Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовые ресурсы государственного управления

Государственные и муниципальные финансовые ресурсы

По своей сути государственные и муниципальные финансы отражают совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Денежные средства, формируемые в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта, аккумулируемые органами управления государством в целевых фондах и используемые на реализацию государственной внутренней и внешней политики, представляют собой финансовые ресурсы сектора государственного управления.

Источниками государственных и муниципальных финансовых ресурсов являются: вновь созданная за определенный период стоимость (национальный доход), часть национального богатства, средства заимствованные и привлеченные из внешних источников. Состав финансовых ресурсов неоднороден. В зависимости от метода привлечения средств выделяются налоговые и неналоговые поступления. К последним относятся обязательные страховые взносы, таможенные пошлины, средства от использования и продажи государственного и муниципального имущества, выпуска и продажи государственных, муниципальных и других ценных бумаг, внешних и внутренних заимствований, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, прочие поступления. В странах с рыночной экономикой налоговые доходы занимают в структуре финансовых ресурсов органов власти основную долю. Налоги являются основным финансовым инструментом перераспределения национального дохода. Часть национального дохода, присвоенная государством принудительно в форме налогов, превращается в централизованные государственные финансовые ресурсы. При этом налоги выступают инструментом вмешательства государства в процесс общественного воспроизводства: влияют на уровень инвестиционной активности предпринимателей, на структурную перестройку экономики, на процесс накопления капитала, экспортно – импортную деятельность и т.п. Налоговое регулирование социально – экономических процессов оказывает непосредственное влияние на объемы государственных финансовых ресурсов, как в текущем, так и в будущем периоде. Поскольку время существование государства не ограничивается календарными сроками, у государства сохраняется постоянная потребность в налоговых доходах. Возобновление финансовых ресурсов в будущем может быть лишь при наличии нормального уровня производства. Поэтому грамотное определение границ налоговой нагрузки предполагает развитие производства и обеспечение условий роста национальной экономики.

Характер привлечения органом управления финансовых ресурсов различен. Как правило, средства поступают на безвозмездной, невозвратной основе (платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику). В отдельные периоды органы государственного и муниципального управления испытывают временную дополнительную потребность в денежных ресурсах, которая формируется посредством различных способов заимствования средств. Государственный и муниципальный кредит привлекается на возвратной основе. Структура государственных финансовых ресурсов меняется под воздействием экономических и политических факторов.

В зависимости от денежного фонда, в котором аккумулируются средства, выделяются бюджетные ресурсы и ресурсы внебюджетных фондов. Большая часть ресурсов сосредоточена в бюджетах органов управления. Структура финансовых ресурсов в зависимости от уровня управления предусматривает учет и анализ ресурсов Федерации, ресурсов регионов и ресурсов муниципалитетов. Правовые основы формирования финансовых ресурсов по уровням управления устанавливаются конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством, нормативными правовыми актами. Они регулируют разграничение, распределение и перераспределение доходов по уровням государственного и муниципального управления.

Основные направления использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов определяются функциями, возложенными на органы управления. Их основной функцией является обеспечение общества нерыночными общегосударственными услугами, связанными с управлением, обороной, внешнеполитической деятельностью, общественной безопасностью, с социальными и экономическими услугами. Направления расходования финансовых ресурсов на каждом уровне управления жестко регламентированы. За счет средств центрального уровня управления финансируются общенациональные расходы. За счет финансовых ресурсов региона обеспечивается развитие экономики, рост занятости населения, привлечение инвестиций в те отрасли, которые являются приоритетными с позиций регионального развития. Местные финансовые ресурсы обеспечивают содержание и развитие территорий муниципальных образований и их инфраструктуры (транспорта, жилищно – коммунального хозяйства, здравоохранения и т.п.).

Финансирование государственного управления

Назначение и система финансирования государственного управления

Любой управленческий процесс, в том числе и государственное управление, требует определенной финансовой основы.

Система финансирования государственного управления предусматривает обеспечение государства необходимыми денежными средствами, требуемыми для выполнения им функций социального, политического и экономического характера.

Система финансирования государственного управления предусматривает формирование денежных отношений, осуществляемых в связи с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и национального богатства в процессе формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, его хозяйствующих субъектов, а также в связи с использованием этих средств на управленческие и иные государственные нужны.

В качестве субъекта финансирования в данных отношениях выступает органы государственного управления, предприятия различных форм собственности, учреждения, а также граждане. Система финансирования государственного управления включает в себя неоднородные обособленные звенья, назначение каждого из которых достаточно специфично.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система финансирования государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • во-первых, бюджетную систему государства, сформированную бюджетами различных уровней;
  • во-вторых, внебюджетные фонды;
  • в-третьих, систему государственного кредита;
  • в-четвертых, совокупность финансов государственных предприятий.

Разнообразие перечисленных звеньев системы финансирования государственного управления обеспечивает решение широкого спектра экономических и социальных задач.

Особую важность в системе финансирования государственного управления составляют взаимосвязи, формируемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Бюджетные отношения обеспечивают мобилизацию существенной части национального дохода, подлежащего последующему перераспределению.

Разные части бюджетной системы государства формирует финансовую базу деятельности органов государственного управления различного уровня. Современная бюджетная система страны предполагает высокий уровень автономности отдельных территорий, как в рамках административно-территориального деления страны на регионы, так и в рамках муниципальных образований. Состав бюджетных доходов и расходов на каждом уровне государственного управления определяется Бюджетным Кодексом Российской Федерации и обусловлен разграничением выполняемых функций между различными органами государственного управления.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Средства, концентрируемые на региональном уровне бюджетной системы, предназначены для распределения по отраслевому и территориальному принципу, направленному на обеспечение прогрессивности структуры общественного производства, усиление социальной значимости экономического развития, поддержку единого уровня социальной защиты граждан, обеспечение конституционных гарантий их прав и свобод.

Роль местных бюджетов в системе финансирования государственного управления

Особое место в системе финансирования власти отводится местным бюджетам. Несмотря на то что органы местного самоуправления отделены от системы государственного управления, муниципальные бюджеты включены в общую бюджетную систему страны. Рост значимости органов муниципального управления естественным образом ведет к усилению значимости муниципальных бюджетов бюджетной системы страны. На них ложится обязанность регулирования экономических процессов на локальном уровне, они обеспечивают эффективное размещение производственных сил на территории муниципального образования, призваны способствовать росту конкурентоспособности местной продукции, формировать территориальную инфраструктуру, финансировать затраты на воспроизводство кадровых ресурсов. Также существенную значимость муниципальные бюджеты приобретает при реализации социальных программ. Органы государственного управления, делегирующие муниципальным органом управления часть своих полномочий, обеспечивают поступление в бюджет соответствующих средств, необходимых для реализации указанных полномочий.

Читать еще:  Понятие финансов государства

Роль внебюджетных фондов в финансировании государственного управления

Внебюджетные фонды представляют особое звено в системе финансирования государственного управления. Эти фонды одновременно являются объектом управления со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти, но при этом достаточно обособлены от бюджетной системы страны, имеют высокий уровень самостоятельности. В состав внебюджетных фондов входит Пенсионный фонд России, фонды социального и медицинского страхования, иные фонды. Предназначение внебюджетных фондов состоит в обеспечении финансирования отдельных направлений государственного управления, имеющих целевую направленность.

Значимость данного звена финансирования государственного управления особенно возрастает в периоды финансового кризиса, который в последние годы приобретает перманентный характер. Реализация принципа автономности внебюджетных фондов обеспечивает своевременность финансирования важнейших социальных задач государственного управления.

В зависимости от своего функционально-целевого назначения внебюджетные фонды делятся на фонды экономического характера, социального характера, природоохранного характера.

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на общественные, республиканские и региональные фонды.

Государственный кредит как источник финансирования государственного управления

Особое место в системе финансирования государственного управления имеет государственный кредит.

Под государственным кредитом понимается временная мобилизация свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и граждан с целью их передачи в пользование на определенный период времени органам государственного управления для направления на финансирование расходов государства.

Получение государственного кредита осуществляется посредством размещение на рынке государственных ценных бумаг. Государственный кредит призван решать проблемы бюджетного дефицита, аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для оперативного решения возникающих проблем. Государственный кредит также обеспечивает отток денежных средств из обращения и так далее.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Государственные финансовые ресурсы

В экономической науке финансовые ресурсы понимаются как денежные средства.

Используются эти денежные средства для покрытия затрат.

Но есть различия. Сумма валового дохода от реализации продукции в виде денежных средств поступают на счет в банк. Из этой суммы денежных средств значительную часть составляют оборотные средства, которые авансированы в процессе производства и только часть их является источником финансового производства и только часть их является источником финансового производства.

Финансовые ресурсы создаются и используются в процессе финансовых отношений. Таким образом, финансовые ресурсы – это денежные средства, которые аккумулированы в фондах целевого назначения для осуществления определенных затрат.

К общегосударственным финансовым ресурсам относят иностранные кредиты и займы. К региональным финансовым ресурсам относят местные бюджеты и другие централизованные фонды регионального значения.

Финансовые ресурсы предприятий — это денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения национального дохода, ВВП, НД и используются для уставных целей предприятий.

Основными элементами финансовых ресурсов предприятий является: уставный фонд, амортизационный фонд, специальные фонды целевого назначения, не использованная прибыль, кредитная задолженность всех видов и ресурсы, полученные из централизованных фондов.

Эффективность использования финансовых ресурсов непосредственно связано с эффективным использованием материальных, трудовых ресурсов. Эффективность можно оценивать с помощью самостоятельно достигаемых результатов деятельности с суммой финансовых ресурсов, которые были в распоряжении предприятий за соответствующий период.

Основным источником формирования финансовых ресурсов на государственном уровне является национальный доход, а на уровне субъектов хозяйствования валовой доход и амортизационный фонд. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на 2 уровнях: в масштабах страны и на каждом предприятии. Величина и структура финансовых ресурсов в масштабах страны определяют возможность расширенного воспроизводства народного хозяйства страны, повышение уровня жизни членов общества и роста доходов государственного бюджета.

Размер финансовых ресурсов предприятия определяет возможность осуществления необходимых капитальных вложений, привлечения оборотных средств и выполнения всех финансовых обязательств данного предприятия. Структура финансовых ресурсов определяет источниками их поступления. На общегосударственном уровне основными источниками поступления финансовых ресурсов являются налоги, сборы. На уровне предприятий структуры финансовых ресурсов в основном определяются собственными источниками, прибылью и амортизацией, хотя могут привлекаться и заемные средства.

Муниципальные финансовые ресурсы

Региональными бюджетами – являются бюджеты республик в составе России. В бюджетном кодексе РФ бюджеты республик, краев, областей именуются бюджетами субъектов федерации, а бюджеты муниципальных образований включают в себя бюджеты администрации районов, городов.

Региональный бюджет и местный бюджет – это форма образования и расходование денежных средств, которые предназначены для обеспечения задач и функций региона и местного самоуправления.

К местным налогам и сборам относят:

-налог на имущество физических лиц

-налог на рекламу

-налог на наследование или дарение

-местные муниципальные сборы

Роль муниципального бюджета в экономическом развитии является:

1)финансовые ресурсы местных бюджетов позволяют предприятию исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с конституцией РФ.

2)формирование муниципальных бюджетов позволяет местным властям самостоятельно расходовать средства на социально – экономическом развитие региона, на развитие учреждений медицины, культуры.

3)с помощью муниципальных ресурсов осуществляется в какой – то мере выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

4)роль муниципальных ресурсов имея в распоряжении финансовые бюджетные средства органы власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказании муниципальных услуг в учреждении не производственной сферы.

5)органы предприятий исполнительной власти региона могут направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития в регионе приоритетных отраслей промышленности с.-х. и социальной сферы.

Роль местных бюджетов может возрастать при наделении органов власти соответствующими полномочиями по формированию и использованию их бюджета

Тема 4

Гос бюджет как экономическая категория, сущность государственного бюджета

Государственный бюджет – это ведущее звено финансовой системы, представляющий собой основной финансовый план государства на текущий год и имеющий силу закона.

1)распределение и перераспределение национального дохода и ВВП.

2)государственное регулирование и стимулирование экономики

Читать еще:  Внутренний государственный финансовый контроль казначейство

3)финансовое обеспечение социальной политики

4)контроль образования и использования централизованного фонда денежных средств

Бюджет используется для межотраслевого и территориального использования финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производственных сил объема экономики на всей территории России.

Государственный бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики. Для регулирования экономики используется налоговая политика, применяя соответствующий налоговый механизм.

При расходовании бюджетных средств учитывается социальная их направленность и оказывается воздействие на отрасли хозяйства и учреждения производственной сферы.

Основные задачи бюджетной политики:

1)удержать экономику от спада производства

2)обеспечение финансовой стабильности

3)способствовать поступательному развитию экономики страны

Доходы гос бюджета

Основными доходами в РФ являются налоги. Они составляют часть национального дохода, который стабилизируется во всех звеньях бюджетной системы.

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц, которые поступают государству в заранее установленном законом размере и в определенные сроки.

Налоги делятся на прямые, которые платит налогоплательщик и косвенные, которые платит потребитель товаров и услуг, которые входят в цену товара.

К налоговым доходам федерального бюджета относят доходы от продажи имущества, которые находятся в государственной собственности, выручка от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, прибыль государственного банка. В доходах госбюджета учитывается средства целевых фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов. В доходы федерального бюджета поступают налоги, которые называются закрепленными доходами. В нижестоящие бюджеты для покрытия его расходов могут перечисляться дополнительные средства, которые называются регулирующими доходами.

При утверждении федерального бюджета устанавливают ставки отчислений от федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ. Эти перечисления делаются из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Этот фонд предназначен для оказания финансовой помощи регионам, которые имеют душевой бюджетный фонд ниже среднедушевого дохода по всем субъектам федерации.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета, т.е. местные бюджеты наделяются гарантированной долей от средств бюджета.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относят:

1)нормативные отчисления от регулирования доходов

2)трансферты в местные бюджеты

3)средства, которые выделяются из фонда финансовой поддержки муниципальным образованиям

Фонд финансовой поддержки муниципальным образованиям создается в бюджетах субъектов РФ.

Расходы гос бюджета

1)по своей роли в процессе производства на затраты, которые связаны с материальным производством и на содержание непроизводственной сферы.

2)по функциональному назначению: на финансирование народного хозяйства, социально культурных мероприятий, на правоохранительную деятельность.

Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку. Основная часть расходов – текущие расходы, которые включают в себя: закупки товаров и услуг, оплату труда госслужащим, оплата по внутренним займам и госдолгу.

Капитальные расходы – вложения в основные фонды, капитальные строительства, перевооружения.

Основные средства направляются в топливно-энергетический комплекс и аграрно-промышленный.

Основными задачами в области расходов является:

1)сохранить число целевых комплексных программ и обеспечить концентрацию средств в бюджеты

2)повысить эффективность использования ассигнования на национальную оборону

3)снизить уровень дотаций отдельным отраслям

5 Основные методы и формы управления государственными финансами

Основные методы и формы управления государственными финансами

1. Управление финансами и финансово-бюджетная политика государства

2. Основные функции управления государственными и финансами

3. Методы управления государственными финансами

1.Управление финансами и финансово-бюджетная политика государства

Управление финансами — это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Управление финансами находится в тесной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, с действующим финансовым механизмом. В связи с переходом к рыночным отно­шениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм. Это нашло выражение прежде всего в пере­воде взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоя­тельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Терри­ториальные органы власти стали самостоятельно определять на­правления использования бюджетных ресурсов. Были внесены из­менения в формирование территориальных бюджетов. В выше­стоящих бюджетах (государственном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по еди­ной методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.

Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов Национального банка Республики, а на основе выпуска го­сударственных ценных бумаг. С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйст­вования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.

С созданием частных страховых компаний в стране стал функ­ционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

Из государственного бюджета были выведены средства соци­ального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования).

Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Государственная налоговая служба, Счетная палата и др.).

Все это не могло не отразиться на процессе управления финан­сами. Этот процесс осуществляется в первую очередь учреждения­ми, относящимися к представительным и исполнительным органам власти. Представительными органами власти, участвующими в про­цессе управления общественными финансами, являются государст­венная, республиканские, областные, городские, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения.

Исполнительные органы власти в лице Правительства РК, тер­риториальных администраций и подведомственных им функцио­нальных подразделений организуют составление и исполнение тер­риториальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов, ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффек­тивным использованием бюджетных средств.

2. Основные функции управления государственными и финансами

Управление финансами – сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

В процессе управления финансами ор­ганами управления осуществляются следующие функции:

— планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;

— оперативное регулирование финансов;

— контроль за состоянием финансов;

Читать еще:  Тесты по государственному финансовому контролю

— учет финансовых ресурсов.

Финансовый анализ призван формировать информацию, необхо­димую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации и проявившихся тенденций, вы­явления проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную документацию, отчетность. В ходе финансового ана­лиза широко используются методы аудита.

Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребностей финансо­вых процессов в них, возможные варианты осуществления финан­совой деятельности и представляет собой предпосылку финансового планирования.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятель­ности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходо­вания, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефи­цитности ресурсов. Финансовое планирование предусматривает составление средне­срочных и текущих планов образования и использования финансо­вых ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов, бизнес-планов.

Оперативное регулирование финансами осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспре­деления, изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление финансами включает комплекс дейст­вий по исполнению плановых заданий, связанных с формировани­ем финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприя­тий, предусмотренных плановыми документами.

Финансовый контроль предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и целевого использования. Контроль за состоянием финансов, ходом финансовой деятель­ности на всех уровнях финансовой системы призван выступать зве­ном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления финансами информацию о соблюдении законов, пра­вил, норм расходования, использования финансовых ресурсов, де­нежных средств, исполнении бюджетов, балансов.

Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы.

3. Методы управления государственными финансами

В управлении финансами сочетаются:

— административно-распорядительные методы, основанные на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств;

— экономические методы, базирующиеся на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников фи­нансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании фи­нансовых ресурсов.

В условиях централизованно управляемой экономики главенст­вующее место в управлении финансами принадлежит администра­тивно-распорядительным методам, тогда как рыночной экономике присуща высокая степень децентрализации управления финансовы­ми ресурсами. Однако значительная централизация управления фи­нансами наблюдается и в странах с рыночной системой ведения хо­зяйства, что является неизбежным следствием большой доли финан­совых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государст­венный бюджет и местные бюджеты. Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.

Применение экономико-математических методов и моделей, использование компьютерной техники и новейших средств переда­чи и обработки информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами.

3.1. Понятие государственных финансовых ресурсов и источники их формирования

Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования.

Понятие «финансовые ресурсы» в РСФСР было введено при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов.

Таким образом, финансовые ресурсы государства — это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды — составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство.

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т.е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector