Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный финансовый контроль осуществляется

Государственный (муниципальный) финансовый контроль

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 11

Федеральным законом N 252-ФЗ внесены изменения в БК РФ и КоАП РФ, согласно которым с 04.08.2013 усилены меры по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Являются ли автономные учреждения объектами такого контроля? Каковы методы его осуществления? Какие установлены виды бюджетных нарушений? Какова ответственность за их совершение?

Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Согласно вновь введенной ст. 266.1 БК РФ государственные (муниципальные) учреждения (в том числе и автономные) являются объектами такого контроля.

Какие виды государственного (муниципального) финансового контроля предусмотрены в БК РФ?

Статьей 265 БК РФ предусмотрены следующие виды государственного (финансового) контроля:

  • внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль — является контрольной деятельностью Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) контроля);
  • внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений — является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований);
  • предварительный контроль — осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • последующий контроль — осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

В чем заключаются полномочия органов государственного (муниципального) контроля?

Органы внешнего государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль (ст. 268.1 БК РФ):

  • за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
  • за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
  • в других сферах, установленных Федеральными законами от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Органы Федерального казначейства (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) контролируют (ст. 269.1 БК РФ):

  • непревышение суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
  • соответствие содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
  • наличие документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Органы внешнего государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль (ст. 268.1 БК РФ):

  • за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Читать еще:  Государственный финансовый контроль в рф

Какие методы применяются при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля?

Согласно вновь введенной ст. 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Под этими понятиями понимаются следующие действия:

  • проверка — это совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом;
  • ревизия — это комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Результаты ревизии оформляются актом;
  • обследование — это анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением;
  • санкционирование операций — это совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При этом проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых, в частности, определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Под встречными проверками понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

Что понимается под бюджетным нарушением и какова ответственность?

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса (в том числе автономные учреждения), совершившие действия (бездействие) в нарушение бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Приведем в таблице виды нарушений бюджетного законодательства, установленные КоАП РФ, и меры ответственности за их совершение.

Читать еще:  Государственная финансовая политика

Государственный финансовый контроль

Классификация финансового контроля проводиться по различным основаниям:

1) в зависимости от органов, его осуществляющих:

· Внутрихозяйственный – осуществляется на предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями. Объект контроля – производственная и финансовая деятельность предприятия и входящих в него структурных подразделений;

· Аудиторский – независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.

2) по времени осуществления финансовый контроль делиться на:

· Предварительный финансовый контроль – до совершения операции по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов и других финансово-плановых актов, а также при приеме финансовых заявок;

· Текущий контроль осуществляется во время проведения финансовой операции;

· Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения финансовой или хозяйственной операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств;

3) в зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношений:

· Обязательный финансовый контроль проводиться в силу требований законодательства или по решению компетентных государственных органов;

· Добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов;

4) по содержанию финансовый контроль делиться на:

· Бюджетный финансовый контроль проводит Федеральное собрание, Счетная палата, Правительство РФ и правоохранительные органы;

· Налоговый контроль осуществляет Минфин в лице Федеральной налоговой службы;

· Банковский контроль Проводит ЦБ РФ, аудиторские фирмы с лицензией РФ, правоохранительные органы;

· Валютный контроль проводит Правительство РФ, Минэкономразвития;

· контроль за страховой деятельностью проводит Федеральная служба страхового надзора;

· Таможенный контроль осуществляет Федеральная налоговая служба.

Государственный контроль делиться на общегосударственный, вневедомственный и ведомственный контроль.

Общегосударственный финансовый контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. В РФ данный контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ (Госдума и Совет Федерации), Правительство РФ, а также Минфин РФ (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Финансовая служба по финансовым рынкам), Президент РФ, Департамент финансового контроля, ЦБ РФ, Счетная палата, правоохранительные органы (судебная система, прокуратура, МВД, Минюст). Общегосударственный контроль направлен на объекты, подлежащие контроль вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются законность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчеты об исполнении бюджетов.

Вневедомственный финансовый контроль – это контроль специальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ. Не реже 1 раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Читать еще:  Методы государственного финансового контроля

Указом Президента РФ от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению гос. финансового контроля в РФ» установлено, что финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставления финансовых налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством РФ указываются конкретные Субъекты государственного финансового контроля: Счётная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин России, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно статье 101 Конституции РФ, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Госдума образуют Счетную Палату. Госдума назначает на должность председателя Счетной Палаты, также освобождает его от должности, назначает и освобождает от должности половину состава аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя председателя Счетной Палаты и оставшуюся половину состава аудиторов.

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Полномочия Счетной Палаты:

· осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетных целевых фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

· осуществляет финансовую экспертизу проектов нормативных актов органов государственной власти, предусматривающую расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета

· осуществляет контроль за управлением и обслуживанием государственного долга (как внутреннего, так и внешнего)

· осуществляет контроль за законностью, рациональностью и эффективным использованием иностранных кредитов и займов и др.

Минфин России осуществляет государственное регулирование в области финансов, координацию и контроль деятельности находящихся в его введении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Федеральная налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юр. лиц, физ. лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств и обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector