Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы финансовой деятельности государства это

Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Функции финансовой деятельности. Стадии и методы финансовой деятельности

Финансовая деятельность представляет собой деятельность по аккумуляции, распределению и использованию денежных фондов, которые необходимы для обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Финансовая деятельность – тоже одна из центральных категорий финансового права, которая связана с формированием, распределением и использованием денежного фонда.

Признаки:

1. Финансовая деятельность связана с фондами денежных средств.

2. Данный вид деятельности осуществляют только уполномоченные субъекты (налогоплательщики, налоговые органы, органы федерального казначейства и т.д.).

3. Финансовая деятельность направлена на обеспечение воспроизводственного процесса.

Финансовая деятельность выражается в фондовой форме. Если это не фондовая форма, то тогда это не финансовые правоотношения, а гражданские.

Денежные формы в зависимости от собственника делятся на:

централизованные денежные фонды (все, что связано с бюджетными средствами; н-р, соответствующий бюджет). Субъекты: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

децентрализованные денежные фонды (собственниками выступают ИП, коммерческие организации, граждане и иные субъекты, обладающие подобного рода ресурсами).

От назначения денежного фонда:

— публичные денежные фонды (направлены на решение публично значимых проблем). Связаны непосредственно с денежной системой государства, обеспечиваются мерами принуждения.

— частные денежные фонды (направлены на решение частных проблем, вкладывание в развитие организации сс целью дальнейшего получения прибыли). Меньше публичных фондов.

Методы финансовой деятельности государства:

Метод обязательных платежей. Смысл: государство определяет обязанности субъектов совершить (совершать) определенные действия. Налоговый метод.

Метод добровольных платежей. Специфика: государство определяет (выделяет) некоторые рамки, в пределах которых субъекты осуществляют те или иные действия на добровольной основе.

— эмиссия ценных бумаг;

Между методами добровольных и обязательных платежей имеется разница, которая выражается в том, что метод обязательных платежей, как правило, связан с обеспечением публичных потребностей (н-р, формирование бюджета за счет налоговых доходов); а метод добровольных платежей, как правило, направлен на обеспечение частных потребностей/интересов.

Выделяются 3 основные стадии финансовой деятельности:

1. Формирование. За счет соответствующих доходов, ресурсов образуется или создается соответствующий денежный фонд (н-р, бюджет МО). Специфика: 1-я стадия обеспечивается, как правило, принудительным механизмом.

2. Распределение. Уполномоченные субъекты определяют максимальный (возможный) объем расходов, который направляется на достижение целей и решение задач. Н-р, ежегодно при составлении бюджета министерство финансов определяет количество финансов, которые будут направлены на развитие той или иной сферы.

3. Использование (перераспределение). Уполномоченное лицо (н-р, получатель бюджетных средств) расходует ресурсы на предусмотренные цели.

Формы финансовой деятельности государственных и муниципальных образований. Общепризнаны 2 способа осуществления деятельности:

1. Правовая. Государство в лице уполномоченного органа принимает соответствующий финансово-правовой акт. Н-р, бюджетный кодекс.

2. Не правовая. Это соответствующие финансово-технические операции (в банковской практике: осуществление приходных и расходных операций), проведение различных научных мероприятий (н-р, конференций научных, по итогам которых будут определяться, разрабатываться концепции по развитию и совершенствованию действующего финансового законодательства), финансово-правовое прогнозирование и планирование (как правило, это план доходов и расходов на ближайший год), финансово-экономический анализ (позволяет выделить и определить ошибки при осуществлении финансовой деятельности, выдвыгать предложение по их устранению).

Конституционные основы финансовой деятельности государства + проанализировав литературу, выделить дополнительные элементы финансовой системы.

Статьи: 41, 57, п. ж, з, л ст. 71, ч. 1 ст. 32, ч. 2 ст. 7, п. и, о ст 72, ст 52, ст 75,

ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы — это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Читать еще:  Элементы финансовой системы государства

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов — нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на:

а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г. Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Формы и методы финансовой деятельности

Финансовая деятельность осуществляется специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе — поощрений, ограничений и санкций).

Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

  • правовые (выражаются в установлении или применении норм права);
  • организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

2) методы распределения и использования фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
  • обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
  • добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
  • взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
  • страхования (образование страховых фондов);
  • эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).
Читать еще:  Общегосударственные финансы формируются за счет

Методы распределения фондов денежных средств:

  • финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
  • кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
  • выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом , к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Понятие и функции финансов. Финансовая система России

Финансы — это отношения, связанные с формированием, распределением и с использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий рыночного воспроизводства.

Распределительная функция выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах.

Контрольная функция выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов.

Накопительная функция финансов состоит в процессе образования денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства через налоги, государственные расходы, государственный кредит.

Государственные и муниципальные финансы (Бюджетная система РФ + система государственных внебюджетных фондов + государственный кредит+финансы иных гос. и мун. институтов)

Негосударственные финансы (финансы коммерческих предприятий+финансы некоммерческих предприятий+ финансы предприятий смешанного типа)+ финансы домохозяйств

имущественное и личное страхование;

кредит (государственный и банковский).

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований (понятие, виды, методы)

финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Аллокация– предоставление обществу государством и финансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые не может произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и др.

Перераспределение- финансовое перераспределение государством доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости.

Стабилизация– осуществление финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержание стабильного экономического роста.

а) мобилизации фондов ден. средств

-налоговый(часть доходов, прибыли S в обязательном порядке отчисляют в бюджет)

-добровольные взносы (вклады населения в банки, покупка ценных бумаг)

-пошлины (взимаются за к-л услуги, оказываемые орг-и, гр-ну)

-страхования (имущества, личности, ответственности)

-иные (штрафы, платежи)

Б)метод распределения фондов ден. средств

-финансирование(плановая, целевая, безвозмездн. выдача ден. средств из бюджета)

-кредитование(плановая, целевая, возвратная и возмездная выдача средств)/

Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

-издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

-издание индивидуальных правовых актов;

-заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

-реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения

-привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

-разъяснение финансового законодательства.

Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юр. последствия реш-я гос. органов и ОМС по вопросам фин. деят-ти, входящим в их компетенцию.

По юр.свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных фин. отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед гос-ом, порядок исчисления устан. платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования гос. денежных средств, порядок проведения фин. контроля и т.д.

Системе законодательства любого гос-ва свойственно деление на законы и подзаконные акты. Поэтому, по юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

Читать еще:  Правовые методы финансовой деятельности государства

законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

Решения ОМС( территориальная ограниченность их действия и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниц. собств-ю, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка)

Наличие финансово-плановых актов — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности гос-ва и ОМС, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Они регулируют не фактически существующие отношения, а будущие, основываясь на предыдущем опыте и прогнозировании.

Формы финансовой деятельности гос-ва и муниципальных образований.

Финансы: понятие и роль. Любое государство предназначено осуществлять определенные функции. Для их реализации оно использует такой механизм, как финансы, которые появляются в связи с товарно-денежными отношениями и возникновением самого государства. В настоящее время понятие финансов рассматривается в 2 аспектах: материальном и экономическом. В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений, муниципальных образований и юр.лиц. В экономическом аспекте финансы представляют собой экономическую категорию. Они представляют собой определенные отношения – денежные, связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов и ресурсов государства, муниципальных образований и иных публичных и частных субъектов. Для осуществления экономических, социальных потребностей населения и иных субъектов. Роль финансов в социально-экономической жизни любого государства выражается в выполняемых ими функциях. Наиболее распространенными являются распределительная и контрольная. Выделяют так же функцию регулирующую и стабилизационную. Суть распределительной функции состоит в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме, с целью удовлетворения различных общественных и государственных потребностей. Контрольная функция. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. Она будет реализовываться с помощью государственных и муниципальных органов ( налоговых, таможенных и др.) на которые будут возлагаться контрольные полномочия в определенных сферах. Регулирующая функция – суть ее это воздействие на государственные процессы через финансы.

Финансовая деятельность гос-ва и муниципальных образований:понятие,методы,принципы.

Финансовая деят-ть гос-ва — это основанная на правовых нормах публичная деят-ть субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения. Она осущ-тся посредством привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы.

Финансовая деят-ть муниципальных образований — это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осуществления публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий гос-ва.Она направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осущ-ся через органы мсу.

Методы финансовой деятельности:

1) образование — денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;

2) распределение — при распределении гос.денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств — поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение гос-ва, юр и физ.лиц, использование их осуществляется посредством расчетных операций.

Принципы:1.Принцип федерализма (фин.деят-ть должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ). 2.Единство фин.политики и денежной системы (самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной фин.политики). 3.Равноправие субъектов федерации в области фин.деят-ти. 4.Самостоятельность фин.деят-ти органов мсу. 5.Социальная направленность фин.деят-ти. 6.Распределение функций в области фин.деят-ти происходит на основе разделения законодательной и исполнит.властей. 7.Участие граждан РФ в фин.деят-ти гос-ва и органов мсу. 8.Принцип гласности(офиц.опубликование законов). 9.Принцип плановости(деятельность гос-ва по образованию,распределению и использованию фин.ресурсов осущ-ся на основе фин.планов).

Формы финансовой деятельности гос-ва и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства может протекать в 2 формах: правовой и не правовой.

Не правовая форма проявляется в виде проведения совещаний, заседаний комитетов представительных органов по финансовым вопросам, в виде разъяснения финансового законодательства населению.

Правовая форма выражается в принятии правовых актов. Финансово правовые акты принимаются по вопросам финансовой деятельности. Они классифицируются по нескольким основаниям.

По юридическим свойствам они делятся на нормативные, индивидуальные. К нормативным актам относятся Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «о ЦБ РФ» и др. к индивидуальным актам относятся – налоговые уведомления об уплате налогов, акт налоговой проверки, акт ревизии.

По юридической природе на 1.законодательные и акты представительных органов МСУ и 2.подзаконные.

Среди финансово- правовых актов выделяют финансово-плановый акт. Их особенности: 1. Они принимаются в результате деятельности на основе плановых программ и планах экономического развития страны, региона. 2. В них присутствуют конкретные задания, экономические показатели и у них определенный срок действия ( год или 3 года) – это федеральный, местный бюджет, бюджетная смета, смета доходов и расходов и др.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 414 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×