Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансы зарубежных государств

Финансы зарубежных государств

Финансовые системы зарубежных стран

Наталья Сергеевна Шмиголь

Понятие финансовой системы и ее характеристика в зарубежной экономической литературе

1. Понятие финансов и финансовой системы в зарубежной экономической литературе

2. Характеристика структурных подразделений финансовых систем зарубежных стран

3. Факторы, влияющие на особенности становления и развития финансовых систем зарубежных стран

· Классическая теория финансов

Объндиняет всю совокупность теоретических предсавлений методик, обосновывающих, прежде всего, механизм мобилизации и распределения денежных средств в бюджеты и внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении субъектов власти.

· Неоклассическая теория финансов

Объектом изучения являются финансы частного сектора экономики как основы экономического развития государства, а также финансовые институты, функционирующие на финансовом рынке, которые обслуживают процесс перераспределения финансвых ресурсов от инвесторов, кредиторов к тем организациям и домохозяйствам, которые в них нуждаются.

Подходы к определению финансов и финансовой системы в отечественной и зарубежной экономиской науке:

· Отечественные научные экономические школы

Определение финансов и, как следствие, финансовой системы основано на исследовании экономической природы и границ финансовых отношений, изучени субъектов этих отношений.

· Зарубежные научные экономические школы

Характеризуются, в большинстве случаев, прикладным характером разработки экономических теорий, в том числе теории финансов. Соответственно, понятия финансов и финансовой системы рассматриваются как средство решения задач на макро- и микроуровне.

Определение финансов в зарубежной экономиеческой литературе:

· В широком смысле как практическая деятельность, связанная с движением и управлением днежными средствами.

· Финансы рассматриваются в форме капитала, вовлеченного в бизнес-проект, в большинстве случаев с целью его увеличения и последующего использования для начала нового бизнеса.

· Также финансы рассматриваются как академическая дисциплина, базирующаяся на экономической науке и изучающая финансирование, финансовые рынки и финансовые последствия управления бизнесом.

· Финансы определяются как «наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени».

Понятие «финансовой системы» строится на основе более общего определения «финансов»

— Наука об управлении денежными потоками (наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени)

— Экономический инструмент государственного регулирования экономики.

— Совокупность всех структурных элементов (бюджетов, внебюджетных фондов, валютных резервов государства, финансовых ресурсов организаций) или финансвых институтов различных уровней.

— Совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансвых сделок, обмена активами и рисками.

— Совокупность экономических институтов (рынков ЦБ, банков, взаимных (паевых) фондов, пенсионных фондов, кредитных союзов, страховых компаний и т.д.), помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заемных средствах, в форме инвестиций.

· Система, основанная на банках (bank based financial system)

· Система, основанная на рынке ЦБ (market based financial system)

· Рынки, в том числе и финансовый рынок

· Фирмы, предоставляющие финансовые услуги

· Другие институты, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансвые решения

С целью характеристики роли финансовой системы в экономинчком развитии государства в работах зарубежных ученых экономистов рассматриваются ее функции:

1) Перемещение ресурсов во времени и пространстве (имеется разрыв между временем инвестирования денежных средств и их возвратом, перемещение денежных средств из одного региона в другой)

2) Управление риском (различные инструменты: опционы, форвордные контракты)

3) Функция расчетно-платежной системы

4) Объединение ресурсов и разделение паев участия в капитале

5) Информационная поддержка

6) Решение психологических проблем стимулирования (разъяснительная деятельность профессиональных участников)

· Финансы частного сектора

— Финансы частных организаций

· Финансы общественного сектора

— Бюджеты всех уровней бюджетной системы

— Специальные внебюджетные фонды

— Финансы госуларственных и униципальных предприятий

· Финансы частных фирм

Государственные финансы (public finance = government finance)

Неоклассическая теория постепенно начинает проникать в отечественную практику.

Финансы общественного сектора

Используются для осуществления широкого круга функций, возложенных на субъекты власти всех уровней в финансовой и экономической сферах. В настоящее время общая тенденция в большинстве стран мира заключается в ускоренном росте государственного сектора по сравнению с частным сектором и в поглощении все более возрастающей доли денежных и других ресурсов. Можно выделить ряд факторов, влияющих на рост общественного сектора:

1) Ведение военных действий и увеличение государственных расходов

2) Необходимость оказания помощи малоимущим слоям населения

3) Изменение технологий

4) Рост населения и урбанизация

5) Финансовая политика регулирующего типа, особенно в условиях преодоления последствий финансового кризиса

6) Политика правящей политической партии

1 структурный элементов- бюджет

Значение бюджетов субъектов власти в наст время вышло за рамки только мониторинга и контроля за целевым использованием бюджеттных средств

Бюджет стал инструментом управления экономикой в целом и которая имеет стабилизирующее и стимулирующее воздействие на различные сферы и отрасли экономики

В зарубежн литературе выделяют две функции бюджета:

1) Функция Аллокации, которая реализуется через предоставление обществу за счет централизованных фин ресурсов определенных услуг и общественных благ,т .о основной целью при осуществлении гос доходов и расходов является предоставление таких общественных благ, которые не может предложить частный сектор или которые не могут быть оплачены значительной частью потребителей.

2) Функция распределения которая означает перераспределение аккумулируемых фин ресурсов на макро уровне между отраслями экономики,территориями,органами власти и экономическими субъектами. Целью такого распределения является регулирование пропорций экономического развития гос-ва,фин хозяйственной деятельности организаций,экономической активности и социальной защиты населения в соответствии с целями и задачами проводимой фин политики

Доходы бюджетов складываются из налоговых и неналоговых доходов. Расходы бюджета могут классифицироваться по различным критериям, но как правило используется ведомственная классификация и функциональная.

Бюджеты европейских государств, входящих в ЕС должны быть низкодефицитными и максимальный размер бюджетного дефицита не может превышать ВВП страны (этот показатель перекрыт от 3 до 5 раз).

Для сбалансирования бюджетов субъекты власти осуществляют заимствования на внутреннем и внешних финансвых рынках. При это в странах членах ЕС величина государственного долга не должна составлять более 60% ВВП.

Специальные правительственные фонды

· Фонды государственного социального страхования

· Государственные или смешанные (с участием государства) финансово-кредитные учреждения

1) Аккумуирование дополнительных средств для регулирования хозяйственных процессов и финансовой поддержки предпринимательства

2) Необходимость закрепления за отдельными общественно значимыми потребностями твердых источников финансирования

3) Установление более жесткой зависимости между социальными выплатами и поступлениями страховых платежей.

1) Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение

2) Формирование фонда собственными источниками дохода по решению или с участием субъекта власти.

В настоящее время наблюдается увеличение количества и объема ресурсов аккумулированных в специальных правительственных фондах.

1) У субъектов власти появляются дополнительные инструменты для вмешательства в хозяйственные процессы и для поддержки предпринимательства

2) Правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере неэффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.е. бюджеты этих фондов как правило не рассматриваются в парламенте

3) Выделяя часть расходов из бюджетов специальные фонды сокращают их дефицитность, а активное сальдо специальных фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета субъектов власти через кредитные операции

2 сектор Государственные (муниципальные) предприятия и учреждения

1) Экономические: необходимость вмешательства госдуарства в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, функционирующих в определенных отраслях/секторах экономики

2) Необходимость осуществления крупных первоначальных инвестиций в создаваемые стратегически важные предприятия, в НИОКР и т.д.

3) Политические: государственные предприятия станвятся непосредственными участниками международных экономических отношений, участвуя в процессах интеграции производства и капитала

Каждая из них утверждается парламентским актом, обладает производственной и финансовой самостоятельностью, т.е. ее повседневная финансово-хозяйственная деятельность находится вне парламентского контроля, а финансы отделены от финансов субъектов власти. При этом государственные корпопрации получают из бюджета субсидии и кредитв на льготных условиях.

Часть капитала принадлежит государству.

· Предприятия на бюджетном финансирвании

Прибыль частично или полностью поступает в бюджет.

3 сектор Финансы домохозяйств

Рассматривается как система формирования и использования денежных средств отдельных граждан и семей. (Сбережения — ивестиционные решения и дефицит — решения об использовании заемных средств)

Функционируя как самостоятельное подразделение в составе финансовой системы, финансы домохозяйств позволяют решать следующие задачи:

1) Обеспечить денежными средствами механизм реализации индивидуальных потребностей граждан

2) Создать финансовую базу для развития нации

3) Положительно влиять на показатели жизнедеятельности нации

4) Реализовать коллективные потребности граждан в социально-культурной сфере

Основные организационные формы ведения частного бизнеса (отношения, связанные с управлением финансовыми потоками)

На формирование и дальнейшее функционирование финансовой системы зарубежных стран большое влияние оказывают построение и развитие государства в том числе исторические условия его развития. К таким особенностям относятся:

Читать еще:  Состав финансовых ресурсов государства

1) Условия функционирования экономики государства и выбранная модель экономического развития

2) Политика правящей политческой партии

3) Государственной и административно-территориальное устройство страны

Модели экономического развития

Неолиберальная модель (США, Великобритания)

1) Гибкий рынок труда

2) Свободный рынок товаров и услуг

3) Низкий уровень налогов

4) Высокая конкуренция

5) Высокая предпринимательская активность

1) Неравенство в распределении доходов между слоями общества; государство играет косвенную роль в экономике (доля расходов ВВП – 29,5% (США), 39,1% — Великобритания)

2) Невысокое качество некоторых общественных услуг (в частности среднего образования)

Социальное рыночное хозяйство (Германия, Франция)

1) Отличный уровень образования и переподготовки; мощная система социальной защиты граждан

2) Тесные связи между банками и компаниями, помогающие широкомасштабному инвестирования

1) Излишние профсоюзы

2) Высокий уровень налогообложения

3) Высокие размеры пособий по безработице, и как следствие высокий уровень безработицы

4) Высокая доля участия государства в перераспределении ВВП (50% и более) и лодя государственных расходов ВВП (51,1%% — Франция, 47,2% — Германия)

Домашнее задание: прочитать про финансовую политику республиканцев и демократов в США, зарубежные определения бюджетов, первые 10 минут контрольное тестирование

Финансовая система в ведущих зарубежных странах

Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства.
В унитарных (единых, сметных) государствах бюджетная система включает два звена:
государственный бюджет;
местные бюджеты.
Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
государственного бюджета, или федерального бюджета;
бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, ландов-земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии и т.д.);
местных бюджетов.
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % общей суммы доходов.
Территориальные финансы – второе звено финансовой системы.
Государственный кредит – третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств.
Внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупные внебюджетные фонды:
фонды национального страхования.
Государственные предприятия, которые получили значительное развитие в результате национализации (железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей).

Особенности финансовой системы в РФ
Финансовая система РФ включают следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему;
государственный кредит;
внебюджетные специальные фонды;
фонды имущественного и личного страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и совокупность организаций, однородных по своим задачам.
По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств».
Финансовую систему следует рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Финансовая система как форма организации денежных отношений подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:
у хозяйствующих субъектов;
у населения;
у государства и органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов: каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.
Выделяется три системы финансовых отношений:
финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);
финансы домашних хозяйств.

Подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
Среда децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций.
Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль – главный источник производственного и социального развития общества.
В финансовой системе развитых стран мира, особое значение имеют финансы финансовых посредников (коммерческие банки, пенсионные фонды, финансовые компании, паевые фонды (акции, ценные бумаги)).
Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.
Федеративное устройство России включает три уровня управления:
федеральный;
уровень субъектов Федерации;
местный (орган местного самоуправления).
Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.
Бюджетная система также включает три уровня:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды;
бюджеты органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, и подразделяются:
а) социального назначения;
б) экономического назначения.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют:
государственный кредит;
муниципальный кредит.
Эти виды кредитов обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как:
а) способ финансирования дефицита бюджета и внебюджетных фондов;
б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов.
Органы власти преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта.
Государственные и муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических лиц, юридических, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства. Займы осуществляются также путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов.

Вопросы для самоконтроля:
Понятие финансовой системы разных форм собственности.
Основные звенья финансовой системы зарубежных стран.
Особенности финансовой системы Российской Федерации.
Различие структуры бюджетной системы РФ и ведущих западных стран.
Источники социального развития трудовых коллективов.

Финансовая система в ведущих зарубежных странах

Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства.
В унитарных (единых, сметных) государствах бюджетная система включает два звена:
государственный бюджет;
местные бюджеты.
Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
государственного бюджета, или федерального бюджета;
бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, ландов-земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии и т.д.);
местных бюджетов.
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % общей суммы доходов.
Территориальные финансы – второе звено финансовой системы.
Государственный кредит – третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств.
Внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупные внебюджетные фонды:
фонды национального страхования.
Государственные предприятия, которые получили значительное развитие в результате национализации (железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей).

Особенности финансовой системы в РФ
Финансовая система РФ включают следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему;
государственный кредит;
внебюджетные специальные фонды;
фонды имущественного и личного страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и совокупность организаций, однородных по своим задачам.
По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств».
Финансовую систему следует рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Финансовая система как форма организации денежных отношений подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:
у хозяйствующих субъектов;
у населения;
у государства и органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов: каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.
Выделяется три системы финансовых отношений:
финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);
финансы домашних хозяйств.

Подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
Среда децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций.
Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль – главный источник производственного и социального развития общества.
В финансовой системе развитых стран мира, особое значение имеют финансы финансовых посредников (коммерческие банки, пенсионные фонды, финансовые компании, паевые фонды (акции, ценные бумаги)).
Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.
Федеративное устройство России включает три уровня управления:
федеральный;
уровень субъектов Федерации;
местный (орган местного самоуправления).
Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.
Бюджетная система также включает три уровня:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды;
бюджеты органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, и подразделяются:
а) социального назначения;
б) экономического назначения.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют:
государственный кредит;
муниципальный кредит.
Эти виды кредитов обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как:
а) способ финансирования дефицита бюджета и внебюджетных фондов;
б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов.
Органы власти преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта.
Государственные и муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических лиц, юридических, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства. Займы осуществляются также путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов.

Читать еще:  Органы государственного финансового контроля в россии

Вопросы для самоконтроля:
Понятие финансовой системы разных форм собственности.
Основные звенья финансовой системы зарубежных стран.
Особенности финансовой системы Российской Федерации.
Различие структуры бюджетной системы РФ и ведущих западных стран.
Источники социального развития трудовых коллективов.

Рубрика: Финансовые системы зарубежных государств

Государственный и муниципальный кредит как звено финансовой системы канады

Федеральное правительство обязано финансировать: оборону, международные отношения, промышленную политику и научные исследования. Бюджеты провинций обязаны финансировать государственное образование, здравоохранение и муниципальные службы. Оба уровня бюджетной системы несут расходные обязательства в областях совместных интересов: таких как, например, сельское и лесное хозяйство. Также

Понятие и уровни бюджетной системы сша

Государственные финансы США состоят из трех частей: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты 50 штатов; бюджеты местных органов власти (свыше 82 тыс. местных административных единиц, включающих более 3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов, более 43 тыс. учебных и специальных округов). Стержневое место…

Характеристика состава и основных структурных компонентов финансовой системы канады

Система государственных финансов строится по схеме: федеральный бюджет, бюджеты провинций (12 провинций), бюджеты местных органов власти. Консолидированный общегосударственный бюджет включает также доходы части государственных предприятий и государственной системы социального страхования. Из федерального бюджета осуществляется финансирование военных расходов, значительной

Бюджетная и налоговая система франции

Финансовая система Франции многозвенна, но отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции. На долю Госбюджета приходится 47% местных

Налоговая система сша: структура и характеристика основных групп налогов

Налоговая система США сложна и разнообразна. Согласно американским законам правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т. д. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей…

Состав и общая характеристика звеньев сферы государственных и местных финансовой системе великобритании

Государственная система включает госбюджет, государственные внебюджетные фонды (83% всех аккумулированных государственной финансовой системой ресурсов), финансы местных органов власти (бюджеты и внебюджетные фонды – 11% всех фондов государственной финансовой системы), финансы корпораций. Государственный бюджет состоит из 2-х частей: 1) Консолидированный фонд – за счет

Организация функционирования бюджетной и налоговой системы италии

Италия является унитарным государством с 4 уровнями системы государственной власти: центральные, региональные органы власти, органы власти провинций и муниципалитетов. Расходные обязательства уровней бюджетной системы Италии распределяются следующим образом. На Бюджетах регионов лежит обязанность по финансированию

Понятие финансовой системы в зарубежной финансово-экономической литературе

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

Финансовая система италии: состав и характеристика основных звеньев финансовых отношений

Италия является унитарным государством с 4 уровнями системы государственной власти: центральные, региональные органы власти, органы власти провинций и муниципалитетов. Административно Италия делится на 20 регионов, 99 провинций, 8100 муниципальных образований и 212 местных единиц здравоохранений. При этом 5 регионов из 20 имеют особый статус, который…

Организация бюджетного процесса и контроля за исполнением финансового бюджета фрг

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления: · федерации (центральный бюджет) · земель (региональные бюджеты) · общин (местные бюджеты). Сводный

Налоговая система великобритании

Организация под названием Управление внутренними бюджетными поступлениями собирает подоходный налог, налоги на прибыль и капитал и гербовый сбор. Управление таможенными пошлинами и акцизами собирает наиболее важные косвенные налоги (НДС и др.). Местные налоги собирают органы местного самоуправления

Бюджетная система фрг

Современная финансовая система ФРГ включает в себя бюджет федерации, бюджеты земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды. Сюда же входят бюджеты государственных предприятий. Расходные и доходные части госбюджета предусматривают законодательную процедуру, носящую название Бюджетный процесс, включающий в себя следующие

Значение и состав сферы государственных и местных финансов в финансовой системе фрг

Система государственных финансов включает в себя бюджет центрального правительства; бюджеты местных органов власти; специальные фонды, примыкающие к бюджетам; финансовые ресурсы государственных предприятий. Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет

Состав и общая характеристика звеньев сферы государственных и местных финансов в финансовой системе франции

Госбюджет Франции является основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государств. В целом госбюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные

Организация бюджетного процесса и финансового контроля за исполнением бюджета центрального правительства великобритании

Бюджетный год в Англии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Он действует не только в отношении бюджета центрального правительства, но и основной части местных бюджетов, а также большинства госпредприятий. Проект госбюджета составляет казначейство. Ежегодно 1 октября оно посылает циркуляр министерствам и ведомствам, которые готовят…

Финансы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:29, реферат

Описание работы

Финансовая система зарубежных стран
Управление финансами зарубежных стран
Бюджетное устройство и бюджетная система
Государственный бюджет
Бюджетный процесс
Региональные бюджеты зарубежный стран
Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.doc

ФИНАНСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    1. Финансовая система зарубежных стран
    2. Управление финансами зарубежных стран
    3. Бюджетное устройство и бюджетная система
    4. Государственный бюджет
    5. Бюджетный процесс
    6. Региональные бюджеты зарубежный стран
    7. Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран

Государственная финансовая система в развитых капиталистических странах включает четыре звена:

Специальные внебюджетные фонды

Финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет – это главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% НД страны.

Основными доходами гос.бюджета выступают налоги, составляющие от 70 ло 90% и более общей суммы его доходов. За гос.бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги –

Подоходный налог с физических лиц

Налог на прибыль корпораций

Из государственного бюджета производятся и основные расходы:

На военные цели

На вмешательство в экономику

На содержание государственного аппарата

На социальные расходы

На субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет ведущих зарубежных стран оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям.

Государственные бюджеты ведущих зарубежных стран характеризуются крупными хроническими хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Выпуск гос.займов влечет за собой рост госдолга, который представляет собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не погашенных госзаймов вместе с процентами.

Читать еще:  Функции государственных финансов кратко

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы. Они включают — местные бюджеты

Финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам

Автономные местные фонды.

В унитарных (единых, слитных) государствах местные бюджеты не входят в госбюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в гос. Федеральный бюджет.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги ( в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению с гос.бюджетом более высокая доля средств направляемых на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из госбюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования (США – единственная страна, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом), образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из госбюджета. Средства этих фондов используются на:

Выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

Пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

По безработице и др.

Государственные предприятия в странах Западной Европы получили значительное развитие после второй мировой войны в результате национализации (1946-1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей (электроэнергетической, газовой, угольной промышленности) и ряда других.

    1. Управление финансами зарубежных стран

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов корпораций материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику (конкретную систему налогов), регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки ( через субсидии и другие формы). То есть происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы – реализация финансовой политики.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Эти отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.

Управление гос.финансами в экономически развитых государствах регулируются высшими законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчет о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и другие финансовые параметры.

В зависимости от государственного устройства и политической системы такими законодательными органами являются, например,

Во Франции — Национальное собрание

В Великобритании — Парламент

В США — Конгресс

В Германии — Бундестаг

Организация оперативного управления финансами осуществляется через государственный финансовый аппарат, состав и структура которого тоже определяются в соответствии с государственным устройством страны.

Управление финансами в экономически развитых государствах, как правило, осуществляются несколькими государственными органами.

В США это Министерство финансов (казначейство). Оно является представителем правительства, разрабатывает финансовую и налоговую политику, осуществляет эмиссию денежных знаков и чеканку монет, занимается вопросами внутренних займов и управлением государственным долгом, осуществляет контроль за исполнением финансовых законов, за сбором внутренних доходов, контроль за денежным обращением.

Вторым финансовым ведомством в США является Административно-бюджетное управление при Президенте. Оно составляет расходную часть федерального бюджета и разрабатывает финансовые программы, организует оперативный контроль по управлению бюджетом и является ведущиим органом исполнительной власти.

Управление исполнением бюджета разделено в США между Министерством финансов ( которое проводит сбор внутренних доходов, таких как платежи по индивидуальному подоходному налогу, социальному страхованию, налогов с корпораций, имущества и дарений и косвенных налогов, т.е. около 89% всех налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджеет), Таможенной службой и Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию (которые заняты сбором соответственно таможенных доходов и доходов от обложения перечисленных товаров).

В Великобритании органом государственного управления финансами выступает Казначейство. Оно руководит разработкой, составлением и исполнением государственного бюджета, определением налоговой политики, финансово-экономическим прогнозированием, международными финансовыми отношениями, осуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. Исполнение бюджета в части сбора таможенным пошлин и акцизов организует Управление таможенных пошлин и акцизов.

В Германии органом государственного управления финансами является Министерство финансов, разрабатывающее основы финансовой, налоговой, валютной и кредитной политики. Оно составляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за исполнением бюджета и разработку основ распределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы. В управлении финансами участвуют Федеральное ведомство по финансам и Федеральное управление государственным долгом, подчиненные Федеральному министерству финансов. Первое ведомство занимается налоговой проверкой предприятий, налогообложением иностранных капиталовложений, проблемами устранения двойного обложения; второе – операциями по выпуску и погашению займов и финансированием бюджетного дефицита.

Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входят:

Разработка государственного бюджета и контроль за исполнением, кассовое обслуживание бюджета;

Сбор налогов, пошлин и прочих поступлений;

Контроль за финансовыми операциями;

Осуществление связи государства с предприятиями в качестве акционера, кредитора или гаранта;

Общественный учет и контроль (распределение между соответствующими управлениями.

    1. Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система как отмечалось ранее – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена:

Многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

Государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства);

Бюджеты членов федерации – штатов в США, земель (ландов) в Германии, провинции в Канаде;

Бюджетный процесс в США

Бюджетный процесс в США включает 4 этапа:

    • составление проекта бюджета президентом;
    • работа конгресса над бюджетом;
    • его исполнение;
    • составление отчета об исполнении и проверка.

Составление бюджета в США начинается не позднее весны каждого года, самое малое за девять месяцев до его передачи в конгресс и за 18 месяцев до начала финансового года (финансовый год в США продолжается с 1 октября по 30 сентября).

Прежде всего, президент устанавливает общие направления бюджетной и финансовой политики. Основываясь на этих указаниях, служба управления и бюджета (СУБ) совместно с федеральными ведомствами определяет особые политические указания и уровень планирования для них как на бюджетный год, так и на последующие четыре года, чтобы затем управлять подготовкой их бюджетный запросов. Эту работу служба управления и бюджета осуществляет вместе с федеральными ведомствами.

В ходе составления бюджета происходит длительный обмен сведениями, предложениями, оценками и набросками политических решений между президентом, руководителями СУБ, другими служащими исполнительной службы президента, министрами и иными главами государственных ведомств. Решения относительно разработки бюджета определяются итогами исполнения ранее утвержденных бюджетов, включая бюджет текущего финансового года, и отношением конгресса к последнему представленному бюджету. Решения обусловлены также оценками экономического положения, подготовленными совместно советом экономических советников, СУБ и управлением казначейства. Вся эта работа приходится на летние месяцы.

Осенью ведомства представляют бюджетные заявки в СУБ, где их изучают, выявляя спорные вопросы. Многие из них решаются между ведомствами и СУБ, некоторые же требуют вмешательства служащих Белого дома и даже президента. Обычно принятие решений по спорным вопросам заканчивается в конце декабря, после чего начинается разработка бюджетных показателей и подготовка бюджетных документов.

От лиц, принимающих бюджетное решение, требуется четкое понимание влияния экономических и технических предположений на бюджетные оценки. Показатели процентной ставки, экономического роста (спада), степени инфляции, уровня занятости, числа пользующихся социальной помощью являются важнейшими, подлежащими четкому определению.

Бюджетные решения должны также учитывать законодательные ограничения доходов, расходов и дефицита.

Проект бюджета США состоит из нескольких томов, излагающих финансовые предложения президента и порядок распределения средств. Основное внимание уделяется предстоящему бюджетному году, для которого конгресс должен одобрить бюджетные назначения. Бюджет содержит также изменения в уровне финансирования уже принятых программ. Его показатели охватывают и последующие четыре года, чтобы отразить действие пятилетнего бюджетного планирования. Кроме того, в него включены данные по исполнению последнего финансового года, чтобы могли быть сравнимы с ними бюджетные оценки.

Проект бюджета отражает пятилетнее планирование, а бюджетные таблицы охватывают семилетний период: один год – прошлый, другой – текущий и пять – предстоящих.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector