Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общегосударственные финансы формируются за счет

Источники формирования государственных финансов

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов.

В РФ процесс управления финансами включает: финансовое прогнозирование и планирование; оперативное управление; финансовый контроль.

В странах с централизованной управляемой экономикой преобладают финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, а в странах с рыночной экономикой существенную часть финансовых ресурсов представляет предпринимательский капитал, однако используемые государственные и муниципальные финансовые ресурсы также могут быть значительными. Источниками финансовых ресурсов являются: вновь созданы за определенный период чистый доход; часть национального богатства; средства, заимствованные и привлеченные из внешних источников[10, c. 120].

Государственные финансовые ресурсы образуются за счет:

— взимания налогов и сборов;

— поступлений от использования, а также продажи государственного имущества;

— средств от продажи золотого запаса страны;

— выпуска и продажи государсвтенных облигаций и других ценных бумаг;

— прибыли от государственной предпринимательской деятельности;

— получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования;

— добровольных взносов юридических и физических лиц.

Финансовые ресурсы делятся на ресурсы Федерации и ресурсы субъектов Федерации.

Основу государственных финансов составляет бюджет. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это финансовый план государства на один финансовый год, имеющий статус закона и отражающий формирование его доходов и расходов[1].

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает следующий виды доходов бюджетов:

3) Безвозмездные поступления.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организациеоперации по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, или в бюджет государственного внебюджетного фонда.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) Налоговые и неналоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи зав пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации[6, c. 93].

Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

К неналоговым доходам относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

3) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

4) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

5) средства самообложения граждан;

6) иные неналоговые доходы.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета[10, c. 120].

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии со ст. 13-15 Налогового кодекса РФ к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина[8, c. 78].

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

1) доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

3) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

4) плата за пользование бюджетными кредитами;

5) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ

и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или

6) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов

и иных обязательных платежей;

7) другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

К безвозмездным поступлениям относятся:

1) дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

3) субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

4) иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, включая добровольные пожертвования[12, c. 300].

Финансы граждан

Территориальные финансы.

Общегосударственные финансы.

Финансовый документ – это бюджет Украины.

Источники формирования бюджета: налоги, пошлины (государственная и таможенная), сборы (акцизный), доходы от государственных предприятий, аренда. Финансирование: доход от приватизации, выпуск облигационных займов. Задачами государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд (наука, образование, просвещение, здравоохранение, органы госуправления, правопорядка, судебные органы, прокуратура, министерство иностранных дел, мин. обороны).

Читать еще:  Финансовые активы государства

Они выполняют ту же задачу, что и общегосударственные финансы, но применительно к административно-территориальному образованию.

Формируются они за счет: местные налоги (подоходный налог), сборы, доходы от предприятий коммунальной собственности, бюджетные дотации, субвенции и субсидии, аренда земли (в городской собственности).

Финансовым документом является бюджет территориального образования.

3. Главным звеном финансовой системы любого государства – ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.

Задачи финансов хозяйствующего субъекта является – формирование своих денежных фондов и эффективное управление ими с целью получения прибыли в процессе своей операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Финансовый документ – баланс.

Финансовый документ – Декларация о доходах физического лица.

1. зарплата, гонорар, премия;

2. доход на вложенный капитал (процент, дивиденд);

3. получение прибыли или дохода в процессе предпринимательской деятельности;

4. выплаты государства (пенсии, стипендии, субсидии).

Д/з: Описать финансовые потоки.

Описание финансовых потоков (на основе рис.1):

1. Субвенция, распределение доходной части государственного бюджета;

2. Налоги (кроме подоходного налога);

3. Налоги, пошлины (государственная и таможенная), сборы (акцизный и т.д.), доходы от государственных предприятий, аренда, штрафы, пошлина;

4. Дотации, субсидии, льготы, государственные займы и кредиты;

5. Налоги, аренда, штрафы, отчисления, сборы;

6. Доходы от предприятий коммунальной собственности, аренда земли (в городской собственности);

7. Кредиты, льготы, займы;

8. Субсидии, пенсии, стипендии, гонорар, премия, наследство, льготы, зарплата, трансфертные платежи;

9. Местные налоги, коммунальные услуги, штрафы, сборы и отчисления;

10. Льготы гражданам из местного бюджета, трансфертные платежи;

11. Плата за продукцию и услуги, доход предприятий;

12. Зарплата, премии, бонусы, гонорар, доход на вложенный капитал (процент, дивиденд), трансфертные платежи?

Тема 3: Государственные финансы. Суть, назначение и роль бюджета государства.

1. Бюджет страны – основная составляющая системы государственных финансов.

Назначение бюджета – финансовое обеспечение выполнения государством его функций (оборонной, управленческой, экономической, социальной).

Как экономическая категория – бюджет отображает отношения по поводу формирования на общегосударственном и региональном уровнях централизованных фондов предназначенных для реализации функций государства.

По уровню централизации ВВП в бюджете выделяют три модели:

1. Скандинавская модель.50-60% Высокие налоги, но и высокая социальная обеспеченность.

2. Западноевропейская.30-40%

3. Американская модель.25-30%

Д/з. К какой модели относится Украина.

Бюджет как финансовый план представляет собой перечисление доходов и расходов государства, который утверждается органами законодательной власти в виде закона. Как финансовый план бюджет отображает экономическую, социальную, военную и международную политику государства.

Состояние бюджета как финансового плана характеризуется 3-мя показателями:

1. Равенство доходов и расходов.

2. Превышение доходов над расходами (профицит бюджета).

3. Превышение расходов над доходами (дефицит бюджета).

Источниками покрытия дефицита бюджета выступают:

1. Увеличить налоговые поступления (повышением налогового бремени).

2. Государственный займ (выпуск государственных облигаций/казначейских векселей).
Применение государственных кредитов требует:

a. Наличие свободных денежных средств у кредиторов страны;

b. Доверие заемщику;

c. Заинтересованность кредитора;

d. Наличие реальных доходов от использования полученных средств, которые дадут возможность вернуть долги и заплатить проценты. То есть государственный займ требует четкой системы погашения государственного долга.

4. Денежная эмиссия может применятся только в случае жесткого контроля за использованием этих денег. Норма – 2-3% от ВВП.

Структура бюджета рассматривается в горизонтальном и вертикальном разрезах.

В вертикальном разрезе структура бюджета рассматривается по уровням государственной власти и управления и характеризуется взаимосвязанными понятиями: бюджетное устройство и бюджетная система.

· Бюджетное устройство определяет каким образом осуществляется построение бюджетной системы.

· Бюджетная система отображает совокупность всех видов бюджетов, которые создаются в стране в соответствии с ее бюджетным устройством. Возможны 3 варианта:

1. Создание единого бюджета для всей страны;

2. Создание отдельных региональных бюджетов;

3. Создание на каждом уровне административного деления централизованных и децентрализованных видов бюджета.

В соответствии со всеми подходами в бюджетной системе Украины различают:

1. Центральные бюджеты (государственный бюджет Украины и республиканский бюджет автономной республики Крым);

2. Местные бюджеты (областные, городские, районные).

Схема 1 Бюджетная система Украины

В Украине бюджетный кодекс предусматривает принципы единства и самостоятельности (автономности):

1. Принцип единства означает, что все бюджеты в государстве являются единым целым;

2. Принцип самостоятельности (автономности) означает, что каждый бюджет, который формируется в стране, является относительно самостоятельным и формируется независимо от других бюджетов.

Размежевание доходов и расходов между отдельными бюджетами начинается с разделения расходов.

С государственного бюджета финансируются расходы на осуществление государственных полномочий: конституционного, государственного суверенитета (на оборону, содержания органов государственной власти, прокуратура, судебная власть, таможенные налоговые органы, народное хозяйство, отдельные расходы на социальную защиту и незначительная часть на социально-культурную сферу). Расходы осуществляются в основном по принципу ведомственной подчиненности. Некоторые расходы передаются местному самоуправлению для более эффективного их использования: содержание местной инфраструктуры, социально-культурную сферу, содержание местных органов власти и управления.

Взаимоотношения между бюджетами. «Бюджетное субсидирование» — передача средств с бюджета высшего уровня бюджетам нижнего уровня с целью оказания финансовой помощи:

1. Бюджетная дотация – целевая финансовая помощь на покрытие дефицита соответствующего бюджета;

2. Бюджетная субсидия – несвязанна непосредственно с финансовым состоянием, который ее получает (бывает конкретная (целевая) и обезличенная);

3. Бюджетная субвенция – передача средств на конкретные цели, которая предполагает участие в финансировании определенных программ бюджетом, который ее выдает и бюджетом, который ее получает.

Д/з Система дохода бюджета. Система расходов бюджета.

Система дохода бюджета:

1. Налоговые поступления.

2. Доход от государственных предприятий.

3. Доходы от операций с капиталом.

4. Официальные трансферты.

5. Целевые фонды.

6. Финансирование государственного бюджета:

Структура расхода бюджета.Классифицируются расходы бюджета по:

1. Роли воспроизведения производства:

2. По отраслям экономике и социальной сферы:

d. Строительство и т.д.

3. По уровням бюджетной системы.

4. По формам бюджетного финансирования:

a. Финансирование на основе сметы;

b. Бюджетные кредиты на возвратной основе;

c. Инвестиционное (проектное) финансирование – финансирование инновационных проектов;

Тема 4: Налоговая система Украины.

Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Налоги возникли одновременно с появлением государства.

По экономическому содержанию налоги – это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения вновь созданной стоимости в целях формирования централизованных фондов для выполнения государством своих функций.

Налоговая система страны – совокупность, установленных в законодательном порядке налогов и сборов в бюджеты различных уровней и государственные целевые фонды.

Структура налогов – это соотношение различных видов налогов и сборов, которые образуют налоговую систему и выражают налоговую политику государства.

Законодательно закрепленная часть доходов или имущества, которая учитывается при расчете суммы налога.

Субъекты налоговой системы:

2. Государственные налоговые органы;

1. Физические и юридические лица, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны платить налоги и сборы.

Плательщик налога – тот, кто платит налог и носитель налога — это лицо, которое фактически несет налоговое бремя.

Объекты налогообложения:

3. Добавленная стоимость,

5. Природные ресурсы

6. Определенные нотариально оформленные юридические действия

Источники уплаты налогов — средства плательщиков (выручка, зарплата, прибыль от реализации, доход).

Иногда источник может совпадать с объектом.

Единица налогообложения – это единица измерения объекта налогообложения (денежная единица, м 2 , м 3 воды, объем двигателя, литры-штуки акцизный сбор).

Налоговая ставка – величина налога в абсолютном денежном или относительном (в процентном) выражении, которая устанавливается на единицу налогообложения.

Налоговая льгота – полное или частичное освобождение от уплаты налога.

Читать еще:  Негосударственный финансовый контроль

Двойное налогообложение– обложение одного и того же объекта налогом одного вида не менее 2-х раз в течение одного отчетного периода. Может проявляться в следующих формах:

1. Один и тот же объект облагается налогом разными государствами;

2. Один и тот же объект облагается налогами разных уровней (государственными и местными);

3. Один и тот же объект облагается 2 раза (как прибыль предприятия и как дивиденды (доход владельца)).

Функции налогов:

Классификация налогов:

1. По методу установления критерием такого деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

a. Прямые(налог на прибыль, подоходный налог, налог на землю, налог с владельцев транспортных средств)

b. Косвенные — налоги на потребление (НДС, акцизный сбор, таможенная пошлина).

Однако критерий переложение налога на потребителя для признания его прямым или косвенным является неточным, потому что и прямые налоги также перекладываются на конечного потребителя путем включения в себестоимость и следовательно в цену товара, а косвенные наоборот при эластичном спросе не полностью перекладываются на потребителя. Поэтому в настоящее время все подоходные и имущественные налоги относятся к прямым, а все налоги на потребление к косвенным.

2. По способу установления налоговых ставок:

a. Пропорциональные (налог на прибыль предприятия)

3. По экономическому содержанию объекта налогообложения:

a. Доход или прибыль (налог на прибыль и подоходный налог);

b. Имущественные налоги (налог с владельцев транспортных средств, налог на недвижимое имущество)

c. Использование недр (рентные платежи)

d. Различные действия (госпошлина, сбор за выдачу ордера на квартиру)

e. Прочие (плата за торговый патент).

4. По субъектам налогообложения:

a. Физические лица (сборы)

b. Юридические лица (налог на прибыль, коммунальный налог)

c. Смешанные налоги

5. По уровню установления:

a. Общие государственные налоги (20 налогов);

b. Местные (16 – в основном сборы);

6. По характеру использования поступлений:

a. Специальные (целевого использования): сбор в Пенсионный Фонд;

b. Общие (НДС, налог на прибыль, таможенная пошлина и др.)

Общегосударственные финансы;

Финансы государства — это система денежных фондов, которое имеет государство и, которые направлены на финансовое обеспечение ее функций: управление, оборону, социальные гарантии, охрану окружающей среды и др. Государственные финансы включают в себя механизм мобилизации ресурсов и их сосредоточения в распоряжении государства, подобно барометру отображают состояние экономики. Одновременно они служат мощным рычагом влияния на экономику и темпы ее развития, состояние экономики. Одновременно они служат мощным рычагом влияния на экономику и темпы ее развития.

Государственный бюджет — система денежных отношений, которая возникает между государством, с одной стороны, и предприятием организациями и населением, с другой, с целью формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов для удовлетворения денежных потребностей. Другими словами — это ежегодный баланс поступлений и выдач, который разрабатывают государственные органы активного влияния на экономический процесс и повышение его эффективности.

Как выражение совокупности финансовых отношений и форм формирования распределения и использование централизованных форм денежных средств бюджетная система Украины включает в себя Автономную республику Крым и местные бюджеты: областные, районные, городские, поселковые и сельские. Все они имеют две части: доходы (поступления) и выдачи (выплаты). Формирование доходов осуществляется с помощью денежных отношений, которые связаны с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта.

Отдельным участком государственных финансов выступают внебюджетные фонды, которые отделены от государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Одновременно относительно общего руководства они управляются исполнительной и законодательной властями и местными органами. Ведущими внебюджетными фондами являются: фонд Чернобыля, фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости. Сейчас формируется много внебюджетных фондов такого целевого назначения, как инновационный, природоохранный, фонды регионального развития и др.

Внебюджетные фонды формируются за счет целевых отчислений и других источников. Это могут быть также добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, доходы от займов и денежно-вещевых лотерей. Сосредоточенные в этих фондах средства гарантированно используются по своему назначению. Этого не может обеспечить государственный бюджет, где средства, поступающие обезличиваются, особенно при условии экономической и финансовой нестабильности, лишь на покрытие общих потребностей. Автономный статус внебюджетных средств, наоборот, дает возможность гарантированно и своевременно финансировать, скажем, социальные мероприятия. Эти фонды значительно меньше регламентированы, чем средства бюджета, меньше контролируются органы власти, а изменения в направлениях их использования не требуют законодательного оформления, что дает возможность оперативно использовать внебюджетные средства. Однако такое функционирование внебюджетных фондов достаточно часто способствует низкой эффективности их использования. Одновременно их численность приводит к нагнетанию такого налогового процесса, что подрывает сам сенс производственно- хозяйственной деятельности. Каждый бюджет имеет свои собственные источники доходов. В частности источниками доходов государственного бюджета является: налог с оборота, налог на прибыль предприятий, объединений, организаций, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности: поступления от денежно-вещевой лотереи и др., которые дают возможность обеспечивать превышение поступлений государственного бюджета Украины над выдачами и этим осуществлять политику стабилизации экономики и финансов.

Государственные выдачи — это совокупность денежных отношений, которые складываются в процессе распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов для финансирования основных затрат общества. Основными принципами организации выплат являются: плановость, целенаправленность, эффективность использования средств, безвозвратность затрат, выделенных средств и поддержание экономики.

Специфическую составную часть государственных финансов составляют отношения государственного кредита. Эти отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для финансирования государственных выдач. Данное привлечение происходит на финансовом рынке путем эмиссий облигаций, казначейских облигаций и других видов государственных бумаг. Финансовый рынок, кроме этого, играет координирующую роль в регулировании рыночных отношений, помогает перераспределять ресурсы в отраслевом и территориальном разрезах.

Основными формами государственного кредита являются государственные займы и казначейские обязательства. Они дают возможность в сжатые сроки мобилизовать денежные средства и цивилизованным образом покрывать финансовые затраты экономического и социального развития, бюджетный дефицит, способствовать разрешению проблемы денежного оборота и инфляции. Последнее становится возможным потому, что такое влияние денежной массы уменьшает ее давление на потребительский рынок. Следовательно, умелое использование средств государственного кредита способно ускорить экономическую и финансовую стабилизацию и является одним из способов формирования системы государственных финансов.

Структура бюджета страны характеризуется не только составом доходов и выдач, а и строением бюджетной системы, которая включает в себя всю совокупность бюджетов, которые образуются в стране. В основе бюджетной системы каждой страны закладывается ее административно-территориальное разделение. Именно оно определяет вертикальную структуру государственных органов власти и структуру соответственных фондов, которые составляют финансовую базу их функционирования. Сам характер взаимоотношений между бюджетами различных уровней может строиться на основе единства, когда вся совокупность бюджетов составляет единое целое и по доводам, и по выплатам, и на основе автономии бюджетов, которая предусматривает, что каждый бюджет имеет свою доходную часть и свои выдачи. Местным органам предоставляются широкие права в установлении местных налогов, в определении статей расходов местных бюджетов. Характернейшими их чертами стали самостоятельность, самофинансирование, независимость от высшего уровня органов управления. Это означает, что каждый местный бюджет должен заботиться о своей экономической базе, поддерживать свободное предпринимательство, инициативу, развивать инфраструктуру своего региона и др. Основными статьями расходов местных бюджетов являются затраты на охрану здоровья, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое оборудование.

Все участники бюджетной системы имеют необходимые доходы. Закрепленные ими для сбалансированности поступлений и выплат. Одновременно в определенных условиях для сбалансированности бюджетов могут использоваться дотации, субсидии и субвенции.

Читать еще:  Финансовые отношения предприятий регулируются государством посредством

Дотации представляются нижнему местному бюджету как помощь на определенную сумму, когда он не может сократить собственные расходы. Дотации не имеют целевого назначения, поэтому их получатель может использовать полученные средства на собственное усмотрение.

Субсидии выдаются на финансирование конкретных учреждений или мероприятий, т.е. имеют целевое назначение и выдаются на сбалансирование текущего бюджета.

Субвенции также имеют целевой характер, выдаются преимущественно на цели развития и на основе паевого участия в финансировании предусмотренных расходов.

Общегосударственные финансы

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств, используемых на общегосударственные потребности. Ведущим звеном здесь является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. Большая часть бюджета используется на финансирование отраслей материального производства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечения обороны страны.

При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется его сбалансированности, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется дефицит — признак финансовых затруднений в стране.

Государственный бюджет является одновременно одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства.

В период экономических реформ он все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям населения, развития рыночных отношений. Средства государственного бюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.

Бюджет Республики Беларусь включает бюджеты отдельных областей и бюджет г. Минска. В совокупности это представляет собой консолидированный бюджет страны.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

Использование средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Их формирование позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на финансирование отдельных мероприятий и социально значимых расходов. По экономическому содержанию данные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:

— мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;

— финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;

— материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;

— поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д.

Мобилизация и использование средств указанных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами. В связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются обычно в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и отличаются определенной самостоятельностью. Число внебюджетных фондов в стране определяет правительство. Областные и Минский городской Совет депутатов имеют право формировать местные целевые бюджетные фонды.

Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируются законодательством.

Среди звеньев централизованных финансов особую роль выполняет государственный кредит. Посредством его осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, а внешним размещаемый в других странах. В Республики Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит.

Третьей сферой финансовой системы является финансовый аппарат, в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и ведомств.

Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности национальной экономики.

Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть?

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.

Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются:

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения, а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты:

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет:

– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– ценных бумаг и активов, принадлежащих местным властям;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector