Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Капиталистический строй определение

Что такое Капитализм

Плюсы и минусы капиталистической системы

Капитализм — это экономическая система, в основе которой лежит частная собственность на средства производства. Основной целью этой системы является получение прибыли и накопление богатства.

В капиталистической системе средствами производства и дистрибуции владеют капиталисты. Они нанимают рабочую силу, т. е. пролетариат. За свою работу пролетариат получает зарплату.

Средствами производства могут быть, например, машины, земля, заводы и фабрики. Они нужны для получения прибыли. Эта прибыль формирует потом зарплату рабочим, затраты от производства и непосредственный чистый доход капиталистов.

Как работает капиталистическая система?

В капитализме два класса — капиталисты и пролетариат (рабочие).

Капиталисты — владельцы средств производства. Они нанимают рабочих, чтобы получать прибыль от производства и накапливать богатство.

Пролетариат имеет только свою рабочую силу. Он продаёт эту силу капиталистам и получает зарплату.

Продукты, которые произведены при капиталистической системе, продаются на рынках. Цена на данные продукты устанавливается с учётом экономического закона о спросе и предложении.

Капитализм предполагает свободный рынок. То есть такое, в который государство не вмешивается.

В этой системе одна из основных функций государства — это гарантия частной собственности. Именно её наличие позволяет капиталистам использовать свои земли, оборудование, машины для получения прибыли.

Капиталистическая система направлена на максимизацию прибыли и накопление богатства. Поэтому капиталисты стараются повысить цены и снизить свои затраты от производства.

Стадии капитализма

Капитализм зародился в 15 веке, когда сошёл на нет феодализм — система построения общества в Средние века в Западной Европе.

С тех пор капитализм постоянно изменялся. Изучение этих изменений позволило выделить 4 стадии капитализма.

Сейчас капитализм находится на третьей своей стадии. Вот краткая характеристика каждой из них:

Коммерческий капитализм (15–18 вв.)

Также называется прекапиталистическая стадия. Ей характерен меркантилизм, т. е. экономический курс, направленный на сбыт продукции.

Государство контролировало экономику. Страны стремились добывать и копить драгоценные металлы.

Промышленный капитализм (18–19 вв.)

Эта стадия началась с Промышленной революции в Англии. В результате неё вместо мануфактур производить стали фабрики. То есть ручной труд был заменён на машины.

А экономика получила большую свободу, с небольшим вмешательством государства.

Финансовый капитализм (с 20 в.)

Капитализм вошёл в эту стадию после Второй мировой войны. Торговля и промышленность контролируются крупными корпорациями и финансовыми институтами.

Информационный капитализм

Эта стадия появилась в ответ на развитие информационных технологий.

Технологии способствовали мгновенному обмену информацией между партнёрами на разных сторонах Земли. А это повлияло не только на социальные и культурные отношения, но и на экономические.

Термин информационный капитализм придумал Мануэль Кастельс. Он упомянул его в своей книге «Сетевое общество» (1996 г.). И хотя автор упомянул его в другом контексте, с тех пор именно так называют четвёртую стадию капитализма.

Существует мнение, что информационный капитализм не одна из стадий, а лишь набор характеристик капитализма сегодняшнего дня.

Судя по всем основным параметрам, капиталистическая система находится именно в своей третьей — финансовой — стадии.

Что плохого и хорошего в капитализме?

Капитализм — это способ производства со своими плюсам и минусами.

Плюсы системы состоят в том, что она способствовала развитию технологий, увеличению эффективности производства и более широкому выбору продуктов и услуг.

А минус — социальное неравенство между рабочими и капиталистами, которое порождает постоянная погоня за богатством. Это неравенство можно наблюдать в капиталистических странах по всему миру.

Другим минусом является загрязнение окружающей среды. Капитализм предполагает большие объёмы потребления. В результате увеличивается производство, это ведёт к загрязнению воздуха, водоёмов, глобальному потеплению.

Капитализм и социализм

Социализм — это тоже экономическая система и способ производства.

В отличие от капитализма, при котором есть частная собственность на средства производства, социализм предполагает коллективную собственность. А средства производства в социалистической системе контролируются государством.

Социализм выступает за эгалитаристское общество без классового деления на рабочих и капиталистов.

Эгалитаризм — это теория, согласно которой в обществе можно создать равные для всех возможности: в политике, экономике, правовой сфере.

При социалистической системе потребности человека удовлетворяются. А основные услуги, такие как образование и медицина, государство предоставляет гражданам бесплатно.

При капитализме рынок определяет, что производить, в каком количестве, как сбывать и в какие сектора экономики инвестировать. Государство не вмешивается в эти вопросы.

В то время как при социализме государство разрабатывает планы инвестиций, производства товаров и оказания услуг.

Капитализм и глобализация

Глобализация — это результат тесного сотрудничества между странами и участниками рынка.

Благодаря информационным технологиям глобализация объединила рынки и создала взаимозависимость стран друг от друга.

В капиталистической системе глобализация привела к обмену знаниями, информацией, культурными особенностями и развитию технологий. Но с другой стороны, неравенство людей по всему миру стало более выраженным.

Неравенство выражается в степени развития стран, например, есть чёткое деление стран на развитые и наименее развитые. И также в концентрации экономической власти у нескольких промышленных корпораций и финансовых институтов.

Читайте подробнее про Глобализацию.

Узнайте также, какие существуют Права собственности.

Капиталистический строй

Содержание

Капитали́зм — система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли. [1] [2]

Другие определения

also called free market economy, or free enterprise economy economic system, dominant in the Western world since the breakup of feudalism, in which most of the means of production are privately owned and production is guided and income distributed largely through the operation of markets.

Capitalism is an economic system in which the means of production are owned privately. Business organizations produce goods for a market dominated by the forces of SUPPLY AND DEMAND. Economists often speak of capitalism as a free-market system ruled by competition. But capitalism in this ideal sense cannot be found anywhere in the world. The economic systems operating in Western countries today are mixtures of free competition and governmental control. Modern capitalism may be thought of as a hybrid, combining private enterprise and state control

  • Капитализм — тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. (Универсальная энциклопедия от «Кирилл и Мефодий») [5]

История термина

Слово «капиталист» появилось в XVII веке как жаргон спекулянтов на первых европейских биржах. [6]

Оксфордский словарь английского языка отмечает, что слово «капитализм» первым использовал в 1854 году романист Уильям Теккерей для обозначения совокупности условий владения капиталом. В 1867 году в книге «Капитал» Карл Маркс использовал термин «капитализм» для обозначения капиталистического способа производства, а также «капиталист» — владелец капитала. Для обозначения экономической системы впервые термин был использован в 1884 году в книге Дуэ «Лучшие времена».

Капитализм — это экономическая абстракция, в которой выделены характерные черты экономики на определённом этапе её развития, отброшены менее значимые. [7] [8] [9] [10] Реальная экономика конкретных стран никогда не основывалась только частной собственности и не предоставляла полной свободы предпринимательства. Всегда в той или иной мере присутствовали несвойственные капитализму черты — сословные привилегии; ограничения на владение имуществом, в том числе ограничения на размеры недвижимости или земельных участков; таможенные барьеры; антимонопольные правила и т. п. Часть из них являются наследием предыдущих эпох, часть — следствие развития самого капитализма и зарождение внутри него иных систем.

Структура и описание

Капитализм обладает следующими чертами:

  • Основу экономики составляет товарное производство. Все производится для продажи или обмена. Обмен происходит на свободных рынках на основе взаимовыгодных договоров (рыночная экономика).
  • Средства производства используются как капитал. Владельцы капитала (капиталисты) постепенно получают возможность не принимать непосредственного участия в производительном труде. Источником их жизненных благ является прибавочная стоимость в форме прибыли, ренты или процентов.
  • Основой для раздела прибавочной стоимости между различными капиталистами является доля предоставленного капитала в общей привлечённой сумме, которая потребовалась для данного проекта. При этом степень личного трудового участия не имеет значения. Такое участие либо компенсируется до распределения прибыли (например, в виде заработной платы директору, управляющему, менеджеру), либо заранее оговаривается как взнос капитала определённого размера (например, в форме интеллектуальной собственности).
  • Рабочие (пролетариат) вынуждены работать по найму. Источником их жизненных благ является продажа рабочей силы в форме заработной платы. [11]
Читать еще:  Развитие венчурного капитала связано с

Капитализм характеризует общественный строй стран, относящихся преимущественно к европейской культуре, в XIX-начале XX века. Описан в работах Карла Маркса и Макса Вебера. Характеризуется острыми социальными противоречиями между классами капиталистов и пролетариев, которые выражаются в спорадических беспорядках (забастовках, восстаниях и революциях).

История капитализма

Марк Блок в работе «Апология истории» отмечает трудность указать конкретное время появления капитализма: [6]

К какой дате следует отнести появление капитализма — не капитализма определенной эпохи, а капитализма как такового, Капитализма с большой буквы? Италия XII в.? Фландрия XIII в.? Времена Фуггеров и антверпенской биржи? XVIII в. или даже XIX? Сколько историков — столько записей о рождении.

В истории капитализма принято выделять несколько этапов:

  • «предкапитализм» (XIV—XV вв.)
  • купеческий капитализм (XVI—XVII вв.)
  • промышленный капитализм (XVIII—XIX вв.)
  • монополистический капитализм (первая половина XX в.)
  • постиндустриальный капитализм

Возникновение промышленного капитализма относится к рубежу XVIII и XIX веков. Согласно высказыванию Маркса, «мельница создала феодализм, а паровая машина — капитализм» («Misere de la philosophie» (Нищета философии, 1847)). Использование паровых машин приводит к тому, что мастерские и мануфактуры превращаются в огромные фабрики. Ремесленники, владеющие собственными средствами произодства, превращаются в класс наемных рабочих, лишённых собственности на средства производства — пролетариат. Капиталисты формируют правящий класс, оттесняя прежнюю землевладельческую знать. Приход к власти капиталистов, как правило, сопровождается (буржуазно-)демократическими революциями.

Характерным элементом развивающегося капитализма являлся колониализм. Около трети английских инвестиций времен промышленной революции имело индийское происхождение; в это время Англия завоевывает богатую Бенгалию и превращается в колониальную империю.

По мнению некоторых историков, классический капитализм исчезает в начале XX века в связи с обобществлением средств производства и переходом их либо в руки государства (социалистический проект), либо в руки акционерных обществ (неолиберальный проект).

Но многие исследователи полагают, что и в XX веке капитализм сохраняет основные свои черты, хотя и претерпевает определённые изменения. Так, к примеру, в развитых западных странах государство, профсоюзы и другие общественные институты серьёзно влияют на увеличение размера оплаты труда и социальных отчислений, неуклонно падает число работающих в сфере материального производства и увеличивается количество занятых в сфере услуг.

В то же время владельцы капитала переносят производство в развивающиеся страны — для минимизации расходов на оплату рабочей силы, налоговых и социальные отчислений. Таким образом, по мнению современных критиков капитализма, его эксплуататорский характер не изменился.

Роль Реформации

Многие западные историки и экономисты, — Макс Вебер и др., — полагают, что большую роль в становлении капитализма сыграла Реформация, возникновение протестантизма и особенно развитие протестантской трудовой этики.

Историческая роль капиталистов

Относительно исторической роли капиталистов ведутся дискуссии. Марксисты видят в них эксплуататоров, присваивающих прибавочную стоимость, созданную трудом наемных работников. Маркс отмечает основное противоречие капитализма — между общественным характером производства и частным характером присвоения результатов этого производства. Другие исследователи видят в капиталистах предпринимателей-промышленников, внедряющих в жизнь новые технологии (Форд, Белл, Джобс) и осваивающих новые территории (Родс, Юз).

Развитие капитализма в России

Капитализм в России получил большое развитие после 1861 года (отмена крепостного права), а в конце XIX начале XX века достиг апогея. После того, как в результате Октябрьской революция 1917 года пришли к власти большевики развитие капитализма в России было временно остановлено. В 1987 году разрешено частное предпринимательство, участие иностранного капитала в экономике. В 1990 году введены базовые признаки капитализма (аукционы, частная собственность — людям разрешили иметь более одной квартиры и машины и др.). После развала СССР в 1991 году многие признаки капитализма в России были законодательно закреплены.

Капитализм-суррогат

В соответствии с академической работой Иосихары Кунио (англ. Yoshihara Kunio ), суррогат-капитализм это ссылка на ранние развивающиеся экономические системы Восточной Азии и их динамические и технологично интенсивные экономические события. Определение Иосихары классифицирует капиталистические экономические двигатели японских, южнокорейских и тайваньских наций как то, что можно было бы назвать ‘ложным капитализмом.’ Это относится к способностям организаций и правительства использовать сравнительные национальные преимущества и искусственно стимулировать экономику к более сложным экономическим структурам, определенно подобным таковым из развитых западных стран, включая области капиталовложений и технологично интенсивного производства.

Что такое капитализм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В жизни очень часто приходится слышать понятие капитализм. Были времена, когда этим словом пугали и пытались свергнуть капиталистический строй.

Сегодня в качестве образца высокого уровня экономического развития называют развитые капиталистические страны, жители которых могут много заработать и хорошо потратить.

Хорош или плох капитализм? Как сформировался этот общественный строй и какие имеет признаки? Давайте разбираться.

Капитализм — что это

Капитализм – это экономическая система производства и распределения благ, которая основана на преобладании частной собственности, свободе предпринимательской деятельности и правовом равенстве граждан.

Собственники факторов производства – земли, капитала (что это?), труда занимаются созданием товаров и услуг, чтобы получить прибыль.

Желание обогатиться и получить хороший доход подталкивает людей к созданию своего дела, отвечающего потребностям отдельных групп общества, а также собственным возможностям и интересам.

Главные признаки капитализма:

  1. свободная торговля;
  2. частная собственность;
  3. свобода предпринимательства;
  4. ориентация в экономической деятельности на получение прибыли;
  5. разделение труда;
  6. формирование основных классов – рабочих и буржуазии.

Выдающийся теоретик социализма (что это?) и автор знаменитого труда по политэкономии «Капитал» Карл Маркс характеризовал капитализм как последнюю общественно-экономическую формацию.

Вслед за этой стадией развития социума должен был прийти коммунизм, который связан с переосмыслением всей истории человечества и созданием общества равных людей.

Однако эра настоящего коммунизма пока так и не наступила, а капиталистический строй продолжает существовать. Возможно, потому что в отличие от своего мнимого «последователя» он реален и успел вопреки мнению Маркса доказать свою жизнеспособность.

Истоки капитализма

На заре Нового времени в XVI—XVII веках про капитализм еще никто не знал. Несмотря на стартовавший процесс первоначального капитала, который проявлялся в вывозе золота из Нового Света в Европу об этом строе мало кто знал – теоретических работ на эту тему еще не было написано.

Но буржуазные отношения и дух предпринимательства неизбежно пробивали себе дорогу – в Нидерландах развивалось мануфактурное производство, а в Англии крестьян сгоняли с пахотных земель, чтобы превратить их в луга. Так проявлялся процесс «огораживания», в результате которого местный капиталист получал шерсть, идущую на изготовление сукна. Чуть позже оно станет символом процветания Туманного Альбиона.

В погоне за прибылью и дешевыми ресурсами европейские завоеватели устремились в Африку, Азию, Америку и превратили эти материки в колонии.

Капитализму оказался очень нужен рост вширь – без рынков сбыта и сырья создать капиталистическое общество оказалось невозможно.

Затем пришлось ломать внутренние перегородки в виде абсолютной монархии, сдерживавшей предпринимательский запал, и Старому Свету пришлось пережить несколько буржуазных революций:

  1. Нидерландскую – 1566—1609.
  2. Английскую (АБР) – 1640—1660.
  3. Французскую (ВФБР) – 1789—1799.
  4. Война за независимость английских колоний в Америке – 1775—1783.

Только после победы революционных сил капиталистические отношения завоевали прочные позиции в станах Запада. В XIX веке Европа прошла через промышленный переворот, в результате которого основная масса товаров стала изготавливаться на фабриках и заводах.

Общество перешло в индустриальную эпоху, а капитализм в погоне за сверхприбылью стал превращаться в империализм.

Капиталистические отношения

В мире капитализма все основывается на свободе. Предприниматель, желающий создать производство, сам решает, что изготавливать и какие ресурсы для этого использовать. Потребитель волен выбирать товар в соответствии со своими предпочтениями.

Читать еще:  Земля труд капитал предпринимательство

Капиталисту никак не обойтись без наемного труда, поэтому он приглашает к себе свободных рабочих, используя формы экономического принуждения в виде зарплаты и материального стимулирования.

В итоге возникают капиталистические отношения, основанные на следующих факторах:

  1. частная собственность на средства производства (земля, сырье, оборудование);
  2. использование наемных работников, рабочая сила превращается в товар;
  3. развитая система разделения труда;

На характер капиталистических отношений влияет степень конкурентности рынка. В условиях свободной конкуренции они базируются на соперничестве между производителями, использующими для увеличения конкурентоспособности экономические инструменты, например, качество товара или более низкие цены.

При переходе на монополистическую стадию, когда появляется много крупных компаний (синдикаты, концерны, картели, конгломераты, тресты), контролирующих значительную часть рынка, активным участником капиталистических отношений становится государство.

Капитализм не идеален. Он подвержен кризисам, не обещает экономического равенства и формирует конкурентное общество, в котором большая часть людей неизбежно проигрывает.

Но этот строй дает шанс каждому воспользоваться своими знаниями и способностями для достойной жизни через создание экономического интереса к производственной деятельности.

Еще больше подробностей о капитализме можно узнать из этого видео. Маркс был гением, но его прогнозы отодвинулись на столетие благодаря ряду обстоятельств (о них смотрите в завершающем статью видео):

Главный закон капитализма и его главная проблема

Капитализм — это общество для сильных, где слабый пусть пеняет на себя. Главное при таком строе — это думать только о своем собственном благе и ступать по головам. В противном случае ты будешь сметен на обочину.

Человек человеку в это обществе никак ни друг и ни брат. Он конкурент за место под солнцем, которого на всех не хватит. Главное качество человека в таком обществе — это амбициозность. Она толкает человека делать то, что ему не нужно, но необходимо капиталисту. Конечно же, это все несколько утрировано, но если сорвать все маски, то это будет именно так.

Но если даже отстраниться от того, что капиталистическая система не нацелена на благо людей, а лишь держит перед каждым из них морковку на веревочке, за которой люди послушно бегут, толкаясь локтями, то все равно эта система обречена на упадок. Просто по своему определению, сути.

Сейчас наступает момент, когда практически весь мир можно считать капиталистическим (живущим по рыночной системе). В этом мире уже некого грабить (крестьян, отсталые страны) и он становится замкнутой системой.

Деньги извне взять неоткуда, а капиталистическая система в чистом виде не работоспособна. Неоткуда будет брать прибыль. Без грабежа в замкнутой капиталистической системе денег на прибыль не остается. Собственно, все сейчас это и происходит. Процесс долгий, но, к сожалению, неизбежный.

Капиталистический строй

В основе производственных отношений капитализма лежит частная собственность капиталистов на средства производства. Класс капиталистов эксплуатирует класс наемных рабочих, свободных от личной зависимости, но вынужденных продавать свою рабочую силу, так как они лишены средств производства.

Производственные отношения капитализма открыли широкие возможности для развития производительных сил. Возникает и быстрыми темпами растет крупное машинное производство, основанное на использовании таких могучих сил природы, как пар, а затем и электричество, и на широком применении науки к процессу производства. Капитализм осуществил разделение труда не только внутри отдельных стран, но и между странами, создав тем самым мировой рынок, а затем и мировую систему хозяйства.

И опять изменения в способе производства повлекли за собой перемены во всей общественной жизни.

Основными классами общества становятся класс капиталистов и рабочий класс. Отношения между ними по-прежнему носят антагонистический характер, поскольку они основаны на эксплуатации, угнетении неимущих имущими. Это отношения непримиримой классовой борьбы. Но методы эксплуатации и угнетения существенно меняются — господствующей формой принуждения становится принуждение экономическое. Капиталист, как правило, не нуждается в том, чтобы силой заставлять кого-то трудиться на себя. Лишенный средств производства рабочий вынужден делать это «добровольно» — под угрозой голодной смерти. Отношения эксплуатации прикрыты здесь «свободным» наймом рабочих хозяевами, куплей-продажей рабочей силы.

Вслед за изменением методов эксплуатации меняются и методы политического господства. Появляется возможность перейти от неприкрытого деспотизма предшествующих эпох к деспотизму более утонченному, облеченному в форму буржуазной демократии. Неограниченная власть наследствен-

ного монарха уступает место парламентарной республике, вводится избирательное право, провозглашаются политические свободы граждан и их равенство перед законом. Такие порядки больше всего соответствуют принципам свободной конкуренции, свободной игры экономических сил, на которых долгое время основывался капитализм. В становлении буржуазно-демократических порядков большую роль сыграла борьба трудящихся, прежде всего рабочего класса, непрекращающийся нажим народных масс, требовавших введения все новых демократических форм и расширения старых.

Все отличия политической и идеологической надстройки буржуазного общества от феодальной не меняют, однако, того коренного факта, что она остается надстройкой над отношениями частной собственности и эксплуатации. Господствующую часть этой надстройки составляют учреждения и идеи угнетательского класса — буржуазии, призванные охранять ее классовое господство, держать в повиновении эксплуатируемые массы.

Как это доказано сегодня уже не только теорией, но и общественной практикой, капиталистическая формация также оказалась временной, преходящей. В ее недрах созревали и становились все более глубокими неразрешимые антагонизмы, и прежде всего противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения *. Единственным выходом из этих противоречий является переход к общественной собственности на средства производства, т. е. к социализму.

Но, как и в прошлом, переход к новому способу производства возможен лишь путем социальной революции. Сила, призванная осуществить эту революцию, порождена самим капитализмом в лице рабочего класса. Сплотив вокруг себя всех трудящихся, он свергает господство капитала и создает новый, социалистический строй, не знающий эксплуатации человека человеком.

Дата добавления: 2014-12-22 ; просмотров: 1522 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Капитализм: история понятия

Капитализм: история понятия

Напомним, что слово «капитализм» было введено в обращение не так давно — в XIX веке. Оксфордский словарь утверждает, что впервые слово «капитализм» использовал английский романист Уильям Теккерей в 1854 году. Считается, что по-настоящему популярным слово стало в 1867 году после выхода в свет первого тома «Капитала» Карла Маркса. Однако, как ни парадоксально, Маркс, у которого «капитал» и «капиталист» были ключевыми категориями его исследования, крайне редко использовал слово «капитализм». Вместо него он прибегал к терминам «буржуазный строй», «буржуазное общество», «буржуазный способ производства», «капиталистический способ производства» и т.п. По мнению французского историка экономики Ф. Броделя, впервые слово «капитализм» для обозначения определенного типа экономики употребил французский социалист Луи Блан в 1850 году, примерно в то же время этим словом стал пользоваться другой французский социалист — П. Ж. Прудон. Однако это были единичные случаи использования слова. Тот же Бродель полагает, что слово «капитализм» стало по-настоящему популярным после выхода в 1902 году книги немецкого экономиста и социолога Вернера Зомбарта под названием «Современный капитализм»[3]. У нас есть сомнения в верности данного заключения маститого французского ученого. По нашим данным, российские марксисты уже в конце XIX века активно использовали слово «капитализм» в своей партийнополитической деятельности. Достаточно в качестве примера привести выпущенную В. И. Лениным (под псевдонимом Владимир Ильин) в 1899 году книгу под названием «Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности»[4]. А в следующем году вышла книга «легального марксиста» С. Булгакова «Капитализм и земледелие»[5].

Более или менее широко и активно слово «капитализм» в политической и научной литературе на Западе использовалось всего несколько десятилетий. В СССР термин активно эксплуатировался на протяжении всех десятилетий существования советской власти — как в научных, так и пропагандистских целях. Несколько поколений советских людей изучали в вузах в качестве обязательной дисциплины «Политическую экономию капитализма». Советские обществоведы «по полочкам» и «косточкам» разложили весь капитализм. Все формулировки и определения, относящиеся к категориям капитализма, были с ювелирной точностью выверены, и никакие «импровизации» и «творчества» в области политической экономии капитализма не приветствовались. Строгость была не меньшая, чем в догматическом богословии. Приведем утвердившееся в СССР определение капитализма из Большой советской энциклопедии: «Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму — первой фазе коммунизма. Основные признаки К.: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наемных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наемных рабочих прибавочной стоимости»[6].

Читать еще:  Оао акционерный капитал

Обложка первого издания «Развитие капитализма в России»

Мы еще будем анализировать с разных сторон капитализм, поэтому воздержимся сейчас от детального комментирования и анализа данного определения. В целом с ним (с некоторыми оговорками[7]) можно согласиться. Отметим лишь, что в указанном несколько пространном определении вся суть капитализма заключена в следующих взаимосвязанных моментах:

а) отчуждение свободного работника от средств производства (земля, орудия производства, сырье);

б) превращение свободного работника в наемного работника;

в) эксплуатация наемного работника капиталистом-работодателем, присвоившим средства производства;

г) получение капиталистом в результате эксплуатации прибавочной стоимости.

Пожалуй, к перечисленным выше моментам следует добавить еще один, пятый момент (из приведенного выше определения): «наличие развитого общественного разделения труда». Выражаясь современным языком, речь идет о высокой степени развития рыночных отношений. Поэтому капитализм часто и называют «рыночной экономикой».

Рынок и торговля существовали всегда, даже в самых древних обществах. Но в условиях так называемого «традиционного» хозяйства (преимущественно натурального хозяйства) рыночные отношения играли минимальную роль в жизни общества и человека. Лишь при капитализме основную часть жизненно необходимых предметов человек стал приобретать в результате рыночных обменов. Без рынка капитализм невозможен, поскольку капиталист стремится получить прибавочную стоимость не в натурально-вещественной форме, а в виде денег. А это возможно лишь через реализацию произведенного продукта труда на рынке. Итак, за короткий срок после старта капитализма кардинальным образом изменились экономические отношения в обществе:

— в «традиционном» обществе они были сконцентрированы в «малом социуме» (семья, община, поселение и т. п.) и строились преимущественно на безденежной основе; рыночные отношения («большой социум») с использованием денег играли вспомогательную роль в жизни обычного человека;

— при капитализме экономические отношения переместились в «большой социум» — рынок (региональный, национальный, международный) — и стали строиться исключительно на денежной основе; «малый социум» стал играть вспомогательную роль[8].

Обратим внимание на то, что в приведенном выше определении из БСЭ капитализм рассматривается исключительно как социально-экономическое явление, причем многие тонкие моменты в приведенной грубой схеме не видны. Акцент делается на эксплуатации и социальной несправедливости. Но не уделяется, например, внимание проблеме отчуждения труда и работника при капитализме. Она вытекает из того, что продукт труда принадлежит капиталисту-работодателю, а не работнику Отсюда и отсутствие мотивации к творческому труду, что делает капитализм крайне неэффективным даже с экономической точки зрения. Кстати, это противоречит популярным мнениям о том, что, хотя капитализм «социально несправедлив», он тем не менее демонстрирует высокую экономическую эффективность. Вот что писал один из наиболее глубоких знатоков капитализма А. Г. Махоткин об этой особенности наемного труда: «Но главное зло и бесчеловечность капиталистического распределения состоит даже не в его несправедливости, а в отчуждении. Считается, что если работнику не принадлежит ни сырье, которое он обрабатывает, ни орудие его труда, то ему изначально не принадлежит ни продукт труда, ни сам его труд, воплотившийся в этом продукте. Пока с этим соглашаются все, в том числе и сам работник, его труд — это не его, чужой для него труд. Отчужденный от него в пользу нанимателя. Он и относится к нему, как к чужому. Поэтому наемного работника к труду надо принуждать — постоянным контролем, штрафами, угрозой увольнения. Наемный труд принудителен и не может быть иным. Работник в его результате не заинтересован, поэтому его надо искусственно заинтересовывать. премиями. и т.п. стимулами, заранее вычтя их из основной суммы заработной платы. Кстати, стимулом в Древней Греции называли заостренную палку, которой погоняли быков»[9].

Вопросы, связанные с этикой и духовно-религиозной стороной капитализма, тем более не рассматривались в марксизме как существенные. Старшее поколение помнит чеканную формулу марксистско-ленинской философии: «Бытие определяет сознание человека». Вульгарно-материалистическое мировоззрение, исходившее из примата экономики над политикой, идеологией, духовной жизнью общества, препятствовало формированию в советском обществе целостного представления о капитализме.

Уже к середине XX века у общества, именовавшегося «капиталистическим», выявилась масса «болезней», капиталистический строй успел продемонстрировать свою социально-экономическую несостоятельность (мировые войны, жесточайший экономический кризис 1929—1933 годов, другие экономические и социальные проблемы). Особенно ярко недостатки капитализма высвечивались на фоне Советского Союза, который неуклонно укреплял свои экономические и политические позиции в мире. Слово «капитализм» приобрело устойчиво негативный оттенок. С учетом этого идеологи и политики западных стран пришли к выводу, что подмочившему свою репутацию «капитализму» следует дать новое имя.

Несмотря на титанические усилия «экономической науки», доказывать «прогрессивность» капитализма стало сложно: эта общественно-экономическая формация достаточно себя дискредитировала. Процесс дискредитации достиг своего апогея в период затяжной депрессии 1930-х годов. Об этом достаточно откровенно на излете своей длинной жизни написал Джон Кеннет Гэлбрейт (1908—2006 гг.), американский экономист, который, между прочим, большую часть своей жизни выступал последовательным апологетом этого самого капитализма.

В своей последней книге «Экономика невинного обмана: правда нашего времени» он констатирует: «Слово «капитализм» по-прежнему употребляют лишь наиболее радикальные и откровенные защитники капиталистической системы, да и то не часто»[10]. В послевоенное время в марксистской литературе появился даже термин «общий кризис капитализма». Официально понятие «общего кризиса капитализма» было введено в обращение на XXII Съезде КПСС, оно вошло в третью программу партии.

Что понималось под «общим кризисом капитализма»? Третья программа КПСС перечисляет следующие признаки:

— отпадение от капитализма все новых стран;

— ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом (в 1950—1960-е годы темпы роста советской экономики значительно превышали темпы роста ведущих капиталистических стран, хотя к 80-м годам ситуация изменилась);

— распад колониальной системы империализма (советские идеологи надеялись, что освободившиеся государства пойдут если и не по пути социализма, то, по крайней мере, по «некапиталистическому пути»);

— обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма;

— усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющееся в растущей неспособности капитализма использовать полностью производительные силы (низкие темпы роста производства, периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица);

— нарастание борьбы между трудом и капиталом;

— резкое обострение противоречий мирового капиталистического хозяйства;

— небывалое усиление политической реакции по всем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в ряде стран фашистских, тиранических режимов;

— глубокий кризис буржуазной политики и идеологии.

В программе КПСС отмечалось, что «общий кризис капитализма» начался в результате Первой мировой войны и образования первого социалистического государства — Советского Союза (первый этап). Второй этап начался после Второй мировой войны и образования социалистического лагеря. Наконец, с конца 1950-х — начала 1960-х годов, «общий кризис капитализма» перешел в следующую стадию (третий этап), связанную с окончательным крахом колониальной системы и переходом ряда развивающихся стран на путь некапиталистического развития.

Мы не будем подробно комментировать перечисленные выше признаки «общего кризиса капитализма». Отметим лишь, что в целом программа партии вполне объективно отражала ситуацию, которая сложилась в начале 1960-х годов в капиталистических странах и в мире в целом. Достаточно сказать, что понятие «общий кризис капитализма» стали использовать в некоторых случаях даже немарксистские авторы. Еще следует отметить, что марксизм как вульгарно-материалистическое мировоззрение отражал лишь экономическую и политическую стороны капитализма на тот момент времени, не затрагивая его духовную сторону. А именно духовная сторона — фундамент («базис») капитализма, и именно в духовной сфере кризис капитализма проявлялся наиболее остро.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector