Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансирование государственного социального страхования

Тема: 5. Правовые основы и принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования

1. Сущность обязательного социального страхования.

2. Принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования

3. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования

Вопрос 1 Сущность обязательного социального страхования

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 16 июля 1999 года 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Вопрос 2. Принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

— обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

— ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

— обеспечение надзора и общественного контроля;

— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

3. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования

К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:

— установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

— установление видов обязательного социального страхования;

— установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

— установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

— установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

— утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

— установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

— установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

— установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;

— определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

— управление системой обязательного социального страхования.

Вопрос 4. Виды страховых рисков и страхового обеспечения

Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Актуарные расчеты представляют собой процесс, в ходе которого определяются расходы, необходимые на страхование данного объекта. Актуарные расчеты – система математических и статистических закономерностей, позволяющих рассчитать стоимость страхового продукта.

Вопросы актуарных расчетов занимают центральное место в деятельности любого страховщика. С помощью актуарных расчетов определяется размер страховых платежей, предъявляемых к оплате.

Тарифная ставка — цена страхового риска и других расходов, адекватное денежное выражение обязательств страховщика по заключенному договору страхования. Совокупность тарифных ставок носит название тарифа.

Какие есть источники финансирования социального страхования?

Фонды социального страхования дают возможность малоимущим гражданам, а также некоторым категориям людей, утратившим работоспособность, стабилизировать свое финансовое положение на время решения создавшихся проблем.

Для обеспечения этой функции предполагается методика финансирования социального страхования из разных источников.

Цель финансирования ФСС

Средства, аккумулирующиеся на счетах таких фондов, распределяются между разными категориями лиц, нуждающимися в экономической поддержке. К этим категориям причисляются сотрудники предприятий, утратившие работоспособность вследствие профессиональных заболеваний. Также к претендентам на выплаты из объединений соцстрахования относятся женщины, готовящиеся к материнству или лишенные возможности работать, находясь в отпуске по уходу за детьми.

Часть денежных средств направляется на обеспечение людей, получивших инвалидность, или утративших здоровье вследствие работы на предприятиях с вредными условиями труда.

Отдельной категорией граждан, претендующих на выплаты ФСС, являются дети, нуждающиеся в санитарно-оздоровительных мероприятиях.

Из данного видео Вы узнаете о расходах и доходах ФСС:

Есть категория лиц, на которых в обязательном порядке распространяется пособие в случае временной или постоянной утраты трудоспособности. Это государственные служащие, представители религиозных структур, зарегистрированных в государстве и имеющих юридический статус, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы и юристы, лица, занимающие важные посты муниципальной структуры.

Деньги со счетов ФСС могут также направляться на строительство пансионатов для пожилых людей, закупку медицинского оборудования, протезной техники, обучение и реабилитацию инвалидов, создание приютов и детских домов, для обеспечения работы реабилитационных центров.

Читать еще:  Составляющие государственной финансовой политики

Методы финансирования

Чтобы обеспечивать пособия всем этим категориям граждан, средства организаций соцстрахования должны постоянно пополняться. В их практике финансирования существует классификация, включающая несколько методов:

  • Обязательные отчисления;
  • Средства налоговых платежей;
  • Добровольные платежи;
  • Пожертвования.

Эти методы могут реализоваться за счет физических и юридических лиц, а также за счет ассигнований из государственной казны.

Собственный капитал фонда

Основой финансирования таких фондовых объединений может служить капитал учредителей фонда, а также средства добровольных пожертвований или государственные инвестиции. Кроме того, объем резерва фонда может увеличиваться и за счет его инвестиционной деятельности. Свободные средства, полученные как разница между суммой поступлений и реальными расходами ФСС, могут быть реализованы в:

  • Инвестиционные проекты;
  • Ценные фондовые бумаги;
  • Государственные долговые обязательства.

В случае инвестирования денежных ресурсов таких объединений этим процессом руководит компетентная управляющая компания. В ее обязанности входит поиск перспективных активов и стабильных инвестиционных проектов для реализации капиталовложений.

Средства госбюджета

Доля государственных инвестиций может занимать большой объем финансирования фондов соцстрахования. Традиционно деньги для этой цели поступают из таких источников:

  • Дотационные средства из федерального бюджета;
  • Штрафные отчисления, пени;
  • Деньги, поступившие в виде страховых взносов;
  • Денежные средства из муниципальных бюджетов.

Кроме этого, государство может финансировать вектор социального страхования в рамках федеральных целевых программ, ориентированных на поддержание здоровья нации, а также при реализации реабилитационных мероприятий.

О том, относится ли фонд социального страхования к сфере финансов читайте здесь.

Капитал юридических лиц

Каждое коммерческое, производственное или научно-исследовательское предприятие также может являться источником инвестирования в деятельность фондов соцстрахования.

Прежде всего, доля финансовых потоков от юридических лиц формируется за счет отчислений из их собственного фонда заработных плат. Кроме того, из зарплаты каждого сотрудника отчисляются средства для социального страхования.

Также в ФСС могут поступать деньги от юридических лиц в форме социального налога. Одновременно с этим каждое юридическое лицо вправе делать добровольные пожертвования на счет объединений социального страхования.

Платежи физических лиц

В эту категорию средств финансирования, прежде всего, включаются обязательные сборы социального страхования с индивидуальных предпринимателей. Кроме того, любой гражданин может по собственному желанию стать вкладчиком фонда, уплачивая регулярные платежи от своего имени и минуя посреднические звенья (например, — работодателя). Таким образом, каждый человек имеет возможность собственными силами обеспечить свою социальную защиту. Также любое физическое лицо может осуществлять добровольные денежные пожертвования.

Финансирование государственной системы социального страхования

Страховые принципы, с учетом которых функционирует и отечественная система соцстрахования, основаны на аккумулировании финансов в специально созданных организациях. Особенность финансовой системы соцстрахования заключается в том, что полученные средства могут быть потрачены только с определенной целью — возмещение дохода трудоустроенным гражданам и их семьям. Право на возмещение возникает при наступлении одного из страховых событий: временной потери трудоспособности, инвалидности, безработице и так далее.

Основы финансирования

Страховщиком, осуществляющим непосредственное руководство финансовыми потоками соцстрахования, является организация, правовой статус которой регламентирован профильными законами федерального уровня по каждому виду страхования (пенсионному, медицинскому, социальному). В соцстраховании такие организации обязаны предоставлять места в управленческом секторе всем участникам системы: выступающим в роли страхователей работодателям, застрахованным сотрудникам. При этом страховщики подотчетны государственным органам, что выражается в утверждении бюджетов (реализованных и планируемых) на уровне Правительства в виде федеральных законов. Главные особенности финансов соцстрахования:

  • Хранение на счетах Центробанка и (или) в уполномоченных государством иных банковских учреждениях;
  • Обособленность от госбюджета;
  • Запрет на изъятие любыми исполнительными органами;
  • Размещение средств, которые временно не используются для выплаты компенсаций, только под правительственные гарантии;
  • Доход от инвестирования освобождается от налогообложения;
  • Отсутствие платы за услуги банков;
  • Контроль использования средств осуществляется госнадзором, Счетной палатой.

Все доходы страховщиков, независимо от источников, могут использоваться только для социальных нужд. Работа организаций носит некоммерческий характер, поэтому получение прибыли не является главной целью, в отличие от добровольного, личного, иных видов страхования. К базовым функциям финансовой системы соцстрахования относятся формирование страховых организаций (фондов-страховщиков), начисление и выплата пенсий, пособий, прием взносов.

Принципы формирования ресурсов соцстрахования

Существует 6 принципов, на которых основано формирование финансов соцстрахования. Первый — экономико-финансовая приемлемость, обуславливающая посильность взносов для работодателей. Принцип тесно связан с налогообложением, поскольку налоговая нагрузка на зарплатные фонды может быть уменьшена при повышении страховых тарифов. Второй принцип подразумевает социальную справедливость, согласно которой величина пенсий и компенсаций напрямую связана с длительностью перечисления взносов и их размером. Социальная эффективность, как третий принцип, демонстрирует успешную компенсацию страховыми выплатами утраченного дохода. При небольшом страховом стаже страховка должна защитить застрахованное лицо от бедности. Четвертым принципом является эквивалентность доходной и расходной части системы соцстрахования. В любой период стоимость расходов должна равняться стоимости будущих доходов, учитывая резерв. В рамках данного принципа солидарность застрахованных приближает соцстрахование к соцобеспечению, уравнивая всех участников.

Пятый принцип заключается в солидарном перераспределении ресурсов. Это значит, что размер взносов устанавливается вне зависимости от индивидуального уровня социальных рисков и других особенностей жизнедеятельности застрахованного лица. Например, взносы обязательного медстрахования не зависят от состояния здоровья плательщика, наличия хронических заболеваний, возраста и др. Солидарность в системе соцстрахования должна ограничиваться установленными рамками, иначе страхование будет приближено к соцобеспечению. Последний принцип базируется на эквивалентности участия поколений в финансировании соцстрахования. Практически это проявляется в рамках «социального контракта» поколений, когда трудоспособное население обеспечивает своими взносами выплаты пенсионерам. Дополнительные принципы: субсидиарность, когда государство покрывает дефицит средств соцстрахования; государственная ответственность, предусматривающая создание законодательной базы, контроль работы фондов.

Источники получения денежных средств

Механизм финансирования сферы обязательного соцстрахования — это совокупность финансовых и страховых отношений, система сбора и размещения средств, методы и модели управления финансами, а также законодательная база, с учетом которой работает система. Эффективность работы Фонда соцстрахования зависит от предусмотренных законом уровней компенсации социальных рисков, величины взносов, нагрузки на фонды и форм контроля, обеспечивающих регулярность перечисления взносов на соцстрахование. Источники финансирования Фонда:

  • Взносы страхователей (работодателей, ИП). Это процент от оплаты труда, который предназначен для защиты от социальных рисков;
  • Взносы сотрудников госпредприятий и самозанятых лиц. Средства удерживаются из зарплаты;
  • Штрафы за нарушение законов соцстрахования;
  • Пени за просрочку взносов;
  • Взносы, выплачиваемые государством за неработающих граждан;
  • Средства, изъятые по решению суда. Эти платежи — результат регрессных исков, когда страховщик требует возврата средств от лиц, которые несут ответственность за причиненный застрахованному лицу вред;
  • Деньги из регионального либо федерального бюджета. Такие перечисления обусловлены дефицитом средств в ФСС или необходимостью покрытия страховщиком нестраховых выплат (по решению госорганов).

Бюджет соцстрахования может быть также дополнен добровольными перечислениями, если они не противоречат действующим нормам. Взносы соцстрахования перечисляются каждый месяц на счета профильных фондов (пенсионного, медицинского, социального). Важнейшим признаком страховых взносов является их целевое предназначение: компенсация заработка при наступлении официально подтвержденного страхового события.

Виды расходов

В современной системе отечественного соцстрахования существует три вида расходов: на пенсии и пособия, на административные расходы, на оплату издержек, связанных с инвестиционной деятельностью фондов. Грамотная классификация рисков способствует оптимизации расходов и удобству при получении страхового покрытия. Пенсионное соцстрахование включает риск смерти кормильца, наступления старости и долговременной утраты трудоспособности, инвалидизации. Краткосрочные пособия (оплата больничных листов, выплаты роженицам) базируются на минимальном страховом стаже. Ограниченность выплат по времени позволяет за короткий срок стабилизировать финансовую систему. Для этого ресурсы распределяются ежемесячно, а для резерва формируется небольшой фонд.

Читать еще:  Федеральные органы государственного финансового контроля

Долгосрочные выплаты (пенсии по возрасту, инвалидности) требуют стабильных тарифов, действующих длительный период. Также важен размер взносов, не превышающий возможностей страхователей. На административные издержки средства идут из дохода соцстрахования, а не из госдотаций. Данным видом расходов можно эффективно управлять, оценивая его уровень и качество предоставляемых услуг. Инвестиционные расходы обусловлены необходимостью создания резервного фонда. Средства для инвестиций — это излишек, который образуется при долгосрочном страховании (взносы некоторое время превышают выплаты).

Анализ доходов и расходов бюджета ФСС за 2014-2017 года

2014 год был последним, когда доходная часть бюджета Фонда соцстрахования превышала расходную. Уже в 2015 г. дефицит составил 55,42 млрд. рублей. Подобная тенденция сохранялась в 2016 г. (дефицит — 37,37 млрд.) и в 2017 г. (дефицит — 41,21 млрд.). Наличие постоянного дефицита бюджета оказывает отрицательное влияние на эффективное функционирование системы соцстрахования, что обуславливает снижение уровня соцзащиты россиян. Причиной уменьшения доходной части бюджета являются кризисные явления этого периода, негативно воздействующие на фонд оплаты труда, из которого платятся страховые взносы.

Увеличение выплат, связанных с материнством, демонстрирует положительные тенденции в демографической сфере: в 2017 г. объем выплат увеличился на 24% по сравнению с 2013 г. Размер бюджета на 2018 г. утвержден законом «О бюджете Фонда соцстрахования РФ на 2018 год…». Доходная часть составляет 708 905 255,7 тыс. рублей, расходная — 736 603 500,1 тыс. рублей. Предусмотрен дефицит в размере 27 698 244,4 тыс. рублей.

Заключение

Финансирование системы соцстрахования основано на страховых взносах, субсидиях государства, штрафных выплатах, взысканиях по решению суда. С 2014 г. бюджет Фонда соцстрахования утверждается с учетом дефицита.

newinspire

Источники формирования и направлениям использования фонда социального страхования РФ

Источниками формирования фонда социального страхования РФ являются:

— страховые взносы работодателей;

— страховые взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности;

— страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование;

— страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на других условиях, кроме работы на производстве и занятия индивидуальной трудовой деятельностью, но имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

— доходы от инвестирования части свободных средств фонда в ликвидные ценные бумаги и банковские вклады;

— добровольные взносы граждан и юридических лиц;

— другие поступления, возмещаемые страхователями.

К направлениям использования фонда социального страхования РФ можно отнести:

— выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;

— выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

— оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;

— оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России аналогичных учреждений;

— частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;

— создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;

— финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых прав работников и охрану труда;

— проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

— финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и охраны труда;

— осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами деятельности фонда.

Средства социального страхования являются централизованными и не зачисляются на личные счета застрахованных. Выплата пособий, оплата путевок в оздоровительные заведения, финансирование других мероприятий осуществляются непосредственно через бухгалтерии работодателей.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет непосредственно администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера организации.

Страхователь не вправе приостановить выплату пособий по государственному социальному страхованию даже в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов.

Недостающая сумма возмещается страхователю в десятидневный срок по получении от него расчетной ведомости за отчетный период (квартал) путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

Расходы на санаторно-курортное обслуживание производятся страхователем в пределах нормативов, установленных исполнительным органом фонда на текущий финансовый год.

Страхователи ведут учет:

— сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет фонда;

— сумм произведенных расходов по их видам;

— сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;

— расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.

Страхователи составляют финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда ежеквартально.

Система социального страхования , как и пенсионная система, имеет ряд недостатков в структурном, организационном и функциональном плане.

Основными направлениями реформирования системы социального страхования могут быть следующие:

— совершенствование законодательной базы системы социального страхования в направлении разработки механизма передачи страховых взносов непосредственно страховым фондам предприятий или бюджетам муниципальных образований с определением размеров и порядка использования в соответствии с бюджетной классификацией;

— упрощение структуры системы социального страхования и передачи функций формирования фонда социального страхования непосредственно на предприятиях или в системе муниципального образования и распоряжения этими средствами на местах, что сократило бы бюрократический аппарат, сделало бы систему простой, гибкой, прозрачной и более эффективной;

— сокращение непроизводственных финансовых расходов фонда за счет отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий всех лиц, кроме действительно нуждающимся в лечении;

— создание рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых кампаний, но при условии законодательного механизма гарантий гражданам со стороны государства;

— перевод страховых выплат пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначенным пособиям по трудовой инвалидности в рамки индивидуального обязательного сохранения жизни, выработки механизма защиты граждан со стороны работодателей и государства;

— снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального страхования, выработки механизма оказания помощи со стороны работодателей всех форм собственности.

Система социального страхования

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Главной из них является ФСС. Этот фонд наделен особым статусом. Благодаря этому саму систему можно считать совокупностью методов при страховании рисков потери нетрудоспособности и ежемесячного дохода. Риски – это обязательный элемент страховой сферы.

Поэтому систему можно также рассматривать как часть государственной политики относительно страхования субъектов и их непосредственной защиты от существующих социально-экономических рисков.

Схема: фонд социального страхования

Как управляют системой

Существует 3 фонда в разных отраслях социального страхования. Они осуществляют управление системой на государственном уровне.

Читать еще:  Особенности финансов государства

Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – это единые центры в системе социальной защиты, которые координируют и контролируют деятельность территориальных управлений по субъектам федерации.

Очевидно, что данная система централизованна. Руководство для каждого фонда образует правительство страны.

Можно считать, что системой социального страхования управляет Президент и основной законодательный орган государства. Это логично ведь она является частью социальной политики. Но они не вмешиваются в локальную деятельность фондов, потому что те являются внебюджетными, автономными организациями.

Система трехуровневая:

  • первый уровень – государственные федеральные фонды;
  • второй – территориальные ответвления центральных организаций;
  • третий – административные фондовые единицы.

Существование этих элементов гарантирует эффективную реализацию государственных целей в сфере социальной защиты всего населения страны. Органы управления на каждом уровне одинаковые, но лица, отвечающие за выполнение основных социально-политических задач, всегда разные.

Схема: финансирование системы социального страхования

Финансирование

Все внебюджетные организации имеют автономный статус. Они не зависят от бюджета страны и успехов высшего руководства при его реализации. Основные денежные сметы фондов утверждаются отдельными законодательными актами.

Главная цель в предоставлении такой финансовой независимости – гарантия социальной справедливости в обществе, обеспечение перераспределения денежных средств между разными категориями трудоспособного населения.

Фонды выступают гарантией для высшего руководства, что неработоспособные граждане страны будут материально обеспечены в любом случае.

Средства фондов формируются за счет:

  • пожертвований;
  • бюджетных отчислений (в некоторых случаях);
  • налогов;
  • работодательских платежей.

Добровольное страхование также является частью системы социального страхования. Но финансирование его структурных элементов всегда индивидуальное.

Страховщиком может выступать любое заинтересованное в предотвращении существующих рисков лицо. Финансирование на этом уровне носит личный характер.

Про особенности социального страхования, подробнее вы можете узнать здесь.

Роль страховщика

Страховщик выступает основным субъектом в системе социального страхования. Фонды в большей части формируются за счет его отчислений. В системе они на всех уровнях разные.

Общегосударственными гарантами являются фонды. Страховщиком на локальном уровне в системе обязательного страхования обычно выступает работодатель.

Он должен в установленные сроки и в полном объеме платить взносы в фондовые организации. На страховщика такого рода возлагается обязанность в формировании и подачи статистической информации относительно выполнения его обязательств перед государством и работниками.

Но страховые взносы работодателей никак не могут отражаться на доходах работников. Единственное исключение – сумма ежемесячного дохода.

Страховщик не имеет права взыскивать плату на обязательное страхование с заработка трудящегося, но может скорректировать в связи с этим размер его ЗП.

Страховщик в системе добровольного страхования – это субъект, который обеспечивает надлежащий уровень жизни при наступлении страхового случая.

Здесь он не выступает гарантом перераспределения денежных средств. Такие отношения носят договорной характер. Характер страхования свою очередь не предусматривает пенсионные выплаты, начисление пособий или компенсаций.

Финансовая система

Фондовые бюджеты формируются независимо от основного годового баланса государства. Средства внебюджетных организаций не подлежат изъятию (ст. 16 ФЗ №165).

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны (ст.24 ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;
  • ОМС;
  • ОПС.

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система обязательного социального страхования – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им положены, проводились из федерального бюджета.

Подобная схема действует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свой счет.

Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данный момент социальное страхование выступает главным элементом государственной защиты населения.

Система социального страхования обычно приравнивается к гарантиям обязательного социального страхования. Но это явление значительно шире. Это элемент политики, часть государственной системы гарантий и управления рисками.

Оно включает добровольное страхование, ведь этот вид также выступает обеспечением основных социально-политических прав граждан. Работник непросто обязан быть застрахованным государством. Он может управлять рисками самостоятельно (посредством заключения соответствующего договора).

Про социальное страхование работников найдите в этой статье.

Что такое отчисления на социальное страхования, вы можете посмотреть здесь.

Видео: Изменение системы социального страхования

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×