Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Независимый негосударственный финансовый контроль

Негосударственный финансовый контроль

Понятие и сущность финансового контроля

Негосударственный финансовый контроль подразумевает под собой следующие формы контроля:

  • финансово-кредитными органами (например, банки);
  • контроль внутрихозяйственный;
  • независимый контроль при помощи услуг аудиторов.

Исходя из сущности, можно сказать, что рассматриваемое понятие представляет под собой систему контроля за финансами, которая реализуется без участия государственных организаций.

Например, такой негосударственный контроль, могут осуществлять предприятия внутри своей деятельности ( то есть внутрифирменный или внутрихозяйственный), различные коммерческие банки могут контролировать своих клиентов – юридических лиц, либо свою внутреннюю деятельность, связанную с областью финансов. А также такой контроль подразумевает и аудиторский контроль.

Так, в целом можно выделить три основных вида негосударственного контроля за финансами. Рассмотрим каждую категорию.

Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами

По данным видом контроля следует понимать следующее: эта категория контроля подразумевает осуществляемый банком денежный мониторинг и контроль за финансовой деятельностью, которую реализует и осуществляет банк и клиенты-юридические лица. В ходе такой деятельности как, например, кредитование, различные операции по счетам, финансирование и другие операции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассмотрим основные способы такого контроля:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль.

Предварительный контроль осуществляется, например, на стадии принятия решения о кредитовании, банк оценивает финансовое состояние заемщика и учитывает риски не возврата денежных средств. Таким образом, осуществляя контроль.

Текущий контроль может осуществляться, например, когда проверяется законность осуществляемой сделки.

Внутрифирменный, внутрихозяйственный контроль

Здесь подразумевается процесс оценки производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия. При этом такой контроль и мониторинг на предприятии осуществляется самостоятельно.

Такой контроль может проводиться следующими отделами:

  • управленческие отделы;
  • бухгалтерия;
  • планово-экономические отделы;
  • финансовые отделы.

Важно, что главным контролирующим субъектом в области финансового контроля выступает главный бухгалтер, совместно с руководителем фирмы. Именно данные лица уполномочены подписывать финансовые документы предприятия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Осуществляя свои полномочия, установленные законом и нормами, главный бухгалтер на предприятии, реализует предварительный и текущий финансовый контроль на предприятии.

Аудит

Такой вид контроля как аудиторский, также является негосударственным. Так как осуществляется негосударственными, коммерческими структурами. Такая деятельность представляет собой механизм независимой проверки и оценки (контроля) бухгалтерской отчетности, корректности такой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета на предприятия.

Цель такого контроля – это составление позиции о достоверности или недостоверности бухгалтерской отчетности предприятия, а также корректности и соответствия бухгалтерской отчетности и правил ведения бухгалтерского учета правилам и нормативно-правовым актам РФ.

Контроль или аудиторскую проверку осуществляет аудитор, представитель аудиторской компании.

Итогом такой проверки является вынесение аудиторского заключения — официального документа.

Аудиторский контроль (проверка) может быть обязательным(например, по решению суда или арбитражного суда), или инициативным, то есть по решению руководства компании.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

3. Негосударственный финансовый контроль

3. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

1) внутрифирменный (корпоративный);

2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;

3) аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.

Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Реформирование банковской системы в начале 1990-х гг. и появление коммерческих банков значительно изменили функции банков в области финансового контроля.

Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков требуют от них оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия – потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.

Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требования со стороны общества к их финансовой надежности и объективности при оценке их финансового состояния.

Государство также заинтересовано в независимой экспертизе финансовой отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть, что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.

Основные задачи аудиторского контроля:

1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.

Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и отдельные аудиторы не вправе заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Читать еще:  Федеральные органы государственного финансового контроля

Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение может быть:

1) безусловно положительное – составление такого заключения означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

2) условно положительное – означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;

3) отрицательное – означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.

Аудитор имеет право отказаться от составления заключения, если в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает мнение в одной из установленных в Правиле (стандарте) № 6 форм.

По мере становления и развития рыночных отношений расширяется сфера действия аудиторского контроля в России и одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Негосударственный финансовый контроль: понятие, виды

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 5080 раз

Библиографическое описание:

Киреева, В. В. Негосударственный финансовый контроль: понятие, виды / В. В. Киреева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1303-1305. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30655/ (дата обращения: 09.04.2020).

В статье анализируются различные научные подходы к пониманию правовой природы негосударственного финансового контроля. Автором предлагается рассматривать негосударственный финансовый контроль как институт финансового права, как разновидность юридической деятельности, осуществляемой уполномоченными субъектами.

Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль.

В последние годы финансово-правовая наука стала уделять большое внимание вопросам правового обеспечения негосударственного финансового контроля.

Одним из первых ученых, заложивших основы теории негосударственного финансового контроля, является Е. В. Терехова. Она понимает негосударственный финансовый контроль как регламентированную правовыми предписаниями деятельность уполномоченных субъектов по контролю за своевременностью и правильностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых ресурсов, точностью и эффективностью их использования [1].

Существенный вклад в развитие концепции негосударственного финансового контроля сделал В. В. Котов, посвятивший данного вопросу свое исследование.

Негосударственный финансовый контроль, по его мнению, это осуществляемая негосударственными контрольными органами деятельность, направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Негосударственный финансовый контроль является предметом правового регулирования. И с этих позиций представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе финансово-контрольной деятельности, осуществляемой управомоченными субъектами, не являющимися органами государственной власти, в интересах хозяйствующих субъектов, государства и общества в целом.

Цель негосударственного финансового контроля — формирование достаточной и обоснованной уверенности в том, что при ведении финансово-хозяйственной деятельности контролируемыми организациями были и будут выполнены требования законодательства, решения собственников и указания администрации.

Задачи негосударственного финансового контроля:

‒ предотвращение, выявление и устранение препятствий и рисков, возникающих при реализации решений собственников и указаний администрации хозяйствующих субъектов,

‒ обеспечение законности при совершении хозяйственных операций, ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности;

‒ предотвращение и выявление недобросовестных действий администрации и сотрудников контролируемых организаций;

‒ контроль за рациональным и эффективным использованием финансовых, трудовых и природных ресурсов при ведении финансово-хозяйственной деятельности [2].

Негосударственный финансовый контроль, по мнению В. В. Котова, включает в себя две разновидности: аудиторский и внутрихозяйственный. Автор почему-то забывает об общественном финансовом контроле.

Оригинальную классификацию негосударственного финансового контроля предложила М. Ильина. Она выделяет внутрихозяйственный, независимый, общественный, правовой и гражданский контроль [3]. Последние два вызывают вопросы. Под правовым финансовым контролем автор понимает деятельность, осуществляемая правоохранительными, судебными органами или по их поручению иными субъектами, направленная на осуществляемую в рамках правоприменительных действий оценку финансового состояния субъектов права.

Остается непонятным, в чем разница между государственным и правовым финансовым контролем. Гражданский финансовый контроль, по мнению М. Ильиной, направлен на защиту прав граждан в финансовой сфере, он осуществляется в процессе их взаимодействия с иными субъектами, например, налоговыми органами. Спорная позиция.

На наш взгляд, гражданский финансовый контроль является составной частью общественного финансового контроля. Необоснованное субъектное дробление контрольно-надзорной деятельности явно не способствует обогащение теории финансового права и может создать серьезные препятствия для участия в ее осуществлении рядовых граждан.

Ряд ученых выделяют в рамках негосударственного финансового контроля местный (муниципальный) финансовый контроль, внутрисистемный, аудиторский (независимый), общественный [4].

Т. А. Левченко связывает негосударственный финансовый контроль исключительно с деятельностью независимых аудиторских и страховых компаний [5], забывая о других субъектах.

Мы исходим из того, что финансовый контроль есть целостная система, состоящая из двух подсистем: подсистемы государственного и подсистемы негосударственного финансового контроля.

Негосударственный финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах. С точки зрения места в системе финансового права негосударственный финансовый контроль представляет собой систему финансово-правовых норм, регулирующих контрольную деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников.

Негосударственный финансовый контроль является также элементом публичной и частной финансовой деятельности. И этих позиций его можно определить как соответствующую общеправовым принципам права свободы, равенства, справедливости, ответственности деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников [6].

Негосударственный финансовый контроль включает в себя такие разновидности, как: муниципальный финансовый контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский финансовый контроль, общественный финансовый контроль.

Правовые основы негосударственного финансового контроля составляют нормативные правовые акты, принятые компетентными органами власти; локальные нормативные акты.

Негосударственный финансовый контроль отличается от государственного по объему властных полномочий субъектов, осуществляющих контрольные мероприятия; правовой базе; юридическим последствиям проведенных контрольных мероприятий.

Негосударственный финансовый контроль, так же как и государственный, финансовый контроль призван разрешать и предупреждать финансово-правовые конфликты [7].

В последние годы значительно вырос интерес к такой разновидности негосударственного финансового контроля, как общественный, что обусловлено, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:

Читать еще:  Государственное социальное страхование источники финансирования

‒ кризисные явления, время от время потрясающие мировую экономику в целом, и российскую, в частности, обозначили необходимость решения новых проблем, решение которых невозможно без активного участия субъектов финансового контроля;

‒ традиционные виды государственного и муниципального финансового контроля в условиях острого финансового кризиса оказываются низкоэффективными и недостаточно способными быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия хозяйствования;

‒ активное участие граждан, их объединений в осуществлении финансового контроля позволяет развивать демократические начала государства, укреплять доверие населения к государственно-правовым институтам.

Общественный финансовый контроль отличается от иных видов финансового контроля тем, что:

‒ не имеет властного характера;

‒ осуществляется партиями, общественными организациями, иными институтами гражданского общества, отдельными гражданами; субъектами общественного финансового контроля не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления;

‒ осуществляется от имени российского общества и российских граждан;

‒ является показателем развитости демократических начал государства.

Общественный финансовый контроль направлен на формирование социально активной личности, в его основе лежит естественное стремление граждан улучшать качество своей жизни, понимание государства как политической организации общества, призванной заниматься решением «общих» дел.

  1. См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007.
  2. См.: Котов В. В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2010.
  3. Ильина М. Финансовый контроль и его значение // Российский бухгалтер. 2015. № 12.
  4. См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007; Кондрат Е. Н. 5. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. Ильин А. Ю., Моисеенко М. А. Правовая доктрина финансового контроля // Финансовое право. 2014. № 4.
  5. Левченкова Т. А. Герменевтический метод толкования финансово-правовых феноменов // Реформы и право. 2015. № 1.
  6. См.: Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
  7. Мирошник С. В. Страховой надзор в системе финансового контроля// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.

Негосударственный финансовый контроль;

При переходе к рыночной экономике возрастает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных контролирующих органов. Негосударственный (частно-хозяйственный) финансовый контроль включает следующие виды:

· внутрихозяйственный финансовый контроль организаций и домохозяйств;

· общественный финансовый контроль.

Объектом такого финансового контроля является вся совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций и домохозяйств.

Важное место в составе негосударственного финансового контроля занимает аудиторский контроль. Аудиторский (независимы) контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг. Аудиторский контроль в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом от 07.08.2001 г. №119-фз «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторский контроль в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696, а также внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях, используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица. Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм, аудиторов. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, при этом они получают лицензию и регистрируются. В РФ аудиторская деятельность специализированна, банковский аудит лицензируется ЦБ РФ; аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ. Органы аудиторского контроля проводят проверки в форме обязательного и индивидуального (инициативного) аудита. Обязательным аудиторским проверкам подлежит деятельность акционерных обществ открытого типа, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, других финансовых институтов и, в определенных случаях, государственных унитарных предприятий организаций. Обязательная проверка может проводиться также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного, возобновленного производством уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта. При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и единовременно имеют широкие обязанности. К последним относятся:

· неукоснительное соблюдение законности в ходе проведения проверки;

· квалифицированное предоставление аудиторских услуг;

· обеспечение сохранности документов, получаемых в ходе проверки и неразглашение их содержания без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющие силу официального документа.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией и специальными подразделениями организаций, а также домохозяйствами (индивидуальными предпринимателями и непредпринимателями) с целью контроля результативности и эффективности использования финансовых ресурсов. Он осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Что касается внутрихозяйственного контроля на предприятие, то это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятия в целом, так и отдельные его структурные подразделения. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например, в сфере образования, в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения. Органами общественного контроля могут быть: Общественная палата РФ, отраслевые профессиональные союзы, попечительские советы (например, в сфере образования), которые могут обеспечивать приток в эту сферу дополнительных финансовых и других ресурсов. К органам общественного контроля относится общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений и другие общественные организации. Деятельность этих органов финансового контроля направлена на защиту финансовых интересов отдельных групп населения страны.

Негосударственный финансовый контроль

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский контроль, контроль со стороны коммерческих банков и общественный контроль.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и раци­ональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

Читать еще:  Финансовые активы государства

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в опреде­ленной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской провер­ки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

Контроль со стороны коммерческих банков осуществляется по закону: банки обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка – важный элемент управления кредитным риском.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов. Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.

наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;

ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Тема 4.Финансы коммерческих организаций

Экономическое содержание финансов коммерческих организаций

Финансы коммерческих предприятий функционируют в основном в сфере материального производства, где создается общественный продукт. Наряду с этим осуществляют коммерческую деятельность предприятия сферы услуг, торговли, в банковской и страховой сфере.

Финансы предприятий по своей сущности экономическая категории, как и финансы вообще. Финансы коммерческих предприятий — это совокупность экономических, денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, связанные привлечением внешних источников финансирования, образованием собственных финансовых ресурсов, их распределением

Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям:

1. Между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования уставного (складочного, акционерного) капитала, паевого фонда.

2. Между предприятиями и организациями — связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости.

3. Между предприятием и его подразделениями в процессе финансирования расходов, распределения прибыли, оборотных средств.

4. Между предприятием и работниками предприятия при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акции и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб.

5. Между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, холдинга, союза или ассоциации, членом которой является предприятие.

6. Между предприятием и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, предоставлении льгот, применении штрафных санкций.

7. Между предприятием и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, при организации безналичных расчетов, получении и погашении ссуд, уплате процентов за кредит.

8. Между предприятиями и страховыми компаниями и организациями — возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков.

9. Между предприятием и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Финансы предприятий и организаций выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

С помощью распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, распределение ВВП в стоимостном выражении, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Объективной основой контрольной функции является стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование. Контрольная Функция связана с использованием различного рода стимулов и санкций, соответствующих показателей. Кроме того в литературе экономисты выделяют и другие функции, в частности финансово-образующую и др.

На организацию финансов хозяйствующих субъектов оказывают влияние два основных фактора:

— организационно-правовая форма хозяйствования

— отраслевые технико-экономические особенности;

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом.

С 1. 09.2014 года в Гражданский Кодекс РФ внесены изменения. Коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, могут создаваться как корпоративные и некорпоративные организации.

В состав некорпоративных организаций входят унитарные организации (государственные и муниципальные). Корпоративные организации делятся на акционерные общества (публичные и не публичные), общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы.

Организационно правовая форма хозяйствования оказывает влияние на порядок формирования уставного капитала, распределение прибыли, создание резервов, привлечение финансовых ресурсов, ответственность по долгам и др.

Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, на длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства ,состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.

Дата добавления: 2016-02-02 ; просмотров: 2010 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector