Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Капитальный и текущий государственный долг

Государственный долг: внутренний и внешний.

Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность, т.е. наличие дефицита, когда расходы превышают доходы. Обратная ситуация, когда доходы превышают расходы, называется профицитом. Дефицит существует в большинстве стран, что связано с: ростом роли государства в экономике; увеличением расходов на социальные цели; увеличением расходов на содержание административного аппарата; циклическим развитием экономики.

Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина дефицита госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:

— долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

— стадией экономического цикла, в которой находится страна;

— текущей политикой государства.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций, стимулирующих создание новых производств, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики в условиях максимально возможного использования экономических ресурсов. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне производства, максимально возможно использующего имеющиеся ресурсы. Разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

Выделяют также особый вид дефицита — первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает «бремя долга» в экономике.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% — критическим.

Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета:

— долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;

— увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова.

Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих субъектов на финансовом рынке. Кроме того, действует эффект Барроу, который заключается в уменьшении свободных денежных средств на рынке капитала для частных лиц, что сдерживает объем инвестиций и, следовательно, экономический рост. Кроме того, финансирование государственных расходов за счет выпуска ценных бумаг может отрицательно сказаться на условиях внешней торговли и за счет этого еще больше сократить темпы роста экономики страны.

Внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета связано с умеренными издержками только в тех случаях когда:

— предложение финансовых ресурсов на национальном рынке относительно эластично;

— внешнее долговое финансирование ограничено или относительно дорого, в то время как внутренняя задолженность незначительна.

Внешнее льготное финансирование дефицита бюджета является наиболее привлекательным, так как такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако такие возможности ограничены. Поэтому внешнее финансирование увеличивает внешнюю задолженность и создает проблему ее обслуживания.

Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выпла­чены по указанным обязательствам. Текущий государственный долг — расходы по выплате дохо­дов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению и предприятиям. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (свыше 5 лет).

Проблематичность внешнего долга зависит от его структуры по срочности и актуальности к погашению, от резервов страны, масштабов и конкурентоспособности её экономики.

В практике стран с развитой рыночной экономикой внешний долг рассматривается как серьезная проблема, если:

— отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%;

— отношение внешнего долга к объему экспорта превышает 273%;

— выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга по отношению к экспортной выручке превышают 30%.

В этом случае говорят о критическом уровне задолженности и угрозе потери экономической независимости страны.

Последствия существования значительного государственного долга (основные варианты):

1. Финансирование государственного долга за счет займов в частном секторе, как правило, приводит к росту нормы процента (правительство вынуждено предлагать все новые и новые государственные ценные бумаги, следовательно, цены на них падают и норма процента возрастает), рост нормы процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары (снижаются прежде всего инвестиции в основной капитал). Снижение инвестиций в основной капитал означает, что через некоторое время основной капитал в стране будет или снижаться или, по крайней мере, снизится темп его роста. Основной капитал, как известно, один из основных факторов производства продукции, а значит, при его уменьшении подрываются возможности роста реального ВНП.

2. Существование дефицита государственного бюджета и рост государственного долга приводит к увеличению налоговых ставок (так как правительство пытается получить больший доход). Рост налоговых ставок подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и стимулы к труду, что влечёт за собой снижение выпуска или снижение темпов его роста

3. В условиях экономического спада или депрессии, когда доверие к государственным ценным бумагам низкое, покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется через продажу прироста государственного долга центральному банку страны. Это приводит к росту монетарного базиса и в конечном итоге к усилению инфляции.

Следует отметить, что государственный долг нельзя понимать упрощенно. В макроэкономике существует понятие чистый государственный долг. Наряду с пассивами (в данном случае это государственный долг) правительство владеет еще и активами (различные элементы государственной собственности: акции предприятий с участием государства, просто государственные предприятия, золотовалютные запасы), то есть, говоря о государственном долге необходимо сопоставлять его с активами правительства.

Читать еще:  Оптимизация структуры капитала статья

Чистый государственный долг = государственный долг – стоимость активов правительства.

Очевидно, что ситуация весьма опасна, когда чистый государственный долг велик.

В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегать к рефинансированию государственного долга (т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов). Оно также применяется при выплате процентов и погашении займов по внешнему государственному долгу. Кроме того, в управлении государственным долгом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия — изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство при возможности снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов при необходимости срочных заимствований для государства.

Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже вылущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Обмен облигацийпо регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа (технический дефолт) используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.к. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов отодвигаются сроки, и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации займов владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.

Под аннулированием государственного долга (юридический дефолт) понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Существуют различные концепции регулирования государственного бюджета:

— ежегодного балансирования доходов и расходов — каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

— экономического цикла — в период спада производства правительство увеличивает расходы — рост дефицита, а в период подъема — сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

— функциональных финансов — обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:

— экономический рост ведет к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет;

— правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит;

— бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО, КАПИТАЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО ДОЛГА

В свою очередь Ю.Я. Вавилов расширяет рамки этой классификации и выделяет кроме капитального и текущего долга, основной государственный долг. По его мнению, он представляет собой номинальную стоимость долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований 2 .

Бюджетном кодексе РФ в объем государственного внутреннего долга РФ включаются только суммы основного долга:

– по кредитам, полученным Российской Федерацией;

– по государственным ценным бумагам;

– по обязательствам, полученным Российской Федерации, в виде бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

– по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Платежи по обслуживанию долговых обязательств РФ в состав государственного долга не включаются; Исходя из этого, возникает необходимость разграничения наряду с общей и текущей задолженностью государства номинальной стоимости долговых обязательств и выделения основного государственного долга.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Напротив, другая группа авторов видит в государственном займе очень опасное средство, которое может повлечь снижение уровня благосостояния народа и привести государственное хозяйство к несостоятельности.

Современный мир во второй половине ХХ века пришел к пониманию того, что значит чрезмерное долговое бремя для государства: «Работающие лишаются справедливого вознаграждения за труд в результате того, что налоговая система карает за успешные достижения и не позволяет нам сохранять производительность в полном объеме. Но каким бы огромным ни было наше налоговое бремя, оно не поспевает за государственными расходами. Мы десятилетиями нагромождали дефицит на дефицит, закладывая свое будущее и будущее наших детей ради временных выгод настоящего. Продолжение этой длительной тенденции неминуемо повлечет за собой колоссальные социальные, культурные, политические и экономические потрясения. Лично вы и я можем с помощью займов жить по средствам, но только ограниченный период времени. Почему же тогда мы считаем, что коллективно – как нация – мы не связаны точно такими же ограничениями?» 1 .

В действительности государственный займ, как и другие способы привлечения средств для функционирования государства, не добро и не зло, а необходимый элемент финансовой системы каждого государства с развитым общественным устройством.

В современной концепции правового регулирования заемных отношений с участием государства на стороне должника, изложенной, прежде всего, в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ), государству принадлежит доминирующая роль в регулировании рассматриваемых правоотношений. Государство, с одной стороны, являясь регулятором рассматриваемых правоотношений, с другой стороны — непосредственным участником, в императивном порядке определяет вектор развития рассматриваемых правоотношений путем формулирования методов и способов правового управления как финансово-правовых.

Несмотря на традиционно большое внимание, уделявшееся в научной литературе правовым отношениям, вытекающим из договора государственного займа в связи с его значительной экономической ролью, тема по прежнему остается актуальной и по сей день в силу самых различных обстоятельств.

Во-первых, это особая роль государственного займа, обусловленная публичным характером последнего.

Во вторых – это возросшее значение договора государственного займа как единственного и самостоятельного основания для возникновения заемного обязательства между займодавцем и государством.

В-третьих – это не прекращающаяся дискуссия относительно роли государственного займа в социально-экономическом развитии страны, его значения и места среди источников формирования государственного бюджета. Государственный долг и налоговая система находятся в состоянии тесной взаимосвязи. Это обусловлено тем, что государственный долг с момента придания ему публичного характера выполняет фискальную функцию. Ему отведена роль альтернативы увеличению налогового бремени для живущих поколений, т.е. роль своеобразного инструмента «переложения» этого бремени на будущие поколения. На современном этапе развития российской экономики отношения из государственного долга затрагивают интересы государства намного шире, и их следует оценивать иначе, чем просто влияние на налоговую политику. Эти отношения в настоящее время напрямую связаны с состоянием спроса, бюджета, а также с денежно-кредитной политикой, инвестиционным климатом и т.п., то есть фактически со всеми направлениями государственной финансовой и правовой политики.

Читать еще:  Стоимость и капитал

Внутренний государственный займ — форма получения кредитов государством. Внутренний государственный займ размещается среди банков, предприятий, граждан.

По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.

Внешний государственный займ — форма получения кредита государством от внешних кредиторов.

Денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

Нефундированный займ — краткосрочный государственный займ, выпускаемый на срок от нескольких недель до одного года. Обычно нефундированный займ распространяется через центральные и коммерческие банки в форме казначейских векселей или других долговых обязательств. лат.Fundare — обосновывать, закладывать

Безоблигационный займ — государственный займ, выпускаемый без продажи облигаций.

Государственные займы являются добровольными.

Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (ст. 817 ГК РФ).

Внешний и внутренний государственный долг

Понятие государственного долга

Пожалуй, будет довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т. д.

В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).

Государственным долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (в то числе: процентные платежи, по отношению к институтам и частным лицам, негосударственному сектору, а также к иностранным государствам).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:

  • внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)
  • внешний (задолженность нерезидентам).

Текущий и капитальный государственный долг

Государственный долг также классифицируется на текущий и капитальный.

Капитальный государственный долг собой представляет сумму выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств (в том числе и начисленные проценты).

Текущий государственный долг включает выплаты кредиторам по всем государственным долговым обязательствам, а также погашение тех обязательств, срок выплат по которым уже наступил.

Внешний государственный долг

Внешний государственный долг — это долг зарубежным странам, фирмам и частным лицам.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).

Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.

Внешний долг страны — это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.

Читать еще:  Средняя производительность капитала

Основные инструменты внешнего заимствования:

  • выпуск государственных облигаций
  • прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютны фонд, Всемирный банк и т. д.)

Внутренний государственный долг

Внутренний долг представляет собой долг государства фирмам и населению страны.

Долговые обязательства могут обладать следующей формой:

  • государственных займов, осуществленных через выпуск ценных бумаг
  • кредитов, полученных государством
  • иных долговых обязательств.

Долговые обязательства могут быть:

  • краткосрочными (до 1 г.)
  • среднесрочными (1-5 лет)
  • долгосрочными (более 5 лет).

Основные долговые обязательства государства, обеспеченные Правительством Российской Федерации, включают следующее:

  • государственные долгосрочные облигации
  • государственные краткосрочные облигации (ГКО)
  • облигации внутреннего государственного валютного займа
  • облигации государственного сберегательного займа
  • казначейские векселя и обязательства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Debt Expert Тонкости кредитования

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг

представляет собой всю

сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг

составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республике Беларусь, являет­ся Бюджетный кодекс Республики Беларусь.

Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

Внутренний государственный долг

в Беларуси может выступать в виде:

· займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;

· кредитов Национального банка Республики Беларусь;

· других долговых обязательств, гаран­тированных Советом Министров Республики Беларусь.

Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управле­ния им и их обслуживания регулируются решениями местных Со­ветов депутатов.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его реше­нию Министерством финансов Республики Беларусь ведётся ре­естр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.

Местные органы власти представляют указанным органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.

Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается определенный лимит (предельный его размер) прироста внутрен­него государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.

Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учётом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере. Определены нормы, обеспечивающие регулирование вопросов заимствований непосредственно на местном уровне. В проекте бюджетного кодекса предусмотрено предоставление государственных гарантий правительством в порядке, установленном Президентом. Порядок представления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается правительством на основе норм, предусмотренных кодексом и на условиях аналогичных определённым Президентам для гарантий правительства по кредитам выдаваемым банками Республики Беларусь.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внутренний государственный долг страны в 2002 – 2006 гг. был относительно небольшой – 4 – 6 % к валовому внутреннему продукту, хотя за август 2002 года он увеличился на 8 %, а внешний долг по данным Минфина сократился за август 2002 на 0,6 млн. долл., но к первому сентябрю оставался на 0,8 % выше, чем на начало 2002 года.

Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству страны, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путём повышения налоговых и неналоговых платежей в бюджет, путём выпуска денег, рефинансирования. Однако существуют и негативные последствия роста внутреннего долга. Увеличение внутреннего долга особенно опасно для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. По­купка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство, поэтому наращивание быстры­ми темпами выпуска государственных ценных бумаг может при­вести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономи­ку страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Тема 7. Государственные финансы

7.5. Государственный кредит

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. В системе государственного кредита государство может играть различную роль: заемщика, кредитора, гаранта.

Функционирование государственного кредита прежде всего ведет к образованию государственного долга. Государственный долг может быть текущим и капитальным.

Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг — это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств срок оплаты которых наступил.

Удельный вес расходов по обслуживанию и погашению государственного долга в структуре расходов федерального бюджета значителен. По бюджету 1994г. он составлял 7.9%, а по бюджету 1995г. — 9.2%. Более 60% этих расходов приходится на обслуживание и погашение внешней государственной задолженности.

Кредитором государство может выступать как внутри страны, так и на международном уровне.

Внутри страны государство может предоставлять кредиты местным органам власти, предприятиям и организациям, а также по внешним государственным займам. Казначейские ссуды предприятиям (бюджетные кредиты) представляют собой отношения по оказанию финансовой помощи на условиях платности, срочности, возвратности. Ссуды выдаются, как правило, на льготных условиях по срокам и уровню процентных ставок, при целевом и эффективном использовании возможно снижения уровня процентов.

Государственные гарантии представляют собой обязательства государства выполнить платежи, в случае, если основной должник не может осуществить их самостоятельно. Своеобразие данной формы государственного кредита состоит в том, что рост гарантий со стороны государства ведет к росту условной государственной задолженности, таким образом происходит накопление потенциального или скрытого долга. Долговые обязательства государства в этом случае возникают не сразу в момент предоставления гарантий, а только в случае возникновения неплатежа.

Предметом государственных гарантий могут быть:

— экспортные кредиты и операции;

— региональные и муниципальные займы;

— займы национальных предприятий;

В отечественной практике государственные гарантии связаны в основном с внешнеэкономической деятельностью.

Таким образом, назначение государственного кредита прежде всего состоит в том, что он является средством мобилизации в распоряжении государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности бюджета дополнительно привлекаемые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые через систему государственного кредита средства используются на финансирование экономических и социальных программ, которые лежат за пределами бюджетных расходов.

Вместе с тем наличие государственного долга, необходимость его погашения требует дополнительных ресурсных поступлений в бюджет. источником таких поступлений могут быть налоги и новые займы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector