Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансирование дефицита государственного бюджета

Финансирование дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета является одним из важных макроеко-номических показателей, который характеризует стойкость экономической системы.

Страны, которые создали эффективные экономические системы, имеют положительное сальдо или незначительный дефицит.

В Украине на протяжении последних лет наблюдается дефицит государственного бюджета.

Дефицит обусловлен как недостаточными поступлениями, вызванными экономическим кризисом, так и чрезмерными (относительно доходов) расходами в поддержку неэффективных областей, ликвидацию последствий на ЧАЭС, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.

Сокращение дефицита за счет уменьшения расходов на социальную сферу является нецелесообразным, поскольку может вызвать ее полное разрушение, снижение жизненного уровня самых бедных слоев населения, а это будет иметь негативные политические следствия.

Поэтому важными являются поиски путей увеличения доходов государственного бюджета, в частности, расширение базы налогообложения за счет развития предпринимательства, внедрения налога на недвижимость, а также за счет продажи части государственного имущества.

Основными путями покрытия дефицита государственного бюджета являются:

— дополнительная эмиссия наличных денег;

— продажа государственных ценных бумаг;

Накопление сумм бюджетного дефицита формирует государственный долг.

Государственный долг имеет негативные экономические следствия:

усиливает дифференциацию доходов населения;

снижает стимулы развития производства;

— содействует передаче созданного продукта за границу;

— снижает международный авторитет страны;

— усиливает неуверенность населения относительно будущего;

— угрожает экономической безопасности страны.

По состоянию на 1 октября 2006 г. валовой внешний долг Украины достигал 45 млрд долл. Доля государственного долга составляла 25,7 %, или 11,6 млрд долл. Доля банковских долгов возросла до 21,5 % , а долгосрочных обязательств небанковских корпораций — до 25,6 %.

Валовой внешний долг страны представляет свыше 50 % ВВП, внешний государственный долг является незначительным (14 — 15 % ВВП), однако они усиливают риски относительно обеспечения финансовой стабильности в Украине.

Внешний долг государства — это накопленные обязательства государства иностранным государствам; иностранным частным лицам и организациям; международным финансовым учреждениям.

Внутренний долг государства — это обязательства перед банками, кредиторами, владельцами государственных ценных бумаг, задолженность по заработной плате, пенсиям и другим выплат гражданам.

Государственный долг — объективное экономическое явление, обусловленное привлечением государством дополнительных финансовых ресурсов на условиях кредита для обеспечения реализации функций и задач, положенных на него.

Среди украинских экономистов и научных работников преобладают негативные взгляды на привлечение государством внешних финансовых ресурсов.

Следует отметить, что полный отказ от государственного заимствования, как внутреннего, так и внешнего, невозможен, поскольку необходимо обеспечивать обслуживание и погашение уже накопленного государственного долга, поддерживать платежный баланс, сохранять и накапливать валютные резервы.

Государственным долгом необходимо управлять.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность государственных мер, которые связаны с выпуском и погашением государственных долговых обязательств, определением ставок процентов и выплатой дохода по государственным ценным бумагам, установлением лимита долга, поддержанием курса государственных обязательств, определением условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Угрозу экономикепредставляет не столько государственный долг как такой, особенно если он не очень отвергается по своим параметрам от обобщенных макроэкономических показателей, сколько рост суммы расходов на его обслуживание.

Стратегической задачей бюджетно-налоговой политики является минимизация стоимости обслуживания государственного долга.

Правительства всех уровней при управлении долгом ставят задачу достижения оптимальной структуры долга, а также хотят соблюдать «золотое правило» государственных финансов: увеличение долгосрочных займов при сокращении удельного веса краткосрочных займов.

Обслуживание долга — это комплекс мер по погашению займов, выплаты процентов по ним, уточнению и изменению условий погашения выпущенных займов.

Обслуживанием внутреннего долга занимаются эмиссионные банки стран, которые выступают финансовыми агентами казначейства или Министерства финансов.

Варианты финансирования бюджетного дефицита: кредитно — денежная эмиссия (монетаризация); базовое финансирование (внутреннее и внешнее); увеличение налоговых поступлений, доходов от приватизации.

Монетаризация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться эмиссией денежной наличности, а осуществляться в виде расширения кредитов центрального банка предприятиям по льготным ставкам.

Дефицит бюджета, который непосредственно финансируется центральным банком, имеет негативное влияние на платежный баланс, поскольку увеличивается предложение денег. Он порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, разные финансовые активы, который приводит к росту цен и повышению уровня инфляции.

В переходных экономиках монетаризация дефицита государственного бюджета используется в случаях значительного внешнего долга, исчерпанных возможностей внутреннего долгового финансирования и резкого уменьшения официальных валютных резервов центрального банка.

Внутреннее долговое финансирование государственного дефицита предусматривает выпуск правительством облигаций государственного займа и других государственных ценных бумаг, которые обеспечивают увеличение спроса на кредитные ресурсы.

Государственные ценные бумаги будут пользоваться спросом при условии большего дохода с них по сравнению с другими вариантами вкладывания денежных средств. Если доход будет низким, то возможности внутреннего долгового финансирования государственного дефицита значительно уменьшатся, независимо от уровня развития внутреннего рынка капитала. В таком случае владельцы средств будут покупать не облигации, а товары, будут вкладывать средства за границей.

Этот образ финансирования государственного дефицита не отстраняет угрозы роста инфляции, а лишь отодвигает ее.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение субсидий, льготных займов по низким ставкам с продолжительными периодами погашения) является наиболее привлекательной формой. Она эффективна при условии, если внутренние процентные ставки выше среднемировых, и есть возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Однако если макроэкономическая политика направлена на относительное сокращение внутреннего долгового дефицита бюджета за счет использования внешних источников, то восстановить равновесие платежного баланса сложно. При этом не устраняется дефицит государственного бюджета, а наоборот, увеличивается внешняя задолженность.

Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Что такое бюджетный дефицит

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами.

Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.

Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.

Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.

Профицит и сбалансированный бюджет

Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.

Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.

Причины бюджетного дефицита

Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.

Рост неоплаченного государственного долга.

Сокращение доходов из-за экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.

Неэффективность финансовой системы государства.

Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.

Виды бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.

Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.

Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.

Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Последствия дефицита бюджета

Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.

Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.

Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.

Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.

Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.

Читать еще:  Характеристика государственных органов осуществляющих финансовую деятельность

Доходы от продажи государственного имущества.

Использование государственных резервов.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.

Кредиты иностранных государств.

Кредиты зарубежных банков и фирм.

Кредиты международных финансовых организаций.

Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:

Денежная эмиссия . Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.

Секвестирование бюджета . Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.

11.3 Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег (монетизация дефицита), за счет займа у населения

своей страны (внутренний долг) и за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий — долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

• рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

• эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

• он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

• это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Насе

Тема 11. Государственный бюджет

ление в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать — это «почти деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент). Недостатки этого способа:

• по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е.

11.3. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования

может привести к всплеску инфляции в будущем1. С этим связан второй недостаток финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа;

• данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию.

Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

• существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены — ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются2.

Финансирование дефищгга нкударственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).

Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

1 Т. Сарджент и Н. Уоллис показали, что, если ожидания экономических агентов рациональны, уровень инфляции может повыситься уже в настоящем.

2 Экономический механизм эффекта вытеснения обычно объясняется так: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг, рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет; рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций.

Тема 11. Государственный бюджет

Недостатки этого способа:

• необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

• невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;

• необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

• при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

Дефицит государственного бюджета. Государственный долг

6.2. Финансирование дефицита бюджета

Финансирование дефицита денежных средств сектора государственного управления включает консолидированное финансирование дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных фондов. Центральное место занимает финансирование дефицита федерального государственного бюджета. Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.

Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления расходов органов государственного управления и источников их покрытия. Он равен величине заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга, минус приобретение финансовых требований к субъектам других секторов экономики в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета изменений, вызванных переоценкой их стоимости). Следует отметить, что в финансирование включается только погашение основной суммы долга, в то время как выплата процентов отражается в категории расходов.

Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основными способами: за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает так же влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управления остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, категория финансирования включает заимствование, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Финансирование дефицита с помощью займов. Категория финансирования охватывает потоки платежей, поступающих к сектору государственного управления и исходящих от него, которые приводят к возникновению или погашению платежных требований. К ней относятся операции , посредством которых осуществляется управление ликвидными средствами в целях обеспечения бесперебойного функционирования органов государственного управления. Таким образом, государственные финансы оказываются участниками рынка денежных капиталов. В отличие от обязательных и безвозвратных налоговых и неналоговых поступлений заемные средства предоставляются на условиях возвратности и платности. При этом денежные средства могут предоставляться либо в виде непосредственных банковских ссуд, либо в обмен на ценные бумаги.

Читать еще:  Понятие финансов государства

Для финансирования дефицита бюджетов с помощью займов привлекаются свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира путем использования различных финансовых инструментов: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций развития, правительств, банков и поставщиков. В этом плане заимствование как категория государственных финансов отражает денежные отношения между органами государственного управления и юридическими и физическими лицами, в которых первые могут выступать как в роли кредиторов, так и заемщиков. Государство прибегает к выпуску долговых обязательств (эмиссии ценных бумаг) для финансирования дефицита бюджета, рефинансирования старых долгов, финансирования различных программ, например проведения антиинфляционных мероприятий, финансирования непредвиденных государственных расходов, например в случае выпуска жилищных сертификатов и облигаций внутренних займов. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлекательность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность .

Возможности размещения государственных ценных бумаг и стоимость обслуживания государственного долга во многом определяются их качественными характеристиками. Они могут быть обращающимися или необращающимися, именными или предъявительскими, размещаемыми в принудительном порядке или на основе добровольности, размещаемыми на аукционах или по подписке, краткосрочными или долгосрочными, купонными или дисконтными, индексируемыми или неиндексируемыми, погашаемыми в установленный срок или с правом досрочного погашения. Существенной характеристикой государственных долговых обязательств является их доходность , определяемая купонной ставкой или величиной дисконта. Возможен также выпуск выигрышных займов, по которым выплата дохода осуществляется на основе тиражей выигрышей. Однако инвесторы в большинстве предпочитают получение стабильного дохода на основе процентов, объявляемых при эмиссии облигаций и других ценных бумаг.

Краткосрочные государственные ценные бумаги выпускаются, как правило, с дисконтом. Долгосрочные, как показывает мировая практика, в основном являются купонными ценными бумагами. К краткосрочным относятся ценные бумаги со сроком обращения до одного года, к средне срочным — со сроком обращения от одного года до пяти лет. Долгосрочные государственные долговые ценные бумаги выпускаются правительством и другими органами государственной власти со сроком погашения свыше пяти лет. Они размещаются по цене, близкой к номиналу, с регулярной (раз в год или полгода) выплатой по купонам и погашаются по номиналу. Купонный доход может быть фиксированным или с плавающей ставкой. Может иметь место индексация . В большинстве стран используются долгосрочные государственные долговые обязательства с фиксированными процентными ставками.

Развитие рынка государственных и корпоративных ценных бумаг позволяет создать финансовый фонд для регулирования экономической конъюнктуры и денежного обращения. Этот фонд может быть использован для формирования портфеля ценных бумаг и операций по сглаживанию ценовых колебаний и иных операций с ценными бумагами.

Финансирование дефицита за счет выпуска новых денег. Государственное заимствование, погашение задолженности и изменение остатков ликвидных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов. При этом собственно эмиссия новых денег рассматривается как функция финансового сектора экономики, в то время как сделанные на этой базе займы у центрального банка отражаются в категории финансирования. В условиях неразвитого рынка государственных ценных бумаг займы у центрального банка являются основным внутренним источником финансирования дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рынка государственных долговых обязательств органы государственного управления могут и практически используют займы у центральных банков.

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств. Включение изменения остатков денежных средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие аналогично операциям заимствования. Хотя использование ранее накопленных ресурсов не сопровождается привлечением заемных средств, оно также приводит к увеличению общего спроса в экономике, как и по лучение кредитов из центрального банка, поскольку и в том и в другом случае потребности других секторов экономики в финансовых ресурсах в текущем периоде не уменьшаются. Подобным образом увеличение остатков средств органов государственного управления на банковских счетах за счет использования средств других секторов ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в данном периоде аналогично погашению задолженности центральному банку.

Наряду с указанными выше инструментами факторами финансирования дефицита бюджета могут быть трансферты центрального банка, представляющие собой внереализационную прибыль (убытки) от переоценки иностранной валюты и золота в результате изменения валютного курса. Такие трансферты аналогичны получению кредита от центрального банка, хотя и не означают увеличения долговых обязательств правительства перед центральным банком. Внереализационная прибыль представляет собой бухгалтерскую запись , появляющуюся в результате переоценки в национальной валюте резервов иностранной валюты или золотого запаса. Подобное начисление внереализационной прибыли не означает поступления каких-либо денежных средств из-за границы и не уменьшает размера требований на финансовые ресурсы со стороны других экономических единиц внутри страны. Поэтому любые трансферты внереализационных прибылей, связанных со стоимостной переоценкой, должны включаться в объем финансирования органов государственного управления центральным банком. Внереализационные убытки вследствие стоимостной переоценки, понесенные органами государственного управления, отражаются в виде отрицательной записи в финансировании, получаемом от центрального банка. Этот вид операций финансирования имеет существенное значение при плавающем валютном курсе. В условиях «валютного коридора» роль этого вида операций финансирования снижается.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. В качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ предусмотрены следующие. Внутренние источники: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. В качестве источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ Бюджетным кодексом предусмотрены внутренние государственные займы за счет выпуска субъектом РФ ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы РФ, и кредиты, полученные от кредитных организаций. Согласно Бюджетному кодексу субъекты Федерации могут также привлекать внешние займы в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты кредитных организаций.

Профицит представляет собой превышение полученных органами государственного управления доходов, официальных трансфертов и сумм в счет погашения кредитов над расходами и валовым кредитованием. Он используется для уменьшения объема долговых обязательств органов государственного управления, увеличения запасов ликвидных средств или на увеличение расходов. Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утвержденными более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

Читать еще:  Внутренний государственный финансовый контроль казначейство

6.2. Финансирование дефицита бюджета

Государство прибегает к выпуску долговых обязательств (эмиссии ценных бумаг) для финансирования дефицита бюджета, рефинансирования старых долгов, финансирования различных программ, например проведения антиинфляционных мероприятий, финансирования непредвиденных государственных расходов, например в случае выпуска жилищных сертификатов и облигаций внутренних займов. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлекательность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность.
Возможности размещения государственных ценных бумаг и стоимость обслуживания государственного долга во многом определяются их качественными характеристиками. Они могут быть обращающимися или необращающимися, именными или предъявительскими, размещаемыми в принудительном порядке или на основе добровольности, размещаемыми на аукционах или по подписке, краткосрочными или долгосрочными, купонными или дисконтными, индексируемыми или неиндексируемыми, погашаемыми в установленный срок или с правом досрочного погашения. Существенной характеристикой государственных долговых обязательств является их доходность, определяемая купонной ставкой или величиной дисконта. Возможен также выпуск выигрышных займов, по которым выплата дохода осуществляется на основе тиражей выигрышей. Однако инвесторы в большинстве предпочитают получение стабильного дохода на основе процентов, объявляемых при эмиссии облигаций и других ценных бумаг.
Краткосрочные государственные ценные бумаги выпускаются, как правило, с дисконтом. Долгосрочные, как показывает мировая практика, в основном являются купонными ценными бумагами. К краткосрочным относятся ценные бумаги со сроком обращения до одного года, к средне срочным ? со сроком обращения от одного года до пяти лет. Долгосрочные государственные долговые ценные бумаги выпускаются правительством и другими органами государственной власти со сроком погашения свыше пяти лет. Они размещаются по цене, близкой к номиналу, с регулярной (раз в год или полгода) выплатой по купонам и погашаются по номиналу. Купонный доход может быть фиксированным или с плавающей ставкой. Может иметь место индексация. В большинстве стран используются долгосрочные государственные долговые обязательства с фиксированными процентными ставками.
Развитие рынка государственных и корпоративных ценных бумаг позволяет создать финансовый фонд для регулирования экономической конъюнктуры и денежного обращения. Этот фонд может быть использован для формирования портфеля ценных бумаг и операций по сглаживанию ценовых колебаний и иных операций с ценными бумагами.
Финансирование дефицита за счет выпуска новых денег. Государственное заимствование, погашение задолженности и изменение остатков ликвидных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов. При этом собственно эмиссия новых денег рассматривается как функция финансового сектора экономики, в то время как сделанные на этой базе займы у центрального банка отражаются в категории финансирования. В условиях неразвитого рынка государственных ценных бумаг займы у центрального банка являются основным внутренним источником финансирования дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рынка государственных долговых обязательств органы государственного управления могут и практически используют займы у центральных банков.
Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств. Включение изменения остатков денежных средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие аналогично операциям заимствования. Хотя использование ранее накопленных ресурсов не сопровождается привлечением заемных средств, оно также приводит к увеличению общего спроса в экономике, как и по лучение кредитов из центрального банка, поскольку и в том и в другом случае потребности других секторов экономики в финансовых ресурсах в текущем периоде не уменьшаются. Подобным образом увеличение остатков средств органов государственного управления на банковских счетах за счет использования средств других секторов ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в данном периоде аналогично погашению задолженности центральному банку.
Наряду с указанными выше инструментами факторами финансирования дефицита бюджета могут быть трансферты центрального банка, представляющие собой внереализационную прибыль (убытки) от переоценки иностранной валюты и золота в результате изменения валютного курса. Такие трансферты аналогичны получению кредита от центрального банка, хотя и не означают увеличения долговых обязательств правительства перед центральным банком. Внереализационная прибыль представляет собой бухгалтерскую запись, появляющуюся в результате переоценки в национальной валюте резервов иностранной валюты или золотого запаса. Подобное начисление внереализационной прибыли не означает поступления каких-либо денежных средств из-за границы и не уменьшает размера требований на финансовые ресурсы со стороны других экономических единиц внутри страны. Поэтому любые трансферты внереализационных прибылей, связанных со стоимостной переоценкой, должны включаться в объем финансирования органов государственного управления центральным банком. Внереализационные убытки вследствие стоимостной переоценки, понесенные органами государственного управления, отражаются в виде отрицательной записи в финансировании, получаемом от центрального банка. Этот вид операций финансирования имеет существенное значение при плавающем валютном курсе. В условиях «валютного коридора» роль этого вида операций финансирования снижается.
Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.
В соответствии с сБюджетным кодексом РФ источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. В качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ предусмотрены следующие. Внутренние источники: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. В качестве источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ Бюджетным кодексом предусмотрены внутренние государственные займы за счет выпуска субъектом РФ ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы РФ, и кредиты, полученные от кредитных организаций. Согласно Бюджетному кодексу субъекты Федерации могут также привлекать внешние займы в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты кредитных организаций.
Профицит представляет собой превышение полученных органами государственного управления доходов, официальных трансфертов и сумм в счет погашения кредитов над расходами и валовым кредитованием. Он используется для уменьшения объема долговых обязательств органов государственного управления, увеличения запасов ликвидных средств или на увеличение расходов. Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, согласно сБюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утвержденными более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector