Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Негосударственный финансовый контроль

Негосударственный финансовый контроль

В настоящее время наряду с государственным финансовым контролером существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

а) внутрифирменным контролем;

б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями;

в) независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

а) В н у т р и ф и р м е н н ы й (к о р п о р а т и в н ы й) к о н т р о л ь

Финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента, за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутрифирменный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимализацию прибыли. Контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов – по инициативе руководства предприятия или его собственников – учредителей и акционеров.

б) Контроль со стороны коммерческих банков за организациями

По закону коммерческие банки обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями – клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий- потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует целевое ее использование, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

в) А у д и т о р с к и й (н е з а в и с и м ы й) к о н т р о л ь

С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Финансовый контроль по времени проведения подразделяет­ся на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до со­вершения финансовых операций и призван предупреждать фи­нансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения не­экономного и неэффективного расходования средств. На макро­уровне такой контроль проводится в процессе составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов вне­бюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны; на микроуровне — в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, состав­ления прогнозных балансов, договоров о совместной деятельно­сти и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль прово­дится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возмож­ные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевре­менному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бю­джетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения за­конности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовый контроль может проводиться следующими методами: ревизия, проверка, обследование и анализ.

Понятия проверки и ревизии приведены в инструкции «О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ», утвержденной приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. №42 н.

Проверка,согласно этому документу, заключается в единичном контрольном действии или исследовании состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Под проверкой может пониматься и мероприятие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающейся предметов контроля.

В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные, это имеет отношение скорей к налоговой внешней проверке, но в рамках классификации следует указать и их.

Камеральная проверка — это проверка органом финансового контроля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.

В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта.

Ревизияпредставляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Обследование— это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопросами финансово- хозяйственной деятельности объекта контроля.

Анализпредполагает изучение хозяйственных процессов объектов контроля по взаимности, взаимозависимости и взаимообусловленности, социально- экономической эффективности и конечных финансовых результатов деятельности этих объектов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономической информации. Представляется целесообразным органам государственного и муниципального контроля принять на заметку возможности использования аналитических приемов для принятия решения о степени достоверности значения того или иного показателя, успешно применяемого при аудите.

В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля, представленные на рис. 2.

Приемы финансового контроля

Негосударственный финансовый контроль

Понятие и сущность финансового контроля

Негосударственный финансовый контроль подразумевает под собой следующие формы контроля:

  • финансово-кредитными органами (например, банки);
  • контроль внутрихозяйственный;
  • независимый контроль при помощи услуг аудиторов.

Исходя из сущности, можно сказать, что рассматриваемое понятие представляет под собой систему контроля за финансами, которая реализуется без участия государственных организаций.

Например, такой негосударственный контроль, могут осуществлять предприятия внутри своей деятельности ( то есть внутрифирменный или внутрихозяйственный), различные коммерческие банки могут контролировать своих клиентов – юридических лиц, либо свою внутреннюю деятельность, связанную с областью финансов. А также такой контроль подразумевает и аудиторский контроль.

Так, в целом можно выделить три основных вида негосударственного контроля за финансами. Рассмотрим каждую категорию.

Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами

По данным видом контроля следует понимать следующее: эта категория контроля подразумевает осуществляемый банком денежный мониторинг и контроль за финансовой деятельностью, которую реализует и осуществляет банк и клиенты-юридические лица. В ходе такой деятельности как, например, кредитование, различные операции по счетам, финансирование и другие операции.

Читать еще:  Функция финансового контроля государства это

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим основные способы такого контроля:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль.

Предварительный контроль осуществляется, например, на стадии принятия решения о кредитовании, банк оценивает финансовое состояние заемщика и учитывает риски не возврата денежных средств. Таким образом, осуществляя контроль.

Текущий контроль может осуществляться, например, когда проверяется законность осуществляемой сделки.

Внутрифирменный, внутрихозяйственный контроль

Здесь подразумевается процесс оценки производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия. При этом такой контроль и мониторинг на предприятии осуществляется самостоятельно.

Такой контроль может проводиться следующими отделами:

  • управленческие отделы;
  • бухгалтерия;
  • планово-экономические отделы;
  • финансовые отделы.

Важно, что главным контролирующим субъектом в области финансового контроля выступает главный бухгалтер, совместно с руководителем фирмы. Именно данные лица уполномочены подписывать финансовые документы предприятия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Осуществляя свои полномочия, установленные законом и нормами, главный бухгалтер на предприятии, реализует предварительный и текущий финансовый контроль на предприятии.

Аудит

Такой вид контроля как аудиторский, также является негосударственным. Так как осуществляется негосударственными, коммерческими структурами. Такая деятельность представляет собой механизм независимой проверки и оценки (контроля) бухгалтерской отчетности, корректности такой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета на предприятия.

Цель такого контроля – это составление позиции о достоверности или недостоверности бухгалтерской отчетности предприятия, а также корректности и соответствия бухгалтерской отчетности и правил ведения бухгалтерского учета правилам и нормативно-правовым актам РФ.

Контроль или аудиторскую проверку осуществляет аудитор, представитель аудиторской компании.

Итогом такой проверки является вынесение аудиторского заключения — официального документа.

Аудиторский контроль (проверка) может быть обязательным(например, по решению суда или арбитражного суда), или инициативным, то есть по решению руководства компании.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Негосударственный финансовый контроль: понятие, виды

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 5080 раз

Библиографическое описание:

Киреева, В. В. Негосударственный финансовый контроль: понятие, виды / В. В. Киреева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1303-1305. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30655/ (дата обращения: 09.04.2020).

В статье анализируются различные научные подходы к пониманию правовой природы негосударственного финансового контроля. Автором предлагается рассматривать негосударственный финансовый контроль как институт финансового права, как разновидность юридической деятельности, осуществляемой уполномоченными субъектами.

Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль.

В последние годы финансово-правовая наука стала уделять большое внимание вопросам правового обеспечения негосударственного финансового контроля.

Одним из первых ученых, заложивших основы теории негосударственного финансового контроля, является Е. В. Терехова. Она понимает негосударственный финансовый контроль как регламентированную правовыми предписаниями деятельность уполномоченных субъектов по контролю за своевременностью и правильностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых ресурсов, точностью и эффективностью их использования [1].

Существенный вклад в развитие концепции негосударственного финансового контроля сделал В. В. Котов, посвятивший данного вопросу свое исследование.

Негосударственный финансовый контроль, по его мнению, это осуществляемая негосударственными контрольными органами деятельность, направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Негосударственный финансовый контроль является предметом правового регулирования. И с этих позиций представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе финансово-контрольной деятельности, осуществляемой управомоченными субъектами, не являющимися органами государственной власти, в интересах хозяйствующих субъектов, государства и общества в целом.

Цель негосударственного финансового контроля — формирование достаточной и обоснованной уверенности в том, что при ведении финансово-хозяйственной деятельности контролируемыми организациями были и будут выполнены требования законодательства, решения собственников и указания администрации.

Задачи негосударственного финансового контроля:

‒ предотвращение, выявление и устранение препятствий и рисков, возникающих при реализации решений собственников и указаний администрации хозяйствующих субъектов,

‒ обеспечение законности при совершении хозяйственных операций, ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности;

‒ предотвращение и выявление недобросовестных действий администрации и сотрудников контролируемых организаций;

‒ контроль за рациональным и эффективным использованием финансовых, трудовых и природных ресурсов при ведении финансово-хозяйственной деятельности [2].

Негосударственный финансовый контроль, по мнению В. В. Котова, включает в себя две разновидности: аудиторский и внутрихозяйственный. Автор почему-то забывает об общественном финансовом контроле.

Оригинальную классификацию негосударственного финансового контроля предложила М. Ильина. Она выделяет внутрихозяйственный, независимый, общественный, правовой и гражданский контроль [3]. Последние два вызывают вопросы. Под правовым финансовым контролем автор понимает деятельность, осуществляемая правоохранительными, судебными органами или по их поручению иными субъектами, направленная на осуществляемую в рамках правоприменительных действий оценку финансового состояния субъектов права.

Остается непонятным, в чем разница между государственным и правовым финансовым контролем. Гражданский финансовый контроль, по мнению М. Ильиной, направлен на защиту прав граждан в финансовой сфере, он осуществляется в процессе их взаимодействия с иными субъектами, например, налоговыми органами. Спорная позиция.

На наш взгляд, гражданский финансовый контроль является составной частью общественного финансового контроля. Необоснованное субъектное дробление контрольно-надзорной деятельности явно не способствует обогащение теории финансового права и может создать серьезные препятствия для участия в ее осуществлении рядовых граждан.

Ряд ученых выделяют в рамках негосударственного финансового контроля местный (муниципальный) финансовый контроль, внутрисистемный, аудиторский (независимый), общественный [4].

Т. А. Левченко связывает негосударственный финансовый контроль исключительно с деятельностью независимых аудиторских и страховых компаний [5], забывая о других субъектах.

Мы исходим из того, что финансовый контроль есть целостная система, состоящая из двух подсистем: подсистемы государственного и подсистемы негосударственного финансового контроля.

Негосударственный финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах. С точки зрения места в системе финансового права негосударственный финансовый контроль представляет собой систему финансово-правовых норм, регулирующих контрольную деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников.

Негосударственный финансовый контроль является также элементом публичной и частной финансовой деятельности. И этих позиций его можно определить как соответствующую общеправовым принципам права свободы, равенства, справедливости, ответственности деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников [6].

Негосударственный финансовый контроль включает в себя такие разновидности, как: муниципальный финансовый контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский финансовый контроль, общественный финансовый контроль.

Правовые основы негосударственного финансового контроля составляют нормативные правовые акты, принятые компетентными органами власти; локальные нормативные акты.

Негосударственный финансовый контроль отличается от государственного по объему властных полномочий субъектов, осуществляющих контрольные мероприятия; правовой базе; юридическим последствиям проведенных контрольных мероприятий.

Негосударственный финансовый контроль, так же как и государственный, финансовый контроль призван разрешать и предупреждать финансово-правовые конфликты [7].

В последние годы значительно вырос интерес к такой разновидности негосударственного финансового контроля, как общественный, что обусловлено, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:

‒ кризисные явления, время от время потрясающие мировую экономику в целом, и российскую, в частности, обозначили необходимость решения новых проблем, решение которых невозможно без активного участия субъектов финансового контроля;

‒ традиционные виды государственного и муниципального финансового контроля в условиях острого финансового кризиса оказываются низкоэффективными и недостаточно способными быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия хозяйствования;

Читать еще:  Государственные финансы ссср

‒ активное участие граждан, их объединений в осуществлении финансового контроля позволяет развивать демократические начала государства, укреплять доверие населения к государственно-правовым институтам.

Общественный финансовый контроль отличается от иных видов финансового контроля тем, что:

‒ не имеет властного характера;

‒ осуществляется партиями, общественными организациями, иными институтами гражданского общества, отдельными гражданами; субъектами общественного финансового контроля не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления;

‒ осуществляется от имени российского общества и российских граждан;

‒ является показателем развитости демократических начал государства.

Общественный финансовый контроль направлен на формирование социально активной личности, в его основе лежит естественное стремление граждан улучшать качество своей жизни, понимание государства как политической организации общества, призванной заниматься решением «общих» дел.

  1. См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007.
  2. См.: Котов В. В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2010.
  3. Ильина М. Финансовый контроль и его значение // Российский бухгалтер. 2015. № 12.
  4. См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007; Кондрат Е. Н. 5. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. Ильин А. Ю., Моисеенко М. А. Правовая доктрина финансового контроля // Финансовое право. 2014. № 4.
  5. Левченкова Т. А. Герменевтический метод толкования финансово-правовых феноменов // Реформы и право. 2015. № 1.
  6. См.: Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
  7. Мирошник С. В. Страховой надзор в системе финансового контроля// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.

3. Негосударственный финансовый контроль

3. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

1) внутрифирменный (корпоративный);

2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;

3) аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.

Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Реформирование банковской системы в начале 1990-х гг. и появление коммерческих банков значительно изменили функции банков в области финансового контроля.

Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков требуют от них оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия – потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.

Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требования со стороны общества к их финансовой надежности и объективности при оценке их финансового состояния.

Государство также заинтересовано в независимой экспертизе финансовой отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть, что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.

Основные задачи аудиторского контроля:

1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.

Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и отдельные аудиторы не вправе заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение может быть:

1) безусловно положительное – составление такого заключения означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

2) условно положительное – означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

3) отрицательное – означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.

Аудитор имеет право отказаться от составления заключения, если в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает мнение в одной из установленных в Правиле (стандарте) № 6 форм.

По мере становления и развития рыночных отношений расширяется сфера действия аудиторского контроля в России и одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятельности.

Читать еще:  Роль государственного финансового контроля

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Негосударственный финансовый контроль

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский контроль, контроль со стороны коммерческих банков и общественный контроль.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и раци­ональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в опреде­ленной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской провер­ки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

Контроль со стороны коммерческих банков осуществляется по закону: банки обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов. Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.

наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;

ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Тема 4.Финансы коммерческих организаций

Экономическое содержание финансов коммерческих организаций

Финансы коммерческих предприятий функционируют в основном в сфере материального производства, где создается общественный продукт. Наряду с этим осуществляют коммерческую деятельность предприятия сферы услуг, торговли, в банковской и страховой сфере.

Финансы предприятий по своей сущности экономическая категории, как и финансы вообще. Финансы коммерческих предприятий — это совокупность экономических, денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, связанные привлечением внешних источников финансирования, образованием собственных финансовых ресурсов, их распределением

Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям:

1. Между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования уставного (складочного, акционерного) капитала, паевого фонда.

2. Между предприятиями и организациями — связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости.

3. Между предприятием и его подразделениями в процессе финансирования расходов, распределения прибыли, оборотных средств.

4. Между предприятием и работниками предприятия при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акции и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб.

5. Между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, холдинга, союза или ассоциации, членом которой является предприятие.

6. Между предприятием и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, предоставлении льгот, применении штрафных санкций.

7. Между предприятием и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, при организации безналичных расчетов, получении и погашении ссуд, уплате процентов за кредит.

8. Между предприятиями и страховыми компаниями и организациями — возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков.

9. Между предприятием и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Финансы предприятий и организаций выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

С помощью распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, распределение ВВП в стоимостном выражении, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Объективной основой контрольной функции является стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование. Контрольная Функция связана с использованием различного рода стимулов и санкций, соответствующих показателей. Кроме того в литературе экономисты выделяют и другие функции, в частности финансово-образующую и др.

На организацию финансов хозяйствующих субъектов оказывают влияние два основных фактора:

— организационно-правовая форма хозяйствования

— отраслевые технико-экономические особенности;

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом.

С 1. 09.2014 года в Гражданский Кодекс РФ внесены изменения. Коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, могут создаваться как корпоративные и некорпоративные организации.

В состав некорпоративных организаций входят унитарные организации (государственные и муниципальные). Корпоративные организации делятся на акционерные общества (публичные и не публичные), общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы.

Организационно правовая форма хозяйствования оказывает влияние на порядок формирования уставного капитала, распределение прибыли, создание резервов, привлечение финансовых ресурсов, ответственность по долгам и др.

Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, на длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства ,состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.

Дата добавления: 2016-02-02 ; просмотров: 2008 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×