Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательные основы инвестирования

24. Правовые основы инвестиционной деятельности

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности определяет Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ (в ред. от 2 января 2000 года). Он устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством о банках, банковской деятельности и законодательством о страховании.

Участвовать в инвестиционной деятельности на территории РФ могут как российские, так и иностранные инвесторы. Деятельность иностранных инвесторов регулирует также Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 19 июля 1999 года № 160-ФЗ

Согласно Федеральному закону инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам).

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть:

• физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;

• органы местного самоуправления;

• иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее -иностранные инвесторы).

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством.

Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними. 5. Инвесторы имеют равные права на:

• осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений;

• самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности;

• владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

• передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством;

• осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

• объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством;

• осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

• осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами, законодательством РФ, а также утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

• исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства;

• использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Государственное регулирование предусматривает:

а) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

• установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

• принятия антимонопольных мер;

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

• развития финансового лизинга в РФ;

• проведения переоценки основных фондов в соответствий с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

б) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

• разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов;

• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджета;

• размещения на конкурсной основе средств бюджета для финансирования инвестиционных проектов;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов;

• защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

• разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Правовые основы инвестиционной деятельности

В начале, необходимо определиться с понятием того, что такое правовая основа?

В широком смысле слова, правовая основа это обязательные нормы, установленные государством в области социальных, экономических, юридических и других видов отношений. То есть это свод правил обязательных для исполнения всеми, кто находится на территории конкретной страны.

Область права является инструментом регулирования и, по своей сути, оставляет значительный отпечаток на той сфере, к которой относится. От степени её развития во многом зависит успешность деятельности участников этой сферы.

Правовые основы инвестиционной деятельность это перечень правил и ограничений в сфере инвестирования, которые должны соблюдать все его участники.

Развитие правовых основ инвестиционной деятельности в России бурно началось с момента перехода нашей страны к условиям рыночной экономики. Это дало большой импульс для развития цивилизованных и правовых отношений. Также это послужило толчком для создания новых инвестиционных проектов и идей. А самое главное позволило изменить правовой статус участников данного процесса, включая вид и структуру инвестиционных отношений между ними.

Читать еще:  Как вложить в нефть

Основным задачами правовой системы в сфере инвестиций являются:

  • повышение инвестиционной активности в стране и улучшение инвестиционного климата
  • гарантия стабильности и роста экономики
  • изменение структуры доходов государственного бюджета
  • обеспечение стратегии социально-экономического развития.

Приведённые выше тезисы работают в совокупности с общими правами участников инвестиционных процессов, как в нашей, так и в других странах по всему миру:

  • свободная и здоровая конкуренция на рынках
  • запрет на образование монополий
  • свобода движения капитала и информации
  • перед законом все равны
  • возможность обратиться в суд и отстаивать собственные интересы в случае несогласия с решением органов власти.

При переходе на рыночную экономику, правительству Российской Федерации потребовалось внести изменения в следующие пункты правовых основ инвестиционной деятельности в России:

  • изменение структуры инвестиций. Ведущая роль отдается собственным средствам организации. Средства государственной поддержки уходят на второй план и все реже носят безвозвратный характер
  • создание в больших количествах совместных инвестиционных проектов (совместные частные и государственные проекты)
  • создание новой амортизационной политики
  • создание стимулов для самофинансирования компаний
  • усиление контроля над государственными вложениями.

Правовые документы

Стоит понимать, что документы, регулирующие инвестиции могут быть разных уровней, однако, независимо от этого, обязательны для исполнения в полном объёме.

В отдельно взятом государстве могут действовать международные, государственные, региональные и местные акты. Применительно к нам, в России успешно функционируют международные соглашения и конвенции, в которые вступила, и которые ратифицировало наше правительство.

Самыми незначительными в части влияния на права участников инвестиционной деятельности являются региональные и местные акты и постановления. Действия таких документов распространяется не на всё территории страны, а на отдельно взятые округа, региона, города.

Также нельзя упускать из виду тот факт, что существуют отрасли хозяйства, которые обладают определенной спецификой и имеют собственные особенности регулирования. Для таких отраслей разработаны соответствующие документы:

  • постановление Правительства № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 18.09.2004г., которое направлено, в свою очередь, на повышение привлекательности страны для ведения инвестиционной деятельности на её территории
  • Федеральный закон №225 ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» от 19.05.2010 г., способствует улучшению налоговой политики в сфере инвестиций
  • закон № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» от 28.12.2010г., формулирует права акционерных обществ при осуществлении инвестиций
  • Таможенный кодекс Таможенного союза.

Основы инвестиционного права в России

Правовые ограничения

Правовые основы инвестиционной деятельности

Правовое регулирование иностранных инвестиций.

Под инвестициями, согласно закона №1488-1 от 26 июня 1991г. понимаются – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и, или иной деятельности с целью получения прибыли и, или достижения иного полезного эффекта в социальной, культурной, образовательной, научно-преподавательской деятельности или иных сферах общественной жизни.

1. Портфельные инвестиции – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, в доли участия в хозяйственных обществах и товариществах.

2. Прямые инвестиции – вложение, приобретение, создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, т.е. прямые инвестиции – вложение непосредственно в производственный процесс (капиталообразующий);

1. В зависимости от целей инвестора:

a. От ориентации инвестора на конечный результат:

i. Стратегический инвестор. При осуществлении инвестиционных вложений, стратегический инвестор не ставит перед собой задачи получения сиюминутной прибыли. Его цель – приобретение права управления над инвестиционным объектом для обеспечения долгосрочной перспективы.

2. По объекту инвестирования:

a. Материальные (вещественные) – предполагают создание или реконструкцию (модернизацию) конкретных имущественных объектов, зданий сооружений, оборудования, а также вложения в оборотные средства, т.е. это инвестиции в объекты, непосредственно участвующие в производственном процессе;

b. Нематериальные инвестиции – вложения в подготовку кадров, в научные разработки в рекламу, инвестиции в объекты промышленной собственности, в совершенствование технологий производства, в совершенствование управления производства, в создание инноваций;

c. Финансовые инвестиции, совпадают по портфельным инвестициям.

3. По субъекту инвестирования:

a. Институционные (профессиональные) инвестиции – их осуществляют профессиональные участники фондового рынка, финансовые посредники, страховые компании и другие финансовые институты, имеющие целью своей деятельности – привлечение средств других инвесторов;

b. Корпоративные инвестиции – инвестиции, осуществляемые коммерческими организациями, в собственные производства;

c. Индивидуальные инвестиции – инвестиции, осуществляемые гражданами самостоятельно, независимо от других и за счет собственных средств и для собственных нужд;

4. По критерию субъекта инвестирования:

c. Смешанные инвестиции. Вложения средств с привлечение иностранного элемента.

5. По форме собственности:

6. По региональному признаку:

a. Внутри страны;

b. За пределами страны.

7. По периоду инвестирования:

a. Долгосрочные (>5 лет);

b. Среднесрочные (1-5 лет)

c. Краткосрочные (до 1 года)
Значение данной классификации инвестиций заключается в ее правовом предназначении, поскольку в соответствии с ней на законодательном уровне устанавливаются соответствующие правовые режимы, осуществления тех или иных видов инвестиций, т.е., с точки зрения определения приоритетов и установления определенных ограничений и запретов.

Под инвестиционной деятельностью понимают вложения инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и/или иного полезного эффекта. Источниками финансирования инвестиционной деятельности являются:

1. Собственные средства инвестора – амортизационные отчисления, прибыль, создающаяся в результате предпринимательской деятельности, накопления граждан;

2. Заемные финансовые средства инвесторов – банковские и бюджетные кредиты;

3. Привлеченные финансовые средства инвесторов –средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы физических лиц, юридических лиц, предпринимателей.

Субъекты инвестиционной деятельности:

Главным субъектом инвестиционных отношений, независимо от вида рынка является инвестор. Инвесторы – участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения определенных ценностей в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды.

Принципиальным подходом к правовому регулированию положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов независимо от организационно правовой формы и формы собственности.

Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения имеют равные права:

1. На самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений;

2. На владение, пользование, распоряжение объектами капитальных вложений;

3. На передачу по договору и/или гос. контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам;

4. На осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

5. На объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.

Обязанности инвестора, осуществляющего капитальные вложения:

1. Соблюдение стандартов, норм, правил;

2. Исполнение законных требований, предъявляемых государственными органами и их должностными лицами;

3. Использование средств по целевому назначению.

Обязанности портфельного инвестора зависят от категории и количества, принадлежащих ему ценных бумаг.

Гарантии инвесторов являются важнейшей составной частью его правового статуса.

Основными гарантиями для всех инвесторов являются:

1. Обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

2. Защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции;

3. Предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, их должностных лиц, организаций, ущемляющих права инвестора.

Стабилизационная «Дедушкина» оговорка – предусмотренная законом гарантия, защищающая инвестора, от изменения законодательства в ходе реализации инвестиционного проекта, ограничивающих его права.

Наряду с инвесторами, участниками инвестиционных отношений, в зависимости от специфики могут быть:

5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях выступает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно инвестором, а с другой стороны является носителем властных полномочий.

Читать еще:  Куда вложить 200000 рублей чтобы заработать

Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации: что нужно знать

Успешность инвестиций, проектов, как известно, определяется не только внутренними качествами самих инвесторов или построенной ими бизнес-модели своей компании. Во многом роль фактора, формирующего условия успеха или неудачи на инвестиционном рынке, принадлежит внешним условиям, часть из которых относится к тому, что называется внешние политические или экономические условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Кроме чисто объективных условий, задаваемых экономической структурой той или иной общественной системы, территории или страны, значительную часть условий ведения бизнеса составляет нормативно правовая основа инвестиционной деятельности, которая задается конкретным государством, его политическими и экономическими агентами. Под агентами влияния имеются в виду не только министерства и ведомства, напрямую встроенные и подчиненные в заданной системе власти, но и различные группы лоббирования своих интересов. Например, такие как — ВПК, олигархат, крупные корпорации, профсоюзы и т. п.

В этой статье будет рассказано об основных элементах правовой системы Российской Федерации, которая и составляет фундамент того, что в бизнесе принято называть понятными и предсказуемыми правилами игры на инвестиционном рынке страны.

Общее понятие системы и правовая база инвестиционной деятельности в РФ

Правовая система, определяющая условия ведения инвестиционной деятельности на территории России, по сравнению с развитыми государствами достаточно молодая. За 25 лет относительно свободной и квази рыночной экономики удалось создать некоторый каркас правовых регламентов, определяющих инвестиционную активность.

Сама по себе правовая система регулирования инвестиционной деятельности является частью лишь большого государственного механизма регулирования всей экономической жизни страны. Тем не менее, за правовыми условиями остается приоритет установления понятных, прозрачных и обязательных для всех норм ведения инвестиционной активности, что вносит свой вклад в стабильность развития экономики.

В общем виде система и структура государственного регулирования инвестиционной деятельности может быть представлена, как это изображено на схеме.

Роль и место правого регулирования в этой довольно непростой структуре состоит в том, чтобы в каждом из сегментов и элементов госрегулирования соблюдались права, как инвесторов, так и всех участников инвестиционного процесса включая и государство.

Собственно такая правовая система управления инвестициями опирается на следующие фундаментальные факторы:

  1. Защита прав частной собственности, приоритет частной собственности над всеми остальными.
  2. Равенство всех перед законом, независимый и справедливый суд, в том числе и арбитражное разбирательство по экономическим вопросам
  3. Свобода распространения информации, в том числе экономической, или любой другой, которая может оказать воздействие на частных экономических субъектов. В данном случае подразумевается открытость информации, например, статистики, касающейся развития секторов экономики страны, бюджетной политики, макроэкономических показателей
  4. Свобода перемещения капитала, — это также один из краеугольных камней инвестиционной деятельности. Препятствие свободного перемещения капитала или чрезмерное валютное регулирование и валютный контроль формируют у большинства инвесторов настороженность относительно того, стоит ли вкладывать деньги в страну, из которой потом заработанную прибыль можно вывести, затрачивая дополнительные усилия (если вообще что получится вернуть?)
  5. Свобода конкуренции и антимонопольная политика государства.

Кроме перечисленных основных фундаментальных императивов инвестиционной деятельности на территории любого государства есть немало других условий, которые характеризуют определенную специфику ведения дел в каждой конкретной стране, в том числе и в России.

Основные правовые акты по инвестиционной деятельности

Кроме Конституции и Гражданского Кодекса, нормативные акты, регулирующие именно инвестиционную деятельность, можно разделить на несколько групп:

  • Международные законы и конвенции, в которых Российская Федерация принимает участие или ратифицировала для применения на своей территории. Например, Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция); Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция);
  • Федеральные — обязательные для исполнения на всей территории страны. Например, федеральные законы:

Закон РСФСР от 26.06.1991 г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации.

  • Региональные – областные, республиканские и т.п. Например, в 2008 г. Советом народных депутатов Кемеровской области был принят Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области», устанавливающий формы и условия предоставления государственной поддержки инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области.
  • Местные – на уровне городов и поселений. Примером нормативного акта муниципального образования в области инвестиционной деятельности служит Решение Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от 21.02.2012 № 348-МНПА «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Новокузнецкий муниципальный район»

Отраслевая система и правовые формы реализации инвестиционной деятельности

Кроме основополагающих и рамочных правовых стандартов и регламентирующих актов, существует большое количество нормативных документов, регулирующих определенные отраслевые или функциональные сферы инвестиционной деятельности.

В общем виде эту сложную и разветвлённую правовую структуру можно представить следующим образом:

  • правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, направленные на защиту конкуренции и антимонопольное регулирование экономики. Например, Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. №17) (в редакции от 16.04.2010 г.).
  • защита инвесторов. Например, Указ Президента РФ от 08.07.1994 г. №1482 (в редакции от 21.10.2002 г.) «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации». Вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».
  • создание благоприятных условий для инвестиций: постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1994 г. №1108 (в редакции от 18.09.2004 г.) «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»;
  • правовые вопросы инвестиционной деятельности, регулирующие налоговую политику — налоговые льготы; инвестиционные кредиты; регулирование учетной и налоговой политики; устранение двойного налогообложения в межгосударственных соглашениях; Например, Федеральный закон от 30.12.1995 г. №225-ФЗ (в редакции от 19.05.2010 г.) «О соглашениях, о разделе продукции».
  • правовые аспекты инвестиционной деятельности в разработке недр и льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами. Например, Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  • финансово-правовые нормы инвестиционной деятельности, создание правовой базы привлечения финансирования под инвестиционную деятельность; Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39-ФЗ (в редакции от 11.07.2011 г.) «О рынке ценных бумаг». Федеральный закон от 29.10.1998 г. №164-ФЗ (в редакции от 08.05.2010 г.) «О финансовой аренде (лизинге)».
  • правовое обеспечение инвестиционной деятельности предприятия Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (в редакции от 28.12.2010 г.) «Об акционерных обществах».

Кроме этого существуют нормативные акты, формирующие правовое обеспечение инвестиционной деятельности РФ на специальных территориях, свободных экономических зонах, территориях опережающего развития, технопарках, инновационных площадках и т.п.

Например: Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ, устанавливаются налоговые льготы, регламентированные ст. 1 Закона Кемеровской области от 26.11.2008 № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков».

Законодательные основы инвестирования

Библиографическая ссылка на статью:
Тихонова Я.П. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36822 (дата обращения: 02.02.2020).

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян. Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Данный интерес обусловлен тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок – один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Читать еще:  500000 рублей куда вложить

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке.

Начиная с первых лет осуществления рыночных преобразований в России принимались и совершенствовались законодательные акты в целях стимулирования и регулирования инвестиционной деятельности. Это

  • Федеральный Закон от 25 февраля 1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляющих в качестве капитальных вложений»;
  • Федеральный Закон от 09 июля 1999г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», которые регламентируют основные понятия:

Инвестор – это лицо или организация, совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли.[1]

Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.[2]

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а еще поставщики, юридические лица и остальные участники инвестиционного процесса. При этом законодательно установлено, что все они обладают равным кругом прав и обязанностей. Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в разных формах и обеспечивают их целевое использование.

государственное инвестирование, которое осуществляется:

1) органами государственной власти и управления различных уровней за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств;

2) государственными предприятиями, организациями и учреждениями за счет их собственных и заёмных средств.

инвестирование, которое осуществляется гражданами, различного рода негосударственными предприятиями, учреждениями, товариществами, а также общественными, религиозными организациями, другими юридическими лицами, не относящимися к государственной собственности;

иностранное инвестирование, которое осуществляется иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами и международными организациями;

совместное инвестирование, которое осуществляется совместно российскими и иностранными гражданами, юридическими лицами или государствами.

Объектами инвестиционной деятельности в России являются:

— вновь формируемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства

— целевые денежные вклады;

— научно-техническая продукция и другие виды собственности;

— имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Но не все они законодательно закреплены и урегулированы. Закон содержит положения только о ценных бумагах, основных фондах и оборотных средствах.

В состав инвестиционной сферы включаются:

— сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды предприятий различных отраслей народного хозяйства.

— инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;

— сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах). [3]

Для эффективности инвестиционной деятельности ее принято делить на этапы:

На подготовительном этапе субъект принимает решение о вложении средств в качестве инвестиций. Обязательным мероприятием на этом этапе является составление инвестиционного проекта, в который входят обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также необходимая проектно-сметная документация. Неотъемлемой частью инвестиционного проекта служит бизнес-план, включающий описание практических действий по осуществлению инвестиций. В бизнес-плане отражается суть проекта, средства его финансирования, сметная стоимость проекта, сроки осуществления работ (услуг), срок окупаемости.
Срок окупаемости инвестиционного проекта – это срок со дня начала финансирования проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Данный этап заканчивается, как правило, подписанием инвестиционного договора. в котором определяются права и обязанности участников в отношении размера вкладываемых средств, сроков и порядка вложения, их взаимодействие при реализации инвестиционного проекта, порядок пользования объектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект, распределение доходов от эксплуатации объекта и др. Условия инвестиционного договора сохраняют силу на весь срок его действия и могут быть изменены, если после заключения договора законодательством устанавливаются новые условия, ухудшающие положение партнеров. Подписанием инвестиционного договора вкладываемым материальным и нематериальным благам придается статус инвестиций.
Инвестиционный этап характеризуется тем, что в этот период осуществляется совокупность практических действий по реализации бизнес-плана, т. е. по исполнению инвестиционного проекта. Это могут быть строительство объекта и ввод его в эксплуатацию, пусконаладочные работы, приобретение машин и оборудования, осуществление работ, связанных с их установкой, и др.

На практике элементом этого этапа является календарный график выполнения инвестиционной программы со следующими темами: наименование работ, ответственный исполнитель, срок и начала и окончания работ, порядок приемки выполненных работ (акт, отчеты), отметка о выполнении.
Отличающиеся большим разнообразием, действия по реализации инвестиционного проекта облекаются в правовую форму путем заключения различных договоров. Это могут быть договоры, направленные на передачу имущества, выполнение работ или оказание услуг, лицензионные и иные гражданско-правовые договоры. Вместе с тем, заключение и исполнение разного рода договоров на данной стадии инвестиционного процесса преследуют главную юридическую цель – реализацию инвестиционного договора, а деятельность участников осуществляется в соответствии с инвестиционным законодательством. Данный этап завершается созданием объекта инвестиционной деятельности.

В течение эксплуатационного этапа осуществляется организация производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, создается система сбыта нового товара и т. п. В это время компенсируются инвестиции и затраты на осуществление инвестиционного проекта, формируется доход от его реализации. Именно с этим периодом связана окупаемость проекта. [4]

Итак, инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любого динамично развивающегося предприятия (организации). В инвестиционной деятельности используются общепринятые, единые для всех участников инвестиционного процесса определения и понятия.

Россия нуждается в крупных инвестициях, чтобы осуществить многостороннюю модернизацию, создать экономическую систему, способную успешно развиваться в современных условиях. Поэтому состояние инвестиционного климата будет оказывать все большее влияние на развитие экономики нашей страны.

Активное воздействие государства на процессы инвестирования являются необходимым условием обеспечения благоприятного инвестиционного комплекса и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом и интересах всего общества.

Для создания благоприятного инвестиционного комплекса в России следует:

— законодательно обеспечить одинаковый для всех инвесторов, а в отдельных случаях льготный, правовой режим для иностранных вкладчиков; предоставить гарантии права собственности иностранного инвестора, а также права беспрепятственного распоряжения своей долей прибыли;

— упростить нормативную базу проведения денежной приватизации, чтобы обеспечить реальный доступ иностранного капитала на рынок недвижимости;

— создать соответствующие экономические предпосылки, включая предоставление льгот по налогообложению прибыли, земли, собственности и объектов инфраструктуры, для повышения прибыльности инвестирования в российскую экономику в сравнении с организациями других стран;

— создать понятную и работающую структуру фондового рынка, установить жесткие и одинаковые правила для его участников;

— наладить стабильную и качественную работу банков;

— ежегодно выделять перечни приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиции на правительственном и региональных уровнях;

— обеспечить прозрачность российских субъектов хозяйствования.

Таким образом, главным инструментом в настоящее время станет совместная многоплановая работа общества, бизнеса и государства, что позволит сформировать качественную инфраструктуру. Для привлечения иностранных инвесторов необходимо снизить риски, исходящие не от хозяйствующих субъектов, а с точки зрения стабильности нормативной базы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector