Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация финансовой политики государства

Организация финансовой политики государства

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.

Согласно ст. 15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007)»О правительстве Российской Федерации»(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов, формы поступления средств в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

— финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

— метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету [3], а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

— налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

— страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом, корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

Discovered

О финансах и не только…

Финансовая политика

Финансовая политика (Financial Policy) — совокупность мероприятий и целенаправленных действий по использованию финансовых отношений для достижения поставленной цели. Содержание финансовой политики заключается в:

  1. разработке общей концепции финансовой политики, определении ее основных направлений, целей и задач;
  2. разработке соответствующего целям и задачам финансового механизма;
  3. управлении финансовой деятельностью;
  4. организации мониторинга и контроля.

Задачи финансовой политики:

  • обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов;
  • законодательное определение правил и условий их рационального распределения и использования;
  • организация регулирования и стимулирования финансовых отношений;
  • создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика как совокупность целенаправленных действий по использованию финансовых инструментов и стимулов может быть реализована на различных уровнях: мировом, национальном, региональном, и на уровне отдельной компании.

Финансовая политика — государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В рамках реализации финансовой политики государство определяет стратегические и тактические цели и задачи использования финансовых отношений. Целями финансовой политики государства могут быть:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики;
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне;
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая политика является частью общей экономической политики государства. Важнейшими составляющими финансовой политики государства являются: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, ценовая и инвестиционная политика. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества, а финансовая политика компании — на оценке уровня реализации стратегических целей компании.

Финансовая политика обслуживается государственным бюджетом и является одной из составных частей экономической политики, поэтому формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие государственного сектора в промышленности, энергетике, строительстве и других отраслях, имеющих структурообразующее значение, а также и в сельском хозяйстве.

Финансовая политика направлена на развитие фундаментальной науки, образования и искусства, здравоохранения, национального спорта, поддержание и развитие национальной обороны, обслуживание государственного долга, международной, а также правоохранительной деятельности, обеспечение внутренней безопасности государства. В контексте финансовой политики предусматриваются приоритеты в социальной политике, влияющие на социально-экономическое положение в стране.

Целевая направленность финансовой политики определяет источники формирования государственного бюджета. Наряду с традиционными источниками, такими, как прямые и косвенные налоги, таможенные пошлины, взносы в государственные внебюджетные фонды, используются неналоговые поступления – доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, во внешней и внутренней торговле.

При превышении расходов над доходами государственного бюджета финансовая политика предусматривает способы урегулирования дефицита. В рыночной экономике для финансирования государственного долга в рамках финансовой политики наряду с внешними заимствованиями предусматривается эмиссия государственных ценных бумаг как инструмент привлечения капиталов отечественных и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с государственными инвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках финансовой политики намечаются меры по привлечению капиталов отечественных и иностранных частных инвесторов, а также кредитов международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Финансовая политика взаимосвязана с кредитно-денежной политикой и предполагает разработку и использование высокоэффективных финансовых инструментов, дифференцированных по степени риска и доходности, способствующих развитию национального финансового рынка и его связи с мировыми финансовыми рынками.

Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:

  • оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
  • максимизация прибыли;
  • достижение прозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.).

Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.

Читать еще:  Финансирование дефицита государственного бюджета

Финансовая политика банка является совокупностью мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения им своих функций и достижению поставленной цели. Эта политика основывается на учете финансовой политики государства и реализуется путем разработки банком финансовой стратегии и адекватного финансового механизма. Целью финансовой политики банка являются:

  • обеспечение стабильных условий для ведения финансовой деятельности, связанной с изменением размера и структуры собственного и заемного капитала банка;
  • повышение прибыльности и увеличение доходов акционеров;
  • увеличение стоимости банка;
  • обеспечение эффективного управления финансовыми рисками.

Общая характеристика финансовой политики компании. Взаимосвязь финансовой политики компании с финансовой политикой государства

Основой успешного экономического развития является функционирование стабильной финансовой системы, соответствующей уровню развития производительных сил и общественных отношений. Глубокий экономический кризис, стагнация производства, инфляция, характерные для нынешнего этапа развития, привели к дестабилизации финансовой системы страны, разбалансированности ее отдельных элементов. Это проявляется в кризисе в области кредитно-денежной и инвестиционной деятельности, недостатке внебюджетных ресурсов, неплатежеспособности предприятий, негативных тенденциях в денежном обращении и др.

Финансовую политику коммерческого предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства. Финансовая политика предприятия существенно зависит от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности.
Каждое государство для реализации поставленных целей, функций и задач разрабатывает соответствующую финансовую политику, содержание которой включает:
* выработку научно обоснованных концепций развития финансов;
* определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу;
* осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Главной задачей финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Таким образом, финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Разработка и успешное проведение финансовой политики возможно только при наличии у правительства ясной программы общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения. Результативность финансовой политики тем выше, чем полнее она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретные исторические и этносоциальные условия.
Существует финансовая политика государства, финансовая политика предприятия и международная финансовая политика.

Финансовая политика государства, в свою очередь, разделяется на бюджетную и кредитно-денежную политику.

Под бюджетной политикой государства понимается определение источников формирования доходов государственного бюджета, приоритетных направлений расходов бюджета, допустимых пределов разбалансированности бюджета, источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
В составе бюджетной политики имеют относительную самостоятельность налоговая политика, политика управления государственным долгом, политика бюджетного федерализма. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так и отдельного налога.

Под кредитно-денежной политикой государства понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота. Относительно самостоятельными в кредитно-денежной политике являются эмиссионная, ценовая, кредитная, валютная политика.

Для реализации финансовой политики, успешного проведения ее в жизнь требуется соответствующий финансовый механизм, представляющий собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Он включает все виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Сочетание этих элементов образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента, то есть определенных ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.

Процесс построения в России финансового механизма сопровождается созданием соответствующей правовой базы. К основным законам, принятым в России в процессе создания правовой основы финансовой деятельности, относятся законы: о предприятиях и предпринимательской деятельности, о налогах с предприятий и граждан, об иностранных инвестициях, о государственной налоговой службе и др.

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики.

Финансовая деятельность предприятия осуществляется на основании исследования спроса на продукцию, оценки имеющихся ресурсов и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности. Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала. Цель любого коммерческого предприятия заключается в обеспечении роста доходов и прибылей пропорционально вложенным финансовым ресурсам.

Важной особенностью государственного финансирования предприятий является сочетание отраслевого и территориального принципов управления. Территориальный принцип формирования и распределения ресурсов в современных условиях является приоритетным. Имеются три уровня территориального управления:

* региональный (субъектов Федерации);

* местный (муниципальных образований).

Финансовые ресурсы в значительной степени сосредоточены в бюджетах субъектов Федерации и в местных бюджетах. Федеральный бюджет финансирует региональные программы государственного значения. При этом обоснованность распределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней является важной проблемой не только для государства, но и для территорий.

Финансовые взаимоотношения между территориальными единицами, регионами и Федерацией обеспечиваются движением соответствующих потоков финансовых ресурсов и соблюдением установленных социальных стандартов. Система социальных стандартов включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными, жилищно-бытовыми и прочими услугами. С использованием этих Показателей составляется минимальный потребительский бюджет для населения.

Минимальный потребительский бюджет разрабатывается на основе набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Однако фактическое удовлетворение социальных потребностей населения определяется минимальными размерами оплаты труда, пенсий и социальных пособий, которые в настоящее время не соответствуют минимальному потребительскому бюджету. Причинами этого являются различные диспропорции, имеющиеся в бюджетах регионов. Для выправления бюджетных диспропорций регионам оказывается финансовая помощь, которая осуществляется посредством выделения субсидий и грантов.

Государственная бюджетная политика требует постоянного совершенствования, к числу важнейших направлений которого могут быть отнесены:

* разработка мер по усилению стимулирующего воздействия порядка формирования территориальных бюджетов на заинтересованность территорий в развитии собственной экономической базы;

* устранение волевого подхода в распределении ресурсов между бюджетами различных уровней;

* определение принципов установления размеров и направления бюджетных субсидий.

Принципы выделения дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов нижестоящим должны основываться на объективной оценке состояния развития и экономических возможностей территорий. Предоставлять бюджетные средства целесообразно непосредственным потребителям, а не промежуточным инстанциям.

Организация осуществления финансовой политики

Организация осуществления финансовой политики заключается в создании соответствующей системы финансовых органов и институций, предоставлении им достаточных функций и полномочий для реализации той или другой политики, четком разграничении функций с целью обеспечения полноты осуществления финансовой политики и достижения скоординированности действий всех субъектов. Система управления финансами охватывает достаточно разветвленную совокупность финансовых органов и институций, которые наделены широкими полномочиями и выполняют разнообразные функции. Каждый из этих органов имеет свою сферу деятельности и несет ответственность за реализацию финансовой политики в определенном направлении. Координирующими центрами в этой системе являются министерство финансов и центральный банк.

Министерство финансов разрабатывает основы финансовой политики страны в целом и реализует и координирует фискальную политику. Оно

составляет проект Государственного бюджета и обеспечивает его выполнение. Состав и структура расходов бюджета отражают содержание и направления финансовой политики на текущий год. В то же время бюджет как финансовый план складывается на основе бюджетной резолюции, что разрабатывается высшим органом законодательной власти, который и утверждает бюджет. Поэтому фискальная политика государства является отражением общих действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Законодательная власть определяет принципы этой политики, а исполнительная, в первую очередь в лице Министерства финансов, обеспечивает ее реализацию.

Центральный банк разрабатывает основы монетарной политики и обеспечивает ее реализацию. В отличие от министерства финансов, которое входит в состав правительства, центральный банк в большинстве стран мира действует как самостоятельная и независимая финансовая институция. В нашем государстве он не является составляющей правительства и не подчинен законодательной власти. В то же время Совет Национального банка Украины, который является высшим коллегиальным органом его управления, формируется наполовину по назначению Верховной Рады и наполовину по назначению Президента. Председатель правления Национального банка утверждается Верховной Радой. Такой статус центрального банка делает его относительно независимым в осуществлении монетарной политики. Т.о., Совет Национального банка Украины самостоятельно разрабатывает основы денежно-кредитной политики и обеспечивает ее реализацию.

Читать еще:  Формы финансовой деятельности государства

Особенности статусов двух ведущих финансовых структур — Министерства финансов и центрального банка непосредственно отражаются на выработке и реализации финансовой политики и обеспечении взаимосвязи ее фискальной и монетарной составляющих. С одной стороны, отсутствие их единого подчинения и четко определенного соотношения функций может обусловливать и разновекторность монетарной и фискальной политики. Но, с другой стороны, в этом заключается присущая демократическому обществу система противовесов, которая способствует сбалансированности финансовой политики в целом. В то же время это требует обязательной координации действий министерства финансов и центрального банка. И фискальная, и монетарная политика должны быть направлены на решение основных заданий социально-экономического развития.

Финансовый контроль

Эффективность реализации финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых особенная роль принадлежит финансовому контролю. Именно он обеспечивает обратную связь между намеченными и достигнутыми результатами. Финансы являются очень сложной системой отношений, они имеют четко выраженный противоречивый характер. Безусловно, в процессе выработки основ и направлений финансовой политики нужно максимально учесть все обстоятельства и специфику использования тех или других финансовых инструментов. Однако поскольку экономическая и политическая ситуация в стране постоянно изменяется, то это влияет на характер и направления действия финансовых инструментов. Необходимый постоянный мониторинг, который дал бы возможность отслеживать успеваемость реализации финансовой политики и действие и соответствие влияния на достижение запланированных результатов конкретных финансовых инструментов.

Финансовый контроль представляет собой совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе заданий финансовой политики. Следовательно, финансовый контроль связан с реализацией финансовой политики как непосредственно, так и через контроль за финансовой деятельностью отдельных субъектов.

Основные функции контроля по реализации финансовой политики возложены на высшие органы законодательной и исполнительной власти. Непосредственный контроль осуществляют Министерство финансов и специализированный независимый орган — Счетная палата. При этом задания Счетной палаты важнее. Министерство финансов, разрабатывая основы и направления финансовой политики, контролирует только их реализацию. Счетная же палата должна контролировать как обоснованность и целесообразность осуществляемой финансовой политики, так и ход ее реализации. При этом, хотя Счетная палата может осуществлять и детальные проверки финансовой деятельности отдельных субъектов, основное ее внимание сосредоточено именно на контроле в сфере реализации финансовой политики на микро- и макроуровнях и в сфере международных финансовых отношений.

Финансовый контроль за деятельностью отдельных субъектов имеет целью проверку ее соответствия действующему финансовому законодательству. В то же время ввиду того, что действующие законы отражают содержание финансовой политики, такой контроль также непосредственно связан с ее реализацией. Незаконность действий отдельных субъектов ведет к искривлению финансовой политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в процессе контроля оказываются постоянные нарушения финансового законодательства многими субъектами, и это может свидетельствовать о том, что финансовая политика не учитывает их интересов. Необходимо внести определенные коррективы в такую политику, потому что никакое усиление контроля не даст желаемых результатов, пока финансовая политика не будет учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений.

Финансовый контроль за деятельностью субъектов финансовых отношений предусматривает разнообразные его виды, формы и методы. Виды контроля определяют соотношение контролирующего и подконтрольного субъектов. Формы финансового контроля отражают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков. Методы контроля — это совокупность приемов и способов его осуществления.

Виды финансового контроля. В зависимости от взаимосвязи объекта контроля — финансовой деятельности, и субъекта — органа контроля, финансовый контроль разделяется на два основных вида: внутренний и внешний. При внутреннем контроле финансовая деятельность каждого субъекта контролируется им самим через специальные подразделы – контрольно-ревизионные отделы, управления и тому подобное. Такой контроль имеет форму внутреннего аудита, целью которого является проверка целесообразности и обоснованности отдельных финансовых операций, их соответствия финансовой стратегии и тактике данного субъекта. Внешний контроль заключается в проверке финансовой деятельности того или другого субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Целью этого контроля является проверка соответствия финансовой деятельности действующему финансовому законодательству. Этот контроль по признаку субъектов его осуществления разделяется на государственный, ведомственный, внутрикорпоративный, независимый и общественный.

Государственный – это контроль со стороны государства как за финансовой деятельностью юридических и физических лиц, так и за собственными финансами. Он возлагается на специальные органы финансового контроля (в Украине это Счетная палата и Контрольно-ревизионная служба) и на органы управления финансами и финансовой системой (Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Государственное казначейство, органы управления государственными целевыми фондами). Это наиболее организованный и действенный вид контроля, который охватывает микро- и макроуровень распределения и перераспределения созданного ВВП, а, соответственно, и реализацию общегосударственной финансовой политики. В случае выявления нарушений применяются финансовые санкции, а виновные лица могут призываться к административной, а в отдельных случаях и криминальной ответственности.

Ведомственный и внутрикорпоративный контроль заключается в проверке финансовой деятельности субъектов, которые подчинены министерствам и ведомствам или входят в состав корпоративных объединений. Этот контроль охватывает три направления. Во-первых, соответствие финансовой деятельности действующему финансовому законодательству. Во-вторых, ее согласованность с финансовой стратегией и тактикой министерств, ведомств, корпоративных объединений.

В-третьих, внутриведомственные (внутрикорпоративные) распределительные и перераспределительные отношения. Этот вид контроля направлен в первую очередь на выявление и устранение нарушений и недостатков в финансовой деятельности подведомственных предприятий и организаций. По результатам контроля принимаются административные решения в соответствии с действующим законодательством и уставными документами.

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми контролирующими органами — аудиторскими фирмами. Этот контроль тоже направлен на проверку законности финансовой деятельности и целесообразности осуществления отдельных финансовых операций. Однако выводы по результатам контроля имеют рекомендательный характер. Они определяют соответствие или несоответствие финансовой деятельности действующему законодательству, реальность и полноту ее отражения в финансовом учете и отчетности.

Общественный финансовый контроль — это контроль со стороны общества за финансовой деятельностью государства. Он не имеет, как правило, организованных форм (в известной мере функции этого контроля выполняет Счетная палата) и осуществляется за счет открытости, гласности и прозрачности финансовой деятельности государства. Каждый гражданин должен иметь право на ознакомление, например, с процессом составления и выполнения бюджета, который формируется преимущественно за счет доходов юридических и физических лиц. Контрольные функции граждан реализуются также через избирательную систему – выбирая определенные партии или отдельных депутатов, избиратели избирают или отбрасывают и определенную финансовую политику.

Формы финансового контроля. В зависимости от стадии осуществления контроля он разделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется к началу движения денежных потоков. Его цель – проверить целесообразность и надежность данной финансовой операции, выявить уровень риска, который связан с ней, и предусмотреть конкретные способы его хеджирования, выяснить соответствие данной операции действующему финансовому законодательству, интересам предприятия или физического лица. Важным направлением этого контроля является проверка контрагента — получателя средств: его юридического статуса, финансового состояния, деловых черт, партнерской ответственности и тому подобное.

Текущий контроль осуществляется в процессе движения денежных потоков. Его цель – обеспечить реальность прохождения денежных потоков, реализацию их адресности и целевого назначения и соблюдения установленных сроков проведения финансовых операций.

Последующий контроль проводится после осуществления финансовых операций и по итогам финансовой деятельности за определенный период. Его цель — проверка реализации стратегии и тактики финансовой деятельности того или другого субъекта, а в масштабах общества — процесса реализации финансовой политики. Следующий контроль дает полную и исчерпывающую информацию о финансовой деятельности как каждого субъекта, так и общества в целом.

Методы финансового контроля различаются по характеру его осуществления, по комплексности и технологии контроля, его направленности, оформлению результатов. Выделяются такие основные методы контроля: ревизии, тематические проверки, обследования.

Ревизия является методом комплексного контроля всей финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций относительно ее соответствия действующему законодательству. Тематические проверки заключаются в контроле за отдельными сторонами финансовой деятельности. В частности, это камеральные (в налоговой инспекции) и документальные (у плательщика) проверки налоговых деклараций и отчетов.

Обследование представляет собой ознакомление с отдельными направлениями финансовой деятельности с целью выявления проблем и путей их усовершенствования. По результатам ревизий и проверок складываются акты, по результатам обследования — справки.

Финансовая политика

Финансовая политика — это комплекс действий и мероприятий, осуществляемых государством в пределах предоставленных ему функций и полномочий.

Финансовая политика отражает субъективную сторону функционирования финансов. Свое конкретное выражение финансовая политика находит в действующей системе мобилизации финансовых ресурсов и их использования для удовлетворения потребностей государства, предпринимательских структур и населения.

Читать еще:  Органы государственного финансового контроля рф это

Правовую основу и конкретные направления реализации финансовой политики в демократическом государстве составляет финансовое законодательство. В нем должна быть точно определена компетенция всех субъектов экономической системы относительно полномочий и ответственности в финансовой сфере. На основе действующего законодательства органы исполнительной власти издают нормативные акты для успешного воплощения финансовой политики.

Финансы и финансовая система являются объективными явлениями, но механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков не срабатывают сами по себе. Их организуют конкретные субъекты, которые руководствуются многими факторами (политического, экономического, гуманитарного характера), сочетая при этом как общественные так и собственные интересы.

Субъектом выработки финансовой политики является государство в лице высших органов власти и управления и основных финансовых органов.

Составляющими финансовой политики являются:

 Монетарная (денежная) политика, представляющая собой комплекс действий и средств в сфере денежного рынка;

 Фискальная политика, характеризующая действия государства по централизации той части стоимости ВВП, будет распределена через бюджетную систему и ее общественное использование.

 Налоговая политика характеризует действия государства в сфере налогообложения. Она охватывает установление видов и соотношения налогов, определение плательщиков, установление ставок налогообложения, предоставления налоговых льгот и тому подобное. Она отражает как потребности государства в средствах так и влияние налогов на деятельность предприятий и граждан.

 Бюджетная политика представляет собой деятельность по формированию бюджета государства, его сбалансирование, распределения бюджетных средств в зависимости от структуры бюджетных расходов эта политика может иметь социальное, экономическое или иное направление.

Определяют также финансовую политику в сферах фондового, страхового рынков, международных финансов, долговую политику государства.

Финансовая политика государства зависит от многих как внешних, так и внутренних факторов. Внешними являются, факторы зависимости государства от экономических взаимоотношений с другими государствами по поставкам сырья, материалов, других ресурсов, обмена технологиями, экспортных возможностей самого государства, его интеграции в мировые экономические системы и тому подобное.

Внутренние факторы, которые существенно влияют на финансовую политику, — это форма собственности на основные средства производства, структура экономики, социальный состав населения, уровень благосостояния народа, интеллектуальный уровень населения, состояние развития экономики и организация денежного обращения, стабильность денежной единицы, развитие форм кредитования и т.д. . На финансовую политику государства влияют также другие факторы, диктуемых теми экономическими условиями, которые сложились на этом этапе хозяйственного развития. Учитывая это финансовая политика является динамическим процессом, меняется и корректируется с учетом практической необходимости.

В то же время есть общие принципы финансовой политики для государств с рыночной экономикой, развитыми демократическими принципами общественной жизни. В этих условиях финансовая политика должна быть направлена ​​на создание благоприятных финансовых условий для развития производства тех отраслей экономики, которые имеют решающее значение для удовлетворения потребностей населения. Этого можно достичь только путем изыскания дополнительных средств самих предпринимательских структур, так и создания благоприятных финансовых возможностей для иностранных инвесторов — предоставление налоговых льгот, свободного вывоза полученной прибыли, гарантии сохранности имущества и защиты иностранных инвесторов.

Стимулирование инвестиций для расширения производства за счет средств предпринимательских структур должно осуществляться с учетом формы собственности, отрасли производства, природных условий, территориального размещения и других факторов. Здесь нужен дифференцированный подход, поскольку лозунг о создании равных возможностей для всех является ни чем иным, как упрощение проблемы до такого уровня, что она теряет смысл и практическое назначение. Конечно, при этом должны также предоставляться налоговые льготы, гарантии свободного ценообразования, создаваться благоприятные формы кредитования.

Основными задачами и принципами финансовой политики являются:

— Повышение общественного благосостояния. Но для этого финансовая политика должна также способствовать росту эффективности производства и прежде всего повышению производительности труда, внедрению материало- и ресурсосберегающих технологий, построении рациональной структуры экономики и тому подобное. Поэтому первым принципом финансовой политики является неуклонное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и уровня занятости.

— Мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. К таким социальным гарантиям относятся образование, оборона, здравоохранение, культура, государственное управление, единые энергетические и коммуникационные системы и тому подобное. Не менее важными для общества социальное страхование, помощь малообеспеченным и другие виды помощи.

— Рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий, угрожающих здоровью человека. И для этого государство, с одной стороны, добивается от производственных структур, или они несли расходы по возмещению и восстановлению окружающей среды, а с другой стороны, государство, используя финансовые инструменты — налоги, штрафы и другие санкции — добивается закрытия вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

Финансовая политика в зависимости от продолжительности периода, на который она рассчитана и характера задач, решаемых, включая финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия — это политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития. Направленность финансовой стратегии определяется конкретными задачами развития общества на определенном историческом этапе развития. В условиях экономического кризиса главными задачей является финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации, в условиях экономического развития — достижение оптимальных темпов роста ВВП. В то же время при любых условиях основой финансовой стратегии является надежное обеспечение потребностей экономики финансовыми ресурсами и создание достаточных стимулов для эффективной деятельности субъектов хозяйствования. Финансовая стратегия ориентирована на определенную модель финансовых отношений в обществе.

Финансовая тактика представляет собой текущую политику, направленную на решение конкретных задач соответствующего периода влияют разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется через переориентацию финансовых ресурсов и изменений в организации финансовой деятельности. Финансовая тактика более мобильна, поскольку состоит в современном реагирования на экономические проблемы и диспропорции. Ее главная задача — достижение стратегических целей развития.

Финансовая политика реализуется по двум направлениям:

1) регламентирование финансовых отношений в обществе;

2) осуществление текущей финансовой деятельности.

Регламентирование финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая деятельность — ее тактику.

Регламентирование финансовых отношений осуществляется через законодательное регламентирование, которое ставит финансовую деятельность на стабильную правовую основу и административное регламентирование, которое предусматривает предоставление прав регулирования финансовых отношений органам государственного управления.

В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений, который характеризуется той долей дохода, распределяемого и потребляется в соответствии с действующими законами или административных решений, различают три типа финансовой политики:

— Жесткая регламентация предусматривает, что большая часть финансовых отношений регулируется государством, ей присущ достаточно высокий уровень бюджетной централизации ВВП. Эта политика проводится в условиях административной экономики или в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Такая политика малоэффективна, поскольку подрывает стимулы к продуктивной деятельности, ведь финансовым продуктом деятельности — доходом — больше распоряжается государство, чем его владельцы — юридические и физические лица.

— Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений. Она имеет уравновешивать интересы государства и общества, интересы отдельных юридических и физических лиц, обеспечивать достаточные стимулы для продуктивной деятельности и одновременно позволять государству влиять на социально-экономическое развитие общества.

— Политика минимальных ограничений направлена ​​на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательства и граждан в эффективном хозяйствовании. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые к тому же сводятся к минимуму.

Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики, ее основными орудием является бюджет. Его структуризация по источникам формирования доходов и направлениям расходов характеризует ту или иную финансовую политику. Например в зависимости от задач, на решение которых направлена ​​финансовая политика, она делится на следующие виды:

 политика экономического роста;

 политика сдерживания деловой активности.

Дееспособность финансовой политики зависит от эффективности деятельности государства на каждом этапе и правильности принятых решений. Ее формирование начинается с четкого определения целей и постановки обоснованных задач. Исходя из этого осуществляется выбор типа финансовой политики — жесткая или умеренная регламентация, или политика минимальных ограничений; дискреционная или встроенных стабилизаторов. На этой основе выбираются направления реализации (решается, какие задачи обеспечиваются средствами монетарной, а какие фискальной политики) и инструменты реализации и способы обеспечения скоординированности их действий.

На основе сформированной политики осуществляются конкретные мероприятия в сфере финансов. При этом очень важно обеспечить действенность финансовых инструментов, ведь результативность финансовой политики зависит как от ее обоснованности, так и от того, как реализуются механизмы ее осуществления. В связи с этим крайне важно контроль за ходом реализации произведенной финансовой политики.

2.4 Финансовый механизм: сущность, содержание, структура,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×