Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношения с развитыми капиталистическими странами

Отношения СССР с капиталистическими странами

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

На Западе родилась идея бойкота Московской Олимпиады в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан на встрече НАТО 1 января 1980 года. Впрочем, ещё до ввода войск британские лейбористы обсуждали возможность бойкота в знак протеста против преследования советских диссидентов и из-за ограничений на выезд евреев из СССР.

Официально президент США Картер предложил МОК перенести Олимпиаду в другую страну, , но получил отказ. Тем не менее в общей сложности московскую Олимпиаду-80 в той или иной форме бойкотировали спортсмены из 64 государств (правда, определённая их часть по экономическим, а не политическим причинам, а Иран, Мозамбик и Катар просто не были приглашены МОК). Однако правительства Великобритании, Франции, Италии и Испании разрешили своим Олимпийским комитетам самостоятельно принимать решения об участии в Олимпиаде. Атлеты из 29 бойкотирующих стран приняли участие в специально организованных США альтернативных Играх «Колокола Свободы» в Филадельфии, вошедших в историю как Олимпийские бойкот-игры

Летние Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе бойкотировались всеми странами социалистического лагеря(кроме Румынии, Югославии и КНР). Официальной причиной ответного бойкота стал отказ организаторов Олимпиады-84 предоставить гарантии безопасности спортсменам из СССР и других стран Варшавского договора. Впрочем, многие западные наблюдатели и СМИ восприняли этот жест как ответ на предыдущий бойкот 1980 года и «доктрину Картера», предполагавшую недопущение внешних сил в Персидский залив и финансовую и военную помощь США афганским душманам

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника. В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, разместив в ГДР и ЧССР ракет средней дальности.

В ночь на четверг 1 сентября1983 года неподалёку от о. Сахалин произошла катастрофа южнокорейского Boeing 747 с 23 членами экипажа и 246 пассажирами на борту. Самолет отклонился от курса на 500 км в закрытое воздушное пространство СССР и пролетел над Камчаткой, пройдя ряд военных объектов, а затем уже над островом Сахалин, где он и был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15. Этим событиям начиная с 1982 г. предшествовали активные действия американских ВМФ и ВВС вблизи советских берегов на Дальнем Востоке, неоднократно нарушалось воздушное и морское пространство СССР. Катастрофа вызвала серьёзное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США.

СССР и социалистические страны

Руководство СССР еще с 1970-е гг. расширяло взаимодействие с социалистическими странами.

В 1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.

В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.

С НАЧАЛОМ ПЕРЕСТРОЙКИ

во внешней политике СССР произошли серьёзные изменения. В её основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире.

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана в 1989 г. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. С президентом США Рональдом Рейганом Горбачёв с 1985 по 1988 год провёл четыре большие двусторонние встречи, которые знаменовали существенное потепление отношений между СССР и Западом. (1985г. — в Женеве, 1986г. – в Рейкьявике, в 1987- в Вашингтоне, в 1988г. – в Москве). 2—3 декабря 1989 года на фоне крушения коммунистических режимов и бурных перемен в Восточной Европе, падения Берлинской стены состоялась встреча Горбачёва и нового американского президента Дж. Буша-старшего на Мальте. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений(СНВ-1). Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения. В 1990 г. было заключено соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств.

Горбачёв — первый советский лидер, совершивший государственный визит в Италию и Ватикан. Первые переговоры на высшем уровне состоялись в Риме 29-30 ноября 1989 года, они окончательно подвели черту под периодом недоверия и натянутых отношений, связанных с участием Италии в гитлеровской коалиции. 1 декабря 1989 года Горбачёв был принят Папой Иоанном Павлом II, второй раз президент СССР посетил Ватикан 18 ноября 1990 года. Эти встречи оказали влияние на отношение Горбачёва к христианским ценностям, спустя полтора месяца, 7 января 1991 года православное Рождество было объявлено в СССР государственным праздником—выходным днём. При президенте Горбачёве 15 марта 1990 года Советский Союз и Ватикан впервые установили дипломатические отношения и обменялись посольствами

В 1989—1990 годы Горбачёв сыграл ключевую роль в объединении Германии, В московском Договоре об окончательном урегулировании с Германией, который согласовал Горбачёв и от имени СССР 12 сентября 1990 года подписал министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе, зафиксировано, что в восточной части Германии, на территории бывшей ГДР, не станут создаваться новые военные структуры НАТО, развёртываться дополнительные войска, не будет размещаться оружие массового уничтожения. Данные обязательства соблюдаются и в XXI веке. О расширении же НАТО на восток в московском Договоре 1990 года ничего сказано не было: выбор США и их союзников в пользу расширения Североатлантического альянса на восток окончательно сформировался в 1993 г.

13 апреля 1990 года, во время визита в Москву президента Польши В. Ярузельского произошло официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катынив 1940г., когда НКВД были расстреляны почти 22 тыс. польских солдат и офицеров

21 ноября 1990 г. СССР и 35 государства Европы, США и Канада подписали «Парижскую хартию», где в качестве формы продвижения к объединённой Европе предполагалась возможность создания Совета Безопасности для Европы.

Перестройка, новое отношение советского руководства к западным соседям СССР как к равным партнерам, отказ от политики «ограниченного суверенитета» – все это создало новые условия для борьбы за демократическое переустройство восточноевропейских стран. В 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы произошли антикоммунистические перевороты. За несколько месяцев были смещены просоветские коммунистические режимы. Процесс начался с Польской Народной Республики, за этим последовали массовые протесты, приведшие к смене власти в ГДР, Чехословацкой Социалистической Республике и Народной Республике Болгария, а также реформы, осуществлявшиеся по инициативе коммунистических властей в Венгерской Народной республике. Смена власти прошла ненасильственным путём. В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы произошло вооруженное восстание.

Приход к власти в странах Центральной и Восточной Европы прозападных сил привел к разрушению сферы влияния СССР и резкому изменению баланса сил в Европе и в мире. На саммите на Мальте 3 декабря 1989 года лидеры США и СССР объявили об окончании холодной войны. В июле 1990 года канцлер объединяющейся Германии Гельмут Коль обратился к Михаилу Горбачёву с предложениями снять возражения по вхождению объединённой Германии в НАТО в обмен на экономическую помощь. В ноябре 1990 года на саммите в Париже, фактически, было объявлено об окончании холодной войны [8] .

1 июля 1991 года на встрече в Праге официально распущена Организация Варшавского договора. На саммите в тот же месяц Джордж Буш (старший) и Михаил Горбачёв объявили о советско-американском стратегическом партнёрстве. Президент США особенно отметил содействие СССР, оказанное во время войны в Персидском заливе.

Читать еще:  Этапы международного движения капитала

Прекращение «холодной войны» вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией ОВД не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе «нового политического мышления». Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Отношения с капиталистическими странами и борьба за мир

4.3 Отношения с капиталистическими странами и борьба за мир

В отношениях с капиталистическими странами во главу угла поставлен экономический анализ. Подчёркивается увеличение инфляции, количества безработных, нарушение прав и свобод человека на Западе, усиление монополий, стремление угнаться за дешёвыми экономическими ресурсами – нефтью, ураном, цветными металлами.

Если 5 лет назад в докладе превалировали дружественные тона, изображающие отношение СССР к странам Запада, то уже в 1981 году отмечается, что США отказались от взаимопонимания и сотрудничества. В отношениях между этими странами преобладает настроение недоверия к СССР, звучат обвинения советской стороне о советской угрозе.

По разному складываются отношение СССР к европейским странам. В отношениях между СССР и Францией напряжения не заметно, экономическое и политическое сотрудничество остаётся на прежнем уровне. В отношениях с ФРГ экономическое сотрудничество подрывается политической критикой руководства ФРГ советской стороны. Размещение американских ракет в Великобритании не приносит ощущения мира в этот период в Европе. Дружеские связи у СССР остаются с Италией, Австрией, Швецией, Бельгией, Финляндией, Испанией, Кипром. Явным противником СССР в Европе выступает НАТО, которое пытается изменить положение сил в свою пользу.

В отношениях между СССР и Японией стали большую роль играть негативные моменты, главный из которых – ориентация на Китай и США. В отношениях с Латинской Америкой превалирует сотрудничество, укрепляются связи с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Мексикой и Перу. Есть возможность улучшения отношений с Канадой.

В конце главы подчёркивается, что СССР ориентирован на сосуществование стран с различной общественно-экономической системой. Советская сторона не склонна сводить идею сотрудничества разных стран к утопии, она по-прежнему верит в реализм таких отношений.

Последняя глава посвящена идеям мирного сотрудничества между странами. Главными лозунгами здесь выступали:

1. Борьба за ослабление угрозы войны;

2. Углубление разрядки напряжённости;

3. Обуздание гонки вооружений.

Советский Союз в этой главе затрагивает тему появление новых видов оружия. Ядерное, бактериологическое, химическое оружие появилось на Земле. Большое внимание уделяется прекращению разработок в США нейтронного оружия, убивающего всё живое, но оставляющее все материальные предметы в порядке. В этой связи важным является заключение договоров о нераспространении разных видов вооружений. СССР неуклонно стремиться следовать Программе мира 1971 года. Руководство страны готово участвовать в переговорах по международным «больным» точкам. На предложение СССР присоединиться к переговорному процессу в районе Персидского залива, США ответили обращением к СССР по ситуации с введением военного контингента в Афганистан. Предложение советской стороны заключается в создании авторитетного международного комитета, регулирующего вопрос с ядерным оружием.

«Не подготовка к войне, обрекающая народы на бессмысленную растрату своих материальных и духовных богатств, а упрочение мира — вот путеводная нить в завтрашний день», — так заканчивается большая часть отчёта съезда КПСС, посвящённый международным делам. Это окончание символично. В условиях, когда нарастает напряжённость, никогда нет безальтернативности войне, в любую минуту можно перейти к миру. Мир дороже какой-нибудь войны.

Мы можем подвести итоги главы. Съезд 1981 года не осознал обострившиеся отношения между странами. Усилились негативные оценки отношений со странами Запада. Съезд не акцентировал внимание на проблему Афганистана, Ближнего и Среднего Востока. Понимание проблем носит вопрос различий общественно-экономической системы.

Можно подвести итоги. Отчёты о работе съездов КПСС 1976 и 1981 года заключают в себе, как положительные моменты, так и негативные. Нужно отметить сильную структурированность отчёта. Каждая глава имеет своё место. Различия носят только временной характер, т. е. за пять лет в международной политике произошли новые события. Структура отчёта вносит небольшие изменения в связи с переменой курса во внешней политике. Появилась глава о международном коммунистическом движении.

Положительными чертами советской стороны можно назвать то, что СССР первым выдвинул лозунг борьбы за мир. Именно по инициативе СССР появились международные договоры, повлиявшие на ограничение различных видов вооружения. Выдвинутые лозунги, такие как ограничение гонки вооружений, ликвидации иностранных военных баз до сих пор являются актуальными.

Внешнюю политику Советского Союза можно охарактеризовать, как глобальную. СССР пытается определить отношения к различным группам стран, от США до стран Африки и Латинской Америки. В структуре внешней политики СССР делит все страны на разные группы: капиталистические, социалистические, развивающиеся, освободившиеся. СССР изначально окрашивает мир в чёрно-белый цвет. Выбор социалистического пути признаётся прогрессивным. В отношении стран капиталистического развития одно из обвинений звучит, как нарушение прав и свобод человека.

СССР декларировал одни принципы, а на практике происходило другое. СССР выступал против гонки вооружений, хотя сам злоупотреблял этим. В докладе 26 съезда была полностью проигнорирована тема военного конфликта в Афганистане, начавшегося в 1979 году. Это связано с секретным смыслом этой операции, который тогда разглашать ещё было невозможно.

СССР не мог полностью понять смысла международной политики. Ирано-иракская война была названа противоречащей политике этих двух стран. Советская политика не могла понять особенностей столкновения культурных и религиозных противоречий между странами. Афганистан – ярчайший пример.

Демонстративным можно назвать попытку обрисовать улучшение положения социалистических стран. Явно надуманным выглядит комментарий к ситуации в Польше, где, по мнению СССР, враги социализма выступили вместе с внешними силами против коммунистической власти.

Но при всех недостатках, доклад не может не показать основной курс СССР – за развитие социализма любыми путями и за мир во всём мире.

Отношения с развитыми странами

Развитие отношений России с передовыми капиталистическими странами шло под знаком углубления разрядки и расширения культурных и экономических контактов. В 1996 г. на долю ЕС приходилось уже 40% российской внешней торговли. Россия приобрела статус специального члена Международного валютного фонда и добилась получения экономической помощи от этой организации. Однако цена за это, по мнению ряда экспертов, была чрезвычайно высокой: Россия, по существу, согласилась с невозвращением долгов многими странами Азии и Африки и вынуждена была придерживаться не всегда оправданных в российских условиях рекомендаций МВФ при проведении реформ.

В отношениях с Западом США по-прежнему выступали в качестве привилегированного партнера России. В 1992-1993 гг. в центре российско-американских переговоров главной проблемой оставалось сокращение вооружений. В июне 1992 г. в ходе визита Ельцина в США была достигнута договоренность о крупнейших сокращениях стратегических вооружений.

В январе 1993 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин и американский Президент Д.Буш подписали в Москве российско-американский договор СНВ-2, по которому на 2/3 сокращался ядерный потенциал двух стран. Подписание договора СНВ-2 вызвало разноречивые отклики российских экспертов. Можно выделить критические и одобрительные оценки глобального по своему масштабу соглашения.

Постепенно отношения Россия-Запад утрачивают безоблачный характер, Россия тверже начинает отстаивать свои национальные интересы, что ей, в условиях потери былого могущества, делать неизмеримо сложнее. Политическое руководство к 1994 г. осознало ущербность козыревского курса на «сердечный союз» с Западом любой ценой. Идиллические взгляды на перспективы российско-американского сотрудничества омрачаются осознанием факта, что «партнерство» в американском понимании не означает реального равноправия России в мировой политике, рассматривается как «партнерство с позиций превосходства». Диалог с западными державами утяжеляется, хотя о былой конфронтации речи нет. Весьма серьезными были расхождение России и западноевропейских держав по вопросам югославского урегулирования, задержки с ратификацией Государственной Думой договора ОСВ-2 и готовность России поставлять ядерные технологии Ирану вызывали напряженность в отношениях с США. Но наиболее острой проблемой становится расширение НАТО на Восток.

Этот вопрос задевает жизненно важные интересы России, США, стран Западной и Восточной Европы. Не случайна болезненная реакция на его разрешение всех заинтересованных сторон. Для НАТО вопрос о расширении в принципе был решен уже в 1994 г., другое дело, что не было определенности, кого, когда и как принимать в новые члены Северо-Атлантического союза. Для стран Восточной Европы, равно как и для западных республик бывшего Советского Союза, вхождение в НАТО весьма привлекательно прежде всего с точки зрения политической и экономической интеграции. Россия первоначально считала для себя абсолютно неприемлемым любое расширение НАТО на Восток и заявляла о том, что вынуждена будет предпринять ответные меры. Тем не менее, Россия не отказывалась вести диалог с Западом ради поиска выхода из тупика, с 1994 г. участвует в совместной с НАТО программе «Партнерство во имя мира». Наконец, 13 мая 1997 г. в результате напряженных переговоров генерального секретаря НАТО Х.Солано и министра иностранных дел Е.Примакова была достигнута принципиальная договоренность по вопросу отношений России с Северо-Атлантическим альянсом. 27 мая в Париже главами государств-членов НАТО и России подписывается «Основополагающий акт Россия-НАТО». Россия соглашалась на расширение НАТО при минимизации риска для своей безопасности. НАТО давало гарантии неразмещения ядерного оружия во вновь присоединившихся странах и неиспользования своей военной мощи в ущерб России. Альянс отказывался от размещения на длительный срок на территории новых членов больших воинских группировок. Кроме того, России предоставлялась возможность участвовать в обсуждении невоенных вопросов деятельности НАТО.

Читать еще:  Особенности использования заемного и собственного капитала

В конечном счете, как Россия, так и ее западные партнеры на современном этапе приходят к пониманию необходимости построения своих отношений прежде всего на почве совпадения реальных интересов, что следует делать с учетом усложнившейся многополюсной системы межгосударственных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

Авторханов А. Империя Кремля. Вильнюс, 1990.

Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Вильнюс-Москва, 1992.

Архивы раскрывают тайны. М., 1991.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. М.,1991.

Боффа Д. История Советского Союза. Т.1-2. М.,1990.

Брежнев Л.И. Материалы к биографии. М., 1991.

Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. М., 1990.

Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992.

Власть и оппозиция. М., 1995.

Волкогонов Д.А. Ленин. Т.1-2. М., 1994.

Волкогонов Д.А. Сталин. Т.1-2. М., 1992.

Волкогонов Д.А. Троцкий. Т.1-2. М., 1992.

Восленский М. Номенклатура. М., 1992.

Гордон Л., Клопов Э. Что это было. М.,1989.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Ельцин Б.Н. Записки Президента. М., 1994.

Звенья: Исторический альманах. М., 1991.

Историки спорят. М., 1988.

Историческое значение НЭПа. М., 1990.

История политических партий в России. М., 1995.

История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

История России. Екатеринбург, 1992.

История современной России. М., 1995.

Канун и начало войны: Документы и материалы. Л., 1991.

Карр Э. История Советской России. Кн.1-12. М., 1990.

Конквест Р. Большой террор. Рига, 1991.

Коэн С. Бухарин. Политическая биография. М.,1988.

Крушение социализма. СССР, Россия в эпоху перестройки и постперестройки. Екатеринбург, 1994.

Латышев А. Рассекреченный Ленин. М., 1996.

Ленинская концепция социализма. М., 1990.

Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И.Брежнева. Кн.1. М., 1991.

Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990.

Мельгунов С.П. Красный террор в России. М., 1990.

Меньшиков С.М. Катастрофа или катарсис. М., 1990.

Наше Отечество. М., 1991. Т.2.

Открывая новые страницы. М., 1989.

Пайпс Р. Русская революция. Т.1-2. М., 1994

Печенев В. Горбачев. К вершинам власти. М., 1991.

Политические системы СССР и стран Восточной Европы. 20-60-е гг. М., 1991.

Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация. Т.2. М., 1996.

Реабилитация: политические процессы 30-50-х гг. М., 1991.

Режим личной власти Сталина. К истории формирования. М., 1989.

Роговин В.З. 1937. М., 1996.

Рогожин А.С., Шеметов В.Н. Экономика СССР в годы предвоенных пятилеток. Свердловск, 1989.

Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу. Т.1-2. М., 1992.

Россия в ХХ веке. М., 1994.

Согрин В.В. Политическая история современной России (1985-1994 гг.). М., 1994.

Славко Т.И. Кулацкая ссылка на Урале: 1930-1936. М., 1995

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ// Собр. соч. в 7 т. — Т.5-7.

Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки. М., 1988.

Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди. М., 1989.

Суровая драма народа. М., 1989.

Такер Р. Сталин. Путь к власти. М.,1990.

Тоталитаризм и личность. Пермь, 1994.

Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.

Трудные вопросы истории. М., 1991.

Фест И. Гитлер. Т.1-3. Пермь, 1993.

Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. М., 1996.

Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992.

Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917-1991 гг. М., 1994.

Хрущев Н.С.: Материалы к биографии. М., 1989.

1939 год: Уроки истории. М., 1990.

Шапиро Л. Коммунистическая партия Советского Союза. Лондон, 1990.

Торговля с промышленно развитыми капиталистическими странами.

Торговля с промышленно развитыми капиталистическими странами в послевоенные годы прошла несколько этапов. Вскоре после окончания 2-й мировой войны 1939—45 США, а вслед за ними и другие капиталистические страны перешли к политике «холодной войны» и к установлению запретов на торговлю с СССР и другими социалистическими странами. Однако уже к середине 50-х гг. для многих на Западе стало очевидным, что такая политика не может приостановить неуклонный подъём народного хозяйства СССР и других социалистических стран и лишь наносит ущерб экономическим интересам капиталистических стран. В этих условиях во 2-й половине 50-х гг. начался, хотя и медленный, процесс нормализации внешней торговли, кредитных и других отношений СССР с рядом капиталистических стран.

В дальнейшем, особенно в 1-й половине 70-х гг., этот процесс нормализации усилился. Оживилась торговля с Францией, Италией, Японией, Великобританией. В 1971—75 нормализовались торговые отношения с ФРГ и другими странами (см. табл. 8). Получили развитие и новые формы сотрудничества. Основными причинами этого явились дальнейшие изменения соотношения сил на мировой арене в пользу стран социализма, неизменная политика СССР, направленная на всемерное развитие международного разделения труда и укрепление дружественных связей с другими государствами, переход от конфронтации к разрядке напряжённости, а также переход большинства развитых капиталистических стран от политики ограничения к политике расширения торговли с СССР и другими социалистическими странами. Под влиянием указанных факторов торговля Советского Союза с развитыми капиталистическими странами уже вступила или вступает в новый этап развития, отвечающий принципам мирного сосуществования и равноправного взаимовыгодного сотрудничества. Этот этап характеризуется, прежде всего, высокими темпами роста товарооборота (см. табл. 7).

Товарооборот СССР с промышленно развитыми капиталистическими странами (в ценах соответствующих лет), млн. руб.

Товарооборот СССР с промышленно развитыми капиталистическими странами достиг в 1975 15,8 млрд. руб., превысив уровень 1965 в 5,6 раза. Доля этих стран в товарообороте СССР возросла до 31%.

Советский Союз экспортирует в промышленно развитые капиталистические страны многие виды сырьевых товаров и материалов — нефть и нефтепродукты, сырьё для металлургической промышленности, металлы, целлюлозу, бумагу, различные виды лесоматериалов и текстильных материалов. Машины и оборудование занимают незначительный удельный вес в экспорте СССР в эти страны, хотя их номенклатура уже достаточно широкая — станки металлорежущие, кузнечно-прессовое оборудование, энергетическое и электротехническое оборудование, горное и металлургическое оборудование, часы, приборы, телевизоры, инструменты, автомобили и др. Советский импорт из этих стран состоит из машин и оборудования, различных сырьевых товаров для тяжёлой промышленности, а также из потребительских товаров и сырья для их производства.

Товарооборот СССР с некоторыми промышленно развитыми капиталистическими странами (в ценах соответствующих лет), млн. руб.

Быстрый рост товарооборота СССР с развитыми капиталистическими странами укрепляет материальную базу мирного сосуществования стран с различными социально-экономическими системами. Вместе с тем решены ещё не все проблемы в торговых отношениях СССР с этой группой стран. В частности, не полностью ликвидированы некоторые искусственные препятствия в торговле, созданные на Западе в годы «холодной войны». В первую очередь это относится к торговле между СССР и США. В 70-е гг. в результате советско-американских встреч на высшем уровне в торговых отношениях между СССР и США произошли прогрессивные изменения. Однако под давлением представителей некоторых наиболее реакционных кругов США американский конгресс в декабре 1974 принял решение, в соответствии с которым предоставление Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования (см. Наибольшего благоприятствования принцип) и государственных экспортных кредитов, т. е. создание общепринятых в мировой практике предпосылок для успешной взаимной торговли, ставилось в зависимость от принятия Советским Союзом ряда условий, не имеющих никакого отношения к торгово-экономической области. Тем не менее, интерес значительной части деловых кругов США к развитию торговых отношений с СССР не только не ослабевает, а продолжает возрастать.

Исключительно большое значение для дальнейшего развития равноправного взаимовыгодного сотрудничества между государствами с различным социальным строем имеет Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975. Этот документ открывает качественно новый этап в международных отношениях, обобщает опыт, накопленный в сфере международной торговли. Одновременно он вносит существенные новые элементы в будущее развитие двусторонних и многосторонних торговых связей. Впервые здесь на широкой международной основе конкретизирована идея общеевропейского сотрудничества в создании более благоприятных условий для развития международной торговли, улучшения деловых контактов. Принятые всеми странами принципы такого сотрудничества создают новые возможности для существенного расширения торговли между СССР и развитыми капиталистическими странами.

Читать еще:  Рыночная стоимость капитала фирмы

В 10-й пятилетке (1976—80) намечается значит. увеличение внешнеторгового оборота, в том числе и с промышленно развитыми капиталистическими странами. Перед советскими внешнеторговыми организациями поставлена задача дальнейшего повышения эффективности, улучшения структуры и баланса внешней торговли. Сырьё будет и впредь оставаться крупной статьей советского экспорта, но повысится удельный вес в экспорте СССР наиболее выгодных сырьевых товаров, будет обеспечена более глубокая переработка продаваемого сырья. Поднимется в экспорте доля продукции обрабатывающей промышленности. Импортная политика будет нацелена на решение главных задач, поставленных перед советской экономикой, на повышение её эффективности.

Отношения с капиталистическими странами

В отношениях с капиталистическими странами принципиальное значение имели возведенные в закон выводы XX съезда КПСС о возможности предотвращения войн в современную эпоху и о мирном сосуществовании государств двух социальных систем.

Послевоенную международную ситуацию определяли советско-американские отношения. В «хрущевский» период советской истории они характеризуются нестабильностью и контрастностью.

Первый визит главы Советского правительства и руководителя коммунистической партии в США состоялся 15-27 сентября 1959 г. по приглашению президента США Д. Эйзенхауэра. Цель визита была сломать лед «холодной войны», наладить взаимовыгодное сотрудничество двух стран, обсудить проблему разоружения. В советской печати визит Хрущева в США был представлен как визит мира и дружбы. На весну 1960 г. был намечен ответный визит президента США в СССР, однако он был сорван.

В 1962 г. советское руководство приняло решение создать на американском континенте свою ракетно-ядерную базу как средство давления на основного соперника, поскольку США имели подобную базу у границ СССР на территории Турции. Операция под названием «Анадырь» по переброске войск, боевой техники и ядерных ракет на Кубу началась 28 августа 1962 г. В октябре 1962 г. американская воздушная разведка раскрыла советские планы.

Начался Карибский (ракетный, Кубинский) кризис (22 октября – 20 ноября 1962 г.). Это был самый опасный международный конфликт – мир оказался поставлен у порога третьей мировой войны, на этот раз ракетно-ядерной и последней.

Осознание смертельной опасности заставило руководителей СССР и США срочно обратиться к политическому разрешению конфликта. В ходе секретных переговоров руководство СССР отказалось от прежнего замысла и обещало в короткие сроки демонтировать начатое строительство ракетной базы. В ответ руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции и оставить попытки насильственно изменить политический строй Кубы. Карибский кризис стал для ядерных держав серьезным экзаменом на выдержку и ответственность перед мировым сообществом.

Функции ракетной базы у американских берегов стали исполнять советские стратегические подводные ракетоносцы. Они имели преимущество по части скрытности и мобильности.

Отношения с социалистическими странами

В отношениях СССР с социалистическими странами большое значение имел вывод XX съезда КПСС о формах перехода различных стран к социализму. Наряду с советской формой преобразования общества на социалистических началах, была признана оправданной форма народной демократии.

1956 г. стал годом серьезных испытаний прочности социалистического лагеря. Разоблачение культа личности вызвало волну антисоветизма в ряде социалистических стран Европы – прежде всего, в Польше и Венгрии. В октябре 1956 г. возникла угроза выхода этих стран из военно-политического союза и переориентации их на Запад.

Прочность социалистического лагеря в Европе определялась прочностью Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи. В 1959 г. был принят Устав СЭВ, который увязывал дальнейшее развитие экономического сотрудничества с разделением труда между странами-членами Совета путем координации народнохозяйственных планов.

Прочность социалистического лагеря в целом определяли советско-китайские отношения. Они строились на основе договора о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанного между двумя странами в феврале 1950 г. в Москве.

В 1950-е годы с помощью СССР в Китае было построено, восстановлено или реконструировано более 400 промышленных предприятий, 44 электростанции, СССР поставил Китаю промышленного оборудования более чем на 2 млрд. рублей, передал свыше 24 тыс. комплектов технической документации и более 4000 патентов, в том числе на самые передовые автоматические линии, прокатные станы, машины, приборы, технические процессы. При этом Китай оплатил только расходы за копирование и пересылку документов.

В 1957 г. было заключено соглашение, предусматривавшее передачу Китаю новейших технических достижений, в первую очередь в военной области, в частности технологии производства ракеты Р-12.

К концу 50-х годов в Китае работало 8000 советских специалистов и более 2000 ученых. В СССР прошли обучение 11 тыс. китайских студентов и более 8000 рабочих и техников. Всесторонняя кооперация экономик двух стран ставила на прочные основы индустриализацию Китая.

На рубеже 1950-х – 1960-х гг., особенно после победы народной революции на Кубе (1959 г.), социалистический лагерь казался прочным как никогда. В его составе было 14 государств: СССР, Китайская Народная Республика, Польская Народная Республика, Чехословацкая Народная Республика, Венгерская Народная Республика, Румынская Народная Республика, Народная Республика Болгария, Народная Республика Албания и др. Социалистический лагерь поддерживали более 10 стран «социалистической ориентации», в том числе Индонезия, Египет, Алжир, Сирия, а также коммунистические и рабочие партии многих стран мира.

Однако в 1960-е годы экзамен на прочность социалистический лагерь не выдержал. Главная причина тому – раскол советско-китайских отношений. Основой для него стало несовпадение военно-стратегических интересов двух стран. Первые признаки подозрения в искренности и доброжелательности СССР зародились у китайского руководства в октябре 1954 г., во время празднования 5-й годовщины КНР. В доверительной беседе с Хрущевым Мао Цзэдун высказал просьбу помочь Китаю построить подводный флот и организовать производство атомных бомб.

Хрущев, избегая дипломатии и ссылок на необходимость детального обсуждения вопроса, сразу ответил отказом, пообещав прикрыть Китай своей мощью при возникновении реальной угрозы.

Но самым серьезным ударом по советско-китайским отношениям стало санкционированное Президиумом ЦК КПСС решение Н.С. Хрущева в марте 1960 г. в срочном порядке отозвать из Китая всех специалистов и советников. Все виды работ на ходу были брошены. Это вызвало паралич китайского производства и нанесло экономике страны огромный крон.

Роковой конфликт между КПСС и КПК, СССР и КНР разрушил единство лагеря социализма, нанес непоправимый урон международному коммунистическому движению. С начала 60-х гг. Советскому Союзу пришлось вести «холодную войну» на два фронта – против США и их союзников по НАТО и против Китая. Она подорвала силы СССР, обрекла его на историческое поражение.

Тема: СССР в 1964 – 1985 гг.

Студент должен знать: основные направления экономической реформы 1965 г., основные тенденции общественно-политического развития СССР в 1964-1985 гг., основополагающие моменты Конституции СССР 1977 г.

Студент должен уметь: перечислить, объяснить основные направления экономической реформы 1965 г., объяснить основные тенденции общественно-политического развития СССР в 1964-1985 гг.

План лекции

1. Экономика в 1965-1970 гг.

— Экономическая реформа 1965 г.

— Экономика в 1970 – первой половине 1980-х гг. (промышленность, сельское хозяйство)

— Итоги социально-экономического развития

2. Общественно-политическое развитие. Развитой социализм. Конституция СССР 1977 г. Концепция советского народа.

В 1965 г. в центре внимания стояли вопросы экономики. Было решено укрепить экономические отношения в обществе, поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начать стабилизацию экономики с сельского хозяйства.

Экономика в 1965 – 1970 гг.

24-26 марта 1965 г. пленум ЦК КПСС обсудил неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. С докладом по основному вопросу выступил Л.И. Брежнев. Это было его первое выступление на партийном пленуме в качестве Первого секретаря ЦК.

Подъем колхозного и совхозного производства был назван жизненно важной задачей. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК поручил правительству СССР принять неотложные меры для этого, в т.ч. повысить государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; установить твердый план государственных закупок на 6 лет (1965 – 1970 гг.); ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продажу продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню, прежде всего – в производство сельскохозяйственной техники. Пленум обошел молчанием вопросы развития личного подсобного хозяйства.

Стабильный долговременный план, хорошие цены, государственные кредиты – все это привело к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×