Gocapital.ru

Мировой кризис и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация государственных финансов

Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне

Государственные финансы,совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

В составе государственных финансов выделяют:

*государственные финансы на федеральном уровне (призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти);

*государственные финансы на уровне субъектов РФ (регион.) (создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ).

Государственные финансы на федеральном уровне из государственных внебюджетных фондов РФ и федерального бюджета.

Федеральный бюджетформа накопления и использования денежных средств, которые предназначены для того, чтобы обеспечивать задачи и функции государство. Образование федерального бюджета происходит при помощи аккумуляции налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам можно отнести: федеральные налоги, зачисляемые в федеральный бюджет на основе федерального законодательства; региональные налоги; пени и штрафы.

Неналоговыми доходами являются: доходы от использования государственного имущества, находящегося в собственности страны; доходы от продажи нематериальных активов; штрафные санкции и средства; доходы от внешнеэкономической деятельности.

К безвозмездным перечислениям относят: безвозмездные начисления от коммерческих организаций, от некоммерческих организаций и безвозмездные поступления от бюджетов других уровней.

К прочим видам доходов в федеральный бюджет также относят перечисления от предпринимательской деятельности, и финансирование за счёт источников покрытия дефицита бюджета.

Существуют также поступления от внутренних источников финансирования дефицита (размещение государственных ценных бумаг, различные займы и т.д.) и внешние источники (займы, которые осуществляются в иностранной валюте, кредиты от иностранных фирм, банков, организаций и т.п.)

Направления расходования средств федерального бюджета:

• государственное управление и местное самоуправление;

• правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

• промышленность, энергетику и строительство;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

• транспорт, связь и информатику;

• предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

• обслуживание государственного долга;

• пополнение государственных запасов и резервов;

• финансовую помощь бюджетам других уровней;

• мобилизационную подготовку экономики;

• исследование и использование космического пространства;

• дорожное хозяйство;
Государственные внебюджетные фонды социального назначения РФ: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд ОМС.

Государственные финансы на региональном уровне включают:

*бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты),

*территориальные государственные внебюджетные фонды и государственный кредит.

Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения.

К территориальным государственным внебюджетным фондам согласно действующему законодательству относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Бюджеты субъектов РФ характеризуются разными видами:

бюджетами республик, бюджетами краев, бюджетами областей, бюджетами автономных округов, бюджетом автономной области,

бюджетами городов федерального назначения (Москва, Санкт-Петербург).

БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ называют региональным бюджетом.

Доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджета субъекта РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов гос-ной власти субъектов РФ (ст. 55 БК РФ). Иные неналоговые доходы поступают в Б.с. РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам Б.с. РФ относятся: а) собственные налоговые доходы Б.с. РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между Б.с. РФ и местными бюджетами определяются законом о Б.с. РФ на очередной финансовый год и ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»**; б) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в Б.с. РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы Б.с. РФ формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в т.ч. за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Расходы, финансируемые исключительно из Б.с. РФ, установлены в ст. 86 БК РФ. К ним относятся следующие функциональные виды расходов: а) обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; б) обслуживание и погашение гос-ного долга субъектов РФ; в) проведение выборов и референдумов субъектов РФ; г) обеспечение реализации региональных целевых программ; д) формирование гос-ной собственности субъектов РФ; е) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; ж) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов гос-ной власти субъектов РФ; з) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ; и) оказание финансовой помощи местным бюджетам; к) обеспечение осуществления отдельных гос-ных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; л) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос-ной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; м) прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ. Кроме того, в ст. 85 БК РФ перечислены расходы, совместно финансируемые из бюджета РФ, Б.с. РФ и местных бюджетов.

Организация государственных финансов

Организация государственных финансов

В соответствии со статьёй 5 Конституции Российской Федерации государственная власть на территории РФ проходит на базе разграничения предметов ведения и должностных полномочий между органами государственной власти РФ, что характерно федеративной формой государственного аппарата. Исходя из сказанного, можно заметить, что в Российской Федерации структура государственных финансов подразделяется на государственные финансы, характеризующиеся на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов Российской Федерации. Государственные финансы на федеральной ступени должны обеспечивать реализацию функций, которые возложены на органов государственной власти.

Государственные финансы на федеральном уровне состоят из государственных внебюджетных фондов РФ и федерального бюджета. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют лишь данные внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд ОМС.

Что касается государственных финансов на региональном уровне, то они включают в себя бюджеты субъектов РФ и территориальные гос. внебюджетные фонды. Бюджеты субъектов РФ характеризуются разными видами: бюджетами республик, бюджетами краев, бюджетами областей, бюджетами автономных округов, бюджетом автономной области, бюджетами городов федерального назначения (Москва, Санкт-Петербург). К территориальным государственным внебюджетным фондам относят территориальные фонды ОМС.

Федеральный бюджет находится в основе финансовой базы органов государственной власти РФ. В нем собирается значительная часть объема финансовых ресурсов, которые формируются в распоряжении данных органов.

Федеральный бюджетформа накопления и использования денежных средств, которые предназначены того, чтобы обеспечивать задачи и функции государство. Образование федерального бюджета происходит при помощи аккумуляции налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.

Читать еще:  Содержание финансовой политики государства

К налоговым доходам можно отнести: федеральные налоги, зачисляемые в федеральный бюджет на основе федерального законодательства; региональные налоги; пени и штрафы.

Неналоговыми доходами являются: доходы от использования государственного имущества, находящегося в собственности страны; доходы от продажи нематериальных активов; штрафные санкции и средства; доходы от внешнеэкономической деятельности.

К безвозмездным перечислениям относят: безвозмездные начисления от коммерческих организаций, от некоммерческих организаций и безвозмездные поступления от бюджетов других уровней.

К прочим видам доходов в федеральный бюджет также относят перечисления от предпринимательской деятельности, и финансирование за счёт источников покрытия дефицита бюджета.

Существуют также поступления от внутренних источников финансирования дефицита (размещение государственных ценных бумаг, различные займы и т.д.) и внешние источники (займы, которые осуществляются в иностранной валюте, кредиты от иностранных фирм, банков, организаций и т.п.)

Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровнях

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства.

Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ [138] , в состав которых входят бюджет Пенсионного фонди

Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Средства федерального бюджета и бюджетов государственных ннебюджетных фондов РФ находятся в федеральной собственности, указанные бюджеты утверждаются в форме федеральных законов.

Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов [139] . Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов относятся бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Средства бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности субъектов РФ, данные бюджеты утверждаются в форме законов субъектов РФ.

Таким образом, состав государственных финансов в России можно представить в следующем виде (рис. 11.1) (с. 284).

Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности федеральных органов государственной власти. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.

Федеральный бюджет — фонд денежных средств, находящийся в распоряжении федеральных органов государственной власти и обеспечивающий выполнение возложенных на них функций и шдач.

Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и других доходов.

Рис. 11.1. Состав государственных финансов в Российской Федерации

К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы: от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на при быль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых и др.); от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства РФ по налогам и сборам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет.

Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: дохо ды от внешнеэкономической деятельности (таможенных пошлин и таможенных сборов и др.); доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности (перечисления част прибыли Центрального банка РФ, арендной платы за переда чу в возмездное пользование государственного имущества Р

Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления.

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использования на государственную поддержку экономики, стимулирование научно-технического прогресса, социальную защиту граждан, обеспечение обороноспособности и правопорядка, осуществление иных функций государства.

В соответствии с федеративным устройством Российской Федерации система органов государственной власти основана на разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из этого в составе государственных финансов в Российской Федерации можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов Российской Федерации (региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти Российской Федерации, в то время как государственные финансы на региональном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные финансы на федеральном уровне включают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. К бюджетам государственных внебюджетных фондов относятся: бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Государственные финансы на региональном уровне состоят из бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами субъектов Российской Федерации являются: республиканские бюджеты республик, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, окружные бюджеты автономных округов, областной бюджет автономной области, городские бюджеты городов федерального значения. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов согласно действующему законодательству представлены территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти Российской Федерации сконцентрирован в федеральном бюджете.

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Налоговыми доходами федерального бюджета являются:

— федеральные налоги и сборы и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (например, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы по подакцизным товарам (продукции), налог на добычу полезных ископаемых, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции и др.);

— денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащие зачислению в федеральный бюджет.

В качестве неналоговых доходов в федеральный бюджет зачисляются: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности (в частности, таможенные пошлины, таможенные сборы и др.); платежи при пользовании природными ресурсами (например, плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами и др.); штрафы.

Помимо доходов в федеральный бюджет зачисляются поступления из внутренних и внешних источников финансирования его дефицита.

Поступлениями из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются: поступления в валюте Российской Федерации от размещения государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации; кредиты, полученные в валюте Российской Федерации от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; поступления от реализации государственных запасов; остатки средств федерального бюджета на счетах.

Кредиты Банка России, а также средства от приобретения Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут направляться на финансирование дефицита федерального бюджета.

К поступлениям из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: поступления в иностранной валюте от размещения государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Читать еще:  Финансовые органы государства это

Средства, поступающие в федеральный бюджет, направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; проведение выборов и референдумов Российской Федерации; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; финансирование фундаментальных исследований; обслуживание государственного долга; финансирование национальной обороны и т.д.

Помимо федерального бюджета значительный объем финансовых ресурсов органов государственной власти Российской Федерации сосредоточен в бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Бюджет государственного внебюджетного фонда — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов формируются посредством: обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации (отчислений от единого социального налога; отчислений от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; различных страховых взносов; средств федерального бюджета и др.); добровольных взносов физических и юридических лиц; доходов от размещения временно свободных средств фондов; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Финансовой базой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются региональные бюджеты, в которых сосредоточен основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

— федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, сбор за пользование объектами животного мира и др.);

— налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в том числе, единый сельскохозяйственный налог, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения);

— региональные налоги, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в том числе, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);

— денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащие зачислению в региональный бюджет.

Неналоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации являются: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации (в том числе, дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации); платежи при пользовании природными ресурсами (например, платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню и др.); административные платежи и сборы; штрафы, санкции и возмещение ущерба субъектам Российской Федерации.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям в бюджеты субъектов Российской Федерации относятся: финансовая помощь из федерального бюджета; субвенции из Федерального фонда компенсаций и иные субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации; безвозмездные и безвозвратные перечисления от юридических лиц; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Согласно ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые и неналоговые доходы, поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций), являются собственными доходами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сбалансированность региональных бюджетов обеспечивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации, к которым относятся: поступления от размещения государственных ценных бумаг, выпущенных от имени субъектов Российской Федерации; кредиты, полученные от кредитных организаций; бюджетные кредиты из федерального бюджета; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации; остатки средств бюджетов субъектов Российской Федерации на счетах.

Наряду с бюджетами субъектов Российской Федерации финансовые ресурсы, формируемые в распоряжении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сосредоточены в бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для реализации отдельных конституционных прав граждан (в частности, на охрану здоровья и медицинскую помощь).

Доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов образуются за счет (тоже самое что и обычный фонд )

Основной объем расходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов направляется на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации. Кроме того, за счет средств бюджетов указанных фондов финансируются отдельные мероприятия в области здравоохранения (например, в рамках различных целевых программ), а также деятельность фондов.

Между бюджетами и бюджетами внебюджетных фондов на федеральном и региональном уровне существуют определенные взаимосвязи, среди которых можно выделить следующие:

— между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Например, из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации перечисляются средства в порядке финансовой помощи (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидии на реформирование и оздоровление региональных финансов); из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет перечисляются средства в погашение ранее предоставленных бюджетных кредитов;

— между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Так, из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации перечисляются средства единого социального налога на выплату базовой части трудовой пенсии

— между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов. Из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования перечисляются средства в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

— между бюджетами государственных внебюджетных фондов и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов. Например, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования перечисляются средства на выравнивание финансовых условий их деятельности в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Дата добавления: 2018-05-30 ; просмотров: 670 ;

Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления. Тема 13

Содержание государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использования на государственную поддержку экономики, стимулирование научно-технического прогресса, социальную защиту граждан, обеспечение обороноспособности и правопорядка, осуществление иных функций государства.

Основное назначение государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении органов государственной власти и органов местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций. Посредством государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают воздействие на экономику и социальную сферу, формируют инвестиционный потенциал, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития территорий и др.

Организация государственных и муниципальных финансов зависит от формы государственного устройства и особенностей построения местного самоуправления.

Традиционно унитарное государство отличает высокая степень централизации государственных финансовых ресурсов, когда основная часть бюджетных средств находится в распоряжении центральных органов государственной власти. В свою очередь формирование бюджетов местных органов власти осуществляется посредством отчислений от доходов, подлежащих зачислению в центральный бюджет, и финансовой помощи. В федеративном государстве в отличие от унитарного предусматривается разграничение доходов между бюджетами, осуществляемое в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. При этом объем финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение федеральных органов государственной власти, сокращается, а доля доходов, зачисляемых в бюджеты органов государственной власти субъектов федерации, увеличивается. Масштабность межбюджетного перераспределения средств в федеративном государстве по сравнению с унитарным существенно ниже.

Читать еще:  Государственные финансовые активы

Конституция Российской Федерации устанавливает принцип равноправия ее субъектов, что исключает различия в объеме полномочий их органов власти. Соответственно равноправными субъектами Российской Федерации являются края, области и входящие в их состав автономные округа. Формирование финансовых ресурсов таких краев, областей и автономных округов осуществляется в условиях разграничения полномочий между данными субъектами Российской Федерации. При этом состав и объем доходов, зачисляемых в бюджеты указанных субъектов Российской Федерации, регулируется федеральными законами и договорами между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.

Организация местных финансов определяется принадлежностью муниципального образования к тому или иному уровню административно-территориального деления государства и зависит от статуса территории, на которой оно формируется.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальными образованиями признаются поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения. При этом перечень видов муниципальных образований определен как исчерпывающий и подлежит изменению и дополнению исключительно в рамках федерального законодательства. Принадлежность к различным территориальным уровням указанных муниципальных образований (поселения образуются на территории муниципальных районов) определяет необходимость разграничения доходов между бюджетами органов местного самоуправления. Федеральное законодательство устанавливает состав и уровень доходов, зачисляемых в бюджеты муниципальных образований каждого из видов.

В соответствии с федеральным законодательством муниципальные образования формируются на территории закрытых административно-территориальных образований и наукоградов. Наделение данных территориальных образований особым статусом обусловлено соответственно наличием объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны, или специализацией градообразующих организаций на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса. Особый статус предопределяет больший объем полномочий органов местного самоуправления и дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, расширение полномочий по мобилизации финансовых ресурсов органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований обусловлено обязательствами, возлагаемыми на них в связи со специальными условиями проживания граждан (например, обязательствами по переселению на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с отдельными организациями закрытого административно-территориального образования). С целью предоставления дополнительных финансовых ресурсов федеральным законодательством предусматривается право закрытых административно-территориальных образований на получение финансовой помощи федеральных органов государственной власти.

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в форме бюджетов и внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них функций. Бюджет — основная форма образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных общественных потребностей.

В отличие от бюджета средства внебюджетных фондов направляются на удовлетворение определенных, как правило, особо значимых потребностей общества. Мобилизация финансовых ресурсов во внебюджетные фонды осуществляется с учетом заранее обозначенных целей использования данных средств. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти формируется посредством мобилизации государственных доходов, включающих доходы бюджетов органов государственной власти и доходы государственных внебюджетных фондов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней и государственные внебюджетные фонды).

Финансовые ресурсы органов местного самоуправления формируются преимущественно за счет мобилизации муниципальных доходов.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований).

Сбалансированность бюджетов и государственных внебюджетных фондов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов). Финансирование дефицита бюджетов обеспечивается посредством привлечения денежных средств на финансовом рынке (в формах займов путем размещения государственных и муниципальных ценных бумаг; кредитов кредитных организаций; бюджетных кредитов из бюджетов других уровней) и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы государственной власти имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — только внутренних источников.

Денежные накопления органов государственной власти и органов местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и органами местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства.

Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). Основным источником финансовых ресурсов органов местного самоуправления является валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти осуществляется в виде государственных расходов, включающих расходы бюджетов и расходы государственных внебюджетных фондов.

Государственные расходы — это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

Направляя финансовые ресурсы на решение вопросов местного значения, органы местного самоуправления осуществляют муниципальные расходы.

Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

Основное назначение государственных и муниципальных расходов проявляется в использовании органами государственной власти и органами местного самоуправления финансовых ресурсов в ходе своей деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, укреплению обороноспособности государства и др. Направления использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов зависят от особенностей исторического развития государства, решаемых социально-экономических задач, функций органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 61 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector