Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
66 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая политика государства это совокупность

Финансовые регуляторы утвердили Стратегию до 2025 года - Финансовый клуб

Финансовая политика государства

Политика — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. В применении к экономической науке: Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата.

Финансовая политика государства — это совокупность мер и действий государства, направленных использование финансов для укрепления своего потенциала (экономического, политического, военного, экологического, социального).

Объект управления — все виды финансовых отношений.

Субъекты управления — финансовый аппарат — организационные структуры, которые осуществляют функции управления.

Цель государственного управления финансами — обеспечить:

  • относительный баланс экономических интересов государства юридических и физических лиц;
  • бездефицитный бюджет;
  • устойчивость национальной валюты как основополагающего элемента экономических взаимоотношений.

Методы государственного регулирования включают в себя:
Прямое административное воздействие:

  • лицензирование предпринимательской деятельности;
  • финансовое дотирование и субсидирование производства;
  • проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
  • формирование конкурентной рыночной среды, ограничение монополизации рынка;
  • обеспечение стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела;
  • содействие развитию рынка капитала.

Составляющие финансовой политики

Денежная политика представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на сдерживание инфляции и выравнивание платежного баланса страны.

  1. анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры в увязке с показателями бюджета;
  2. экономически обоснованный объем денежной массы в обращении;
  3. методы регулирования денежного обращения;
  4. достижение конвертируемости рубля.

Кредитная политика — совокупность экономических методов и юридических норм, направленных на управление кредитным капиталом. Основные методы:

  1. определение объемов кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам;
  2. расчет учетной ставки по кредитам ЦБ РФ;
  3. установление норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ.

Поскольку основным субъектом денежной и кредитной политики является Центральный банк и рычаги управления влияют как на кредитную, так и денежную политику, то чаще говорят о денежно-кредитной политике. Более подробно содержание денежно-кредитной политики было рассмотрено в параграфе 1.8 «Денежно-кредитная политика».

Бюджетная политика — деятельность аппарата управления по составлению и исполнению бюджета страны и регионов. Основным условием бюджетной политики является сбалансированность бюджетов разных уровней. Бюджетная политика тесно связана с налоговой политикой.

Налоговая политика — система мероприятий государства в области налогообложения. Она выражается в определении объемов налогового бремени на граждан и хозяйствующие субъекты и закреплена в Налоговом кодексе РФ.

Валютная политика — деятельность аппарата управления по регулированию валютными операциями и управлению валютными ресурсами. Сферой деятельности является валютный рынок — рынок иностранной свободно-конвертируемой валюты и рынок драгоценных металлов и камней.
Мероприятия:

  • установление порядка валютных расчетов при экспортно-импортных сделках;
  • установления порядка обмена национальной валюты на иностранную;
  • система мер по регулированию курса СКВ (свободно-конвертируемая валюта) по отношению с национальной;
  • регулирование платежного баланса.

Функции аппарата управления финансами

Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные положения внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика страны. Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджета, внебюджетных фондов, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, формирования органов финансово-кредитной системы, осуществляет контроль через Главное контрольное управление.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Рассматривает и утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, законы о налогах, сборах, неналоговых платежах, устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, законы и т. д.).

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране. Издает инструкции, положения, методические указания по вопросам организации финансовой деятельности. Функции Минфина на региональном уровне выполняют финансовые управления.

Функции Министерства финансов:

  • координация бюджетной и денежно-кредитной политики;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • управление государственным долгом РФ, включая подготовку эмиссий государственных ценных бумаг, разработку программ государственного заимствования;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • лицензирование деятельности финансовых институтов;
  • приобретение в государственный фонд драгоценных металлов и камней;
  • методическое руководство бухгалтерским учетом предприятий (кроме банков);
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направления социально-экономического развития РФ.

Федеральная налоговая служба (ФНС) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и прочих платежей. Ежемесячно представляет финансовым органам и органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налоговых и других платежей.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти и организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера — арендная плата, доходы от приватизации, доходы предприятий, находящихся в собственности государства и др. Пакет акций предприятий, принадлежит государству в лице этого федерального агентства.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти и контролирует поступление таможенных пошлин, осуществляет проведение проверок хозяйствующих субъектов по обязательствам уплаты таможенных пошлин.

Центральный банк РФ или банк России является федеральным органом исполнительной власти-это банк банков, посредник между государством и остальной экономикой, регулирует кредитные потоки в государстве, организует и контролирует деятельность коммерческих банков. Организует через свои подразделения (расчетно-кассовые центры) движение денежных средств по межбанковской системе. Не ведет операции с предприятиями и населением, его клиенты — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также государственные организации. Деятельность ЦБРФ регламентируется законом РФ «О ЦБРФ (Банке России)» 1995 г.

Главная цель деятельности ЦБ РФ — укрепление позиций рубля как внутри страны, так и за рубежом.

  • в соответствии с законодательством ЦБ РФ проводит единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;
  • эмиссия наличных денег и организация их обращения;
  • кредитование коммерческих банков;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности коммерческих банков;
  • осуществление валютного контроля;
  • установление правил безналичных расчетов на территории РФ;
  • анализ и прогноз состояния экономики РФ. Инструменты, используемые ЦБ РФ в своей деятельности:
  • учетная ставка;
  • обязательные резервы — часть ресурсов коммерческих банков, внесенных на беспроцентный счет в ЦБ РФ;
  • операции на фондовом рынке — купля-продажа государственных облигаций;
  • лицензирование банковской деятельности;
  • валютные интервенции — целенаправленные операции ЦБ по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты.

Федеральное Казначейство является федеральным органом исполнительной власти и выполняет следующие функции:

  • организация и контроль исполнения федерального бюджета;
  • кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в Центральном банке, исходя из принципа единства кассы);
  • предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета;
  • ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • обслуживание внешнего долга РФ совместно ЦБ РФ;
  • краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета и оперативное управление ими;
  • предоставление в Министерство финансов оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

Счетная палата создается Федеральным Собранием и выполняет следующие функции:

  • осуществляет контроль за выполнением финансового законодательства,
  • осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению,
  • определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности,
  • поводит финансовую экспертизу проектов расходной части федерального бюджета, федеральных внебюджетных органов,
  • контролирует исполнение федерального бюджета, регулярно предоставляет Совету Федераций и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета.
Читать еще:  Составляющие финансовой политики государства

Финансовая политика

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание

Финансовая политика

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

  • формы финансовых ресурсов;
  • методы их формирования;
  • система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;
  • организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Цели финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Уровни финансовой политики

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

  • мировом
  • региональном
  • национальном
  • на уровне отдельных регионов внутри страны
  • на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
  • отдельного предпринимателя
  • на уровне отдельного домохозяйства

Финансовая политика на уровне государства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Литература

Финансы: Учебник/ Под ред. В. В. Ковалёва М:ТК Велби, изд-во Проспект, 2004

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Финансовая политика» в других словарях:

Финансовая политика — государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным… … Финансовый словарь

Финансовая политика — государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным… … Словарь бизнес-терминов

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — часть экономической политики государства, правительства, курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в… … Экономический словарь

финансовая политика — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN financing policies … Справочник технического переводчика

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — мероприятия государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций; система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами… … Юридическая энциклопедия

Финансовая политика — совокупность мероприятий по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, важная сфера экономической политики (См. Экономическая политика). Характер, социальная… … Большая советская энциклопедия

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — мероприятия государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций; система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами… … Энциклопедический словарь экономики и права

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — часть экономической политики государства, правительства; курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в… … Профессиональное образование. Словарь

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — (англ. financial policy) – совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. Проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между соц.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

финансовая политика — часть экономической политики государства, правительства, курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании,… … Словарь экономических терминов

Discovered

О финансах и не только…

Финансовая политика

Финансовая политика (Financial Policy) — совокупность мероприятий и целенаправленных действий по использованию финансовых отношений для достижения поставленной цели. Содержание финансовой политики заключается в:

  1. разработке общей концепции финансовой политики, определении ее основных направлений, целей и задач;
  2. разработке соответствующего целям и задачам финансового механизма;
  3. управлении финансовой деятельностью;
  4. организации мониторинга и контроля.

Задачи финансовой политики:

  • обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов;
  • законодательное определение правил и условий их рационального распределения и использования;
  • организация регулирования и стимулирования финансовых отношений;
  • создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика как совокупность целенаправленных действий по использованию финансовых инструментов и стимулов может быть реализована на различных уровнях: мировом, национальном, региональном, и на уровне отдельной компании.

Финансовая политика — государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В рамках реализации финансовой политики государство определяет стратегические и тактические цели и задачи использования финансовых отношений. Целями финансовой политики государства могут быть:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики;
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне;
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая политика является частью общей экономической политики государства. Важнейшими составляющими финансовой политики государства являются: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, ценовая и инвестиционная политика. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества, а финансовая политика компании — на оценке уровня реализации стратегических целей компании.

Финансовая политика обслуживается государственным бюджетом и является одной из составных частей экономической политики, поэтому формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие государственного сектора в промышленности, энергетике, строительстве и других отраслях, имеющих структурообразующее значение, а также и в сельском хозяйстве.

Финансовая политика направлена на развитие фундаментальной науки, образования и искусства, здравоохранения, национального спорта, поддержание и развитие национальной обороны, обслуживание государственного долга, международной, а также правоохранительной деятельности, обеспечение внутренней безопасности государства. В контексте финансовой политики предусматриваются приоритеты в социальной политике, влияющие на социально-экономическое положение в стране.

Читать еще:  Состав финансовых ресурсов государства

Целевая направленность финансовой политики определяет источники формирования государственного бюджета. Наряду с традиционными источниками, такими, как прямые и косвенные налоги, таможенные пошлины, взносы в государственные внебюджетные фонды, используются неналоговые поступления – доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, во внешней и внутренней торговле.

При превышении расходов над доходами государственного бюджета финансовая политика предусматривает способы урегулирования дефицита. В рыночной экономике для финансирования государственного долга в рамках финансовой политики наряду с внешними заимствованиями предусматривается эмиссия государственных ценных бумаг как инструмент привлечения капиталов отечественных и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с государственными инвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках финансовой политики намечаются меры по привлечению капиталов отечественных и иностранных частных инвесторов, а также кредитов международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Финансовая политика взаимосвязана с кредитно-денежной политикой и предполагает разработку и использование высокоэффективных финансовых инструментов, дифференцированных по степени риска и доходности, способствующих развитию национального финансового рынка и его связи с мировыми финансовыми рынками.

Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:

  • оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
  • максимизация прибыли;
  • достижение прозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.).

Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.

Финансовая политика банка является совокупностью мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения им своих функций и достижению поставленной цели. Эта политика основывается на учете финансовой политики государства и реализуется путем разработки банком финансовой стратегии и адекватного финансового механизма. Целью финансовой политики банка являются:

  • обеспечение стабильных условий для ведения финансовой деятельности, связанной с изменением размера и структуры собственного и заемного капитала банка;
  • повышение прибыльности и увеличение доходов акционеров;
  • увеличение стоимости банка;
  • обеспечение эффективного управления финансовыми рисками.

Финансовая политика государства

Понятие «политика»

Мы часто можем встретить термин «политика». Он применяется в различных сочетаниях: «внешняя политика», «внутренняя политика», «социальная политика» и т.п. Этот термин имеет древнегреческие корни. Первичное его значение трактовалось следующим образом:

«Политика – есть искусство управления городом (полисом)».

Во времена Древней Греции города имели статус отдельного государства (город-государство). Поэтому под политикой подразумевали способ управления государством. В настоящее время данный термин имеет несколько близких вариантов толкования:

  • Политикой называется деятельность органов государственной власти и государственного управления, вопросы и события общественной жизни, касающиеся функционирования государства.
  • Политикой называют совокупность взаимоотношений между различными социальными общностями в процессе осуществления совместной деятельности по обеспечению общих интересов посредством различных средств, ведущим из которых выступает государственная власть.
  • Политика – это сфера взаимодействий социальных групп с целью определения форм, задач и содержания деятельности государства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ввиду многообразия задач, стоящих перед государством, обществом и даже перед конкретным предприятием, понятие «политика» делят на ряд составляющих. Это разделение позволяет конкретизировать применение отдельных инструментов для решения конкретного вопроса.

Понятие «финансовая политика»

Одной из важнейших сторон деятельности государства является решение хозяйственных вопросов.

Совокупность взаимоотношений между социальными группами и организациями, направленная на решение хозяйственных вопросов развития государства, общества, отдельного предприятия, называется экономической политикой.

Важной составляющей экономической политики является финансовая политика.

Финансовой политикой является часть экономической политики, направленная на создание (формирование) как можно большего объема финансовых ресурсов в качестве материальной основы для решения конкретных задач и поставленных целей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Зачастую финансовую политику рассматривают как самостоятельный вид политики, влияющий на всю остальную деятельность предприятия, общества, государства. Некоторые специалисты дают более общее определение термина «финансовая политика»:

«Финансовая политика представляет собой совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов применения финансовых ресурсов».

Содержание и задачи финансовой политики

Основой финансовой политики является обеспечение стратегического направления и перспективы использования финансовых ресурсов. Эти направления соответствуют целям, которые ставятся перед коллективом, предприятием, обществом или государством. С другой стороны они определяются экономическими возможностями той или иной социальной общности.

Содержанием финансовой политики являются следующие моменты: необходимость разработать общую концепцию финансовой политики; выделение наиболее важных направлений, целей и задач; формирование соответствующего финансового механизма; регулирование финансовой деятельности на всех уровнях хозяйствования.

Перед финансовой политикой стоят следующие задачи:

  • обеспечить условия формирования как можно большего объема финансов;
  • рациональное распределение финансов;
  • осуществление регулирования экономических и социальных процессов и явлений посредством финансовых методов;
  • формирование финансовых механизмов в соответствии со стратегическими задачами и целями;
  • формирование эффективной системы управления финансами.

Ввиду важности финансовых вопросов для жизни различных уровней организации нашего общества выделяют несколько уровней финансовой политики. Мировой (международный) и региональный уровни решают вопросы финансовых отношений между государствами. Национальный (федеральный или государственный) уровень определяет особенности финансовой политики на уровне государства. Элементарным уровнем финансовой политики можно считать уровень отдельного домохозяйства или уровень отдельного предпринимателя.

Государственная финансовая политика

Динамичное развитие государства во многом определяется эффективностью его финансовой политики.

Финансовой политикой государства называется деятельность государства по мобилизации финансовых ресурсов, их рациональному распределению и использованию в соответствии со стратегическими государственными интересами и на основе действующего финансового законодательства.

Основу финансовой политики государства составляют отношения между государством (государственным аппаратом и органами государственной власти) и субъектами экономической деятельности по вопросам накопления финансов и их эффективного использования. Во внимание обязательно принимаются основные политически цели общества и необходимость решить некоторые социальные вопросы. С помощью финансовой политики осуществляется влияние на структуру экономики и ее изменения. Благодаря мерам финансовой политики происходят реконструирование предприятий и реорганизация отраслей. Финансовая политика государства помогает определить приоритетные направления развития страны и общества.

Ввиду выше сказанного, можно выразить, что важнейшими целями финансовой политики государства являются:

  • максимально полная мобилизация финансов в масштабе государства для обеспечения возможности удовлетворения потребностей общества;
  • обеспечение постоянного повышения дохода на душу населения;
  • обеспечение увеличения бюджетной обеспеченности граждан государства;
  • общее повышение уровня жизни населения страны;
  • выполнение и повышение жизненных социальных стандартов;
  • обеспечение выполнения общественных функций и потребностей государством (политическая, экономическая и экологическая безопасность, поддержание правопорядка и пр.).

При формировании финансовой политики обязательно придерживаются научного подхода и учета конкретной исторической ситуации. Необходимо тщательно анализировать опыт мировой экономической деятельности и возможность многовариантности исторических и экономических процессов. При решении финансовых вопросов необходим комплексный подход и курс на повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Современная финансовая политика государства

Финансовая политика — это совокупность мероприятий государства по рациональному использованию финансовых ресурсов. В процессе разработки финансовой политики обеспечиваются финансовые условия для выполнения поставленных перед страной задач.

Финансовая политика государства зависит от следующих факторов:

1. от исторических условий и национальных традиций;

2. от уровня развития национальной экономики;

3. от политических, социальных, экономических интересов государства.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль осуществляется

Элементы финансовой политики:

— финансовая стратегия — это долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предполагает постановку глобальных целей государства с разделением их на перспективные и ближайшие задачи.

В процессе разработки финансовые стратегии прогнозируется основные направления развития финансов, намечаются принципы их использования и организации, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

— финансовая тактика — это определение конкретных методов и приемов реализации финансовой стратегии (разработка финансового механизма).

Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для достижения целей и решения задач, а финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Типы финансовой политики государства.

Различают следующие типы финансовой политики, которые классифицируются по ряду признаков:

1. по характеру размещения ресурсов различают внутреннюю и вешнюю политику (рис. 1.3).

2. по роли государства в реализации финансовой политики

— классическая — была присуща большинству государств до конца 20-го ХХ века, основоположником является Адам Смит, Давид Рикардо. Основные направления:

— невмешательство государства в экономику;

— рыночный механизм хозяйствования;

— ограничение государственных расходов и налога;

— формирование равновесного бюджета;

— простота финансовой системы;

— ограниченность государственных финансовых органов управления.

— регулирующая — явилась результатом обострения политических проблем большинства государств в 20-е годы ХХ века. Разновидностями регулирующей финансовой политики являются кейнсианская и неокейнсианская (неоклассическая, 70-е годы ХХ в).

Рис. 1.3. Классификация финансовой политики по характеру размещения ресурсов

Основные направления кейнсианской финансовой политики:

— вмешательство и регулирующая роль государства;

— жесткая политика государственных расходов, формирующий дополнительный спрос;

— рост предпринимательской деятельности, национального дохода;

— дополнительные рабочие места;

— полное изменение налоговой системы;

— возрастание роли государственного кредита;

— рост бюджетного дефицита;

— расширение сети органов управления финансами;

— обеспечение в 30-х — 60-х годах стабильного экономического роста и эффективной социально-экономической политики.

Основные направления неокейнсианской финансовой политики:

— ограничение роли государства;

— сокращение объема перераспределения внутреннего валового продукта через финансовую систему;

— сокращение бюджетного дефицита;

— сокращение налогов и снижение степени их прогрессивности;

— стимулирование роста сбережений, как инвестиционного источника.

— планово-директивная — применяется в странах, использующих административно-командную систему управления. Основные направления:

— государственная собственность на средства производства;

— прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни;

— обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего распределения в соответствии с государственным планом;

— принудительные государственные займы;

— ограничение самостоятельности местных бюджетов;

— высокие непроизводительные расходы;

— остаточное финансирование социальной сферы и другие.

Данный тип финансовой политики может быть эффективен в годы, требующие концентрации государственных ресурсов.

3. Основные направления:

Г осударство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также отдельные её составляющие элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций и задач представляет собой финансовую политику.

В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.

1) Это нашло выражение, прежде всего в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

2) Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.

3) Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.

4) Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг.

5) С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.

6) С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

7) Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования).

8) Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата и др.).

Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности. В последние годы были сделаны определенные усилия по укреплению бюджетной системы, сокращению нерациональных затрат государства, снижению уровня бюджетного дефицита. Однако пока еще не завершено формирование бюджетной системы, отвечающей требованиям экономического развития страны.

Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономические отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие своим обязательствам. В первую очередь это касается социальных гарантий, предусмотренных конституцией. Высокий уровень обязательств государства вызывает необходимость введения больших налогов. В то же время действуют многочисленные налоговые льготы, в больших размерах уклонение потенциальных плательщиков от налогов и на этой основе несобираемости налогов. Велика утечка капиталов за рубеж.

Стратегические цели бюджетной политики РФ сформулированы в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, в государственных программах «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации», а также в проекте Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Исходя из указанных документов, целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.

Данная цель будет достигаться через решение следующих задач.

1) Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса;

2) Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании;

3) Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета;

4) Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

5) Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг;

6) Оптимизация расходов на оплату труда;

7) Снятие ограничений транспортной инфраструктуры;

8) Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений;

9) Повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами.

В расходах бюджета преобладают расходы на социальную защиту граждан и оказание социально значимых услуг (то есть, социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт). Они составляет более 58% суммарных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Наибольший объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (более 1/3 от общего объема расходов) будет направляться на цели социальной политики.

Второе место по объему расходов занимает раздел «Национальная экономика», включающий, в том числе, расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики. Это обусловлено необходимостью решения задач по модернизации Вооруженных Сил и укреплению обороноспособности страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector