Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношение ссср с капиталистическими странами

Отношение ссср с капиталистическими странами

Начало нормализации отношений СССР с капиталистическими странами в 20-е годы XX века

После окончания гражданской войны стали постепенно налаживаться дипломатические отношения Советского государства с большими и малыми капиталистическими странами. Серьезные успехи в этом направлении были достигнуты уже весной 1921 г. 18 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой.

Особенно важным было заключение торгового соглашения с Англией. Это соглашение, подписанное в Лондоне 16 марта 1921 г., носило не только экономический, но и политический характер. РСФСР и Великобритания обязывались воздерживаться от всяких враждебных действий по отношению друг к другу. Обе стороны могли обмениваться торговыми представителями, которым предоставлялся ряд дипломатических привилегий. Заключение соглашения означало фактическое признание Англией Советского правительства. Об этом заявил в палате общин английский премьер Ллойд-Джордж.

Таким образом, одно из крупнейших капиталистических государств — организаторов военных походов против Советской России — оказалось вынужденным признать ее де-факто, установить с ней определенные политические и торговые отношения. Это имело большое международное значение.

6 мая 1921 г. Советское государство заключило временное торговое соглашение с Германией. Во второй половине 1921 — первой половине 1922 г. был заключен еще ряд торговых соглашений— с Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Чехословакией.

В это же время была договорно закреплена начавшаяся несколько раньше нормализация отношений с государствами, расположенными вдоль южной границы Советского государства: с Турцией, Ираном, Афганистаном. Договоры с этими странами укрепляли международное положение республики Советов — после их заключения Советская страна имела нормальные дипломатические отношения с большинством пограничных государств. Значение этих договоров обусловливалось и тем, что они демонстрировали коренное, принципиальное отличие политики Советского государства от политики империалистов, рассматривавших страны Востока как объекты колониальной экспансии.

Договоры, соответствуя интересам Советского государства, вместе с тем полностью отвечали нуждам и требованиям сопредельных стран, давали прямую поддержку и защиту народам в их борьбе против империалистического закабаления. Это были первые в истории договоры между великой державой и странами Востока, основанные на принципах полного равноправия, уважения национальной независимости и государственного суверенитета.

Советско-иранский договор (26 февраля 1921 г.) закреплял аннулирование всех неравноправных российско-иранских соглашений, заключенных во времена царизма. Советское государство безвозмездно передавало Ирану полученные дореволюционной Россией концессии на шоссейные дороги, железнодорожные и телеграфно-телефонные линии, транспортные средства на Урмийском озере и др. Статья 6-я этого договора гласила, что в случае попыток других стран захватить территорию Ирана или использовать эту территорию для нападения на РСФСР Советское правительство получает «право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры» *.

28 февраля 1921 г. Г. В. Чичерин и Л. М. Карахатх подписали в Москве договор с Афганистаном. Договор гласил, что он заключается «в целях упрочения дружественных отношений между Россией и Афганистаном и ограждения действительной независимости Афганистана»2. 16 марта 1921 г. в Москве состоялось подписание договора о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией, а в октябре того же года договор с Турцией заключили закавказские советские республики.

Советское правительство предприняло ряд шагов по нормализации отношений с Китаем. Оно неоднократно заявляло об отказе от всех завоеваний русского царизма в Китае, о своем стремлении договариваться с Китаем на основе полного равенства. Во второй половине 1920 и в 1921 г. между Китаем и РСФСР велись переговоры, происходил обмен нотами. Однако в результате нажима империалистов на пекинское правительство политического или торгового соглашения между обеими странами в то время не было заключено.

Советское государство укрепляло дружеские связи с революционными силами Китая. Осенью 1920 г. Наркоминдел РСФСР направил письмо руководителю революционного Кантонского правительства на юге Китая Сун Ят-сену. В своем ответе Сун Ят-сен, выражая надежду на установление контакта с Москвой, говорил о большом влиянии российской революции на китайский народ.

На Дальнем Востоке самые дружеские отношения были установлены с молодым Монгольским государством. Советские войска по просьбе народного правительства Монголии помогли монгольскому народу разгромить силы наймита империалистов белогвардейца Унгерна. 5 ноября 1921 г. в Москве был подписан договор об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией.

Укрепление международного положения Советской России в 1921 г. было несомненным. Однако Советская страна все же непрерывно сталкивалась с враждебностью империалистических государств. Процесс установления торговых и дипломатических отношений сопровождался новыми попытками международного империализма вмешаться во внутренние дела Советского государства, поддержать контрреволюционные -силы России. Эти попытки находили свое выражение как в форме экономического и дипломатического нажима, так и в форме прямых военных провокаций.

Напряженность вызывало и то обстоятельство, что на территории нашей страны в 1921—1922 гг. еще находились японские оккупационные войска.

Хотя некоторые крупные капиталистические страны оказались вынужденными пойти на заключение ряда соглашений с Советской Россией, ни одна из них не согласилась еще на юридическое признание Советской власти. Нормальные дипломатические отношения были установлены только с пограничными государствами.

Значительная часть капиталистических стран продолжала вообще отказываться от любых отношений с Советской страной. В их числе были все страны Америки, большинство стран Европы, в первую очередь Франция. Непримиримую, открыто враждебную позицию по отношению к Советской стране занимало крупнейшее из капиталистических государств — США. Правящие круги США не только упорно отказывались сами установить связи с РСФСР, но и оказывали соответствующее воздействие на другие страны, добиваясь дипломатической изоляции РСФСР.

Таким образом, международная обстановка после ликвидации интервенции и окончания гражданской войны оставалась весьма сложной и трудной. Нормализация отношений с капиталистическими странами в результате их неприкрытой враждебности проходила медленно и напряженно.

Но эти трудности не могли заслонить главного — полоса мирного сосуществования стала фактом, период экономической и дипломатической блокады остался позади, международное положение Советского государства укреплялось. Советские республики получили реальные возможности для того, чтобы сосредоточить свое внимание на мирном социалистическом строительстве.

Отношения СССР с капиталистическими странами

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

На Западе родилась идея бойкота Московской Олимпиады в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан на встрече НАТО 1 января 1980 года. Впрочем, ещё до ввода войск британские лейбористы обсуждали возможность бойкота в знак протеста против преследования советских диссидентов и из-за ограничений на выезд евреев из СССР.

Официально президент США Картер предложил МОК перенести Олимпиаду в другую страну, , но получил отказ. Тем не менее в общей сложности московскую Олимпиаду-80 в той или иной форме бойкотировали спортсмены из 64 государств (правда, определённая их часть по экономическим, а не политическим причинам, а Иран, Мозамбик и Катар просто не были приглашены МОК). Однако правительства Великобритании, Франции, Италии и Испании разрешили своим Олимпийским комитетам самостоятельно принимать решения об участии в Олимпиаде. Атлеты из 29 бойкотирующих стран приняли участие в специально организованных США альтернативных Играх «Колокола Свободы» в Филадельфии, вошедших в историю как Олимпийские бойкот-игры

Читать еще:  К оборотному капиталу предприятия относится

Летние Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе бойкотировались всеми странами социалистического лагеря(кроме Румынии, Югославии и КНР). Официальной причиной ответного бойкота стал отказ организаторов Олимпиады-84 предоставить гарантии безопасности спортсменам из СССР и других стран Варшавского договора. Впрочем, многие западные наблюдатели и СМИ восприняли этот жест как ответ на предыдущий бойкот 1980 года и «доктрину Картера», предполагавшую недопущение внешних сил в Персидский залив и финансовую и военную помощь США афганским душманам

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника. В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, разместив в ГДР и ЧССР ракет средней дальности.

В ночь на четверг 1 сентября1983 года неподалёку от о. Сахалин произошла катастрофа южнокорейского Boeing 747 с 23 членами экипажа и 246 пассажирами на борту. Самолет отклонился от курса на 500 км в закрытое воздушное пространство СССР и пролетел над Камчаткой, пройдя ряд военных объектов, а затем уже над островом Сахалин, где он и был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15. Этим событиям начиная с 1982 г. предшествовали активные действия американских ВМФ и ВВС вблизи советских берегов на Дальнем Востоке, неоднократно нарушалось воздушное и морское пространство СССР. Катастрофа вызвала серьёзное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США.

СССР и социалистические страны

Руководство СССР еще с 1970-е гг. расширяло взаимодействие с социалистическими странами.

В 1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.

В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.

