Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансы государственных предприятий и учреждений

Финансы государственных предприятий

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, государственная собственность во многих странах сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1. Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей.

Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях. Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования.

2. Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины.

3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала. В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50—60% всей продукции ряда государственных компаний). (Сфера деятельности государственных предприятий в развитых зарубежных странах приведена в приложении 1)

Государственные предприятия различаются по правовому положению, системе управления, организации экономики и финансов, характеру взаимоотношений с бюджетом. Их можно разделить на три основные группы: государственные корпорации; смешанные предприятия; предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.

Важнейшее значение имеют государственные корпорации, которые представляют собой крупные промышленные комплексы, охватывающие все предприятия отрасли или значительную их часть. Каждая корпорация утверждается специальным парламентским актом; она обладает производственной и финансовой самостоятельностью, правом вступать в договорные отношения с другими предприятиями.

Отличительной чертой государственных корпораций является их «автономность», т.е. их повседневная производственная деятельность находится вне парламентского контроля; финансы отделены от государственного бюджета.

Смешанные предприятия — это предприятия, часть капитала которых принадлежит государству. Они создаются в результате приобретения государством части акций предприятия или строительства государством предприятий с привлечением к его участию частного капитала. Управление такими предприятиями аналогично управлению акционерными обществами.

Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль полностью или частично поступает в соответствующие бюджеты, а капитальные вложения финансируются главным образом за счет бюджетных ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении государственного и местных бюджетов.

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты.

Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ.

Вопросы:

1. Дайте определение понятию «Финансы хозяйствующих субъектов».

2. Раскройте значение финансов хозяйствующих субъектов в системе финансовых отношений.

3. В чем выражаются сущность финансов хозяйствующих субъектов в процессе расширенного воспроизводства.

4. Что включает в себя финансы хозяйствующих субъектов.

5. Назовите основные функции финансов хозяйствующих субъектов.

6. Раскройте значение аккумулирующей функции финансов хозяйствующих субъектов.

7. В чем особенность распределительной функции финансов хозяйствующих субъектов.

8. Какова роль контрольной функции финансов хозяйствующих субъектов.

9. В состоит сущность коммуникационной функции финансов хозяйствующих субъектов.

10. Назовите основные черты финансов хозяйствующих субъектов.

11. Раскройте экономическую сущность финансов хозяйствующих субъектов.

12. Приведите основную классификацию хозяйствующих субъектов по разным признакам и основания их разграничения по тому или иному виду.

13. Какимифинансовыми результатами хозяйственной деятельности характеризуется предприятия.

14. Каковы особенности финансов акционерной формы собственности.

15. Какова роль финансов предприятий государственного сектора.

16. Что такое казенные предприятия? Какова роль финансов в данных видах предприятий.

17. Каковы особенности финансов совместных предприятий.

18. Раскройте роль финансов кооперативного сектора экономики.

19. Разграничите значение разгосударствление и приватизация, реструктуризация, санация.

20. Какова цель коммерческой деятельности предприятий.

21. Назовите и раскройте значение основных принципов организации финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах.

22. Какие фонды денежных средств создают предприятия. Обозначите их функциональное значение.

Читать еще:  Государственный финансовый контроль вопросы

23. Назовите основные источники привлечения финансовых ресурсов для предприятий, функционирующих на коммерческих началах.

24. Дайте определение оборотные и внеоборотные активы предприятия.

25. Разграничите понятия собственные, привлеченные и заемные средства предприятия.

26. В чем особенности финансов некоммерческих организаций и учреждений.

27. Назовите основные направлениянекоммерческой деятельности.

28. Что является общей особенностью некоммерческой направлений деятельности.

29. Что является материальной основой деятельности некоммерческих учреждений, организаций.

30. Назовите методы ведения хозяйственной деятельности некоммерческой деятельности. Охарактеризуйте их.

31. Какие основные источники финансирования организаций и учреждений, некоммерческой деятельности вы знаете.

32. Какова роль государственных финансов на современном этапе?

33. В чем заключается «автономность» государственных предприятий?

34. Дайте определение понятию «государственные финансы».

Финансы государственных предприятий и организаций

В финансовой системе важное место принадлежит государственным (муниципальным) унитарным предприятиям. Специфика организации фи- [94] нансов и имущества унитарных предприятий обусловлена тем, что их учредителем являются федеральные органы государственной власти (органы местного самоуправления): порядок и источники формирования уставного фонда унитарного предприятия определяются федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; имущество унитарного предприятия находится в собственности государства (муниципальных органов), является неделимым, не может быть распределено по вкладам между акционерами и работниками предприятия и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; продукция и доходы, полученные унитарным предприятием от использования имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства (муниципалитетов) и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Таким образом, специфика финансов государственного предприятия заключается в их распорядительном характере внутри предприятия и возвратном характере части денежных средств государству.

К финансам государственного предприятия относятся: прибыль; кредиты банков; займы у других предприятий и населения; доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы по ценным бумагам; прочие доходы. В материальном выражении все финансы государственных предприятий формируются из выручки и распределяются от прибыли по фондам: фонд основных средств; фонд оборотных средств; фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд.

Финансовые отношения государственного предприятия (ГП) строят-

ся на отношениях между :

1) госпредприятием и бюджетом (государственным или территориальным) по поводу уплаты платежей в бюджет и получения средств из бюджета;

2) госпредприятием и государственными внебюджетными фондами; [95]

3) государством в лице соответствующих комитетов по управлению имуществом и руководителей госпредприятия по поводу распределения прибыли, возникающих споров по имуществу;

4) отдельными предприятиями и ГП в связи с уплатой экономических санкций, долевым участием в хозяйственной деятельности, получением и возвратом займов, оплатой произведенной и реализованной продукции;

5) отраслевыми учреждениями и министерствами по поводу отчислений и получения средств из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов;

6) госпредприятием и банком при получении, погашении займов, уплате процентов по кредиту и возврате основной суммы долга.

Все имущество госпредприятия, а также прибыль и иные финансовые ресурсы, полученные от его использования, являются государственной собственностью. Законодательство не устанавливает режим распределения прибыли, поэтому ГП самостоятельно определяет, какие финансовые фонды выделять, в каких размерах отчислять в них прибыль. В случаях, предусмотренных законодательством, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Финансы государственных и муниципальных предприятий и их правовой режим как института финансового права.

Финансы предприятий — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений. Финансы гос-х и муниципальных предприятий представляют собой институт финансового права, определяющий порядок распределения прибыли государственных казенных и унитарных предприятий, а также порядок формирования, распределения и организации использования денежных фондов указанных субъектах.

Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности предприятия на закрепленное за ним имущество. Имущество унитарных предприятий неделимо и не распределяется на вклады или долевое участие его работников.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, содержащий информацию о предмете и целях деятельности, размере уставного капитала и других фондов денежных средств, порядке и источниках формирования фондов. Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, принимает соответственно уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления, который утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его Уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником.

Унитарное предприятие несет ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда. При принятии решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Читать еще:  Финансирование дефицита государственного бюджета

47. Финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий, её понятие, содержание и правовые основы. Финансовый план предприятия.

Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.

Функции гос. и мун. предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей гос. предприятий и мун. предприятий:

а) по планированию своих финансовых ресурсов (как собственных, так и выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей лимитов, плановых заданий, государственных или муниципальных заказов, а также показателей эффективности использования гос. и мун. имущества федеральными унитарными предприятиями;

б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширения производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др. Гос. или мун. предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством РФ, уполномоченными органами гос. власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;

г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;

д) по осуществлению финансового контроля на предприятии.

За финансовой деятельностью унитарного гос. и мун. предприятия, помимо собственника, в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляют контроль и другие уполномоченные государственные органы — налоговые, финансовые и др. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Финансовый план предназначен для прогнозирования финансовой перспективы развития предприятия, а также для определения текущих доходов и расходов предприятия. Финансовый план предприятия взаимосвязан и базируется на ряде финансовых расчетов, составляемых по отдельным направлениям деятельности предприятия: по сбыту продукции, по сырью и материалам, производству, рекламе, капиталовложениям, научным исследованиям и разработкам и т.д.

Финансовый план предприятия составляется финансовой или экономической службой предприятия на один год с разбивкой по кварталам, а также на 3—5 лет (по годам). В первом разделе планируется прибыль, амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, иные доходы. Во втором разделе плана отражается распределение прибыли предприятия, затраты на капитальные вложения и т.д. В разделе «кредитные взаимоотношения» планируются суммы банковских кредитов, а также расходы на погашение этих ссуд и уплату процентов за пользование ими. С разделе «взаимоотношения с бюджетом» отражаются суммы пр налогам и иным платежам в бюджет, а также суммы бюджетных ассигнований, получаемые предприятием.

Финансы гос и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов.

Основная задача финансового планирования — поиск и выбор наиболее выгодного и финансово-устойчивого варианта финансового плана (бюджета) фирмы.

Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Финансовый план является завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.

В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение:

· доходы и поступления средств;

· расходы и отчисления денежных средств;

· взаимоотношения с бюджетом.

Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.

Финансы государственных предприятий и организаций;

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (БК РФ ст.161).

Статус бюджетной организации имеет организация, обладающая одновременно следующими признаками:

— в качестве учредителей организации должны выступать органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию;

— в качестве цели создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы;

— бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

— основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.

Только сочетание всех признаков дает бюджетную организацию, каждый сам по себе признак не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.

Читать еще:  Государственная финансовая политика

Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков:

— в зависимости от выполняемых ими функций

1. государственное управление и местное самоуправление

2. судебная власть

4 культура и т.д. (см бюджетную классификацию).

— в зависимости от источника финансирования

1. финансируемые за счет средств федерального бюджета

2. финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ

3. финансируемые за счет средств местных бюджетов

— по источникам формирования средств бюджетных организаций

1. бюджетные организации, оказывающие платные услуги юридическим и физическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств

2. бюджетные организации, не оказывающие платные услуги.

Особое место финансов бюджетных организаций в финансовой системе определяется тем положением, которое занимают бюджетные организации в обеспечении функций государства. Последние в значительной степени реализуются именно через бюджетные организации.

Особенности финансов бюджетных организаций:

— исключительно тесная связь с бюджетом, из которого финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Благодаря этой особенности финансы бюджетных организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.

— Бюджетные организации могут и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести их к хозяйствующим субъектам

— отсутствие самостоятельности в расходовании средств, т.к. осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований.

Основные принципы организации финансов бюджетных организаций:

— целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств. В отличие от всех остальных организаций бюджетные при расходовании средств должны строго придерживаться тех целей, на которые эти средства выделены;

— Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую группу составляется отдельная смета по расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность;

— бюджетный иммунитет, согласно ст. 239 БК РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляются только на основании судебного акта;

Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.

Связь с кредитными учреждениями и налоговыми органами по уплате налогов и внебюджетными фондами по уплате взносов.

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы предприятий это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности. В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, социальные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников,- прежде всего, за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан). Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными планами, программами экономического и социального развития, договорами.

В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяй-ственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности. Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности, но ив определенной мере — социальной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете — в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей. Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах собственности.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности.

Финансы государственных и муниципальных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государ-ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отношений, возникающих при функционировании финансов государственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансовых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно- властного характера, обусловленные функциями государственного управления этими предприятиями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×