Формы финансовой деятельности государства это
Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Функции финансовой деятельности. Стадии и методы финансовой деятельности
Финансовая деятельность представляет собой деятельность по аккумуляции, распределению и использованию денежных фондов, которые необходимы для обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Финансовая деятельность – тоже одна из центральных категорий финансового права, которая связана с формированием, распределением и использованием денежного фонда.
Признаки:
1. Финансовая деятельность связана с фондами денежных средств.
2. Данный вид деятельности осуществляют только уполномоченные субъекты (налогоплательщики, налоговые органы, органы федерального казначейства и т.д.).
3. Финансовая деятельность направлена на обеспечение воспроизводственного процесса.
Финансовая деятельность выражается в фондовой форме. Если это не фондовая форма, то тогда это не финансовые правоотношения, а гражданские.
Денежные формы в зависимости от собственника делятся на:
— централизованные денежные фонды (все, что связано с бюджетными средствами; н-р, соответствующий бюджет). Субъекты: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
— децентрализованные денежные фонды (собственниками выступают ИП, коммерческие организации, граждане и иные субъекты, обладающие подобного рода ресурсами).
От назначения денежного фонда:
— публичные денежные фонды (направлены на решение публично значимых проблем). Связаны непосредственно с денежной системой государства, обеспечиваются мерами принуждения.
— частные денежные фонды (направлены на решение частных проблем, вкладывание в развитие организации сс целью дальнейшего получения прибыли). Меньше публичных фондов.
Методы финансовой деятельности государства:
Метод обязательных платежей. Смысл: государство определяет обязанности субъектов совершить (совершать) определенные действия. Налоговый метод.
Метод добровольных платежей. Специфика: государство определяет (выделяет) некоторые рамки, в пределах которых субъекты осуществляют те или иные действия на добровольной основе.
— эмиссия ценных бумаг;
Между методами добровольных и обязательных платежей имеется разница, которая выражается в том, что метод обязательных платежей, как правило, связан с обеспечением публичных потребностей (н-р, формирование бюджета за счет налоговых доходов); а метод добровольных платежей, как правило, направлен на обеспечение частных потребностей/интересов.
Выделяются 3 основные стадии финансовой деятельности:
1. Формирование. За счет соответствующих доходов, ресурсов образуется или создается соответствующий денежный фонд (н-р, бюджет МО). Специфика: 1-я стадия обеспечивается, как правило, принудительным механизмом.
2. Распределение. Уполномоченные субъекты определяют максимальный (возможный) объем расходов, который направляется на достижение целей и решение задач. Н-р, ежегодно при составлении бюджета министерство финансов определяет количество финансов, которые будут направлены на развитие той или иной сферы.
3. Использование (перераспределение). Уполномоченное лицо (н-р, получатель бюджетных средств) расходует ресурсы на предусмотренные цели.
Формы финансовой деятельности государственных и муниципальных образований. Общепризнаны 2 способа осуществления деятельности:
1. Правовая. Государство в лице уполномоченного органа принимает соответствующий финансово-правовой акт. Н-р, бюджетный кодекс.
2. Не правовая. Это соответствующие финансово-технические операции (в банковской практике: осуществление приходных и расходных операций), проведение различных научных мероприятий (н-р, конференций научных, по итогам которых будут определяться, разрабатываться концепции по развитию и совершенствованию действующего финансового законодательства), финансово-правовое прогнозирование и планирование (как правило, это план доходов и расходов на ближайший год), финансово-экономический анализ (позволяет выделить и определить ошибки при осуществлении финансовой деятельности, выдвыгать предложение по их устранению).
Конституционные основы финансовой деятельности государства + проанализировав литературу, выделить дополнительные элементы финансовой системы.
Статьи: 41, 57, п. ж, з, л ст. 71, ч. 1 ст. 32, ч. 2 ст. 7, п. и, о ст 72, ст 52, ст 75,
ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.
По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы — это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.
Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов — нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.
Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.
По юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на:
а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г. Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин).
Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.
К финансово-плановым актам относятся:
а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;
е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.
Формы и методы финансовой деятельности
Финансовая деятельность осуществляется специальным аппаратом на основании разнообразных методов (в том числе — поощрений, ограничений и санкций).
Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:
- правовые (выражаются в установлении или применении норм права);
- организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).
В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:
1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
2) методы распределения и использования фондов денежных средств.
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
- налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
- обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
- добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и других ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
- взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
- страхования (образование страховых фондов);
- эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обращение).
Методы распределения фондов денежных средств:
- финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
- кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
- выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом , к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.
Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, административными и экономическими методами. В условиях рыночной экономики применение административных методов в финансовой деятельности сокращается. Они используются в органичном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованности любых административных решений и на устранение элементов администрирования в финансовой деятельности.
Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Понятие и функции финансов. Финансовая система России
Финансы — это отношения, связанные с формированием, распределением и с использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий рыночного воспроизводства.
Распределительная функция выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах.
Контрольная функция выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов.
Накопительная функция финансов состоит в процессе образования денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.
Регулирующая функция связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства через налоги, государственные расходы, государственный кредит.
Государственные и муниципальные финансы (Бюджетная система РФ + система государственных внебюджетных фондов + государственный кредит+финансы иных гос. и мун. институтов)
Негосударственные финансы (финансы коммерческих предприятий+финансы некоммерческих предприятий+ финансы предприятий смешанного типа)+ финансы домохозяйств
имущественное и личное страхование;
кредит (государственный и банковский).
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований (понятие, виды, методы)
финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.
Аллокация– предоставление обществу государством и финансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые не может произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и др.
Перераспределение- финансовое перераспределение государством доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости.
Стабилизация– осуществление финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержание стабильного экономического роста.
а) мобилизации фондов ден. средств
-налоговый(часть доходов, прибыли S в обязательном порядке отчисляют в бюджет)
-добровольные взносы (вклады населения в банки, покупка ценных бумаг)
-пошлины (взимаются за к-л услуги, оказываемые орг-и, гр-ну)
-страхования (имущества, личности, ответственности)
-иные (штрафы, платежи)
Б)метод распределения фондов ден. средств
-финансирование(плановая, целевая, безвозмездн. выдача ден. средств из бюджета)
-кредитование(плановая, целевая, возвратная и возмездная выдача средств)/
Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
-издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;
-издание индивидуальных правовых актов;
-заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;
-реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения
-привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.
-разъяснение финансового законодательства.
Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юр. последствия реш-я гос. органов и ОМС по вопросам фин. деят-ти, входящим в их компетенцию.
По юр.свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных фин. отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед гос-ом, порядок исчисления устан. платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования гос. денежных средств, порядок проведения фин. контроля и т.д.
Системе законодательства любого гос-ва свойственно деление на законы и подзаконные акты. Поэтому, по юридической природе финансово-правовые акты делятся на:
законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
Решения ОМС( территориальная ограниченность их действия и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниц. собств-ю, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка)
Наличие финансово-плановых актов — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности гос-ва и ОМС, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Они регулируют не фактически существующие отношения, а будущие, основываясь на предыдущем опыте и прогнозировании.
Формы финансовой деятельности гос-ва и муниципальных образований.
Финансы: понятие и роль. Любое государство предназначено осуществлять определенные функции. Для их реализации оно использует такой механизм, как финансы, которые появляются в связи с товарно-денежными отношениями и возникновением самого государства. В настоящее время понятие финансов рассматривается в 2 аспектах: материальном и экономическом. В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений, муниципальных образований и юр.лиц. В экономическом аспекте финансы представляют собой экономическую категорию. Они представляют собой определенные отношения – денежные, связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов и ресурсов государства, муниципальных образований и иных публичных и частных субъектов. Для осуществления экономических, социальных потребностей населения и иных субъектов. Роль финансов в социально-экономической жизни любого государства выражается в выполняемых ими функциях. Наиболее распространенными являются распределительная и контрольная. Выделяют так же функцию регулирующую и стабилизационную. Суть распределительной функции состоит в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме, с целью удовлетворения различных общественных и государственных потребностей. Контрольная функция. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. Она будет реализовываться с помощью государственных и муниципальных органов ( налоговых, таможенных и др.) на которые будут возлагаться контрольные полномочия в определенных сферах. Регулирующая функция – суть ее это воздействие на государственные процессы через финансы.
Финансовая деятельность гос-ва и муниципальных образований:понятие,методы,принципы.
Финансовая деят-ть гос-ва — это основанная на правовых нормах публичная деят-ть субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения. Она осущ-тся посредством привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы.
Финансовая деят-ть муниципальных образований — это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осуществления публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий гос-ва.Она направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осущ-ся через органы мсу.
Методы финансовой деятельности:
1) образование — денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;
2) распределение — при распределении гос.денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);
3) использование денежных средств — поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение гос-ва, юр и физ.лиц, использование их осуществляется посредством расчетных операций.
Принципы:1.Принцип федерализма (фин.деят-ть должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ). 2.Единство фин.политики и денежной системы (самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной фин.политики). 3.Равноправие субъектов федерации в области фин.деят-ти. 4.Самостоятельность фин.деят-ти органов мсу. 5.Социальная направленность фин.деят-ти. 6.Распределение функций в области фин.деят-ти происходит на основе разделения законодательной и исполнит.властей. 7.Участие граждан РФ в фин.деят-ти гос-ва и органов мсу. 8.Принцип гласности(офиц.опубликование законов). 9.Принцип плановости(деятельность гос-ва по образованию,распределению и использованию фин.ресурсов осущ-ся на основе фин.планов).
Формы финансовой деятельности гос-ва и муниципальных образований.
Финансовая деятельность государства может протекать в 2 формах: правовой и не правовой.
Не правовая форма проявляется в виде проведения совещаний, заседаний комитетов представительных органов по финансовым вопросам, в виде разъяснения финансового законодательства населению.
Правовая форма выражается в принятии правовых актов. Финансово правовые акты принимаются по вопросам финансовой деятельности. Они классифицируются по нескольким основаниям.
По юридическим свойствам они делятся на нормативные, индивидуальные. К нормативным актам относятся Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «о ЦБ РФ» и др. к индивидуальным актам относятся – налоговые уведомления об уплате налогов, акт налоговой проверки, акт ревизии.
По юридической природе на 1.законодательные и акты представительных органов МСУ и 2.подзаконные.
Среди финансово- правовых актов выделяют финансово-плановый акт. Их особенности: 1. Они принимаются в результате деятельности на основе плановых программ и планах экономического развития страны, региона. 2. В них присутствуют конкретные задания, экономические показатели и у них определенный срок действия ( год или 3 года) – это федеральный, местный бюджет, бюджетная смета, смета доходов и расходов и др.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 414 ;