С НАЧАЛОМ ПЕРЕСТРОЙКИ

во внешней политике СССР произошли серьёзные изменения. В её основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана в 1989 г. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. С президентом США Рональдом Рейганом Горбачёв с 1985 по 1988 год провёл четыре большие двусторонние встречи, которые знаменовали существенное потепление отношений между СССР и Западом. (1985г. — в Женеве, 1986г. – в Рейкьявике, в 1987- в Вашингтоне, в 1988г. – в Москве). 2—3 декабря 1989 года на фоне крушения коммунистических режимов и бурных перемен в Восточной Европе, падения Берлинской стены состоялась встреча Горбачёва и нового американского президента Дж. Буша-старшего на Мальте. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений(СНВ-1). Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения. В 1990 г. было заключено соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств.

Горбачёв — первый советский лидер, совершивший государственный визит в Италию и Ватикан. Первые переговоры на высшем уровне состоялись в Риме 29-30 ноября 1989 года, они окончательно подвели черту под периодом недоверия и натянутых отношений, связанных с участием Италии в гитлеровской коалиции. 1 декабря 1989 года Горбачёв был принят Папой Иоанном Павлом II, второй раз президент СССР посетил Ватикан 18 ноября 1990 года. Эти встречи оказали влияние на отношение Горбачёва к христианским ценностям, спустя полтора месяца, 7 января 1991 года православное Рождество было объявлено в СССР государственным праздником—выходным днём. При президенте Горбачёве 15 марта 1990 года Советский Союз и Ватикан впервые установили дипломатические отношения и обменялись посольствами

В 1989—1990 годы Горбачёв сыграл ключевую роль в объединении Германии, В московском Договоре об окончательном урегулировании с Германией, который согласовал Горбачёв и от имени СССР 12 сентября 1990 года подписал министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе, зафиксировано, что в восточной части Германии, на территории бывшей ГДР, не станут создаваться новые военные структуры НАТО, развёртываться дополнительные войска, не будет размещаться оружие массового уничтожения. Данные обязательства соблюдаются и в XXI веке. О расширении же НАТО на восток в московском Договоре 1990 года ничего сказано не было: выбор США и их союзников в пользу расширения Североатлантического альянса на восток окончательно сформировался в 1993 г.

13 апреля 1990 года, во время визита в Москву президента Польши В. Ярузельского произошло официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катынив 1940г., когда НКВД были расстреляны почти 22 тыс. польских солдат и офицеров

21 ноября 1990 г. СССР и 35 государства Европы, США и Канада подписали «Парижскую хартию», где в качестве формы продвижения к объединённой Европе предполагалась возможность создания Совета Безопасности для Европы.

Перестройка, новое отношение советского руководства к западным соседям СССР как к равным партнерам, отказ от политики «ограниченного суверенитета» – все это создало новые условия для борьбы за демократическое переустройство восточноевропейских стран. В 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы произошли антикоммунистические перевороты. За несколько месяцев были смещены просоветские коммунистические режимы. Процесс начался с Польской Народной Республики, за этим последовали массовые протесты, приведшие к смене власти в ГДР, Чехословацкой Социалистической Республике и Народной Республике Болгария, а также реформы, осуществлявшиеся по инициативе коммунистических властей в Венгерской Народной республике. Смена власти прошла ненасильственным путём. В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы произошло вооруженное восстание.

Приход к власти в странах Центральной и Восточной Европы прозападных сил привел к разрушению сферы влияния СССР и резкому изменению баланса сил в Европе и в мире. На саммите на Мальте 3 декабря 1989 года лидеры США и СССР объявили об окончании холодной войны. В июле 1990 года канцлер объединяющейся Германии Гельмут Коль обратился к Михаилу Горбачёву с предложениями снять возражения по вхождению объединённой Германии в НАТО в обмен на экономическую помощь. В ноябре 1990 года на саммите в Париже, фактически, было объявлено об окончании холодной войны [8] .

Читать еще:  Источники воспроизводства основного капитала

1 июля 1991 года на встрече в Праге официально распущена Организация Варшавского договора. На саммите в тот же месяц Джордж Буш (старший) и Михаил Горбачёв объявили о советско-американском стратегическом партнёрстве. Президент США особенно отметил содействие СССР, оказанное во время войны в Персидском заливе.

Прекращение «холодной войны» вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией ОВД не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе «нового политического мышления». Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился.

Внешняя политика СССР в конце 60-х — начале 80-х гг.

Стремление к внутриполитической стабильности, заставляло лидеров СССР искать пути для снижения уровня международной напряженности. Проблемы были унаследованы из прошлых периодов советской истории и решение их, требовало новых подходов, переосмысленных в ключе реальностей развивающегося мира.

Взаимоотношения с капиталистическими странами

Контрастность международных отношений времен «холодной войны», когда был достигнут паритет в политике и вооружениях, привел мир к балансированию на грани новой мировой войны. Агрессия США в Индокитае еще больше осложнила отношения СССР и Запада.

Советские лидеры были убеждены в прочности позиций социалистического лагеря, а США, со своей стороны стремились выйти из вьетнамской авантюры, сохранив лицо. Это дало возможность, к началу семидесятых годов, запустить процесс установления прагматичных отношений СССР с США:

в 1969 году, Запад поддержал инициативу стран Варшавского договора о созыве общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству;

в 1970 году, договором между ФРГ и Советским Союзом признавали послевоенные границы как окончательные и отказывались от применения вооруженных сил для решения проблем;

в 1971 году, советские, американские, английские и французские представители подписали соглашение по Западному Берлину;

в 1972 году, Ричард Никсон, стал первым американским президентом, посетившим Москву, где были заключены соглашения об основах взаимоотношений между странами и договоры об ограничении ПРО и СНВ;

В 1973 году, с ответным визитом в США побывал Л. И. Брежнев, заключенное там соглашение об устранении угрозы ядерной войны завершило поворот к разрядке отношений между странами.

Европейское совещание в Хельсинки

Апогеем «разрядки» стал подписанный 33-мя европейскими странами и США Заключительный акт СБСЕ, в котором были:

  • подтверждены политические и территориальные итоги II Мировой войны;
  • скоординированы принципы доверия в военной сфере;
  • согласованы главные направления совместных усилий в экономической, научной и экологической сферах;
  • увязаны вопросы прав и свобод человека с внутренней политикой стран-подписантов Акта.

Подписание Заключительного акта было значимой победой политики мирного сосуществования. Относительная стабильность в отношениях с капиталистическими странами сохранялась вплоть до ввода ОКСВА в Афганистан. Страны Запада использовали этот повод для развязывания очередного раунда «холодной войны».

Роль региональных конфликтов в обострении ситуации

После Карибского кризиса центр противостояния СССР и США переместился в разные регионы мира. СССР и США выступали на стороне разных противоборствующих группировок:

  • во время агрессии США во Вьетнам;
  • в арабо-израильской войнах на Ближнем Востоке;
  • в Индо-Пакистанском конфликте ;
  • в антиколониальной борьбе народов Африки;
  • в гражданской войне в Никарагуа и Эфиопии;

Эти конфликты, локализованные в регионах были полем противоборства СССР и США, полигоном для испытания новейших вооружений, совершенствования военного планирования.

Отношения внутри лагеря социалистических стран

Концепция, на основе которой строились отношения с соцстранами носила негласное название: «доктрина Брежнева». Ее суть была заключена в том, чтобы любыми средствами обеспечить единство социалистического лагеря, во главе с Советским Союзом.

Предпринятая в 1968 году, лидерами Чехословакии попытка выйти из под опеки Москвы была подавлена. В ликвидации опасного прецедента, наряду с советскими войсками приняли участие войсковые подразделения из всех стран Варшавского пакта. Позднее, во время подобных событий в Польше, советское руководство не использовало в полном объеме «пражский опыт» и развитие ситуации имело печальные для мирового социализма последствия.

К началу 70-х годов обострились отношения с КНР, компартия которой выдвинула заявку на первенство среди социалистических и развивающихся стран. Ситуация противостояния дошла да военных конфликтов и острой идеологической борьбы на всех площадках сотрудничества, особенно после ухода Мао Цзедуна.

Полностью воплотить в жизнь «доктрину Брежнева» не получилось. Страны соцлагеря охотно пользовались всеми преимуществами, предоставляемыми им со стороны СССР, но при этом активно отстаивали свою независимость во всех сферах.

В целом советская внешнеполитическая деятельность эпохи 60-80-х годов имела устойчивую направленность на снижение уровня прямого противостояния Востока и Запада, разрешая острые углы через региональные войны. Но в это же время обозначилась тенденция движения СССР к системному кризису во внешней политике.

Внешняя политика СССР в середине 60-х — 80-х годов

В середине 60-х в начале 80-х годов СССР находился в состоянии противостояния с капиталистическим Западом. Внешняя политика в этот период носила контрастный характер: потепление в международных отношениях часто переходило в новое обострение противоречий.

Дипломатию СССР в середине 60- х в начале 80- х годов следует рассматривать в двух основных течениях политические отношения с социалистическим лагерем и капиталистическими государствами.

Внешняя политика Советского Союза с социалистическими странами

Дипломатические отношения Советского Союза со странами социалистического лагеря регулировала так называемая «доктрина Брежнева», смысл которой заключался в необходимости любыми путями сохранить единство пролетарских государств и закрепить руководящую роль СССР в социалистическом мире.

Советская армия активно участвовала в подавлении антисоциалистических восстаний в Чехословакии («пражская весна», 1968 года). Также была предпринята попытка вмешаться во внутреннее противостояние коммунистов и демократов в Польше, однако начинающейся социально экономический советский кризис заставил правительство СССР отказаться от применения пражского опыта.

В начале 70- х годов зародилось напряжение в советско-китайских отношениях. Коммунистическая партия Китая начала претендовать на лидерство в социалистическом лагере, постепенно вытесняя СССР. После непродолжительных военных конфликтов, и ухода из политической арены Мао Цзэдуна, дипломатические отношения Советского государства с дружественной республикой Китай были полностью разорваны.

Реализовать «доктрину Брежнева» правительству СССР до конца не удалось. Социалистические республики, охотно вступая с Советским Союзом в дипломатические отношения и пользуясь прерогативами, предоставляемыми могущественным «наставником» на внешнем рынке, все же активно отстаивали свой суверенитет и политическую независимость.

Воплощение мировой пролетарской революции значительно затягивалось, а со временем и совсем теряло актуальность.

СССР и капиталистический мир

Международные отношения сторон холодной войны отличались нестабильностью. В середине 60- х, между СССР и США был достигнут политический и военный паритет, что означало потенциальную угрозу начала Третьей Мировой войны.

Читать еще:  Примеры земли труда и капитала

Однако, во время официального визита Р. Никсона в Москву, в 1972 году между государствами был подписан договор, который ограничивал стратегическое владения ядерным оружием обеих страны, а также неприменение его в условиях мира. Это стало первым шагом к ядерному разоружению и значительно ослабило напряжение между державами.

С 1973 года международные отношения СССР со странами капиталистического Запада приобрели стабильность и основывались на дружественном добрососедстве, без выдвижения политических претензий. Дипломатические отношения с Западом дестабилизировались в 1979 году, когда советские вооруженные силы с интернациональной миссией вторглись на территорию Афганистана.

Начало войны в Афганистане не было основано на веских причинах мотивация помощи в строительстве социализма афганскому народу, выглядела неубедительно в глазах западной демократии.

Советское правительство игнорировало предупреждения Запада, что породило новый этап в холодной войне. К началу 80- х годов дипломатические отношения были окончательно разорваны, стороны опять вернулись к обоюдным угрозам ядерной атаки.

Отношение ссср с капиталистическими странами

Начало нормализации отношений СССР с капиталистическими странами в 20-е годы XX века

После окончания гражданской войны стали постепенно налаживаться дипломатические отношения Советского государства с большими и малыми капиталистическими странами. Серьезные успехи в этом направлении были достигнуты уже весной 1921 г. 18 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой.

Особенно важным было заключение торгового соглашения с Англией. Это соглашение, подписанное в Лондоне 16 марта 1921 г., носило не только экономический, но и политический характер. РСФСР и Великобритания обязывались воздерживаться от всяких враждебных действий по отношению друг к другу. Обе стороны могли обмениваться торговыми представителями, которым предоставлялся ряд дипломатических привилегий. Заключение соглашения означало фактическое признание Англией Советского правительства. Об этом заявил в палате общин английский премьер Ллойд-Джордж.

Таким образом, одно из крупнейших капиталистических государств — организаторов военных походов против Советской России — оказалось вынужденным признать ее де-факто, установить с ней определенные политические и торговые отношения. Это имело большое международное значение.

6 мая 1921 г. Советское государство заключило временное торговое соглашение с Германией. Во второй половине 1921 — первой половине 1922 г. был заключен еще ряд торговых соглашений— с Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Чехословакией.

В это же время была договорно закреплена начавшаяся несколько раньше нормализация отношений с государствами, расположенными вдоль южной границы Советского государства: с Турцией, Ираном, Афганистаном. Договоры с этими странами укрепляли международное положение республики Советов — после их заключения Советская страна имела нормальные дипломатические отношения с большинством пограничных государств. Значение этих договоров обусловливалось и тем, что они демонстрировали коренное, принципиальное отличие политики Советского государства от политики империалистов, рассматривавших страны Востока как объекты колониальной экспансии.

Договоры, соответствуя интересам Советского государства, вместе с тем полностью отвечали нуждам и требованиям сопредельных стран, давали прямую поддержку и защиту народам в их борьбе против империалистического закабаления. Это были первые в истории договоры между великой державой и странами Востока, основанные на принципах полного равноправия, уважения национальной независимости и государственного суверенитета.

Советско-иранский договор (26 февраля 1921 г.) закреплял аннулирование всех неравноправных российско-иранских соглашений, заключенных во времена царизма. Советское государство безвозмездно передавало Ирану полученные дореволюционной Россией концессии на шоссейные дороги, железнодорожные и телеграфно-телефонные линии, транспортные средства на Урмийском озере и др. Статья 6-я этого договора гласила, что в случае попыток других стран захватить территорию Ирана или использовать эту территорию для нападения на РСФСР Советское правительство получает «право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры» *.

28 февраля 1921 г. Г. В. Чичерин и Л. М. Карахатх подписали в Москве договор с Афганистаном. Договор гласил, что он заключается «в целях упрочения дружественных отношений между Россией и Афганистаном и ограждения действительной независимости Афганистана»2. 16 марта 1921 г. в Москве состоялось подписание договора о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией, а в октябре того же года договор с Турцией заключили закавказские советские республики.

Советское правительство предприняло ряд шагов по нормализации отношений с Китаем. Оно неоднократно заявляло об отказе от всех завоеваний русского царизма в Китае, о своем стремлении договариваться с Китаем на основе полного равенства. Во второй половине 1920 и в 1921 г. между Китаем и РСФСР велись переговоры, происходил обмен нотами. Однако в результате нажима империалистов на пекинское правительство политического или торгового соглашения между обеими странами в то время не было заключено.

Советское государство укрепляло дружеские связи с революционными силами Китая. Осенью 1920 г. Наркоминдел РСФСР направил письмо руководителю революционного Кантонского правительства на юге Китая Сун Ят-сену. В своем ответе Сун Ят-сен, выражая надежду на установление контакта с Москвой, говорил о большом влиянии российской революции на китайский народ.

На Дальнем Востоке самые дружеские отношения были установлены с молодым Монгольским государством. Советские войска по просьбе народного правительства Монголии помогли монгольскому народу разгромить силы наймита империалистов белогвардейца Унгерна. 5 ноября 1921 г. в Москве был подписан договор об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией.

Укрепление международного положения Советской России в 1921 г. было несомненным. Однако Советская страна все же непрерывно сталкивалась с враждебностью империалистических государств. Процесс установления торговых и дипломатических отношений сопровождался новыми попытками международного империализма вмешаться во внутренние дела Советского государства, поддержать контрреволюционные -силы России. Эти попытки находили свое выражение как в форме экономического и дипломатического нажима, так и в форме прямых военных провокаций.

Напряженность вызывало и то обстоятельство, что на территории нашей страны в 1921—1922 гг. еще находились японские оккупационные войска.

Хотя некоторые крупные капиталистические страны оказались вынужденными пойти на заключение ряда соглашений с Советской Россией, ни одна из них не согласилась еще на юридическое признание Советской власти. Нормальные дипломатические отношения были установлены только с пограничными государствами.

Значительная часть капиталистических стран продолжала вообще отказываться от любых отношений с Советской страной. В их числе были все страны Америки, большинство стран Европы, в первую очередь Франция. Непримиримую, открыто враждебную позицию по отношению к Советской стране занимало крупнейшее из капиталистических государств — США. Правящие круги США не только упорно отказывались сами установить связи с РСФСР, но и оказывали соответствующее воздействие на другие страны, добиваясь дипломатической изоляции РСФСР.

Таким образом, международная обстановка после ликвидации интервенции и окончания гражданской войны оставалась весьма сложной и трудной. Нормализация отношений с капиталистическими странами в результате их неприкрытой враждебности проходила медленно и напряженно.

Но эти трудности не могли заслонить главного — полоса мирного сосуществования стала фактом, период экономической и дипломатической блокады остался позади, международное положение Советского государства укреплялось. Советские республики получили реальные возможности для того, чтобы сосредоточить свое внимание на мирном социалистическом строительстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector