Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование финансовых ресурсов государства

1.2 Финансовые ресурсы

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был примененпри составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы — это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов — они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей 1 .

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:
• выручка от реализации продукции, работ и услуг;
• выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
• внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
• бюджетные средства;
• средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и вне бюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:
• взносы учредителей и членские взносы;
• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
• бюджетные средства;
• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
• прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

С 2007 г. в Российской Федерации часть денежных средств, которые некоммерческие организации получают в виде безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (пожертвований), принимает форму целевого капитала 2 .

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:
• налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
• неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) и т.п.);
• безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
• другие доходы.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Читать еще:  Источники финансовых ресурсов на уровне государства

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты:
• это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
• в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
• всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
• имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой.

Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

1 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 10, 35.
2 См. статью 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста

Сущность финансов, их роль в социально-экономическом развитии государства

Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений.

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Финансы — это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Эти экономические отношения осуществляются:

· по поводу перераспределения дохода общества в пользу од­ного из них;

· для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;

· в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.

Характерными признаками финансов являются:

1. Распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. Односторонний характер движения денежных средств создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

3. Финансы носят денежный характер.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местного самоуправления и используются на реализацию целей их хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы государства образуются преимущественно за счет взимания налогов и сборов. Поступлений от использования или продажи государственного имущества, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования, использования резервных или страховых фондов, добровольных взносов юр. и физ лиц; сбережения населения в форме прироста вкладов в коммерческих банках.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются доходы бюджетов, которые включают:

· налоговые доходы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, земельный налог и др.)

· неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, штрафы, гос.пошлина и т.п.)

· безвозмездные и безвозвратные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.дотации, субсидии, субвенции)

Источники формирования ФР: стоимость валового внутреннего продукта, часть нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды ФР — это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи, средства, направляемые на благотворительность, средства, направляемые в банки в качестве вкладов, Инвестиции ,Доходы от внешней торговли и т.д

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей обще­ства и т.п.).В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отве­чающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансиро­ванность между материально-вещественным и финансово-стоимост­ным аспектами процесса национального производства.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономи­ческого развития и появляется потребность в обеспечении сбалан­сированности материальных и финансовых потоков.

Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов государства:

— содержание гос. аппарата,

— оплата государственных запасов,

— финансирование бюджетных организаций,

— расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долга, государственные дотации, субсидии, субвенции,

— взносы во всемирные организации,

— оказание помощи иностранным государствам,

— затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др.

Государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации, при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.

Местные ресурсы образуют относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов.

Пути увеличения финансовых ресурсов:

1. Внешние займы — привлечение финансовых ресурсов других государств.

2. Своеобразный источник финансовых ресурсов — денежная эмиссия. (Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы)

Резервы увеличения финансовых ресурсов: увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам. Что свидетельствует о не рациональном распределение ФР.

Читать еще:  Финансовые ресурсы государственного управления

Использование финансов

Использование финансов – это комплекс мероприятий, направленных на грамотное распределение и инвестирование собственных (заемных) денежных средств на уровне государства, компаний или частных лиц.

Использование финансов государством

Все финансовые ресурсы государства можно условно разделить на два виды – децентрализованные финансы, к которым относятся фонды каждого отдельно взятого предприятия, и централизованные фонды (здесь можно выделить внебюджетные фонды и госбюджет).

Одна из главных задач государственных структур – вычисление необходимых объемов финансовых ресурсов. Чем точнее расчет, тем лучше можно выстроить структуру производства, сбалансировать денежные ресурсы и фонды страны. В свою очередь ошибки в расчетах могут привести к снижению эффективности использования финансов в сфере производства. Итог – нарушение выполнения основных инвестиционных программ и к структурной несбалансированности.

Все финансовые ресурсы государства поступают их нескольких основных источников :

— национальный доход – это основной источник пополнения государственной казны на макроуровне. Именно на основании распределения и перераспределения капитала создаются централизованные фонды капитала. Одна из частей национального капитала поступает от предприятий и частично может оставаться в их распоряжении. Одновременно с этим формируются децентрализованные ресурсы, которые необходимы для покрытия расходов на производственные процессы;

— финансовые доходы предприятий и производства страны. К таким источникам финансирования можно отнести в первую очередь прибыль, которая является одной из форм цены прибавочного продукта;

— амортизационный фонд. Он формируется благодаря отчислениям из главных производственных фондов;

— централизованные финансы образуются за счет грамотного перераспределения средств через неналоговые и налоговые отчисления (платежи);

— отчисления компаний в централизованные фонды различных видов страхования – личного, имущественного, социального и так далее. Кроме этого, централизованные фонды часто формируются за счет национального богатства страны, к примеру, продажи энергоносителей, золота, заключения сделок во внешнеэкономической сфере и так далее;

— доходы населения – сборы, налоги, прибыль от лотерей или займов. В процессе перехода к рыночным отношениям объемы привлекаемых ресурсов существенно возрастают;

— кредитные ресурсы Центрального банка (денежный резерв страны). Он закрепляется в виде различных фондов – резервного, уставного и прочих.


Таким образом, финансы государства – это все фонды капитала, которые наполняются отчисленями населения, предприятий и прочих субъектов, которые находятся в ведении государства. При этом использование финансовых ресурсов осуществляется через специальные фонды денежного назначения. В некоторых случаях допустима нефондовая форма использования имеющегося капитала.

Полученные в распоряжение финансы используются для обеспечения процесса производства, укрепления обороноспособности страны, повышения уровня населения и решения прочих важных задач государственного уровня.
Государственные структуры используют полученный капитал как эффективное оружие при распределении финансовых средств. Последние, в свою очередь, выражаются посредством национального дохода и совокупного общественного продукта.

В процессе использования финансов участвуют следующие экономические агенты государства :

— население. Данная категория считается основным потребителем ценностей;
— частный бизнес – это компании-производители самых различных услуг и материальных благ;
— государство. Основная задача – создание оптимальных условий для работы бизнеса и достойной жизни населения.

Все экономические агенты государства связываются между собой целым рядом макроэкономических показателей – уровнем инфляции, национальным доходом, внутренним валовым продуктом, сальдо текущих операций и бюджетов всех уровней, уровнем спроса (отложенный и потребительский), сальдо баланса (торгового и платежного).

Особую роль играют платежно-расчетные отношения между государством и его субъектами (организациями, фирмами, компаниями). К ним можно отнести систему платежей предприятий — перечисления средств в государственный бюджет страны, денежные и внебюджетные социальные фонды. Посредством финансовых отношений осуществляется стягивание налогов, пошлин и сборов для дальнейшего формирования государственного бюджета и использования финансов.

Использование финансов предприятиями

Успех в сфере бизнеса во многом зависит от грамотного управления финансами. Грубые ошибки в этом вопросе могут привести к целому ряду проблем. Вот почему многие предприниматели ставят перед собой задачу повышения эффективности использования имеющихся активов. При этом они преследуют несколько основных целей:

— увеличить объемы производства товаров и уровень их продаж;
— поддержать высокие темпы роста экономического потенциала компании;
— предотвратить вероятное банкротство и крупные финансовые провалы;
— повысить доходность компании;
— снизить объем общих затрат и так далее.

При этом каждая компания расставляет приоритеты по собственному усмотрению, с учетом задач на текущий момент времени и с учетом активного сегмента рынка. Скорость достижения цели во многом зависит от грамотного управления имеющимися активами. Так, чтобы повысить эффективность использования ресурсов, важно выполнить следующие рекомендации:

— провести общий финансовый анализ компании и спланировать дальнейшую деятельность;
— обеспечить компанию необходимым объемом капитала, а также наладить управление им;
— грамотно распределить имеющиеся финансовые активы. Для этого особое внимание стоит уделить управлению финансами и формированию инвестиционной политики.


Финансовые решения должны приниматься как результат анализа ряда альтернативных решений с учетом таких факторов компании, как платежеспособность, финансовая устойчивость и ликвидность.

К основным методам управления и грамотного использования финансов можно отнести планирование, прогнозирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, систему амортизационных отчислений и так далее.

Наравне с качественным управлением одна из главных задач – обеспечение финансового контроля работы компании. Ее суть заключается в проверке целевого применения имеющегося в распоряжении капитала, контроль платежеспособности компании, выполнения имеющихся планов и так далее.

Качественный контроль и анализ финансовой деятельности компании за отчетный период (как правило, за год) позволяет установить полноту реализации финансового плана по общим доходам и по отдельным их видам. Кроме этого, руководитель предприятия может делать выводы по платежеспособности компании, ликвидности баланса, реальной финансовой устойчивости и так далее.

Для эффективного использования финансов важно максимально оптимизировать структуру капитала компании. Она должна полностью соответствовать ее направлению деятельности и требованиям. Так, отношение кредитных средств и рискового капитала должно находиться на таком уровне, чтобы предприятие получало ожидаемую отдачу от своих инвестиций. Иногда проще и эффективнее оформить краткосрочный заем, чем надолго втягивать компанию в среднесрочные или долгосрочные кредиты.


Еще один важный момент эффективного использования финансов – грамотное управление производственными фондами компании, а также его нематериальным капиталом. Здесь важно определиться с одной из четырех методик амортизации средств. При этом важный момент – учет расчетных коэффициентов и их своевременная корректировка (если в этом есть необходимость).

Большинство компаний ставит целью снижение коэффициента финансового риска к минимуму. Для этого им необходимо решить несколько задач – повысить величину собственного капитала и уменьшить объем заемных средств. Таким нехитрым способом можно существенно снизить зависимость компании от посторонних источников финансирования, сделать его автономным и конкурентоспособным.

Источники формирования финансовых ресурсов государства

Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования. Являются одним из основных факторов производства, именуемым денежным капиталом.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Читать еще:  Органом государственного финансового контроля является

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов. Т.о. основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

В тетради

Государственный займ и его роль в экономике

Государственные заимствования РФ– это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Можно рассматривать роль государственного долга с позиции полезности использования механизма государственного долга в рыночной экономике.

Самой главной выгодой для государства, обосновывающего полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга – в процентах от ВВП (за определенный период времени, как правило, экономический цикл).

Размер сальдо бюджета и объем реального ВВП являются двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема государственного долга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. Положительное влияния государственного долга на экономику заключается еще в том, что, выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными.

Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста

Сущность финансов, их роль в социально-экономическом развитии государства

Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений.

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Финансы — это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Эти экономические отношения осуществляются:

· по поводу перераспределения дохода общества в пользу од­ного из них;

· для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;

· в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.

Характерными признаками финансов являются:

1. Распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. Односторонний характер движения денежных средств создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

3. Финансы носят денежный характер.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местного самоуправления и используются на реализацию целей их хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы государства образуются преимущественно за счет взимания налогов и сборов. Поступлений от использования или продажи государственного имущества, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования, использования резервных или страховых фондов, добровольных взносов юр. и физ лиц; сбережения населения в форме прироста вкладов в коммерческих банках.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются доходы бюджетов, которые включают:

· налоговые доходы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, земельный налог и др.)

· неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, штрафы, гос.пошлина и т.п.)

· безвозмездные и безвозвратные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.дотации, субсидии, субвенции)

Источники формирования ФР: стоимость валового внутреннего продукта, часть нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды ФР — это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи, средства, направляемые на благотворительность, средства, направляемые в банки в качестве вкладов, Инвестиции ,Доходы от внешней торговли и т.д

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей обще­ства и т.п.).В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отве­чающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансиро­ванность между материально-вещественным и финансово-стоимост­ным аспектами процесса национального производства.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономи­ческого развития и появляется потребность в обеспечении сбалан­сированности материальных и финансовых потоков.

Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов государства:

— содержание гос. аппарата,

— оплата государственных запасов,

— финансирование бюджетных организаций,

— расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долга, государственные дотации, субсидии, субвенции,

— взносы во всемирные организации,

— оказание помощи иностранным государствам,

— затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др.

Государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации, при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.

Местные ресурсы образуют относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов.

Пути увеличения финансовых ресурсов:

1. Внешние займы — привлечение финансовых ресурсов других государств.

2. Своеобразный источник финансовых ресурсов — денежная эмиссия. (Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы)

Резервы увеличения финансовых ресурсов: увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам. Что свидетельствует о не рациональном распределение ФР.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector