Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции государственных финансов кратко

Государственные финансы, их функции и структура

Финансы и финансовая система.

ТЕМА 6. ГОСБЮДЖЕТ И НАЛОГИ

Основные понятия и категории

Роль «ночного сторожа»; «laissez faire – laissez passer». Общественные блага. Внешние эффекты. Государственное воздействие на экономику. «Кейнсианская революция». Эффективный спрос. Огосударствление экономики. Неоконсервативное направление. Эффективное предложение. Экономические функции государства. Система государственного регулирования экономики. Формы и методы (экономические и административные), возможности и границы государственного регулирования экономики.

6.1 Финансы и финансовая система. Государственные финансы, их функции и структура.

6.2 Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема сбалансированности госбюджета в современной экономической теории и практике. Государственный долг. Управление государственным долгом.

6.3 Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные налоги. Налоговая система и ее особенности в современной России. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

6.4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: цели, виды, инструменты. Политика встроенных стабилизаторов экономики (автоматическая). Дискреционная фискальная политика. Особенности фискальной политики в современной России.

Финансыхарактеризуют процессы создания, распределения и использования фондов денежных средств. Отношения, возникающие между экономическими агентами в процессе движения этих фондов денежных средств, называются финансовыми. Финансовые отношения очень многообразны и включают:

1. отношения государства с предприятиями и организациями (обязательные платежи, налоги, ассигнования из бюджета, дотации, субсидии и т.п.);

2. отношения между самими предприятиями и организациями (финансовые расчеты между поставщиками и потребителями, штрафные санкции, неустойки, вознаграждения и пр.);

3. отношения государства с населением (налоговые платежи, социальные выплаты и льготы, государственные займы и пр.);

4. отношения между государствами (внешние займы, кредиты, экономическая помощь).

В процессе формирования, распределения и использования финансов складывается следующая финансовая система:

1) финансы частных предприятий, организаций, различных фондов, которые необходимы им для организации своей деятельности;

2) государственные финансы, которые формируются путем перераспределения государством национального дохода страны в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций.

Функции государственных финансов:

обеспечение существования государстваи выполнение им своих функций в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;

распределительная функциязаключается в воздействии государства на формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, на фонды накопления и потребления и т.п., т.е. на перераспределение национального дохода;

стимулирующая функцияреализуется посредством воздействия государства через финансовую систему на социально-экономическое развитие страны с целью ускорения НТП, проведения структурной перестройки экономики, повышения или сдерживания хозяйственной активности;

контрольная функцияосуществляется по двум направлениям:

а) для анализа деятельности государственных предприятий и служб;

б) для проверки выполнения финансовых обязательств частным сектором (государственные ревизоры, государственные налоговые службы) в формах контроля:

— за правильностью уплаты налогов;

— за формами использования льготного налогообложения;

— за сроками поступлений налогов.

Структура государственных финансов:

1. Бюджеты разных уровней (консолидированный бюджет):

– бюджеты субъектов РФ;

– местные бюджеты разного уровня (районные, городские).

2. Специальные государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

Бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды государства называются бюджетом расширенного правительстваи представляет собой бюджетную систему страны.

3. Финансы государственных предприятий и организаций.

Источники формирования государственных доходов:

внутренние– это национальный доход страны, в процессе перераспределения поступающий в бюджеты и специальные государственные внебюджетные фонды, а также национальное богатство страны (продажа золото-валютного запаса, государственных предприятий или определенного пакета их акций и т.п.), созданные внутри страны;

— внешние– это национальный доход других государств (внешние займы) или национальное богатство других стран (финансовое ограбление, обычно во время войн).

Методы формирования государственных доходов:

1) основной – взимание налогов(80–90 % государственных доходов);

2) государственные займы;

3) эмиссия бумажных денег(сеньораж). Эмиссия используется, когда на рынке ссудного капитала складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов. Эмиссия – крайний и нежелательный способ формирования государственных доходов, т.к. приводит к инфляции спроса.

Государственные расходысвязаны с осуществлением государством своих политических и экономических функций.

Структура государственных расходов:

1) государственный бюджет (70 % расходов государства);

2) местные бюджеты. Основная часть их расходов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством;

3) специальные внебюджетные фонды осуществляют расходы по социальному, медицинскому, пенсионному страхованию и пр.;

4) финансы государственных предприятий:

а) текущие расходы;

6.2 Государственный бюджет: доходы и расходы.

Государственные финансы: понятие, функции, состав, краткая характеристика звеньев. Показатели состояния государственных финансов в России.

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством своих основных функций.

Функции государственных финансов:

ü распределительная (через систему государственных финансов осуществляется распределение и перераспределение финансовых ресурсов всех экономических субъектов)

ü контрольная (через систему государственного финансового контроля обеспечивается соблюдений налогового, бюджетного, валютного законодательства, единство бухгалтерского учета)

ü регулирующая (через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства)

ü воспроизводственная функция (благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства).

ü стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно – инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства.

ü плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов

Сфера общегосударственных финансов состоит из следующих звеньев:

1.Федеральный бюджет; 2.Внебюджетные фонды; 3.Государственный кредит. 4.Финансы унитарных предприятий

Федеральный бюджет России-основное звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные фи­нансовые категории (налоги, государственный кредит, госные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет яв-ся главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него распределяются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации соц-ой политики на территории России, укрепления обороны гос-ва.

Читать еще:  Государственное регулирование финансового рынка

Государственные внебюджетные фонды-фонды денежных средств, предназначенные для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственный кредит-совокупность экономических отно­шений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансо­вых ресурсов участников этих отношений.

Финансы унитарных предприятий. Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Наиболее важные показатели финансового состояния страны находят отражение в государственном бюджете и платежном балансе. Финансовое положение страны характеризуется следующими показателями:

1. Доходы государственного бюджета.

2. Расходы государственного бюджета.

3. Сальдо государственного бюджета.

4. Относительный уровень дефицита государственного бюджета.

5. Внутренний государственный долг.

6. Внешний государственный долг.

7. Абсолютная сумма ежегодного обслуживания внешнего долга.

8. Процент (коэффициент) обслуживания внешнего долга.

Муниципальные финансы: понятие, состав, функции, источники формирования, направления использования.

Муниципальные финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Муниципальные финансы включают в себя:

— внебюджетные муниципальные фонды;

— средства местных бюджетов;

— муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;

— иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.

Функции муниципальных финансов. Исходя из общего понимания финансов как экономической категории финансам муниципальных органов власти присущи те же функции: распределительная, регулирующая и контрольная.

Экономическая сущность муниципальных финансов проявляется в их функциях:

— обеспечение деятельности местных органов власти;

— распределение и использование средств между приоритетными сферами деятельности муниципального образования;

— реализация государственных гарантий и общественных услуг на территории муниципального образования, в том числе связанных с здравоохранением и образованием;

— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти;

— реализация местных программ по благоустройству и развитию территории муниципального образования;

— развитие рынка муниципальных долговых обязательств посредством муниципальных займов.

Источники формирования муниципальных финансов:

· доходы от местных налогов и сборов

· отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

· отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

· заемные средства (в том числе путём выпуска муниципальных облигаций)

· иные законные поступления

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1100 ;

Государственные финансы

Комментариев пока нет. Будь первым! 11,442 просмотров

Государственные финансы

Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

2) содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Читать еще:  Постоянно действующий орган государственного финансового контроля

Формы и функции государственных финансов

Содержание государственных финансов

Государственные финансы представляют собой важную макроэкономическую категорию. В общем виде они представляют собой денежные отношения, возникающие в сфере формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и их использования на нужды управления, обороны и расширенного производства.

Государственные финансы функционируют на уровне государства в целом и его субъектов в частности. В большинстве своем они связаны с процессами перераспределения национального дохода в целя обеспечения выполнения государством его функций.

Сфера государственных финансов характеризуется рядом проблем, которые определяются:

  • несбалансированностью бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
  • необходимостью обеспечения единства финансовой и кредитно-денежной политики, а также реформирования налоговой системы;
  • совершенствованием бюджетного федерализма и пр.

В основе функционирования системы государственных финансов лежит два основополагающих процесса. Один из них связан с мобилизацией и аккумулированием финансовых ресурсов, а второй – с их использованием. Таким образом, формируются доходы и расходы государства. Все они находят свое отражение в государственном бюджете.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Формообразующими элементами системы государственных финансов выступают государственный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды. Каждый из них играет свою роль в обеспечении государства финансовыми ресурсами для удовлетворения общественных потребностей.

Функции государственных финансов

Государственные финансы являются неотъемлемым элементом функционирования национальной экономической системы. В процессе своего функционирования они выполняют определённые роли, которые предопределяют их функциональное предназначение (рисунок 1).

Рисунок 1. Базовый функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рассмотрим сущность и содержание базовых функций финансов государства более подробно.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основополагающей функцией государственных финансов считается функция распределения. Ее роль заключается в том, что система финансов государства посредством распределения и перераспределения части национального дохода и валового внутреннего продукта обеспечивает удовлетворение общегосударственных потребностей, формирует источники финансирования общественного сектора, а также обеспечивает сбалансированность бюджетной системы.

Благодаря распределительной функции государственные финансы обслуживают процессы воспроизводства в масштабе государства в целом и его обособленных структурных образований в частности.

Ярким примером функции распределения выступает сбор налогов, которые выступают основным источником финансирования государственного бюджета. Из этого же бюджета впоследствии выделяются деньга на оборону страны.

Сущность данной функции сводится к распределению вновь созданной стоимости для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом. В результате формируются и используются централизованные фонды денежных средств, благодаря которым обеспечивается содержание непроизводственной сферы экономики.

Не менее важную роль играет функция регулирования. Ее суть сводится к обеспечению установления контроля за реальным оборотом денег в стране и формированию централизованных финансовых фондов.

Государственный контроль за денежным оборотом осуществляется посредством контроля изменения финансовых показателей и состояния платежей расчетов, а также контроля реализации стратегии финансирования.

Основными направлениями реализации контрольной функции государственных финансов являются:

  • контроль соблюдения заданных параметров централизованных фондов денежных средств;
  • контроль правильного и своевременного перечисления средств в бюджеты;
  • контроль целенаправленного и эффективного использования финансовых ресурсов.

Таким образом, финансы государства играют важнейшую роль в функционировании макроэкономических систем и выполняют множество функций. Без обеспечения эффективности их функционирования достижение успехов в развитии социально-экономических сфер попросту невозможно.

Формы функционирования финансов государства

Существование государственных финансов возможно в двух основных формах (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Формы организации финансов государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государственный бюджет или бюджет органа государственной власти представляет собой особую форму образования и расходования фондов денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения практической реализации государственных функций.

Бюджет органа государственной власти – это баланс его доходов и расходов за определенный временной промежуток.

Фактически бюджет является важнейшим финансовым документом страны. Свое отражение в нем находят доходная и расходная части. Основные черты государственных бюджетов, предопределяющие их сущность, представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Основные черты государственного бюджета и бюджета органа государственной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Будучи утвержденным органом законодательной власти, бюджет приобретает статус закона и является обязательным для исполнения.

Второй определяющей формой организации государственных финансов выступают внебюджетные фонды. В общем виде они представляют собой некую совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и имеющих целевой характер.

Основной целью формирования внебюджетных фондов выступает обеспечение важных для общества расходов самостоятельными источниками финансирования. Порядок формирования и использования внебюджетных фондов определяется финансовым правом.

В России основными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд, а также Фонды обязательного медицинского и социального страхования.

Как правило, внебюджетные фонды предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В то же время вся их совокупность поддается множественной классификации по различным основаниям.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ТЕМА 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1. Финансы и их функции. Государственные финансы

Финансы представляют собой экономическую категорию, функционирующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новое содержание в каждой из них. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Читать еще:  Финансы зарубежных государств

Термин «финансы» произошел от латинского слова finansia, что в переводе означает денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами, которые являются обязательным условием их существования. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем. Финансовые отношения – это, прежде всего, денежные отношения.

Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире сферы финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т. е. децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов является валовой внутренний продукт и национальный доход.

Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта. Характерными признаками финансов являются:

  • распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;
  • односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;
  • создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее определение финансов. Финансы – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода. Без участи финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т. е. в сфере материального производства. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т. д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Однако доходы, получаемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. В связи с этим необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, здравоохранение и др.), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения – пенсионеров, студентов, многодетных матерей и др.

В различных государствах действуют различные финансовые системы. В одних случаях более удачно выражающие объективно функционирующие экономические отношения, в других – менее удачно. Однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их содержанием и потому органически им присуща.

Наряду с распределительной, к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются. Цель финансового контроля – рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов.

Распределительная и контрольная функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением. Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов – регулирующей. Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:

1) это всегда денежные отношения;

2) эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

3) эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Таким образом, фонды государственных денежных средств делятся на централизованные и децентрализованные.

К централизованным фондам денежных средств (или централизованным финансам) относятся денежные средства, поступающие в собственность государства, а незначительная часть – во временное пользование. Это прежде всего налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи, которые аккумулируются в бюджетной системе или государственных внебюджетных фондах. Централизованными денежными средствами являются и те деньги, которые поступают во временное распоряжение государства через государственный кредит, государственное страхование, банковский кредит (когда государство выступает заемщиком) и заемные зарубежные денежные средства.

К децентрализованным государственным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций исключительно государственной собственности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector