Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человеческий капитал как фактор производства

Человеческий капитал как фактор производства

В статье представлена концепция человеческого действия, в рамках которой формируется новая категории качества человеческого капитала, как фактора про- изводства. Классический вид производственной функции и кривой обучения должен обеспечиваться маркетинг-системами, в том числе деловой репутацией и другими формами интеллектуального капитала – элементами человеческого капитала в расширенной трактовке.

Ключевые слова: человеческое действие, производственная функция, кривая обучения, интеллектуальный капитал, деловая репутация.

Сегодня обращение к внутренним ресурсам выступает в качестве наибо — лее доступной формы инвестиционного развития российских предприятий и служит базой для создания новых хозяйственных и партнерских отношений. Одним из таких внутренних ресурсов является человеческий капитал. Поэто — му появилась необходимость в разработке методологического инструментария изучения моделей человеческого капитала и стимулирования процесса инвес — тиций в данный фактор производства. Причем в настоящее время практика опережает теоретические исследования в данной области.

Методов традиционного экономического анализа уже недостаточно для достижения целей экономического анализа деятельности развивающегося предприятия. Современные сторонники концепции человеческого действия (human action) обращаются в этой связи к идеям автора данной теории Л. Ми — зеса. Он утверждал, что «понятие «капитал» заимствовано из области эконо — мических калькуляций…Оно используется для сведения к единому показате — лю всех разновидностей собственности – будь то денежные средства или только выраженное в деньгах имущество. Цель исчислений в том, чтобы определить, насколько ценность собственности изменилась в ходе деловых операций” [3, с.83]. Кроме того, полезно будет также обратиться к идеям предшественников Л. ф. Мизеса – Федерика Бастиа, который утверждал, что капитал основывает — ся на трех способностях человека – умении предвидеть, разуметь и воздержи — ваться, Ж.-Б. Сея, Дж. А. Гобсона и других:

«Человек не рождается с теми способностями и силами, которые были бы достаточны для исполнения даже самой легкой работы. Эти способности и силы, достигающие своего развития в возрасте 15-20 лет, могут быть рассмат — риваемы как капитал, который образовался лишь ежегодным накоплением (вставка: я говорю накоплением. Хотя суммы, употребленные на воспитание рабочего, были потрачены, но потрачены производительно, потому что произ — вели человека, представляющего собой накопленный капитал) и последова — тельным увеличением расходов на воспитание» [5, с.59].

Очевидно, что успешная деятельность современного предприятия в усло — виях изменяющейся внешней среды обеспечивается требованием к осознанию категории качества человеческого капитала, подразумевающей обучаемость со — трудников, их готовность принять на себя ответственность за экономические решения и их выполнение. Подобного рода факторы могут быть обнаружены

и проанализированы в рамках вновь зародившихся концепций контроллинга, бюджетирования и тому подобных модных сегодня разновидностей стратеги — ческого маркетинга.

Однако даже сами авторы такого рода разработок признают, что внедре — ние данных инноваций на российских предприятиях позволяет увеличить эф — фективность производственной деятельности на 2-4%, не более. Как выясняет — ся, одних только технических усовершенствований процессов производства и реализации продукции недостаточно. Человеческий капитал предприятия не желает становиться фактором производства. Важность данного фактора рас — крывается в рамках контрактной парадигмы на довольно простом примере [4, с.247]. В условиях неполной и ограниченной информации (неполных и несовер — шенных контрактных отношений) передача работниками фирме прав приня — тия решений в непредвиденных ситуациях дает экономию в трансакционных затратах. Однако при необходимости скоординировать действия N индивидов в общих интересах потребуется заключить N(N-1)/2 отдельных двусторонних контрактов. Но, создав фирму, можно ограничиться лишь N контрактами, за — ключаемыми фирмой с каждым индивидом. Разница в количестве контрактов заметно возрастает с увеличением числа N. При N= 10 разница равна 45. При N=100 эта величина равна 4850. При N=1000 достигает 49850. Добавим, что соблюдение условий контрактов должно быть, тем или иным образом, гаран — тировано, а это требует дополнительных расходов.

Очевидно, делегирование прав от высших звеньев управления к низшим позволяет обеспечить экономию таких расходов. Но, ввиду того, что делеги — рование возможно лишь при определенном качестве человеческого капитала, сама эта возможность может послужить косвенной оценкой его качества.

Интеллектуальный капитал трактуется шире – как категория, объединя — ющая структурный и человеческий капитал. Предполагается, что интеллекту — альный капитал предприятия формируется на основе упорядочения знаний, которыми обладают работники компании и которые важны для ее успешной деятельности. К ним обычно относятся коллективный опыт, умения и навыки, конкретные знания, представления о деятельности фирмы, ее взаимодействии с партнерами, творческий потенциал.

Однако данное определение не во всем совпадает с определением чело — веческого капитала в том его аспекте, который в международных стандартах трактуется как человеческие ресурсы (human resources) [9]. Кроме того, как можно заметить, это требует особого подхода к классификации нематериаль — ных активов и интеллектуальной собственности.

Необходимо также иметь в виду, что увеличение человеческого капита — ла предприятием в форме повышения квалификации работников сопряжено с риском оппортунистического поведения1. Работник, получив полезные зна — ния и опыт, может предпочесть новое место работы с более высокой зарплатой, а предприятие, оплатившее его образование, не успеет получить компенсацию

1 Оппортунизм определяется как “преследование личного интереса с использованием коварс — тва» [6, с.689]. Оппортунистическим считается поведение, уклоняющееся от условий контрак — та. Издержки этого типа возникают из-за асимметрии информации и связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. Максимизирующие собственную полезность индивидуумы всегда будут уклоняться от условий договора (т. е. пре — доставлять услуги меньшего объёма или худшего качества) в тех пределах, в каких это не уг — рожает их экономической безопасности.

в виде возросшей производительности труда. В таких случаях составляются контракты, предусматривающие определенные санкции. Например, оплата обучения может быть оформлена в виде ссуды, и если работник пожелает уво — литься раньше оговоренного срока, от него могут потребовать ее погашения.

Эффект обучения тем выше, чем больше будет стоимость новой продук — ции. В теории фирмы названная зависимость носит название положительного эффекта масштаба. Эта зависимость выражается также и в отрицательном на — клоне кривых средних затрат. Очищенную от прочих влияний, такую зависи — мость называют также «кривой опыта» [рис. 1].

Недавние исследования зависимости относительных темпов прироста производительности труда на промышленных предприятиях от времени пре- бывания в должности руководителей участков показали, что «кривая опы — та» имеет вид кривой на рис.1 только для первых 3-4-х лет работы указанных руководителей [1]. Вероятно, необходимы особые приемы и методы управле — ния человеческим капиталом, чтобы сохранить «классическую» зависимость (предполагается, что время работы на предприятии составляет часть челове — ческого капитала индивида).

Оценивая рыночные активы предприятия в целом, следует иметь в виду, что это тот потенциал, который обеспечивается нематериальными активами, связанными с рыночными операциями, это элементы маркетинг-систем (раз — личные марочные названия товара, портфель заказов, каналы распределения, различные контракты и соглашения, такие, как лицензирование, франшиза и т. д.). Они обеспечивают компании конкурентное преимущество на рынке того или иного товара, гарантируя осведомленность покупателей об отличительных особенностях предприятия.

В совокупности рыночных активов (в части человеческого капитала)

обычно выделяют следующие [2]:

— марка товара, корпоративная марка,

— покупательская приверженность марке, повторные контракты,

— деловое сотрудничество, франшизные соглашения,

— лицензионные соглашения, благоприятные контракты.

Для компании наиболее ценным является покупатель-«приверженец марке товара, он же — пропагандист». Однако «воспитание» такого покупателя является непростой задачей. Приступать к ее решению нужно с учетом специ — фики человеческого капитала и факторов внешнего окружения.

Классификация субъектов интеллектуальной собственности, которые, по сути, также являются составляющими человеческого капитала, представлена с позиции их участия в производстве интеллектуального продукта, а также в зависимости от их роли в его потреблении. С точки зрения участия в производс — тве, субъекты интеллектуальной собственности дифференцируются на собс — твенника интеллекта и собственника условий производства, с точки зрения роли в потреблении — на производителя интеллектуального продукта (интел — лектуального собственника), посредника и потребителя данных продуктов.

Группировка человеческого капитала действующих промышленных ком — паний в США представлена тремя категориями: маркетинговый блок, блок, отражающий производственный и профессиональный опыт. Каждая катего — рия обладает реальной и определяемой стоимостью и может подвергаться зна- чительным колебаниям в различных компаниях: в одних превалирует значи- мость маркетингового блока, в других наибольшую ценность представляет уп — равленческий и профессиональный опыт коллектива.

Маркетинговый блок включает в себя: фирменное наименование и лого — тип; маркетинговый зонтик и брэнд; брэнды, относящиеся к номенклатуре то — варов, внешнее оформление; товарные знаки, зарегистрированные во многих странах; авторские права; второстепенные товарные знаки; потребительская реклама; маркетинговая стратегия; гарантии качества продукции; графичес — кая информация; концепции продвижения продукции; общественная инфор- мация; дополнительные материалы (в том числе графические); этикетки (яр — лыки) и авторские права; упаковки и авторские права.

Читать еще:  Государственный акционерный капитал это

Практический (управленческий и профессиональный) блок: предложе — ния работников; базы данных клиентов; данные о реализации продукции; уп — равленческие базы данных; общие базы данных; рекомендации по продажам; связи с потребителями; система управления; руководства, распоряжения, инс- трукции; правила; система закупок; профессиональное обучение, подготов — ка персонала вне компании; изучение вкусов и предпочтений потребителей, метода производства; обмен технологическими идеями; стандарты контроля качества; обучение в процессе деятельности; торговые связи; политика цено — образования; схема уплаты пошлин и налогов; процесс управления активами; регулирование подачи заявок; система обеспечения безопасности; системы уп — равленческого учёта; лицензии на право заниматься определённым видом де — ятельности.

Другими словами, человеческий капитал, вообще говоря, создает и раз — вивает возможности предприятия непрерывно адаптироваться к изменениям рынка и увеличивать объем продаж.

Постепенно новые методы учета человеческого капитала уже входят в

практику международных и некоторых национальных организаций, пока

— на добровольных началах. Они включаются в процедуры международных стандартов качества (ISO и т. п.), являясь, в большинстве случаев, частью мар- кетинговой кампании по формированию благоприятного имиджа предпри — ятия. Например, в Великобритании – это постоянно действующая грантовая программа Investing in People (“Инвестиции в людей”), с особой системой по — ощрений для предприятий, заботящихся о повышении качества человеческого капитала своих сотрудников.

В Дании существует методика «Зеленого учета» (the Green accounting), в рамках которой разрабатываются меры по сохранению экологического равно — весия и здоровья работников [7]. Подобные методы и процедуры существуют в США, Канаде, Австралии и других странах [7, 8].

Настало время и для российских предприятий, желающих войти в число мировых лидеров не только по продаже энергоносителей и других видов при — родного сырья, задуматься о своей деловой репутации всерьез.

Материал взят из: Вестник МГОУ «Экономика» . – 2009. – 8

Человеческий капитал как новый фактор производства

Как говорилось выше, капитал – это ресурсы, созданные и используемые для получения дохода. Физические способности, знания, навыки, мотивация и энергия, которыми наделены люди, также могут использоваться в производстве товаров и услуг и являться источником доходов. Следовательно, совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, способных приносить ему доход, представляет собой особую форму капитала – человеческий капитал.

Определение человеческого капитала можно соотнести с общим определением капитала, поскольку он также создает доход, приносит в процессе своего использования прибыль. Капитал связан с длительностью и производительным характером. Добавление к нему слова «человеческий» означает, что этот капитал не может быть отделен от его носителя, то есть конкретного человека. Наиболее полную и развернутую характеристику человеческого капитала содержит определение, данное А.И. Добрынином: человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека.

Человеческий капитал как фактор производства и ресурс общества обладает рядом особенностей.

Во-первых, сегодня человеческий капитал признан главной ценностью общества и главным фактором экономического роста.

Во-вторых, формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат, или инвестиций, которые обеспечивают длительный по времени и интегральный по отдаче экономический и социальный эффект. Однако, в то же время, вложения в человеческий капитал отличают большая степень риска и неопределенности.

В-третьих, инвестиции в человеческий капитал носят многовекторный характер: расходы на образование; расходы на здравоохранение; удовлетворение потребностей в материальных благах и услугах; расходы на создание общих благоприятных условий жизни и труда (мобильность занятости, развитие инфраструктуры, создание благоприятной окружающей экономической и социальной среды и др.). При этом инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее (12-20 лет), чем у физического (1-5 лет).

В-четвертых, права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы другим лицам. Человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности, следовательно, строго индивидуален, зависит от личных интересов и предпочтений человека, его материальной и моральной заинтересованности, ответственности и общей культуры.

Наконец, человеческий капитал может физически изнашиваться, изменять свою стоимость и амортизироваться. Причем, износ и амортизация человеческого капитала протекают иначе, чем физического. В первые годы его функционирования за счет физического взросления человека, накопления им опыта, приобретения навыков ценность человеческого капитала не уменьшается, как это происходит с физическим капиталом, а, наоборот, увеличивается. Физический и моральный износ запаса знаний и квалификации начинают возрастать приблизительно к концу второго десятилетия трудового стажа. Однако темпы износа человеческого капитала намного ниже темпов износа машин и оборудования, зданий и сооружений. В большинстве случаев окончание трудовой деятельности работника вовсе не означает, что накопленный им запас знаний и навыков подвергается полному износу. Конечно, в последнее время процесс устаревания человеческого капитала ускоряется вслед за информационной революцией и быстрым обновлением физического капитала.

Отличаясь по своему экономическому содержанию, формирование физического капитала и формирование человеческого капитала имеют определенное технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект. То есть, в первозданном виде человек, как и физический капитал, не приносит никакого экономического эффекта. Но после осуществления затрат и соответствующей подготовки формируется человеческий капитал, способный приносить доход, т.е. становится фактором производства.

Сегодня человеческий капитал выступает важнейшим фактором экономического роста, научно-технического прогресса, мирового развития. Как уже говорилось выше, не природные богатства, машины и оборудование, а накопленные знания, информация и опыт образуют основной материал, закладываемый в фундамент экономического процветания ведущих стран мира. В табл. 1 четко прослеживается зависимость национального богатства любой страны от человеческого капитала, природных ресурсов и воспроизводимого капитала, который включает в себя основной капитал.

Человеческий капитал как ведущий фактор производства.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ — термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту.

Под человеческим капиталом понимают приобретенные знания, навыки, мотивацию и энергию, которыми наделены индивидуумы и которые могут исползоваться для производства товаров и услуг. Важнейшими формами вложений в человека принято считать общее и профессиональное образование, здравоохра-нение, миграцию, доступ к информации. Образование и подготовка на производстве увеличивают объем человеческого капитала. Охрана здоровья, сокращая забо-

леваемость и смертность, увеличивают срок и интенсивность использования способностей человека. Миграция и владение информацией способствуют перемещению человека в районы, где его труд оплачивается наилучшим образом. Подобно физическому капиталу, формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивида, так и от общества в целом. Инвестирование будет осуществляться только в том случае, если оно приносит определенные выгоды. Выгода индивида от инвестирования в человеческий капитал выражается в повышении постоянного дохода. В развитых странах отмечена устойчивая зависимость между уровнем образования и доходом, получаемым в течение всей жизни.

1. Предпосылки, исходные признаки и определение экономики. Потребности — нужда личности и общества в определенных благах. Благо — то, что удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. Виды потребностей:1. Потребности в материальных средствах существования, или утилитарные потребности (в жизненно важных благах: пище, одежде, жилье и т. д.);2. Интеллектуальные потребности, представляющие собой нужду личности и общества в знаниях и информации (образование и информационное обслуживание);3. Социально-культурные потребности, представляющие собой нужду людей в соответствующих культурных ценностях, естественную тягу каждого человека к развивающему общению, исполнению определенных общественных обязанностей и т. д.; 4. Потребности в средствах созидательной деятельности, т.е. в специфических «промежуточных» благах, необходимых для создания новых благ, предназначенных для так называемого «конечного» потребления. Ресурсы — имеющиеся у личности и общества возможности для создания требуемых для удовлетворения потребностей благ Классификация ресурсов:• Природные ресурсы — собой естественные условия жизни и деятельности людей, а также запасы полезных ископаемых, выгодное географическое положение, климатический фактор, возможности развития транспортной системы.• Людские ресурсы характеризуются численностью населения и его качественными параметрами: креативными (творческими) и предпринимательскими способностями, образовательно-квалификационным уровнем, опытом творчески-созидательной деятельности.• Производные материальные и духовно-интеллектуальные ресурсы представляют собой созданные и накопленные предыдущими поколениями объекты созидательной деятельности, а также информацию и духовные ценности, включая достижения культуры в широком смысле. Важнейшим элементом духовно-интеллектуальных ресурсов следует считать институциональные ресурсы, представляющие собой множество норм и правил, регулирующих взаимодействия людей в процессе создания и движения благ. Экономика представляет собой сферу человеческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс использования ограниченных ресурсов для создания жизненных благ, предназначенных для удовлетворения растущих потребностей личности и общества. Экономическая наука предстает как система знаний о закономерностях человеческой деятельности в сфере создания жизненных благ.

Читать еще:  Затраты только на прирост капитала

2.Общая характеристика производства и воспроизводства.Воспроизводство – это процесс общественного производства, который постоянно и непрерывно повторяется и возобновляется. Он охватывает все стороны и элементы способа производства. Воспроизводство производительных сил и производственных отношений называется общественным воспроизводством.

Различают два вида воспроизводства:

1. Простое – это возобновление производства в неизменных масштабах относительно количества и качества изготовленной продукции. Факторы производства не изменяются в каждом последующем цикле. Весь дополнительный продукт направляется на потребление.

2. Расширенное – воспроизводство, при котором размеры продукта в каждом последующем цикле возрастают и повышается качество продукта. Для этого используются дополнительные факторы производства. Источником их увеличения или качественного совершенствования является дополнительный продукт.

Воспроизводство можно рассматривать на микроуровне (на предприятиях – соотношение между изготовленным продуктом и затратами, стоимостью и себестоимостью) и на макроуровне (пропорции между отраслями, обобщенными показателями хозяйствования, производством средств производства и предметов потребления во всех отраслях).

Производство — деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых экономическим субъектам товаров и услуг.

Различают следующие виды производства:

§ Материальное производство — связано с отрасли по производству материальных благ и услуг (Промышленность, сельское хозяйство, строительство)

§ Нематериальное производство — связано с оказанием нематериальных услуг (Здравоохранение, образование)

В процессе производства используются самые разнообразные факторы производства:

Несмотря на все многообразие различных видов производственной деятельности, принято выделять:

§ Заказное производство — производство по индивидуальным заказам, данный вид может быть высокоэффективным даже при малых масштабах, характеризуется высоким спросом на высококвалифицированные трудовые ресурсы.

§ Негибкое массовое производство — производство однородной стандартизированной продукции. При данном виде производства используется, как правило, капиталоемкая технология. Оно может быть эффективным лишь при больших объемах производства.

§ Гибкое массовое производство — объединяет преимущества экономичного массового производства с расширением номенклатуры производимых изделий путем использования различных комбинаций комплектующих.

§ Поточное производство — характеризуется непрерывным потреблением сырья и материалов, и соответственно непрерывным потоком продукции (например нефтепереработка). Наибольшая эффективность достигается при круглосуточной работе 7 дней в неделю, поскольку чем выше степень использования оборудования, тем ниже себестоимость. Как правило это высокоавтоматизированное и капиталоемкое производство, требующее относительно малого использования трудовых ресурсов.

3.Модели поведения человека в современной экономике.Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить три.Первое направление представлено английской школой, маржинализмом и неоклассиками. Данное видение ставит во главу угла эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «человека экономического». В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.

«Человек экономический» — это рациональный человек. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели, обладая свободой выбора. Таким образом, концепция рационального человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — соблюдение традиций, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения.

Третье направление представлено новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей подход американского экономиста Г. Беккера. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.Новую модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально- индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.

Человеческий капитал как фактор производства

ВОСПРОИЗВОДСТВО — воссоздание посредством их последующего производства израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства). По своей сути воспроизводство представляет собой непрерывное возобновление и постоянное повторение процесса производства. Воспроизводство капитала — постоянное возобновление капитала. Воспроизводство, при котором не происходит изменения объемов, — это простое воспроизводство, воспроизводство с увеличением масштабов — расширенное. Удовлетворение потребностей людей и само существование человеческого общества невозможны без систематического возобновления процесса производства, в результате которого постоянно воспроизводятся не только материальные блага, но и условия их производства. Структура воспроизводства Процесс воспроизводства включает следующее [c.113]

Происходящая под влиянием НТР структурная перестройка мировой экономики изменяет ситуацию на мировых рынках факторов производства. Повышение роли «человеческого капитала» в экономике, увеличение стоимости рабочей силы ведет к увеличению доли заработной платы в ВВП. Одновременно под влиянием ресурсосбережения понижается относительная ценность природных ресурсов, уменьшается доля ренты в мировом ВВП. [c.7]

Возрастание роли человеческого фактора в современном производстве подтверждается результатами исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1979 г. главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде труд — основные фонды — капитал является первичный фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы. Оценки, данные в 90-е годы, показывали следующее соотношение источников экономического роста [41] [c.163]

РЕСУРСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, в широком смысле — основное фундаментальное понятие, означающее источники, средства обеспечения производства. Экономические ресурсы делятся на природные (сырьевые, геофизические), трудовые ( человеческий капитал), капитальные ( физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые ресурсы (денежный капитал). В более узком смысле — совокупность факторов, используемых в хозяйственной деятельности, включая все вышеперечисленные ресурсы. Ресурсы подразделяются на воспроизводимые, т.е. те, которые могут быть вновь воспроизведены (рабочая сила, оборудование), невоспроизводимые (напр., сырьевые нефть, газ, уголь) и вторичные, т. е. материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырьё или изделие. Такие ресурсы являются источником дополнительных материально-технических ресурсов. Основными источниками вторичных материальных ресурсов служат отходы производства и потребления продукции. К ресурсам можно отнести и ресурсы валютные, т. е. запасы иностранной конвертируемой валюты и источники её поступления. [c.247]

Рабочая сила. Человеческий труд — еще один неотъемлемый фактор производства, каковы бы ни были применяемые технологии и объемы привлеченного капитала. Сравнительная дешевизна труда, безусловно, привлекательна с точки зрения организации на данной территории трудоемкого производства и достигаемой в этом случае экономии на из- [c.284]

Вкладывая деньги в образование рабочей силы (в человеческий капитал), необходимо помнить, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства. Ведь рабочая сила как элемент производительного потенциала и объект накопления капитала по своей стоимости, полезности (ценности), по характеру своего морального износа отлична от других факторов производства. Мы имеем здесь дело с принципиально иным типом морального «износа» — не с уменьшением (относительным и абсолютным) производительной силы, а с приращением фонда знаний, навыков, опыта, воплощенного в рабочей силе. Производственная ценность работника повышается со временем. [c.227]

В современной экономической теории как факторы производства определяются земля, труд, капитал и дух предпринимательства, или предпринимательский фактор. Земля представляет собой естественно-географический фактор производства. Естественный в том смысле, что он дан природой, а следовательно, является фактором постоянным, от человеческой деятельности не зависящим. Помимо чисто биологических свойств земли (растет урожай) большое значение имеет и географический, пространственный, аспект. На земле размещаются не только города и села, но и фабрики и заводы. Это значит, что предприниматель, организуя производство, должен сначала чисто географически определить, где и на каких условиях там ему позволят организовать это производство. Труд — форма функционирования рабочей силы, или ее потребление, применение. Труд носит всегда целесообразный характер, осуществляется при производстве конкретных товаров и услуг. Капитал представляет собою всю совокупность средств производства во всем их многообразии. [c.258]

Органическое строение капитала, как теоретическая абстракция, выражает его стоимостное строение . возрастание массы средств производства по сравнению с массой оживляющей их рабочей силы, в свою очередь, отражается в стоимостном строении капитала, в увеличении постоянной составной части капитальной стоимости за счет ее переменной составной части [7. С. 636]. Однако в настоящее время, когда в составе факторов, вовлеченных в инновационное воспроизводство на его различных стадиях, все большую долю занимает человеческий капитал, как носитель интеллектуального ресурса, и информационные ресурсы, истинность данного теоретического утверждения представляется спорной. [c.38]

Читать еще:  Международное движение капитала статистика

Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 г. главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд — земля — капитал» является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических, культурных характеристик рабочей силы. [c.31]

Предложения, описанные выше, вызвали огромный интерес, но одновременно подверглись серьезной критике со многих сторон, включая некоторые академические круги и политических-деятелей, идеологически близких самим реформаторам. Экономисты считали, что реформистские предложения, изложенные выше, сохраняли в целом традиционную систему мирового экономического либерализма и содержали лишь серию мероприятий, призванных ускорить новое международное разделение труда. В действительности эти реформы ставили своей задачей изменить размещение мирового производства в зависимости от наличия необходимых экономических ресурсов. Отрасли с высоким коэффициентом рабочей силы размещались в регионах, располагавших избыточным количеством полуквалифицированной рабочей силы. Промышленность с высокой интенсивностью использования капитала располагалась там, где существовал относительный избыток оборудования и соответствующего человеческого капитала. Достигнув за счет такой перестройки оптимального перераспределения факторов производства, можно было добиться увеличения эффективности мировой либеральной экономики и, [c.270]

Всеобщие П. с. — господство развивающегося обществ, индивида над силами природы при помощи науки, воплощающей в себе . всеобщие силы человеческой головы , всеобщий интеллект , всеобщий научный труд (см. там же, т. 46, ч. 2, с. 214, 215, 208). Быстрое развитие всеобщих П. с. с сер. 20 в. совершается в ходе науч.-технич. революции, протекающей в принципиально различных социально-экономич. формах — в капиталистич. и социалистич. системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредств. производит, силой. Первая форма массового соединения науки с произ-вом (в виде сложных средств произ-ва, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществлённого труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась . в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом. (там же, с. 213). Высшей ступенью этого процесса во 2-й пол. 20 в. выступает комплексная механизация и автоматизация произ-ва и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается в том, что . человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 78) (см. Наука как производительная сила). Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с произ-вом путём инженерной организации поточно-массового производства стали важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей поточно-массового произ-ва в обрабат. пром-сти в 50—60-х гг. 20 в. дала мощный толчок технологич. перестройке произ-ва. Соединение науки с произ-вом, получающее бурное развитие в условиях науч.-технич. революции, находит выражение в многостороннем качественном развитии всех предметных элементов П. с. Возникают на уч.-производств, комплексы, объединяющие работу исследо-ват. центров, ун-тов и предприятий. Получает импульс развития и гл. форма воздействия науки на произ-во воплощение обществ, знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного произ-ва (сферы образования, культуры и активного отдыха). Однако развитие гл. П. с. при капитализме происходит в форме становления системы эксплуатации сложной рабочей силы. Это подводит развитие индивидов лишь к тому уровню, к-рый возможен в условиях антагонистич. общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития П. с. в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производств, отношений. [c.360]

Соответственно, с увеличением значимости человеческого капитала как фактора производства социальная структура становится все более и более открытой, а социальная мобильность между поколениями возрастает. Так, например, Трейман (Treiman) выдвинул гипотезу о том, что «чем выше уровень образования в обществе, тем выше уровень взаимообратной (ex hange) мобильности» [57 221 62]. Причем, по мнению функционалистов, именно рост уровня образования (то есть увеличение предложения более образованной рабочей силы), независимо от изменений в профессиональной структуре, привел к увеличению социальной мобильности. Таким образом, образовательной системе приписывалась способность уменьшать социальное неравенство в обществе. [c.46]

Факторы человеческого капитала

Сущность человеческого капитала

Капитал представляет собой «запас», ресурс, совокупность средств – финансовых, материальных, интеллектуальных и других, которые используются для извлечения прибыли. Исследование человеческого ресурса в экономике с позиции капитала предполагает распространение на него всех характеристик указанной категории. Капитализация профессиональных и отдельных личностных характеристик индивидов ставит их в один ряд с иными факторами производства стоимости и извлечения прибыли. Здесь необходимо отделять избыточные характеристики индивида, управляя только теми, которые имеют значение для возрастания стоимости капитала.

При этом необходимо учитывать специфические свойства человеческого капитала:

  • капитализация человеческого потенциала происходит без фактического отчуждения от его источника: человеческий капитал становится частью производства совместно с индивидом. Иными словами, фактор производства в рассматриваемом случае неотделим от своего носителя;
  • продукты реализации человеческого капитала, т. е. объективированный результат труда, выступают самостоятельными факторами производства, человеческий же капитал образуют только профессиональные знания, способности, навыки и другие личностные характеристики, которые составляют ценность для производства;
  • творческая направленность человеческого капитала как ресурса производства: реализация человеческого капитала относительно предсказуемая явление, инвестируя в профессионализм индивида невозможно просчитать фактические последствия реализации человеческого потенциала.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Факторы, влияющие на человеческий капитал

Человеческий капитал претерпевает самые разнообразные воздействия прямого и косвенного, целенаправленного и случайного, внутреннего и внешнего характера. В качестве традиционного критерия классификации факторов, оказывающих влияние на человеческий капитал, используют обычно способность предприятия управлять такими факторами. Так, следуя названному подходу, выделяют: внешние факторы; внутренние факторы.

В число внешних факторов, на которые предприятие не способно повлиять, входят:

  • экономическое и географическое положение государства, региона, муниципального образования;
  • специфические особенности обстановки исторического развития;
  • экономическая политика государства, стратегические и оперативные ее составляющие;
  • уровень развития финансовой системы;
  • нормативно-правовое регулирование гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений;
  • состояние экономики государства, региона, муниципального образования;
  • структура и специализация производства страны, региона, муниципального образования и другое.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Факторы внешнего (неуправляемого) воздействия, в свою очередь, могут быть разделены на:

  • факторы, оказывающее прямое воздействие (например, правовое регулирование трудовых и связанных с ними трудовых отношений);
  • факторы, оказывающие косвенное влияние (например, характер экономического состояния государства, региона, муниципального образования.

Внутренние (управляемые) факторы человеческого капитала включают:

  • характер экономической деятельности предприятия;
  • эффективность экономической деятельности предприятия;
  • конкурентное положение предприятия на рынке;
  • система управления предприятием в целом и система управления человеческим капиталом в частности.

Отдельного внимания заслуживают первоначальные (стартовые) характеристики индивида, с которыми он входит в состав человеческого капитала предприятия, вступая в трудовые отношения:

  • уровень профессиональных знаний, навыков, умений;
  • умственные и физические способности;
  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • возраст;
  • психологические и морально-нравственные установки – отношение к труду, способности к самообразованию, саморазвитию, самоорганизации, ответственность, исполнительность и тому подобное;
  • материальное положение и другое.

Названные стартовые характеристики работника могут быть усовершенствованы работодателем путем целенаправленного управленческого воздействия.

Факторы эффективного использования человеческого капитала

Предприятие, определяя политику управления своей деятельностью и политику управления человеческим капиталом, оказывает решающее воздействие на эффективность труда своих работников и собственную доходность. Менеджмент управления персоналом бурно развивающаяся отрасль управления, располагающая широким спектром инструментов и механизмов.

К числу факторов, способных оказать значительное положительное влияние на использование человеческого капитала, можно отнести:

  • отбор, подготовка и последующее профессиональное развитие наиболее перспективных специалистов. Это направление может быть реализовано посредством тесного взаимодействия с высшими учебными заведениями, привлечением на практику студентов, обращения в специальные агентства по привлечению высококвалифицированных сотрудников в штат организации, проведение семинаров, встреч с научным сообществом и другое;
  • формирование системы преемственности кадров, передачи опыта высококвалифицированных сотрудников младшим специалистам;
  • организация эффективной оценки трудовой деятельности и профессионализма сотрудников;
  • стимулирование эффективной трудовой деятельности методами прямого поощрения материального (в частности, выплата премий) и нематериального характера (например, объявление благодарности) и косвенным воздействием – предоставление дополнительного медицинского и пенсионного страхования и др.

Фактически процесс формирования мотивации работника представляет собой создание комфортной среды его существования, благоприятных условий жизнедеятельности, напрямую увязанных для него с эффективностью труда. Работник и работодатель должны иметь взаимную заинтересованность, работник должен осознавать свою причастность к эффективности деятельности предприятия и зависимость собственного благосостояния от успешности предприятия.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector