским инвесторам. Вместе с тем, Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства», Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» и другими законами установлены отдельные изъятия ограничительного ха­рактера для иностранных инвесторов;
  • иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается нормами феде­ральных законов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местно­го самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским за­конодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обя­зан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
  • имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностран­ными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализа­ции, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены феде­ральным законом или международным договором Российской Федерации. При реквизи­ции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестиция­ми выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инве­стор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с ино­странными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки;
  • спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Конституцией Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Феде­рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Россий­ская Федерация участвует во множестве многосторонних и двусторонних международных договоров и соглаше­ний, в частности, Россий­ской Федерацией ратифициро­вана Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Федеральным законом от 30 мар­та 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).

Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст.5 Закона).

Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации.

Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов

Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст.6 Закона)

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Анализ международных соглашений РФ с зарубежными государствами, показывает, что как правило в число форм инвестиций включены:

а) движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие ему имущественные права;

б) акции, вклады и другие формы участия в предприятиях или компаниях;

в) права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, связанных с капиталовложениями;

г) авторские права, права на промышленную собственность (такие как изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы и модели), технологию и ноу-хау;

д) права на осуществление экономической деятельности, включая коммерческую деятельность, предоставляемые на основе закона или договора, в частности, касающиеся разведки, разработки, добычи и эксплуатации природных ресурсов.

Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст.7 Закона).

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст.12 Закона).

Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст.8 Закона).

Как закреплено в Конвенции о защите прав инвестора, инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

Читать еще:  Коэффициент реинвестирования чистого денежного потока

Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст.9 Закона).

Принцип защиты от ужесточения национального законодательства — сохранение правового режима в случае неблагоприятного изменения законодательства. В юридической литературе данный принцип также называют «стабилизационной оговоркой». Запрет на введение изменений, ухудшающих оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, получил даже особое наименование — «дедушкина оговорка». Она устанавливалась, как правило, на срок от 3 до 5, реже до 7-10 лет[3].

Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст.11 Закона).

Данная гарантия включает в себя право свободного использования доходов и прибыли для реинвестирования и беспрепятственный перевод их за пределы РФ (после уплаты соответствующих налогов) в связи с ранее осуществленными инвестициями в том числе:

— доходов от инвестиций в виде прибыли, дивидентов, процентов и иных вознаграждений;

— денежных сумм во исполнение обязательств по договорам и иным сделкам;

— денежных сумм, полученных от ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, а также в связи с отчуждением инвестируемого имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

— компенсаций, предусмотренных при реквизиции или национализации имущества.

Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст.13 Закона) закрепляет право иностранного инвестора приобретать акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст.14 Закона).

В соответствии со ст.14 Закона «Об иностранных инвестициях…» иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, на иностранных инвесторов распространяются общие правила закрепленные Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.)[5].

Гарантии иностранным инвесторам и организациям с участием иностранных инвестиций;

Иностранный инвестор и организации с иностранными инвестициями пользуются льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством. Если в качестве вклада в уставный капитал иностранный инвестор ввозит сырье, материалы, другие товары, не относящиеся к основным производственным фондам, такие товары облагаются таможенной пошлиной. При ввозе товаров, относящихся к основным производственным фондам (станки, механизмы, оборудование), они освобождаются от обложения таможенными пошлинами, если они не являются подакцизными товарами, и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала*(840).

Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, не подлежат обложению НДС (подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ).

Закон об иностранных инвестициях различает льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, и те, которые предоставляются также коммерческой организации с иностранными инвестициями. Назовем некоторые из них.

1. Особое значение имеет гарантия стабильности законодательства (гарантия от неблагоприятного изменения законодательства), распространяющаяся на иностранного инвестора и коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале, превышающей 25 процентов, а также на организации независимо от размера долей иностранного инвестора в их уставном (складочном) капитале, если при этом реализуется приоритетный инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях).

Приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором доля (вклад) иностранного инвестора в уставный капитал составляет не менее 100 млн. рублей, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).

Суть гарантии стабильности заключается в следующем.

Не применяются новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных пошлин (за исключением специально введенных пошлин для защиты экономических интересов РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций. Это означает, что в течение срока реализации инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования инвестор и российская организация с участием иностранного инвестора будут платить налоги и таможенные пошлины, существующие на момент начала финансирования проекта.

В отдельных случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен по решению Правительства РФ. Если налоги в силу закона уменьшаются, они платят меньше налогов, если размер налогов законом увеличивается, налоговая нагрузка сохраняется в размере, существовавшем на день начала финансирования инвестиционного проекта.

К сожалению, практическое применение стабилизационной оговорки (гарантии стабильности законодательства) осложняется тем, что в НК РФ эта гарантия не указана, а в соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ясно, что налоговые органы в отношениях с налогоплательщиками руководствуются налоговым законодательством, а не другими (неналоговыми) законами.

Примером синхронного внесения изменений в законодательство об инвестиционной деятельности и налоговое законодательство является Федеральный закон от 6 июня 2003 г. «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Этим Законом внесены изменения в налоговый режим для инвесторов, реализующих соглашение о разделе продукции в ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а в НК введена глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

Читать еще:  Куда вложить 150000 рублей чтобы заработать

2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 Закона об иностранных инвестициях).

Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы принимающее инвестиции государство обеспечивало надлежащую защиту и безопасность объектов инвестиционной деятельности. Во всех международных соглашениях РФ о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций вопросам компенсации на случай национализации или иных мер, аналогичных ей по последствиям, уделяется первостепенное значение. Право на национализацию — суверенное право государства с точки зрения международного права.

В международных соглашениях РФ подчеркивается, что меры по принудительному изъятию иностранной собственности могут приниматься только в тех случаях, когда этого требуют государственные или общественные интересы. Одновременно должен соблюдаться порядок, установленный законодательством соответствующего государства, а меры не могут носить дискриминационный характер. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества, а при национализации — возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

ГК РФ говорит об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализации) на основании закона (ст. 235 ГК РФ). Пока такой закон не принят.

3. Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Эта гарантия распространяется только на иностранных инвесторов. После уплаты налогов они могут реинвестировать средства на территории РФ и имеют право на беспрепятственный перевод доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными инвестициями.

4. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. Такой вывоз осуществляется без квотирования, лицензирования и применения со стороны государства к инвестору других мер нетарифного регулирования.

Речь идет об инвестициях в виде объектов гражданских прав, первоначально не переданных в собственность принявшей инвестиции организации: о возврате имущества по истечении срока лизинга, о возврате документов, содержащих коммерческую тайну (например, ноу-хау), по истечении срока использования информации, о вывозе имущества, оставшегося после ликвидации филиала организации, и других подобных случаях. Если же имущество первоначально было передано в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества (в их собственность), возврат имущества инвестору, как правило, невозможен.

5. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 Закона об иностранных инвестициях). Статья является отсылочной: приобретение иностранным инвестором указанных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения передаются иностранному инвестору, а также организациям с участием иностранных инвестиций, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных инвесторов составляет более чем 50 процентов, — только в аренду (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»*(841)).

6. В соответствии с законодательством РФ иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги (ст. 13 Закона об иностранных инвестициях — гарантия на приобретение ценных бумаг), вправе участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности (ст. 14 Закона об иностранных инвестициях — гарантии участия иностранного инвестора в приватизации).

7. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10).

Такой спор разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Хотя из содержания указанной статьи не следует, что стороной спора может быть и государство, однако это подразумевается. Если, например, имущество инвестора будет принудительно изъято государством, то инвестиционный спор возникает между инвестором и государством.

В соглашениях о взаимной защите капиталовложений и СССР, а затем и РФ давали согласие на рассмотрение возможных споров, связанных с инвестициями, в международных третейских судах.

Отметим, что Россия в 1992 г. подписала, но не ратифицировала Конвенцию (Вашингтон, 1965 г.) о создании при МБРР арбитражного центра по разрешению споров между государством, принявшим иностранные инвестиции, и частными инвесторами*(842).

В соответствии со ст. 127 ГК РФ особенности ответственности РФ и субъектов РФ в гражданских правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Закон об иммунитете не принят.

Отсутствие закона об иммунитете государства и его собственности никак не препятствует иностранному инвестору защищать свои права от произвола должностных лиц государства.

8. В соответствии со ст. 5 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ (гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ).

Такие действия согласно нормам ГК РФ могут быть признаны судом недействительными, а убытки по требованию истца возмещены за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или муниципального образования (ст. 12, 16, 1069 ГК РФ).

9. Иностранному инвестору гарантируется право на уступку требования и перевод долга в соответствии с гражданским законодательством (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях). Это право осуществляется по правилам главы 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве». РФ гарантирует также возможность суброгации — перехода к иностранному государству или уполномоченному им лицу прав инвестора в отношении инвестиций, застрахованных ими, если гарант (страховщик) выплатил инвестору суммы при наступлении страхового случая на территории РФ.

Глава 18. Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×